понедельник, 2 сентября 2019 г.

Ахен: "Ахенский собор - 1200 лет яркой истории" (Aachener Dom, Германия)


Ахенский собор (Aachener Dom, Aachener Münster) - это кафедральный собор епархии Ахена, которой за 1200 лет своей яркой истории успел стать усыпальницей Карла Великого (814) и Оттона III (1002), имперским собором (Kaiserdom), местом коронации германских королей (35 правителей - от Людовика Благочестивого до Фердинанда I) и императоров Священной Римской империи (с 936 по 1531), хранилищем величайших христианских реликвий, центром паломничества верующих всего мира (начиная с 1349 года, теперь каждые 7 лет), уникальным памятником архитектуры Каролингского возрождения, одним из первых 12 мировых объектов и первым историческим памятником Германии, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1978). 
Карл Великий с макетом Ахенского собора без неоготической колокольни,
которую достроили в 1884 году
История Ахенского собора началась с того, что в 795 году во время строительства в Ахене своего грандиозного королевского пфальца (дворца) легендарный король франков Карл Великий заложил первый камень в основание одной из важнейших его частей - Дворцовой капеллы (Cappella Palatina, Pfalzkapelle), получившей название "Октагон". Строительство продлилось почти 10 лет, и в 805 году капелла, которая призвана была стать "подобием Небесного Иерусалима, символизирующим единение земного и небесного", была освящена папой Львом III во имя Девы Марии. Изначально она соединялась с основным зданием дворца длинной крытой галереей, а после разрушения королевского пфальца стала основой готического Ахенского собора.
Симметричное здание высотой около 30 и диаметром около 32 метров окруженное двумя ярусами 16-гранных галерей было построено итальянскими и византийскими мастерами по проекту зодчего Одо из Меца (742–814), опиравшегося на наследие знаменитого римского архитектора Витрувия (De architectura, I до н.э.). Его прообразом, скорее всего, послужила византийская базилика Сан-Витале в Равенне (VI в), хотя конструкция нового сооружения была уже более прогрессивной, а во внутреннем убранстве органично переплетались элементы  античной, византийской и средневековой архитектуры. Еще одной новинкой было оформление западного фасада, т.н. вестверк (монументальный западный фасад, расположенный перпендикулярно главному нефу). Эта массивная пристройка с двумя лестничными башнями и портальной нишей, стала весомым вкладом каролингов в романскую архитектуру. 
А теперь к вопросу о Небесном Иерусалиме. В Откровении Иоанна Богослова описывается видение Небесного Иерусалима, в котором, кроме всего прочего, "длина и широта и высота его равны». Стремясь к этому идеалу, ахенское здание соответствовала следующим геометрическим пропорциям - 1:1 для отношения ширины к высоте центрального здания и 1:2 для отношения ширины к высоте восьмиугольника. Таким образом, гармония здания и соответствовала нормам Небесного Иерусалима в понимании Каролингов (wikiwand.com).
Византийская базилика Сан-Витале в Равенне (VI в)
"Внешний облик таких церквей был очень скуп и не имел почти никаких декоративных деталей. Зато интерьер при всей простоте структуры был красив и параден. Нефы разделялись колоннами из мрамора и гранита. Продольные стены в центральном нефе выше рядов колонн, как правило, были покрыты мозаикой, а полы выложены из разноцветного мрамора". Все это в полной мере относилось и к капелле Карла Великого. Ее богатое внутреннее убранство сочетало в себе элементы византийского и дороманского искусства, а роскошные материалы, которые свозились со всех сторон огромного франкского государства, эффектно подчеркивали высокий статус нового королевского дома, которым правил Карл. В тоже время декор Дворцовой ахенской капеллы был полон символизма. Привезенные из Рима и дворца Теодориха (VI век) в Равенне облицовочные материалы, мрамор и сполии наглядно демонстрировали притязания Карла на преемственность по отношению к римским императорам (translatio imperii - «перенесение империи» от римлян к франкам) и остготским королям.
Дворцовая капелла Карла Великого
Капеллу венчал высокий восьмигранный купол на восьми мощных опорах, и это было первое купольное сооружение постантичного периода севернее Альп. Первоначально он был украшен фресками со сценами Апокалипсиса. Они не сохранились (только недавно в проеме одного из окон был обнаружен небольшой фрагмент старинной фрески эпохи Каролингов), потому что после 997 года были заложены мозаикой с изображением Христа, символов евангелистов и фигур апостолов. Но и мозаике со временем тоже не повезло. В 1719 году перестроенный после пожара 1656 года купол заштукатурили и расписали в стиле барокко. Сначала это сделали итальянцы Васалли и Артари, а в 1731-1733 - Бернардини и Априли. Но за следующие сто с лишним лет барочный декор очень потемнел, а когда в 1869-1873 годах штукатурка была удалена, под ней обнаружилась общая схема рисунка мозаики купола. Что же до самого рисунка, то основываясь на картине итальянца Ciampini (1699), можно было предположить, что на нем был изображен сюжет из пятой главы Апокалипсиса.
Новые мозаики были созданы в конце XIX начале ХХ века в рамках пост-наполеоновской реконструкции Собора по заказу "Общества Карла Великого". Сначала в 1880-1881 году, используя немногие исторические сведения, бельгийский художник Жан-Батист Бетун (Jean-Baptiste Bethune) создал Купольный рисунок из мозаики изготовленной на фабрике Антонио Сальвиати (Antonio Salviati) в Мурано (Италия). А затем в 1898 году был объявлен конкурс на продолжение работ, и его выиграл профессор  Герман Шапер (Hermann Schaper), который занимался комплексной реконструкцией Собора вплоть до 1911 года. Он закончил весь объем мозаичных работ (стеклянная мозаика была изготовлена компанией Puhl & Wagner), инкрустировал стены и полы цветным мрамором, реанимировал бронзу на решетках и дверях и полностью обновил цветное остекление готических хоров (www.wikiwand.com).
Купольная мозаика "Христос во славе"
Что же касается рисунка новых мозаик, то все они были выполнены согласно декоративным приемам, сложившимся в эпоху раннего христианства в Равенне, когда своды и стены были отделаны яркими мозаичными коврами на золотом фоне. "На них чередуются зеленые виноградные лозы с винно-красными гроздьями ягод, белые и синие васильки на золотых стеблях, святые мужи и жены в белых одеяниях в изумрудной траве с алыми маками у ног. В золотом пространстве под куполом восседает на троне Христос, горят звезды, вспыхивают золотыми, красными, синими искрами крылья ангела, льва, тельца и орла, предстоят с обращенными к Христу ликами белоснежные фигуры франкских королей" (edufuture.biz). Не знаю как выглядели первые мозаики в период Средневековья, но те, что украшают Ахенскую капеллу сейчас - это действительно великолепные золотые ковры с разнообразными яркими рисунками (около 32 миллионов мозаичных камней), от которых трудно отвести взгляд. Совершенно фантастическое зрелище!
"Мозаичное изображение "Небесного Иерусалима" на своде при входе в Ахенский Дом.
Город, символически окружен 4 библейскими реками: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат.
Согласно Библии, река Евфрат ("поток" в переводе с иврита) вытекает из Эдема
и разветвляется на эти четыре реки, орошает разные земли"
Главной отличительной чертой имперских соборов, первым из которых стал собор в Ахене, является наличие двух хоров в начале и конце церковного нефа. Дополнительные хоры на втором этаже назывались Хохмюнстер и предназначались для императора и его семьи. Таким образом имперская власть ставилась на один уровень с властью Бога.
Хоры второго этажа предназначались для императорской семьи
Мозаики галереи второго этажа
Верхняя галерея Ахенской капеллы, на которую вели мощные винтовые лестницы, проложенные в толще массивных стен истворка, тоже была исключительно королевским, а позже императорским пространством, выполнявшим по совместительству роль тронного зала. Здесь император проводил государственные советы и принимал почетных гостей. Тут размещался Главный алтарь и именно сюда выходила крытая галерея, которая объединяла церковь с королевским дворцом.
32 колонны из цветного мрамора были изъяты по приказу Наполеона и перевезены в Париж.
Позже почти все они были возвращены, отреставрированы и установлены на прежнее место,
а недостающие были изготовлены по образцу
На фото слева: винтовая лестница на галерею второго этажа
На фото справа: фрагмент 16-гранной галереи с колоннами
Оригинальные бронзовые решетки, сделанные в VIII веке в мастерских Каролингов,
до сих пор считаются одними из самых ценных предметов церкви.
Первоначально они были позолоченными
На галерее второго этажа был установлен трон из старого античного мрамора, по некоторым данным, вывезенного из храма Гроба Господня в Иерусалиме. Это довольно высокое массивное кресло было создано по образу и подобию трона библейского царя Соломона с его 6 ступенями. Хотя в ахенском варианте престол не был декорирован ни золотом, ни многочисленными фигурами птиц и зверей. Некогда белый, а теперь потемневший от времени трон выглядит сурово и лаконично - просто стоящие на постаменте пять мраморных плит скрепленных бронзовыми скобами. Однако, это не помешало ему в течение 600 лет участвовал в коронации 35 германских королей, подчеркивая их статус "наследников библейских царей".
Трон Карла Великого было создано по образу и подобию трона библейского царя Соломона
Он был главным атрибутом коронаций королей и императоров на протяжении 600 лет
Таинственный ящик в основании трона. Его предназначение точно не знала даже экскурсовод,
но предположительно он использовался для размещения ценных реликвий
Император сидел на галерее второго этажа "лицом к Христу, изображенному на куполе, и лицом к алтарю Святого Спасителя, расположенному на его уровне. Он доминировал над главным алтарем, посвященным Деве Марии и алтарём Святого Петра, расположенным на востоке, в четырехугольной апсиде. Вся организация пространства была направлена на демонстрацию власти короля и императора - назначенный Богом для управления, он превосходил даже папу, преемника Святого Петра".
Трон Карла Великого из 5 слябов античного мрамора скрепленных бронзовыми скобами
Главное изображение купола - Христос во славе.
Лаз в основании трона Карла Великого по некоторым данным использовали паломники,
которые, проползая под троном, показывали особое благоговение перед императором
Вид на Дворцовую капеллу с галереи второго этажа
Один из алебастровых светильников галереи второго этажа (1900 год)
Карл Великий умер в 814 году, и выстроенная им часовня естественным образом стала его усыпальницей. Согласно отчету Эйнхарда (руководитель Палатинской академии при дворе Карла Великого) император был захоронен в капелле, а над могилой была размещена позолоченная доска с надписью: "Здесь покоится тело Карла, великого и правоверного императора, который со славой расширил пределы государства франков и счастливо управлял им в течение сорока семи лет". Но после того, как около 881 года в этих краях похозяйничали норманны, следы захоронения первого императора Западной Римской империи таинственно затерялись. Поисками могилы занялись только 200 лет спустя. В 1000 году мечтающий стать приемником Карла Великого 20-летний германский император Оттон III, приказал найти гробницу своего кумира. А когда она была найдена, "под мраморным троном в западном портале капеллы Св. Марии, он распорядился вскрыть гроб и взял из него золотой нашейный крест, а также кусочки еще не истлевшей одежды боготворимого им императора" (Хроника Титмора). Это экстраординарное событие, которое, мягко говоря, вызвало неоднозначную реакцию  современников, было описано еще двумя монахами, один из которых записал его со слов графа Отто из Ломелло: "Мы вошли к Королю (Charles) и обнаружили его не лежащим, наподобие других мертвых тел, а сидящим на стуле как если бы он был живой. На нем была золотая корона, в руках он держал скипетр" (Хроника Новалеса). Как бы там ни было на самом деле, но найденные в гробнице останки больше уже не терялись. Теперь их поместили в резной мраморный саркофаг Прозерпины (II век, Рим, сейчас он хранится в Сокровищнице собора), а в центре капеллы положили плиту с надписью "Carolo Magno".
Мраморный саркофаг Прозерпины (фото из интернета)
Но это было только начало. Покоиться с миром Карлу Великому пока было не суждено. В 1165 году еще один  его поклонник знаменитый германский король и император Фридрих I Барбаросса, мечтавший о возрождении прежнего могущества империи Карла, добавил к своему титулу слово "Священная" (император Священной Римской империи) и посчитал, что его далекого "предка" (каковым он на самом деле не был) пора бы причислить к лику святых. Он вновь открыл могилу императора и добился от антипаппы Пасхалия III его канонизации. Правда, она до сих пор не признана официальной церковью, поэтому Карл Великий почитается только как святой покровитель Ахена.
А еще в 1156 году Барбаросса и его жена Беатрикс подарили Собору кованное паникадило (Barbarossa chandelier) диаметром более 4-х метров. Огромная, позолоченная люстра на 48 свечей (они символизируют 12 апостолов, 12 мучеников, 12 исповедников и 12 девственниц) до сих пор торжественно свисает из под купола "Октагона", повторяя его очертания. Этот грандиозный обруч в форме императорской короны с 16 башенками по окружности, который, согласно хроникам, тоже символизировал Небесный Иерусалим, был выполнен ахенским ювелиром Вибертусом, которому понадобилось свыше 10 лет на создание этого шедевра. Надпись на люстре, при монтаже которой была разрушена часть потолочных мозаик, имеет религиозно-посвятительное значение и упоминает Иерусалим, Сион, Деву Марию, жену Барбароссы - Беатрикс и т.п.
В 1156 году Барбаросса подарил Собору кованное паникадило диаметром более 4-х метров
Позолоченная люстра на 48 свечей повторяет очертания"Октагона", .
Грандиозный обруч с 16  башенками по окружности символизировал Небесный Иерусалим
Но вернемся к многострадальным останкам императора Карла. В 1215 году нашелся еще один император, которому не давала покоя слава Карла Великого. Внук Фридриха Барбароссы -  Фридрих II вновь потревожил его останки, переложив их в еще более красивый и богатый саркофаг - Karlsschrein (период с 1165 по 1215), в котором, они мирно покоятся до сих пор... Если не считать период с 1993 по 1998 год, когда средневековый ларец находился на длительной реставрации.
Саркофаг с останками Карла Великого
Обитая листовым золотом и серебром двухметровая (2,04) дубовая рака в виде однонефного храма, считается второй по размеру гробницей после саркофага трех Волхвов в Кёльнском соборе (2,2). Она украшена великолепными барельефами, драгоценными камнями, филигранью и эмалями. На передней торцевой стороне изображен Карл Великий в окружении папы Льва III и архиепископа Рейнского, на задней торцевой - Мадонна с младенцем Христом, а также Вера, Надежда и Любовь. На боковых сторонах - 16 императоров на троне (по 8 с каждой стороны) с подписями под ними. Но среди них почему-то нет Фридриха I Барбароссы! А все дело в том, что он, вроде бы, предстает там в облике самого Карла Великого, т.к. последний почему-то изображен с его лицом! (history.wikireading.ru)... а может это все мистификация... по-моему они все в то время были на одно лицо...
На боковых сторонах ларца изображено 16 императоров на троне с подписями под ними
Фотографировать раку очень сложно, потому что она храниться под стеклом
По утверждению некоторых исследователей Карл Великий изображен здесь с лицом
Фридриха Барбароссы, но, думаю, это спорный вопрос 
Поскольку Шарлема́нь (Карл Великий по-французски - Charles le Magne, прижилось слитное написание Charlemagne) почитался прародителем не только германских, но и французских монархов, то они тоже внесли небольшую лепту в дело увековечивания своего легендарного предка. По заказу короля Франции Людовика XI в 1481 году были построены отдельные реликварии для отображения костей правой руки Карла Великого, а его череп был вмонтирован в золотой бюст. Сейчас эти реликвии хранятся в сокровищнице Собора.
Реликвии Ахенской Сокровищницы
Сегодня Дворцовая капелла является центральной частью целого комплекса Ахенского собора, который постепенно сложился за 1200 лет своей бурной истории. Первыми в 1353-1414 годах к часовне были пристроены готические хоры. Их появление было вызвано насущной потребностью в организации специального пространства для демонстрации "Четырех святынь" во время многолюдного ахенского паломничества. Высокие светлые 32-х метровые хоры с великолепными, занимающими более 1000 метров квадратных (13 стрельчатых окон высотой 25 м), яркими витражами очень эффектно контрастировали с полумраком основной капеллы и были прозваны Capella vitrea ("Стеклянная капелла" или "Стеклянный дом Ахена"). Эта капелла была освящена в 1414 году в честь 600-й годовщины со дня смерти Карла Великого. К сожалению, первоначально созданные витражи до наших дней не сохранились. В 1729 году они были значительно побиты градом, и в 1779-80 годах заменены простым стеклом. Витражное остекление решено было реконструировать лишь в самом конце XIX века, но и эти витражи погибли в бомбежках последней войны. Так что сейчас в "Стеклянном доме" мы видим уже третью версию остекления, которую создали в 50-х годах прошлого века. Может, конечно, это и новодел, но смотрится он просто грандиозно! 
"Стеклянный дом Ахена" (фото из интернета)
Внешний вид и потолок готических хоров
В конце XVIII века в ходе реконструкции церкви в стиле барокко по указанию епископа Бердолета средневековые фрески на стенах "Стеклянного дома" были закрыты белой штукатуркой с лепным декором, а на их фоне развесили гобелены. Стоящие между витражами фигуры и Сияющая мадонна также были выкрашены в белый цвет. Все эти нововведения, к счастью, были исправлены в ходе последующих реставраций. 
Сейчас кроме великолепных ярких витражей готическую капеллу украшают отмытые от белой краски и стоящие на консолях с фигурами ангелов-музыкантов статуи императоров и святых(1486), а также восстановленные только в 2000 году остатки готической росписи 1430-х годов.
Фигура хорового столба Карла Великого с моделью Ахенского собора
Консоль с ангелами-музыкантами
Фреска "Поклонение волхвов"
Фреска "Коронование Девы Марии"  (1486)
была подарена Фридрихом III по случаю коронации его сына Максимилиана I
"Императрица Елена и Карл Великий"
Деревянные скамьи хоров (XVIII)
Помимо главной "Стеклянной капеллы" вокруг "Октагона" постепенно выросли и другие небольшие часовни (с южной стороны: Венгерская капелла (1367), капеллы святого Маттиаса (1379/1420) и святой Анны (1449); северная сторона: капеллы святого Губерта (1456/1474) и святого Николая (1487)), а довольно скромную оригинальную крышу главной капеллы после грандиозного пожара 1656 года заменили на нестандартный ребристый купол, который чем-то напоминает соковыжималку для цитрусовых. 
Что же касается готической западной башни, то после пожара 1624 года она была сокращена до двух первоначальных этажей времен каролингов и из-за недостатка финансирования в конце XVII века оснащена только временной колокольней. В 1788 году портал был переделан в барочном стиле и в него были перенесены большие бронзовые двери VIII века, известные как "Волчьи Ворота". Эти мощные литые двери весом четыре тонны, которые являются памятником средневекового каролингского искусства, служили входом в Дворцовую капеллу со дня ее открытия в начале IX века и по большим праздникам делают это до сих пор (в  обычные дни в церковь можно войти через более скромные двери с правой стороны).
Бронзовые двери VIII века, известные как "Волчьи Ворота"
Через 200 лет после установления временной колокольни, епархия, наконец, нашла средства на реконструкцию западной башни на основе оставшегося от каролингов вестверка. Построеная в 1884 году неоготическая западная башня (архитектор Hugo Schneider) окончательно завершила процесс формирования комплекса Ахенского собора, который длился без малого 1100 лет.
Современный план Ахенского собора
Башня звонница на западном фасаде и входной портал "Волчьи ворота"
Но к концу XIX века собор уже настоятельно требовал комплексной реставрации, которая была успешно проведена под руководством «Общества Карла Великого» ("Karlsverein", основано в 1849 году) при поддержке Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Стены и потолки были очищено от барочной штукатурки и украшены мозаикой, вернулись на место почти все похищенные французами колонны (остальные были вновь изготовлены), внутри главного хора появилось 14 статуй и были отреставрированы витражи. Арки и своды между опорами декорировали мрамором двух цветов, восемь опор-колонн времен Каролингов облицевали серым мрамором (до этого они были антично-белыми), а на том месте, где короновались германские короли, освятии новый алтарь.
Восемь опор-колонн времен Каролингов облицевали серым мрамором
(на левом фото оригинальная колонна VIII века)
Последняя масштабная реставрация Собора проходила с 1985 по 2011 год и обошлась около 40 миллионов евро
Но не архитектурой единой славен Ахенский собор. Коллекция собранных здесь христианских реликвий считается крупнейшей в Северной Европе и уступает европейскую пальму первенства только Ватикану. Поэтому, начиная с 1349 года по настоящее время, Ахенский Дом является четвертым по значимости после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостела местом паломничества христиан (Aachener Heiligtumsfahrt, первое паломничество возможно состоялось в 1239 году).
Будучи коронационным собором германских королей, он постоянно пополнялся щедрыми пожертвованиями монархов и представителей Священного престола. Поэтому сейчас в сокровищнице и алтаре Собора хранится не только роскошная золотая рака с останками Карла Великого, но и десятки других ценнейших средневековых реликвий, самая главная из которых - Реликварий Пресвятой Богородицы. В нем хранятся, привезенными Карлом Великим примерно в 799 году "Четыре великие ахенские святыни" - пеленки Младенца Христа; окровавленная набедренной повязки Спасителя, в которой он был во время распятия; плат, в который была завернута голова Иоанна Крестителя и полотняная рубашка Девы Марии. 
Слева - икона изображающая "Четыре великие ахенские святыни"
Справа - красочная иллюстрация списка ахенских святынь
С 800 по 1238 год «четыре великие ахенские святыни» хранились в обычном деревянном ящике и не выставлялись для поклонения. Только новые германские императоры молились перед ними в день своей коронации. Но в 1238 году император Фридрих II подарил храму новый реликварий Пресвятой Богородицы (MarienschreinЛарец Марии, 1238, предположительно тот же автор, который изготовил раку Карла Великого) и  хранящиеся в ларце святыни, стали выставлять на показ.  В средние века они собирали в Ахене толпы паломников из Германии, Австрии, Франции, Англии, Ирландии, Швейцарии и других стран. Однажды в городе с населением в 10 тыс. человек собралось около 142 тысячи молящихся. Первое сто лет их демонстрировали постоянно, но, очевидно, из-за хрупкости священных экспонатов, начиная с 1349 года до настоящего времени стали показывать только раз в 7 лет.
Реликварий Пресвятой Богородицы расположен в готических хорах Ахенского собора
Ларец Марии в бликах витражей
Так великолепно Ларец Марии выглядит без стекла, но туристы его таким не видят (фото из интернета)
Реликварий Marienschrein (Ларец Марии или Реликварий Пресвятой Богородицы, 1238), помимо своего сакрального значения, представляет собой один из наиболее значимых образцов ювелирного искусства XIII века. Также как все подобные раки того времени, этот ларец имеет форму базилики (1,84 м), изготовлен из дуба, обит золотыми пластинами и богато украшен драгоценными камнями, эмалями и филигранью. На боковых сторонах расположены позолоченные фигуры 12 апостолов, а на четырех портиках - Иисус Христос, Дева Мария с младенцем Иисусом, папа Лев III и Карл Великий. Каждые 7 лет ларец закрывают на замок, и опечатывали свинцом. Ключ от этого замка распиливают на две части - одна часть остается на хранения в Соборе, а вторая - у городских властей. Когда же приходит время следующего ахенского паломничества (Pilger Blatt-einer-heilig), пломбу сбивают молотком.
На фотографиях - замки и ключи от Ларца Марии и сам Ларец с открытой дверкой
В Сокровищнице собора хранятся еще и «три малые ахенские святыни»: кожаный пояс Иисуса Христа; тканый пояс Богородицы и кусок веревки, которой был привязан Спаситель к столбу бичевания. Они находятся в позолоченных кубках-реликвариях, украшенных жемчугом, драгоценными камнями и горным хрусталем. 
Предвидя скептические замечания по поводу реликвий, могу сказать только одно: "Все это только вопрос веры!"
Кубок-реликварий с с кожаным поясом Иисуса Христа и Шелковые мешочки в которых хранятся святыни
Святые реликвии во время паломничества. Слева - платье Девы Марии, слева - пеленки Младенца Христа
Платье Девы Марии для 2000-летней вещи смотрится очень свежо!
Ну, вот! Кажется, я рассказала об Ахенском соборе все, что знала, слышала и прочитала. Осталась только пара алтарей, кафедра и так, по-мелочи! Начнем с алтарей.
Итак, хоры Ахенского собора украшает знаменитый Золотой алтарь (Pala d’Oro), который освящен на том же месте, где находился алтарь времен Каролингов. Часть его элементов составляют детали старинного алтаря датируемого 1000-1020 годом. Это встроенная в новый алтарь фронтальная панель, состоящая из 17 позолоченных рельефных пластин разного размера. В центре Иисус-спаситель, на остальных пластинах Страсти Христовы. Особую ценность этому алтарю придает тот факт, что он является одним из четырех алтарей с золотым антепендиумом (плита с украшениями на передней стороне алтаря) эпохи раннего Средневековья дошедших до нас в такой сохранности (три других находятся в Милане, Венеции и Базеле). Вполне вероятно, что эти 17 пластин представляют собой лишь часть более крупной алтарной панели. Автором нынешней версии Золотого алтаря является ахенский ювелир Август Витте, который собрал его в 1872 году, а вот дубовую основу обновили в ходе очередной реставрации в 1950-х годах.
Панели были изготовлены из очень тонких золотых пластин 999,98 ‰ пробы.
В более поздний период они были закреплены на деревянную основу.
Собор посвящен Деве Марии (Unserer Lieben Frau von Aachen), и вполне естественно, что ее изображения с младенцем на руках занимают в нем центральные места. Одно из них подвешено в центре хоров. Это Strahlenkranzmadonna ("Сияющая мадонна" или "Мадонна в сияющем венке") - большой дубовый двухсторонний медальон (150 кг, 2,86 на 2,23 м, размер центральных фигур - 1,72 м), с каждой стороны которого изображена Мадонна с младенцем (изображения разные). Он был изготовлен в 1524 году знаменитым голландским скульптором Яном ван Стивенсвертом (Jan van Steffeswert), но затем дорабатывался с XVII по XIX век. За это время к медальону добавили лучи, дубовую основу поменяли на тополь и несколько раз переставили фигуры. В период реконструкций в стиле барокко его перекрашивали в бело-золотой, а позднее в золотой и синий цвет, а тот медальон, что мы видим сейчас, является плодом трудов реставраторов ХХ века.
Медальон "Сияющая Мадонна" в готических хорах
Медальон "Сияющая Мадонна" с разных сторон
Другое изображение Девы Марии - Aachener Gnadenbild (Ахенский Чудотворный образ Богоматери), находится справа от главного алтаря и тоже относится к XIV веку. Вернее к нему относился ее прототип, который почти полностью сгорел в страшном пожаре 1656 года. Уцелела только голова и правая рука, которая была органично вписана в новую деревянную скульптуру, а оставшийся от первой скульптуры пепел был собран и размещен в ее основании. Существует давняя традиция одаривать такие статуи красивыми нарядами и украшениями. Ахенская Мадонна получила свой первый подарок в XV веке, и с тех пор ее называют самой нарядной женщиной Ахена, ведь в ее гардеробе более 40 дорогих нарядов и несколько сотен ювелирных украшений. Самые дорогие подарки достались Мадонне от коронованных особ. Это свадебная корона Маргариты Йоркской (1461), которую она отдала в 1474 году (самый первый подарок Мадонне и единственная сохранившаяся английская королевская корона Средневековья) и расшитое 10 000 жемчужин и 72 бриллиантами платье испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении, подаренное в 1629 году. 
Согласно сложившемуся ритуалу в течении года Мадонну и младенца около 10 раз переодевают в соответствии с цветами религиозных праздников и обрядов, а для тех, кто хочет преподнести ей очередное платье, настоятельно советуют обратиться за мерками к руководству Собора (не все подаренные наряды подходят ей по фигуре).
Один из нарядов Мадонны и корона Маргариты Йоркской
Мадонна в разных нарядах
Детали консоли, на которой стоит Чудотворный образ Богоматери
Рядом со скульптурой Богоматери установлен подсвечник, где каждый может поставить свечу,
 бросив в ящик монетку 1 евро
Все!!! Осталась только кафедра и бронзовые статуи у входа.
В алтарной части находится богато украшенный амвон Генриха II (Heinrichsambo), подаренный императором в честь его коронации в 1014 году. Обитая позолоченными медными пластинами дубовая кафедра нарядно декорирована драгоценными камнями, древними сосудами из агата и горного хрусталя (II-III век), филигранью и барильефами из слоновой кости (IV век). Первоначально кафедра была установлена в дворцовой часовне, а в 1414 году перенесена в помещение готических хоров. Деревянная лестница была достроена в 1782 году.
Ну, и теперь остатки-сладки!
Литой латунный аналой (высота ) в виде орла с раскрытыми крыльями, который является символом евангелиста Иоанна Богослова, был отлит в Бельгии примерно в 1450 году. В начале XVIII века основание аналоя было переделано, а орлу укоротили крылья. В 1804 году его и вовсе хотели расплавить, но как-то обошлось. В 1865 основу с трех сторон украсили львами, а в 1874 году посадили на спину летучую мышь, как символ ночи и зла. Его общая высота составляет 187 см, высота орла - 92см. Предполагается, что первоначально, это была подставка для хоровой службы, но после ряда переделок теперь она служит, в качестве аналоя (высокий столик, на который в церкви кладут иконы, книги).
"Орлиный аналой" (готика) - пюпитр в форме орла, чьи раскрытые крылья держат книгу.

Теперь пора на выход. Осталось бросить прощальный взгляд на купол и потереть лапу большой Волчице, сидящей на постаменте в предбаннике, пардон, вестверке древнего собора. Она тут тоже очень важная и знаковая штука! 
Литая бронзовая Волчица (хотя некоторые видят в ней медведя) относится к III веку до нашей эры и сидит здесь не просто так, а как намек на ту Капитолийскую волчицу, что выкормила Ромула и Рема. Сидит и напоминает нам о том, что 1200 лет назад могущественный император франков - Карла Великий строил в Ахене не просто грандиозный пфальц с капеллой - он строил здесь свой "новый Рим"!
Ну, а что до нас - туристов, то мы используем волчицу по прямому назначению - трем лапу и ждем, когда желанье сбудется!
Все в том же вестибюле под готической башней напротив Волчицы стоит большая бронзовая Сосновая шишка (высота 129 см, между III и Х веком), которая поразительно напоминает фонтана установленный в Ватикане (во времена Карла в атриуме базилики Святого Петра). Кроме очередного намека на Рим, эта шишка символизировала благоденствие и процветание империи Карла Великого, поскольку пиния (сосна) в древние времена являлась символом здоровья, плодородия и силы жизни.
Ура! Мечты сбылись! Собор вдоль и поперек осмотрела, трон видела, фотографии сделала, с веселыми охранниками, за спиной которых несметные сокровища, попрощалась и волчью лапу на счастье потерла. Теперь сделаю еще один кружок вокруг Собора и совершенно счастливая пойду пить кофе и наслаждаться еще одной замечательной местной достопримечательностью. Я имею ввиду ахенские пряники (Aachener Printen). Но об этом будет уже следующий мой рассказ!
Капелла святой Анны. Нижние слева статуи - Святое Семейство 
Балкон на готической башне, с которого открывается потрясающий вид на город,
но подняться на него можно только в определенные дни
Небольшой сад у стен Собора
"Сегодня уже мало кто помнит, что долгие века в Европе существовала огромная Священная Римская империя, включающая в себя территории современных Нидерландов, Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, а также части Франции и Италии. Почти забылись заслуги Карла Великого, Оттона III и Фридриха Барбароссы. Один Ахенский собор до сих пор хранит память о своих легендарных императорах, и служит великолепным напоминанием о некогда огромной, а сейчас почти забытой империи" (krasoteurop.ru).

Ахенский собор (Aachener Dom) открыт ежедневно 
с 7.00 до 19.00 с апреля по октябрь и до 18.00 с ноября по март. 
Вход бесплатный, фотографирование - 1 €.
Англоязычная экскурсия в 14:00
Официальный сайт: www.aachendom.de


P.S. Пока писала этот пост прочитала огромное количество разной литературы и узнала много нового - гораздо больше, чем нам рассказала очень милая девушка-экскурсовод во время экскурсии по Собору! Все-таки очень полезно после поездок писать длинные и нудные посты в интернете!

Читайте также:
Прогулка по Ахену
Кёльнский собор


Все материалы по этой поездке:

Германия

Нидерланды

Комментариев нет:

Отправить комментарий