В отличие от американского собрата, история северо-голландского Харлема (Haarlem), началась более восьми веков назад. Известное еще в Х веке небольшое поселении Harulahem («высокое место на песке, покрытом деревьями») на реке Спарне к XII веку постепенно превратилось в небольшой укрепленный город, а в 1245 году стало городом официально. В XIV веке Харлем уже был вторым после Дордрехта городом Голландии, опередив такие поселения как Амстердам, Роттердам, Гауда и Делф. Но в конце XVI века успешному и, казалось бы, хорошо защищенному Харлему страшно не повезло. В результате семимесячной испанской осады (город пал в 1573 году) и последовавшего вскоре за ней пожара треть города была разрушена, а население сократилось приблизительно до 18 тыс. человек.
К счастью, черная полоса была очень недолгой. В начале XVII века в Голландии наступил "Золотой век". Испанцы были изгнаны, отгремели "бои" Реформации, католиков и протестантов уравняли в правах (Харлем проявил в этом особую терпимость), торговля и промышленность развивались, город постепенно отстраивался, а население пополнялось за счет иммигрантов из южных областей, где война с испанцами еще продолжалась.
|
Городская ратуша (Stadhuis) на Гроте-Маркт Здание построено в XIV веке.
Фасад обновлен в XVII веке известным голландским архитектором Ливеном де Клеем (Lieven de Key) |
Золотой век (Gouden Eeuw) средневекового Харлема стал воистину золотым. Город славился корабельными верфями, производством текстиля и пивоварением, а также сыграл значительно роль в «тюльпаномании» (Биржа Харлема была активно задействована в спекуляциях луковицами тюльпанов).
К 1623 году население города увеличилось до 40 тыс. человек, и половину его составляли фламандцы. Среди иммигрантов были в том числе успешные предприниматели и талантливые художники. Первые способствовали превращению Харлема в современный зажиточный город с заметной прослойкой среднего класса, а вторые усиленно писали картины, потому что на них появился очень высокий спрос. Это были портреты, пейзажи, сцены из повседневной жизни и модная харлемская новинка - так называемые "завтраки", которые постепенно превратились в жанр
натюрморта. В XVII веке город входил в число крупнейших художественных центров страны, в котором трудилось немало известных художников (как минимум 13, чьи полотна сейчас находятся в различных музеях мира). Фамилии перечислять не буду, но самого известного все же назову, потому что очень люблю портреты. Это знаменитый
Франс Халс, в
музей которого мы обязательно сходили бы, если бы могли объять необъятное (открыт до 17:00).
|
Музей Франса Халса (Groot Heiligland 62, фото из интернета) |
А еще в XVII веке город активно и красиво строился. К счастью, многие здания этого периода сохранились до наших дней, поэтому и центральная площадь Гроте-Маркт, и окружающие ее улицы исторического центра выглядят почти как старинные картины! Для сравнения я нашла в интернете полотна уроженца Харлема художника "Золотого века" Геррита Беркхейда (Gerrit Berckheyde), который написал десятки картин любимого города. И среди них около 20-ти изображений Гроте-Маркт, на которых можно найти дома, до сих пор стоящие на площади! Кстати, на картине ниже изображено здание Hoofdwacht или Дом городской стражи (самое крайнее здание справа), которое на сегодняшний день является самым старым зданием города. В этом доме, построенном еще в XIII веке размещалась первая городская Ратуша, после получения Харлемом статуса города (1245 год). Потом в нем жили именитые горожане, а в XVII веке находилась штаб-квартира городской стражи с тюрьмой на первом этаже. В том же веке здание отреставрировали, изменив его фасад. Так что на картине Беркхейда оно предстало уже в новом облике. Следующую реставрацию провели в 1995 году, но никаких кардинальных изменений больше не вносили, поэтому на моей фотографии (как раз в центре) здание выглядит почти так же, как на картине художника.
С 1919 года до настоящего времени в доме размещается "Историческая ассоциация Харлема".
|
"Гроте-Маркт в Харлеме", автор Gerrit Berckheyde, (1673), в коллекции "Эрмитажа"
Крайнее правое здание - Дом городской стражи (XIII век) |
|
Северная сторона Гроте-Маркт в Харлеме, 2019 год.
Центральное здание (с крышей домиком) - Дом городской стражи (XIII век) |
Мы пробыли в Харлеме всего несколько часов и за это время успели прогуляться только по центру. Увидели Гроте-Маркт со старой Ратушей, "Мясными рядами", церковью Святого Бавона и стоящими по периметру средневековыми домами. Потом прошлись вдоль реки, мостов и каналов. Полюбовались несколькими знаменитыми хофье (о них расскажу ниже), заглянули в роскошный магазин сыров, попробовали мороженное в очень правильном месте, а самое главное насладились атмосферой небольшого "города с историей", ради которой я, собственно, всех сюда и притащила!
Итак, все по порядку. Центральная площадь
Гроте-Маркт (Grote Markt), что переводится как "Большой Рынок" - это в прошлом рыночная, а теперь самая большая и нарядная площадь старого Харлема, на которой по традиции расположены Ратуша, Главная городская церковь (Grote of Sint-Bavokerkс, 1578 года протестантская), "Мясные ряды" и красивые жилые дома зажиточных горожан.
|
Гроте-Маркт |
Первое, что бросается в глаза на площади - это, конечно, бывший
католический собор, а ныне протестантская
церковь Святого Бавона (Grote of Sint-Bavokerk или de Grote Kerk), которая была построена на могиле этого святого в
XIV веке. Правда, первое здание значительно пострадало при пожаре и в XV-XVI веках было реконструировано в стиле пламенеющей готики.
Сейчас эта церковь считается одним из красивейших храмов страны и входит в список "100 лучших памятников Нидерландов" ("Top 100 van de Nederlandse monumenten"), составленный в 1990 году.
|
"Гроте-Маркт и церковь Святого Бавона", автор Gerrit Berckheyde (ок. 1696) |
|
Гроте-Маркт: церковь Святого Бавона, "Мясные ряды" и Verweyhal |
Первоначально
церковь Святого Бавона (с 1559 года собор) принадлежала католической общине, но с приходом Реформации большинство населения Харлема перешло в кальвинизм, и в 1578 году самая большая церковь города, вполне логично, досталась протестантам (новый католический
собор Святого Бавона построили только через 300 лет).
К сожалению, это не пошло на пользу интерьеру Sint-Bavokerk, который значительно пострадал от рук "борцов из излишней церковной роскошью". Например,
из 33 ее великолепных алтарей 6 марта 1573 года было уничтожено 32! Уцелел только Главный... и на том спасибо! Потому что "во время реформации число алтарей в каждой церкви было ограничено до одного; из швейцарских церквей они даже совсем удалены. Поэтому и теперь в лютеранских церквах находится только один алтарь,
в кальвинистских только простой, снабженный крестом, стол" (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880).
В таких обстоятельствах удивительно, что там вообще что-то уцелело, и посетители могут увидеть латунную кафедру в виде пеликана (XV), кованную решетку хоров (XVI), саркофаг XII века, деревянный сундук (XV) в котором когда-то хранилась городская казна и еще несколько очень ценных исторических артефактов. Сохранился также один из витражей 1639 года. Но больше всего эта церковь знаменита своим грандиозным органом, на котором играли Гендель, Мендельсон и 10-летний Моцарт. Он был построен амстердамским мастером Кристианом Мюллером (Christian Müller)
в 1738 году и на тот момент был самым большим органом в мире. Не буду перечислять длину труб и количество регистров, скажу только, что после последней реставрации 1987-2000 годов он восстановлен в первоначальном "божественным звучанием" и продолжает впечатлять поклонников органной музыки во время регулярных концертов.
|
Церковь Святого Бавона на Гроте-Маркт |
Рядом с церковью слева от входа расположены странные низкие строения похожие на временные торговые палатки (они хорошо видны на фотографии выше). Оказывается, это тоже кусок истории города! Открытые ряды для торговли рыбой, получившие название "Рыбный зал" (Vishal), были построенные в 1769 году и функционировали вплоть до 1941 года. Сначала это были киоски под открытым небом, но в 1899 году их накрыли общей стеклянной крышей, чтобы "защитить площадь от запаха свежей рыбы". Сейчас рыбу тут уже никто не продает, а модернизированные помещения приспособили для проведения временных выставок.
|
"Рыбный зал" (Vishal) в XVII веке и 2019 году |
Самое известное после церкви Святого Бавона здание на Гроте-Маркт - это, конечно, "Мясные ряды" (Vleeshal). Небольшой крытый рынок для продажи свежего мяса существовал на пересечении соседних улиц Spekstraat и Warmoesstraat еще с 1386 года, но к концу XVI века он стал слишком мал. В 1601 году городские власти приняли решение о строительстве более просторного здания и с этой целью выкупили под снос несколько частных домов на Гроте-Маркт. Проект нового рынка, получившего название "Мясные ряды", был разработан известным нидерландским архитектором Ливеном де Кеем (Lieven de Key) в популярном на то время стиле голландского ренессанса, а его торжественное открытие состоялось 1 ноября 1604 года, и вплоть до 1840 года это было единственное место в Харлеме, где официально разрешалось продавать свежее мясо. Сегодня "Мясные ряды" являются частью выставочного комплекса известного как De Hallen Haarlem.
|
"Мясные ряды" - памятник архитектуры на центральной площади Харлема
Рядом (справа) - Verweyhal (1880), бывший клуб джентльменов.
Сейчас часть музея Франса Хальса (отделение на Гроте-Маркт) |
|
Здание "Мясных рядов" было выполнено из дорогих строительных материалов и богато декорировано. |
|
О прошлом "Мясных рядов" напоминают изображения бычьих и бараньих голов на фасаде |
Вот умеют современные скульпторы и некоторые городские власти "увековечить себя на фоне исторического пейзажа". Ярким примером такого, на мой взгляд, варварства служит бесформенная металлическая скульптура "Солнечный боец" ("
Zonnevechter") возле "Мясных рядов" на Гроте-Маркт.
|
Гроте-Маркт. Скульптура "Солнечный боец" («Zonnevechter», 1967, Arthur Spronken) |
Эта работа нидерландского художника Arthur Spronken была установлена в центре площади (которая, между прочим, считается одной из самых красивых в стране) перед церковью Святого Бавона в 1967 году и сразу получила прозвище "монстр". С тех пор эту раздражающую многих горожан агрессивную груду металла неоднократно пытались переместить в какое-нибудь менее историческое место, но скульптор был непреклонен. По одним сведениям он угрожал выкупить памятник и забрать его себе, по другим муниципалитет сам заплатил ему за согласие переставить это "сокровище", но судя по тому, что я была в Харлеме через год после смерти Артура Спронкена, сделка так и не состоялась. А жаль!
Глядя на подобные памятники, "украшающие" площади, улицы или каналы старинных городов, я всегда думаю о том, как же должны быть уверены в себе эти авторы, если считают возможным ставить свои работы на фоне таких декораций!
|
Скульптура "Солнечный боец" на входе в музей Франса Хальса |
Тут же на площади в тридцати метрах от современного шедевра стоит памятник уроженцу Харлема Лауренсу Янсзону Костеру (Standbeeld van Laurens Janszoon Coster), который, по сведениям голландского историографа XVI века Адриана Юниуса изобрел первый печатный станок в период с 1426 по 1440 год, а значит раньше Гуттенберга, который сделал это после 1440 года. Основанием для этого предположения стал рассказ одного из подмастерьев Костера, который, похитив часть шрифта, бежал в Майнц и отдал его Гуттенбергу. Ну, а тот воспользовался новинкой и вскоре стал первым книгопечатником Европы.
Хотя никаких плодов печатных стараний Костера с тех пор не сохранилось (кроме когда-то кем-то где-то виденной книжки «Зеркало нашего спасения»), тем не менее легенда жива, а площадь с 1856 года украшает памятник нидерландскому первопечатнику, который местные жители называют Lautje. Кстати, это уже его вторая версия - первая, стоявшая на площади с 1801 года, показалась общественности "менее солидной, чем памятник Гуттенбергу в Майнце", и была возвращена в городской сад, где уже стояла с 1722 по 1801 год. Второй памятник (автор Луи Ройер) выглядит, конечно, более помпезно, но в первом (автор Геррит ван Херсталь), по-моему, тоже было свое очарование!
|
Обе версии памятника Лауренсу Янсзону Костеру, стоявшие в разное время на Гроте-Маркт |
|
Памятник Лауренсу Янсзону Костеру на Гроте-Маркт |
Кроме соборов, памятников и домов я всегда обращаю внимание на зеленые насаждения. Здесь у уместных городских властей с фантазией все в порядке. Особенно много теперь (а может и не только теперь, просто раньше я не замечала) экспериментируют с кронами деревьев. В Дюссельдорфе они были подстрижены "зонтиками", а вот в Шенбрунне (Вена) и Харлеме сформированы "плоской стеной". Не знаю насколько это полезно для деревьев, но выглядит очень эффектно.
|
Зеленый "забор" возле знаменитого Grand Café Brinkmann на Гроте-Маркт
Для создания такой плоской кроны применяют специальные металлические шпалеры (решетка)
Если присмотреться, то возле каждого ствола видны металлические основания этой конструкции |
Одна из таких зеленых изгородей стоит возле очень популярного местного Grand Café Brinkmann. Оно было основано братьями Бринкманн в 1879 году, а два года спустя переехало в историческом здании XVII века, в котором располагается до сих пор. В 2010 году в кафе провели масштабную реконструкцию и восстановили интерьер и атмосферу "ушедшей эпохи".
|
Летняя терраса Grand Café Brinkmann. А само кафе находится в здании за деревьями |
Но с именем владельцев этого кафе связаны, на мой взгляд, и печальные страницы истории Харлема. Если коротко, то в 1930-х годах семья Бринкманнов выкупила целый квартал, находящийся в тылу их кафе и разрушила все исторические дома, кроме тех, что выходят на Гроте-Маркт. На месте снесенных средневековых зданий они построили торгово-развлекательный Brinkmannpassage, который просуществовал с 1982 по 2012 год (на фото ниже).
|
За средневековыми домами на Гроте-Маркт видна плоская крыша Brinkmannpassage |
Потом торговый центр несколько раз перепродавался и сейчас в нем размещается сеть магазинов одежды "Стинг", о чем свидетельствует надпись над входом в пассаж со стороны Гроте-Маркт. Кстати, чтобы обустроить этот вход, был снесен первый этаж дома XVII века, в котором в 1831 году умер знаковый для Нидерландов историк и поэт Ви́ллем Би́лдердейк. А я думала, такое бывает только у нас... Правда, нужно отдать должное "Стингу", они переделали вход, чуть-чуть приблизив его к оригиналу.
|
На фотографиях дом XVII века по адресу Grote Markt, 11
слева-направо: Вход в Brinkmannpassage, дом до перестройки (1964 год), вход в магазин "Стинг" |
После Гроте-Маркт мы отправились есть мороженое в небольшом "прилепленном" к южной стороне церкви Святого Бавона кафе-мороженом
Gelateria Bartoli (с 1974, Lepelstraat 5b). Фактически, все это кафе представляло собой узкое помещение с длинным холодильником, вдоль которого двигалась очередь. Заходишь в левую дверь, проходишь мимо прилавка, выбираешь одно из 36 видов мороженого (или бельгийские вафли), оплачиваешь и выходишь через правую дверь, а, если повезет и будет свободная лавочка, то садишься и наслаждаешься жизнью.
|
Кафе-мороженое Gelateria Bartoli |
|
Модное черное мороженое выбрала Марианне, а мы ограничились классикой |
|
Лавочки перед кафе-мороженым Gelateria Bartoli |
|
Вид через окно Gelateria Bartoli на улицу Warmoesstraat |
|
Улица Warmoesstraat.
Слева - кафе по продаже популярной картошки фри Friethuis De Vlaminck |
|
Улица Warmoesstraat. Дом 1605 года |
С южной стороны Гроте-Кёрк когда-то располагался старый "Рынок зелени" или "Зеленый рынок" (Oude Groenmarkt) и, начиная с XVII века, к собору стали пристраивать небольшие лавки торговцев и ремесленников. Сейчас от рынка осталось только название улицы, а вот одноэтажные торговые пристройки сохранились. Как раз в одной из них и расположена Gelateria Bartoli, о которой я только что рассказала.
|
Старый "Рынок зелени" (Oude Groenmarkt) расположен с южной стороны церкви Святого Бавона |
|
К южной стороне церкви до сих пор пристроены небольшие торговые павильоны |
|
Старинная традиционная тележка голландского молочника |
|
Многочисленные кафе на Oude Groenmarkt |
|
Улица Damstraat ведет на набережную реки Спарне |
|
Улица Damstraat |
В XVII веке
набережная реки Спарне была застроена типичными для того времени узкими (на два-три окна) домами с характерным фасадом, который непременно завершался ступенчатым
щипцом (как на картине ниже). С годами какая-то часть этих зданий сохранилась, но многие были реконструированы или снесены. А на их месте появились новые - такие, например, как
Музей Тейлора (Teylers Museum, один из двух главных музеев Харлема, создан в 1784 году, богатая художественная и естественно-научная коллекция).
Я почему-то оставила здания музея без внимания, а вот соседний с ним угловой дом (серое здание на картине) сфотографировала. Оказалось это старинная харлемская палата мер и весов - De Waag (памятник архитектуры, архитектор - все тот же Ливен де Кей). Главной особенностью этого квадратного здания из голубого известняка, которое стоит здесь с конца XVI века, являются два совершенно одинаковых фасада - один на площадь, другой на реку.
|
"Палата весов и журавль на реке Спарне в Харлеме", автор Gerrit Berckheyde |
|
Сейчас набережная Спарне выглядит так. Крайнее правое здание - музей Тейлора,
а здание с острой черной крышей - De Waag (фото из интернета) |
|
De Waag (Палата мер и весов до 1915 года, здание 1594-1599). Фасады действительно похожи.
Сейчас в этом здании расположена "Taverne De Waag" с уютной летней террасой (фото из интернета)
Крайнее правое здание - музей Тейлора |
Кроме всего прочего, Харлем стал еще и родиной
первого в Нидерландах канала типа трекварт (Trekvaart - канал, по которому баржи перемещались с помощью лошадей, что позволило не зависеть от ветра и организовать сообщение по расписанию), который соединялся с рекой Спарне и более 250 лет надежно связывал Харлем с Амстердамом (1631-1883).
|
Река Спарне |
|
Очень неожиданный экспонат! |
Для любителей водных круизов в городе проложено несколько интересных маршрутов, которые начинаются от причала
Haarlem Canal Cruise (билет - 13,50 евро, продолжительность - 50 минут), который расположен
напротив De Waag на другом берегу реки. А попасть на него можно по разводному мосту
Gravestenenbrug. Сейчас это уже версия 1950 года, которая заменила старинный мост простоявший здесь то ли 600, то ли 800 лет.
|
На левом берегу расположен причал круизных катеров |
|
Разводной мост Gravestenenbrug |
|
Река Спарне |
Поскольку кататься по каналам нам было уже некогда, мы просто прошлись вдоль одного из них, возвращаясь на Гроте-Маркт.
|
Bakenessergracht (канал Бакенессер) |
Гуляя вдоль Bakenessergracht (канал Бакенессер), я обратила внимание на интересную конструкцию. По сути это была стена, перекрывающая очень узкий проход между двумя зданиями, а в ней дверь с малюсеньким окошком закрытым мощной решеткой. Дверь была закрыта и внутрь попасть было нельзя, но на всякий случай я решила сфотографировать все доступные детали. И не зря!
|
Hofje van Bakenes.
Через дверь мне удалось сфотографировать только узкий кирпичный проход между домами,
а оказывается, там все не так грустно (фото из интернета) |
Оказывается это был вход в старейшую богадельню (Hofje) Нидерландов - Hofje van Bakenes, основанную по завещанию Dirc van Bakenesse еще в 1395 году. Правда, с 1610 по 1657 год в приюте была проведена реконструкция, и все нынешние здания относятся уже к XVII веку. Над входом в хофье Ван Бакенеса со стороны Bakenessergracht написан хитрый стишок, разгадав который можно понять, что здесь проживало 20 женщин в возрасте не менее 60 лет. Поскольку, современному человеку без бутылки тут не разобраться, сейчас расскажу всё подробно. Оригинал текста - "Ingang vant Gesticht van Dirck van Baekenesvoor Vrouwen acht entwee mael ses" переводится так - "Вход в приют основанный ван Дирк ван Бэкенес для женщин восемь и два раза шесть". А теперь - внимание! Оказывается, эти слова дают нам сразу две разгадки:
(8 + 2) × 6 = 60 - минимальный возраст, женщин; 8 + (2 × 6) = 20 - количество женщин.
Первоначально так и было. В хофье проживало 20 женщин в 13 зданиях, но после реконструкции XVII века количество жильцов сократилось до 12. Сейчас - это один из 20 все еще действующих хофье, в который можно попасть по будням с 10.00 до 17.00.
|
Вход в Hofje van Bakenes (Богадельню Ван Бакенеса, 1632) с зашифрованной надписью |
Думаю все же стоит сказать пару слов о том, что же такое "хофье", кроме того, что это одна из основных достопримечательностей старого Харлема.
Hofje ("дворик", богадельня, небольшие дома сгруппированные вокруг общего сада или огорода) "в средневековых Нидерландах называли приюты для бедных и больных. Некогда таких построек в Харлеме насчитывалось до 40, но сохранилось около половины. Все они сосредоточены в центральных районах города: богатые филантропы обожали навещать построенные на их деньги «богоугодные заведения» и сооружали их поближе к дому, чтобы были перед глазами. Назывались они также по имени благотворителя: хофье Ван Бакенеса, Ван Лоо, Тейлера, Йохана Эншеде Хофа" (
geosfera.org).
Несмотря на то, что хофье до сих пор остаются частной собственностью, некоторые из их можно посетить в будние дни с 10.00 до 17.00
|
Еще один бывший хофье на Bakenessergracht (канал Бакенессер) |
А вот еще остатки бывшего госпиталя, а позже хофье Святой Барбары (Barbara Vrouwen Gasthuis, Jansstraat, 54, фасад 1624 года). От него сохранился только портал, надпись на котором рассказывает нам о том, когда приют был основан и когда перестроен. С перестройкой - тут все более или менее ясно. Это 1624 год. А вот с основанием - очередная головоломка! Дата основания зашифрована в хронограмме над дверью! Это такой способ шифра, когда буквы изречения, рассматриваются как римские цифры и при сложении образуют год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий