пятница, 28 августа 2020 г.

Музей истории искусств в Вене: "История, коллекции и коллекционеры" (Kunsthistorisches Museum, часть 1, Австрия)


Да простят меня истинные знатоки живописи, которые так никогда бы не поступили, но после посещения "Эпохальной выставки Питера Брейгеля Старшего" мы не пошли смаковать увиденное в кругу единомышленников, а после короткой паузы в местном кафе отправились дальше бродить по залам Музея истории искусств
Зал Питера Пауля Рубенса
Бродили до вечера, увидели очень много интересного, и теперь самое время рассказать о том, с чего все начиналось, и почему этот музей считается одним из самых важных художественных собраний мира. Рассказ, как всегда, получился длинным, поэтому пришлось разбить его на три части: "История", "Художественная галерея" и "Кунсткамера". Итак, начнем с "Истории".
Зал Питера Брейгеля Старшего
ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ НА ПЛОЩАДИ МАРИИ ТЕРЕЗИИ
Музей истории искусств (Художественно-исторический музей, Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM) - это главный художественный музей Австрии и один из самых знаменитых музеев мира, в основу которого была положена богатейшая коллекция изобразительного и декоративно-прикладного искусства австрийского императорского двора. Он был официально основан в 1889 году и открыт 17 октября 1891 года в специально построенном по инициативе императора Франца Иосифа I монументальном здании на площади Марии Терезии.
Здание Музея истории искусств в стиле итальянского Возрождения
Это большое прямоугольное здание с величественным фасадом и 60-метровым восьмигранным куполом стало частью амбициозного проекта "Императорского форума" (Kaiserforum), разработанного известными архитекторами Готфридом Земпером и бароном Карлом фон Хазенауэром в рамках расширения города в 1858 году. 
Визуализация проекта "Императорский форум" (Kaiserforum)
 План "Императорского форума" (Kaiserforum):
два новых крыла дворца Хофбург, триумфальные арки и симметричные музеи
К сожалению, грандиозный проект, который предполагал строительство двух новых симметричных крыльев дворца Хофбург, соединенных триумфальными арками с двумя музейными зданиями-близнецами, был реализован лишь частично. Сначала на месте снесенной городской стены появилась новая улица Рингштрассе, а сразу за ней на бывшем лугу - великолепный архитектурный ансамбль площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz). 
Так будущая площадь Марии Терезии выглядела до расширения города в 1858 году
Почтовая открытка с изображением площади Марии Терезии
Вид на площадь Марии Терезии, два музея и часть Нового дворца (справа внизу)
По двум сторонам огромной пешеходной площади друг напротив друга были построены два одинаковых здания в стиле итальянского Возрождения, предназначенные для Музея истории искусств и Музея естествознания. А между ними в окружении зеленых газонов вздыбленных лошадей и четырех фонтанов с Тритонами и Наядами (1887-1890) возведен великолепный памятник императрице Марии Терезии (1888) - самый большой монумент представителям династии Габсбургов в Вене.
Друг напротив друга расположены здания Музея истории искусств и Музея естествознания
Конные статуи украшают вход на пешеходную площадь Марии Терезии
Вокруг памятника Марии Терезии расположено 4 фонтана с Тритонами и Наядами (1887-1890)
Автор этого фонтана - Хьюго Хердтль
В центре каждого фонтана расположены Наяды и Тритоны из каррарского мрамора 
При этом ни один сюжет не повторяется и принадлежат трем скульпторам
Автор этого фонтана - Антон Шмидгрубер
В центре одноименной площади расположен памятник императрице Марии Терезии
Памятник Марии Терезии на фоне Музея истории искусств
Памятник Марии Терезии
(1888 год, скульптор Каспар Цумбуш архитектор Карл фон Хазенауэр)
После окончания работ по возведению музеев и обустройству площади Марии Терезии, началось строительство запланированных симметричных крыльев дворца Хофбург, но по ряду объективных причин пришлось ограничиться лишь одним, известным теперь как Neue Burg (Новый дворец, 1913). Соединять его со зданием Музея истории искусств уже не стали - идея "Императорского форума" к тому времени потеряла свою актуальность.
Новое крыло дворца Хофбург - Neue Burg (Новый дворец, 1913)
По задумке архитекторов, абсолютно идентичные здания двух музеев должными были отличаться только тематической отделкой куполов и фасадов, поэтому купол Музея естествознания украсил бронзовый Гелиос и основным мотивом оформления фасада стали "композиции, олицетворяющие природу и научный прогресс", а купол Музея истории искусств увенчала Афина Паллада, по бокам от входа расположились аллегории Живописи и Скульптуры, а весь остальной декор напоминал о том, что это храм изобразительного искусства.
Купол здания венчает фигура Афины Паллады (скульптор Йоханнес Бенк)
По обеим сторонам от входа восседают аллегории
"Живопись" (скульптор Эдмунд Хельмер) и "Скульптура" (скульптор Йоханнес Бенк)
Фасад Музея истории искусств
Если театр начинается с вешалки, то экскурсия по венскому Музею истории искусств - прямо с порога, переступив который, попадаешь в богато украшенный мрамором и лепным декором просторный круглый вестибюль с высоким куполообразным потолком. А далее, каждому предстоит сделать нелегкий "выбор Ильи Муромца" - пойти налево в "Кунсткамеру", направо - в раздел всевозможных древностей (Египет, Греция, Рим, Восток) или по широкой центральной лестнице подняться в художественную галерею.
Вестибюль Музея истории искусств: вид на "Кунсткамеру" фото vazha
В центре потолка расположен световой люк, через который в холл проникает дневной свет
Удивительная фотография потолка + основной вход, лестницы в 2 музея и лестница на 2-й этаж
Лестница в музей всевозможных древностей (Египет, Греция, Рим, Восток) фото vazha
Широкая парадная лестница ведет в художественную галерею на втором этаже
Парадная лестница музея - это настоящий шедевр архитектуры. Ее первый марш ведет к неоклассической скульптуре Антонио Кановы "Тесей, убивающий кентавра" (1805-1819), потолок украшает великолепный плафон Михая Мункачи "Апофеоз Ренессанса" (1888), а в полукружиях сводов, спандрелях и межколонных пространствах можно увидеть пол сотни картин известных австрийских художников - Ганса Макарта, Франца фон Мача и братьев Климт.
Парадная лестница музея
Парадная лестница - вид на северную сторону
Скульптура Антонио Кановы "Теcей, убивающий кентавра" (1805-1819)
Скульптура была заказана Наполеоном Бонапартом для дворца в Милане,
а затем выкуплена императором Францем II для храма Тесея в Фольксгартене (сад Хофбурга)
С 1891 года она находится в Музее истории искусств
Плафон Михая (Либ) Мункачи "Апофеоз Ренессанса" (1888, 16 м²)
На картине изображены гении итальянского Возрождения - да Винчи, Рафаэль,
 Микеланджело, Веронезе, Тициан с моделями и учениками 
В 1881 году роспись парадной лестницы была поручена Гансу Макарту, но три года спустя художник скоропостижно скончался, успев подготовить лишь 12 люнет (поле между арочной дугой и горизонтальным карнизом), десять из которых были посвящены известным художникам и их моделям, а две - аллегориям Живописи и Скульптуры. 
Северная стена парадной лестницы
Люнеты: "Микеланджело", "Аллегория живописи", "Тициан" (художник Ганс Макарт)
Под ними картины Густава Климта
На десяти картинах с золотым фоном изображены портреты знаменитых итальянских (Рафаэль, Тициан, Микелянджело, да Винчи), испанского (Веласкес), немецких (Дюрер, Гольбейн) и нидерландских (Рембрант, Рубенс, Ван Дейк) художников XVI-XVII веков. Все они были написаны на холсте и позднее вклеены на заранее определенные места. 
Микеланджело и "Сотворение Адама" (Северная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
Тициан с обнаженной моделью (Северная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
Гольбейн с Джейн Сеймур (Южная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
Дюрер с моделью (Южная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
Рассматривая эти картины, можно заодно проверить свои знания живописи. Очень увлекательное занятие! Я не угадала только Ван Дейка, но оказалось, что эта картина  вызывает вопросы не только у меня. Даже искусствоведы пока окончательно не решили, Ван Дейк это или Мурильо. Хотя, если честно, Мурильо я бы тоже не узнала.
Ван Дейк (или Мурильо) с фигурой Христа  (Восточная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
Портрет Веласкеса  (Восточная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
Леонардо да Винчи с моделью (Восточная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
А вот уж кого можно узнать с первого взгляда, так это романтичного Рафаэля с юной нежной Мадонной; Рембрандта, написанного с одного из 60-ти автопортретов; и жизнерадостного Рубенса в объятьях фирменной красотки. Его пышнотелых дам ни с кем не перепутаешь.
Рафаэль с фигурой Мадонны (Западная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
Портрет Рембрандта  (Западная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
Питер Пауль Рубенс с моделью  (Западная стена, художник Ганс Макарт, 1881)
После смерти Макарта, начались долгие поиски того, кто сможет закончить столь масштабный проект, и, наконец, в 1890 году был подписан контракт с коллективом молодых художников, которые уже имели отличный опыт подобной работы (например, роспись потолка венского Бургтеатра). Это были Франц фон Мач и братья Климт.
Густав Климт "Театр Шекспира" (роспись потолка венского Бургтеатра, 1886)
 В правой ложе Густав Климт изобразил себя с друзьями:
себя в белом пышном воротнике, брата Эренста в чем-то красном и Франса Матча в черной шляпе
Это единственный известный автопортрет Густава Климта 
Согласно концепции оформления интерьера, разработанной куратором музея Альбертом Ильгом, художники должны были создать ретроспективу развития живописи, написав картины в стилистике разных школ и эпох европейского искусства. Общей сложностью им было заказано 40 полотен, которые через пять месяцев должны были украсить спандрели (поле стены между двумя соседними арками) высоких аркад и разделяющие их пространства между двойными колоннами. 
Южная стена. "Каролингские и бургундские времена" (Франц фон Мач)
Каролингские времена работа Франса фон Мача. Красота в деталях!
Южная стена. "Романское и византийское искусство, Римская античность" (Франц фон Мач)
Южная стена. "Скандинавская готика позднего Средневековья" (Франц фон Мач)
"Роспись стен задумывалась как серия тематических картин, иллюстрирующих историю основных художественных центров Европы, включая Древнюю Грецию, Рим и Египет. Позы, костюмы и отдельные объекты должны были точно отражать стиль и изделия, типичные для каждого периода". 
Восточная стена. "Итальянский Ренессанс" (Эрнст Климт)
Восточная стена. "Испания и Нидерланды" (Эрнст Климт)
Восточная стена. "Немецкий Ренессанс" (Эрнст Климт)
Каждому из художников досталось по одной стене, а четвертую - западную - они разделили поровну, определив очередность картин по жребию. Через год (вместо 5 месяцев) сложная трудоемкая работа, в конце концов, была завершена, и в апреле 1861 года готовые картины привезли из студии и по особой технологии приклеили на стены вокруг 12 арок парадной лестницы.
Западная стена. "Барокко и рококо" (Франц фон Мач)
Западная стена. "Голландско-фламандская школа" (Эрнст Климт)
Фрагмент оформления западной стены (Густав Климт и Франц фон Мач)
Что касается Густава Климта, то 13 картин 28-летнего художника, которые считаются ярким примером его перехода от исторической живописи к стилю ар-нуво, расположены на северной и западной (первая арка слева) стенах парадной лестницы и посвящены итальянскому Возрождению (Венецианскому, Римскому, Флорентийскому), древней Греции и Египту. 
Северная стена. "Римское и венецианское кватроченто" (Густав Климт)
"Экклесия" - средневековое олицетворение церкви,
 В ее руках видна папская тиара, а накидка расшитая сценами из жизни Христа
В коллекции музея хранится также 6 эскизов, выполненных в ходе работы над образами.
Эскиз картины "Римское и венецианское кватроченто" (Густав Климт)
Венецию на фреске символизирует дож, облик которого перекликается с портретом
  венецианского дожа Леонардо Лоредано кисти Джованни Беллини
Эта женская фигура олицетворяет Древнюю Грецию и известна как «девушка из Танагры»
моделью для нее послужили терракотовые статуэтки, найденные на раскопках древнего города Танагра
На заднем плане афинская черная ваза из коллекции Музеев Ватикана
Фрагмент оформления северной стены (Густав Климт)
Эскиз оформления северной стены (Густав Климт)
Центральная арка северной стены "Древняя Греция и Египет" (Густав Климт)
Богиня мудрости и войны Афина является центральным элементом композиции
Эта работа — дань уважения скульптору Фидию и ее Афине Парфенос
Древний Египет символизирует нагая женщина, сжимающая в правой руке «анх» (символ жизни)
Северная стена. "Старое итальянское искусство" (Густав Климт)
 Эта картина символизирует единение литературы и изобразительного искусства.
Северная стена. Фрагмент картины "Старое итальянское искусство" (Густав Климт)
Западная стена. "Флорентийское Чинквеченто и Кватроченто" (Густав Климт)
"Давид" Микеланджело и "Венера" Боттичелли - символы искусства Флоренции
В 2012 году, когда музей отмечал 150-летие со дня рождения Густава Климта, и в 2018 году - к 100-летию со дня смерти художника, на центральном входе была установлена специальная платформа - "Мост Климта", с которой посетители могли рассмотреть творениями мастера вблизи (более детально картины можно рассмотреть тут).
Временный 4-х тонный подиум позволил зрителям подняться на высоту 12 метров
С подсветкой фигуры египтянки и гречанки выглядят еще эффектнее
Так близко эти картины можно увидеть только в редких случаях
Центральный "Купольный зал" второго этажа, как нетрудно догадаться, расположен прямо под высоким восьмигранным куполом, "дольки" которого богато украшены лепным декором и медальонами с портретами Габсбургов, приложивших руку к созданию коллекции музея. Сейчас в этом зале располагается элегантное музейное кафе с круглым красным диваном, стоящим вокруг ограждения центрального "светового люка" (он обеспечивает дневное освещение вестибюля). 
Купольный зал - кафе и диван
Здесь можно перекусить во время прогулки по музею
Фрагмент восьмигранного купола
На одной из "долек" купола размещен медальон с портретом Франца Иосифа I,
построившего этот музей
Купольный зал - вид на балкон третьего этажа
КОЛЛЕКЦИИ ГАБСБУРГОВ
Ну, о здании, пожалуй, хватит. Пора переходить к самому главному и рассказать о многочисленных коллекциях музея, история которых неразрывна связана с влиятельным домом австрийских Габсбургов. Правители этой могущественной династии на протяжении четырех веков заказывали, приобретали и получали в дар картины, скульптуры, монеты, медали и просто диковинные вещицы, созданные или найденные в различных уголках Европы. Безусловно, до наших дней сохранилось не все, но и того, что осталось, вполне хватило на дюжину полноценных собраний, расположенных в шести венских музеях и инсбрукском филиале. Причем, большинство из этих собраний являются если не самыми крупными, то одними из крупнейших среди подобных в мире.
Один из залов "Кунсткамеры"
В 91 зале Главного здания на Рингштрассе расположились: картинная галерея, собрание греческих и римских древностей, египетская и ближневосточная коллекция, Нумизматический кабинет и Кунсткамера. Другие коллекции находятся в Нойе Бурге (Собрание исторических музыкальных инструментов, Музей Эфеса, Коллекция оружия и доспехов), Хофбурге (Сокровищница), дворце Шенбрунн (Коллекция старинных экипажей) и замке Амбрас в Инсбруке (филиал). В 2001 году в состав Художественно-исторического музея вошли Музей этнологии Хельденплатц и Театральный музей Австрии на площади Лобковиц.
Художественная галерея в замке Амбрас - старейшем музее мира
В правом крыле первого этажа главного здания расположены "Коллекция Древнего Египта и Ближнего Востока", насчитывающая более 17000 экспонатов (одна из крупнейших в мире), самые ранние из которых датируются 2500 годом до н.э., и "Коллекция античности" (греческие и римские древности), охватывающая период более трех тысячелетий. В ее экспозиции представлено около 2500 уникальных экспонатов (искусство древнего Кипра и Микен, греческая керамика, древнеримские портреты, статуи и ювелирные украшения, искусство поздней античности и периода раннего христианства).
Старинный план первого этажа Главного здания
Слева - залы египетской и ближневосточной коллекций, справа - "Кунсткамера"
Один из залов Египетской коллекции
Потолок роскошного зала поддерживают шестиметровые колонны,
три из которых являются прекрасно вписанными в интерьер древнеегипетскими оригиналами
Экспонаты египетской коллекции
Экспонаты египетской коллекции
Экспонаты ближневосточной коллекций
Зал античной коллекции
Знаменитая Гемма Августа (9-12 гг н. э. или 37-41 гг н. э.)
Древнеримские камеи
Античное искусство
Зал античной скульптуры
С левой стороны вестибюля расположен вход в "Кунсткамеру", грандиозная экспозиция которой насчитывает 2200 предметов декоративно-прикладного искусства, размещенных на площади 2700 м². Ее коллекция является одним из крупнейших собраний мира, и о ней я расскажу в отдельном посте.
Экспонаты "Кунсткамеры"
Экспонаты "Кунсткамеры"
На третьем этаже находится выдающаяся нумизматическая коллекция монет, бумажных денег, акций, орденов, медалей и знаков отличия, которая насчитывает около 700 000 едтниц и входит в пятерку крупнейших собраний мира.
Лестница на третий этаж
Нумизматический кабинет венского Музея истории искусств
Поскольку монеты и древности - это не мой конек, а о "Кунсткамере" я расскажу отдельно, то отправимся сразу в картинную галерею Габсбургов, шедевры которой размещены в 15 просторных залах с высокими стеклянными потолками и анфиладе из 24-х небольших кабинетов, идущих по периметру правого и левого крыла. 
Старинный план Картинной галереи на втором этаже 
Слева - крыло итальянской и немецкой живописи, справа - фламандской и нидерландской
Переход между крыльями второго этажа
Коридоры с нарядным черно-белым полом
Кстати, о стеклянных потолках. Поначалу галерея имела только естественное освещение и работала исключительно в светлое время суток, поэтому зимой музей открывался всего на несколько часов. Проблему решила электрификация здания в начале XX века. Сейчас параллельно с натуральным светом помещения освещаются специальными музейными лампами, которые безвредны для хрупкого лакокрасочного покрытия древних шедевров. 
Залы музея первое время освещались только за счет застекленных потолков
Справа - Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня" (1563)
Анфилады боковых кабинетов (фото turbina.ru)
Питер Пауль Рубенс "Инфанта Изабелла Клара Евгения, жена Эрцгерцога Альбрехта" (1613/1615)
Анфиладой идут не только кабинеты, но и главные Залы
Итальянская живопись в одном из боковых кабинетов (фото turbina.ru)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ
Основа нынешней картинной галереи венского Музея истории искусств была заложена в XVII веке и во многом определялась вкусами и политикой семейства Габсбургов тех времен (где правили, с кем дружили, на ком женились). Поэтому вполне закономерно в ней широко представлена фламандская, нидерландская, итальянская и немецкая живопись, при незначительных вкраплениях французской и английской. А вот довольно скромная компания испанских художников выглядит по меньшей мере странно. Ни тебе Гойи, ни Сурбарана, ни Эль Греко. И это при том, что австрийские Габсбурги регулярно гостили в Мадриде и традиционно вступали с испанскими родственниками во внутрисемейные браки... Может быть они просто не любили испанскую живопись. Кто их теперь разберет.
Нидерландская живопись, Ян Вермеер "Аллегория Живописи", 1666-68 (кабинет 19)
Так или иначе, но представленная в музее коллекция будет интересна поклонникам - итальянской живописи XV-XVI (Тициан, Веронезе, Тинторетто, Рафаэль, Арчимбольдо) и XVII-XVIII веков (Караваджо, Каналетто); голландской живописи XV-XVI (Питер Брейгель Старший, Ян ан Эйк, Мемлинг, Рогир ван дер Вейден) и XVII-XVIII веков (Вермеер, Рембрандт); фламандской живописи XVII-XVIII веков (Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс), немецкого Ренессанса (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Гольбейн) и... испанца Веласкеса (XVII век).
Фламандской живописи XVII века
Фламандской и голландская живопись XVII -XVIII веков 
А началось все с того, что император Максимилиан I (1459-1519), стремясь запечатлеть себя и своих близких для благодарных потомков, начал массово заказывать фамильные портреты. Заядлым коллекционером он явно не был, но работы нескольких выдающихся мастеров своего времени, в том числе Альбрехта Дюрера, в общую копилку добавил.
В центре- Император Максимилиан I с женой, сыном, внуками и будущим зятем 
(Бернхард Штригель, 1515)
Слева - его отец император Фридрих III, справа - его мать Элеонора Португальская
(Ханс Бургкмайр, копия с утраченного оригинала 1468 года)
Спустя несколько поколений всевозможные редкости и полотна известных художников стали приобретать уже следующие Габсбурги -  эрцгерцог Фердинанд II (1529-1595) и император Рудольф II (1552-1612). 
Так, коллекционер и покровитель искусств Фердинанд II заложил основу знаменитого собрания доспехов, портретов и раритетов (кунсткамера) замка Амбрас (Инсбрук, сейчас филиал Музея истории искусств), которое, наряду с коллекцией Рудольфа II и Августа Саксонского,  считалось одним из ценнейших собраний своего времени. Кроме того, эрцгерцог первым перешел от стихийного к системному коллекционированию и оборудовал специальные комнаты в «Нижнем замке» для размещения своих бесценных сокровищ. Теперь эти помещения являются не только старейшим подобным музеем мира, но и единственным музеем эпохи Возрождения, чья экспозиция в первоначальном виде (хоть и частично) дошла до наших дней. Но и это еще не все. Именно благодаря Фердинанду II в коллекции Музея истории искусств появился один из ценнейших его экспонатов - знаменитая золотая солонка Франциска I работы Бенвенуто Челлини - одно из лучших уцелевших произведений прославленного ювелира XVI века. 
Портрет Фердинанда II и золотая солонка Франциска I работы Бенвенуто Челлини
Не менее весомый вклад в общее благородное дело внес и страстный любитель живописи, заядлый коллекционер и меценат - император Рудольф II. За годы долгого правления он собрал в своей столице - Праге - богатейшую кунсткамеру (книги, рукописи, монеты, минералы, произведения ювелирного и декоративно-прикладного искусства, "всякие редкости") и выдающуюся картинную галерею, главным украшением которой стало крупнейшее в мире собрание работ Питера Брейгеля Старшего.
Портрет Рудольфа II и картина Питера Брейгеля Старшего "Крестьянский танец" (1568)
К сожалению, значительная часть экспонатов знаменитой коллекции Рудольфа II уже после его смерти была похищена шведами во время разорения Праги в 1648 году.
"Разграбленное из замка в Праге включало 470 картин, 69 бронзовых фигур, несколько тысяч монет и медалей, 179 предметов из слоновой кости, 50 предметов из янтаря и коралла, 600 сосудов из агата и хрусталя, 174 произведения из фаянса, 403 индийских сувенира, 185 предметов из драгоценного камня, неограненные алмазы, более 300 математических инструментов и многое другое" (habsburger.net).
Если  прибавить к этому списку все то, что удалось сохранить и со временем переправить в Вену, можно оценить масштаб и важность уникального собрания Рудольфа II, который действительно был одним из выдающихся коллекционеров современности!
Работы Альбрехта Дюрера из коллекции Рудольфа II (Зал IX)
Несмотря на весомый вклад всех предыдущих Габсбургов-коллекционеров, истинным основателем венской картинной галереи все же принято считать эрцгерцога Леопольда Вильгельма (1614–1662), который ухитрился собрать более 1400 шедевров XV-XVII веков. Будучи штатгальтером Испанских Нидерландов, он не только регулярно заказывал полотна местным художникам (Снайдерс, Хеке, Зегерс), но и содержал специальных агентов, которые разыскивали и приобретали для него картины самых известных голландских и фламандских мастеров. 
Якоб Йорданс "Пир бобового короля" (1640/1645)
Другую, не менее ценную, часть его коллекции составили произведения искусства, из собраний короля Англии Карла I и 1-го герцога Гамильтона, казненных в 1649 году во время Английской революции. Покупка значительной части коллекции герцога Гамильтона, которая на момент описи 1643 года составляла более 600 единиц и была знаменита великолепными работами венецианских художников из коллекции Бартоломео делла Наве (около 300 картин), стала огромной удачей Леопольда Вильгельма. Ведь благодаря этой покупке, его собрание единовременно пополнилось такими великими именами как Тициан (26 полотен), Джорджоне, Тинторетто, Веронезе.
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе (1650-1652)
На полотне изображена 51 картина, многие из которых принадлежали Бартоломео делла Наве
Почти все они теперь хранятся в Музее истории искусств
Тициан "Цыганская Мадонна" (1510-1511) из коллекции герцога Гамильтона
Присматривал за всем этим богатством известный голландский художник Давид Тенирс Младший, который не только помогал эрцгерцогу в организации коллекции, но и изобразил ее на 10 картинах в жанре "портрет галереи". 
 Дэвид Тенирс Младший "Картинная галерея Леопольда Вильгельма" (1639)
Дэвид Тенирс Младший "Картинная галерея Леопольда Вильгельма"
И хотя Тенирс помещал картины в вымышленные пространства, все миниатюрные шедевры соответствовали реальным произведениям из собрания эрцгерцога Леопольда Вильгельма, да и сам он присутствовал почти на каждом полотне в неизменной шляпе и с эффектно отставленной ножкой.
Дэвид Тенирс Младший "Картинная галерея Леопольда Вильгельма" (1647-1651)
Дэвид Тенирс Младший "Картинная галерея Леопольда Вильгельма" (1640)
Не ограничившись одними "портретами галерей", в 1655 году эрцгерцог заказал Дэвиду Тенирсу Младшему иллюстрированный каталог своей коллекции, и в течение следующих пяти лет художник написал 243 миниатюрные копии с полотен итальянских мастеров. Изготовленные по ним гравюры в 1660 году были изданы в виде первого в истории каталога частной художественной коллекции - "Театр живописи" (Theatrum Pictorium).
 Страницы каталога "Театр живописи" (Theatrum Pictorium)
Гравюра и оригинал: Тициан "Мадонна с вишнями" (1516)
Гравюра и оригинал: Веронезе "Адам и Ева после изгнания из рая" (1588)
Франческо Лупичини "Марфа упрекает свою сестру Марию в тщеславии" (1525)
После возвращения эрцгерцога Леопольда Вильгельма в Вену его коллекция живописи была размещена на втором этаже дворца Штальбург (прямо над конюшнями Испанской школы верховой езды), где находилась с 1659 по 1776 год, получив название Штальбургская галерея. После смерти Леопольда Вильгельма в 1662 году, она перешла в собственность его племянника императора Леопольда I, который был коллекционером антиквариата, книг и монет, а также добавил в общую копилку несколько очень ценных портретов.
Портреты работы Яна Томаса (1667)
Император Леопольд I, принц Дитрихштейн и инфанта Маргарита-Терезия
в театрализованных костюмах для представлений по поводу свадьбы Леопольда и Маргариты
На протяжении XVII века австрийские монархи продолжали скупать полотна фламандских художников (Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт), упорно игнорируя живопись Франции и Испании. Но правил без исключений не бывает, и благодаря женитьбе императора Леопольда I на родной племяннице - испанской инфанте Маргарите-Терезии, коллекция Габсбургов пополнилась не только яркими театрализованными портретами художника Яна Томаса, но и замечательным набором картин испанца Диего Веласкеса - придворного живописца короля Испании Филиппа IV.
«Портрет принца Бальтазара Карлоса» (1639, сын короля Филиппа IV)
«Портрет инфанты Марии Терезии» (1653, дочь короля Филиппа IV, будущая жена Людовика XIV)
В 1663 году между двумя ветвями семейства Габсбургов был подписан очередной брачный контракт, но из-за юного возраста невесты (12 лет), свадьбу решено было отложить на три года. А чтобы жених за это время не передумал, из Мадрида прислали написанные Веласкесом портреты невесты и других членов королевской семьи. Всего набралось чуть больше десятка, и для их презентации в музее теперь выделен отдельный кабинет №10.
"Портрет короля Испании Филипп IV" (1653-1656/1659, отец инфанты Маргариты)
"Портрет принца Фелипе Просперо" (1659, брат инфанты Маргариты)
"Портрет королевы Изабелла Бурбонская" (1631/1632, первая жена Филиппа IV)
"Портрет короля Испании Филиппа IV" (1631/1632, отец инфанты Маргариты)
"Портрет Марианны Австрийской, королевы Испании" (1651, мать инфанты Маргариты и сестра Леопольда I)
она же (1652/1653)
Инфанта Маргарита была одной из самых любимых моделей Веласкеса и много раз позировала ему в возрасте от двух до девяти лет (последний портрет написан в год смерти художника в 1660 году). Три первых портрета золотоволосой девочки в парадном облачении сейчас находятся в венском музее, а вот одна из самых знаменитых в мире картин - "Менины" (1656) осталась дома и теперь украшает коллекцию мадридского "Прадо".
Портрет инфанты Маргариты-Терезии в розовом (1654), белом (1656) и голубом (1659)
В XVIII веке настало время упорядочить богатейшие императорские собрания Габсбургов, свезенные в Вену со всех уголков необъятной империи. Сконцентрированные в столице шедевры и раритеты требовали систематизации по тематическому, хронологическому и национальному принципу, и в соответствии с идеями Просвещения, постепенно были преобразованы в несколько специализированных коллекций.
Итальянская живопись (Зал V)
По инициативе императора Карла VI (1685-1740), превратившего Хофбург в прекрасный барочный дворец, была построена роскошная придворная библиотека (ее запасы были расширены за счет приобретения знаменитой библиотеки покойного принца Евгения Савойского), упорядочен бесценный архив, оборудован модный кабинет естествознания и физики, а королевская сокровищница разбита на светский и религиозный отделы. Но самая большая модернизация коснулась огромного собрания всевозможных предметов искусства. Его решено было разделить на несколько самостоятельных коллекций: живопись, гравюры и рисунки; скульптуры; древности; ордена и монеты; декоративно-прикладное искусство. В свою очередь внутри каждой коллекции предметы были сгруппированы по национальным школам и размещены в хронологическом порядке.
Фламандская живопись (Зал XIII)
Кроме того императору Карлу VI принадлежала идея создания нескольких иллюстрированных каталогов обновленной галереи Штальбурга, собрание которой было значительно расширено за счет "пражской" коллекции императора Фердинанда III (коллекция Рудольфа II + последующие приобретения) и картин привезенных Карлом VI из Испанской кампании.
Франческо Солимена "Император Карлу VI и граф Гундакер Альтанн" (1728)
(Граф Альтанн передает императору опись "Императорской коллекции картин в Стальбурге") 
"Иллюстрированная опись императорской картинной галереи в Штальбурге"
сделанная Фердинандом Сторффером по поручению императора Карл VI
В 1720, 1730 и 1733 годах вышли три тома богато иллюстрированной "Новой описи императорской картинной галереи в Штальбурге ("Neu eingerichtetes Inventarium der Kayserlichen Bilder Gallerie in der Stallburg"), которую по заказу Карла VI подготовил Фердинанд Сторффер. Каждая страница этого каталога представляла собой украшенную картинами стену воображаемого зала или кабинета. При этом хорошо узнаваемые миниатюрные картины были максимально приближены к оригиналу, хотя форму некоторых пришлось изменить (например, прямоугольник на овал) в соответствии с разработанным Стоффером дизайном рамок.
Автопортрет Рембрандта в "Иллюстрированной описи" Сторффера  (том 1)
"Иллюстрированная опись императорской картинной галереи в Штальбурге"
Страница с картинами Питера Пула Рубенса
Питер Пауль Рубенс "Оплакивание Христа Марией и апостолом Иоанном"
(одна из картин, изображенных в каталоге на странице работ Питера Пауля Рубенса) 
"Иллюстрированная опись императорской картинной галереи в Штальбурге"Черный кабинет
"Иллюстрированная опись императорской картинной галереи в Штальбурге"
Черный кабинет
"Иллюстрированная опись императорской картинной галереи в Штальбурге"
Картины в стиле барокко (страница 31, том 2)
Джованни Джироламо Савольдо "Оплакивание Христа"
одна из картин страницы 31 (том 2)
Вторым каталогом стал очень амбициозный проект "Theatrum artis pictoriae", предполагавший создание описи в 30-40 томах. С 1728 по 1733 год свет увидели первые четыре тома, содержавшие по 40 гравюр на меди работы Антона Йозефа фон Преннера и Франса ван Стампарта. Спустя два года они же выпустили сборник гравюр под названием "Prodromus" (анонс следующих изданий), в котором на 24-х пластинах были воспроизведены 960 картин 230 художников и еще на 4-х - 228 скульптур, рельефов, драгоценных камней и медалей. На этом проект был прекращен.
Пятьдесят лет спустя барочный стиль презентации картин в Штальбурге вышел из моды. Да и крупноформатным алтарям, пополнившим коллекцию  в 70-е годы, нужны были уже совсем другие залы. И тут императрица Мария Терезия (1717-1780, дочь Карла VI) вспомнила про дворцовый комплекс Бельведер, который в 1736 году весьма кстати приобрела после кончины принца Евгения Савойского.
Дворец Бельведер, в который в 1776 году переехала Императорская картинная галерея
(страница каталога к открытию галереи)
Сказано - сделано. В 1776 году Императорская картинная галерея переехала из Штальбурга в Верхний Бельведер и в соответствии с идеями эпохи Просвещения в 1781 году была открыла для публичного просмотра. При этом по инициативе сын Марии Терезии - императора Иосифа II (1741-1790), к открытию был подготовлен один из первых общедоступных каталогов с научными комментариями на немецком и французском языках. 
План размещения полотен в императорской картинной галерее БельведераНоваторская система презентации картин стала важный момент в истории музея
(страница каталога к открытию галереи)
Кроме того императрица Мария Терезия заказала приехавшему из Италии Бернардо Беллотто (Каналетто) тринадцати полотен с изображением городских пейзажей Вены, которые он написал в период с 1759 по 1761 год. Все они сейчас находятся в собрании Музея истории искусств и экспонируются рядом с портретом императрицы работы австрийского художника Антона фон Марона (на примере Зала VII отлично видно, что в музее очень любят менять экспозицию).
Портрет императрицы Марии Терезии и работы Бернардо Беллотто в зале музея (Зал VII)
Работы Бернардо Беллотто (Каналетто) в зале музея (Зал VII, второй вариант размещения)
Работы Бернардо Беллотто (Каналетто) в зале музея (Зал VII, третий вариант размещения)
Работы Бернардо Беллотто (Каналетто) в зале музея (Зал VII)
XIX век начался с наполеоновских войн, и всем стало не до коллекций. Правда, не чуждый всему прекрасному Наполеон Бонапарт все же прихватил с собой в Париж 436 картин, 36 из которых назад так и не вернулись. А вот тогдашние австрийские императоры изобразительным искусством интересовались мало, поэтому фамильные коллекции почти не пополняли. Зато император Франц Иосиф I (1830-1916) в 1858 году решил расширить центр своей столицы, благодаря чему почти все императорские собрания обзавелись удобными выставочными площадями, в которых экспонируются до сих пор. 
Итальянская живопись XVII века (Зал VI)
А потом наступил сложный XX век. В 1918 году австро-венгерская монархия рухнула и все несметные сокровища Габсбургов достались молодой Австрийской Республике. Сначала все шло спокойно, но год спустя свои претензии на часть пирога выдвинули Венгрия, Бельгия и Чехословакия. А дальше всех пошли итальянцы, которые силой вывезли 62 картины. Целостность музейного собрания удалось отстоять только после подписания договора об урегулировании взаимных претензий. А в 1938 году случился аншлюс. В Вену пришли нацисты и фонды музея пополнились за счет реквизированных еврейских собраний. Большая часть из этих картин вернулась к владельцам сразу же после второй мировой, а остатки, хоть и нехотя, отдали в 1990-х (10 картин баронов Ротшильд). Последняя крупная реорганизация коллекции произошла в 1956 году, когда из собрания выделили два самостоятельных раздела - искусство мастеров Австрии (Австрийская галерея) и произведения эпохи готики и австрийского средневековья (Музей австрийской готики). Обе эти коллекции теперь можно увидеть в Нижнем Бельведере.
Картины Антониса ван Дейка и Жака д'Артуа (Зал XV)
Сейчас Музей истории искусств входит в пятерку самых значимых и больших музейных комплексов мира, а его картинная галерея является одной из главных жемчужин в этой короне. Прогулка по ней - мечта любого поклонника фламандской, голландской, немецкой или итальянской живописи XV-XVIII веков, но о шедеврах, которые можно увидеть в ее великолепных залах, я расскажу уже в следующем посте
В 2016 году Музей истории искусств отметил 125-й день рождения
Да! Еще забыла! Несмотря на очень демократичные правила презентации коллекции (возможность фотографировать, отсутствие огромного количества охраны и т.п.) все бесценные шедевры Музея истории искусств находятся под постоянной охраной.


Некоторые источники: artwithme.at reports.travel.ru loveread.ec ryb.ru turbina.ru gallerix.ru фотографии vazha

1 комментарий: