"Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать"
воскресенье, 19 апреля 2020 г.
Вена: "Австрийская национальная библиотека, вечерние витрины и знаменитые кафе" (Австрия, день 2, продолжение)
Свой предыдущий рассказ о наших прогулках по Вене я завершила на том, что после чудесного дня, проведенного во дворце и парке Шенбрунн, мы сели в метро на станции Hietzing и отправились в "центр" за вечерними впечатлениями. Пожалуй, с этого и продолжим.
Станция метро "Hietzing" (1898, архитектор Отто Вагнер, линия U4)
За те десять минут, что мы ехали от "Hietzing" до"Karlsplatz" (7 остановок) на улице окончательно стемнело. Зажглась подсветка зданий, засияли витрины, к зданию оперы устремились счастливые обладатели билетов, многочисленные кафе заполнились не только приезжими, возле "Альбертины" начался какой-то митинг, а в "Захер" выстроилась сумасшедшая очередь из жертв рекламы. Короче говоря, город зажил своей привычной вечерней жизнью, а мы, как две интеллигентные девочки, обойдя все соблазны, отправились в библиотеку.
Выставочный павильон Венского сецессиона ("Сецессион", 1897-1898, арх. Йозеф Мария Ольбрих)
Один из наиболее значимых архитектурных памятников австрийского (венского)модерна
Дворец эрцгерцога Альбрехта, в котором размещен художественный музей "Альбертина"
Венская государственная опера и продавцы-спекулянты в камзолах времен великого Моцарта
Вечерняя очередь в кафе "Захер"
Когда-то я уже писала об Австрийской национальной библиотеке, которая считается одним из крупнейших библиотечных собраний мира, а сегодня покажу небольшой фото-отчет о нашей вечерней экскурсии в ее главный Государственный зал (Prunksaal).
Государственный зал Австрийской национальной библиотеки
Начну с того, что объясню, почему мы выбрали для этого визита такое позднее время. Все дело в тонкостях работы венских музеев. Обычно они открыты только с 10.00 до 17.00, но раз в неделю самые популярные из них устраивают так называемый "долгий вечер" и не закрывают двери до 20.00/21.00. Таким образом, экскурсионный день можно продлить на целых три-четыре часа, а в условиях насыщенных коротких поездок - это очень удобная штука, я вам скажу!
Новый дворец Хофбурга в вечерней подсветке
Полукруглый главный фасад Михайловского крыла дворцового комплекса Хофбург
Что касается Национальной библиотеки, то тот "долгий вечер", когда по роскошным полупустым залам можно побродить до 21.00, приходится здесь на четверг. Не воспользоваться такой удачей было нельзя, и около восьми вечера мы подошли к величественному барочному зданию бывшей Императорской, а ныне Австрийской национальной библиотеки на Йозеф-платц.Оно было построенной по инициативе императора Карла VI и первоначально представляло собой отдельно стоящее сооружение (1723-1735, архитекторы Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлаха и его сын Иосиф Эммануил), но в 1760 году во время очередной реконструкции Хофбурга было органично вписано в его новый дворцовый ансамбль (справа был пристроен Редут-зал, а слева - Августинское крыло, архитектор Николаус Пакасси).
Стрелка указывает на вход вАвстрийскуюнациональную библиотеку
Дворцовый комплекс Хофбург
Йозеф-платц (Josefsplatz) на старинной открытке
Во времена правления Иосифа II ограждавшая эту площадь городская стена была снесена,
а площадь открыта для публики
А вот уже на площади появился памятник Иосифу II (1795)
Сейчас три этих барочных здания XVIII века очень гармонично обрамляют одну из красивейших площадей Вены - Йозеф-платц с конной статуей Иосифа II по середине(скульптор Франц Антон Заунер, 1795). По желанию Франца II помпезный памятник его дяде был создан по образцу конной статуи римского императора Марка Аврелия на Капитолийском холме (Рим). В результате австрийский император восседает на лошади в весьма экзотичном для этих мест наряде - тоге, сандалиях и лавровом венке. Но самое главное, что как раз за спиной этого "бравого римского цезаря" находится довольно скромная дверь, ведущая в одну из богатейших библиотек мира, которой, судя по плакату над входом, в 2018 году исполнилось 650 лет.
Здание Австрийской национальной библиотеки и памятник императору Иосифа II
Вход в Австрийскую национальную библиотеку и памятник императору Иосифа II Плакат над входом напоминает о том, что библиотеке в этом году исполняется 650 лет
В огромном холле не было ни души. Только около красивых ажурных ворот предваряющих солидную мраморную лестницу стоял небольшой билетный киоск. Поскольку Оле еще не исполнилось 19 лет и она могла повышать свой культурный уровень совершенно бесплатно, приветливая девушка выдала мне один билет за 8 евро (аудиогид мы решили не брать, 3 евро) и ответила на сакраментальный вопрос: "Как пройти в библиотеку?". После этого мы бодро поднялись на второй этаж и оказались перед высокой массивной дверью с великолепными старинными ручками.
Мраморная лестница, ведущая в Австрийскую национальную библиотеку
Стены лестницы украшены древнеримскими артефактами и мраморными вазами
То, что мы увидели, переступив порог заветной двери, превзошло все наши (по крайней мене, мои) ожидания. Эффект усиливался еще и потому, что я впервые попала в подобную библиотеку. Первые секунды мы просто стояли у входа, слегка опешив от грандиозности зрелища. Перед нами лежал высокий длинный зал с двухъярусными барочными стеллажами, потолочными фресками, мраморными колоннами, бюстами, статуями, глобусами и тысячами старинных книг в красивых переплетах, самые ценные из которых были выставлены в отдельных витринах.
Вид на Государственный зал Австрийской национальной библиотеки
Стеллажи второго яруса
Барочные стеллажи из орехового дерева (фото sergeyurich)
Стеллажи из орехового дерева (XVIII) заполнены бесценными книгами, собранными за 650 лет
Барочный декор интерьера и второй ярус стеллажей
Фрагмент потолочной фрески центрального зала
Сегодня Австрийская национальная библиотека считается одним из крупнейших собраний мира (около 12 млн. единиц: книги, папирусы, инкунабулы, рукописи, карты, глобусы, картины, фотографии, партитуры, плакаты). Часть из этого богатства можно посмотреть в специализированных музеях (Музей папирусов, Музей глобусов, Музей эсперанто). Что же касается парадного - Государственного зала, то в нем хранится около 200 тысяч книг, изданных в период с 1501 по 1850 год, в том числе 15 тысяч томов с золотым тиснением, приобретенные в Италии и Франции по инициативе принца Евгения Савойского. Их можно увидеть в центральном овальном зале.
Государственный зал. Заднее крыло, примыкающее к дворцу Хофбург.
Ранее с этой стороны в библиотеку входил император
Старинная "Ботаника"
Глобусы в стиле барокко стоят по бокам центрального овального зала
Два из них "небесные" и два - "земные" (автор Винченцо Коронелли, диаметр 110 см, XVII)
Австрийская национальная библиотека обладает одним из крупнейших библиотечных фондов мира
А начиналось все с одной единственной книги (редчайший случай в библиотечной истории), которую нам посчастливилось увидеть только потому, что мы оказались здесь в нужное время. В связи с 650-летием библиотека решила "выгулять свои драгоценности" и в рамках выставки "Сокровищница знаний" экспонировать в застекленных витринах раритеты мирового наследия - "Библию Гутенберга", "Реквием" Моцарта, средневековые карты. Всего в течение юбилейного года было показано 12 "объектов месяца", первым из которых стала "учредительная рукопись" - Евангелие Иоганна фон Троппау. Та самая первая рукопись 1368 года, которая положила начало всему собранию библиотеки. Увидеть это Евангелие большая удача, потому что обычно оно находится в специальном сейфе с особым микроклиматом и выставляется на всеобщее обозрение лишь в исключительных случаях на короткое время. Может быть поэтому его средневековые краски выглядят также ярко, как 650 лет назад.
Художник Иоганн фон Ноймаркт выполнил пять рисунков из 12-ти миниатюр
Драгоценная рукопись Evangeliars von Troppau, которая включает четыре Евангелия Нового Завета, была выполнена в 1368 году по заказу большого почитателя искусств и любителя книг герцога Альбрехта III Габсбурга (1349-1395). Над ее созданием трудилось несколько искусных мастеров. Тексты золотыми чернилами написал канонник из Брно Йоханн фон Троппау (Ян из Опавы) с помощником, а великолепным художественным оформлением страниц мы обязаны миниатюристу Иоганну фон Ноймаркту. Он выполнил: 5 рисунков из 12-ти миниатюр с гербами Австрии, Штирии, Каринтии и Тироля (владения Габсбургов на тот момент) по углам; 4 декоративных страницы с богато украшенными начальными буквами каждого из четырех Евангелие; 85 заглавных букв и ярко-синие рамки с фигурными листьями по углам. Книга размером 37,5 х 25,4 х 6,6 см имеет 348 страниц и роскошный переплет отделанный декоративной рамкой, стилизованными солнечными лучами и пятью львиными головами из позолоченного серебра. Кстати, этот нарядный переплет появился в 1446 году по инициативе Фридриха III (1415-1493), который тоже внес лепту в оформление исторического фолианта. В 1444 году он добавил аббревиатуру своего девиза AEIOUТ (Austriae est imperare orbi universo - «Австрия должна править миром») на его первую страницу, а два года спустя на металлической застежке обложки.
Евангелие Иоганна фон Троппау датируемое 1368 годом - первая книга библиотеки
На фотографии: два факсимиле рукописи
Для большей сохранности рукопись находится в специальном сейфе с особым микроклиматом
Государственный зал Австрийской национальной библиотеки по праву считается один из самых красивых библиотечных залов мира. Он тянется на расстояние около 80 метров и состоит из двух больших симметричных крыльев и увенчанного высоким барочным куполом (высота 30 метров) центрального овала. Говорят, днем он особенно эффектно освещается за счет восьми потолочных окон, но мне кажется, что при электрическом освещении зал выглядит куда наряднее.
Центральный овал при дневном освещении
Центральный овал при вечернем освещении (фото hshhhhh.name)
Свод потолка, "лежащего" на массивных мраморных колоннах с золотыми капителями, украшают роскошные фрески, написанные придворным художником Даниэлем Граном в 1730 году. Фрески боковых крыльев изображают аллегории "мир-небеса", "война-закон", а купольная фреска в аллегорической форме восхваляет Карла VI как великого покровителя науки и инициатора строительства этой библиотеки.
Кроме потолочных фресок, старинных глобусов и многоярусных барочных стеллажей Государственный зал украшен 17 мраморными статуями великих представителей дома Габсбургов (королей, эрцгерцогов, полководцев, императоров), главная из которых - статуя императора Карла VI в натуральную величину, расположена в центре овального зала. Ее автором является итальянский скульптор Антонио Коррадини (1735), в то время как остальные 16 скульптур были выполнены знаменитыми братьями Паулем и Питером Штрудель в 1700 году, то есть за 23 года до начала строительства библиотеки.
В центре овального зала расположена статуя императора Карла VI (1735)
Статуя императора Карла VI в римских одеждах (фото sergeyurich)
Статуи Габсбургов работы Пауля и Питера Штрудель (1700)
Наша интересная экскурсия по вечерней библиотеке подошла к концу. Это было действительно очень яркое зрелище, и я всем советую выкроить в своем туристическом графике пол часа на знакомство с таким уникальным местом.
На память об этой экскурсии можно сфотографироваться возле плаката,
который стоит в холле рядом с билетным киоском!
С культурной программой на сегодня все! Что-то мы давно не ели пирожных от кондитерской Landtmann (она поставляет десерты в целую сеть известных кафе, в т.ч. "Mozart" и "Residenz" во дворце Шенбрунн)! Пойдем в кафе "Моцарт" пить чай на террасе с видом на "Альбертину".
Терраса кафе "Моцарт" на Albertinaplatz
С местами нам опять повезло - были внутри и на террасе. Чтобы посидеть на свежем воздухе, мы выбрали террасу, а пока принесли наш заказ, Оля успела посмотреть интерьер внутри кафе и была в полном восторге! Вена с каждой минутой нравилась ей все больше!
В ожидании заказа
Кафе «Моцарт» (Cafe Mozart) – это старейший кофейный дом Вены, который открылся в 1794 году. В 1836 году очередной его владелец Simon Corra отреставрировал помещение, открыл первую летнюю террасу в городе, дал кафе название «Corra» и сделал его самой популярной кофейней Вены. В 1840 году у заведение появился новый владелец, который произвел дальнейшие улучшения, дал кафе свою фамилию «Katzmayer» и на долгие годы сделал его популярным богемным местом. В конце XIX века после реконструкции квартала вокруг Albertinaplatz, легендарное кафе переехало во вновь построенное здание, в котором находится по сей день.
Вид на кафе "Моцарт" с балкона "Альбертины". Интерьер кафе.
Свое нынешнее название «Mozart», в честь некогда стоявшего на Albertinaplatz памятника великому композитору, кафе получило в 1929 году, а вот за "прекрасно воссозданную атмосферу традиционной венской кофейни" нужно благодарить семейство Querfeld-Winkler, ставшее владельцем заведения в 1993 году.
Традиционное австрийское печенье "Nussbeugerl" с начинкой из фундука и марципана
Несмотря на скромный вид, очень вкусная штука!
«Landtmann Kugel» - это «пунш» из шоколадного бисквита, ароматизированного австрийским "ромом Stroh"
"Шарик" Олю почему-то рассмешил, но тоже оказался очень вкусным!
Просидев в кафе немногим более часа, мы, наконец, собрались с силами и, петляя как зайцы, отправились в сторону отеля. Ну, а по дороге занялись нашим любимым вечерним упражнением - рассматривали и фотографировали яркие витрины. Не музей, конечно, но тоже есть на что приятно посмотреть.
Автомобиль туристического офиса на Albertinaplatz
По соседству с кафе "Моцарт" расположено старинное ателье «Wilhelm Jungmann & Neffe» (Albertinaplatz 3), которое было основано в 1866 году и до 1945 года являлось поставщиком императорского двора. Ранее его клиентами были баронессы, графини и императрицы (включая Сиси), но с 1930 года оно полностью переквалифицировалось на мужскую моду. К сожалению, в такой поздний час магазин был уже закрыт. А если бы мы смогли в него заглянуть, то увидели бы оригинальный деревянный декор конца XIX века, ради сохранения которого владельцы до сих пор не проводят центральное отопление.
Оригинальный декор интерьера XIX века. Мужчина за столом - нынешний владелец ателье.
Поскольку исторический интерьер, рулоны драгоценных тканей (в ассортименте их до 1500 видов) и россыпи шелковых галстуков мы увидеть не смогли, пришлось ограничиться созерцанием дизайнерских витрин. Они выглядели как страницы глянцевого журнала!
Изучив витрины магазина «Wilhelm Jungmann & Neffe», мы еще немного покружили по улицам вокруг Оперы, а потом оправились в сторону "дома" по Augustinerstraße (некоторые из фотографий я сделала до похода в библиотеку, когда магазины еще были открыты).
Шоколадный бутик "Lindt" (Kärntner Str. 53)
Разноцветные меренги в кондитерском киоске "Tuchlauben Eis" на Opernpassage 5
Итальянская выпечки и марципановые фрукты в кондитерском киоске "Tuchlauben Eis" на Opernpassage 5
Витрина магазина модной одежды "Popp & Kretschmer" на Kärntner Str. 51
Витрина магазина модной одежды "Popp & Kretschmer" на Kärntner Str. 51
Витрина магазина модной одежды "Popp & Kretschmer" на Kärntner Str. 51
Рядом с бутиком модной одежды "Popp & Kretschmer" с 2014 года расположено еще одно знаковое заведение венского общепита - трехэтажная придворная кондитерская "Gerstner KuK Hofzuckerbäcker"1847 года издания. На первом этаже тут расположен магазин сладких деликатесов, на втором - бар с видом на оперный театр, а на третьем - роскошный (судя по отзывам и фотографиям) кафе-ресторан. Правда, мы дальше второго этажа не поднимались. Изучили вкусности и сувенирную продукцию на первом этаже и уже было собрались выпить по чашечке кофе в баре на втором, но, натолкнувшись на стоящую на лестнице длинную очередь, ограничились беглым знакомством с интерьером и большим желанием как-нибудь вернуться сюда вновь. Тем более, что в теплое время здесь открывается великолепная терраса во дворе.
Придворная кондитерская "Gerstner" (Kärntner Str. 51, 1847)
В ассортименте кондитерской большой выбор традиционных венских пирожных
На лестнице выстроилась очередь в кафе на втором этаже. Тут главное терпение!
Главным местным специалитетом читается шоколадный торт "Сиси" с начинкой из варенья и марципана
Он создан в знак уважения к главной клиентке кондитерской "Gerstner" - императрице Елизавете
Поскольку засахаренные фиалки были любимым лакомством императрицы Елизаветы,
они продаются в жестяных коробочках с ее изображением
В вазочке на соседней фотографии оригинальные каштановые пирожные в черном и молочном шоколаде
Кроме разнообразных сладостей в "Gerstner" можно приобрести и фирменные аксессуары
Ассортимент конфет ручной работы тоже приятно радует глаз
Продолжим наш прогулку вдоль витрин, а по дороге заглянем в кафе Гавелка, чтобы попробовать знаменитые булочки "бухтельн", которые традиционно пекут там только после 22.00.
Магазин ковров "Кавказ" Operngasse 14
Магазин ковров "Кавказ" Operngasse 14
Сувенирный магазин "Austria Corner Amadeus" на Augustinerstraße 12
Сувенирный магазин "Austria Corner Amadeus" на Augustinerstraße 12
Сувенирный магазин "Austria Corner Amadeus" на Augustinerstraße 12
Сувенирный магазин "Austria Corner Amadeus" на Augustinerstraße 12
Ювелирный ANNA Inspiring Jewellery на Кольмаркт,11
Ювелирный ANNA Inspiring Jewellery на Кольмаркт,11
Витрины улицы Кольмаркт и окрестностей
Витрины на улице Кольмаркт
Чумная колонна и вид на вечернюю улицу Грабен
Бутик "Шанель" (Tuchlauben,1)
Я в сплошном гламуре (витрина бутика "Шанель", Tuchlauben,1)
Витрина галереи ювелирных изделий "Almaz" на Stephansplatz, 12
Витрина галереи ювелирных изделий "Almaz"
Витрина галереи ювелирных изделий "Almaz"
Витрина галереи ювелирных изделий "Almaz"
Витрина галереи ювелирных изделий "Almaz"
Витрина галереи ювелирных изделий "Almaz"
Витрина галереи ювелирных изделий "Almaz"
Вот мы и добрались до богемного кафе "Гавелка" (Café Hawelka, 1939, Dorotheergasse 6), чтобы попробовать фирменные сдобные булочки "бухтельн" (buchteln). Их пекут здесь по секретному семейному рецепту почему-то только после 22.00. До 2005 года это делала Жозефина Хавелка, 66 лет управлявшая этим кафе вместе с мужем, а после ее смерти почетная обязанность перешла к ее сыну и внукам. Кроме ароматных булочек и кучи знаменитостей, которые любили засиживаться здесь вечерами (Энди Уорхол, Артур Миллер, Фриденсрайх Хундертвассер), изюминкой этого легендарного заведения считается практически не изменившийся с 1912 года аутентичный типично венский интерьер.
Единственным минусом этого кафе является его слишком большая популярность в вечернее время.
Завтра у нас ранний подъем, стоять в очереди не хотелось, поэтому булочки мы перенесли на "потом".
Пришлось довольствоваться сосисками от Zum Goldenen Würstel ("У золотой колбасы" Spiegelgasse 1)
Между прочим тоже очень знаменитое место и выбор прекрасный!
Получив по порции франкфуртских (венских) сосисок, мы поняли, что жизнь удалась, и в отличном настроении отправились прямо в отель. Бесконечно длинный день подошел к своему логичному завершению. Осталось попросить девушку на ресепшн, чтобы нам приготовили ранний завтрак (в 7:45 у нас поезд), принять душ, поставить будильник и на боковую! Завтра у нас Берхтесгаден и Зальцбург, а значит опять будет очень много красивого, яркого и интересного! Так что, спокойной ночи и до завтра!
Комментариев нет:
Отправить комментарий