Карл Великий умер в 814 году, и выстроенная им часовня естественным образом стала его усыпальницей. Согласно отчету Эйнхарда (руководитель Палатинской академии при дворе Карла Великого) император был захоронен в капелле, а над могилой была размещена позолоченная доска с надписью: "Здесь покоится тело Карла, великого и правоверного императора, который со славой расширил пределы государства франков и счастливо управлял им в течение сорока семи лет". Но после того, как около 881 года в этих краях похозяйничали норманны, следы захоронения первого императора Западной Римской империи таинственно затерялись. Поисками могилы занялись только 200 лет спустя. В 1000 году мечтающий стать приемником Карла Великого 20-летний германский император
Оттон III, приказал найти гробницу своего кумира. А когда она была найдена, "под мраморным троном в западном портале капеллы Св. Марии, он распорядился вскрыть гроб и взял из него золотой нашейный крест, а также кусочки еще не истлевшей одежды боготворимого им императора" (Хроника Титмора
). Это экстраординарное событие, которое, мягко говоря, вызвало неоднозначную реакцию современников, было описано еще двумя монахами, один из которых записал его со слов графа Отто из Ломелло: "Мы вошли к Королю (Charles) и обнаружили его не лежащим, наподобие других мертвых тел, а сидящим на стуле как если бы он был живой. На нем была золотая корона, в руках он держал скипетр" (Хроника Новалеса). Как бы там ни было на самом деле, но найденные в гробнице останки больше уже не терялись. Теперь их поместили в резной мраморный
саркофаг Прозерпины (II век, Рим, сейчас он хранится в Сокровищнице собора), а в центре капеллы положили плиту с надписью "Carolo Magno".
Но это было только начало. Покоиться с миром Карлу Великому пока было не суждено. В 1165 году еще один его поклонник знаменитый германский король и император
Фридрих I Барбаросса, мечтавший о возрождении прежнего могущества империи Карла, добавил к своему титулу слово "Священная" (император Священной Римской империи) и посчитал, что его далекого "предка" (каковым он на самом деле не был) пора бы причислить к лику святых. Он вновь открыл могилу императора и добился от антипаппы Пасхалия III его канонизации. Правда, она до сих пор не признана официальной церковью, поэтому Карл Великий почитается только как святой покровитель Ахена.
А еще в 1156 году
Барбаросса и его жена Беатрикс подарили Собору кованное
паникадило (Barbarossa chandelier) диаметром более 4-х метров. Огромная, позолоченная люстра на 48 свечей (они символизируют 12 апостолов, 12 мучеников, 12 исповедников и 12 девственниц) до сих пор торжественно свисает из под купола "Октагона", повторяя его очертания. Этот грандиозный обруч в форме императорской короны с 16 башенками по окружности, который, согласно хроникам, тоже символизировал Небесный Иерусалим, был выполнен ахенским ювелиром Вибертусом, которому понадобилось свыше 10 лет на создание этого шедевра. Надпись на люстре, при монтаже которой была разрушена часть потолочных мозаик, имеет религиозно-посвятительное значение и упоминает Иерусалим, Сион, Деву Марию, жену Барбароссы - Беатрикс и т.п.
|
В 1156 году Барбаросса подарил Собору кованное паникадило диаметром более 4-х метров |
|
Позолоченная люстра на 48 свечей повторяет очертания"Октагона", . |
|
Грандиозный обруч с 16 башенками по окружности символизировал Небесный Иерусалим |
Но вернемся к многострадальным останкам императора Карла. В 1215 году нашелся еще один император, которому не давала покоя слава Карла Великого. Внук Фридриха Барбароссы - Фридрих II вновь потревожил его останки, переложив их в еще более красивый и богатый саркофаг - Karlsschrein (период с 1165 по 1215), в котором, они мирно покоятся до сих пор... Если не считать период с 1993 по 1998 год, когда средневековый ларец находился на длительной реставрации.
Сейчас кроме великолепных ярких витражей готическую капеллу украшают отмытые от белой краски и стоящие на консолях с фигурами ангелов-музыкантов статуи императоров и святых(1486), а также восстановленные только в 2000 году остатки готической росписи 1430-х годов.
|
Фигура хорового столба Карла Великого с моделью Ахенского собора |
|
Консоль с ангелами-музыкантами |
|
Фреска "Поклонение волхвов" |
|
Фреска "Коронование Девы Марии" (1486)
была подарена Фридрихом III по случаю коронации его сына Максимилиана I |
|
"Императрица Елена и Карл Великий" |
|
Деревянные скамьи хоров (XVIII) |
Помимо главной "Стеклянной капеллы" вокруг "Октагона" постепенно выросли и другие небольшие часовни (с южной стороны: Венгерская капелла (1367), капеллы святого Маттиаса (1379/1420) и святой Анны (1449); северная сторона: капеллы святого Губерта (1456/1474) и святого Николая (1487)), а довольно скромную оригинальную крышу главной капеллы после грандиозного пожара 1656 года заменили на нестандартный ребристый купол, который чем-то напоминает соковыжималку для цитрусовых.
Что же касается готической западной башни, то после пожара 1624 года она была сокращена до двух первоначальных этажей времен каролингов и из-за недостатка финансирования в конце XVII века оснащена только временной колокольней. В 1788 году портал был переделан в барочном стиле и в него были перенесены большие бронзовые двери VIII века, известные как "Волчьи Ворота". Эти мощные литые двери весом четыре тонны, которые являются памятником средневекового каролингского искусства, служили входом в Дворцовую капеллу со дня ее открытия в начале IX века и по большим праздникам делают это до сих пор (в обычные дни в церковь можно войти через более скромные двери с правой стороны).
|
Бронзовые двери VIII века, известные как "Волчьи Ворота" |
Через 200 лет после установления временной колокольни, епархия, наконец, нашла средства на реконструкцию западной башни на основе оставшегося от каролингов вестверка. Построеная в 1884 году неоготическая западная башня (архитектор Hugo Schneider) окончательно завершила процесс формирования комплекса Ахенского собора, который длился без малого 1100 лет.
|
Современный план Ахенского собора
|
|
Башня звонница на западном фасаде и входной портал "Волчьи ворота" |
Но к концу XIX века собор уже настоятельно требовал комплексной реставрации, которая была успешно проведена под руководством
«Общества Карла Великого» ("Karlsverein", основано в 1849 году) при поддержке Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Стены и потолки были очищено от барочной штукатурки и украшены мозаикой, вернулись на место почти все похищенные французами колонны (остальные были вновь изготовлены), внутри главного хора появилось 14 статуй и были отреставрированы витражи. Арки и своды между опорами декорировали мрамором двух цветов, восемь опор-колонн времен Каролингов облицевали серым мрамором (до этого они были антично-белыми), а на том месте, где короновались германские короли, освятии новый алтарь.
|
Восемь опор-колонн времен Каролингов облицевали серым мрамором
(на левом фото оригинальная колонна VIII века) |
|
Последняя масштабная реставрация Собора проходила с 1985 по 2011 год и обошлась около 40 миллионов евро |
Но не архитектурой единой славен Ахенский собор. Коллекция собранных здесь христианских реликвий считается крупнейшей в Северной Европе и уступает европейскую пальму первенства только Ватикану. Поэтому, начиная с 1349 года по настоящее время, Ахенский Дом является четвертым по значимости после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостела местом паломничества христиан (Aachener Heiligtumsfahrt, первое паломничество возможно состоялось в 1239 году).
Будучи коронационным собором германских королей, он постоянно пополнялся щедрыми пожертвованиями монархов и представителей Священного престола. Поэтому сейчас в сокровищнице и алтаре Собора хранится не только роскошная золотая рака с останками Карла Великого, но и десятки других ценнейших средневековых реликвий, самая главная из которых - Реликварий Пресвятой Богородицы. В нем хранятся, привезенными Карлом Великим примерно в 799 году "Четыре великие ахенские святыни" - пеленки Младенца Христа; окровавленная набедренной повязки Спасителя, в которой он был во время распятия; плат, в который была завернута голова Иоанна Крестителя и полотняная рубашка Девы Марии.
|
Слева - икона изображающая "Четыре великие ахенские святыни"
Справа - красочная иллюстрация списка ахенских святынь |
С 800 по 1238 год «четыре великие ахенские святыни» хранились в обычном деревянном ящике и не выставлялись для поклонения. Только новые германские императоры молились перед ними в день своей коронации. Но в 1238 году император Фридрих II подарил храму новый реликварий Пресвятой Богородицы (Marienschrein, Ларец Марии, 1238, предположительно тот же автор, который изготовил раку Карла Великого) и хранящиеся в ларце святыни, стали выставлять на показ. В средние века они собирали в Ахене толпы паломников из Германии, Австрии, Франции, Англии, Ирландии, Швейцарии и других стран. Однажды в городе с населением в 10 тыс. человек собралось около 142 тысячи молящихся. Первое сто лет их демонстрировали постоянно, но, очевидно, из-за хрупкости священных экспонатов, начиная с 1349 года до настоящего времени стали показывать только раз в 7 лет.
|
Реликварий Пресвятой Богородицы расположен в готических хорах Ахенского собора |
|
Ларец Марии в бликах витражей |
|
Так великолепно Ларец Марии выглядит без стекла, но туристы его таким не видят (фото из интернета) |
Реликварий Marienschrein (Ларец Марии или Реликварий Пресвятой Богородицы, 1238), помимо своего сакрального значения, представляет собой один из наиболее значимых образцов ювелирного искусства XIII века. Также как все подобные раки того времени, этот ларец имеет форму базилики (1,84 м), изготовлен из дуба, обит золотыми пластинами и богато украшен драгоценными камнями, эмалями и филигранью. На боковых сторонах расположены позолоченные фигуры 12 апостолов, а на четырех портиках - Иисус Христос, Дева Мария с младенцем Иисусом, папа Лев III и Карл Великий. Каждые 7 лет ларец закрывают на замок, и опечатывали свинцом. Ключ от этого замка распиливают на две части - одна часть остается на хранения в Соборе, а вторая - у городских властей. Когда же приходит время следующего ахенского паломничества (Pilger Blatt-einer-heilig), пломбу сбивают молотком.
|
На фотографиях - замки и ключи от Ларца Марии и сам Ларец с открытой дверкой |
В Сокровищнице собора хранятся еще и «три малые ахенские святыни»: кожаный пояс Иисуса Христа; тканый пояс Богородицы и кусок веревки, которой был привязан Спаситель к столбу бичевания. Они находятся в позолоченных кубках-реликвариях, украшенных жемчугом, драгоценными камнями и горным хрусталем.
Предвидя скептические замечания по поводу реликвий, могу сказать только одно: "Все это только вопрос веры!"
|
Кубок-реликварий с с кожаным поясом Иисуса Христа и Шелковые мешочки в которых хранятся святыни |
|
Святые реликвии во время паломничества. Слева - платье Девы Марии, слева - пеленки Младенца Христа |
|
Платье Девы Марии для 2000-летней вещи смотрится очень свежо! |
Ну, вот! Кажется, я рассказала об Ахенском соборе все, что знала, слышала и прочитала. Осталась только пара алтарей, кафедра и так, по-мелочи! Начнем с алтарей.
Итак, хоры Ахенского собора украшает знаменитый Золотой алтарь (Pala d’Oro), который освящен на том же месте, где находился алтарь времен Каролингов. Часть его элементов составляют детали старинного алтаря датируемого 1000-1020 годом. Это встроенная в новый алтарь фронтальная панель, состоящая из 17 позолоченных рельефных пластин разного размера. В центре Иисус-спаситель, на остальных пластинах Страсти Христовы. Особую ценность этому алтарю придает тот факт, что он является одним из четырех алтарей с золотым антепендиумом (плита с украшениями на передней стороне алтаря) эпохи раннего Средневековья дошедших до нас в такой сохранности (три других находятся в Милане, Венеции и Базеле). Вполне вероятно, что эти 17 пластин представляют собой лишь часть более крупной алтарной панели. Автором нынешней версии Золотого алтаря является ахенский ювелир Август Витте, который собрал его в 1872 году, а вот дубовую основу обновили в ходе очередной реставрации в 1950-х годах.
|
Панели были изготовлены из очень тонких золотых пластин 999,98 ‰ пробы.
В более поздний период они были закреплены на деревянную основу. |
Собор посвящен
Деве Марии (Unserer Lieben Frau von Aachen), и вполне естественно, что ее изображения с младенцем на руках занимают в нем центральные места. Одно из них подвешено в центре хоров. Это
Strahlenkranzmadonna ("Сияющая мадонна" или "Мадонна в сияющем венке") - большой дубовый двухсторонний медальон (150 кг, 2,86 на 2,23 м, размер центральных фигур - 1,72 м), с каждой стороны которого изображена Мадонна с младенцем (изображения разные). Он был изготовлен в 1524 году знаменитым голландским скульптором Яном ван Стивенсвертом (Jan van Steffeswert), но затем дорабатывался с XVII по XIX век. За это время к медальону добавили лучи, дубовую основу поменяли на тополь и несколько раз переставили фигуры. В период реконструкций в стиле барокко его перекрашивали в бело-золотой, а позднее в золотой и синий цвет, а тот медальон, что мы видим сейчас, является плодом трудов реставраторов ХХ века.
|
Медальон "Сияющая Мадонна" в готических хорах |
|
Медальон "Сияющая Мадонна" с разных сторон |
Другое изображение Девы Марии -
Aachener Gnadenbild (Ахенский Чудотворный образ Богоматери), находится справа от главного алтаря и тоже относится к XIV веку. Вернее к нему относился ее прототип, который почти полностью сгорел в страшном пожаре 1656 года. Уцелела только голова и правая рука, которая была органично вписана в новую деревянную скульптуру, а оставшийся от первой скульптуры пепел был собран и размещен в ее основании. Существует давняя традиция одаривать такие статуи красивыми нарядами и украшениями. Ахенская Мадонна получила свой первый подарок в XV веке, и с тех пор ее называют самой нарядной женщиной Ахена, ведь в ее гардеробе более 40 дорогих нарядов и несколько сотен ювелирных украшений. Самые дорогие подарки достались Мадонне от коронованных особ. Это свадебная корона Маргариты Йоркской (1461), которую она отдала в 1474 году (самый первый подарок Мадонне и единственная сохранившаяся английская королевская корона Средневековья) и расшитое 10 000 жемчужин и 72 бриллиантами платье испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении, подаренное в 1629 году.
Согласно сложившемуся ритуалу в течении года Мадонну и младенца около 10 раз переодевают в соответствии с цветами религиозных праздников и обрядов, а для тех, кто хочет преподнести ей очередное платье, настоятельно советуют обратиться за мерками к руководству Собора (не все подаренные наряды подходят ей по фигуре).
|
Один из нарядов Мадонны и корона Маргариты Йоркской |
|
Мадонна в разных нарядах |
|
Детали консоли, на которой стоит Чудотворный образ Богоматери |
|
Рядом со скульптурой Богоматери установлен подсвечник, где каждый может поставить свечу,
бросив в ящик монетку 1 евро |
Все!!! Осталась только кафедра и бронзовые статуи у входа.
В алтарной части находится богато украшенный амвон Генриха II (Heinrichsambo), подаренный императором в честь его коронации в 1014 году. Обитая позолоченными медными пластинами дубовая кафедра нарядно декорирована драгоценными камнями, древними сосудами из агата и горного хрусталя (II-III век), филигранью и барильефами из слоновой кости (IV век). Первоначально кафедра была установлена в дворцовой часовне, а в 1414 году перенесена в помещение готических хоров. Деревянная лестница была достроена в 1782 году.
Ну, и теперь остатки-сладки!
Литой латунный аналой (высота ) в виде орла с раскрытыми крыльями, который является символом евангелиста Иоанна Богослова, был отлит в Бельгии примерно в 1450 году. В начале XVIII века основание аналоя было переделано, а орлу укоротили крылья. В 1804 году его и вовсе хотели расплавить, но как-то обошлось. В 1865 основу с трех сторон украсили львами, а в 1874 году посадили на спину летучую мышь, как символ ночи и зла. Его общая высота составляет 187 см, высота орла - 92см. Предполагается, что первоначально, это была подставка для хоровой службы, но после ряда переделок теперь она служит, в качестве аналоя (высокий столик, на который в церкви кладут иконы, книги).
|
"Орлиный аналой" (готика) - пюпитр в форме орла, чьи раскрытые крылья держат книгу. |
Теперь пора на выход. Осталось бросить прощальный взгляд на купол и потереть лапу большой Волчице, сидящей на постаменте в предбаннике, пардон, вестверке древнего собора. Она тут тоже очень важная и знаковая штука!
Литая бронзовая Волчица (хотя некоторые видят в ней медведя) относится к III веку до нашей эры и сидит здесь не просто так, а как намек на ту Капитолийскую волчицу, что выкормила Ромула и Рема. Сидит и напоминает нам о том, что 1200 лет назад могущественный император франков - Карла Великий строил в Ахене не просто грандиозный пфальц с капеллой - он строил здесь свой "новый Рим"!
Ну, а что до нас - туристов, то мы используем волчицу по прямому назначению - трем лапу и ждем, когда желанье сбудется!
Все в том же вестибюле под готической башней напротив Волчицы стоит большая бронзовая Сосновая шишка (высота 129 см, между III и Х веком), которая поразительно напоминает фонтана установленный в Ватикане (во времена Карла в атриуме базилики Святого Петра). Кроме очередного намека на Рим, эта шишка символизировала благоденствие и процветание империи Карла Великого, поскольку пиния (сосна) в древние времена являлась символом здоровья, плодородия и силы жизни.
Ура! Мечты сбылись! Собор вдоль и поперек осмотрела, трон видела, фотографии сделала, с веселыми охранниками, за спиной которых несметные сокровища, попрощалась и волчью лапу на счастье потерла. Теперь сделаю еще один кружок вокруг Собора и совершенно счастливая пойду пить кофе и наслаждаться еще одной замечательной местной достопримечательностью. Я имею ввиду ахенские
пряники (Aachener Printen). Но об этом будет уже следующий мой рассказ!
|
Капелла святой Анны. Нижние слева статуи - Святое Семейство |
|
Балкон на готической башне, с которого открывается потрясающий вид на город,
но подняться на него можно только в определенные дни |
|
Небольшой сад у стен Собора |
"Сегодня уже мало кто помнит, что долгие века в Европе существовала огромная Священная Римская империя, включающая в себя территории современных Нидерландов, Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, а также части Франции и Италии. Почти забылись заслуги Карла Великого, Оттона III и Фридриха Барбароссы. Один Ахенский собор до сих пор хранит память о своих легендарных императорах, и служит великолепным напоминанием о некогда огромной, а сейчас почти забытой империи" (
krasoteurop.ru).
Ахенский собор (Aachener Dom) открыт ежедневно
Комментариев нет:
Отправить комментарий