Начиная свой рассказ о венской "Кунсткамере", я и подумать не могла, что он затянется на целых пять постов (Часть 1 Часть 2 Часть 3 часть 4). Но интересных экспонатов оказалось так много, а желание поделиться всем увиденным и прочитанным так велико, что я решила показать все по максимуму. И вот теперь мы добрались до финишной прямой. Впереди последние четыре зала, в которых сосредоточено огромное количество шедевров XVII-XIX веков: изделия из бронзы, стекла, янтаря, мрамора и слоновой кости, великолепные блюда, столы с инкрустацией, кабинеты, часы, несколько интересных автоматов и коллекция бюстов, барельефов и статуй представителей династии Габсбургов.
Зал XXIII
Итак, поехали! Из многочисленных экспонатов Зала XXIII я выбрала наиболее яркие скульптуры и барельефы из бронзы, дерева, мрамора и слоновой кости; стеклянные бокалы и чаши; несколько автоматов, часов и научных приборов, а также небольшой эффектный стол с инкрустацией в технике Commesso di pietre dure ("флорентийская мозаика").
Витрина Зала XXIII |
1. Начну с небольшого рельефа из слоновой кости "Поклонение волхвов", созданного в 1650 году по эскизу Питера Пауля Рубенса. В последние годы жизни, когда правая рука художника уже практически отказала, он создавал много эскизов и набросков, которые затем воплощались его помощниками на холсте, дереве или слоновой кости. Так как помощников было много и они часто менялись, большинство их имен в истории не сохранилось. Тоже самое произошло и с "Поклонением волхвов", изготовленным уже через десять лет после смерти художника. Кстати, на просторах интернета я нашла точную копию этого барельефа, которая была подарена маркграфом Ансбаха соборной базилике Святого Вита и Деокара и до сих пор находится в баварском городе Херриден. Она также была выполнена неизвестным автором и датируется XVII веком.
"Поклонение волхвов", Питер Пауль Рубенс, Фландрия, после 1650 года слоновая кость, 65,5 cm × 40 cm × 11,5 cm |
2. Следующие барельефы и статуи из слоновой кости приписываются немецкому скульптору, граверу и медальеру Георгу Пфрундту из города Аугсбург. Особенно впечатляюще выглядит барельеф "Суд Соломона", который очень наглядно иллюстрирует притчу о том, как две женщины делили ребенка, и как еврейский царь принял мудрое "соломоново решение", предложив разрубить ребенка пополам. Настоящая мать, конечно же, отказалась, и ребенок был отдан ей.
"Суд Соломона", Георг Пфрундт, Аугсбург, после 1629 года слоновая кость, 30,1 см х 36,5 см |
Три работы из слоновой кости, Георг Пфрундт, Аугсбург,1630/50 "Церера", "Церера и Вакх подле Венеры", "Вакх" |
3. В этом зале представлена и другая версия "Суда Соломона", выполненная известным нидерландским скульптором Артусом Квеллином Старшим. Композиционно обе работы очень похожи, но все же версия Георга Пфрундта показалась мне более убедительной.
"Суд Соломона", Артус Квеллин Старший, Фландрия вторая половина XVII века, слоновая кость, 32,4 см х 35,5 см |
Рядом в витрине можно увидеть еще три работы Артуса Квеллина Старшего - небольшие (до 20 см) изящные статуэтки из слоновой кости, выполненные в сдержанной манере интернационального барокко: "Кротость", "Бдительность" и "Венера с амуром". Мне понравилась только "Венера".
"Венера и амур", Артус Квеллин Старший, Антверпен, 1652 слоновая кость, высота - 17,4 см |
4. Мраморный бюст знаменитого коллекционера и представителя габсбургской династии - эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского, которому когда-то принадлежала значительная часть показанных в "Кунсткамере" экспонатов, - это работа Жерома Дюкенуа II. Он происходил из очень известной семьи фламандских скульпторов, долгое время вместе с братом Франсуа работал в Ватикане и Риме, а затем вернулся в Брюссель, где стал придворным скульптором наместника Испанских Нидерландов - эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Будучи очень востребованным мастером, Жером Дюкенуа создал много великолепных статуй, надгробий и скульптурных портретов, хотя, по мнению критиков, все же уступал таланту своего старшего брата Франсуа (его работы я покажу чуть ниже). Но сколько бы не мерялись талантами эти два брата, фамилия Дюкенуа вошла в историю прежде всего благодаря их отцу, ставшему автором небольшой бронзовой скульптуры, установленной на одном из брюссельских фонтанов. Просто, имя этой скульптуры - "Писающий мальчик".
5. Помимо мраморного бюста, Леопольду Вильгельму Австрийскому в этом зале посвящены: еще одна картина, два медальона и бронзовая конная статуя, отдающая дань его генеральской карьере в период Тридцатилетней войны.
"Медальон с портретом эрцгерцога Леопольда Вильгельма" Южная Германия, ок. 1650, золото, эмаль, камеи из ракушек, 11,7 см х 4,6 см |
6. Кроме многочисленных произведений из слоновой кости в этом зале экспонируются скульптуры из дерева и бронзы. При этом автором одного из бронзовых бюстов является тот самый великий Джованни Лоренцо Бернини, который не только стал "создателем стиля барокко в скульптуре", но и был архитектором знаменитой колоннады собора Святого Петра... и это лишь кроме всего прочего известного и знаменитого. Папа Александр VII как-то пошутил: "Если вынести из собора [имеется ввиду собор Святого Петра в Ватикане] всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены".
Джованни Лоренцо Бернини и папа Александр VII Бронзовый бюст папы Александра VII работы Бернини, Рим, 1657 бронза, высота - 33, 2 см |
Работы неизвестных художников: "Папа Урбан VIII", Рим, конец XVII века, 29 см х 23 см "Папа Пий V", Рим, конец XVII века, диаметр 31 см "Папа Павел V", Рим, ок. 1640, 29,7 см х 24,7 см |
А вот и шедевр знаменитого скульптора Франсуа Дюкенуа, о котором я уже говорила выше. Возможно, этот бронзовый бюст Святой Сусанны был сделан под впечатлением от работы над знаменитой статуей Святой Сусанны, которая за год до этого была установлена в римской церкви Санта-Мария-ди-Лорето (1629). Очень талантливый скульптор, Франсуа Дюкенуа долгое время прожил в Риме, работал вместе с Джованни Бернини над оформлением интерьера собора Святого Петра, дружил с Пуссеном и Ван Дейком, имел много учеников и оказал большое влияние на распространение в Нидерландах классического стиля Барокко, так как «поднял современное ваяние до уровня Древнего Рима» (критик Джованни Беллори).
Бронзовый бюст "Святая Сусанна" Франсуа Дюкенуа, Рим, 1630/35, высота - 24,1 см слева - фрагмент его статуи Св. Сусанны в римской церкви справа - портрет Франсуа Дюкенуа работы Ван Дейка |
Образ озорного пухлого "путто" (путти, от лат. putus - маленький мальчик) был очень популярен в искусстве Ренессанса и Барокко. Не последнюю роль в его популяризации сыграл и Франсуа Дюкенуа, который не только любил отливать их из бронзы, но и часто использовал для заполнения пространства в своих барельефах.
Скульптура неизвестного автора "Мария Иммакулата с Иисусом и Иоанном" Голландия, конец XVII века, дерево, высота - 40 см |
7. Ассортимент изделий из слоновой кости представлен в этом зале не только декоративными, но и весьма утилитарными предметами - письменными принадлежностями, научными приборами и двумя чашами с круговым декором на тему пьяного Силена.
Чаша "Пьяный Силен", Аугсбург, 1629, высота - 38,4 см Георг Петель (резчик), Андреас Викерт I (ювелир), слоновая кость, серебро, позолота |
Несмотря на то, что мифологический персонаж Силен был мудрым воспитателем и близким другом бога виноделия - Диониса, его обычно изображали толстым, лысым и пьяным "мужчиной в годах" верхом на осле или под руки с сатирами. Примерно так, как это показано на обеих чашах из коллекции музея.
Чаша "Вакханалия", Аугсбург, вторая четверть XVII века, высота - 61,6 см Иоганн Баптист I Вайнольд (ювелир), слоновая кость, серебро, позолота |
"Набор письменных принадлежностей", Германия, ок. 1650, слоновая кость |
"Телескоп с набором письменных принадлежностей" Германия, первая половина XVII века, слоновая кость, высота - 57,5 см |
8. В следующей витрине размещен целый набор разнообразных научных приборов работы венского мастера Иоганна Мельхиора Фолькмайра - таблица умножения, буссоль, линейка, отвертка, "рулетка", флюгеры, чернильницы, солнечные часы.
"Флюгер", Иоганн Мельхиор Фолькмайр, Вена, 1637/42, серебро, позолота |
Научные приборы Иоганна Мельхиора Фолькмайра, Вена, 1637/42 "Буссоль" (часть устройства измерения углов) и "Таблица умножения" |
9. Большой раздел Зала XXIII посвящен различным часам, которые к XVII веку прочно вошли в обиход аристократов. Здесь можно увидеть "экваториальные солнечные часы" все того же Иоганна Мельхиора Фолькмайра, настольные часы Ганса Бухманна Старшего и Георга Эрнста, автоматические часы в стиле "Das Tödlein" и часы в виде фонтана. Все они были выполнены лучшими часовщиками и ювелирами своего времени и являются настоящими произведениями искусства.
В конце XVI и XVII веке в Европе были популярны изделия в стиле "memento mori" ("Das Tödlein", Помни о смерти!), включающие изображения символов смерти - черепов, костей, гробов и прочих мрачных атрибутов. Особенно ими любили украшать часы, чтобы еще раз напомнить о том, что время жизни на Земле сокращается с каждой минутой.
справа и слева - "Настольные часы", Георг Эрнст, Аугсбург, начало XVII века в центре - "Шкатулка Фердинанда III с научными инструментами " Иоганн Мельхиор Фолькмайр, Вена, 1620, высота - 62 см |
10. Не менее эффектно выглядят небольшие часы-медальоны и перстни с часами работы немецких и французских мастеров. Все они выполнены из золота и украшены цветной эмалью иногда с вкраплениями драгоценных камней.
"Часы в форме черепа", Южная Германия, ок.1600, 5,1 см х 3,7 см |
"Перстень с часами", Йоханнес Бутц, Аугсбург, середина XVII века, высота - 3,4 см |
"Часы-подвеска в форме звезды", Жан Батист Валлье, Лион, 1605, 4,5 см х 3,8 см |
слева - Генри Эстер, Женева, 1640/50, диаметр - 3,9 см в центре - Маттеус Бахманн, Аугсбург, начало XVII века, высота - 5,2 см справа - Джозиас Джолли, Париж, середина XVII века, диаметр - 4,6 см |
11. Не обошлось в этом зале и без изделий из тонкого шлифованного стекла. Показанные здесь изящные бокалы, чаши и стаканы с монограммами, традиционными мифологическими сюжетами, гербами и портретами являются работами известных немецких и чешских мастеров XVII-XVIII веков. Часть из них отделаны в такой же сложной технике, как и шлифованные изделия из горного хрусталя, а некоторые очень напоминают современные стаканы с деколями.
"Бокал с портретом Карла V", Георг Эрнст Кункель, Тюрингия, ок.1725, стекло |
"Бокал с гербом альянса Санкт-Жюльен-Штубенберг", Силезия, 1726, стекло |
Бокал "Животные в раю", Нюрнберг, 1720, стекло, высота - 25 см |
"Бокал со сценами охоты", Северная Чехия, 1720/30, стекло, высота - 32 см |
Три стеклянные чаши с гербами и инициалами Карла VI, Силезия (1710, 55,6 см), Дрезден (1712, 88 см), Силезия (1725, 45,2 см) |
"Стакан с бытовой сценой", Силезия, конец XVII века, стекло, высота - 11 см |
Бокал "Аллегория Вестфальского мира", Франкония, 1651, высота - 22 см светло-зеленое стекло с позолотой и росписью цветной эмалью |
В XVI веке в Северной Европе появились бокалы из "лесного стекла" под названием "рёмер" (Römer - "римский"), из которых было принято пить белое вино. "Бокал-рёмер выдувался из цельного куска светло-зеленого стекла, имел округлую верхнюю часть, длинную полую ножку и широкое конусовидное основание. При этом ножку украшали выпуклые «малинки», символизирующие грозди винограда. Помимо декоративной, они выполняли и практическую функцию, не давая бокалу выскользнуть из жирных пальцев пирующих. Стандартный рёмер вмещал 250 мл вина, а его стенки часто украшались гравировкой" (по материалам Википедии).
Бокалы Рёмер, Нидерланды, светло-зеленое стекло Виллем Мулейзер (1670, 16,2 см) и Виллем ван Хеемскерк (1672, 23 см) |
12. Теперь переходим к трем очень эффектным автоматам работы известных немецких мастеров и начнем с кабинета Вальбаума, который получил такое название по имени ювелира Маттеуса Вальбаума, создавшего его позолоченные барельефы и украшения.
Кабинет состоит из трех частей. В основании находится орган с двумя мелодиями, над ним красивый павильон, внутри которого скрывается зал с танцующей дамой, а завершает сооружение аккуратная башенка с четырьмя циферблатами. Мелодию органа воспроизводят два ряда деревянных труб по 17 нот. Послушать ее можно на этом сайте mbsi.org.
Кабинет украшен серебряными фигурами и барельефами, а внутри павильона танцует прекрасная дама |
Следующий на очереди "Автомат в виде галеры из слоновой кости" был создан в 1626 году для императора Рудольфа II. Каждая из его деталей от лиц гребцов до оснастки пушек выполнена с таким удивительным мастерством, что не возможно не восхищаться талантом знаменитых резчиков по кости - Георга Буррера и Георга Эрнста. А что до механизма установленного Кристофом Шоркфелем, то он не только позволял гребцам двигать веслами, но и перемещал галеру вдоль стола, приводя в восторг императора и его гостей (все Foto: © Kultur Jack).
"Автомат в виде галеры", Штутгарт, 1626 Георг Буррер, Георг Эрнст и Кристоф Шоркфель (механизм) слоновая кость, шелк, 51,5 см х 84 см х 33,5 см |
Несмотря на небольшие размеры, лица гребцов имеют разные черты лица |
Оружие создано во всех деталях по реальным моделям Бриджи и куртки стрелков имеют модную плиссировку |
Оснастка корабля тоже соответствует моде того времени (больше фотографий можно посмотреть тут) |
Закончить прогулку по Залу XXIII я хочу еще одним автоматом с часами. Это модная по тем временам "Триумфальная колесница с Минервой", внутри которой спрятан механизм, приводящий в движение ее фигурки и орган. Стоит ее завести, и начинается целое представление - кони "скачут", колеса крутятся, сатиры и обезьянки вращаются, Минерва "стреляет глазками", колокольчик звенит, орган играет "приятную мелодию", а колесница плавно едет вперед.
Автомат "Триумфальная колесница с Минервой" Ахилл Лангенбухер, Аугсбург, 1620, 54 см х 58 см х 27 см черное дерево, серебро, позолота, эмаль |
Производство таких колесниц началось в Аугсбурге, Нюрнберге и Мюнхене в середине XVI века, и в течение следующего столетия эти три города (особенно Аугсбург) были главными поставщиками часов-автоматов для всех состоятельных домов Европы.
Зал XXII
Зал XXII |
Зал XXII является логическим продолжением предыдущего и опять приятно порадует любителей слоновой кости, бронзы и полудрагоценных камней. Здесь можно увидеть несколько настольных "кабинетов", хрустальные и каменные сосуды от семейства Мизерони, богато украшенные позолоченные блюда, очень необычные камеи, эффектные изделия из янтаря и много скульптур представителей династии Габсбургов.
Большая коллекция изделий из слоновой кости в витринах Зала XXII |
1. Поскольку, начиная со средины XVII века Вена постепенно превратилась в главный центр резьбы по слоновой кости (ее очень любили императоры Фердинанд III и его сын - Леопольд I), созданные из нее изделия, дополненные статуэтками из алебастра и дерева тех же авторов, занимают большую часть витрин зала XXII. А значит с них я и начну. Покажу по несколько самых интересных работ знаменитых немецких скульпторов - Леонхарда Керна, Маркуса Хайдена, Георга Буррера, Лоренца Зика и "Мастера Ярости".
Витрина с работами немецкого скульптора Леонхарда Керна (в собрании Музея есть 24 работы, из них, 16 - в "Кунсткамере") |
Скульптуры Леонхарда Керна, Швебиш-Халль, слоновая кость: "Жертвоприношение Исаака", ок.1620, высота - 30 см "Анакреонт" (древнегреческий поэт), 1625/30, высота - 32,5 см |
Высокая многофигурная композиция из слоновой кости по задумке скульптора Маркуса Хайдена являет собой ни что иное как символ непоколебимости веры. "Подобно тому, как слон поддерживает тех, кого он несет на своих "плечах", церковь помогает верующим в борьбе с искушениями мира, изображенными в виде дракона". Эта элегантная "двойная чаша" была подарена императору Фердинанду III герцогом Вильгельмом Саксен-Веймарским.
"Центральная композиция", Маркус Хайден, Кобург, 1639, высота - 115 см |
Многофигурная композиция состоит из трех частей: нижней и верхней чаши и венчающего их корабля |
Композиция в витрине Зала XXII |
Слоновая кость была идеальным материалом для изготовления особенно популярных в XVII веке высоких изящных сосудов. На токарных станках вытачивались чаши любой геометрической формы, которые затем дополнялись резными деталями невероятной сложности. Составленные в высокие причудливые композиции, они не только восхищали своим грандиозным видом, но и наглядно демонстрировали передовые знания механики и прикладной математики, использованные при их изготовлении. Последнее особенно привлекало весьма любознательных Габсбургов, которые заказывали такие сосуды у самых знаменитых мастеров - Маркуса Хайдена, Георга Буррера, Лоренца Зика.
Чаши из слоновой кости работы Маркуса Хайдена и Георга Буррера |
Детали чаши работы Маркуса Хайдена (в центре и справа) Деталь чаши с букетом работы неизвестного мастера (слева) |
Две чаши с крышками работы Георга Буррера, Штутгарт, начало XVII века (слева - шар-головоломка из множества выточенных внутри друг друга сфер) |
Изделия неизвестных мастеров XVII века и корабль работы Лоренца Зика |
Следующая сложная многоярусная композиция украшена чудо-сферой Contrefait, которая была очень модной диковиной конца XVI - начала XVII веков. Она представляет собой полый шар из слоновой кости с двумя расположенными напротив друг друга отверстиями, в которые можно увидеть размещенный внутри портрет (картинку). При этом управлять внутренним портретом можно при помощи шелковых шнуров, но если честно, я внутри, кроме самого шнурка ничего не увидела...
"Композиция со сферой Contrefait", Лоренц Зик, Нюрнберг, 1657 слоновая кость, камеи, высота - 37,8 см |
Одной из самых известных семей, в которых умение создавать сложнейшие сферы Contrefait передавалось из поколения в поколение, была династия резчиков Зиков из Нюрнберга, а самым талантливым и знаменитым в этой семье оказался внук основателя династии - Лоренц Зик, ставший придворным резчиком и токарем императора Фердинанда III.
"Чудо-шары" Лоренца Зика всегда гладко отполированы |
Последний скульптор, работы которого я хочу показать в этом зале, имеет условное наименование "Мастер ярости" (Furienmeister). Поскольку никаких данных об имени, жизни и творчестве этого скульптора история не сохранила, искусствоведы присвоили ему имя по названию одной из самых ярких его работ. Кстати, название "Ярость" для этой скульптуры тоже придумали искусствоведы...
"Феникс", Мастер Ярости, Зальцбург, 1610/20 слоновая кость,23,8 см х 42,5 см |
Современные научные исследования и упоминание работ этого мастера в описи собрания эрцгерцогини Марии Магдалена Австрийской от 1625 года позволили идентифицировать уже 25 его уникальных творений, и 7 из них находится в экспозиции венской "Кунсткамеры".
"Гесперида кормит Ладона (дракона) яблоком", Зальцбург, начало XVII века слоновая кость, высота - 37 см |
2. Теперь переходим к роскошным и очень сложным для исполнения медальонам с портретами императора Фердинанда III. Первые три открывающихся медальона состоят из камеи-портрета императора Фридриха III в окружении крупных драгоценных камней и совершенно крошечных камей. Внутри и на реверсе также расположены портреты-камеи членов императорской семьи или габсбургские орлы, а небольшие подвески украшены жемчугом и гербами. И все это на малюсенькой площади - 5х3,1см, 7,9х5,2 см и 9х5см! Такой виртуозной работой просто нельзя не восхищаться, жаль только имени (или имен) чудо-умельца, создавшего это великолепие, история не сохранила.
Портрет Фердинанда III окружен камеями с портретами Габсбургов внутри - портрет Марии Леопольдины Австрийской (вторая жена) на подвеске - двуглавый орел Священной Римской империи |
На реверсе изображен портрет будущего императора Леопольда I (сын Фердинанда III от первого брака) |
Еще три нарядных медальона-камеи с портретом императора Фердинанда III в рамке из драгоценных камней и цветной эмали, дополнены подвесками в виде "золотого руна", медальона с портретами Габсбургов (!!!) и ажурного медальона с цветком из бирюзы.
Медальоны с портретом императора Фердинанда III, Южная Германия, 1640/50 на реверсе левого медальона изображен габсбургский орел и 12 предков Фердинанда III |
Следующий медальон неизвестного голландского мастера с огромной жемчужиной в виде Мадонны (а мне показалось, что это кулак с указательным пальцем) имеет очень красивый декор из 19 ангелов (два больших и 17 головок), звездного неба и сияющих лучей.
"Медальон с гигантской жемчужиной в виде Мадонны", Голландия, 1640/50 жемчужина, эмаль, бриллианты, золото, 9,2 см х 6,6 см |
Последний открывающийся медальон с двумя портретами представляет большой интерес сразу по двум причинам. Во-первых, это портреты, на которых можно увидеть легендарного короля Людовик XIV в пятилетнем возрасте и ту самую Анну Австрийскую, ради которой д'Артаньян и три мушкетера ездили в Англию за подвесками. А, во-вторых, это цветочный декор медальона в очень сложной технике художественной росписи по эмали. Особую ценность этой работе придает тот факт, что ее выполнил французский миниатюрист Анри Тутин - создатель первых специальных красок для этой техники росписи и автор первого известного портрета- миниатюры на эмали ("Карла I", 1636, хранится в Гааге).
"Медальон с портретами Анны Австрийской и ее сына Людовика" Анри Тутин, Париж, 1643, золото, эмаль, миниатюрная роспись, пергамент, 7,8см х 6,3 см |
3. Следующим объектом нашего внимания станут работы, одного из самых знаменитых резчиков своего времени, представителя многовековой династии миланских и пражских камнерезов (их работы я уже много раз показывала в предыдущих постах), сына Оттавио Мизерони - Дионисио Мизерони, который, прежде вего, прославился тем, что вырезал единственный в мире изумрудный унгвентарий (2680 карат, 10,9 х 8,5 х 7,2 см). Сейчас этот уникальный сосуд хранится в Императорской сокровищнице Вены, но и в "Кунсткамере" можно увидеть не менее ценные его шедевры - вазы из граната (!!!), яшмы и горного хрусталя, великолепное блюдо из лазурита и, конечно же, роскошную хрустальную пирамиду, которая считается самым большим и важным произведением Дионисио Мизерони - единственным творением, которое он подписал и датировал собственной рукой.
Граненые сосуды из горного хрусталя, Дионисио Мизерони, Прага, 1654/58 |
Кувшин "Феникс", Дионисио Мизерони, Прага, 1655 горный хрусталь, серебро, позолота, эмаль, рубины, высота - 51,3 см |
Кувшин "Феникс" и центральная композиция "Дракон" в витринах музея |
Два хрустальных "Дракона", вторая половина XVII века слева - работа Дионисио и Фердинанда Эвсебио Мизерони, Прага, длина - 52,4 см справа - работа неизвестного мастера, Милан (о ней в следующем зале) |
Не стоит забывать, что талантливый резчик по камню - Дионисио Мизерони, создавал свои шедевры совместно с искусными ювелирами пражского двора. Так, большинство показанных мной изделий были созданы в содружестве немецким ювелиром Хансом Рейнхардтом Таравеллом, проработавшим там долгое время.
"Вазы из дымчатого кварца", Дионисио Мизерони, Прага, 1640/52 оправа - серебро, позолота, эмаль |
Еще две вазы от семейства Мизерони - Дионисио и Оттавио Прага, середина XVII века, серебро, позолота, дымчатый кварц |
"Кувшин с античной головой", Дионисио Мизерони, Прага, 1652 лазурит, серебро, позолота, эмаль, жемчуг, голова - I век до н.э. |
"Блюдо", Дионисио Мизерони, Прага, 1652, лазурит, золото, длина - 45,8 см |
Три великолепные чаши из граната, Дионисио Мизерони, Прага (1655, высота - 16,8 см), (1648, высота - 9,9 см), (1651, 9,15 см) оправа - золото, эмаль, изумруды, бриллианты, гранаты |
4. Одна из витрин посвящена изделиям из рога носорога или комбинации слоновой кости с рогом носорога. Мне не очень нравятся их цвет и фактура (напоминает хозяйственное мыло), но не отдать должное умелым рукам очень талантливых немецких резчиков я не могу, поэтому познакомлю с несколькими экспонатами.
"Витрина с изделиями из рога носорога и слоновой кости" справа - "Помпезный сосуд", Георг Пфрундт, Аугсбург, середина XVII века |
"Сосуды из рога носорога", Южная Германия, середина XVII века (слева - работа Георга Пфрундта, Аугсбург) |
"Чаша с крышкой", Нюрнберг, начало XVII века, рог носорога, высота - 41,5 см (единственное изделие из рога носорога, которое мне очень понравилось) |
5. Витрина с золотыми и позолоченными изделиями украшенными эмалью, камеями и полудрагоценными камнями знакомит нас с творчеством неизвестных немецких, антверпенских, парижских и даже русских мастеров XVII века. Все эти экспонаты были призваны демонстрировать богатство и значимость династии Габсбургов. При этом часть из них была заказана членами семьи, а часть - подарена их подданными и соседними монархами.
Изделия с декором из эмали и полудрагоценных камней в витрине музея |
"Блюдо с камеей", Париж, 1630/40, диаметр - 43,3 см сардоникс, агат, золото, эмаль, серебро, позолота, камея (отдельно эмаль и спилы камней смотрятся очень красиво, но вместе - это перебор) |
"Кувшин с камеями". Красота в деталях |
"Ваза с инкрустацией цветочным рисунком", Южная Германия, начало XVII века хрусталь, серебро, позолота, рубины, жемчуг, бумага, диаметр - 42 см |
Богато украшенная эмалью, самоцветами и жемчугом застольная чаша "Братина" в 1637 году была подарена русским царем Михаилом Федоровичем на свадьбу польского короля Владислава IV и эрцгерцогини Цецилии Ренаты Австрийской. По этому случаю она была увенчана польским орлом с королевской монограммой. Подобные чаши использовались на Руси с XVI-XIX век для "питья по кругу" на общинных пирах.
"Братина", Москва, 1637, высота - 27 см (по кругу идет надпись с именем и титулами царя Михаила Федоровича) золото, эмаль, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг |
"Ажурная ваза с отделкой камеями", Милан, начало XVII века, оникс, агат, серебро, золото, эмаль, гранаты, диаметр - 20,5 см |
Изделия из полудрагоценных камней неизвестных мастеров, Париж, XVII век (кроме кружки, которую произвели в Праге) |
"Кружка с крышкой", Прага, 1620/30, яшма, золото, эмаль, рубины, высота - 9,9 см |
"Чаша с фениксом на крышке", Париж, 1630/40, высота - 22,8 см халцедон, золото, аквамарин, бриллианты, эмаль |
6. Теперь самое время рассказать о коллекции изделий из янтаря, к которому я испытываю весьма двоякое чувство. С одной стороны мне нравится крупные янтарные украшения и медовый цвет этой ископаемой смолы, которую древние литовцы использовали для топки печей. С другой стороны, при взгляде на янтарные вазы и шкатулки, я не могу избавится от ощущения, что это просто литая пластмасса. Немного лучше дело обстоит с изделиями, в которых янтарные вставки разбиты тонким обрамлением из металла или используется янтарь разной степени прозрачности и цветов. Короче говоря, все это на любителя... как с костью носорога...
"Шестигранная чаша с ручками", Якоб Хайзе, Кенигсберг, ок. 1660, высота - 12,8 см |
Два янтарных изделия неизвестного автора из Кенигсберга, ок. 1625 "Десятигранная ваза", высота - 15,3 см, диаметр - 23 см "Кружка с крышкой" (детали на фото ниже), высота - 23 см |
"Шкатулка", Георг Шрайбер, Кенигсберг, ок. 1630, 25,8 см х 23,7 см х14,8 см |
7. На прощанье с Залом XXII осталось показать два "кабинета", и первый из них - "Кабинет императора Фердинанда III". Его украшают многочисленные камеи с портретами эрцгерцогов дома Габсбургов и императоров Священной Римской империи, по которым можно проследить легендарную родословную Фердинанда III. Весь остальной декор так или иначе символизирует добродетели императора и могущество его империи.
"Кабинет императора Фердинанда III", Ганс Фенд, Аугсбург/Нюрнберг, 1638 эбеновое дерево, серебро, слоновая кость, камеи из ракушек, 97,5 см х 77,5 см х 52,5 см |
"Кабинет императора Фердинанда III" в открытом виде
на больших камеях - портрет Фердинанда III(справа) и его отца Фердинанда II (слева)
Фридрих III в окружении Альбрехта II и Максимилиана I |
Камеи из ракушек с портретами эрцгерцогов дома Габсбургов и императоров Священной Римской империи работы Мастера ISR |
Верхняя серебряная фигура работы Иеремиаса Риттера |
"Шкаф из слоновой кости", Германия, начало XVII века, 65,5 см х 67 см х 27,5 см |
8. Да! Совсем забыла про бронзовых Габсбургов! В 1620 году на центральной площади Инсбрука появилась первая публичная конная статуя представителя семейства Габсбургов - скульптура эрцгерцога Тироля Леопольда V Фердинанда на вздыбившемся коне. При этом отсутствие конных статуй в публичном пространстве с лихвой компенсировалось небольшими бронзовыми статуэтками, которые выпускались целыми сериями и часто бывали со сменными головами. Так сменил голову Фердинанда II на Фердинанда III, и готов следующий героический габсбургский император.
Бронзовые скульптуры императоров из династии Габсбургов, Каспар Гра |
Пример конной статуи со съемными головами |
Император Леопольда I в окружении деда и отца слева - портрет Фердинанда II неизвестного автора, ок. 1614 справа - восковый бюст Фердинанда III, Юстин Псолмайр, Вена, ок. 1643 |
Теперь уже точно прощаемся с залом XXII, и так как Зал XXI предназначен для временных выставок, и я уже рассказала о нем в Части 1, переходим сразу в предпоследний Зал XX!
Зал XX
Ну, что же! Нам осталось посмотреть два последних зала - Зал XX, экспонаты которого продолжают тематику двух предыдущих, и "Золотой зал" (XIX), который считается самым красивым в обновленной "Кунсткумере" и условно посвящен императрице Марии Терезии.
Экспонаты Зала XX относятся к XVII-XIX векам |
Зал XIX считается самым красивым залом "Кунсткамеры" |
Итак, перед нами просторный Зал ХХ, в витринах которого можно увидеть много барельефов и статуэток из слоновой кости, несколько ваз, часов, гобеленов, медальонов и "кабинетов", а также стоящие на высоких постаментах мраморные бюсты членов семьи императора Леопольда I.
В Зале ХХ экспонируется серия мраморных бюстов семейства Габсбургов |
По традиции начнем с обзора витрин с изделиями из слоновой кости, которые условно можно разделить на три большие группы - статуэтки, барельефы и утилитарные предметы (вазы, кружки, чаши).
В центральных витринах выставлены скульптуры и чаши, а у стены - барельефы |
1. Даже те, кто никогда не был особым поклонником слоновой кости, не смогут остаться равнодушными, глядя на работы Маттиаса Штайнля - самого знаменитого барочного архитектора и скульптора Австрии. Не буду пересказывать его творческую биографию, скажу только, что в 1688 году он занялся резьбой по слоновой кости, стал придворным резчиком Леопольда I и создал для императорской семьи великолепные работы, четыре из которых можно увидеть в витринах "Кунсткамеры".
"Аллегория воздуха и воды", Маттиас Штайнль, Вена, 1688, высота - 49,4 см сложная и очень пластичная скульптура вырезана из бивня моржа |
Извивающийся тритон символизирует воду, а летящий путто - воздух |
Если предыдущая скульптура - "Аллегория воздуха и воды" была создана Маттиосом Штайнлем в знак благодарности за получение звание придворного резчика, то следующие две конные статуи, которые считаются "шедеврами стиля барокко с точки зрения формы, способа производства и содержания", были заказаны императором Леопольдом I в честь объявления его сына Иосифа I наследником престола.
"Император Леопольд I - победитель османов" Маттиас Штайнль, Вена, 1690/93, слоновая кость, высота - 74 см (под копытами коня лежит поверженный турок и военные трофеи) |
Леопольда I обладал одним из самых выразительных "габсбургских подбородков", который стал следствием многовековых кровосмесительных браков |
"Искусные детали конной статуи Леопольда I" |
"Иосиф I - миротворец, вознесшийся над ужасом войны" Маттиас Штайнль, Вена, 1693, слоновая кость, высота - 71 см |
Будущий император Иосиф I в пятнадцатилетнем возрасте |
"Ужас войны" в понимании Маттиаса Штайнля |
"Детали конной статуи будущего императора Иосифа I" |
Последняя конная статуя этой серии через 20 лет была заказана Маттиасу Штайнлю Карлом VI, ставшим императором после преждевременной смерти его брата - императора Иосифа I. Скульптор изобразил торжественный момент избрания эрцгерцога Австрии новым императором Священной Римской империи.
"Император Карл VI и олицетворение Священной Римской империи" Маттиас Штайнль, Вена, 1711, слоновая кость, высота - 73,7 см |
Для 26 лет император выглядит слишком молодо |
"Детали конной статуи императора Карла VI" |
2. Следующим достойным восхищения экспонатом стала скульптура "Аполлон и Дафна", созданная учеником Маттиаса Штайнля - Якобом Ауэром. В этой работе талантливый мастер виртуозно показал одну из сцен "Метаморфоз" Овидия, а именно тот момент, когда нимфа Дафна (греч. Daphne: лавр) начала превращаться в лавровое дерево, чтобы избежать домогательств Аполлона.
"Аполлон и Дафна" в зале музея |
"Аполлон и Дафна", Якоб Ауэр, Вена, 1688, слоновая кость, высота - 43,9 см |
3. Последняя скульптура, которую я хочу показать, называется "Победа Архангела Михаила над сатаной". Это работа тирольца Иоганна Георга Шнегга, который любил создавать черно-белые скульптуры, сочетая слоновую кость с черным деревом.
"Победа Архангела Михаила над сатаной", Иоганн Шнегг, Вена, 1740/60 слоновая кость, черное дерево, высота - 66,8 см |
4. Далее коллекция продолжается несколькими сериями небольших барельефов из дерева и слоновой кости трех выдающихся австрийских мастеров XVII-XVIII веков - Игнаца Эльхафена (21 работа), Иоганна Игнаца Бендля (12 работ) и Бальтазара Грисманна (2 работы). Выбрать из такого многообразия всего по несколько "картин" было очень трудно, и все же я постараюсь представить творчество каждого из художников самыми интересными, на мой взгляд, работами.
"Диана и нимфы", Игнац Эльхафен, Вена, ок.1695, слоновая кость, 11,7 см х 16,7 см |
"Похищение сабинянок" Игнац Эльхафен Вена (Инсбрук), ок.1680/85, светлый кедр, 8,1 см х 12,8 см |
"Битва амазонок" Игнац Эльхафен Вена (Инсбрук), ок.1680/85, светлый кедр, 12,8 см х 19,7 см |
Барельефы из самшита, Игнац Эльхафен, Вена/Мюнхен, конец XVII века "Св. Георгий (12,3х9), "Ужин Клеопатры" (11,3х9,2), "Св. Мартин" (12,2х 9) |
Серия из 8 конных барельефов представителей династии Габсбургов и их ближайшего окружения предположительно была создана для использования в качестве декоративных вставок в мебельные фасады. Я выбрала четыре из них - барельефы с изображением императора Леопольда I, его племянника - короля Испании Карла II, его сына - будущего императора Иосифа I, и маркграфа Людвига Вильгельма Баденского - одного из его знаменитейших полководцев. В отличие от последнего, три предыдущих всадника никакими победами на поле брани похвастать не могли, но позировали очень умело.
Барельефы: Иосиф I и маркграф Людвиг Вильгельм Баденский Игнац Эльхафен, Вена, 1687/90, слоновая кость, 15,1 см х 11,4 см |
Барельефы: император Леопольд I и король Испании Карл II Игнац Эльхафен, Вена, 1687/90, слоновая кость, 15,1 см х 11,4 см |
"Вакханалия", Иоганн Игнац Бендль, Вена, 1684 слоновая кость, 13,9 см х 23,6 см |
"Падение Фаэтона", Иоганн Игнац Бендль, Вена, 1684 слоновая кость, 14 см х 23,8 см |
Подсветка барельефа очень красиво иллюстрирует миф о Фаэтоне. (сын Гелиоса, он взял у отца огненную колесницу и чуть не сжег Землю, за что Зевс сразил его молнией. Фаэтон рухнул в реку Эридан и погиб) |
"Жертвоприношение Ифигении", Иоганн Игнац Бендль, Вена, 1684 слоновая кость, 14 см х 23,5 см |
5. Два барельефа Бальтасара Грисманна я показывать не буду - сразу перейду к его вычурным кружкам и кувшинам из слоновой кости. Эти изделия никогда не использовались по назначению, а служили только для демонстрации виртуозной работы резчиков по кости.
Работы Бальтазара Грисманна в витрине музея |
Кружка со сценами вакханалии и две двуручные чашки Бальтасар Грисманн, Вена, 1660/80, слоновая кость |
Детали кружки со сценами вакханалии |
Декоративный кувшин из слоновой кости со сценами охоты и рыбалки (основой для рисунков стали голландские гравюры XVI-XVII веков) Бальтасар Грисманн, Вена, вторая половина XVII века, высота - 30 см |
6. Не менее искусно выглядят роскошные высокие чаши с крышками, которые во время застолий служили украшением так называемых "шоу-буфетов", а все остальное время хранились в шкафах сокровищниц и художественных палат. Их богатый резной декор иллюстрирует популярные мифологические сюжеты или современные жанровые сцены.
Высокие чаши из слоновой кости в витрине музея |
Шкатулка "Диана", Вена, 1699, слоновая кость, диаметр - 10,7 см |
7. Завершая обзор необъятной габсбургской коллекции изделий из слоновой кости, покажу на прощание еще несколько очень симпатичных вещей - две круглые пороховницы, комплект из блюда и ладьи на высокой ножке и знаменитый "Апофеоз императора Леопольда I" .
"Пороховница", Иоганн Каспар Шенк, Вена, 1665, слоновая кость, диаметр - 15 см |
"Пороховница", Иоганн Каспар Шенк, Вена, 1665, слоновая кость, диаметр - 15 см |
"Роскошный комплект", Аугсбург, Нюрнберг, 1663/64 Ганс Якоб Майр (ювелир), Георг Пфрундт (резчик), Георг Штраух (эмальер) слоновая кость, эмаль, серебро, позолота, 68 см х 56,5 см |
Композиция "Апофеоз императора Леопольда I" или "Венский апофеоз" была создана одним из самых известных резчиков по янтарю и слоновой кости - Кристофом Маухером. Это единственная подписанная работа это автора, в то время как остальные пять изделий из слоновой кости и девять - из янтаря были идентифицированы только благодаря сравнительно-стилистическому анализу.
"Апофеоз императора Леопольда I" в зале музея |
В центре композиции расположены фигуры императора Леопольда I и его наследника Иосифа I. При этом Габсбурги восседают на троне, который стоит на телах поверженных османов и всевозможных воплощений зла, в то время как ангелы славят императора и его победы.
"Апофеоз императора Леопольда I" (детали) |
"Апофеоз императора Леопольда I", Кристоф Маухер, Данциг, 1700 черное дерево, слоновая кость, 68 см х 47 см х 41,5 см |
"Апофеоз императора Леопольда I" (детали) |
Этому же автору принадлежат несколько янтарных барельефов, которые являются единственными сохранившимися элементами большого янтарного трона, подаренного курфюрстом Фридрихом Вильгельмом Бранденбургским императору Леопольду I на годовщину его правления в 1678 году.
Остатки янтарного трона императора Леопольда I Кристоф Маухер, Данциг, 1677 |
Янтарные барельефы, прославляющее имперское величие Леопольда I "Царь Нин" и "Александр Македонский", 10,9 см х 12,4 см |
8. Теперь переходим к часам, серебряным барельефам и изделиям из полудрагоценных камней, и наибольший интерес здесь представляет грандиозная во всех отношениях вотивная табличка (приносимые в храм специальные таблички со словами молитвы или благодарности) величиной, примерно, метр на два.
Серебряный барельеф был создан в благодарность за победу, которую герцог Карл V Лотарингский одержал над французскими войсками в Шварцвальде в 1678 году. Поскольку генерал был уверен, что выиграл сражение, благодаря помощи Чудотворного образа из Тодмоса, некоторое время спустя он подарил местной паломнической церкви огромный серебряный барельеф с изображением войска, церкви, города и чудотворной Богородицы над ними.
Герцог Карл V Лотарингский, фрагмент вотивной таблички с чудотворным образом и старинный чудотворный образ Богоматери из Тодмоса (XIV век) |
"Вотивная табличка из Санкт-Блазиена", 101,5 см х 190 м Иоганн Георг Глюкхер, Аугсбург, 1687, серебро |
Теперь настало время подвесных, настольных и настенных часов в корпусах из драгоценных металлов, черного дерева и панциря черепахи с декором из цветной эмали, полудрагоценных камней, слоновой кости или камей. Особенно мне понравились большие круглые часы-тарелка (Telleruhr) с фруктовым декором из полудрагоценных камней.
"Настенные часы-тарелка (Telleruhr)", 1661, Флоренция/Германия, высота - 60 см "Часы с купидоном", Ганс Якоб Майр, Аугсбург, 1665/69, высота - 23,5 см |
"Зеркальные настольные часы", Аугсбург, 1670, высота - 48,5 см серебро, позолота, гранаты, опалы, сердолик, гиацинт, бирюза, аметист, рубины яшма, оникс, эмаль, воск, стекло, слоновая кость, латунь |
В XVII веке Аугсбург был ведущим центром производства современных часов с самыми разнообразными дизайнами, а один из лучших местных мастеров - Давид Бушманн, был известен новаторскими произведениями высочайшего технического уровня. Так, например, в настольных "Часах-колоннах" часовые стрелки двигались вверх по спирали.
Настольные часы Давида Бушманна, Аугсбург, вторая половина XVII века "Часы-колонны", высота - 74 см и Комбинированные часы, высота - 69,5 см |
Часы-кулон, Жан-Пьер Хуаут, Льеж, ок.1700/2-я половина XVIII века Часы-кулон, Давид Бушманн, Аугсбург, 2-я половина XVII века Часы-кулон, Альбрехт Эрб, Вена, 2-я половина XVII века, диаметр - 5,4 см |
9. Изделия из хрусталя и полудрагоценных камней в этом зале можно пересчитать по пальцам. Фактически, все они поместились в двух витринах и представляют собой комплект для умывания (блюдо и кувшин), несколько чаш и настольный фонтан в виде дракона.
Витрина с комплектом для умывания и двумя чашами |
"Комплект для умывания" (блюдо и кувшин), Ганс Якоб Майр, Аугсбург, 1685/87 |
"Блюдо из комплекта для умывания" (детали), 55 см х 45 см горный хрусталь, серебро, позолота, эмаль, роспись, аметисты, гранаты, топазы, бирюза |
"Чаша с крышкой в виде лежащего Христа", Париж, 1660/70 арагонит, серебро, позолота, рубины, высота - 14,1 см |
При Леопольде I знаменитая пражская мастерская Мизерони потеряла свое значение как поставщик прекрасных каменных сосудов для императорского двора. На их место пришла группа итальянских камнерезов, самым известного из которых был Джованни Баттиста делла Ровере. Аморфные формы его сосудов резко контрастировали с пражскими изделиями и оказали решающее влияние на венский стиль резьбы по камню того времени.
Чаша "Раковина", Джованни Баттиста делла Ровере, Вена, ок.1700 гелиотроп, серебро, позолота, высота - 20,8 см |
"Чаша в виде раковины", Джованни Баттиста делла Ровере, Вена, начало XVIII века горный хрусталь, серебро, позолота, бирюза, высота - 21,3 см |
Следующий хрустальный сосуд, напоминающий "Дракона" из предыдущего зала (мастерская Мизерони), в отличие от своего декоративного пражского собрата служил для развлечения во время застолий. Если кто-то из непосвященных гостей дотрагивался до груди хрустальной фигуры, из трех ее задних сопел брызгала вода, которую не было видно внутри сосуда. Для легкости передвижения вдоль стола крылатый "Дракон" был установлен на позолоченную тележку.
"Настольный фонтан в виде дракона", Милан, ок.1650 горный хрусталь, серебро, позолота, золото, эмаль, длина -55 см |
10. Красивый позолоченный шкафчик с набором небольших хрустальных розеток и банок оказался роскошной императорской аптечкой работы неизвестного миланского или пражского мастера. Изящный "Медицинский кабинет" держат на своих руках игривые путти, а стекла из хрусталя оформлены гравировкой и барочным декором.
"Аптечка", Милан (Прага), ок. 1660, 72,5 см х 81 см х 44,7 см дерево, бронза, позолота, горный хрусталь |
"Аптечка" (детали) |
11. Произведенный на брюссельской мануфактуре комплект из 8 гобеленов со сценами из сельской жизни, был изготовлен по картонам фламандского художника Якоба Йорданса, который после смерти Рубенса стал самым важным художником Антверпена и прославился не только выдающимися художественными полотнами, но и дизайнами гобеленов в барочной стилистике. "Воспроизвел его картины разноцветной шерстью и отчасти шелком" - знаменитый ткач Конрад ван дер Бругген. При том что "фландрские ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, используя методы протравки и особый ткацкий приём - растяжку (штриховку), они добивались поразительных живописных эффектов".
Фламандские гобелены по дизайну Якоба Йорданса, Брюссель, середина XVII века "Охотник на коне" (380 см х 397 см) и "Кавалер и дама" (380 см х 330 см), шерсть, шелк |
12. В заключении знакомства с Залом XX рассмотрим пять мраморных бюстов семейства Леопольда I работы скульптора с очень австрийской фамилией Штрудель. Здесь и очень спесивый император Леопольд I в лавровом венке (Вот не давали Габсбургам спокойно спать римские императоры!) и два будущих императора (сыновья Иосиф I и Карл VI), и его третья жена - Элеонора Нейбургская, и племянник - последний король Испании из рода Габсбургов Карл II.
"Пять бюстов семьи Леопольда I", Пауль Штрудель, Вена, 1695, мрамор Карл II, Иосиф I, Леопольд I, Элеонора Нейбургская, Карл VI |
В 1695 году император Леопольд I заказал знаменитому венскому скульптору Полю Штруделю серию бюстов из великолепного белоснежного мрамора Bianco Lasa для дюссельдорфской резиденции своего зятя, курфюрста Иоганна Вильгельма фон дер Пфальца (брат третьей жены). Но увидев выполненный заказ, Леопольд был так восхищен столь мастерским воплощением его идеи династической исключительности, что в Дюссельдорф поехал только бюст курфюрста, а остальные пять остались в Вене. Ну, а что касается Пауля Штруделя, то вскоре он был назначен скульптором императорского двора.
Три бюста из коллекции "Кунсткамеры" и единственный бюст отправленный в Дюссельдорф (сейчас в Баварском национальном музее) |
Бюсты семьи Леопольда I в Зале ХХ |
Зал XIX
Вот мы и добрались до последнего "Золотого зала" (так называемый "Berger Saal") с красивым потолком, барочными витринами, мраморными скульптурами, изящными туалетными принадлежностями и золотым сервизом Марии Терезии. В отличие от насыщенных экспонатами предыдущих залов, экспозиция этой широкой длинной галереи выглядит неожиданно лаконично. Ну, что же! Зато ничто не отвлекает от созерцания недавно отреставрированных старинных витрин и главной местной достопримечательности - большой и нарядной фрески на потолке!
"Золотой зал" или "Зал Бергера" (XIX) |
Яркая и очень информативная потолочная фреска австрийского художника Юлиуса Виктора Бергера не только задает атмосферу всему "Золотому залу", но и отдает должное Габсбургам - покровителям изящных искусств, ведь она так и называется - "Меценаты дома Габсбургов" ("Die Mäzene des Hauses Habsburg», 1861).
Автором потолочной фрески стал австрийский художник Юлиус Виктор Бергер, поэтому "Золотой зал" еще называют "Залом Бергера" ("Berger Saal") |
Фреска "Меценаты дома Габсбургов", Юлиус Виктор Бергер, 1891 |
Кого здесь только нет! Бенвенуто Челлини, Гаспаро Мизерони, Тициан, Дюрер, Рубенс, Рембрандт, Леоне Леони, Джованни да Болонья и многие другие известные художники, ювелиры, резчики, часовщики, механики и граверы, о которых я много рассказывала во время прогулки по музею.
А что до семейства Габсбургов, то в центре фрески изображен император Максимилиан I, а в боковых крыльях - императоры Рудольф II, Кард V и Карл VI, эрцгерцоги Фердинанд Тирольский, Леопольд Вильгельм и Альбрехт VII, а также Мария Венгерская, Изабелла Португальская и принц Евгений Савойский. Короче говоря, исторических фигур очень много, рассматривать и находить их на потолке очень интересно, если бы не одно "но" - затекшая шея... За это я и не люблю потолочные фрески. Кстати, одной из причин, по которой Микеланджело ненавидел свою работу над фресками Сикстинской капеллы, была затекшая шея... Это я так, к слову!
Центральная фигура - император Максимилиан I (эскиз и фрагмент фрески) |
На троне - император Максимилиан I в окружении 6 художников, в т.ч. Дюрер, Бургмайр и "скромный" автор этой фрески Юлиус Бергер |
Другим элементом, который присутствовал в этом зале со времен открытия музея, были витрины. Во время последней капитальной реконструкции "Кунсткамеры" они подверглись тщательной реставрации и теперь выглядят также нарядно, как в 1891 году.
Исторические витрины в Зале XIX |
Под стать витринам выглядят и выставленные в них экспонаты - золотой сервиз для завтрака императрицы Марии Терезии, позолоченный набор туалетных принадлежностей императора Франца I Стефана и роскошный сюрту-де-табль герцога Карла Александра Лотарингского,
Во времена Марии Терезии цены на чай, кофе и сахар были все еще столь высоки, что их употребление, в основном, служило для демонстрации высокого статуса представителей аристократии. Не менее престижным символом был и китайский фарфор, который в XVII веке являлся частью придворной моды на экзотические предметы с Востока. К сокращению импорта китайского и японского фарфора не привело даже открытие собственных европейских мануфактур в Мейсене и Вене.
"Золотой сервиз Марии Терезии" в витрине музея (один из немногих сохранившихся наборов такого уровня) |
Приправленный ванилью и корицей горьковатый напиток (первые шоколадные плитки появились только в 1847 году) был очень популярен при венском дворе с тех пор, как в 1711 году Карл VI, вернувшись из Испании в Вену, привез с собой придворных, привыкших к какао. Его дочь Мария Терезия также стала большой поклонницей горячего шоколада, и чтобы ежедневно наслаждаться им за завтраком (его было принято пить по утру), ввела при дворе должность шоколатье и накупила целую коллекцию чашек из серебра и фарфора.
Чашка для шоколада, подстаканник и блюдце из "Сервиза Марии Терезии" Мейсенский фарфор, золото, ок. 1750 |
Золотой туалетный набор из семидесяти с лишним "изящных аксессуаров тонкой работы" принадлежал супругу Марии Терезии - императору Францу I Стефану. Его автором стал все тот же ювелир Антон Матиас Йозеф Доманек. Созданные им "Золотые ансамбли для императорской четы" ("Goldene Nachtzeug des Kaiserpaares") считаются не только его лучшими творениями, но и одними из лучших ювелирных произведений XVIII века.
Возможно основной комплект использовался обоими супругами, но этот набор точно принадлежал Францу I Стефану |
Большой любитель пышных застолий и тонкий ценитель искусств шурин императрицы Марии Терезии Карл Александр Лотарингский обожал окружать себя красивыми вещами. Свидетельством тому может служить его золотой сюрту-де-табль (настольное украшение парадного стола, композиционный центр больших парадных сервизов), украшенный роскошным букетом фарфоровых цветов.
Золотой сюрту-де-табль Карла Александра Лотарингского |
Когда-то эта композиция входила в состав большого фарфорово-золотого обеденного сервиза, от которого до наших дней сохранились только два соусника и четыре подсвечника.
От старинного сервиза остались соусники, подсвечники и "Центральная композиция" |
Золотой сюрту-де-табль Карла Александра представляет собой ажурный поднос с высоким канделябром, увенчанным букетом нежных фарфоровых цветов. В свою очередь на подносе размещались предметы из китайского фарфора (фигурки, кувшины для масла и уксуса, банки с крышками) и две великолепные золотые емкости для сахара.
"Центральная композиция Карла Александра Лотарингского" Питер Йозеф Фонсон, Якоб ван дер Донк, Брюссель, Япония, Вена, Севр золото, дерево, латунь, фарфор, 1755/1770/1794 |
И еще несколько слов о фарфоровом букете. Для того, чтобы мы могли любоваться этим произведением искусства, во время реконструкции "Кунсткамеры" он был отправлен на реставрацию. Сотни отломанных за несколько веков фрагментов были рассортированы, очищены от остатков предыдущих реставраций и возвращены на положенное место с помощью самых передовых технологий. Это удовольствие обошлась "Кунсткамере" в 112 800 евро.
Фарфоровый букет центральной композиции Карла Александра Лотарингского |
В следующей витрине размещена очень необычная центральная композиция для сервировки стола под называнием "Три храма на руинах Пестума". Алебастровые копии трех дорических храмов (VI-V веков до н.э.) древнегреческой колонии Пестум (35 км от нынешнего Солерно и 85 км - от Неаполя), были подарком императрицы Марии Терезии ее дочери Марии Каролине и ее супругу Фердинанду I - королю Обеих Сицилий. Именно поэтому фигуры двух центральных слонов были украшены портретами членов неаполитанской королевской семьи.
Центральная композиция "Три храма на руинах Пестума" в витрине музея |
Собранная на длинном прямоугольном блюде центральная композиция состоит из трех храмов, двух центральных слонов с портретами, одиннадцати амфор, четырех небольших саркофагов из порфира (порода пурпурного цвета применялась для изготовления статуй цезарей и предметов роскоши) и двух мраморных чаш, созданных на основе древнегреческих оригиналов.
Центральная композиция "Три храма на руинах Пестума" Карло Альбачини, Вена, 1805, алебастр, порфир, мрамор, бронза, позолота |
Одна из амфор и храм Геры в Пестуме (макет и оригинал) |
Мария Каролина с семейством на портрете кисти Ангелики Кауфман |
В стоящих по кругу небольших современных витринах экспонируются: "Счетная машинка", посвященная большому поклоннику естественных наук императору Карлу VI, скульптура "Связанный Прометей" (временная выставка), гигантский "Ручной камень с шахтой" и приятные мелочи, принадлежавшие членам императорской семьи.
"Счетная машинка", Антон Браун, Вена, 1727, 38 см х 20 см (в первую очередь предназначалась для межевых расчетов) |
В машинке применялись зубчатые колеса с изменяемым количеством зубьев, изобретенные Джованни Полени в 1709 году |
Скульптура "Связанный Прометей", Иоганн Баптист Хагенауэр, Вена, 1759 (временная выставка) |
Представленные в этом зале бюсты и мозаика знакомят нас с членами семейства Габсбургов XVIII-XIX веков - императрицей Марией Терезией, императорами Францем I, Иосифом II и Леопольдом II, королевой Франции Марией Антуанеттой и императрицей Франции Марией Луизой Австрийской (жена Наполеона Бонапарта).
Бюст императора Иосифа II, Франц Ксавер Мессершмидт, Вена, 1767 |
Император Франц I, Венеция, 1805, каррарский мрамор скульптора великого Антонио Канова |
Мария Луиза Автрийская, Лоренцо Бартолини, императрица Франции, Каррара, 1811 (внучатая племянница Марии Антуанетты, жена Наполеона I) |
"Венера и амур", Помпео Маркези, Милан, 1838, мрамор |
В заключение покажу два очень красивых стола, которые когда-то украшали комнаты императорского двора. Столешница первого из них украшена "флорентийской мозаикой", а ножки - деревянной резьбой с позолотой.
"Стол с инкрустациями Comеsso di pietre dure", 77 см х 84 см х 100 см Galleria dei Lavori, Флоренция, 1750 мрамор, яшма, агат, лазурит, халцедон, аметист, дерево, бронза, позолота |
Еще один очень ценный стол с большой нарядной вазой |
Наша прогулка по венскому Музею истории искусств подошла к концу! Это были прекрасные часы, проведенные среди великих произведений, которые я давно мечтала увидеть собственными глазами! Впечатлений хватит на долгие годы, но я все же надеюсь пройти по этим залам еще не один раз! Тем более, что в запасе осталась "Коллекция древностей", а там еще столько интересного!
Музей истории искусств в Вене: Часть 1 (история)
Музей истории искусств в Вене: Часть 2 (картинная галерея)
Музей истории искусств в Вене: Часть 3 (картинная галерея)
Музей истории искусств в Вене: Часть 4 ("Кунсткамера")
Музей истории искусств в Вене: Часть 5 ("Кунсткамера", часть 2)
Музей истории искусств в Вене: Часть 6 ("Кунсткамера", часть 3)
Музей истории искусств в Вене: Часть 7 ("Кунсткамера", часть 4)
4 дня в Вене (Австрия):
2. День 2-й (часть 1): Наш поход во дворец Шенбрунн (Вена, Schönbrunn)
День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)
День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)
3. День 3-й (часть 1): Два часа в Шёнау-ам-Кёнигзее (Германия)
День 3-й (часть 2): Два часа в Берхтесгадене (Германия)
День 3-й (часть 3): Три часа в Зальцбурге: нокерльн, конфеты "Моцарт" и прогулка (Австрия)
День 3-й (часть 2): Два часа в Берхтесгадене (Германия)
День 3-й (часть 3): Три часа в Зальцбурге: нокерльн, конфеты "Моцарт" и прогулка (Австрия)
4. День 4-й (часть 1): Поход на блошиный рынок (Вена)
День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
День 4-й (часть 4): Десерт кайзершмаррн и Серебряная кладовая Хофбурга (Вена)
День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)
День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)
magyarmuzeumok.hu mbsi.org stroyboks.ru kulturcheck.at casewerks.com press.khm.at akg-images.de orf.at austria-forum.org habsburger.ne kulturcheck.a tropter.com khm.at wikipedia Foto: © Kultur Jack, фото из интернета
Уважаемая Лягушка-путешественница! Спасибо Вам за интересные публикации. У нас с Вами удивительно сходятся вкусы. Только я "отчитываюсь" о своих путешествиях в фильмах, а Вы - в виде публикаций. Пересечений очень много, если судить даже по одному разделу, резьбе по кости. Если интересно, заходите на мой канал на YouTube, который называется "Найди пылинку дальних стран". В разделах "Музеи" и "Резьба по кости" есть несколько фильмов, которые, надеюсь, Вас заинтересуют, поскольку я подробно обсуждаю многие из экспонатов, которые Вы описываете.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер! Спасибо за приглашение! Уже подписалась на Ваш канал.. и, да... у нас удивительно сходятся вкусы и взгляды... от "путешествия три раза" до "не о ненависти, а о любви к прекрасному" во всех его проявлениях!
УдалитьНу что ж, будем дружить онлайн-ресурсами. :)
Удалить