Итак, мы уже осмотрели 12 залов (XXVI-XXVIII XXIX-XXXI XXXII-XXXVII), а значит перевалили через "экватор" венской "Кунсткамеры". Впереди последние семь залов (XIX-XXV), которые я пыталась объединить в одном посте, но пришлось ограничиться только тремя. Слишком уж высокая концентрация экспонатов на здешнем квадратном метре!
XXV
![]() |
Зал XXV |
Плотно заставленный витринами Зал XXV оказался совсем не "моим". Отдавая должно искусству индийских и китайских мастеров, а также "невероятной ценности" рогов и безоаров, я их поклонницей никогда не была, поэтому выберу для показа только самые яркие экспонаты.
![]() |
Зал XXV плотно заставлен небольшими витринами |
![]() |
Один из экспонатов Зала XXV |
![]() |
Среди экспонатов Зала XXV много изделий из Индии и Китая |
1. Начну свой рассказ с чудесной хрустальной солонки, которая когда-то принадлежала сестре императора Карла V - королеве Португалии Екатерине Австрийской. В 1550 году она приобрела привезенную из южной Индии (возможно Гоа) небольшую хрустальную фигурку лежащего слона (XV) и поручила придворному ювелиру Франсиско Лопесу дополнить ее подходящей съемной солонкой. Умелый лиссабонский ювелир поставил на спину слона старинную "корзинку" из горного хрусталя (XIV-XV), добавил еще немного золотого декора и вуаля! Получился очаровательный "Слон с солонкой".
![]() |
Королева Португалии Екатерина Австрийская и ее "Слон с солонкой" Созданный ювелиром комплект выглядит очень гармонично! |
![]() |
В 1550 году Екатерина Австрийская приобрела "хрустального слона" |
![]() |
"Слон с солонкой", горный хрусталь, 7,3 см х 9,4 см х 4,9 см слон - Индия, конец XV века, солонка - Европа, XIV-XV век, сборка - Франсиско Лопес, 1550, Лиссабон, золото, эмаль |
2. Оскалившийся на зрителей "Рог для питья в форме дракона" - работа аугсбургского ювелира Корнелиуса Гросса. Крылатый дракон из панциря черепахи стоит на распластавшейся под его тяжестью черепашке, а сидящий у него спине маленький сатир держит в руках щит с гербом графа Ульрих IX Монфор-Теттнанга, из замка которого этот шедевр и попал в коллекцию эрцгерцога Фердинанда II Тирольского.
![]() |
"Рог для питья в форме дракона в витрине зала XXV" |
3. Нарядный позолоченный "Комплект для умывания" был изготовленный нюрнбергским ювелиром Николаусом Шмидтом с использованием новой техники работы с перламутром, попавшей в Европу из Индии вместе с товарами, привозимыми из это страны. Он состоит из изящного кувшина с женской фигурой и мелкого таза, отделанного перламутровыми "чешуйками, серебряными фигурами и огромными жемчужинами неправильной формы.
![]() |
"Комплект для умывания", Николаус Шмидт, Нюрнберг, 1592 серебро, позолота, перламутр, очень крупный жемчуг, гранаты высота кувшина - 54 см, диаметр блюда - 80 см, высота - 13 см |
![]() |
Позолоченное блюдо отделано перламутровыми "чешуйками", огромным жемчугом и серебряными фигурами |
![]() |
Главным украшением кувшина является женская фигура |
![]() |
Женская фигура на фасаде кувшина |
![]() |
"Комплект для умывания" в витрине Зала XXV |
4. Довольно редкие "экзотические сосуды" служили надежным индикатором высокого статуса владельца и очень ценились знаменитыми коллекционерами. Обрамленные золотом, серебром и драгоценными камнями кораллы, крупные раковины, кокосовые орехи и страусиные яйца выглядели очень эффектно, а самыми роскошными среди них были кубки из больших перламутровых раковин морского моллюска наутилуса-помпилиуса.
![]() |
Спиральная форма раковин моллюска Nautilus pompilius считается природным символом "золотого сечения" |
Перед тем как использовать раковину наутилуса для создания очередного шедевра, ее подвергали долгой и тщательной обработке - 10 дней вымачивали в кислоте, освобождали от верхнего слоя и промывали щелочной водой. В результате хрупкие стенки становились не толще бумаги и начинали мерцать палевым, розовым и голубым перламутром.
![]() |
"Кубок-наутилус", Роттердам, 1591, высота - 29,4 см раковина наутилус (Nautilus pompilius), серебро, позолота, изумруды, рубины, гранаты, бирюза, жемчуг, остатки росписи и эмали |
Кстати, наиболее популярным материалом для изготовления и отделки всевозможных предметов были покрытые толстым слоем перламутра крупные морские раковины "мраморный тюрбан" (Turbo marmoratus). Их коммерческий вылов продолжается до сих пор.
![]() |
Раковины мраморный тюрбан (Turbo marmoratus) являются основным источником перламутра |
![]() |
"Пороховница", Южная Германия, 1530/40, 17,7 см х 11 см х 13 см (небольшие емкости для пороха использовались с XV-XIX век) "мраморный тюрбан", серебро, позолота, рубины, бирюза, зеленное стекло |
![]() |
Сосуд из раковины. Красота в деталях |
![]() |
"Кувшин из рога тритона", Эндрис II Деген, Аугсбург, 1580, высота - 40,5 см раковина рог тритона (Charonia lampas), серебро, позолота |
![]() |
"Чаша из страусиного яйца с крышкой" Клемент Киклингер, Аугсбург, 1570/75, высота - 56,8 см (страус держит в клюве подкову, как символ счастья) страусиное яйцо, кораллы, серебро, позолота, роспись |
Уникальный плод сейшельской пальмы, который называют двойным или морским кокосом (эти орехи часто вылавливают в море), стоил целое состояние. Ведь по мнению медиков он "устранял все хвори, эффективно умножал сексуальные возможности мужчин и был незаменим против ядов, колик, паралича, эпилепсии, многочисленных нервных заболеваний и болезней кишечника, вызывающих рвоту". Именно поэтому за него давали столько золота, сколько помещалось в его скорлупе (вес достигает 25 кг), а богато декорированные чаши из таких орехов становились ценнейшими экспонатами императорских коллекций. Есть такая "Чаша из половинки сейшельского ореха" и в венской "Кунсткамере".
![]() |
Уникальный плод сейшельской пальмы называют двойным или морским кокосом (Coco de mer) |
Вполне логично, что для оформления "морского кокоса" один из лучших ювелиров императора Рудольфа II - Антон Швайнбергер выбрал тему "Триумф Нептуна". Покрытое мягким пластичным орнаментом тело коричневого ореха обрамлено контрастным позолоченным декором, выполненным в модной на тот момент стилистике маньеризма. При этом ножку причудливо оплетают тела двух тритонов, боковые полосы заканчиваются серебряными гермами (четырехгранная колонна увенчанная бюстом), ручка сделана в виде гарпии, а невысокую крышку венчает фигура Нептуна верхом на морском ластоногом коне - гиппокампусе.
![]() |
Чаша из половинки сейшельского ореха "Триумф Нептуна" ювелир - Антон Швайнбергер, резчик по дереву - Николаус Пфафф, Прага, 1602 сейшельский орех, серебро, позолота, чернь, 38,5 см х 36,5 см х 26 см |
5. Не обошлась коллекция и без шедевров китайской династии Мин. Но это, отнюдь, не уникальные вазы из фарфора (хотя пара мисочек все же есть), а грубоватые резные чаши из мыльного камня и рога яванского носорога, которые в моем понимании выглядят как-то совсем не по-китайски.
![]() |
Две чаши из рога яванского носорога, Китай/Индия начало XVII века с позолоченной (высота - 15,5 см) и серебряной (высота - 12,6 см) филигранью |
![]() |
Две чаши из рога носорога, династия Мин, Китай, начало XVII века |
![]() |
А вот и обещанный фарфор - "Чаша с золотым декором", диаметр - 12 см династия Мин, Китай, вторая половина XVI века, синий подглазурный декор |
6. Большое количество экспонатов зала XXV так или иначе связано с "безоарами", которые лично у меня энтузиазма не вызывают, но являлись очень важной частью жизни аристократии тех времен. Напомню, что это ни что иное как "инородное тело в желудке, конкремент из плотно свалянных волос или волокон растений", который, по мнению средневековых знахарей спасал от эпилепсии и меланхолии, а самое главное служил надежной зашитой от яда. По этой причине различные "безоары из желудка лам и коз" не только украшали столы во время застолий, но и прилагались к чашам для питья (при соприкосновении с жидкостью "безоар" был особенно эффективен).
![]() |
"Чаша с безоаром", Гоа (Индия), XVII век, золото, безоар, диаметр 14 см |
![]() |
"Безоар с золотым кольцом", Испания, XVI век «PEDRA. BESOHAR. FINISSIMA. PESA. OCHO. ONCAS» «Лучший безоаровый камень, весит восемь унций» (ок. 227 гр) |
![]() |
"Безоар на постаменте" в витрине музея |
Не менее действенной защитой от ядов служил и довольно зловещий "Кубок из рога носорога с бивнями бородавочника", "языком гадюки" (ископаемые зубы акулы) и многочисленными насекомыми на крышке и основании. При этом резьба на самом кубке изображала кораллы, которые яко бы обладали целительной силой.
![]() |
"Кубок из рога носорога с бивнями бородавочника", Николаус Пфафф, Прага, 1611 рог белого носорога, бивни африканского бородавочника, позолота, высота - 49,7 см |
![]() |
Крышка кубка украшена бивнями бородавочника и фигурками насекомых |
А теперь покажу понравившиеся мне бутылки в форме сердца из панциря черепахи. Не то чтобы я была большим любителем сердечек, но сам факт отсутствия пауков, безоаров и рогов сделал их приятными моему глазу.
![]() |
Две бутылки в форме сердца, Гуджарат (Индия)/Испания, ок. 1580 панцирь черепахи, серебро, высота - 33,7 см и 26,3 см |
Двойной позолоченный кубок работы Авраама Гесснера отдает дань эпохе Великих географических открытий. Шаблоном для этого "глобуса" послужила Карта мира 1569 года, которую в 1587 году откорректировал известный фламандский картограф Герард Меркатор.
![]() |
"Двойная чаша в форме глобуса", Цюрих, ок. 1590, Авраам Гесснер серебро, позолота, эмаль, высота - 54 см, диаметр - 18 см, вес - 2, 68 кг |
![]() |
Это точная копия Карты мира эпохи Великих географических открытий |
7. Все! Осталось посмотреть работы турецких, индийских и японских мастеров, а потом с чистой совестью отправляться в следующий зал. Начну с колец и оснасток для печати, а потом покажу пару статуэток и шкатулки.
![]() |
"Кольца из нефрита", Стамбул, вторая половина XVI века |
![]() |
"Оснастки для печатей", Индия, начало XVII века горный хрусталь, золото, рубины, сапфиры, высота - 9,8 см горный хрусталь, золото рубины, высота - 14 см |
![]() |
"Шкатулка", Гоа (Индия), XVII век, 9,7 см х 16 см х 10,2 см золотая филигрань, отделка бриллиантами |
![]() |
"Реликварий", Индия/Португалия, вторая половина XVI века дерево, перламутр ("чешуйки"), серебро, гравировка, 22,5см х 32,5см х 19,5 см |
![]() |
"Кабинет", Япония, начало XVII века, 31 см х 42,5 см х 29 см сосна, лаковая роспись намбан, перламутр, бронза, позолота |
![]() |
"Шкатулка со сценами из жизни Кришны" шкатулка - Цейлон (1542), сборка - Южная Германия, конец XVI века слоновая кость, серебро, 14,9 см х 25 см х 16 см |
![]() |
"Секретер", Цейлон, первая половина XVII века, 19 см х 26,1 см х 19,3 см палисандр, рог, слоновая кость, золото, латунь, остатки краски |
![]() |
"Шкатулка ", Цейлон/Португалия, середина XVI века эбеновое дерево, слоновая кость, серебро, позолота, 11 см х 16,3 см х 9,6 см |
ЗАЛ XXIV
Зал XIV приятно порадовал разнообразным набором красивых европейских изделий XVI века. Чего тут только не было - туалетные принадлежности, забавные графины, механические автоматы, письменные приборы, бусы, четки, бронзовые статуи, зеркала, хрусталь, часы и много тирольских изделий из стекла.
![]() |
Зал XIV |
1. Роскошные сосуды из горного хрусталя изготовленные в миланской мастерской братьев Саракки считались одними из наиболее важных экспонатов, внесенных в опись художественной палаты эрцгерцога Фердинанда II Тирольского в 1596 году. Особенно это касалось сосудов в форме цапель (т.н. "Reiher") и драконов, которые служили для декоративного украшения стола.
![]() |
Сосуды из горного хрусталя миланской мастерской братьев Саракки |
В витрине зала XXIV можно увидеть двух "цапель" с натуральными перьями на затылке и одного "крылатого дракона", который больше похож на важного индюка. Все три изделия вырезаны из натурального горного хрусталя и очень богато украшены гравировкой, золотом, эмалью, камеями и драгоценными камнями.
![]() |
Сосуд "Коылатый дракон", мастерская Саракки, Милан, ок. 1580 горный хрусталь, золото, эмаль, камеи, рубины, топазы, высота - 43,8 см |
![]() |
Золотой декор дополнен эмалью, камеями и драгоценными камнями |
![]() |
Большой хрустальный сосуд в форме цапли ("райгер") (натуральные перья периодически обновляются) |
![]() |
"Большой сосуд в форме цапли", мастерская Саракки, Милан, ок. 1590 горный хрусталь, золото, эмаль, изумруды, гиацинты, рубины, жемчуг, стеклянный камень, перья цапли, высота - 39,4 см |
![]() |
Хрустальная цапля ("райгер") с кокетливым перышком на затылке |
![]() |
"Сосуд в форме цапли", мастерская Саракки, Милан, ок. 1580 горный хрусталь, золото, эмаль, камеи, гранаты, перья цапли, высота - 23,7 см |
![]() |
Работы мастерской братьев Саракки в витрине музея |
2. Эрцгерцог Фердинанд II Тирольский, был страстным коллекционером венецианского стекла, секрет которого тщательно хранили стеклодувы острова Мурано (один из островов Венецианской лагуны). В своем увлечении он зашел так далеко, что даже открыл в замке Амбас придворную стекольную фабрику (Innsbrucker Hofglashütte), а потом попросил прислать к нему в Инсбрук муранских стеклодувов. И, как ни странно, венецианцы выполнили просьбу эрцгерцога в порядке исключения.
![]() |
Изделия фабрики Innsbrucker Hofglashütte (1570/90) в витрине музея |
![]() |
Традиция делать бокалы в виде сапога сохранилась до сих пор |
Просуществовала эта фабрика всего 20 лет (1570-1590), но за это время успела выпустить очень много красивых и ценных изделий. При этом авторство одного из стаканов приписывается самому Фердинанду II, который, по легенде, был стеклодувом-любителем. От всех прочих изделий Innsbrucker Hofglashütte этот стакан отличает невысокое качество, слегка искривленная форма, но очень богатое обрамление, что позволило специалистам сделать такое смелое предположение.
![]() |
"Чаша Фердинанда II", Инсбрук, 1581, высота - 20,2 см стекло, золото, эмаль, рубины, жемчуг Портрет "Эрцгерцог Фердинанд II Тирольский с собакой", Франческо Терцио (портрет размещен в этом же зале) |
Воспроизведение процесса изготовления "Стакана Фердинанда II"
Отличительной чертой стеклянных изделий фабрики Innsbrucker Hofglashütte стало сочетание эффектной венецианской формы и богатой росписи лаком с последующим золочением.
![]() |
Изделия инсбрукской фабрики были расписаны золотом и лаком, 1570/90 |
![]() |
Инсбрукская фабрика просуществовала только 20 лет |
Кроме великолепных кубков, бокалов и чаш за 20 лет своего существования инсбрукская придворная фабрика изготовила еще много пуговиц, брошек, сережек, подвесок, четок, бус и декоративных булавок. Смотрится теперь все это очень наивно, но в те времена, когда стекло можно было встретить реже, чем золото и бриллианты, аристократки охотно крепили к лифу стеклянный букетик. Знакомство с пуговицами и сережками у нас еще впереди, а пока покажу только пару подвесок и уж очень смешных фигурок. Мои бесспорные фавориты - "Лев" и "Двуглавы орел"!
![]() |
Стеклянные изделия Innsbrucker Hofglashütte, 1570/90 |
![]() |
Мои фавориты - "Лев" (а вы думали это корова!) и "Двуглавый орел" |
![]() |
Изделия инсбрукских стеклодувов, 1570/90 |
![]() |
Три статуэтки Commedia dell 'Arte, Innsbrucker Hofglashütte, 1570/90 железная проволока, стекло, эмаль, высота - 33,3 см |
![]() |
Фигурки Commedia dell 'Arte в витрине музея |
3. Выставленная в соседней витрине серия керамических сосудов для питья покрытых оловянной глазурью белого, зеленого, желтого, синего и коричневого цветов - это работа южно-тирольского мастера Кристофа Гандтнера. Они изображают горожан, солдат и мифологических героев, съемные головы которых служат пробками этих шутливых графинов. А вот монах и девушки в широких платьях - это ни что иное, как модные в те времена бокалы-перевертыши, выпить из которых можно было только, перевернув фигурку вверх ногами.
![]() |
Керамические сосуды Кристофа Гандтнера в витрине музея |
![]() |
Съемные головы служат пробками этих шутливых сосудов |
![]() |
Сосуд "Танталовы муки", Кристоф Гандтнер, Инсбрук, 1580/90, (стол накрыт богатыми яствами, но положить их в рот Тантал не может) |
![]() |
Сосуды для питья - "Горожанка", "Тантал" и "Маркитантка" Кристоф Гандтнер, Инсбрук, 1580/90, глазурованная керамика |
![]() |
Кружка и два шутливых сосуда "Бахус" и "Дерзость" Кристоф Гандтнер, Инсбрук, 1580/90, глазурованная керамика |
![]() |
Бокалы-перевертыши (падающие бокалы) "Девушка", Тироль, керамика, алебастр, высота 23 см, диаметр - 10 см "Монах", Кристоф Гандтнер, Инсбрук, 1580/90, керамика, высота - 23,8 см |
4. В следующей витрине размещена уже позолоченная утварь для императорских застолий - небольшие сосуды для питья в виде человеческих фигур ("Паломники Святого Иакова" и "Прапорщик"), "Композиция с пеликаном", которая служила для украшения стола (Tafelaufsatz), крошечный "Чайник с изливом" и две "Тарелки для монет".
![]() |
"Витрина с металлической утварью" |
![]() |
Сосуды для питья "Паломники Святого Якова в витрине музея" (паломничество в испанский город Сантьяго-де-Компостела) |
![]() |
Сосуд для питья со съемной головой "Паломник Святого Якова" Леонард Умбах, Аугсбург, 1590/94, серебро, позолота, эмаль, высота - 20,5 см |
![]() |
Сосуд для питья со съемной головой "Паломница Святого Якова" Леонард Умбах, Аугсбург, 1590/94, серебро, позолота, эмаль, высота - 20,5 см |
![]() |
"Композиция с пеликаном", Ганс Стейдлин, Ульм, 1583 (кормящий птенцов своей кровью, он является символом самопожертвования) серебро, позолота, эмаль, высота - 56 см |
![]() |
"Чаша для монет", Германия, вторая половина XVI века серебро, позолота, диаметр - 12 см |
![]() |
"Чайничек с изливом", Улрих II Мерингер, Аугсбург, 1560/72 серебро, позолота, высота - 13 см, диаметр - 5,8 см |
6. И в заключении обзора "фигурных питьевых сосудов" покажу статуэтку "Гусар", глядя на которую, вряд ли подумаешь, что это кувшин для вина. И не удивительно, ведь в этом и заключалось ее предназначение - развлечь и удивить гостей во время застолий. А в данном случае удивить вдвойне, поскольку в бравом наезднике гости без труда узнавали сына и наследника эрцгерцога Фердинанда II Тирольского - Карла фон Бургау.
![]() |
Портрет Карла фон Бургау и кувшин-шутка "Гусар" с его изображенем Иоганн Цехель, Инсбрук, 1582 серебро, позолота, остатки росписи, высота - 53,3 см |
7. В одной из витрин в центре зала экспонируется набор из "Охотничьего рожка", "Собачьего поводка", сосуда "Медведь-охотник" и "Золотого кубка с Меркурием". Почему в явно охотничий набор включили этот кубок, я так и не поняла, а вот про медведя сейчас расскажу. Эта фигурка высотой 21,3 см работы Грегора Баира и Валентина Драуша - популярный персонаж мотивов "Перевернутого мира", в котором добыча менялась местами с охотником. Кроме того в голове медведя спрятана небольшая рюмка, в основании установлена игровая доска (медведь съемный), а пахнет дикий зверь натертой амброй.
8. Поскольку весь этот зал посвящен коллекции Фердинанда II Тирольского, в его витринах выставлено множество изделий так или иначе лично связанных с этим эрцгерцогом - "кабинет", зеркала, портрет, туалетные и письменные принадлежности, печать.
![]() |
"Туалетный набор", Венеция, 1550 перламутр, слоновая кость, лак, серебро, бумага, шелк, 22,5 см х 13,5 см х 13,5см (зеркало, 6 двойных гребешков, бутылка, кисточка для пудры, ушная палочка и т.п.) |
![]() |
"Ящик для письменных принадлежностей" Венцель Ямницер, Нюрнберг, 1560/70, серебро |
Насекомые, улитки, мидии, краб, лягушка, ящерица и мышь выполнены с использованием немного живодерской техники "le style rustique" ("rustiques figulines"), которая была особенно популярна в XVI веке в Северной Италии и Нюрнберге. Тушки зверьков, насекомых и земноводных обмазывались глиной и обжигались. При этом природный образец сгорал дотла, а полая форма из глины, потом заполнялась жидким металлом.
![]() |
"Письменный набор" декорирован в стиле "слепки природы" |
![]() |
Я в отличие от Фердинанда II всю эту мини-фауну не очень люблю, но "Набор" действительно очень красивый! |
"Кабинет эрцгерцога Фердинанда II Тирольского" можно считать прообразом современного секретера (бюро). Его нижний ящик полностью выдвигается, превращаясь в письменный стол, а за двустворчатыми дверками скрывается множество выдвижных ящиков, в которых эрцгерцог хранил бесценные артефакты из кунсткамеры замка Амбрас.
![]() |
"Кабинет из владений эрцгерцога Фердинанда II Тирольского" (предназначался для хранения раритетов и арт-объектов) Нюрнберг, Мантуя, ок. 1582, эбеновое дерево, клен, орех, серебро 75 см х 42 см х 65 см |
Элегантный "Кабинет" из эбенового дерева контрастно украшен серебряными фигурами и барельефами, созданными на основе гравюр Франса Флориса. Изображенные на них мотивы верности и любви позволяют предположить, что этот кабинет был подарен Фердинанду II в 1582 году по случаю его бракосочетания со второй женой Анной Катариной Гонзаго.
![]() |
Серебряный декор эффектно контрастирует с эбеновым деревом |
Еще более нарядно (на мой взгляд даже чересчур) выглядит другой очень нужный шкафчик из коллекции эрцгерцога Фердинанда II Тирольского - довольно вместительный "Кабинет для монет".
![]() |
"Кабинет для монет эрцгерцога Фердинанда II Тирольского" в Зале XXIV |
![]() |
"Кабинет для монет эрцгерцога Фердинанда II Тирольского" Аугсбург, ок. 1580, 86 см х 45 см х 45 см эбеновое дерево, слоновая кость, бронза, позолота, горный хрусталь, жемчуг |
![]() |
Со всех сторон "Кабинет" украшен статуями разной величины (по-моему, это уже перебор) |
9. Очень странные на первый взгляд экспонаты одной из следующих витрин при ближайшем рассмотрении оказались "Ручными камнями" (Handstein, так назывались камни, которые горняк мог в руках поднять на поверхность), а именно - "кусками породы и друзами кристаллов интересной ассиметричной формы умело превращенными в союз природы и искусства".
![]() |
Коллекция "художественно оформленных горных пород" Фердинанда II Тирольского |
Самые старые из "ручных камней" датируются XVI веком, а самым выдающимся мастером, работавшим в этом жанре, считается Каспар Улич из Санкт-Йоахимсталя (теперь Яхимов, Чехия), в произведениях которого библейские сюжеты органично переплелись со сценами из жизни местных горняков.
![]() |
"Ручные камни", Каспар Улич, Санкт-Йоахимсталь, третья четверть XVI века минералы, серебро, позолота, эмаль, стекло |
После окончания обработки эти ценные и редкие "камни" устанавливались на постаменты из позолоченного серебра и отправлялись в "кунсткамеры" европейской знати. И, конечно, большой любитель природы эрцгерцог Фердинанд II Тирольский собрал самую важную на сегодняшний день коллекцию этих диковин.
![]() |
"Сотворение Евы" и "Поклонение волхвов" Каспар Улич, Санкт-Йоахимсталь, третья четверть XVI века аргентит (серебряный блеск), серебро, позолота, эмаль, высота - 24,6 см |
10. В XVI веке в моду вошли рельефы из раскрашенного воска, которые представлены в этом зале тремя работами Франческо Сегала и двумя медальонами неизвестного итальянского автора. Мастера из Венеции и Падуи умело использовали цветной воск для передачи оттенков человеческой кожи, а для достижения общего эффекта дорисовывали картину красками и украшали драгоценными камнями. Ну, а мне кроме всего прочего очень понравились рамы. Тоже произведение искусства, я вам скажу!
![]() |
"Портрет эрцгерцога Фердинанда II Тирольского" Франческо Сегала, Венеция, ок. 1580, 22,3 х 19,9 см воск, сапфиры, изумруды, рубины, гранаты, жемчуг, стекло, горный хрусталь |
![]() |
"Леда и лебедь", Франческо Сегала, Венеция, до 1596, воск, рубины, жемчуг, 15,8 х 13,8 см |
![]() |
"Молодой рыцарь", Франческо Сегала, Венеция, конец XVI века камень, воск, обсидиан, жемчуг, 26,5 х 22,6 см |
![]() |
"Голова ребенка" и "Голова спящего ребенка" Австрия, 1589, воск, диаметр - 21,5 см (небольшое количество сохранившихся картин объясняется высокой хрупкостью воска) |
11. В предыдущих постах я уже очень подробно рассказала о двух наборах для игры "Длинный пуф" (старинные нарды), которые экспонируются в Залах XXXVI и XXXI. Теперь настало время третьего "Комплекта для игры в мельницу, шашки и длинный пуф", который принадлежал эрцгерцогу Фердинанду II Тирольскому. Он состоит из красиво декорированной деревянной раскладной доски размером 45 на 45 сантиметров и 29 фишек, изготовленных Гансом Репфлем в 1575 году.
В центре стороны, предназначенной для игры в "Мельницу" (логическая игра для двух персон), расположен герб эрцгерцога Фердинанда II в окружении двенадцати гербов габсбургских владений. При этом и поле, и рамка по периметру украшены деревянной инкрустацией с металлическими вставками.
![]() |
Внешние стороны доски для игры в мельницу, шашки и длинный пуф слева - доска для игры в "Мельницу", справа - в шашки |
По периметру внутренней части доски расположены семь небольших барельефов из самшита с изображениями "планетарных" богов, созданными на основе гравюр Вергилия Солиса, а на восьмом барельефе вырезаны планетарные часы, год начала работы (1575) и монограмма художника (HR). Центральными элементами обоих внутренних квадратов являются медальоны "Суд Париса" и "Похищение Елены".
![]() |
"Комплекта для игры в мельницу, шашки и длинный пуф" Ганс Репфль, Инсбрук, 1575-1577, 45 см х 45 см, дерево, цинковые вставки |
К счастью, сохранились почти все игровые фишки (14 светлых, 15 темных) с барельефами австрийских эрцгерцогов по середине (от Рудольфа фон Габсбурга до Максимилиана II) и перечислением их многочисленных титулов по кругу (все надписи из металла). При этом на реверсе "темных" фишек изображен полумесяц, а на реверсе "светлых" - солнце. Кроме того на одной из фишек еще раз написана монограмма художника и год окончания работы - 1577.
![]() |
"Игровая фишка" |
![]() |
Фишки декорированы портретами эрцгерцогов династии Габсбургов с их именами и титулами, написанными по кругу металлическими буквами |
![]() |
"Темная фишка" |
![]() |
"Светлая фишка" |
12. Ну, вот. Я рассказала почти обо всех интересных экспонатах Зала XXIV. Осталось только несколько витрин с часами и механическими игрушками, а здесь тоже есть на что посмотреть!
![]() |
Часы и автоматы в витринах музея |
![]() |
Витрина с часами и часами-автоматами Бавария, конец XVI века |
![]() |
"Часы в деревянном ящике", Иоганн Шенманн, 1584 "Многогранные настольные солнечные часы", 1576 |
![]() |
"Настольные часы", конец XVI века |
А вот и вишенка на торте - два великолепных автомата работы выдающегося Ганса Шлоттхайма, шедевры которого мы уже посмотрели в Зале XXVII. В отличие от "Галеона" и "Триумфа Вакха", здешние "Трубачи" и метровая "Колокольня" по столу не ездят и ни в кого не стреляют. Они лишь издают мелодичные звуки и приводят в движение своих человечков, но если говорить о "Колокольне", то в ней скрывается сюрприз по чище пушек "Галеона" (его можно увидеть на видео). Никогда не смогу понять увлечение этими... "персонажами фольклора".
![]() |
Кабинеты, автоматы и часы в витринах музея |
![]() |
Автоматы "Трубач" и "Колокольня" в витрине Зала XXIV (в музее их работу можно посмотреть на планшете на соседней скамейке) |
![]() |
Музыкальный автомат "Трубач", Ганс Шлоттхайм, Аугсбург, 1582 эбеновое и розовое дерево, серебро, позолота, эмаль, латунь, 33,4 см х 36 см х 23,5 см |
![]() |
Трубачи готовы к "работе" |
В 1579 году эрцгерцог Фердинанд II Тирольский вместе со своим племянником герцогом Вильгельмом V Баварским посетил в Венеции театральное представление Commedia dell'arte и в память об этом событии получил от него в подарок роскошную механическую "Колокольню". Позолоченная пятиэтажная конструкция покоится на четырех сфинксах. В глубине нижнего яруса две деревянные фигуры в костюмах Commedia dell'arte бьют в колокола, а две другие, стоя на балконе, поднимают тост за зрителей. На следующем этаже идет шумная вечеринка. Люди пьют и машут руками под нежный перезвон колоколов, расположенных в верхних ярусах над ними. Выглядит все нарядно и весело, если бы не довольно вульгарный финал...
Автомат "Колокольня" во всей красе
![]() |
"Башня", Ганс Шлоттхайм, Аугсбург, 1580, 110,8 см х 24,7 см х 20,5 см бронза, позолота, стекло, металл, окрашенное дерево, одежда для фигур |
![]() |
Колокольня покоится на четырех сфинксах |
Отдавая должное Гансу Шлоттхайму - инженеру, хочу констатировать тот очевидный факт, что эта мастерски выполненная "кирпичная" башня с чудесным архитектурным декором сама по себе является великолепным образцом немецкого ювелирного искусства XVI века и мне она нравится даже без пьющих человечков.
![]() |
В глубине первого яруса расположены два звонаря, бьющие в колокола |
![]() |
Деревянные фигуры верхнего яруса пьют и веселятся (причем, у средней фигуры лицо обезьяны) |
Вот и еще один зал остался позади, а мы плавно переходим в соседний Зал XXIV a/b/c, экспонаты которого являются логическим продолжением Зала XXIV.
XXIV a/b/c
В больших витринах смежных Залов XXIV a/b/c можно увидеть очень много изделий из горного хрусталя, слоновой кости, стекла и янтаря, очередной набор экзотических сосудов и безоаров, бронзовые скульптуры, средневековую бижутерию, украшения из гигантского жемчуга и много чего еще. Экспонатов ужасно много, но самое грандиозное впечатление на меня произвел хрусталь. С него и начну!
![]() |
Экспонаты Зала XXIV a/b/c |
1. Роскошная коллекция изделий из горного хрусталя представлена здесь работами миланских мастерских Мизерони и братьев Саракки, а также Аннибале Фонтана и нескольких анонимных мастеров XVI-XVII веков. В отличие от лаконичных изделий более ранних периодов, вся прелесть которых заключалась в чистоте кристалла горного хрусталя, показанные в этом зале шедевры не могут не поражать красотой виртуозных рисунков, "создающих иллюзию объема за счет тончайшей гравировки".
![]() |
"Сосуд с двумя ручками", Милан, первая половина XVII века горный хрусталь, серебро, позолота, эмаль, высота - 39,4 см |
![]() |
"Ваза Вакха", Джироламо Мизерони, Милан, конец XVI века горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 29 см |
![]() |
"Ваза Вакха", Джироламо Мизерони (детали) |
![]() |
"Ваза с двумя спиральными ручками", Джироламо Мизерони, Милан, конец XVI века горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 33 см |
![]() |
"Чаша с двумя ручками", мастерская Мизерони, Милан, ок. 1610/20 горный хрусталь, серебро, позолота, диаметр - 32,5 см |
![]() |
"Ваза с двумя ручками", мастерская Мизерони, Милан, начало XVII века горный хрусталь, серебро, позолота, эмаль, высота - 54,4 см |
![]() |
Изделия из горного хрусталя мастерских Мизерони и Саракки |
![]() |
Мастерская Мизерони, Милан,1560/80 "Ваза с крышкой" и "Поворотная ваза", горный хрусталь, золото, эмаль |
![]() |
"Ваза с четырьмя мундштуками", Джованни Амброджо Мизерони, Милан, 1610/15 горный хрусталь, серебро, позолота, золото, эмаль, высота - 31,5 см |
![]() |
"Двойная чаша", Милан, вторая треть XVI века горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 25,6 см |
![]() |
"Двойная чаша", Милан, вторая треть XVI века (детали) |
![]() |
"Кубок Прозерпины", Аннибале Фонтана, Милан, до 1569 года горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 24,6 см |
![]() |
"Кубок Прозерпины", Аннибале Фонтана (детали крышки) |
![]() |
Работы из горного хрусталя, Аннибале Фонтана, Милан, до 1569 года "Геракл, Несс и Деянира", золото, эмаль, 10,3 см х 13,6 см "Бутылка паломника", золото, эмаль, высота - 25,8 см |
![]() |
Сосуд "Пьяный Силен", мастерская братьев Саракки, Милан, 1580/90 горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 25,1 см |
![]() |
Изделия из горного хрусталя, мастерская братьев Саракки, Милан, 1580/90 |
![]() |
"Подвесная чаша в форме лампы", длина - 19,5 см мастерская братьев Саракки, Милан, конец XVI века горный хрусталь, золото, эмаль, жемчуг |
![]() |
"Водный дракон", мастерская братьев Саракки, Милан, ок. 1590 горный хрусталь, золото, эмаль, гранаты, высота - 22,2 см |
![]() |
"Летающий дракон", мастерская братьев Саракки, Милан, 1575/80 горный хрусталь, золото, эмаль, гранаты, изумруды, камеи, высота - 24,8 см |
![]() |
"Блюдо", мастерская Мизерони, Милан, ок. 1600 года, диаметр - 45,7 см горный хрусталь, серебро, позолота, золото, эмаль, 149 рубинов |
Георг Шванхардт Старший - был немецким гравером по стеклу и горному хрусталю, который обладал уникальным патентом на гравировку стекла и основал нюрнбергскую школу граверов. Его авторству принадлежит показанная ниже "Чаша с портретом Фердинанда III" (нижнее левое фото) и "Стеклянная панель с изображением месяцев".
![]() |
Чаши из горного хрусталя в золотом обрамлении, Бавария, начало XVII века |
![]() |
"Стеклянная панель с изображением месяцев", 10 см х 7 см Георг Шванхардт Старший, Нюрнберг, после 1650, стекло, гравирование |
2. Альтернативой хрустальной роскоши миланских сосудов служили не менее ценные каши из экзотических материалов, которые на мой взгляд не могут составить им конкуренцию, но в XVI веке эрцгерцоги так не считали и покупали их с упорством достойным лучшего применения.
![]() |
"Экзотические сосуды" |
![]() |
Еще три кубка-наутилуса, Германия, конец XVI - начало XVII века |
![]() |
"Кувшин из рога оленя и слоновой кости", Бавария, конец XVII века |
![]() |
Двойная чаша из кокоса с декором из "ручного камня", Богемия, 1545 |
Такие любители оккультизма, как Рудольф II и Фердинанд II Тирольский не могли ограничиться собиранием только рогов с безоарами. Им нужна была мандрагора, корню которой издревле приписывалась магическая сила. Так в коллекции появилась "Мандрагора Эппендорфа", которая хоть и была вырезана из ветки какого-то неизвестного дерева, считалась ужасно чудодейственной штукой.
![]() |
Два кубка из яванского носорога, Николаус Пфафф, Прага, ок. 1610 года "Мандрагора Эппендорфа", Гамбург, до 1480, жемчужная корона (XVII век) |
Кстати о безоарах! Оказывается, в XVII веке странное увлечение "желудочными камнями" приняло такие угрожающие масштабы, что в Европе чуть не исчезли горные козлы, из желудка которых их извлекали. А еще пишут, что в 2017 году за 140-граммовый камень из желудка домашней свиньи давали 400000 евро!
![]() |
Еще два безоара из коллекции Фердинанда II Тирольского |
3. Тема экзотической для Европы птицы страус представлена в этом зале еще несколькими чашами, страусиным яйцом с рисунком известного голландского резчика Корнелиса Беллекина и бронзовой статуэткой, в пару к которой идет очень элегантный журавль.
![]() |
"Страусиное яйцо с изображением трапезы богов" Корнелис Беллекин, Амстердам, вторая половина XVII века |
4. Кроме цапли и страуса в этом зале можно увидеть еще очень много различных фигур из бронзы, гагата, слоновой кости, "ручного камня", серебра и янтаря. Есть тут и крабы, и змеи, и купидоны, и обычные люди, и мифологические персонажи. Короче, выбор - на любой вкус, но я ограничусь только несколькими примерами из разных материалов.
![]() |
Сувениры из Сантьяго-де-Компостела, Испания, начало XVI века, гагат |
![]() |
Бронзовые скульптуры, Италия, XVI век "Чернильница в виде тритона с дельфином" "Масляная лампа в виде обезьяны" и "Голова малыша" |
![]() |
Изделия из янтаря: "Лукреция" и "Клеопатра" Кристоф Маучер, Данциг (теперь Гданьск), 1690/1700 (знаменитый немецкий резчик по кости и янтарю) |
![]() |
"Сатир-Баттенман", Ганс Генрих Ролленбутц, Цюрих, первая половина XVII века Портреты апостолов на абрикосовых косточках, Германия, середина XVII века |
![]() |
Три статуэтки из слоновой кости, Леонхард Керн, Швебишь-Халль, 1632/40 (придворный скульптор курфюрста Бранденбурга) |
5. Кроме изящных статуэток работы выдающегося немецкого скульптора Леонхарда Керна (на фото выше) любители изделий из слоновой кости найдут в этом зале больше десятка высоких тонких кубков с крышками, каждая из которых замысловато украшена пышными букетами, резными шарами, эмблемами и острыми шпилями. В основном, все они были выполнены в Германии неизвестными мастерами.
![]() |
Кубки из слоновой кости с крышками, Германия, XVII век |
![]() |
Кубки из слоновой кости с крышками, Германия, XVII век (в первых двух кубках чаша выполнена из кокоса) |
Украшенные букетами настольные композиции, вазы и кубки из слоновой кости, золота, серебра и полудрагоценных камней отличаются очень большим разнообразием. И каждый такой букет сам по себе является настоящим произведением искусства.
![]() |
"Ваза с серебряными цветами" Кристофа III Эфенгаузера, Аугсбург, 1590 "Кубок с купидоном на крыше", Георг Барст, Нюрнберг, 1630/36 |
![]() |
Две каменные вазы с цветами", Фердинанд Эусебио Мизерони, Прага, 1678 серебро, яшма, агат, аметист, халцедон, высота - 36,7 см |
6. Теперь что касается "мелочей". Их в этом зале огромное множество, но я покажу только пару камей, украшения из крупного жемчуга, два уникальных медальона с вишневыми косточками, "Пороховницу в виде черепахи", пуговицы, сережки и небольшое "Пасхальное яйцо" с набором крошечных сюрпризов. Не "фаберже", конечно, но тоже вполне приятный подарок.
![]() |
"Кулон в виде барашка", Бавария, начало XVII века гигантский жемчуг, эмаль, рубины, 2,7 см х 3,3 см |
![]() |
Изделия с гигантским жемчугом: "Кулон в виде винограда", Бавария, начало XVII века, 5,3 см х 3,4 см "Шкатулка с жемчужиной в виде лягушки", Вена, XVIII век, высота - 4,4 см |
Два следующих уникальных медальона представляют собой обрамленные золотом и драгоценными камнями вишневые косточки, на которых вырезаны в первом случае - "Двуглавый орел и портреты 12 великих правителей", а во втором - "Щит и 12 портретов великих Габсбургов". Обратите внимание на их размеры! Это просто фантастика!
![]() |
"Медальон с двуглавым орлом и 12 портретами великих правителей" Германия, первая половина XVII века, 2 см х 1,9 см вишневая косточка, золото, рубины, жемчуг, эмаль |
![]() |
"Медальон со щитом и 12 портретами великих Габсбургов" Германия,окю 1650, 3,2 см х 1,9 см вишневая косточка, золото, рубины, жемчуг, эмаль |
![]() |
"Пороховница в виде черепахи", Бавария, вторая половина XVI века серебро, панцирь черепахи, длина - 15 см |
![]() |
"Пасхальное яйцо", Франция, первая половина XVIII века, высота - 4,8 см золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, халцедон |
![]() |
"Стеклянные пуговицы", стекло, жемчуг, 2 см х 1,4 см фабрика Innsbrucker Hofglashütte, конец XVI века |
![]() |
"Стеклянные букеты", Innsbrucker Hofglashütte, конец XVI века |
![]() |
"Декоративные булавки", Innsbrucker Hofglashütte, конец XVI века |
![]() |
"Стеклянные серьги", Innsbrucker Hofglashütte, конец XVI века, высота ок. 3,5 см (в витринах показано ок. 40 идентичных комплектов) |
7. В XVII веке стеклянные фабрики существовали уже в нескольких немецких и богемских городах, активно составляя конкуренцию венецианцам. Знаменитое на весь мир богемское стекло до сих пор производится по старинной технологии и является визитной карточкой Чехии.
![]() |
Две стеклянные бутылки, Игнац Прейслер, Богемия, ок. 1730 "Аллегория музыки" (вид с двух сторон) и "Аллегория поэзии" (вид с двух сторон) стекло, шлифовка, травление иглой, усиление золотом |
![]() |
"Кубок с гербом и силуэтом Вроцлава", Игнац Прейслер, Бреслау, ок. 1720 стекло, шлифовка, травление иглой, усиление золотом |
![]() |
"Стеклянные изделия саксонских и богемских мастеров", XVII-XVIII век |
7. Отдельно хочется показать несколько довольно редких изделий, декор которых выполнен в холодной технике "обратной живописи по стеклу". Известный со времен античности этот сложнейший вид искусства достиг своего расцвета в эпоху Возрождения, но из-за высокой хрупкости необожженного покрытия, таких рисунков сохранилось очень мало. При этом в венской "Кунсткамере" можно увидеть сразу несколько "обратных картин" религиозной тематики и небольшой очаровательный "Флакон", рисунок которого очень эффектно просвечивает через толщу прозрачного горного хрусталя.
![]() |
"Две половины хрустального флакона", Ломбардия, конец XVI века хрусталь, роспись по стеклу, высота 9,5 см |
Сложность этой техники заключалась в том, что художник писал картину наоборот, начиная с переднего плана и заканчивая фоном. При этом исправления не допускались, а полученная картина являлась зеркальным отражением того, что художник рисовал с обратной стороны стекла.
![]() |
"Сусанна и старцы", Нидерланды или Бавария, конец XVI века горный хрусталь, оправа из черного дерева роспись - сусальное золото, темпера, золотой порошок, прозрачный полимерный лак |
![]() |
Обратная живопись по стеклу, Цюрих, конец XVI века, диаметр - 33,4 см "Навуходоносор рассказывает свои сны" и "Трое юношей в огненной печи" |
8. Прогулка по залу, практически подошла к концу. Осталось показать несколько небольших барельефов, элегантный "Кабинет Врангеля", трое часов-автоматов и очень красивое яркое блюдо от мастерской Мизерони.
![]() |
Резьба по дереву, Аугсбург, начало XVII века, 22 см х 14,5 см "Святая Маргарита", "Святая Варвара" и "Святая Урсула" |
![]() |
Два барельефа из цветного воска, Каспар Бернхард Харди, Кельн, конец XVIII века "Приятный садовник" (аллегория осени) и "Артемизия оплакивает мужа Мавсола" |
Так называемый "Кабинет Врангеля", известный ранее как кабинет императора Рудольфа II, в 1634 году был изготовлен лучшим аугсбургским краснодеревщиком Ульрихом Баумгартнером, специализировавшимся на производстве шкафов-секретеров. Спустя полтора века уже другой не менее талантливый мебельщик, Джордж Хаупт, добавил к настольному шкафчику солидное основание и получился элегантный комод.
![]() |
"Часы-автоматы с фигурками африканцев", Бавария, начало XVII века |
Музей истории искусств в Вене: Часть 1 (история)
Музей истории искусств в Вене: Часть 2 (картинная галерея)
Музей истории искусств в Вене: Часть 3 (картинная галерея)
Музей истории искусств в Вене: Часть 4 ("Кунсткамера")
Музей истории искусств в Вене: Часть 5 ("Кунсткамера", часть 2)
Музей истории искусств в Вене: Часть 6 ("Кунсткамера", часть 3)
Музей истории искусств в Вене: Часть 8 ("Кунсткамера", часть 5)
4 дня в Вене (Австрия):
2. День 2-й (часть 1): Наш поход во дворец Шенбрунн (Вена, Schönbrunn)
День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)
День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)
3. День 3-й (часть 1): Два часа в Шёнау-ам-Кёнигзее (Германия)
День 3-й (часть 2): Два часа в Берхтесгадене (Германия)
День 3-й (часть 3): Три часа в Зальцбурге: нокерльн, конфеты "Моцарт" и прогулка (Австрия)
День 3-й (часть 2): Два часа в Берхтесгадене (Германия)
День 3-й (часть 3): Три часа в Зальцбурге: нокерльн, конфеты "Моцарт" и прогулка (Австрия)
4. День 4-й (часть 1): Поход на блошиный рынок (Вена)
День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
День 4-й (часть 4): Десерт кайзершмаррн и Серебряная кладовая Хофбурга (Вена)
День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)
День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)
Комментариев нет:
Отправить комментарий