Императорская сокровищница Вены (Kaiserliche Schatzkammer Wien) - это одна из величайших и наиболее значимых мировых коллекций коронационных регалий, драгоценностей и христианских реликвий, собранная представителями могущественной династии Габсбургов (903-1918), которые на протяжении столетий правили значительной частью Европы.
Двуглавый орел - герб Священной Римской империи (детали гербовой накидки). |
Ее начало было положено в XIV веке. В документе от 1337 года говорилось о том, что в ризнице императорской часовни Хофбурга были собраны на хранение главные сокровища Дома Габсбургов - драгоценные камни, ювелирные изделия, знаки отличия, документы, церковные реликвии, коронационные одежды, гербовые накидки и династические регалии. Первым управляющим этим богатством стал итальянский коллекционер и тонкий знаток искусств Якопо Страда, который в 1557 году перешел на службу к Габсбургам. Получив работу придворного антиквара, он в течение десятилетий пополнял собрание выдающимися произведениями искусства - картинами, скульптурами, редкими книгами и другими предметами, имеющими большую художественную ценность. Вероятно, не без его участия в период правления императора Фердинанда I (1558-1564) светская часть коллекции была перенесена в специально оборудованное хранилище в Швейцарском дворе, а при страстном коллекционере Рудольфе II (правил в 1576-1612) в 1581 году в северо-западной части территории Хофбурга было построено отдельное крыло, названное «Кунстхаус» (Дом искусств). Некоторые из его помещений используются в качестве выставочных залов до сих пор.
Вход в Швейцарский двор, в котором размещена Императорская сокровищница |
К концу XVI века средневековое собрание династических сокровищ постепенно стало оформляться в большую разнообразную коллекцию, которая в 1891 году положила начало знаменитому Художественно-исторического музею.
Самые ранние из дошедших до нас подробных описей императорских сокровищ относятся ко времени правления императора Леопольда I (1658-1705). Они содержат весьма ценную в историческом отношении информацию о составе тогдашней коллекции.
Во время правления императрицы Марии Терезии (1740-1780) духовная часть собрания Габсбургов впервые была выставлена на всеобщее обозрение. В девяти витринах из темного мореного дуба было размещено около 500 особо ценных предметов из церковной коллекции. Правда, ежедневное количество посетителей не должно было превышать семи, а входная плата была чрезвычайно высока — 25 гульденов с человека.
Великолепные витрины можно увидеть в музее по сей день. Религиозная часть экспозиции. |
Окончательное деление ценностей на два отдела - религиозный (духовный) и светский, произошло в 1782 году по распоряжению императора Иосиф II (правил в 1780-1790). Примерно, в тоже время все предметы были сгруппированы по географическому и хронологическому признакам, а также систематизированы по разделам: картины, художественные изделия, религиозные предметы, знаки отличия, королевские регалии.
Золотой гарнитур для обряда крещения членов династии Габсбургов |
В 1794-1800 годах в результате наполеоновских войн Сокровищница пополнилась несколькими особо ценными экспонатами. Из Брюсселя были привезены атрибуты ордена Золотого Руна, а из Нюрнберга и Ахена - коронационные регалии императоров Священной Римской империи, которые после ее распада в 1806 году, утратили свой официальный статус.
После упразднения монархии в 1918 году коллекция сокровищ стала частью экспозиции Художественно-исторического музея. Однако, из нее были изъяты личные предметы и украшения последней императорской четы и других членов династии Габсбургов.
Перед началом Второй мировой войны по распоряжению Гитлера наиболее ценные экспонаты были перевезены в Нюрнберг, но уже в 1946 году они вернулись на прежнее место.
В 1954 году Сокровищница стала музеем, открытым для широкой публики. С 1983 по 1987 год в нем прошла масштабная реконструкция и теперь он занимает 21 помещение, несмотря на это часть коллекции все еще хранится в запасниках.
Вход в музей, который в 2012 году получил название Императорская сокровищница Вены, расположен в Швейцарском дворе (Schweizerhof) - самой старой части дворца Хофбург.
Вход в Императорскую сокровищницу в Швейцарском дворе - самой старой части Хофбурга |
Сейфовые двери на входе в Сокровищницу |
Светская коллекция предлагает уникальную панораму тысячелетней истории Европы. Помимо бесценных регалий Священной Римской империи, участвовавших в коронациях начиная с XV века, здесь хранится личная корона императора Рудольфа II (позже корона Австрийской империи), парадные облачения королей и императоров, регалии ордена Золотого Руна, Бургундское наследство XV века, редкие драгоценные камни (в том числе один из крупнейших в мире изумрудов), а также два предмета, получивших статус «неотъемлемых реликвий Дома Габсбургов»: Агатовая чаша, считавшаяся Святым Граалем, и Рог легендарного единорога - "Эйнхорн", полученный в подарок от польского короля Сигизмунда II Августа в 1540 году.
Знаменитая Агатовая чаша |
Просмотр экспозиции начинается с коронационных регалий, парадного облачения и личных вещей императорской семьи. В центральной витрине зала №2 расположены королевские регалии Австрии (Insignien und Kleinodien) - корона, держава и скипетр. Особую ценность среди них представляет знаменитая корона Рудольфа II, которая в 1602 году была изготовлена антверпенским ювелиром Яном Вермейеном, как частная корона императора, и, благодаря высокой художественной ценности, не была сломана после его смерти. Позже она стала официальной короной Австрийской империи и считается одной из самых ценных и красивых корон мира.
В зале №2 размещены королевские регалии Австрии, портреты императоров и гербовые накидки |
Королевские регалии Австрии - корона, держава и скипетр. |
Другие символы императорской власти - скипетр и держава были изготовлены в 1612-1615 годах ювелиром Андреасом Охзенбруком для приемника Рудольфа - короля Маттиаса. Их дизайн был вдохновлен знаменитой короной Рудольфа II. Навершия всех регалий украшают большие полированные сапфиры. Рукоятка скипетра выполнена из бивня нарвала, который ранее считался рогом легендарного единорога.
Фердинанд I в парадном облачении |
Навершия королевских регалий Австрии украшены крупными полированными сапфирами. |
В больших витринах соседних залов выставлены богато украшенные золотым шитьем великолепные бархатные мантии. Каждая из них - отдельное произведение искусства.
Коронационные и парадные мантии австрийских императоров (экспонаты зала №3) Справа - накидка рыцаря Ордена Железной короны (1815-1816) |
Королевская мантия Фердинанда I (1830) Длина 276 см, дизайн Филиппа фон Штуббенрауха, расшита Иоганном Фрицем |
Коронационные и парадные мантии |
Фрагменты бархатных мантий с золотым шитьем |
Коронационный наряд короля Ломбардии и Венеции (1838 год, австрийская провинция с 1815 года) |
Кроме того в этих залах выставлены различные гербовые накидки, бюсты и портреты императоров, охотничьи принадлежности, ключи и придворные знаки отличия.
На средней фотографии - Бронзовый бюст императора Рудольфа II (1607) Справа - Гербовая накидка вестника Австрийской империи (1830) |
Охотничье снаряжение (1835) и кожаный футляр для хранения короны Ошейник для собаки, сумка сокольника, соколиные колпачки (Вена, ок.1835г.) |
Ключи придворного камергера (1711-1918) и дворцовые знаки отличия (1848-1916) |
Гербовая накидка (XIX век) |
В Наполеоновском зале (№5) можно увидеть портреты Наполеона Бонапарта и его жены Марии-Луизы Австрийской, а также парадную колыбель (1811), подаренную городом Парижем их сыну - Наполеону II. Хотя наследник вырос совсем в другой колыбели, эта считалась его первым младенческим троном.
Парадный портрет императрицы Марии-Луизы и колыбель Короля Рима (Наполеона II). (280 кг серебра, золото, перламутр, бархат (на медных пластинах), шелк и тюль с вышивкой) |
В центре зала №6 привлекает внимание по-восточному роскошный комплект из плоской золотой чаши и высокого изящного кувшина, которые использовались во время обряда крещения новых членов императорской семьи. По всей видимости, этот гарнитур является работой испанских ювелиров. Он был изготовлен в 1571 году из 10,5 килограммов золота и преподнесен в качестве свадебного подарка эрцгерцогу Карлу II и Марии Баварской. Первоначально комплект предназначался для умывания, но позже стал использоваться в ходе крещения. Благодаря этому он избежал печальной участи других подобных предметов, которые зачастую переплавлялись в случае нехватки средств.
Комплект из плоской золотой чаши и высокого изящного кувшина (1571) Золотой кувшин для умывания (1604-1605) |
Крестильное платье императора Франца Иосифа, его братьев и сестер (1830) Крестильное покрывало (1762) |
Янтарный алтарь был изготовлен в Елгаве по заказу Луизы Шарлотты Бранденбургской (1650) |
Помимо личных и памятных вещей династии Габсбургов в Сокровищнице представлены собранные ими уникальные украшения и драгоценные камни (зал №7). Например, Изумрудный сосуд весом 2680 карат (10,9 х 8,5 х 7,2 см), созданный богемским ювелиром Дионисио Мизерони по заказу императора Фердинанда III. Этот гигантский изумруд был найден в Колумбии в шахте Мусо (открыта испанцами в 1558 году) и, предположительно, приобретен императором Рудольфом II. Точный вес первоначального кристалла неизвестен (вероятно, более 3000 карат), но на тот момент это был самый большой из всех найденных изумрудов мира! Чтобы избежать больших потерь при огранке, Мизерони следовал естественному строению необработанного камня, состоящего из двух сросшихся кристаллов (этим объясняется его неправильная форма). Из выдолбленной части он вырезал куполообразную крышечку (высота 3,6 см, диаметр 4,9 см), обрамив ее золотым венком. В результате двух лет кропотливой работы был создан единственный в мире и, практически, бесценный изумрудный унгвентарий («unguentarium») - флакон для духов или ароматических масел.
Зал №7 |
Кроме уникального изумруда в одной из витрин зала №7 выставлена Корона Иштвана (Стефана) Бочкаи (1600-1605, зал №7), которая напоминает о тех непростых временах, когда Австрия конкурировала с Османской империей за право обладания венгерскими землями, а местные князья, пользуясь случаем, пытались освободиться от тех, и от других. Особенно преуспел в этом князь Иштван Бочкаи (1557-1606), который, разгромив с помощью турок воска Габсбургов, провозгласил себя князем Трансильвании и открыто претендовал на титул венгерского короля. В поисках союзников Бочкаи обратился к туркам, и султан Ахмед I охотно признал его королем Венгрии. 11 ноября 1605 года на поле Ракош близ Пешта состоялась коронация, в ходе которой великий визирь Оттоманской империи Лала Мехмед-паша вместо традиционной короны Святого Иштвана возложил на голову Иштван Бочкаи золотую корону присланную по такому случаю турецким султаном.
После такой довольно сомнительной коронации, пытаясь наладить отношения с венским двором, Бочкаи все же отрекся от титула венгерского короля, объявив корону личным подарком. Взамен он добился от императора Рудольф II признания его законным правителем Трансильвании. В июне 1606 года был подписан Венский мир, и с этого момента Трансильвания фактически превратилась в независимое княжество. Но счастье было недолгим. Вскоре князя был отравлен кем-то из ближайшего окружения, и спустя два года венгерским королем стал эрцгерцог Матиас Габсбург (1608). В ноябре 1609 года венгерский парламент передал ему корону Иштвана (Стефана) Бочкаи, и с 1610 года она хранится в Сокровищнице Хофбурга.
Изготовленная персидскими мастерами, корона Иштвана Бочкаи представляет собой полностью золотой головной убор в форме митры (головной убор священников во время богослужения). Она состоит из широкого обруча и насаженного на него закрытого "чепца" богато украшенного растительным рисунком, жемчугом и драгоценными камнями (высота 23,2 см, диаметр 18,8-22 см).
Корона Иштвана Бочкаи и ее футляр, обтянутый драгоценным персидским шелком. На нем есть подпись художника (Мумин), работавшего при дворе шаха Аббаса в Исфахане. |
В этом же зале №7 выставлены ордена и украшения из золота и драгоценных камней. Здесь можно увидеть не просто шедевры ювелирного искусства, но и предметы, имевшие важное значение для правящей семьи. Так, например, подаренный папой Римским Пием VII изящный Букет золотых роз работы Джузеппе и Пьетро Паоло Спанья (1818-1819, высота 60 см).
Золотая роза (rosa aurea) - это награда, которой, начиная с XI века, папы Римские отличают монарших особ, представителей высшей знати, места паломничества, храмы и города за особые заслуги перед церковью. Церемония происходит в четвёртое воскресенье Великого поста, называемое «воскресеньем роз». В 1819 году этой высокой чести была удостоена императрица Каролина Августа.
Букет золотых роз работы Джузеппе и Пьетро Паоло Спанья (1818-1819, высота 60 см) 12 роз символизируют 12 апостолов, а верхняя, в которой размещаются благовонья - Иисуса Христа. |
Флорентийские букеты из золота, эмали и драгоценных камней (XVII) |
Ограненный русский (?) аквамарин (492 карата, ок. 1800) на подставке в виде четырех тонких змей |
На фотографиях ниже изображены Ордена Австрийской империи. Слева - Звезда и кресты венгерского ордена Святого Стефана (XIX век, ювелиры Joseph und Anton Biedermann). На центральном фото - Звезда ордена Святого Стефана. Справа - Большой крест (1765 год, ювелир J. A. Schöll) и крест (1757 год, ювелир Johann Michael Grosser) ордена Марии Терезии, военный Крест за заслуги (XIX), а также Золотой гражданский крест чести (1814 год), которым были награждены только 149 человек.
Ордена Австрийской империи (золото, серебро, бриллианты, изумруды, эмаль). |
Одним из наиболее известных экспонатов Сокровищницы является знаменитый гиацинт «Ла Белла» ("La Bella Hyacinth"). Кроваво-красный камень (разновидность циркона) массой 416 карат ранее принадлежал императору Матвею (правил в 1612–1618 гг.), но после его смерти по какой-то причине перешел в частные руки. Возвращение в Сокровищницу состоялось благодаря Леопольду I (1640–1705), который, согласно надписи на обратной стороне оправы, в 1687 году выкупил этот "несравненный драгоценный камень" у семьи венгерских аристократов. В связи с этим к прежней оправе, относящейся еще к началу XV столетия (очевидно работа французских мастеров) был добавлен двуглавый орел, увенчанный императорской короной.
Знаменитый гиацинт «Ла Белла» ("La Bella Hyacinth")Композиция представляет собой императорского двуглавого орла, который держит в лапах скипетр и державу с гербами Венгрии и Чехии. |
Зал №7 |
Экспонаты зала №7. В центре - Золотая подставка для яйца, принадлежавшая французскому королю Людовику XVI |
10 мая 1881 года состоялось бракосочетание эрцгерцога Рудольфа с принцессой Стефанией Бельгийской. По этому случаю невеста получила от города Будапешт роскошный подарок - великолепный комплект опаловых украшений. Он состоит из пояса, колье, серег, двух браслетов, пяти заколок и десяти зажимов на лифе. Главным камнем золотого богато украшенного эмалями гарнитура стал опал, который в Средние века и эпоху Возрождения называли "камнем камней".
В 1889 году, после самоубийства Рудольфа, Стефания вернула эти украшения императору Францу Иосифу, а он передал их в Сокровищницу.
Венгерские опаловые украшения (1881 год, ювелир Gebrüder Egger) |
Центральный медальон пояса с гербом Будапешта, подарившим это украшение |
Помимо сотен бесценных раритетов, в Сокровищнице Хофбурга хранятся две уникальные реликвии: Агатовая чаша, считавшаяся Святым Граалем и "Ainkhürn" ("Единорог") - бивень нарвала длиной 2,43 метра, выдаваемый за рог легендарного единорога (в Средние века единорог считался реальным животным. Его рогу приписывались целебные силы и магический защитный эффект, а с XIII по XVIII век он официально считался универсальным противоядием. В связи с этим "рога", которые на самом деле были бивнями нарвала, продавались по баснословной цене и пользовались огромной популярностью у высшей знати и коронованных особ).
В 1564 году наследники императора Фердинанда I (1503-1564) объявили, что эти два объекта ввиду особой ценности не будут лично принадлежать никому из членов семьи, а станут «неотделимыми семейными реликвиями дома Габсбургов». Сделано это было для того, чтобы избежать соблазна продажи одного из предметов с целью пополнения казны.
Агатовая чаша и "Ainkhürn" |
Агатовая чаша (зал №8), за которой еще много веков назад закрепилось название Чаши Святого Грааля, целиком, включая ручки, вырезана из монолитной глыбы агата и на сегодняшний день является самым большим в мире произведением средневековой глиптики (резьба на цветных и драгоценных камнях). Диаметр чаши составляет 58-58,5 см, расстояние между ручками - 76 см.
Агатовая чаша, возраст которой около 1600 лет, прекрасно сохранилась |
Прекрасно сохранившаяся Чаша, которой около 1600 лет, очевидно, была изготовлена византийскими мастерами при дворе императора Константина (306–337), а в Западную Европу попала после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году. Несмотря на то, что художественная ценность этой чаши бесспорна, уникальной ее делает нерукотворная надпись «XRISTO», которая появляется на камне при определенных условиях освещения. Буквы высотой около 3 см начинаются от маленького углубления у левого края чаши и тянутся слева направо, растворяясь в пятне дымчато-белого агата, но заметить их можно только под определенным углом зрения. Считалось, что это удел только избранных (судя по всему, я не из их числа).
Во владение дома Габсбургов Агатовая чаша перешла вместе с Бургундским наследством. Ее красота особенно хорошо видна на просвет |
Теперь самое время рассказать о знаменитом Бургундском наследстве, которое досталось Габсбургам благодаря женитьбе Максимилиана I на дочери Карла Смелого - последней представительнице этого древнейшего рода Марии Бургундской. Через несколько лет она трагически погибла, и накопленные ее семьей несметные сокровища отправились в Вену, получив название Бургундское наследство. Таким образом в Сокровищницу попали: принадлежавший Карлу Смелому Меч "Ainkhürn" (меч "Единорог" с рукоятью и ножнами из бивня нарвала, 1490); регалии ордена Золотого руна (золотой крест, цепи, облачения); Бургундский кубок (1453-1467); брошь "Влюбленная пара" (1430-1440) и много чего другого ценного и красивого (большинство экспонатов расположены в залах №№14-16).
В витринах залов 15-16 выставлены регалии ордена Золотого руна и уникальные образцы средневекового текстиля - литургические облачения этого ордена, выполненные в Бургундии между 1433-1442 годами по заказу Филиппа Доброго и, возможно, разработанные фламандским художником Робером Кампеном (Robert Campin) из Турне.
Рыцарский орден Золотого руна был учрежден герцогом Бургундии Филиппом III Добрым в январе 1430 года по случаю бракосочетания с принцессой Изабеллой Португальской. Эта почетная награда должна была объединить лучших рыцарей из числа его союзников и вассалов (первоначально их было 24, сейчас - 51). В наши дни орден Золотого руна является одной из самых древних и почётных наград Европы.
Парадная накидка рыцаря ордена Золотого руна и орденская цепь XV века (508 грамм золота)
Находясь в обществе, рыцарь ордена обязан был носить тяжёлую орденскую цепь.
В XVI веке Карл V изменил устав, разрешив носить её только по поводу особенно торжественных церемоний,
в остальные дни она заменялась подвеской с орденскими символами на цепочке или шёлковой ленте
|
По случаю исключительных праздничных церемоний герольд ордена Золотого руна надевал гербовое ожерелье "Потенца" («potence»), которое состоит из двухъярусного латного горже и орденской цепи с кулоном в виде золотого руна. На каждом из щитков изображён герб одного из 50 рыцарей ордена, а гроссмейстеру принадлежат два поля прямо над кулоном. По заведенному правилу на «потенце» представлены гербы всех живых членов ордена. И хотя это правило не всегда соблюдалось, нужный набор легко можно было собрать при помощи съёмных щитков.
Potence (латное ожерелье, горже) Герольда ордена Золотого руна |
Золотые съёмные щитки для "потенце" Герольда. Гербы нанесены в технике эмали. |
Литургические облачения ордена Золотого руна (1433-1442, зал №16) |
Облачения ордена Золотого руна были разработанные Робером Кампеном (?) и выполненные в Бургундии между 1433-1442 годами по заказу Филиппа Доброго |
Каждое из этих облачений является произведением средневекового искусства XV века |
Вышитый плувиал (полукруглый плащ без рукавов со спускающимся на спину воротником) с изображением Иоанна Крестителя на воротнике |
Вышитый плувиал с изображением Девы Марии на воротнике (1425–1440) Вся поверхность плаща покрыта тремя поясами вышивки с женскими изображениями святых |
Фрагмент великолепной вышивки Богородичного плувиала (XV век) |
Вышитый Antependium (алтарная завеса, 1-я половина XV века) На правом нижнем фото изображен первоначальный рисунок Робера Кампена (?) |
Фрагменты уникальной средневековой вышивки XV века |
К наиболее ценным и важным экспонатам Сокровищницы относятся Имперские клейноды (Reichskleinodien) - атрибуты императорской власти правителей Священной Римской империи (зал №11). Самые важные из них - Императорское (Коронационное ) Евангелие (конец VIII века); Имперская корона или корона Карла Великого (2-я половина X века); Имперский крест (ок. 1024/1025); Имперский меч (2-я треть XI века); Копье святого Маврикия (Венское копье судьбы, Ломбардия VII век); Имперская держава (конец XII века); Коронационная мантия (1133-34); "Орлиная" далматика (1350); Меч Карла Великого (2-я половина IX века).
Имперский крест является реликварием, в котором хранятся Венское копье и частица Животворящего Креста |
С 1424 по 1796 год Императорские регалии Священной Римской империи хранились в городах Нюрнберг - исторической столице Франкского государства и Ахен - древней столице Карла Великого. Они традиционно вывозились к месту коронации нового императора и каждый раз возвращались обратно. Но наступило время наполеоновских войн. Для обеспечения сохранности клейноды были перевезены в Регенсбург (1796), а затем и в Вену (1800), где они находятся до сих пор, так как последний император Священной Римской империи Франц II отказался вернуть их, несмотря на письменные обязательства.
"Орлиная" далматика (1350) и "Коронационная накидка" (1133-34) императоров Священной Римской империи |
Зал №11 посвящен реликвиям Священной Римской империи В витринах выставлены: Имперский меч, Имперский крест и корона Карла Великого |
Легендарной короной Карла Великого, которая была изготовлена в конце X века, короновались почти все германские монархи раннего Средневековья и императоры Священной Римской империи, начиная с Конрада II (990-1039). Она имеет необычную восьмигранную форму и украшена 144 драгоценными камнями и жемчугом.
Легендарная корона Карла Великого |
Четыре из восьми расположенных по кругу золотых пластин изображают три эпизода из Ветхого Завета и один из Нового Завета. Двенадцать драгоценных камней на налобной пластине символизируют 12 апостолов Нового Завета, а двенадцать камней на затылочной — 12 колен Израилевых Ветхого Завета. Венчает корону высокая дуга с жемчужным шитьем, а в том месте, где она соединяется с налобной пластиной, укреплен крест времен правления Генриха II (1002—1024). Его богато украшенная лицевая сторона символизирует победу, а на внутренней - выгравирована фигура распятого Христа.
Три из восьми расположенных по кругу золотых пластин изображают эпизоды из Ветхого Завета |
Эта корона имеет христологическое значение: император правит от имени Иисуса Христа, от которого получает силу и которому даёт отчёт о своих деяниях. "ME REGES REGNANT" ("Моим именем правят цари") - написано на латыни на боковой эмалевой вставке с изображением Христа во Славе.
На эмалевой вставке с изображением Христа во Славе написаны слова: "ME REGES REGNANT" ("Моим именем правят цари") |
Справедливости ради, следует сказать, что Карл Великий эту корону никогда не видел, так как умер задолго до ее изготовления. Тоже самое относится и к изображенным на картине Альбрехта Дюрера "Император Карл Великий" (1511–1513, Нюрнберг, Национальный музей) Имперской державе и "Орлиномой" долматике. Но если учитывать тот факт, что никакого прижизненного изображения Карла Великого не сохранилось, а, возможно, и вовсе не существовало, то написанный Дюрером портрет можно считать "фантазией художника на заданную тему с использованием существующих артефактов". Получилось очень впечатляюще. А что касается короны, то она вполне справедливо названа именем инициатора, основателя и первого императора Священной Римской империи - короля Карла, который еще при жизни получил имя Великий.
Зал №12. Реликвии средневековья |
Вторая, не менее значимая, часть коллекции Императорской сокровищницы посвящена духовным ценностям династии Габсбургов. Собранные в ней предметы показывают многовековую эволюцию реликвариев и церковной утвари от периода раннего Средневековья до начала ХХ века.
Зал IV. Религиозная коллекция (фото deletant). |
Религиозная коллекция включает в себя десятки великолепных предметов - крестов, реликвариев, домашних алтарей, статуй святых и других объектов религиозного назначения, представляющих большую художественную, историческую и духовную ценность. Подробно рассказать обо всем, что выставлено в многочисленных витринах, конечно же, невозможно, поэтому покажу только те, что имеют особую значимость или просто понравились мне больше остальных.
Итак, начнем с реплики Марианской колонны, которая связана с именами сразу двух императоров из династии Габсбургов. Оригинал этого красивого памятника (скульптор Иоганн Якоб Пок) в ознаменование счастливого спасения Вены от шведского нашествия и окончания тридцатилетней войны в 1646 году был воздвигнут на площади Ам Хоф по указанию императора Фердинандора III. Двадцать лет спустя по инициативе его сына - императора Леопольда I каменный памятник был заменен бронзовой версией, которая стоит на площади Вены по сей день (1667, работа Бальтазара Герольда, оригинал перевезен в Вернштайн). А еще через 10 лет Леопольда I заказал себе ювелирную копию Марианской колонны (высота 129 см). Она была выполнена из позолоченного серебра и мастерски украшена миниатюрами на эмали и драгоценными камнями (1677-1679).
Марианская колонна Фердинанда III, ее ювелирная копия и бронзовый памятник на площади Ам Хоф |
Детали реплики Марианской колонны (зал I) |
Детали реплики Марианской колонны (зал I) |
На протяжении нескольких поколений очень почитаемой фамильной реликвией дома Габсбургов была частица Креста Господня. Тем не менее драгоценная святыня едва не погибла во время ужасного пожара, случившегося во дворце Хофбург в феврале 1668 года. Спальня, в которой она хранилась, выгорела дотла, но пять дней спустя ее обнаружили невредимой, несмотря на то, что золотой реликварий был расплавлен. В память об этом чуде вдовствующая императрица Элеонора Гонзаго, которая на тот момент была хранительницей святыни, основала Благороднейший дамский орден Звёздного креста и заказала мастеру Гансу Якобу Майру новый драгоценный реликварий (дарохранительницу) ордена Звездного креста.
Реликварии (фото liveinternet.ru) |
В 1711 году, получив в подарок от папы римского Климента IX еще одну частицу Креста Господня, император Карл VI заказал для нее золотой реликварий. Порученная придворному ювелиру Иоганну Баптисту Кенишбауэру фон Хоэнриду работа была завершена в 1726 году. Он создал барочный реликварий «Христос Судия» в форме триумфального памятника, прославляющего жертвенный подвиг Иисуса. Четыре символа Евангелистов служат основанием всей композиции. Над ними мастер поместил выточенный из горного хрусталя земной шар, который окружен лавровым венком с надписью «NASCENDO TULIT, MORIENDO RELIQUIT» («Он получил это при рождении, и оставил это в смерти»).
«Христос Судия», Вена, 1726 год. Золото, эмаль, горный хрусталь, стекло Одно из наиболее значительных произведений ювелирного искусства эпохи барокко. |
Одним из ценнейших экспонатов духовной сокровищницы является барочный реликварий с гвоздем Креста Господня (1650). Два стоящие на коленях золотых ангела держат в руках пальмовые ветви, которые сплетаются в венок из драгоценных камней. Между ветвями помещен большой изумруд, украшенный инициалами IHS (Иисус Христос), а над ним миндалевидный стеклянный сосуд (с двойным остеклением) со священным гвоздем, заверенным двумя печатями. К реликварию прилагается булла XII века, в которой папа Римский Иннокентий II по просьбе император Священной Римской империи Конрада III подтверждает, что этот гвоздь действительно носил на своем шлеме римский император Константин (272-337). При чем тут Константин к подлинности гвоздя? Да, все дело в том, что именно его мать - Елена привезла в Константинополь, найденные в Иерусалиме гвозди Креста Господня и два из четырех отдала своему сыну - Константину. Первый он вставил в конскую сбрую, а вторым украсил императорскую корону. Вот как раз этот второй гвоздь, судя по документу, и хранится теперь в Сокровищнице Габсбургов. Правда, есть одно но. Подлинность самой папской буллы вызывает большие сомнения. Короче говоря, отношение к подобным артефактам - это всегда только вопрос веры, а вот изящный реликварий безусловно заслуживает внимания. Глядя на него, даже законченные атеисты не смогут не восхититься тонкой ювелирной работой аугсбургских мастеров XVII столетия.
Зал IV. Реликварий с гвоздем Креста Господня (1650) |
В духовном собрании Габсбургов хранится множество реликвариев самых разных размеров, стилей и форм. Некоторые из них напоминают небольшие домашние алтари. Один из таких реликвариев-алтарей был изготовлен в 1600-1605 годах знаменитым аугсбургским мастером Маттеусом Вальбаумом и по мнению специалистов считается одной из лучших его работ. Он изготовлен в строгом соответствии с "настоящим" алтарем и богато украшен серебряным декором. В семнадцати нишах размещены рельефы различных святых, а четыре фигуры на консолях изображают Милосердие, Умеренность, Веру и Надежду. Еще несколько знаменитых реликвариев-алтарей были созданы придворным ювелиром Рудольфа II Оттавио Мизерони (1618-1622). Один из них, получивший название Яшмовый, был предназначен для хранения шипа от Тернового Венца Иисуса Христа.
Реликварии-алтари Слева - реликварий работы Маттеуса Вальбаума (1600-1605), в центре - реликварий императора Леопольда I (1660-1680) справа - один из реликвариев работы Оттавио Мизерони (1618-1622) |
Помимо реликвариев (дароносиц) в этой части сокровищницы можно увидеть много других произведений религиозной тематики - барельефов из слоновой кости, домашних алтарей (в том числе из мейсенского фарфора), ларцов и подсвечников из полудрагоценных камней, золотых потир (чаша для причастия), статуй святых, крестов, распятий и другой церковной утвари.
Религиозная коллекция. Зал IV |
Барельеф из слоновой кости "Несение креста" (XVIII, Dominicus Steinhart) |
Барельеф из слоновой кости "Оплакивание Христа" (XVIII, Dominicus Steinhart) |
Витрины с элементами фарфорового алтаря императрицы Вильгельмины Амалии. Зал IV |
Мейсенский фарфоровый алтарь императрицы Вильгельмины Амалии (1737-1740, Иоганн Иоахим Кендлер) |
А вот еще один очень интересный и новый для меня предмет - "доска для поцелуев" (pacificale, Kusstafel). Впервые их стали применять в XIII веке в Англии для того, чтобы заменить реальный "поцелуй мира" (древний обычай целования перед началом Евхаристического канона) во время богослужений. Настоящие поцелую вернулись в мессу только к началу ХХ века. Правда, сейчас их все чаще заменяются рукопожатием.
Каждая доска для поцелуев представляет собой маленькое произведение искусство. Выполненные их золота или серебра, они были богато украшены барельефами, цветной эмалью и драгоценными камнями.
Слева - Доска для поцелуя работы Маттеуса Вальбаума (1600, Аугсбург) Справа - Доска для поцелуя украшенная ляпис-лазурью (ок.1600) |
Тоже самое можно сказать и о "монстранциях" (osculatorium, дароносицы для демонстрации реликвий и святых мощей) - специальных реликвариях, которые с XIV века использовались в обряде адорации - их выставляли на алтарь в начале богослужения. Первые монстранции имели вид вертикального стеклянного цилиндра, увенчанного металлической короной, а затем их стали делать в виде солнца увенчанного крестом. Но какую бы форму не использовали ювелиры при изготовлении дароносиц, их целью было создание достойного обрамления для хранящихся в них частиц мощей и священных реликвий.
Мостнранции (слева-направо): Золотая дароносица (1746, Йозеф Мозер) Серебряная дароносица (1670-1676) Реликварий с контейнером в виде фигурой Девы Марии (1701, Захария Фрилл) |
Коллекция реликвариев в витрине Сокровищницы (фото liveinternet.ru) |
Бюсты-реликварии работы Йозефа Мозера (1766) |
Потиры (чаши для причастия): Золотая чаша (1438) Чаша с гербом императора Карла VI (1711) Чаша, принадлежавшая императору Мексики Максимилиану I (XIV век, Тондино ди Геррино) |
Позднеготическая чаша (ок.1500) "Встреча папы Льва I Великого с королем гуннов Аттилой"(1657, Эрколе Феррата) Чаша с гербом императора Карла VI (1708-1710, Людвиг Шнайдер) |
Чаша с гербом епископа Орадского (1747) Золотая чаша (1767, Иоганн Майкл Хейниш) Золотая чаша с миниатюрами (1775, Иосиф Мозер) |
На этом, пожалуй, все. Моя экскурсия по Императорской сокровищнице Вены завершена. Я постаралась познакомить вас только с самыми важными ее экспонатами, потому что показать все накопленные веками богатства просто невозможно. А что касается впечатлений, то устроители экспозиции очень правильно разместили последовательность экспонатов - сначала светские реликвии (которых значительно меньше), а потому десятки религиозных, которых так много, что на каком-то этапе просто перестаешь их воспринимать. Если бы у меня была такая возможность, я бы разбила знакомство с этим музеем, как минимум, на два посещения. Ну, а в целом - зрелище грандиозное!
Звездочкой отмечен вход в Сокровищницу |
Билетная касса и билет в Императорскую сокровищницу |
Схема дворца Хофбург. Красным кругом обозначен вход в Сокровищницу |
Часы посещения: ср-пн 9.00-17.30. Вторник – выходной
Стоимость билета – 12 евро
Купить билет он-лайн
4 дня в Вене (Австрия):
День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)
3. День 3-й (часть 1): Два часа в Шёнау-ам-Кёнигзее (Германия)
День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
День 4-й (часть 4): Десерт кайзершмаррн и Серебряная кладовая Хофбурга (Вена)
День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)
* Собор Святого Стефана, Stephansdom или просто Steffi (Вена)
* Штрудель-шоу в ресторане Residenz (Вена, Шенбрунн)
* Музей истории искусств в Вене, часть 1: "История создания" (Kunsthistorisches Museum)
* Музей истории искусств в Вене, часть 2: "Картинная галерея: фламандцы и немцы"* Музей истории искусств в Вене, часть 3: "Картинная галерея: итальянцы, испанцы и французы"
* Венская "Кунсткамера", часть 1: "Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)
* Венская "Кунсткамера", часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)
День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)
3. День 3-й (часть 1): Два часа в Шёнау-ам-Кёнигзее (Германия)
3. День 3-й (часть 1): Два часа в Шёнау-ам-Кёнигзее (Германия)
День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
День 4-й (часть 4): Десерт кайзершмаррн и Серебряная кладовая Хофбурга (Вена)
День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
День 4-й (часть 4): Десерт кайзершмаррн и Серебряная кладовая Хофбурга (Вена)
День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)
* Собор Святого Стефана, Stephansdom или просто Steffi (Вена)
* Штрудель-шоу в ресторане Residenz (Вена, Шенбрунн)
* Венская "Кунсткамера", часть 1: "Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)
* Венская "Кунсткамера", часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)
* Штрудель-шоу в ресторане Residenz (Вена, Шенбрунн)
* Музей истории искусств в Вене, часть 1: "История создания" (Kunsthistorisches Museum)
* Музей истории искусств в Вене, часть 2: "Картинная галерея: фламандцы и немцы"
* Музей истории искусств в Вене, часть 3: "Картинная галерея: итальянцы, испанцы и французы"* Музей истории искусств в Вене, часть 2: "Картинная галерея: фламандцы и немцы"
* Венская "Кунсткамера", часть 1: "Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)
* Венская "Кунсткамера", часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)
Комментариев нет:
Отправить комментарий