четверг, 12 сентября 2019 г.

Амстердам: "Мой поход в музей Ван Гога" (Van Gogh Museum, Нидерланды, день 5-й )

Вчера вечером, вернувшись из Ахена, я попрощалась с Кёльном и на скоростном поезде ICE (Intercity-Express,  скорость до 230 км/ч) отправилась к друзьям в Амстердам.
В ожидании поезда на платформе Кёльнского вокзала
Интерьер скоростного поезда ICE. Вход в кафе.
Три часа неудобного смотрения в окно "задом на перед" показались мне целой вечностью, но как только за окнами замелькали огни Амстердама, усталость мгновенно улетучилась. Вот он любимый город, в котором меня ждут любимые люди! Потом была радостная встреча, поездка по ночным улицам, вкусный ужин и разговоры до глубокой ночи - все-таки три года не виделись...
Вагон скоростного поезда ICE Кёльн-Амстердам с сиденьями "задом на перед"
Поезд устроен по принципу "тяни-толкай".
В одну сторону почти все сиденья стоят против движения, зато на обратном пути повезет!
Утро началось с ароматного капучино и еще горячих хрустящих круассанов из булочной напротив. На залитой солнцем кухне было тепло и уютно, но рассиживаться было некогда - еще в Киеве я купила билет в знаменитый музей Винсента ван Гога (Van Gogh Museum). Билеты в него продаются только онлайн, и купить их лучше заранее, особенно если необходимо какое-то определенное время. Я выбрала удобные для меня 11:00 и оплатила билет за 19 евро без мультимедиатура (аудиогида). На сайте просили добавить еще и на поддержание музея, но эту ремарку я пропустила мимо ушей. Если сравнить наше с музеем материальное положение, то еще не известного кому из нас нужно доплачивать!
Несмотря на онлайн билеты на определенное время, на входе в музей постоянно стоит живая очередб
Итак, ровно в 11, показав охраннику заветный билет (я предпочитаю все распечатывать) и безуспешно пытаясь выбросить из памяти дурацкие слова песни Шнуров про выставку Ван Гога, в радостном возбуждении и без всякой очереди (она почему-то набежала позже) я, наконец, вошла в стеклянный вестибюль Van Gogh Museum.
Центральный вход и стеклянная лестница в атриум музея
Если коротко, то гениальный художник, богатая коллекция, не очень удобные залы, фотографировать нельзя и огромные сувенирные магазины. А теперь обо всем чуть подробнее.
Каталоги Van Gogh Museum на разных языках 
Любое посещение музея начинается "с вешалки", и в этом смысле у Van Gogh Museum все в полном порядке. Просторный наполненный светом атриум Выставочного крыла, построенного в 1999 году по проекту очень известного японского архитектора Кисё Курокава действительно впечатляет.
"Выставочное крыло"
В 2015 году сюда перенесли главный вход. И теперь здесь расположены: стойка администрации, кафе, один из многочисленных сувенирных магазинов - "Flagship", гардероб, стойка выдачи аудиогидов (стоимость 5 евро можно оплатить при покупке билета или на месте), интерактивный экран, на котором чередуются картины великого художника и эскалаторы, ведущие в Главное здание (1973). Все остальные площади на нескольких этажах овального "Выставочного крыла" используются по их прямому назначению - здесь проходят временные выставки, посетить которые можно, используя тот же билет.
Вестибюль музея и вид на сувенирный магазин "Flagship"
Вход и вестибюль со стороны сувенирного магазина "Flagship"
Сувенирный магазин "Flagship"
Ну, а после того как вы вооружились мультимедиатуром (аудиогидом), выпили кофе, поглазели на сувениры и сфотографировались на фоне интерактивного экрана, можно, наконец, вспомнить зачем вы вообще сюда пришли и подниматься в Главное здание, где, собственно, и начинается сам Музей!
Кафе на фоне интерактивного экрана 

Вот мы и в Главном здании, где по периметру трех этажей в двух десятках залов экспонируется самая крупная в мире коллекция картин, рисунков и писем нидерландского художника постимпрессиониста Винсента Ван Гога, а также размещена небольшая выставка картин его современников - Пабло Пикассо, Клода Моне, Поля Гогена, Анри Тулуз-Лотрека (план музея можно посмотреть тут).
В экспозиции представлено 200 картин художника. В том числе, одна из версий знаменитых "Подсолнухов" (их всего 5 по разным музеям), "Натюрморт с библией", "Спальня в Арле" (одна из 3-х), "Едоки картофеля", «Пшеничное поле с воронами» и последняя незавершенная картина, изображающая корни деревьев. Кроме того, здесь можно ознакомиться с рисунками (400) и личными письмами (около 700) Винсента, написанными, в основном, его младшему брату Тео.
Хотела бы я увидеть музей таким, но, очевидно, это фото сделано в день закрытых дверей
Всего за десять лет занятий живописью Ван Гог написал как минимум 850 (!) разных по стилю и цветовой палитре картин. Экспозиция музея, в которой представлено 200 лучших работ, очень наглядно отражает каждый этап эволюции его творчества: Нидерланды (1880-1885), Париж (1886-1888), Арль (1888-1889), Сен-Реми-де-Прованс (1889-1890) и Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил собой и был похоронен. Есть так же зал посвященный автопортретам (в коллекции музея 17 картин из 35 написанных) и несколько залов биографического характера ("Жизнь в письмах", "Семейные ценности" и др). А в зале "Друзья" экспонируются картины художников - современников Ван Гога, с которыми он поддерживал отношения, живя в Париже. В частности, работы Поля Гогена.
Короче говоря, картин очень много. Все они написаны в разные периоды и очень отличаются и по технике, и по цветовой гамме, и по сюжетам. Поэтому бродить по музею лучше всего с аудиогидом, который в сжатой форме расскажет о нюансах создания того или иного полотна. Подошел к картине, нашел ее номер на аудиогиде и узнавай много нового и интересного. Учитывая сложный жизненный путь Ван Гога, как никогда полезная штука!
Этаж на котором экспонируются "Подсолнухи".
Это то небольшое желтое пятнышко на темном фоне (справа от колонны)
Основой этого музея стали работы, которые не были проданы к моменту смерти художника в 1890 году. То есть почти всё, что он написал, так как при жизни ему удалось продать по разным сведениям от 14 до 20 картин (еще возможно были продажи, сведения о которых не сохранились). Коллекцию сначала унаследовал его брат Тео, a затем вдова брата - Йоханна, которая сыграла ключевую роль в деле популяризации творческого наследия своего шурина в Европе. После ее смерти в 1925 году картины достались племяннику художника - Винсенту Виллему ван Гогу, который, продолжая дело родителей, отдал картины в аренду городскому музею Амстердама (Рейксмузеум). Там они пробыли до 1962 года, когда коллекция была переведена в основанный им Фонд Винсента ван Гога (1960). Год спустя правительство Нидерландов инициировало строительство нового современного здания, в котором, по соглашению с семьей Ван Гога должно было храниться все переданное стране наследие художника. Из-за возникших сложностей строительство продлилось 10 лет и было  завершено только в 1973 году, который считается официальной датой рождения 2-го по посещаемости музея Нидерландов и 31-го по посещаемости художественного музея в мире.
Комплекс музея Ван Гога. Слева - "Выставочное крыло" (1999), справа - основное здание (1973)
В музее существуют очень строгие правила, одно из которых запрет на фотографирование. И это кажется странным только до тех пор, пока не попадаешь в огромные сувенирные магазины, где продаются репродукции (открытки, постеры) всех представленных в экспозиции картин (поэтому им конкуренты и не нужны). А еще здесь можно купить брелки, зонты, сумки, шелковые платки, игрушки, пальтишки для собак и т.п. в принтах самых популярных "вангоговских" работ - "Подсолнухах", "Миндале" и прочих. В результате я купила себе очень красивый брелок, а ожидавшие возле музея друзья (сувенирные магазины есть и на Музейной площади), - красивый зонтик с тем же рисунком. И теперь о посещение музея мне будет напоминать комплект с любимым "Цветением миндаля" ("Цветущие ветки миндаля"). Кстати, эту картину Ван Гог написал в связи с рождением того самого племянника Винсента, который потом так много сделал для увековечивания его памяти.
Сувенирный магазин "Last-minute Shop"
Сувениры в принтах "Цветение миндаля"
Сувениры в принтах "Цветение миндаля"
 Художественный альбом  "Шедевры из коллекции музея Ван Гога" на русском языке
Сувениры в принтах "Подсолнухи"
Сувениры в принтах "Цветение миндаля"
Художественные альбомы "Шедевры из коллекции музея Ван Гога" на разных языках
Каталог музея на разных языках
Стенд с постерами картин Ван Гога (цена зависит от размера)
Уголок, в котором можно выбрать и распечатать себе постер, а также подобрать к нему рамку
Печатный автомат, с помощью которого можно выбрать понравившуюся работу,
а потом распечатать ее в одном из трех размеров, на одном из трех видов материала
Постеры на выбор
В сувенирном магазине  "Last-minute Shop" (вестибюль Главного здания) сделан специальный стенд "Ван Гог в ощущениях" (‘Van Gogh op gevoel’), который позволяет прикоснуться к творчеству художника в прямом смысле этого слова. На нем во всех подробностях в 3D формате воспроизведена картина "Подсолнухи", и каждый желающий может потрогать ее руками, ощутив технику мазка кончиками пальцев. Изначально этот стенд был сделан для слепых и слабовидящих, но оказалось, что он пользуется большой популярностью и у обычных посетителей музея.
Стенд "Ван Гог в ощущениях"
Теперь немного о моих личных впечатлениях.. Музей мне показался не очень удобным и даже немного мрачным. Несмотря на то, что я попала в него до начала летнего сумасшествия, людей было довольно много. Особенно возле знаковых работ. Не скажу, что их нельзя было рассмотреть, но относительно небольшие размеры некоторых залов создавали определенный дискомфорт. А о том, чтобы полюбоваться картинами на расстоянии, вообще не могло быть и речи!
Ну, а что до самих работ, то они оправдали все мои ожидания! Я открыла совсем неизвестного мне Ван Гога и увидеть те работы, ради которых сюда пришла. Как не пафосно это звучит - на минутку прикоснулась к Великому. Без всякого аудиогида, почему-то вдруг остановилась и долго стояла возле картины с воронами над желтым полем. Что-то было в ней было такое сильное и тревожное. Потом узнала, что это последняя законченная картина. Та, что за две недели до смерти...
Я не искусствовед и разбирать картины на "мазки" не умею. Знаю только, что Ван Гог, безусловно, гений! И это неоспоримый факт!
Один из залов музея
Очевидно, запрет на фотографирование раздражал не только меня. Поэтому администрация позаботилась о любителях фотографий "Я был в музее Ван Гога" и обустроила им специальные уголки с огромными "постерами для селфи". Народу там было такое количество, что, если бы с каждого фотографируюшегося брали по 1 евро, музей никогда не знал бы финансовых проблем!
Уголок для селфи с призывом поделиться фотографией на фейсбуке
Уголок для селфи позволил мне сфотографировать часть экспозиции раннего периода,
когда работы Ван Гога были выполнены в очень реалистичной манере
Поскольку фотографировать мне не дали, то все работы, о которых я хочу рассказать, буду иллюстрировать находками из интернета. Начнем с любимой, а потом по хронологии!
Цветущие ветки миндаля. 1890
Полотно было написано по случаю рождения племянника, названного его именем
Оно должно было висеть над постелью супругов и символизировать начало новой жизни,
т.к. миндальные деревья начинают цвести очень рано и являются предвестниками весны.
Едоки картофеля. 1885
"В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками,
которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том,
что персонажи честно заработали свою еду." (из письма брату Тео, 1885 год)
Натюрморт с библией, 1885
На картине изображена библия, принадлежавшая отцу художника,
а рядом книга Эмиля Золя - одного из любимых авторов Ван Гога
Башмаки, 1886 (одно из 6 полотен)
«Ван Гог велик, потому что он способен облагородить даже пару старых ботинок своей кистью» (Пикассо).
Спальня в Арле (первый вариант). 1888
"Пишу собственную спальню. Вся штука здесь в колорите, упрощая который,
я придаю предметам больше стиля, с тем, чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне вообще.
Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение" (из письма к Тео)
Жёлтый дом, 1888
«В этом такая мощь - жёлтые дома, освещённые солнцем… (из письма к Тео)
С мая 1888 года Ван Гог снимал четыре комнаты в жёлтом доме на площади Ламартин в Арле.
Он мечтал создать союз, где все художники-единомышленники могли бы жить вместе и творить.
«Хочу, чтобы это был настоящий дом для художников, но чтобы никаких ценностей в нём не было,
совершенно никаких ценностей - даже наоборот, но чтобы всё от стула до картины имело бы особый характер».
Пшеничное поле с воронами, 1890
Картина написана незадолго до самоубийства художника.
"Ван Гог писал, что при виде бескрайних пшеничных полей его охватывает тоска и грусть,
а здесь мы видим крайнее проявление этих эмоций".
От себя могу сказать, что эта картина производит очень сильное впечатление.
Корни деревьев, 1890
Скорее всего это последняя неоконченная работа художника
Натюрморт: ваза с ирисами на желтом фоне, 1890
Картина написана в технике импасто, с помощью наложения густого слоя масляной краски.
Несмотря на сильную  контрастность, она полна нежности и лиризма. 
Теперь немного расскажу о "Подсолнухах", которые в 1987 году на некоторое время стали самой дорогой картиной в мире (39 921 750 $). Оказывается их почти также много как "Кувшинок" у Моне. Так что ограничимся только букетами в желтом горшке. Это серия из пяти картин состоит из двух вариантов и трех авторских копий, написанных в Арле в 1888-1889 годах. Большой любитель подсолнухов и желтого цвета Ван Гог написал два варианта картины к приезду своего друга Поля Гогена. Сначала это была "Ваза с 12 подсолнухами" (на зелено-голубом фоне), а затем "Ваза с 15 подсолнухами" (на желтом фоне). Благодаря недавно отрытым новым пигментам Ван Гог смог изобразить подсолнухи на разных стадиях жизни от цветения до увядания. Для этого он смело использовал широкий спектр оттенков его любимого желтого цвета. Особенно ярко это проявилось в композиции желтого на желтом - тогда это было большим новаторством.
Поль Гоген «Ван Гог рисует подсолнухи» 1888
Ван Гог ждал, Гоген приехал, но гармоничной работы не случилось. И от некогда дружеских отношений осталось только раздражение, непонимание и обоюдная усталость. Не буду углубляться в детали, скажу только, что все три авторские копии "Подсолнухов" были ответом Гогену на его просьбу подарить написанные для него картины. На письмо Гогена Ван Гог ответил отказом, но пообещал сделать точную копию. И в январе написал целых три – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами». Поэтому картин и получилось так много.
Мне посчастливилось увидеть и "Вазу с 12 подсолнухами", оригинал которой экспонируется в Мюнхенской Пинакотеке, и авторскую копию "Вазы с 15 подсолнухами", которая находится в коллекции музея Ван Гога в Амстердаме. Три другие картины выставляются в музеях Лондона (оригинал "Вазы с 15 подсолнухами"), Филадельфии (авторская копия "Вазы с 12 подсолнухами") и Токио (авторская копия "Вазы с 15 подсолнухами"). Именно последняя картина была куплена в 1987 году почти за 40 миллионов долларов, и именно ее подлинность поначалу вызывала сомнение специалистов. 
Подсолнухи (серия написанная в Арле)
Слева: Ваза с 12 подсолнухами на зелено-голубом фоне (оригинал, Мюнхенская Пинакотека, 1888)
Справа: Ваза с 15 подсолнухами на желтом фоне (авторская копия, музей Ван Гога, Амстердам, 1889)
Теперь приступим к автопортретам, которых у Ван Гога, наверное, больше, чем у всех художников вместе взятых. За 4 года он написал их 35 штук, из них 28 за два года в Париже (1886-1888). Почему Ван Гог так много писал себя любимого? Вовсе не из-за тщеславия. По одним данным, его тяжелый характер не могли выдержать натурщицы, по другим - у него на них просто не было денег. Но нет худа без добра! Зато теперь мы можем проследить и за тем как менялась внешность художника, и за тем как постепенно трансформировался его стиль, с каждым годом становясь все более и более "вангоговским" (artola.com.ua ). Особенно легко увидеть эту эволюцию в Van Gogh Museum (Амстердам), где в специальном зале "Автопортреты" экспонируются целых 17 имеющихся у них работ. Это очень интересно!
Первый и последний автопортреты : слева - 1886, справа - 1889
1886 год (обе картины из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1886 год ( картина справа из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1886 год и 1887 год ( картина слева из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1887 год ( картина слева из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1887 год ( картина слева из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1887 год ( обе картины из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1887 год ( картина слева из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1887 год ( картина слева из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1887 год (обе картины из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1887 год (обе картины из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1887 год
1887 год и 1887-88 год ( картина справа из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1888 год ( картина справа из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1888 год ( картина справа из коллекции музея Ван Гога, Амстердам)
1889 год
1889 год
P.S. Ну, и два грустных слова в заключение. Как все-таки несправедлива жизнь. Человек, который подарил нам столько прекрасных и ярких работ, умер в 37 лет одиноким и совершенно непонятым. Говорят, ему не хватило всего пары лет, чтобы дожить до великой славы!


Музей Ван Гога в ночном освещении

Музей открыт с 9 утра 365 дней в году

Часы работы тут

Билеты продаются на определенную дату и время  и только онлайн 
Количество билетов на каждое время ограничено, поэтому желательно заказывать их заблаговременно.
  • Взрослые, вход и мультимедиатур: 24 евро
  • Взрослые, только вход: 19 евро
  • Дети 0-17 лет: бесплатно
Мультимедиатур доступен на десяти языках, в том числе на русском.
План музея тут

Адрес: Мюзеумплейн 6
Вид из окна музея на Музейную площадь (Мюзеумплейн)
а после обеда мы поехали в Харлем

Смотрите также:

Выставка "От Моне до Пикассо: коллекция Батлинера"(Альбертина, Вена, Австрия)
Прогулка по "Рейксмузеум" (Амстердам, Нидерланды)


Все материалы по этой поездке:

Германия

Нидерланды

4 комментария:

  1. Была там в 2006 году. По моим личным впечатлениям, это не тот музей, в который хотелось бы вернуться. Нет в нем изюминки и души, что-ли....
    Ирина, но Вам придётся вернуться в Амстердам в следующем году, в августе на Sail Amsterdam (парад кораблей), который проходит каждые 5 лет. Зрелище удивительно завораживающее. Ваши друзья подскажут на каком причале забронировать хорошую экскурсию на катере. Спасибо за пост! Вы очень талантливы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам огромное за отзыв и за то, что заходите в гости. Я очень люблю описывать свои путешествия. Это своеобразная медитация. Пишу и опять гуляю по тем же улицам. Музей Ван Гога мне совсем не понравился. Просто не хотелось "рубить правду-матку". В нем действительно нет ни уюта, ни души. Хотя, может голландская душа - она такая... но моя голландская подруга его тоже не любит! А за парад кораблей спасибо! Нужно будет хорошо подумать!

      Удалить
  2. Была в музее в 2018 году. Очень хочется туда вернуться! Отзыв написан очень формально и неинтересно, много времени уделено фойе, магазину и кафе и никаких эмоций о Подсолнухах! Музей прекрасный! Влюбилась в Ван Гога после посещения, хотя отдельные его картины видела в других музеях раньше. Посещайте и наслаждайтесь!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий. Сколько людей столько и мнений. Желаю Вам еще не раз прогуляться по этому музею. Буду рада почитать о Ваших впечатлениях.

      Удалить