Сегодняшний день мы с друзьями решили провести
в Дюссельдорфе - прогуляемся по набережной Рейна, посмотрим на город с высоты телебашни Rheinturm, заглянем в пару-тройку церквей и выпьем местного пива в старом городе. Вот такой замечательный план, который не сможет испортить даже обещанный "дождь во второй половине дня"!
|
Rheinturm ("Рейнская башня") на фоне дождевых облаков |
Как же удобно жить в отеле на вокзале! Несмотря на то, что фраза "жить на вокзале" звучит совершенно кошмарно (хотя, смотря какой вокзал), для моего формата путешествия вполне приличный
Ibis Hotel Koln Am Dom оказался идеальным во всех отношениях - несколько минут до туристического центра Кёльна и столько же до всех нужных мне электричек.
|
Центральный зал Кёльнского вокзала, в который я могла выйти прямо из отеля |
Итак, утро, подъем в последнюю минуту, быстрые сборы и выход. По дороге на платформу №9 еще успеваю прихватить капучино и брецели на всю компанию! Друзья на месте! Перрон залит солнцем через стеклянную крышу вокзала! Путешествие начинается! Утро удалось!
В двухэтажной электричке было практически пусто. Я уселась у окна и, как всегда, приготовилась фотографировать, но дорога оказалась совсем не интересной. К тому же где-то по середине между Кёльном и Дюссельдорфом все-таки начался обещанный дождь.
|
Единственное красивое здание за всю дорогу |
Поездка заняла всего 40 минут, и около одиннадцати мы уже выгрузились на вокзале Дюссельдорфа. Там же спустились на станцию метро
Düsseldorf Hauptbahnhof и через несколько остановок вышли на станции
Heinrich-Heine-Allee.
|
Станции метро обозначаются буквой "U" на синем фоне |
|
Платформы станции метро Düsseldorf Hauptbahnhof |
То ли мы приехали слишком рано, то ли место для первого знакомства выбрали не самое удачное, но сначала город мне совсем не понравился. Даже на знаменитой
Болькерштрассе из-за ремонтных работ не возможно было толком рассмотреть ни один дом. А жаль, ведь история этой улицы началась еще в 1384 году, и когда-то здесь жил самый знаменитый уроженец города - поэт Генрих Гейне! До Второй мировой войны она была одной из важнейших торговых улиц Дюссельдорфа, но после бомбардировок большинство ее исторических зданий превратилось в руины. Потом многие из них восстановили, но довоенная торговля сюда уже не вернулась - улицу "захватил" общетип! Сейчас на 300-метровой Болькерштрассе расположено более 50 ресторанов, баров и трактиров с круглогодичными уличными террасами, а Дюссельдорф, в том числе благодаря этой улице, называют
«самой длинной барной стойкой в мире» (Längste Theke der Welt).
|
Средневековые дома на Bolkerstrasse, которая была названа в честь ее первых жителей -
Хеннекена (1398) и Иоанна (1408) Больке |
Ближе к Рыночной площади (Марктплац) и набережной Рейна дела пошли чуть веселее, хотя те, кто приедет сюда в надежде побродить "по брусчатке узких средневековых улиц", будут немного разочарованы. При том, что история Дюссельдорфа насчитывает больше семи веков, остатки его Альтштадта (старого города) выглядят довольно скромно. Хотя, безусловно, здесь тоже есть, на что посмотреть!
|
Старая ратуша на Рыночной площади (здание XVI века было реконструировано в XVIII веке) и
памятник Яну Веллему - курфюрсту Иоганну Вильгельму фон Пфальц |
|
Магазин плетеных изделий для дома "Der Korb" (с 1884) и
магазин шоколада и кафе "Gut & Gerne Schokolade" (Бургплац) |
В
1288 рыбацкий поселок на реке Дюссель получил статус города и обзавелся собственным замком, главная
площадь которого получила название
Городская, то есть
Бургплац. И это тот редкий случай, когда за 700 с лишним лет это название ни разу не менялось. Когда-то
Городская площадь была центром средневекового Дюссельдорфа, а сейчас она является частью любимой горожанами пешеходной зоны и местом проведения различных массовых мероприятий.
|
Бургплац (Burgplatz, Городская площадь) - центр исторической части города |
|
Самая старая пивоварня Дюссельдорфа - Brauerei "Im Golden ring" (осн. 1536) |
|
Вид на популярный Schwan Restaurant Düsseldorf Altstadt |
|
Стриженные платаны на Бургплатц |
В начале ХХ века была снесена западная стена разрушенного очередным пожаром Дюссельдорфского замка, и Городская площадь получила открытый выход к Рейну. В это же время на Рейнской набережной был обустроен красивый променад, а прямо у Бургплац построена широкая лестница ведущая к реке и причалу для катеров.
|
Лестница, причал, балкон набережной (бастион) и начало нижнего уровня променада
Вид на телебашню Rheinturm и мост «Rheinkniebrücke» |
|
Вид с набережной на вантовый мост "Oberkasseler Brücke" (Оберкассельский мост, 1976),
который соединяет старый город с районом Оберкассель |
На фотографиях ниже изображены достопримечательности Городской площади: Замковая башня и "Стоящая женщина". 33-метровая "граненая" Замковая башня, в которой сейчас расположен музей судоходства и навигации, осталась единственным воспоминанием о некогда могущественном, но таком невезучем (было 4 разрушительных пожара) Дюссельдорфском замке (XVI-XIX). А "первобытная" каменная фигура высотой около метра в начале Ратушной набережной оказалась вполне современной скульптурой "Стоящая женщина" (1984). Так немецкий художник Ханнелоре Кёлер (Hannelore Köhle) изобразил "озорную женщину, мать семейства, обладающую жизненным опытом и хорошим чувством юмора". В одной из аннотаций даже написано, что это "собирательный образ женщины Альтштадта, которым они очень гордятся". Ну, не знаю!
|
Скульптура "Стоящая женщина"... с хорошим чувством юмора... у автора |
А вот чем дюссельдорфцы точно гордятся, так это своим просторным длинным (1830 м, состоит из 4-х набережных и 3-х площадей) и очень удобным променадом. Говорят, что это их излюбленное место для прогулок. Правда, мы брели среди
подстриженных платанов почти что в гордом одиночестве - в это время по будням трудолюбивые немцы обычно работают...
|
Рейнская набережная (участок: Ратушная набережная).
На Рейнской набережной высажено 600 платанов и поставлено 120 скамеек |
|
Платаны на набережной Маннесманн в конце мая |
Кстати, о подстриженных платанах. Как ни странно, но именно эти деревья, а не телебашня, Рейн и старый город приходят мне в голову при слове Дюссельдорф. Оказывается каждый год в ноябре платаны подстригают из-за сильного ветра, который может поломать их длинные ветки. Я фотографировала деревья в конце весны, когда они еще не совсем обросли зелеными шапками. По-моему, в таком виде они выглядят особенно эффектно (для сравнения размещаю фотографии зимы и лета). Если верить интернету, в городе высажено 1800 платанов - 1200 на левом и 600 на правом берегу Рейна. И, мне кажется, за время нашей прогулки по правому берегу мы увидели все 600!
|
Платаны зимой (фото из интернета) |
|
Платаны летом (фото из интернета) |
Но, как по мне, главная фишка Рейнской набережной вовсе не в широких дорожках и красивых платанах, а в том, что она является частью гигантского инженерного сооружения - вся ее "верхняя" часть (ниже идет второй променад непосредственно вдоль воды) построена над длиннющим Рейнским тоннелем (1931 м)! А это значит, что пока мы спокойно наслаждались весной и прогулкой, под нами совершенно бесшумно постоянно неслись десятки машин! И никто никому не мешал! Я считаю, гениальная идея и замечательный подарок горожанам! Не зря в 1998 году Рейнская набережная получила награду как лучший образец градостроительства в Германии.
|
Набережная над Рейнским тоннелем (Rheinufertunnel)
участок: Ратушная набережная (450 м) |
|
Въезд в Рейнский тоннель (фото из интернета) |
Поскольку целью нашей прогулки была телебашня Rheinturm, которая виднелась в районе Гавани за мостом «Rheinkniebrücke», нам пришлось пройти почти всю Рейнскую набережную от Городской площади до площади ландтага. Не охваченным остался только небольшой участок в противоположную сторону от Бургплац. Снимать по дороге особенно было нечего. Ну, разве что платаны, Старую гавань, с десяток домов начала XX века, да мосты и баржи на Рейне. Очень заманчиво было спуститься на нижний променад, где практически по всей длине тянулись рестораны и вкусно пахло жареной рыбой, но мы решили отложить эти посиделки "на потом", потому что боялись опоздать "на башню". В билетах было указано точное время.
|
Старая гавань и старинная рыбацкая шхуна |
|
Старая гавань (Alter Hafen) |
|
Дома на набережной |
|
Вантовый мост «Rheinkniebrücke» ("Мост на излучине Рейна", 1969)
соединяет районы Унтербильк и Оберкассель |
|
Поляна на набережной Маннесманн - любимое место отдыха горожан |
|
Фасад "Дома Маннесманн" (1911-1912) на Рейнской набережной -
одно из первых крупных административных зданий в Дюссельдорфе |
|
Вид на набережную Маннесманн (одна из частей Рейнской набережной, 450 м) |
|
Защитные ограждения Рейнской набережной |
|
Очередной платан |
Как только мы прошли мимо моста
Rheinkniebrücke, за очередной платановой аллеей показалось здание
ландтага Северного Рейна-Вестфалии (1988). Оно состоит из целого комплекса круглых и полукруглых сооружений "в стиле структурализма" образующих "вращающуюся структуру". Звучит, конечно, красиво, но в полной мере оценить полет фантазии архитекторов мы смогли только поднявшись на высоту 168 метров. А на земле это выглядит вполне тривиально. Примерно так, как показано на фотографиях ниже.
|
Здание ландтага во всей красе с высоты телебашни (168 метров) |
|
Аллея из платанов ведет к зданию ландтага Северного Рейна-Вестфалии
На фото виден Круглый зал пленарных заседаний
этот участок Рейнской набережной называется площадь ландтага |
|
Стеклянный фонтан-водопад (здание ландтага со стороны Рейна) |
|
Ландтаг Северного Рейна-Вестфалии (центральный вход) |
Обойдя с разных сторон экстравагантное здание здешнего парламента, мы, наконец, приблизились к цели нашего путешествия - самому высокому зданию Дюссельдорфа 240-метровой телебашне Rheinturm. Ребята пообещали мне "неповторимое зрелище - весь город как на ладони, а в хорошую погоду виден даже Кёльн!" С такими облаками, как сегодня, я Кёльн вряд ли увижу, но, в любом случае, это интересное приключение!
Ежегодно
Рейнскую башню посещает около 300 тысяч человек, поэтому мы решили не рисковать и заранее купить на
сайте билеты на удобное время (стоимость билета на смотровую площадку - 9 евро), но можно было этого и не делать.
Не знаю, как это бывает в "высокий сезон", но в последних числах мая в холле первого этажа было совершенно пусто. Мы обошли вокруг Мировых часов, дождались одного из 2-х лифтов (всего их 4: 2 для посетителей, 1 для персонала и 1 грузовой, так же есть лестница из 960 ступеней) и меньше чем за минуту со скоростью 4 метра в секунду взлетели туда, где расположена закрытая смотровая площадка с кофетериями (под ней есть еще и открытая, но не для публики, а над ней - вращающийся ресторан).
|
Мировые часы в холле основания башни (диаметр основания 27 метров)
На материках указаны 16 городов с отдельными электронными часами |
|
На экране показана высота подъема лифта на закрытую смотровую площадку |
|
В застекленной "корзине" расположены панорамные кафе (168 м) и вращающийся ресторан (174,5 м) |
Закрытая смотровая площадка с "падающими" под углом 60 градусов мощными стальными балками и высокими панорамными окнами выглядела очень впечатляюще!
Но знаете, что поразило меня больше всего! Нет! Вовсе не потрясающая панорама Рейна и "лежащий как на ладони" Дюссельдорф. Это были плашмя лежащие на окнах дети. Я со своей боязнью высоты с трудом приближалась даже к основанию этих стекол, а от мысли, что можно вот так просто лечь и зависнуть на прозрачном стекле (толщина стекла 45 мм) на 168-метровой высоте, у меня до сих пор по телу бегают мурашки! Интересно! С возрастом у них это бесстрашие тоже пройдет, или просто они уже другая порода людей!
Понемногу привыкнув к сплошному панорамному остеклению на ТАКОЙ высоте, я пошла по кругу фотографировать дюссельдорфские пейзажи. А ребята, как завсегдатаи, выбрали себе сторону поинтереснее и уселись пить кофе с вишневыми пирогами. Вскоре я тоже сдалась! Не смогла отказать себе в удовольствии съесть очередное "пирожное в красивом месте с видом на город". Цены в местном кафе были с ощутимой наценкой за высоту и виды, но оно того стоило! Мне больше всего понравился Рейн. Немного грязноват, конечно. Зато какие витиеватые изгибы!
|
Вид на район Фридрихштадт |
|
Вил на район Дюссельдорф-Унтербильк |
|
Кафе на закрытой панорамной площадке |
|
Я тоже не устояла перед чашечкой чая с вишневым пирогом и видом на окрестности! |
|
Вид на район Оберкассель, который является престижным и дорогим районом Дюссельдорфа.
Квартиры с видом на Рейнскую набережную одни из самых дорогих в городе. |
|
Вид на вантовые мосты и Рейнскую набережную |
|
Вид на район Альтштадт |
|
Ближе к стеклу я подойти не смогла! |
|
Рейн и Гавань в солнечную погоду |
|
Рейн и Гавань под проливным дождем |
Странные "танцующие" дома внизу на набережной - это комплекс зданий «Художественного центра и центра средств массовой информации Рейнской гавани» или «Строения Гери» (1996-1998). Сей шедевр деконструктивизма американского архитектора Фрэнка Гери обошелся городу в 60 миллионов евро. Поскольку весь этот набор из "нагромождения объемов неправильной формы" был построен на территории бывшего таможенного двора, то у него появилось еще и третье (самое популярное) название - Новая Таможня.
|
Вид на Гавань и Новую таможню под проливным дождем |
Современную архитектуру можно любить или ненавидеть, но то, что она всегда выделяется на фоне повседневной застройки - это факт! Даже не зная, о том, что это творение "гения деконструктивизма и одного из крупнейших архитекторов современности", я сразу вычислила этот "неординарный ансамбль" на стандартном дюссельдорфском ландшафте. Но вот то, что на "создание этого мира искаженных отражений" автора вдохновила... картина Джованни Беллини "Мадонна с младенцем", мне - простой смертной, осознать очень трудно, хотя...
|
Так это чудо деконструктивизма (Новая таможня) выглядит со стороны Гавани (фото из интернета)
Комплекс состоит из трех зданий белого, зеркального (обшит полированной нержавейкой) и коричневого цвета |
|
Картина Джованни Беллини "Мадонна с младенцем", которая вдохновила автора проекта |
Веселая я между деконструктивизмом (слева) и структурализмом (смрака)
|
Rheinturm ("Рейнская башня").
Вид снизу на круговое панорамное кафе, и те стекла, на которых беззаботно лежали детишки |
Переждав проливной дождь и вдоволь насмотревшись на город с небес, мы спустились на грешную землю и решили вернуться в
Альтштадт (Старый город). Пора было познакомиться со старым Дюссельдорфом поближе. В результате мы прогулялись по туристическим улицам
Маркт штрассе и
Бергер штрассе, заглянули в очень интересный магазин декора
"Shee", сфотографировали несколько памятников и фонтанов, а напоследок зашли в
базилику Святого Ламберта.
|
Бергер штрассе появилась в 1384 году, а получила такое название в 1478 году |
|
Бергер штрассе |
Самый интересный дом на Маркт штрассе - очень узкий, окрашенный в красный цвет Glockenspielhaus (Дом с карильоном/играющими колоколами), который раньше назывался "Флоренция". На его фасаде размещены часы и 18 колоколов разного размера, которые до сих пор играют мелодию и отбивают время, во всяком случае в полдень.
|
Glockenspielhaus (1623) |
В магазине декора Shee было очень много интересного, но что бы я точно купила - это цветы, которые живут без земли и воды. Атмосферная тилландсия растет просто в воздухе, а точнее в красивых стеклянных шарах, которые можно подвесить или поставить в любом удобном месте. Внешне эти зеленые кустики похожи на искусственные растения. Я даже не удержалась и потрогала их листочки. Оказалось, и правда вполне живые. Хорошая штука, особенно для тех, кому некогда поливать цветы. Правда, совсем без воды они тоже выжить не могут, периодически это растение нужно опрыскивать, увлажняя не корень, а листья.
|
Атмосферная тилландсия |
|
Атмосферная тилландсия в специальных подвесных сосудах |
|
Атмосферная тилландсия в настольных емкостях (аквариумах) |
В Старом городе Дюссельдорфа тут и там можно встретить всевозможные памятники и фонтаны разной величины. Вот, например, эти три гуся, сидящие возле стены неподалеку от Марктплац, как ни странно, оказались артезианским фонтаном "Гуси" (Gänsebrunnen) скульптора Вилли Меллера. Он был установлен на этом месте в 1956 году. Я, к сожалению, видела его только в "спящем" состоянии, так что для полноты картины добавлю фотографию из интернета.
|
Фонтан "Гуси" (скульптор Вилли Меллер, 1956) |
Здесь же на Марктплац неподалеку друг от друга установлены два памятника связанные одной общей историей-легендой. Слева на фотографии - памятник мальчику-литейщику по имени Гизер, история которого подробно описана на постаменте. Он был учеником скульптора Габриэля Групелло, которому в 1703 году было поручено создать конную статую любимого местного курфюрста Яна Веллема (фотография в центре). Но как ни старался маэстро создать величественный монумент, у него ничего не выходило - все время катастрофически не хватало металла. И тогда его подмастерье по собственной инициативе стал бегать по городу и просить помощи у горожан. Те откликнулись, потому что очень любили своего курфюрста, и сбросились кто чем мог. В плавильную печь полетели ювелирные украшения и столовое серебро. В результате памятник получился на славу и с 1711 года украшает "Рыночную площадь" (Маркетплац). А что касается мальчика, то он тоже получил свою минуту славы. В 1932 году по заказу "Düsseldorfer Jonges" (ассоциация преданных горожан) дуйсбургский скульптор Вилли Хозельман изготовил его скульптуру весом 110 кг, которую водрузили на конёк бывшего дома скульптора Групелло. В 1943 году фигура с крыши упала и затерялась, а после обнаружения ее установили на то место, где с 1962 года она находится по сей день.
Теперь самое время рассказать об одном из главных символов города - Дюссельдорфском Радшлегере (Radschleger), что в переводе с немецкого означает «мальчик делающий колесо». Существует несколько легенд возникновения этого символа. Одна связана с победой графа Адольфа над кёльнским архиепископом, после которой в 1288 году Дюссельдорф стал полноценным городом, а местные жители (особенно дети) от радости крутили колесо. Согласно второй - романтической легенде у свадебной кареты все того же любимого курфюрста Яна Виллема и последней из Медичей - Анны Марии Луизы, отвалилось колесо. Это заметил шустрый мальчик и, заменив собой колесо, предотвратил катастрофу. Если честно, это, мне кажется, перебор даже для легенды! Поэтому есть еще третий - более реалистичный вариант. В голодные послевоенные годы местные подростки делали колесо и так зарабатывали себе монеты на пропитание. Это не так красиво, зато похоже на правду!
Короче говоря, вариантов много, и каждый может выбрать себе легенду по душе, но факт остается фактом всевозможные Радшлегеры встречаются в Дюссельдорфе на каждом шагу - в фонтанах, люках, ручках, узорах на решетках и в сувенирных магазинах.
|
Фонтан Радшлегер (Radschlägerbrunnen, 1954) |
Итак, по набережной мы уже прогулялись, на телебашню поднялись, по Старому городу побродили, фонтаны и памятники осмотрели. Пора отправляться в
базилику Святого Ламберта, которая была
освящена в 1394 году и является одним из старейших сооружений Дюссельдорфа. Но по дороге заглянем еще в один очень колоритный уголок. Посмотрим на видимый кусок
реки Дюссель, которая когда-то дала название рыбацкому поселку на ее берегу (Дюссельдорф - в переводе с немецкого "деревня Дюссель").
Вообще-то
река Дюссель это не тот маленький ручеек, который впадает в Рейн в районе Старого города. Она довольно полноводна и длина ее составляет около 40 км. Входя в город, река искусственно разделяется на два рукава - южный и северный, и полностью упаковывается в трубы. Но увидеть ее все-таки можно. Например, в районе
переулка Йозефа Виммера.
|
Река Дюссель и переулок Йозефа Виммера |
Кстати, о
Йозефе Виммере (Josef-Wimmer-Gasse), чьим именем назван этот переулок. Чем же так прославился обыкновенный дюссельдорфский плотник, что город захотел увековечить его имя? А всё дело в том, что 11 января 1815 года, возвращаясь домой, он увидел пожар на колокольне церкви Святого Ламберта, отважно бросился его тушить и спас церковь от огня. В городских хрониках рассказывается, что не щадя своей жизни, они с подмастерьем "отрезали" горящую часть колокольни, не дав распространиться огню. В результате Йозеф очень пострадал и не смог больше работать плотником, но благодарные жители города не оставили героя в беде, а после его смерти в 1860 году назвали именем Йозефа Виммера переулок, рядом с базиликой Святого Ламберта.
|
Переулок Йозефа Виммера
Кованые элементы на ограде моста - продолжение памятника в честь основания Дюссельдорфа |
|
Паутина |
В конце переулка Йозефа Виммера находится жутковатый памятник Stadterhebungmonument, посвященный победе в битве при Воррингене (1288 год), которая предопределила будущее города Дюссельдорф. Сложная многофигурная композиция была установлена в 1988 году к 700-летию со дня основания города.
Теперь перейдем к деталям. Если коротко о битве, то 5 июня 1288 года граф Адольф фон Берг одержал победу над архиепископом кельнским и 14 августа даровал деревне Дюссель статус города. С тех пор Дюссельдорф стал процветать и даже обзавелся собственным аббатством. Все это и многое другое местный скульптор Берт Герресхайм рассказал нам в своем бронзовом триптихе, состоящем из 450 деталей.
В первой части (слева) изображена картина кровавой битвы при Воррингене. Тут все страшно. Перепуганные ополченцы, жуткие рыцари и черепа.
|
Крестьянское ополчение во главе с рыцарями на лошадях-скелетах |
Вторая (центральная) часть рассказывает о великом дне 14 августа 1288 года, когда деревня Дюссель получила статус города. Здесь мы видим долгожданный документ, печати герцога и его жены, мир и процветание.
|
Грамота о даровании Дюссельдорфу статуса города и печати графа Адольфа Бергского и его жены |
|
Процветание и изобилие |
Правая часть триптиха посвящена церкви и основанному в городе аббатству. Тут у нас папы римские, и монах с ковчегом для мощей Святого Аполлинария, который с 1394 года является покровителем города (его мощи с XIV века храняться в алтаре базилики Святого Ламберта).
На меня этот памятник произвёл очень сложное скорее гнетущее впечатление (хотя по задумке автора это ода миру), но пока я фотографировала его со всех сторон, почему-то вдруг задумалась совсем о другом. Вот стоит он здесь на углу безо всякого пьедестала и ограждения аж с 1988 года, и никто до сих пор не сдал его на металлолом, не отломал ни одной детали на память, не написал свои имена на рыцарских доспехах и не набросал бутылок между исторических фигур...
Но не будем о грустном. Пора отправляться в церковь, которую спас когда-то плотник Йозеф Виммер. Нам как раз туда, в переулок мимо памятника...
|
Памятник 700-летию основания Дюссельдорфа по дороге к базилике Святого Лпмберта |
Как это принято в подобных случаях, католическую
базилику Святого Ламберта построили на очень даже священном месте, где начиная с VIII века, сменяя друг друга, стояли предыдущие христианские церкви. Нынешний храм был впервые освящен
13 июля 1394 года в честь Богородицы, а его покровителями стали святые Ламберт, Апполинарий, Фома и Панкратий. Поскольку в новом соборе хранилось множество священных реликвий и святых мощей, он сразу стал одной из самых посещаемых паломнических церквей окрестных земель. В 1805 году церковь была освящена во второй раз, но теперь уже в честь святого Ламберта. В 1974 году она получила статус малой базилики.
|
Базилика Святого Ламберта, главный неф |
В деамбулатории церкви (галерея вокруг алтарной части, образованная продолжением боковых нефов) сразу за алтарём расположена великолепная гробница Вильгельм V Богатого, герцога Юлих-Клеве-Бергского, который очень удачно правил здешними землями целых 53 года, и совсем неудачно пристроил свою родную сестру Анну за короля Англии Генриха VIII (он с ней сразу же развелся, но хорошо хоть не казнил). Гробница выполнена в стиле Высокого Возрождения и представляет собой некое подобие триумфальной арки украшенной большим количеством аллегорических скульптур. Для того, чтобы любознательные туристы не перепутали самого Вильгельма с аллегорией Храбрости или, например, Справедливости, на кованной решетке ограждающей надгробье висит рисунок монумента с подробным наименованием деталей (правое фото).
Гробница Вильгельма V (1592)
|
Фрагмент гробницы Вильгельма V (1592) с его фигурой по середине |
|
Фрески XV века (восстановлены в XIX веке). Справа - "Мадонна с ангелами" |
|
Гробница Маргареты фон Берг (1340) |
|
Деталь гробницы Маргареты фон Берг |
|
Фрагмент кафедры |
На фотографиях (слева-направо):
Пьета (ок.1400 года), статуя Святого Христофора (XVI век) и барочная кафедра (XVII век)
|
Фрагмент кафедры |
На фотографиях (слева-направо):
алтарь гильдии ювелиров со скульптурой Мадонны с младенцем (ок. 1334 года);
алтарь гильдии портных с изображением Святого Мартина (покровитель портных)
алтарь гильдии пекарей и пивоваров "Скорбящая Богоматерь"
Великолепная дарохранительница была создана в 1475-1478 годах и пожертвована базилике святого Ламберта герцогом Вильгельмом Юлих-Бергским и его женой Елизаветой. Она считается памятником «выдающейся художественной ценности» и "самой важной позднеготической работой такого рода на Нижнем Рейне". На левой стороне ее постамента изображен герб Дюссельдорфа - это одно из самых древних его изображений.
|
Триптихи XVII век |
Могилы священников (плиты встроены в пол базилики)
|
Двор базилики Святого Ламберта |
Пожалуй, с культурой на сегодня - все! Мы заслужили по бокалу холодного разливного пива и с чувством выполненного долга отправляемся в историческую пивоварню "Zum Schlüssel" на Болькерштрассе! На этом нужно бы поставить точку, но как же не упомянуть о знаменитом местном пиве!
Пивной ресторан
"Zum Schlüssel" относится к четверке "истинных" диссельдорфских пивоварен
. Он
расположена в историческом здании XVII века на Болкерштрассе, 41-47. Первая пивоварня была открыта здесь в 1850 году, а вскоре появилось и название "Zum Schlüssel". В 1936 году бизнес выкупила семья Гатцвайлер, которая владеет этим заведением до сих пор.
В меню "Zum Schlüssel" есть все, чему положено быть в подобных ресторанах, а еще фирменное тушеное мясо Schlüssel Treberbulle и великолепное темное пиво Original Schlüssel altbier, которое здесь варят с 1850 года. В отличие от Кёльна, где все пьют светлый легкий кёльш, местные любители предпочитают тёмное пиво верхового брожения, сваренное традиционным старинным дюссельдорфским способом. Цвет у этого пива медово-красный. Вкус сладковатый и мягкий с нотками хмеля, а алкоголя всего 4,8%. Короче, все именно так, как я люблю. Подают альт, также как кёльш, в странных для этого напитка тонких цилиндрических стаканах порцией по 200 мл с пышной шапкой плотной пены, которая, к сожалению, почти опала пока я выстраивала композицию для фотографии.
Кстати, до начала XIX века нынешний "альтбир" называли просто пивом, потому что никакого другого в здешних местах не существовало, но в 1880-х годах появился лагер (пиво низового брожения) и старое пиво стали называть "альтбир" (старое пиво) или попросту "альт" (старое).
Пора было прощаться и с Дюссельдорфом, и с друзьями. Они возвращались в Ахен, я - в Кёльн и дальше по плану. Вдруг стало ужасно грустно, и уже хотела навернуться скупая слеза... но прекрасное настроение от сегодняшней прогулки и особенно пара стаканчиков пенного альта сделали свое дело! В конце концов сколько там от Ахена до Киева! Всего каких-то три с половиной часа полёта!
Туристическая карта Дюссельдорфа
Все материалы по этой поездке:
Германия
Нидерланды
Комментариев нет:
Отправить комментарий