среда, 14 октября 2020 г.

Венская кунсткамера, часть 1: "Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)

Безусловно, одной из самых интересных и ярких коллекций венского Музея истории искусств является его уникальная "Кунсткамера" (Kunstkammer Wien) - эдакая пещера Алладина до краев заполненная бесценными сокровищами Габсбургов собранными на протяжении пяти столетий - с XV по XIX век.
Холл Музея истории искусств. Вид на "Кунсткамеру"
Богатейшая экспозиция из 2200 предметов различных жанров, стилей и эпох размещена на площади 2700 м² и включает в себя уникальные ювелирные изделия, роскошные чаши и кубки из драгоценных металлов, бронзовые статуэтки, скульптуры из слоновой кости, сосуды из янтаря и горного хрусталя, старинные часы, игральные доски и карты, камеи, плакетки, механические игрушки, гобелены и много чего другого очень редкого, ценного и красивого.
Вход и иллюстрированный план "Кунсткамеры"
Можно считать, что история венской "Кунсткамеры" началась с того, что первому эрцгерцогу из династии Габсбургов, Рудольфу IV "Великодушному" (1339-1365), пришла в голову светлая мысль о создании семейной кладовой для хранения всевозможной утвари из драгоценных металлов, ювелирных украшений и монет. Со временем к списку добавились произведения искусства, христианские реликвии, монаршие регалии и важные документы, главными из которых были "Vidimus" и "Privilegium Maius" - сборник из 5 фальшивых писем и указов императоров Священной Римской империи. Изготовленные по инициативе Рудольфа IV искусные подделки 1358-65 годов даровали Габсбургам не только исключительные привилегии, но и вожделенный титул эрцгерцогов, "ставящий их выше остальных князей Германии сразу за королями и курфюрстами". Мне посчастливилось увидеть эти документы в рамках специальной выставки "Ложные факты", которая была организована "Кунсткамерой" в 2018-19 годах. С них и начнем!
"Рудольф IV в короне эрцгерцога" - первый в Западной Европе портрет в полуанфас, ок.1365
Каркас шапки эрцгерцога Иосифа II (без драгоценных камней), 1764
Статуя "Рудольф IV с макетом собора Святого Стефана", силикатный кирпич, 1359/65

"Видимус" (Vidimus), 11 июля 1360 года 
В отличие от подделок сборника "Privilegium Maius", это подлинный документ, 
заверенный печатями нунция папы Римского и несколькими аббатами
 
Одна из печатей, поставленная в 1360 году

6 января 1453 году император Фридрих III утвердил "Privilegium Maius" Рудольфа IV 

Печать эрцгерцога Рудольфа IV на акте от 14 ноября 1359 года 

"Город Вена подтверждает привилегии Дома Габсбургов"
(Вена, 19 декабря 1512 года)
Копии "Privilegium maius" и "Vidimus "(всего 6 документов),
изготовленные для императора Максимилиана I в 1512 году 
Тесть Рудольфа IV - император Карл IV (1316-78), до 1758
и изображенные на портрете монаршие регалии 
Но вернемся к нашей "Кунсткамере". В XIV веке во Франции зародились традиции современного коллекционирования, которые быстро распространились по всей Европе, и в обширном семействе Габсбургов вскоре появился свой первый настоящий коллекционер. Им стал император Фридрих III (1415-1493), "уделявший особое внимание художественной ценности экспонатов и прославившийся обширными знаниями в области ювелирного искусства". А вот следующие два поколения Габсбургов увлечений Фридриха III явно не разделяли. Его сын, император Максимилиан I, по старинке прятал свои сокровища в подземных кладовых (исключение составляла коллекция портретов), а внук - Филипп Красивый, хоть и прихватил с собой в Вену знаменитое "Бургундское наследство" (его теперь можно увидеть в Императорской сокровищнице), в собирательстве тоже замечен не был.
Император Фридрих III и один из залов "Кунсткамеры"
Следующим коллекционером в династии Габсбургов стал уже правнук Фридриха III - император Фердинанд I (1503-1564), который первым выделил в своей резиденции отдельные помещения для презентации собранных шедевров, но еще дальше пошел его сын - эрцгерцог Фердинанд II Тирольский, поднявший семейное коллекционирование на качественно новую ступень. Будучи выдающимся собирателем своего времени, он оборудовал в замке Амбрас (Инсбрук) первую "Палату искусств и диковин", которую избранные гости могли посещать во время регулярных экскурсий. Он также инициировал разработку каталожной системы для "описания и лучшего понимания каждого экспоната", которую продолжили и развили еще два знаменитых габсбургских коллекционера - император Рудольф II и эрцгерцог Леопольд Вильгельм.
Самые знаменитые коллекционеры из династии Габсбургов:
эрцгерцог Фердинанд II Тирольский, император Рудольф II и эрцгерцог Вильгельм Леопольд
Таким образом, основу венской Кунсткамеры составили частные собрания нескольких выдающихся коллекционеров из династии Габсбургов. Во-первых - это "Палата искусств и диковин" (Kunst- und Wundkammer) эрцгерцога Фердинанда II Тирольского (1529-1595), которая первоначально находилась в замке Амбрас (Инсбрук) и включала в себя остатки сокровищ императора Фридриха III (1415-1493), Максимилиана I (1459-1519) и Фердинанда I (1503-1564). Именно этим Габсбургам мы должны быть благодарны за самые древние экспонаты Кунсткамеры, перевезенные в Вену в 1806 году.
Настольная игра в кости "Langen Puff" (1537 год) выполнена в дизайне,
прославляющем братьев-императоров - Карла V и Фердинанда I
Вторым знаменитым донором венской Кунсткамеры был император Рудольф II (1552-1612), собравший в своей столице Праге одну из важнейших коллекций своего времени. К сожалению, многие из этих сокровищ были безвозвратно утеряны во время разграбления Пражского града в период Тридцатилетней войны, но в 1600-е годы она была значительно пополнена великолепными бронзовыми скульптурами и выдающимися произведениями ювелирного искусства.
Император Рудольф II и два предмета из его коллекции
(автор Гаспаро Мизерони, 1565/1570)
Затем семейную копилку пополнил отец-основатель венской картинной галереи - эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614-1662), который обогатил коллекцию итальянской бронзой эпохи Возрождения и небольшими скульптурами из дерева и камня. В XVII веке фонд Кунсткамеры также был расширен за счет переданных из "Императорской сокровищницы" изделий из полудрагоценных камней, слоновой кости и рога носорога. 
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм и коллекция бронзовых фигур
Окончательное объединение всех перечисленных собраний произошло при Франце Иосифе I. Когда в 1891 году было построено новое здание Музея истории искусств, "Коллекцию промышленных изделий искусства" разместили в цокольном (для нас первом) этаже. В 1918 году, после падения австрийской монархии, коллекция в последний раз пополнилась ценными предметами, принадлежащими императорской семье, а в 1921 году - 800 гобеленами (часть из них пропала во время Второй мировой войны), которые прежде украшали семейные замки и дворцы. 
Гобелен "Единство государства" из коллекции Франциска I
(художники Франческо Приматиччо и Россо Фьорентино, Фонтенбло, 1540/1547)

В 1938 году в собрание вошли произведения флорентийских мастеров из собрания известного австрийского коллекционера Густава фон Бенда. Благодаря ему в музей попал знаменитый "Смеющийся мальчик" скульптора Дезидерио да Сеттиньяно.
Один из залов музея и скульптура "Смеющийся мальчик" (1460/1464)
В 1919 году коллекцию переименовали в "Собрание скульптуры и прикладного искусства", но, поскольку в ней практически отсутствовало и одно, и другое, со временем такое название сочли неуместным и в 1990 году дали более подходящее имя - "Кунсткамера", что значит "Кабинет редкостей".
В 2002 году венская "Кунсткамера" была закрыта на реконструкцию, которая продлилась 10 лет. Обновленный музей открылся для посетителей 1 марта 2013 года. При этом модернизация коснулась не только современных стандартов выставочных площадей, но и самой стилистики подачи материала. В 20 прекрасно оборудованных залах было выставлено около 2200 экспонатов (+ 8000 в хранилищах) сгруппированных по принципу «Коллекционеры дома Габсбургов и их собрание». Таким образом кураторы музея отдали должное людям, внесшим основополагающий вклад в создание одного из важнейших собраний мира. 
В центре Зала XXVII расположен бюст императора Рудольфа II
Отобранные для презентации предметы были тематически разделены на три большие части и размещены в 300 стеклянных витринах компании Vitrinen- und Glasbau REIER GmbH, которые обеспечили максимально комфортный обзор экспонатов. А для того, чтобы посетители могли рассмотреть шедевры в малейших деталях, был разработан специальный дизайн освещения при помощи 51 уникального модуля фирмы «Starbrick», встроенных прожекторов и светодиодных точечных светильников в витринах и на стенах (художник по свету Олафур Элиассон). Но и это еще не все. Размещением коллекции в залах музея занялся один из лучших музейных дизайнеров - Ганс Гюнтер Мерц (HG Merz), и, по заключению специалистов, на момент открытия "Кунсткамеры" после реставрации это была лучшая презентаций предметов искусства в мире. Правда, обошлась она в довольно кругленькую сумму - 18,6 млн евро (около 15 млн были выделены правительством, а остальные получены от меценатов). Но оно того стоило!
Пожалуй, нарядный "Золотой зал" (XIX) смотрится наиболее эффектно 
Первые три зала посвящены предметам, созданными в период Средневековья. Следующая часть - коллекциям эрцгерцогов и императоров из династии Габсбургов (XVI-XVII век), которые незримо присутствуют рядом со своими сокровищами в виде мраморных бюстов и портретов на стенах. В третьем разделе собраны изящные экспонаты в стиле высокого барокко. В этот период Габсбурги в основном коллекционировали статусные предметы, призванные украшать их и без того роскошную жизнь. 
Еще один роскошный зал посвящен собранию Фердинанда II
Поскольку в 20 выставочных залах "Кунсткамеры" экспонируется около 2200 предметов (в среднем по сотне в каждом зале) показать их все просто физически невозможно, поэтому я расскажу только о тех, что понравились мне больше остальных или представляют наибольшую историческую ценность. Итак, запасайтесь терпением и поехали!
Зал XXXVII
В зале под номером XXXVII (осмотр проходит по убыванию номеров) можно увидеть камеи, золотые и каменные чаши, сосуды для омовения рук, иконы, медальоны, статуэтки, реликварии и несколько совершенно экзотических вещей. Но, обо всем по прядку. 
Зал XXXVII
1.  Великолепные кувшины для омовения рук c редким названием акваманил (от латинского aquaemanalis, где aqua - вода, а manus - рука) или, попросту, кувшин или лейка были популярны в Европе XII-XVI веков. Они отличались богатством форм и, чаще всего, представляли собой грифонов, львов, драконов, птиц или наездников, но были среди них и такие, что имитировали человеческую голову, бюст или даже фигуру во весь рост. Первоначально они использовались только для омовения рук священника перед мессой, но со временем приобрели чисто светские функции - омовение рук перед трапезой.  
"Акваманил в форме грифона", 1120/1130
Только представьте! Сейчас этой птичке уже 900 лет!

Большую часть таких сосудов, как правило, изготавливали из бронзы или латуни (иногда глины и драгоценных металлов, в отличие, например, от Украины, где глина была основным материалом) методом "вытесненного воска", детально описанным монахом-бенедиктинцем пресвитером Теофилом в его трактате Schedula diversarum artium. Основные центры их производства размещались в Нижней Саксонии, Магдебурге, Гессене и регионе реки Маас (Бельгия, Франция и Голландия). Кстати, именно благодаря тому, что эти кувшины редко делали из драгоценных металлов, многие из них не были переплавлены и дожили до наших дней.
Что касается венской "Кунсткамеры", то в ней показан классический бронзовый акваманил в виде грифона, изготовленный в период с 1120 по 1130 год в художественной мастерской бенедиктинского монастыря Гельмарсгаузен (Северный Гессен). Он является одним из наиболее ценных и ранних кувшинов подобного рода, и, поскольку использовался в качестве церковной утвари, богато украшен золотом, чернью, серебром, инкрустацией и гранатами.
Один из наиболее ценных и ранних акваманилов

2. Византия Х-ХII веков славилась своей искусной резьбой по кости, но поскольку она (кость) не представляла ценности для крестоносцев, большинство из этих великолепных изделий погибло при разграблении Константинополя во время 4-го Крестового похода (1202-1204). Немногое сохранилось лишь благодаря "способным ценить прекрасное венецианцам". Они привезли "костяные иконы" в Европу, и вскоре в различных аббатствах появились свои талантливые мастера способные создавать во истину непревзойденные шедевры. В коллекции венской "Кунсткамеры" есть и те, и другие. Так, на фотографии ниже "константинопольская икона" окружена работами резчиков из Лотарингии и Меца (?).
"Святой Григорий с книгами", Лотарингия (?), Х век, 20,5 см x 12,5 см 
"Апостолы Андрей и Петр", Константинополь, середина Х века, 24,6 см x 13,5 см 
"Вознесение Христа", Мец (?), Х век, 20,6 см x 14,4 см
На вырезанной из слоновой кости иконе "Святой Григорий с книгами", изображен один из великих отцов церкви - папа Римский Григорий I Великий (540-604), рядом с ухом которого по традиции находится голубь (символ Святого Духа). Здесь он подсказывает Григорию тексты молитв, которые переписывают монахи внизу иконы. Благодаря объемной ажурной работе, эта икона является одним из ценнейших памятников эпохи Высокого Средневековья. 
"Святой Григорий с книгами", Лотарингия (?), Х век, 20,5 см x 12,5 см
Ранее эта икона служила обложкой для книги (очевидно молитвенника)

3.  Более сложными религиозными изделиями из слоновой кости были миниатюрные складные иконы-триптихи (складни) из трех частей, образцы которых показаны на фотографии ниже (Венеция, XIV - начало XV века). А рядом со складнями расположен невероятный шедевр средневекового искусства - епископский позолоченный посох из слоновой кости. 
Витрина с изделиями из слоновой кости:
"Епископский посох со сценой коронации девы Марии", Венеция, XIV век
(длина посоха 196 см, внизу лежат еще две его составные части)
Складные иконы, Венеция, XIV - начало XV века
(справа - центральная икона в сложенном виде, мастерская Baldassare degli Embriachi )
4. Альтернативой иконам из слоновой кости были металлические иконы и складни из двух, трех или даже четырех частей. Как правило, их делали из бронзы или серебра с позолотой, чернением или декором из ярких цветных эмалей. 
Серебряный складной алтарь 
Северная Франция, первая половина XIV века, 
9 см x 15,5 см  
5.  Многочисленные камеи, инталии и полые сосуды из горного хрусталя, яшмы, агата, лазурита и других драгоценных и полудрагоценных камней, ценность которых многократно увеличивалась за счет трудоемкости их изготовления, всегда были достоянием высшего класса и в коллекции Габсбургов занимают очень важное почетное место. Особенно увлекался глиптикой (резьба по драгоценным или полудрагоценным камням) эрцгерцог Фердинанд II, собравший одну из лучших коллекций своего времени.
Камеи и инталии - разновидность гемм, ювелирные изделия, выполненное в технике выпуклого (камея) или  углубленного (инталии) рельефа. В зале XXXVII экспонируются камеи XI-XVI веков. Здесь есть очень красивые многослойные камеи из сардоникса и драгоценные - из сапфира, но мой фаворит - потрясающая камея "Петух и курица" из яшмы в позолоте. 
"Мальчик и девочка"
Италия, XIII век, трехслойный сардоникс, золото,
 3 см x 4 см  
"Распятие Христа"
  Венеция, XIII век, сардоникс, золото, эмаль, 
6,5 см x 5,6 см 
 "Король на троне"
 Италия, XIII век, оникс, золото, 
2,3 см x 2,3 см 
"Спор Афины и Посейдона"
Италия, XIII век, оникс, золото, рубины, бриллианты, 
6,2 см x 5 см 
"Святой Федор"
Византия, XII век, гелиотроп, серебро, позолота, 3,7 см x 2,2 см 
"Богоматерь"
Византия, XIII/XIV век, плазменный халцедон, золото, 2,2 см x 1,6 см 
"Святой Георгий"
Византия, XI-XII век, гелиотроп, серебро, позолота, 3,9 см x 2,6 см 
"Посейдон - властелин Истмийских игр"
Италия, XIII век, трехслойный сардоникс, золото, 7 см x 8,8 см 
"Петух и курица"
Милан, XVI век, яшма, серебро, позолота, 2,6 см x 3,2 см
Две византийские камеи на сапфирах:
"Распятие Христа"
XIII век, серебро, эмаль, 11 бриллиантов, 11 сапфиров, 3,5 см x 3 см
"Святой Георгий"
XI-XII век, золото, 3,5 см x 2,4 см 
6. Теперь покажу несколько потрясающих образцов церковной утвари XII века - серебряные патены и потиры, которые использовались во время мессы. Показанные в венской "Кунсткамере" комплекты из двух литургических чаш являются одним из лучших примеров изделий такого рода в романском ювелирном искусстве. Богато украшенные изображениями святых и сценами из Старого и Нового Завета, они не только рассказывали историю спасения Иисуса Христа, но и объясняют смысл христианской мессы.
"Патена, потир и трубочка для питья вина"
Зальцбург, серебро, шар из берилла, позолота, драгоценные камни, 1160/80
Патена (лат. patena) - это ничто иное как литургический сосуд в форме блюда со сценами из Ветхого и Нового Завета, который в католической церкви латинского обряда символизирует не только Вифлеемские ясли, но и гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа. Во время мессы в патену помещают освященные гостии (аналог православных просфор). В Средние века эти блюда, как правило, были небольшого размера и служили для размещения главной гостии, которую преломляли после освещения.

Патена с изображением святых и надписями из Старого и Нового Завета, 1160/80


"Чаши из аббатства Вильтен"
Нижняя Саксония, серебро, позолота, чернение, 1160/70
Один из лучших образцов романского ювелирного искусства
На патене последовательно показаны сцены из Ветхого и Нового Завета,
которые завершаются распятием и воскресением Христа



"Чаши из аббатства Вильтен" 1160/70
Справа - обратная сторона патены, показанной на фото выше


Вторым главным литургическим сосудом, используемым во время мессы, является потира - чаша для освещения вина и принятия Святого Причастия, символизирующая тот самый Святой Грааль (чаша, которую Христос передавал ученикам на Тайной вечере). Как правило, это украшенный орнаментом и изображениями святых широкий кубок на длинной ножке с утолщением в форме яблока и круглым основанием большого диаметра.

Позолоченный потир с широкой чашей, двумя ручками и,
характерными для Романского стиля, сложным многослойным декором, 1160/80



Позолоченный потир или чаша Святого Петра (XII)
Красота в деталях


7. Поскольку церковная утварь не ограничивалась только патенами и потирами, в коллекции "Кунсткамеры" можно найти еще очень много красивых вещей, принимавших участие в мессах или украшавших монастыри и соборы. Например, чудесная "лодка для благовоний" (navicula, ваза в форме лодки для хранения ладана) из аметиста в серебряной позолоченной оправе.
"Лодка для благовоний"
Венеция, XV век, аметист, серебро, позолота, 15,5см х 24см х 11,6 см 

8. После церковной утвари, икон и камей я хочу показать два более приземленных предмета - бронзовые фигурки XVI века. Для чего служила маленькая лягушка (5,2 см) пока я не знаю, а вот скрутившаяся клубком змея (10,3 см), по мнению средневековой знати, "работала" надежной защитой от яда. Кстати, самых больших успехов в изготовлении бронзовых рептилий и всяких других земноводных тварей достигли скульпторы из Падуи (Северная Италия), которые для получения желаемого результата даже использовали чучела этих животных.
"Змея", Северная Италия, XVI век, бронза
"Лягушка", Падуя, XVI век, бронза

9. Еще в витринах этого Зала выставлены агатовые кубки и вазы (XV), шкатулки из слоновой кости (XII), статуэтки из бронзы и алебастра (XVI), кольца (XVI), часы (XVI) и ножи (XIV-XV), но я ограничусь двумя роскошными кубками из горного хрусталя, вазой из раковины наутилуса-помпилиуса и так называемым "когтем грифона".
Два кувшина из горного хрусталя (справа из Базельского собора)
Венеция, XIV век, горный хрусталь, серебро, позолота
На центральном фото - "Кубок- наутилус"
Аугсбург, 1624/28, раковина наутилус помпилиус, серебро, позолота


Рог для питья "коготь грифона"
Германия, XIV век, рог, медь, позолота

Зал XXXVI
Зал XXXVI
Знакомство с раритетами XIII-XVII веков продолжается в Зале XXXVI. Здесь, прежде всего, привлекают внимание старинные игровые доски, знаменитая "Крумловская мадонна" (она размещена в витрине прямо перед главным входом), резные шкатулки из слоновой кости, великолепный стеклянные кувшины и гобелены.
Зал XXXVI и вид на "Крумловскую мадонну"
1. "Крумловская мадонна" - это позднеготическая скульптура из известняка высотой 112 см, созданная неизвестным мастером в конце XIV века и названная по месту ее обнаружения в 1910 году (Чески-Крумлов, Чехия). Первое упоминание о скульптуре датируется 1400 годом. К этому времени в Европе окончательно сложился стилистический образ "Прекрасной мадонны", и Богоматерь из Крумлова стала одним из самых прекрасных его воплощением, хотя от ее богатого первоначального декора практически ничего не осталось.
"Крумловская мадонна" (XIV век) в коллекции музея с 1922 года
"Крумловская мадонна" (XIV век). Красота в деталях
2.  Мраморные скульптуры семи пророков - это работа братьев Делле Масенье (Якопо и Пьетро Паоло Челега, Италия, XIV век). Кстати, авторству этих "знаменитых проектировщиков гробниц и порталов" принадлежит оформление иконостаса в знаменитом соборе Сан-Марко и одного из балконов Дворца Дожей в Венеции. 
Мраморные скульптуры "Семь пророков"
"Семь пророков", Делле Масенье, Италия, XIV век, высота ок.41 см
3. Загадочный Püsterich (старинный парогенератор) - это полый бронзовый сосуд в виде пузатого мужчины или мальчика, который использовали для создания пара. Лучшее его описание дал немецкий ученый и епископ XIII века - Альбертус Магнус: "Прочный полый изнутри сосуд из руды с небольшим отверстием сверху и чуть большим на брюхе, а ноги сосуда таковы, что его брюхо не касается земли. Он наполняется водой, а затем оба отверстия плотно закрываются деревянными пробками. Вы ставите его на очень сильный огонь, тогда в сосуде создается пар, сила которого снова вырывается через одно из двух закрытых отверстий". В домашнем обиходе их использовали, например, для разогрева банных печей, а Леонардо да Винчи додумался пристроить в схему своей паровой машины. 
Püsterich обычно сидели на корточках или стояли на коленях с рукой поднятой ко лбу
41 см × 29 см × 19 см, Италия, I половина XII века, бронза
(дыра на корпусе - это более позднее повреждение)
4. Несколько шкатулок из "слоновой кости" были произведены в конце XIV - начале XV века в венецианской мастерской Baldassare degli Embriachi. Флорентиец из старинного рода ростовщиков и банкиров скульптор Бальдассар дельи Эмбриаки вынужден был эмигрировать в Венецию, где в 1390 году открыл самую известную в Европе мастерскую резьбы по слоновой кости.
Изделия из слоновой кости в витрине музея 
Многогранные "Свадебные шкатулки" 
Baldassare degli Embriachi, Венеция конец XIV века
(слоновая кость, дерево с инкрустацией "alla certosina")
Восьмигранная "Свадебная шкатулка", Венеция, около 1400
Несмотря на то, что главной продукцией знаменитых венецианских резчиков были шкатулки, круглые коробки, доски и фигуры для шахмат, рамы для зеркал, распятия, иконы и складни, в производстве которых они достигли небывалых высот, иногда по заказу богатых клиентов "Эмбриаки" создавали великолепные табернакли и большие многофигурные алтари (до 54 фигур и 62 панелей).
Мастерская Baldassare degli Embriachi считалась одной из лучших в Европе 
(основана в 1390 году)

Шкатулки из "слоновой кости"
Baldassare degli Embriachi, Венеция конец XIV века
("слоновая кость", дерево с инкрустацией "alla certosina")



Шкатулки Baldassare degli Embriachi (XVI век)
Красота в деталях


Хорошо узнаваемым фирменным стилем Baldassare degli Embriachi стало сочетание "слоновой кости" (зачастую ее заменяли клыки бегемота или кости домашних животных) с деревянными деталями, украшенными инкрустацией "alla certosina". Что до рисунка шкатулок, то это могли быть мифологические сюжеты, сцены из светской жизни или истории из жизни святых и Иисуса Христа. "Свадебные шкатулки" («Cofanetti nuziali»), в которых преподносили дары невесте, зачастую украшали гербами молодых. 
Шкатулки мастерской Бальдассара дельи Эмбриаки с инкрустацией "alla certosina"
5. "Складная доска для игры в шахматы и "длинный пуф" с 20 фишками" ("Spielbrett fur Schach und den Langen Puff mit 20 Spielsteinen") была произведена в Венеции (?) в первой половине XIV века и впервые задокументирована в коллекции Фердинанда II в 1596 году.
"Складная доска для игры в шахматы и "длинный пуф" с 20 фишками"
(Венеция, первая половина XIV века, 38 см х 38 см) 

Она представляет собой складную коробку из дерева, украшенного инкрустацией "alla certosina" из яшмы, кости, агата и халцедона (Certosina - это похожая на интарсию техника итальянского Возрождения, при которой для создания геометрических узоров на дереве используются небольшие кусочки других материалов. Этот термин происходит от церкви Чертоза в Павии (Италия), где она впервые использовалась для украшения алтаря). Особенно хорошо эта техника видна на краях коробки, и на центральном рисунке со стороны игры "длинный пуф" (нарды), где крупные красные розы из яшмы лежат на фоне мелкого цветочно-геометрического узора.
Игральная доска для "длинного пуфа с инкрустацией "alla certosina"
Средневековая игра в кости, которая сегодня известна как нарды
Название "пуф" произошло от звука падения игральных костей
Отдельно стоит рассказать о шахматной доске, все клеточки которой разделены на три контрастных цвета: светлые - из "слоновой кости" и темные - из сочной красной яшмы и яшмы с рисунками. При этом каждая из них инкрустирована красивым геометрическим узором - в центре костяных клеточек размещены медальоны с цветами, а яшмовые клеточки поровну делятся на два варианта - гладкие (без рисунка) и с рисунками закрытыми пластинами из горного хрусталя. А вот на 4 угловых клетках изображен символ солнца - коловрат. Что касается игровых фигур, то в витрине музея были выставлены только фишки для нардов - по 10 штук из халцедона и яшмы.
Игральная доска для шахмат
Варианты отделки квадратов из кости и яшмы
6. На вид очень лаконичные кувшины и вазы из горного хрусталя на самом деле являются важнейшими свидетельствами мастерства средневековых резчиков по камню, потому что (о чудо!) вырезаны из цельных кусков горного хрусталя, который требовал от мастеров не только опыта и таланта, но очень большой виртуозности и терпения.
Кувшин и ваза из горного хрусталя, Италия, конец XII - начало XIII века 
Горный хрусталь символизировал чистоту и силу веры

Традиционным центром по производству сосудов из драгоценных камней был Константинополь, а после его завоевания, когда знаменитые камнерезы перебрались в Европу, мастерские открылись в Палермо, Венеции, Праге и Париже. И уже оттуда эти драгоценные произведения искусства попадали в богатые церкви и дворцы по всей средневековой Европе. 

Большая монолитная ваза из цельного куска горного хрусталя
Италия, первая половина XIII века (основание - XVIII век) 
Самый крупный из средневековых сосудов (вес 12,8 кг, высота 37 см, диаметр 31 см) 
Впервые упомянута в описи короля Испании Филиппа II в 1598 году,
где указана ее стоимость многократно превышающая стоимость картин Тициана

Основанные в XIII веке венецианские и парижские мастерские огранки драгоценных камней доминировали в Европе до XV века. Причем внутри гильдий огранщики делились на тех, кто работал с ювелирными камнями («arte minuta») и тех, кто делал полые сосуды из твердого камня. Некоторые из представленных в венской "Кунсткамере" монолитных кувшинов из парижских мастерских, являются одним ярчайших примером тех высот, которых достигли виртуозные средневековые резчики по камню. И отдельное браво тем, кто в течение шести-семи веков смог сохранить для нас все эти хрупкие шедевры! 

Кувшины из горного хрусталя:
1. Париж, первая половина XIV века, высота 26,3 см - один из лучших в мире образцов
2. Кувшин - Италия, XII век; золотая отделка - Париж, XVI век, общая высота - 18,9 см 

7. Помимо горного хрусталя традиционным материалом для изготовления ваз, кубков и чаш служили полудрагоценные камни. Одна из самых известных мастерских по производству изделий из агата, яшмы или аметиста работала в Праге при дворе императора Карла IV, который, по счастью, владел несметными минеральными богатствами Богемии. А что до искусных мастеров, то их, как правило, приглашали из Венеции и Парижа.
Зал XXXVI
Изделия из полудрагоценных камней в зале музея
Чаши из аметистового агата, Прага, вторая половина XIV века
На переднем плане - два скипетра, Прага, XIV век, яшмовый агат и халцедон 
8. "Ambraser Hofjagdspiel" (Игральные карты "Дворцовая охота" из Амбрас) - это колода из 54 игральных карт (первоначально - 56), которая была создана, примерно, в 1440-1445 годах и найдена в XVI веке в коллекции замка Амбрас (отсюда такое название). Ее автором предположительно является художник Конрад Виц из Базеля (Швейцария), который был больше известен написанием алтарных образов. 
4 масти игральных карт "Ambraser Hofjagdspiel"
(рисунок чернилами по акварели, многослойный картон, 15,8 см х 9,8 см)
Колода разделена на четыре масти, связанные с охотой - соколы, гончие, цапли и приманки. Каждая масть имеет по 10 пип-карт (цифровые карты) с "баннером" (флагом) вместо 10-ки (традиция старых немецких и современных швейцарских карт) и по 4 "карты с картинками" - Унтер (вассал, сержант), Обер (дворянин, офицер), Король и Королева.
По одной карте каждой масти:
"Унтер с гончей", "Обер с приманкой", "Король с соколом" и "Королева с цаплей"
("Ambraser Hofjagdspiel", Швейцария, 1440/45)
9. Второй набор средневековых карт - "Hofämterspiel" ("Придворная колода") - еще одна из самых ранних полностью сохранившихся колод, созданная по заказу короля Богемии Ладислава Постума (1440-1457), примерно, в 1455 году и также найденная среди сокровищ эрцгерцога Фердинанда II в замке Амбрас.
Четыре масти колоды "Hofämterspiel", Вена, около 1455:
Священная Римская империя - II , Богемия - X, Венгрия - король, Франция - VI

48 игральных карт представляют собой разрисованные темперой гравюры величиной 9,9 см на 13,99 см с надписями черными чернилами и декором из сусального золота и серебра. Четыре масти здесь различаются благодаря гербам четырех европейских дворов - французского, германского, богемского и венгерского (королевства, которые имели прямое отношение к заказчику). Все карты, кроме короля и королевы, пронумерованы римскими цифрами от 1 до 10 и содержат надписи на средневерхненемецком языке, объясняющие должность персонажа при дворе: от шута (Happ - I) до гофмейстера (Hofmeister - X). Причем наборы "специальностей" варьируются внутри каждой масти. Например, под номером V при разных дворах "работают" сокольничий, повар, сомелье и лучник.
Четыре масти колоды "Hofämterspiel", Вена, около 1455:
Франция - X, Священная Римская империя- IX, Богемия - королева, Венгрия - V 
10. Забавный портрет императора Сигизмунда I Люксембургского (1369-1437) - последнего императора из дома Люксембургов - запомнился мне благодаря шапке-ушанке. Хотя, если разобраться, это и без того очень интересная работа.
Император Сигизмунд I Люксембургский, художник Пизанелло (?), Богемия, 1433
11. Одна из важнейших реликвий дома Габсбургов - "Охотничий рог графа Альбрехта III фон Габсбурга" (XI), подаренный императору Леопольду I (1640-1705) в знак преемственности древней династии.
На переднем плане - "Охотничий рог графа Альбрехта III фон Габсбурга"
(использовался графом как рака для мощей) 
Солерно (Амальфи), слоновая кость, первая половина XI века, надписи - XII век  
12.  Диптих "Благовещение Марии", на обратной стороне которого изображены Святая Доротея и Дева Мария с младенцем, возможно был написан для венской часовни Святых Екатерины и Доротеи, где в 1414 году был основан канонический монастырь августинцев. Автор работы - австрийский художник под псевдонимом Хайлигенкройц (имя не известно).
Диптих "Благовещение Марии" и обратная сторона "Святая Доротея"
Мастер Хайлигенкройц, Австрия, ок. 1400/10, 72 см х 43,5 см
Диптих "Благовещение Марии" , 1400/10 
на обратной стороне "Дева Мария с младенцем" и "Святая Доротея"
Два реликвария, первая половина XIV и начало XV века 
13.  Ну, и вишенка на торте. Старейший предмет в описях сокровищ Габсбургов - сапфировое кольцо Эрнста Железного (1377-1424), первое упоминание о котором относится к 1436 году. Это не самое древнее изделие в коллекции, его старшинство касается только упоминания в инвентаризациях.
Сапфировое кольцо Эрнста Железного, Венеция, ок.1400, 2,5 см х 2,5 см
старейший предмет в инвентаризации габсбургских сокровищ

Зал XXXV
В Зале XXXV можно посмотреть на чаши, кубки, медальоны и солонки XV-XVI веков, очень интересные "молитвенные орехи", несколько скульптур религиозной тематики и портрет Фридриха III, в коллекции которого находились многие из этих предметов.
Зал XXXV
1.  Прежде всего я хочу рассказать о двух великолепно сохранившихся "молитвенных орехах" (Betnuss, кулон на четки - небольшая капсула из самшита, слоновой кости или металла в форме ореха или стручка с вырезанными внутри сценами религиозной тематики, которая раскрывается на две половины и обычно не превышают 6 см в диаметре), которые были изготовлены в Нидерландах в начале XVI века и не могут не поражать филигранностью своей работы.
Молитвенный орех в витрине музея
Справа на портрете мужчина держит "молитвенный орех" 
Слева - "молитвенный орех" в сложенном виде
Первый из них воспроизводит сцену "Страстей Христовых", которая в мельчайших деталях вырезана в самшитовой капсуле диаметром 6,2 сантиметра. Он относится к наиболее сложным Betnuss, имитирующим складной алтарь с двумя крыльями. 
"Молитвенный орех (кулон на четки) со Страстями Христовыми"
Нидерланды, начало XVI века, самшит, 6,2 см
(верх в открытом виде, низ, верх в закрытом виде)

На создание такого шедевра у мастера уходило до 30 лет, но ни одного имени этих нидерландских чудо-мастеров история не сохранила! Очевидно, это была одна или несколько мастерских, которые просуществовали около 50 лет и прекратили свое существование в 1530 году (все "орехи" датированы периодом с 1483 по 1530 год). По некоторым сведениям, на сегодняшний день в частных коллекциях и различных музеях хранится около 135 таких сокровищ.

"Молитвенный орех (кулон на четки) со Страстями Христовыми"
Взгляд с разных сторон

Второй "молитвенный орех" диаметром 4,4 см посвящен "Святому Христофору" (верх) и "Деве Марии с младенцем, Святым Иохимом и Анной" (низ).
Betnuss "Святой Христофор, Дева Мария с младенцем и Святыми Иохимом и Анной"
Нидерланды, начало XVI века, самшит, 4,4 см
2. В XV веке в моду вошли "шоу-буфеты" (парадные столы), демонстрировавшие высокий статус владельца. Они состояли из центральных декоративных элементов; драгоценной посуды из золота, серебра и горного хрусталя; питьевых рогов - "коготь грифона", изделий из венецианского стекла и капа (нарост на дереве), а также настольных украшений с «языками гадюки» (Natternzungenkredenzen), которым приписывались магические свойства защиты от яда.

Предметы из "шоу-буфета" в витрине "Кунсткамеры"


Тарелка и две солонки, Венеция, конец XV века, медь, эмаль

Драгоценные вазы и кубки в витринах "Кунсткамеры"

Начнем с красивых чаш и кубков, которых в этом зале больше десятка и многие из них связаны с очень известными именами - Максимилиана I, Фридриха III, Альбрехта Дюрера, графа Пуххайма, Хьюго фон Верденберга.

"Чаша Максимилиана I" увенчана красивым чертополохом
Нюрнберг, ок.1510, серебро, позолота, эмаль, высота 56 см
Чаша названа именем Максимилиана I, так как украшена двуглавым орлом,
который возможно связан с императором (его портрет справа)



"Кубок императора Фридриха III" украшен его гербом
Бургундия, конец XV века, серебро, позолота, эмаль, горный хрусталь
(возможно подарок Карла Смелого, герцога Бургундского, 1473 год)
На портрете - Фридрих III, первый коллекционер из дома Габсбургов
После смерти он оставил богатые сокровищницы в Граце, Линце, Нюрнберге



"Кубок Хьюго фон Верденберга" XV век, фигурка - XVI век
Бургундия/Нидерланды, серебро, позолота, эмаль, высота 38 см
Кубок покрыт тонким слоем полупрозрачной эмали с декором из золотых полос
(украшение эмалью считалось одним из сложнейших приемов в работе ювелира)



"Кубок Хьюго фон Верденберга". Красота в деталях


"Чаша Пуххайма" (дарохранительница, чаша с крышкой), высота 36,6 см
Венеция, ок. 1500, бесцветное стекло с вкраплениями цветного стекла, эмаль, позолота



"Кубок Герберштейна", высота 25 см
Сосуд - Венеция, первая половина XV века, горный хрусталь
Основание (Нюрнберг, до 1449 года), крышка (Грац, 1564 год), серебро, позолота
C 1437 года собственность Фридриха II маркировалась акронимом AEIOV


Начиная с XV века, типичным декором для оформления металлической посуды стал Gadroon (Gadrooning, Godron), представляющий собой "череду симметричных выпуклых овалов разной формы и величины, идущих по боку изделия вертикально или под углом ("Чаша Максимилиана" на фото выше) и зачастую сужающихся к центральной круглой зоне". Покрытая выпуклыми овалами поверхность многократно усиливала отражение света, благодаря чему подобные чаши, кубки и тарелки выглядели роскошнее аналогов с плоской поверхностью.
Чаши Gadroon (Godron)
типичные изделия немецких ювелиров поздней готики и Ренессанса


На переднем плане "Чаша с ландскнехтом"
Людвиг Круг, Нюрнберг, ок. 1510, серебро, позолота, эмаль, высота 32 см



"Чаша Дюрера" была названа в честь великого художника,
поскольку ваза в стиле Godron изображена на одном из его рисунков
Нюрнберг, ок. 1500, серебро, позолота, высота 47,8 см


XV век подарил нам немало красивых вещей, в том числе и так называемые Doppelpokal ("двойной бокал", Doppelkopf, Doppelscheuer) - особые сосуды для питья, состоящие из двух сферических или конических чаш, в которых верхняя чаша служила крышкой для нижней (как на рисунке Дюрера выше). 


"Doppelkopf" ("двойная голова")
двойная чаша из горного хрусталя в обрамлении из позолоченного серебра с эмалью
Венеция-Нюрнберг, ок. 1450 года, высота 24,5 см



"Doppelkopf" ("двойная голова"), высота 16-18 см
двойные чаши из капа (нарост на дереве)
Нюрнберг, ок. 1450, вяз (кап), серебро, позолота


Рог для питья "Коготь грифона"
Северная Германия, вторая половина XV века, рог буйвола, серебро, позолота


Одним из наиболее ярких и по тем временам очень функциональным украшением "шоу-буфета" (стола) служили "Композиции с языками гадюки". И хотя на самом деле эти языки были всего-навсего окаменелыми зубами акулы, вплоть до XVI века они считались надежным оберегом от яда, которого так опасалась средневековая знать. 


"Композиция с языками гадюки" (Natternzun-genkredenzen), высота 27 см
Нюрнберг, ок. 1450, серебро, позолота, цитрин, зубы акулы


Две ложки и вилка из горного хрусталя, серебра и эмали
Бургундия или Венеция, вторая половина XV века, длина 22-23 см


3. И еще одна потрясающая вещь из далекого XV века - малюсенькая книга-кулон размером 3,9 на 3,3 см, на позолоченных страницах которой чернью и эмалью нарисованы сцены "Страстей христовых".

Кулон "Книга со сценами Страстей Христовых" 3,9 см х 3,3 см (!!!)
Франция, вторая половина XV века, серебро позолота, чернь, эмаль
Зал XXXIV
В витринах Зала XXXIV выставлено множество бюстов, статуй и бронзовых плакеток (аналог медалей или значков) XV-XVI веков, а стены украшены очень интересными глиняными скульптурами религиозной тематики. Поскольку рассказать обо всем невозможно, рассмотрим только самые яркие экспонаты.

"Аллегория быстротечности" в витрине XXXIV зала

1. Начнем с "Аллегории быстротечности". Три мастерски вырезанные из цельного куска дерева стоящие спиной друг к другу женские фигуры призваны были напомнить о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти (популярный художественный жанр Vanitas). 

"Аллегория быстротечности"
Михель Эрхарт и Йорг Сирлин, Ульм, 1470/80, липа, высота 46 см



Сторона "старости" выглядит пугающе натуралистично

2. "Женский бюст" или "Идеальный портрет Лауры" был создан в 1487-1488 годах итальянским скульптором Франческо Лаурана. Возможно это портрет жены короля Неаполя Альфонсо II - Ипполиты Марии Сфорца или их дочери Изабеллы Арагонской. Хотя, по другой версии художник просто изваял портрет идеальной женщины, вдохновением для которого послужила возлюбленная Петрарки - великолепная Лаура. 

"Женский бюст"/портрет Изабеллы Арагонской/портрет Лауры (Петрарки)
Кстати, Изабелла Арагонская была близкой подругой Леонардо да Винчи
и возможно стала моделью для его "Моны Лизы"

"Женский бюст" или "Идеальный портрет Лауры"
Франческо Лаурана, Милан, 1487/88, мрамор, цветной воск, высота 44 см
Неповторимую красоту этому мраморному бюсту придает искусная отделка воском. Особенно хорошо она видна на типичной для эпохе Возрождения сетке для волос. Кстати, это единственный полихромный бюст из большой коллекции мраморных женских образов, созданных этим скульптором.
Ранее лоб девушки украшал драгоценный камень


И еще немного "Идеальной Лауры"

3. "Молодая пара" - это мраморный горельеф работы представителя знаменитой династии итальянских скульпторов эпохи Возрождения, ведущего скульптора Венеции 1500-х годов - Туллио Ломбардо. Романтический двойной портрет "в стиле античности" считается шедевром художника и одним из лучших пластических произведений венецианского Ренессанса. За прошедших 500 лет эта работа успела поменять несколько лирических названий - "Вакх и Ариадна", "Поэт, поющий песню возлюбленной", "Аллегория поэзии", но в "Кунсткамере" она проходит под весьма нейтральным - "Молодая пара".

"Молодая пара" (ранее "Вакх и Ариадна")
Туллио Ломбардо, Венеция, 1505/10, мрамор, следы росписи, высота 56 см

4. "Смеющийся мальчик" - это, скорее всего, последняя работа флорентийского скульптора Дезидерио да Сеттиньяно, в которой он "удивительно реалистично выразил детскую природу во всей его непосредственности". Владея разработанной Донателло техникой «rilievo schiacciato», он умело придавал своим произведениям "изящество линий, ясность композиции и поэтическую цельность отдельных образов". Мальчик и правда просто замечательный!
"Смеющийся мальчик" 
Дезидерио да Сеттиньяно, Флоренция, 1460/64, мрамор, 33 см × 21,5 см
"Смеющийся мальчик" в Зале "Кунсткамеры"
5. Первые ренессансные прямоугольные плакетки появились в Риме примерно в 1440 году. Это были небольшие бронзовые дощечки с рельефными изображениями мифологических и античных сюжетов или портретами всевозможных правителей. Со временем граверы стали варьировать их формы и размеры. В ассортименте появились круги, овалы и многогранники. Расширилась и география производства. Вслед за итальянцами за изготовление модных плакеток принялись мастера из Германии и Нидерландов, где самым прославленным художником этого жанра стал Петер Флётнер из Нюрнберга. А что до применения, то эти маленькие произведения искусства обычно использовали в качестве наград, небольших приятных подарков или украшений для головных уборов, одежды и предметов домашнего быта.
Бронзовые плакетки различной формы
Италия, XV-XVI век, бронза, 4-7 см
6. Трио забавных "Путти, несущих венки" (путти - художественный образ малыша в искусстве Ренессанса, барокко и рококо) - это работы крупнейшего мастера полихромной глазурованной терракоты (майолики) Андреа делла Роббия. Они были созданы во Флоренции во второй половине XV века. 
"Путти, несущие венки"
Андреа делла Роббиа, Флоренция, вторая половина XV века, глазурованная терракота 
7. Кроме того в витринах Зала XXXIV представлены несколько камей XV века с портретами итальянской знати, больше десятка бронзовых скульптур, изящные скульптуры из дерева и бюсты из мрамора XV-XVI веков.
Камеи с портретами итальянской знати:
Людовико Мария Сфорца (Милан, 1495/97, оникс, 2,8 см х 2 см)
Изабелла д'Эсте (кольцо, Италия, ок.1500, оникс, 1,4 см х 1 см)
Стефано Таберна (кольцо, Флоренция, конец XV века, оникс, 1,3 см х 1 см)
Борсо д'Эсте (Италия, конец XV века, кахолонг, 3 см х 2,3 см)
В витринах Зала XXXIV экспонируются бронзовые скульптуры XV-XVI веков

Мраморные бюсты в Зале XXXIV
Слева "Мужской идеальный бюст", Симоне Бьянко, Венеция, ок. 1540 года
В центре - "Голова женщины", Симоне Бьянко, Венеция, начало XVI века 
Зал XXXIII
Весь Зал XXXIII посвящен бронзовой скульптуре XV-XVI веков. Это не совсем моя тема, но поскольку обойти ее я не могу, то выберу то, что мне понравилось, а остальные покажу в витринах общим планом.
Бронзовые скульптуры в витринах Зала XXXIII
1. Венера Феликс - это вольное повторение античной скульптуры из коллекции Ватикана. Ее автор - итальянский скульптор Пьер Якопо Алари де Бонакольси (псевдоним "Antico") - несколько раз бывал в Риме в качестве реставратора старинных статуй и, творчески изменяя оригинал по своему усмотрению, копировал некоторые из них по заказу епископа Мантуи Людовико Гонзаго. Что касается Венеры Феликс, то она выполнена в характерной для скульптора утонченной манере, отличается прекрасной фактурой и отделана в фирменном стиле - черной патиной с добавлением позолоты.
"Венера Феликс"
Пьер Якопо Алари Бонакольси ("Antico"), Мантуя, ок. 1510, бронза, позолота, 29,8 см
основа - липа с инкрустацией из римских монет

2.  Еще одна работа Пьера Якопо Алари де Бонакольси ("Antico") - "Меркурий учит купидона", также является модернизированной копией античной скульптуры и отделана фирменной позолотой. Кстати, "Антико" первым придумал технику серийного производства небольших бронзовых скульптур доступных более широкому кругу клиентов и тем самым способствовал популяризации древнего искусства.

"Меркурий учит купидона" (фрагмент)
Пьер Якопо Алари Бонакольси ("Antico"), Мантуя, ок. 1520, бронза, позолота, высота 37 см 

3. Изабелла д'Эсте, маркграфиня Мантуи, была страстным коллекционером классического искусства, но оригиналы были редки и дороги, поэтому она часто прибегала к услугам "Антико" с его "античными" копиями в современной аранжировке. Тем более, что вместо "холодных" портретов римских императоров она получала изящных Венер или влюбленных Вакхов.

Скульптуры Пьер Якопо Алари Бонакольси ("Антико")
"Вакх", Мантуя, 1520/22, бронза, позолота, высота 59 см
Фрагмент композиции "Пан и Дафнис", Мантуя, 1519 год, бронза, высота 28,6 см
"Ариадна", Мантуя, 1520/22, бронза, позолота, высота 50 см

4. Широкая бронзовая "Чаша со змеями" - отличная иллюстрация знаменитого "анималистического декора", ставшего фирменным стилем художников Падуи. Не буду вдаваться в тонкости технологии, только скажу, что для получения большей достоверности здешние мастера использовали слепки с настоящих рептилий, раковин и лягушек. В результате декор получался таким натуральным, что повергал средневековых зрителей в смятенье и восторг.
"Чаша со змеями"
Падуя, 1520/30, бронза, 39 см × 62 см
"Чаша со змеями" (XVI). Красота в деталях

Таким же образом были сделаны и эта ползущая змея, и следующие за ней чернильницы. По некоторым сведениям, для получения слепков лягушек с открытым ртом, несчастных амфибий даже умерщвляли в емкости с бренди.
"Змея" - "защищающий" от яда популярный атрибут средневекового декора
Падуя, начало XVI века, свинцово-оловянный справ, длина 22 см

"Чернильницы"
Падуя, начало XVI века, бронза

5. Невозможно было пройти и мимо бронзовых масляных ламп работы еще одного уроженца Падуи - знаменитого скульптора эпохи Возрождения Андреа Риччио. Нужно отдать должное неуемной фантазии этого выдающегося художника малых форм. Его не даром называли "Мастером бронзы".
Масляные лампы, Андреа Риччио, Падуя, начало XVI века
"Ракушка на когте орла", бронза, высота 22,5 см
"Карлик на голове осла", бронза, высота 8,5 см
6. "Кунсткамера" владеет такой большой коллекцией плакеток различных форм и размеров, что они "разбросаны" по многим залам музея. Здесь, например, экспонируются работы Galeazzo Mondella, который в отличие от "Антико" (Старинный), носил псевдоним "Модерно" (Современный).
Бронзовые плакетки Галеаццо Монделла ("Модерно")
"Марс и виктория", Северная Италия, 1504/05, высота 6,8 см
"Геркулес и Антей", Северная Италия, 1488/89, высота 7,3 см
"Геракл душит немейского льва", Северная Италия, 1488/89, высота 7,8 см
"Святое собеседование" - еще одна работа "Модерно" 
Северная Италия, ок. 1510, серебро, позолота, 13,9 см х 10,2 см
Слева- бронзовые скульптуры Пьера Якопо Алари де Бонакольси ("Антико")
Справа - "Мальчик с гусем", Андреа Риччио, Падуя, 1515/20, бронза, высота 19,6 см
Коллекция бронзовых скульптур XVI века в витринах Зала XXXIII

Зал XXXII

Это, наверное, один из самых интересных и богатых Залов "Кунсткамеры". Здесь тебе и бронза, и камеи, и диковинные механизмы, и ювелирные украшения, и керамика, и шкафчики-кабинеты, и гобелены. Короче, смотреть не пересмотреть! 

Зал XXXII (другой ракурс)


Экспонаты зала XXXII: керамика, шкафчики, скульптуры

1. В эпоху Возрождения в моду вошли механические куклы или автоматоны, созданием которых занимались такие известные люди, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и Галилео Галилей. Но один из первых дошедших до нас автоматов под названием "Лютнистка" был создал в конце 1550-х годов испано-миланским изобретателем Хуанело Турриано по заказу испанского короля Карла V.
Механическая кукла "Лютнистка"
Хуанело Турриано, Испания, вторая половина XVI века
дерево, лён, шелковая парча, высота 44 см
За счет скрытой под пышным парчовым платьем зубчатой передачи эта кукла до сих пор может мелкими шажками двигаться прямо или по кругу, бренчать на лютне правой рукой и поворачивать голову слева направо. В витрине "Кунсткамеры" этот шедевр средневековой инженерной мысли можно увидеть только в статичном виде, так что приходится верить описанию на слово.
"Лютнистка" (XVI) и ее механизм
2. В коллекции "Кунсткамеры" есть несколько великолепных шкафчиков-кабинетов с множеством маленьких ящичков для хранения очень нужных мелочей. И каждый из них - настоящий шедевр декоративно-прикладного искусства.
Шкафчик-кабинет в открытом виде
Джованни Баттиста Панцери, Марко Антонио Фава и Джузеппе де Вико (скульптуры)
Милан, 1567 год, позолоченная сталь, инкрустация, бронза, дерево
Высота 90,5 см, ширина 68,5 см, длина 47,5 см

Это плод совместной работы известных миланских ювелиров-оружейников, которые периодически баловали заказчиков уникальными бытовыми предметами в своем фирменном стиле - деревянные каркасы украшались позолоченными барельефами с мифологическими сюжетами и венчались изящными статуями из бронзы.
Кабинет со статуей римского солдата Марка Курция на вздыбленном коне
У подножия статуи написано, что ее сделал Джузеппе де Вико ("Josef de Vico Fecit")

Учитывая тот факт, что Джузеппе де Вико был придворным скульптором Максимилиана II, некоторые искусствоведы предполагают, что венчающие шкафчик фигуры богов являются аллегориями добродетельного правления императора - возможно заказчика этого кабинета.

Шкафчик-кабинет, Милан, 1576 год
Бронзовые скульптуры работы придворного скульптора Джузеппе де Вико


Детали оформления шкафчика-кабинета работы миланских мастеров

3. Коллекция бронзовых скульптур "Кунсткамеры" экспонируется в нескольких зал, и в том числе в Зале XXXII. Здесь представлено несколько довольно крупных бюстов, многофигурные композиции типа raptur, статуи святых и античных богов, анималистические фигуры и несколько утилитарных предметов. 
Бронзовые скульптуры в витринах музея
Коллекция бронзовых скульптур в витринах Зала XXXII
Масляная лампа "Сидящий сатир с маской"
Никколо Триболо, Флоренция, ок. 1545, бронза, 18,6 см × 10,5 см × 18,3 см
Портрет скульптора Алессандро Витторич, Пальма-иль-Джоване, Венеция, 1600/05
и его работы - дверной молоток и терракотовый бюст Анжелы Лоредан Зорзи
Портрет Джамболонья (Джованни да Болонья), Ганс фон Аахен, XVII век
и его трехфигурная группа в стиле Raptus "Похищение сабинянки"
Флоренция, XVII век, 59,5 см × 24 см × 28 см


Справа - скульптура в стиле Raptus (в переводе с латыни "схватить")
Джамболонья, Флоренция, 1580, бронза, высота 98,2 см

Зал XXXII

4. Знаменитая итальянская майолика (терракотовая керамика, покрытая расписной глазурью), о которой я могу рассказывать бесконечно, представлена в "Кунсткамере" несколькими очень эффектными работами XVI века в традиционной охристо-синей гамме. Кстати, несмотря на то, что майолика в нашем сознании обычно ассоциируется с Италией, сам этот термин произошел от названия испанского острова Майорка, с которого глазурованную терракота попала в Италию. А вот собственное производство майолики появились здесь только в XIV веке и достигло пика в XVII.
"Тарелки из майолики"
Доменика да Венеция, Венеция, ок. 1565, диаметр 50 см (левая) и 37,2 см (правая)

"Средневековый кулер для вина"
Урбино, ок. 1565 года, майолика, 23 см х 50 см
5. В средние века особую ценность для украшения и утепления, голых холодных стен дворцов и церковных хоров представляли шерстяные гобелены больших размеров. Они стоили дороже картин и ткались с использованием золотых и серебряных нитей, а сюжеты для них рисовали многие известные художники, в том числе фламандец Бернард ван Орлей. В коллекции "Кунсткамеры" представлено 8 его работ из цикла "Сцена из книги Товии". Одну из них можно увидеть в Зале XXXII.
Гобелен "Рагуэль представляет молодому Товии свою дочь Сару"
Бернарт ван Орлей, Брюссель, 1540, шерсть, шелк, 481см х355 см
6. В XVI веке камнерезное искусство (глиптика) достигло высот античного, при этом итальянские мастера "вывели камею на следующий уровень эмоциональности". Для выражения большей экспрессии они "выносии" портрет из плоскости, разворачивали его в три четверти и вырезали не профили, а энергичные страстные лица. Ведущими итальянскими мастерами этого периода принято считать Доменико Кампанья (деи Камеи), Якопо да Треццо и семью Мизерони - четыре поколения знаменитых камнерезов из Милана.
Три камеи "Портрет африканской женщины"
Джироламо Мизерони, Милан, конец XVI начало XVII века, агат, золотая оправа
Мизерони - династия миланских камнерезов в четырех поколениях
"Женский портрет"
Джироламо Мизерони, Милан, конец XVI века, агат, золото, рубины, бриллианты
"Хуана Австрийская"
Якопо до Треццо, Мадрид, ок. 1566, оникс, золотая оправа
Если честно, витрина с этими камеями и шляпными медальонами произвела на меня одно из самых ярких и незабываемых (в прямом смысле этого слова) впечатлений. При этом к самим камеям я отношусь довольно спокойно, но вот добавленные к ним в конце XVI и XVII веках в Северной Италии и Праге "высокохудожественные золотые оправы" - это что-то! Хотя, камеи, безусловно, тоже хороши!
Витрина со шляпными медальонами
"Святой Георгий убивает дракона", Милан, вторая треть XVI века, золото, эмаль, 5,1 см
"Юдифь с головой Олоферна", Милан, 1560/65, золото, эмаль, 4,8 см х 3,6 см
"Святой Георгий убивает дракона". Фрагмент
"Шляпный медальон с изображением конного боя"
Милан, 1535/45, золото, диаметр 7,2 см
"Шляпный медальон с изображением Иоанна Богослова"
Милан, вторая половина XVI века, золото, эмаль, 5,6 см х 4,7 см
на фото справа - оборотная сторона
Камея " Портреты четырех императоров" в лавровом венке
Северная Италия, вторая половина XVI века, агат, золото, эмаль, 5 см x 4,9 см
"Шляпный медальон с портретом африканца"
Милан, 1530/40, золото, оникс, жемчуг, изумруд, диаметр 4,9 см
Камея "Суд Париса" в витрине "Кунсткамеры"
Северная Италия, ок. 1550, халцедон, золото, эмаль, 4 рубина, 1,8 см х 2,5 см
 "Кулон в форме скинии", Италия, первая половина XVI века
ракушка, золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, 4,4 см x 3,6 см 
Шляпные медальоны "Аллегория христианской добродетели"
Милан, 1550/60, золото, эмаль, рубины, бриллианты, 4,4 см х 5,2 см
Две камеи середины XVI века из Северной Италии 
"Юпитер на колеснице"
оникс, золото, эмаль, 8 бриллиантов, жемчуг, диаметр 8,3 см
"Диана и Беллона"
халцедон, золото, эмаль, 3 см х 3,4 см

Слева - Камея "Юнона, Венера и Минерва"
Северная Италия, халцедон, золото, 4 рубина, 4 бриллианта, 2,3 см х 2,5 см 
Справа - портрет Марии де Медичи, дочь Козимо I, герцога Тосканы - 
одна из тех, для кого создавалась вся эта красота
художник Алессандро Аллори, Северная Италия, ок. 1555 года

"Венера и Амур"
Милан, конец XVI века, халцедон, золото, эмаль, жемчуг, 2,1 см х 1,6 см
"Мелеагр и Аталанта"
Северная Италия, ок. 1540, халцедон, золото, эмаль, 9 бриллиантов, 2,6 см х 2,7 см

"Мелеагр и Аталанта"
Милан, ок. 1540, оникс, золото, эмаль, 6 бриллиантов, 6 рубинов, 4,4 см x 5,1 см
"Венера"
Северная Италия, вторая половина XVI века, халцедон, золота, эмаль, 4,4 см x 5 см


На этом, пожалуй, все! 
Пора сделать перерыв. Так что продолжим прогулку по залам "Кунсткамеры" уже в следующей части. 
Там еще столько интересного! 




4 дня в Вене (Австрия):


Комментариев нет:

Отправить комментарий