суббота, 2 января 2021 г.

Нюрнберг: "Прогулка по городу в конце ноября" (Германия, день 1)

Пару лет назад мы с подругой решили съездить в Нюрнберг посмотреть на самую известную рождественскую ярмарку в Европе (во время ее работы город посещают около 2 млн человек). Для Люды это была первая поездка в Германию, и на правах "местного жителя" (в этой стране я родилась и бывала неоднократно) я составила такой маршрут, чтобы за пять дней показать ей максимум возможного. В результате к Нюрнбергу добавился Мюнхен и Зальцбург, а в планах кроме рождественских базаров появились музеи, крепости, церкви, магазины и кафе. О многих из них я уже рассказывала, так что просто добавлю пару "штрихов к портрету". Но будет в этой предрождественской поездке и очень много совершенно нового, красивого и интересного. Так что присоединяйтесь!
Итак, поехали! Также как все мои самые удачные путешествия, эта поездка началась с традиционного утреннего чая в любимом аэропорту "Жуляны" ("Киев" им. Сикорского), откуда пару месяцев назад Wizzair открыл удобный ранний рейс до Нюрнберга
К полету готовы!
В шесть утра в аэропорту было приятно пусто
Все шло привычным чередом. Устроившись возле огромного окна, мы смотрели на летное поле, пили горячий чай и обсуждали детали долгожданной поездки, а спустя пол часа в чудесном настроении отправились на посадку... и тут в наши планы вмешалась внезапно пришедшая ночью зима. 
Традиционный чизкейк и пять день счастья впереди! 
В этот день решила начаться зима
Через два с половиной часа будем в  Нюрнберге
Оказалось, что самолет с обледеневшими крыльями летать не может "от слова совсем!", поэтому, пристегнув ремни, мы отправились... "чистить перья". Обо всех не скажу, но мне было очень интересно наблюдать за тем как к самолету подкатила какая-то умная машина (потом прочитала, что это деайсер), поднялась на несколько метров над землей, выдвинула стрелу и начала поливать из нее крылья специальным горячим реагентом. При этом "противообледенительная жидкость" попадала в лучи прожектора и очень эффектно светилась, как огненный столб.
Оказывается, таким образом чистят крылья от обледенения
Еще немного и мы будем готовы к полету
Когда процесс очистки был завершен, капитан бодро сказал, что мы готовы к полету. Самолет вырулил на взлетную полосу, все притихли и напряглись... но уже через несколько минут треволнения остались позади - вокруг было ярко-синее небо, а Нюрнберг встретил нас прекрасной осенней погодой.
Вот мы и в небе!
Я впервые прилетела в нюрнбергский аэропорт и была очень благодарна тем, кто не только подробно описал как добраться до центра города, но даже посоветовал какой выбрать вагон метро, чтобы поездка превратилась в увлекательный аттракцион (подробно описано тут).
Так выглядит нюрнбергский аэропорт имени Альбрехта Дюрера
Как добраться из аэропорта в центр города. 
Выйдя из дверей небольшого нюрнбергского аэропорта им. Альбрехта Дюрера (кого же еще!), мы сразу оказались перед входом на станцию метро "Flughafen" (линия "U2", конечная остановка), купили в стоящем рядом автомате два билета (разовый билет/ уровень А - 2,75 евро), закомпостировали их на входе, спустились на платформу и сели в начало первого вагона. Почему именно туда? Да, потому что в этих вагонах нет кабины машиниста, и если стать возле лобового стекла можно увидеть как поезд несется по туннелю. Захватывающее зрелище, я вам скажу! 
Станция метро "Flughafen" ("Аэропорт", линия "U2")
Вот и наша электричка (направление Röthenbach)
А вот и обещанный аттракцион

Поезд метро несется по туннелю

Ехать нужно до остановки "Hauptbahnhof" ("Центральный вокзал", 8-я остановка, ок. 15 мин, план вокзала тут), которая расположена в здании "Центрального вокзала". Здесь мы оставили вещи в камере хранения (5 евро/сутки), выпили по чашечке кофе с брецелем и, как говорил мой вьетнамский стажер, "счастливые, но довольные" отправились на встречу с прекрасным! На часах было около 11 утра!
Нюрнбергский "Центральный вокзал" (1906)
В расположенный прямо напротив здания вокзала исторический центр Нюрнберга (Старый город) можно легко попасть по длинному подземному переходу Königstorpassage (эскалатор перед центральным входом), но если вы турист, гораздо интереснее сделать это по-другому - сначала выйти из центральных дверей и восхититься открывающимся видом, затем пересечь широкую улицу и, оглянувшись, оценить монументальное здание "Центрального вокзала" (необарокко, 1906, крупнейшая станция Северной Баварии), а уж потом по небольшому мостику через бывший крепостной ров войти, наконец, в имперский город Нюрнберг
Подземный переход Königstorpassage ведет в Старый город
Один из входов в Старый город и символ города - птица Норис над аркой
Так Нюрнберг выглядел в 1493 году и многое сохранилось до наших дней
Старинная карта Нюрнберга
Карта достопримечательностей Нюрнберга.
Описание можно посмотреть здесь
Прогулка по городу началась.  
Поскольку до открытия рождественской ярмарки оставалось еще четыре дня (его мы увидим в день отъезда), мы просто пошли гулять по Старому городу, который уже во всю готовился к Рождеству. И для начала прошлись по лавочкам "Ремесленного двора" (Handwerkerhof Nürnberg), построенного в 1971 году по случаю празднования 500-летия великого уроженца города - художника Альбрехта Дюрера. По окончании "года Дюрера" временные постройки хотели снести, но к этому времени они уже стали настолько популярны, что их  решено было сохранить на радость туристам и местным любителям традиционных ремесел. 
"Ремесленный двор" (детали тут), построен на месте оружейного арсенала
Здесь можно не только перекусить и прогуляться по ремесленным лавкам, но, если повезет, понаблюдать за выпечкой нюрнбергских пряников, изготовлением оловянных или кожаных изделий, работой резчиков, гончаров и стеклодувов. Причем сделать это в окружении древних городских стен и фахверковых фасадов. 
Фахверковые дома и вид на "Женскую башню" (Frauentorturm, XIV век) 
В "Ремесленном дворе" можно пройтись по лавочкам и перекусить
Правда, я опять попала сюда в какое-то "неправильное время", и ни в одной из лавок никто ничего не пек, не лепил и не плавил. К счастью, такое катастрофическое невезение с лихвой компенсировали выставленные на полках традиционные товары ручной работы. Отличный ассортимент и очень высокое качество. Да! Цены немалые! Но они того стоят!
Местные оловянные сувениры для паломников популярны с 1550-х годов
В XVIII веке оловянные фигурки стали предметом коллекционирования
Еще одним местным специалитетом являются пряники и
здесь можно купить деревянные доски для их изготовления
А такие скалки используют для изготовления фигурного печенья
Местные жители
Особенно нас впечатлил магазин оловянных изделий "Zum Zinngießer". Глядя на все эти богатства, сразу вспоминаешь, что Нюрнберг был одним из главных ремесленных городов эпохи Возрождения, а местные литейные мастерские, начиная с XVI века, занимали первое место в Европе и славились своими изделиями из "серебра для бедняков". Так в те времена называли олово. 
Магазин оловянных изделий "Zum Zinngießer"
На полках этого магазина сотни изделий Георга Станисавлевича 
Олово из Нориса (птица Норис - символ Нюрнберга) имело лучшую репутацию в Европе и идеально подходило для изготовления небольших статуэток, домашней утвари и столовой посуды. Около пятисот лет здесь производили и производят кувшины, кружки, тарелки, небольшие фигурки животных, игрушечных солдатиков, винные пробки, свадебные бокалы, подсвечники и много чего другого. Но самое главное, что, благодаря мастерам, сохранившим многовековые традиции ремесла, мы тоже можем стать счастливыми обладателями таких изделий. Во всяком случае пока еще!  
Оловянные рюмки и бокалы
Георг Станисавлевич создал более 500 форм для литья оловянных фигур
40 лет назад, когда Георг Станисавлевич открыл свой магазин "Zum Zinngießer" в "Ремесленном дворе", в Нюрнберге работало около 30 оловянных мастерских, а в последние годы он оставался одним из последних продолжателей местных традиции. К сожалению, этот талантливый мастер, который так увлеченно рассказывал о своих работах и несмотря на возраст ежедневно бывал в магазине и мастерской (думаю, его видели все, кто хоть раз заглядывал в эту лавку), ушел из жизни в июне 2019 года. 
Знаменитый мастер Георг Станисавлевич на пороге своего магазина
Georg Stanisavljevic (Bato) за работой (фото 1995 и 2015)
Такая кружка - отличный сувенир из Нюрнберга!
 
Мастер за работой

Кстати, тут же в "Ремесленном дворе" можно попробовать и традиционную франконскую кухню, но поскольку очередной перекус в наши планы пока не входил, мы распрощались с гостеприимными ремесленниками и по главной улице - Кёнигштрассе - отправились в центр города к церкви Святого Лоренцо (Святого Лаврентия, Lorenzkirche). 
Церковь Святого Лаврентия (вид сверху)
В прошлый раз я уже рассказывала об этой важнейшей городской церкви, построенной нюрнбергскими буржуа в пику собору Святого Зебальда с другого берега реки Пегниц. Теперь я хочу показать ее своей подруге, а заодно еще раз посмотреть на деревянные средневековые алтари и высоченные готические своды.
Фасад церкви Святого Лаврентия и «Звезда Святого Лаврентия»
Итак, готическое здание второй из трех самых главных церквей Нюрнберга - церкви Святого Лаврентия - было заложено в 1250 году на фундаменте предыдущей романской капеллы 1235 года. Спустя век церковь подверглась перестройке и в общих чертах приобрела свой современный внешний облик. Затем работы по расширению и обустройству храма продолжались вплоть до 1477 года. В архитектурном смысле новая Lorenzkirche является более крупным двойником самой старой нюрнбергской церкви Святого Зебальда и одной из красивейших готических трехнефных церквей Германии. Ее 80-метровые башни, 10-метровая витражная роза «Звезда Святого Лаврентия» (1353 год, оригинальное остекление 1360 года) и пережившее Реформацию великолепное внутреннее убранство делают эту церковь выдающимся памятником мирового значения.
Ро­за пред­став­ля­ет со­бой два на­ло­жен­ных друг на дру­га креста, 1353
Оригинальное остекление относится к 1360 году 
(вид снаружи и внутри)
К главным достопримечательностям церкви Святого Лаврентия относится «Благовещение» (Engelsgruß, 1518) работы немецкого скульптора Фейта Штоса (Veit Stoß). Подаренная нюрнбергским купцом и меценатом Аноном Тухером (Anton Tucher) резная композиция из липового дерева (диаметр - 3,2/3,7м, вес - 800 кг) до сих пор подвешена на высоте 6 метров в алтарной части собора.
Скульптурная группа «Благовещение» висит на высоте 6 метров
В центре венка из позолоченных роз и медальонов с изображением "семи радостей Марии" расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила. На голову Марии опустился белый голубь, как символ Непорочного Зачатия, вокруг главных скульптур парят ангелы и все это вместе держит в своих руках восседающий на троне Бог-отец. Поверх золотого венка расположены четки имеющие 63 бусины (по количеству лет земной жизни Девы Марии), поэтому эту композицию еще называют "Благовещение в четках". 
Венок окружают четки с 63-мя бусинами
В период Реформации, а церковь Святого Лоренца одной из первых в Германии перешла в лютеранство (1529), скульптуру спрятали от глаз верующих под самый потолок, как несоответствующую принципам протестантизма (Слава Богу не уничтожили!), а в 1806 году вообще перенесли во Фрауэнкирхе. В 1817 году "Благовещение" вернулось на прежнее место, но веревки, на которые его подвесили оказались слишком непрочными - 2 апреля скульптура оборвалась и разбилась. Отреставрировали ее только через восемь лет и, увы, с небольшими потерями. Во время II Мировой войны композиция находилась в подземном бункере вместе с другими бесценными сокровищами Нюрнберга, а в 1971 году была вновь отреставрирована с использованием новейших технологий. 
Скульптурная группа «Благовещение» (1518) в интерьере церкви
Второй не менее ценной достопримечательностью Лоренцкирхе считается уникальная 20 метровая дарохранительница Сакраментсхаус (Sakramentshaus, 1496) работы знаменитого скульптора Адама Крафта (Adam Kraft). Ажурная многоярусная башня из местного песчаника, украшенная сценами на тему "страстей Христовых", была подарена церкви представителем одной из важнейших патрицианских семей Нюрнберга - Гансом IV Имхоффом (Hans IV Imhoff). Пластичность каменных линий здесь достигается благодаря авторскому "ноу-хау" Крафта, который, кстати, не забыл увековечить и себя любимого. По всей вероятности, именно он с двумя другими товарищами поддерживает основание дарохранительницы, в которое складывали принесенные дары.
Дарохранительница Сакраментсхаус, Адам Крафт (фигура справа), 1496
(высота - около 20 метров, диаметр - около 3,40 метра)
Позолоченные железные двери изготовлены в мастерской "Мейстер Фридрих"
Кроме "Благовещения" и дарохранительницы в церкви Святого Лаврентия сохранились уникальные средневековые алтари, позолота и яркая роспись которых очень эффектно смотрятся на фоне аскетичного готического интерьера. 
"Алтарь Святой Екатерины", 1485/90, Михаэль Вольгемут 
"Алтарь Святой Анны", Ганс фон Кульмбах (Зюсс), 1510 (фрагмент)
"Алтарь Святой Анны", Ганс фон Кульмбах, 1510 (фрагмент)
(возможно ученик Дюрера)
"Алтарь Рохуса",1483/84
(запечатлен момент, когда защитник от чумы Рохус из Монпелье
показывает ангелу чумную язву на ноге, и ангел обещает исцеление) 
"Алтарь Вольфганга", около 1450 года (фрагмент)
"Алтарь Святого Иоанна", 1520
"Николаевский алтарь" (оригинальные крылья утеряны)
Важнейшим из всех представленных в церкви средневековых алтарей и одним из старейших резных деревянных алтарей Германии является "Алтарь Святого Деокара" работы неизвестного франконского резчика (1406/1437). 
"Алтарь Святого Деокара", неизвестный франконский резчик, 1406/1437
Возможно, фигуры были вырезаны в 1406 и вставлены в алтарь в 1437 году
Этот алтарь посвящен проповеднику, монаху и духовнику Карла Великого - Святому Деокару, мощи которого с 1316 по 1811 год находились в Нюрнберге. На правой нижней створке алтаря запечатлен тот момент, когда Людвиг Баварский преподносит городу этот дар. В 1811 году средневековая рака была переплавлена, а святые мощи с 1845 года хранятся в кафедральном соборе города Айхштет.
Эта часть алтаря, возможно, предназначалась для хранения раки с мощами
Хоры и неф Лоренцкирхе украшены великолепными витражами в стиле поздней готики выполненными в середине XV века знаменитым художником и гравером Михаэлем Вольгемутом (Michael Wolgemut), в мастерской которого в 1486-90 годах работал подмастерьем юный Альбрехт Дюрер. 
В центре хоров расположено "Императорское окно" (подарок Фридриха III)
Витраж "Schlüsselfelder" (подарок семьи местных патрициев), ок. 1481 
Витраж "Konhofer", (посвящено пастору Конраду Конхоферу), 1452
Витраж "Volckamer" (подарок семьи местных патрициев), ок. 1480
Кроме резных алтарей и средневековых витражей церковь украшена многочисленными статуями на колоннах (самая старая из них - "Мария с младенцем", ок. 1285), картинами на стенах, деревянным декором и резной кафедрой из песчаника. А еще в готических храмах меня восхищает очень сложный плетеный рисунок высоких потолков, и в церкви Святого Лаврентия мне точно было на что посмотреть.
Одна из средневековых статуй и рисунок высокого потолка
Слева - Святой Лаврентий с решеткой, на которой его казнили, в руках
В центре - великолепный потолок центрального нефа
Разнообразные предметы внутреннего убранства на протяжении многих веков традиционно дарили своей церкви представители самых уважаемых семей Нюрнберга. Говорят, именно поэтому большинство алтарей, статуй и витражей вполне успешно пережили период иконоборчества. При этом в последующие годы интерьер Lorenzkirche был даже "доукомплектован" уцелевшими средневековыми артефактами из уже закрытых окрестных церквей и монастырей. 
Скамейки хоров
Резная кафедра из песчаника
Основание кафедры и элементы средневекового декора
Выйдя из церкви Святого Лаврентия, мы решили отдать должное Рождеству и по дороге к следующим достопримечательностям заглянули в два очень подходящих для этой цели магазина. О первом из них я уже когда-то написала отдельный пост. Это один из магазинов компании Käthe Wohlfahrt (в Нюрнберге - Königstrasse 8 и Plobenhofstraße 9-1), которая круглый год торгует оригинальными рождественскими товарами очень высокого качества. Одна беда, фотографировать в нем нельзя. Так что мне разрешили сделать всего несколько фотографий. Да! Есть и еще одна малоприятная вещь - все эти изделия сделаны вручную и традиционно стоят достаточно дорого!
Компания Käthe Wohlfahrt была основана в 1964 году
Зал магазина на Königstrasse 8
Здесь продаются традиционные изделия ручной работы
А это мои любимцы! С удовольствие собрала бы такой комплект!
Ну, и куда же без щелкунчиков!
Второй магазин хоть и не специализируется на рождественских товарах, каждый год выпускает очень нарядные коллекции с новогодней тематикой, поэтому пройти мимо любимого "Villeroy & Boch" (Königstraße 13) мы не смогли. Заглянули посмотреть новинки и получили массу удовольствия.
Подсвечник и новогодняя посуда
Елочные игрушки
Тортовницы и чашки
Музыкальная шкатулка, коробки для печенья и елочные игрушки
Елочные игрушки
Рождественский сервиз
Далее наш путь лежал в сторону "Музейного моста" (Museumsbrücke) через довольно узкую речку Пегниц. С него открывается один из самых фотографируемых видов города на "Больницу Святого духа" (Heilig-Geist-Spital, 1339, основал самый богатый житель города - Конрад Кросс - для спасения своей души). В этом уникальном по тем временам здании, построенном прямо над руслом реки, когда-то размещалась самая большая больница города и дом престарелых. А в больничной часовне (пристроена в 1420) в течение почти четырех веков (1424-1796) хранились коронационные регалии Священной Римской империи, которые теперь полулегально (их не вернули после последней коронации во Франкфурте-на-Майне) находятся в Императорской сокровищнице Вены. Сейчас в здании больницы располагается дом престарелых и ресторан.
Вид на "Больницу святого духа", 1339 (шпиль часовни - на заднем плане)
Настало обеденное время и мы отправились в уже знакомый мне ресторан "Goldenes posthorn". Возможно кто-то считает, что ходить в один и тот же ресторан - это скучно, но у меня для этого было, как минимум, две уважительные причины. Во-первых, моя подруга тоже должна была хоть раз пообедать в самом старом ресторане Нюрнберга, в котором пивал еще Альбрехт Дюрер, а, во-вторых, на десерт здесь можно полакомиться горячими вишнями с мороженым
Самый старый из ныне работающих ресторанов Нюрнберга, 1498
"Горячие вишни в роме с шариком мороженого" и счастливая я!
Goldenes Posthorn (рус. "Золотой почтовый рожок", Glöckleinsgasse 2) является старейшим из ныне работающих рестораном в Нюрнберга и одним из старейших действующих винных ресторанов Германии. В нем хранится подлинный документ, в котором говорится, что Goldenes Posthorn был куплен в понедельник после Дня всех святых 5 ноября 1498 года. Возможно, заведение существовало задолго до его перепродажи, но никаких подтверждений этому не сохранилось. 
Вывеска напоминает нам о дате основания ресторана - 1498 год!
На протяжении более чем 500-летней истории в этом винном ресторане кто только не пивал. Кроме меня, это заведение любили художник Альбрехт Дюрер и поэт Ганс Сакс. Рихард Вагнер работал здесь над оперой "Нюрнбергские мейстерзингеры", а соседство с главной церковью средневекового Нюрнберга сделало его популярным у приезжавших в город королей. Отдав дань уважения мощам Святого Зебальда, они непременно заглядывали в уютный соседний ресторанчик. 
Нюрнбергские колбаски мы решили отложить на потом
В отличие от королей, мы сделали все наоборот! Сначала заглянули в ресторан, а уже потом отправились в стоящую напротив церковь Святого Зебальда. Осмотрели ее вокруг, с трудом отыскали нужную входную дверь (боковая, слева от центрального входа) и, наконец, вошли в легкий готический сумрак самой старой приходской церкви имперского города Нюрнберг. Той самой которую скопировали бюргеры с южного берега реки Пегниц. Но хотя башни церкви Святого Лаврентия и были выше оригинала, Зебальдускирхе долгие годы оставалась самым важным и благородным храмом города. Тем более что именно в ней хранится рака с мощами покровителя Нюрнберга - Святого Зебальда. 
На переднем плане - церковь Святого Зебальда, а на заднем - Святого Лоренца
(вместе с Фрауэнкирхе они являются тремя главными церквями Нюрнберга)
Поскольку я уже написала об этой церкви отдельный пост ("Самая старая приходская церковь Нюрнберга"), сейчас постараюсь не утомлять долгими рассказами. Скажу только, что первоначально на этом месте была небольшая часовня, которую в начале XIII века сменили на романскую базилику Петра и Павла. Поначалу она всех устраивала, но так случилось, что после смерти местного отшельника - Святого Зебальда (никаких сведений, кроме легенд, о нем не сохранилось), волы привезли телегу с его телом под двери именной этой базилики, а вслед за волами потянулись паломники. 
Святой Христофор с посохом и младенцем-Иисусом на плечах (копия)
пожертвован семьей Шлюссельфельдер 
(оригинал 1442 года находится в Германском национальном музее)
Средневековые барельефы и статуи
В XIV веке поток паломников продолжал расти, а вместе с ним росла и главная городская церковь (в боковом нефе выставлены макеты здания на разных этапах), постепенно превращаясь в красивый готический храм. В XV веке она обзавелась двумя высоки башнями, а в 1525 году, сохранив историческое убранство, одной из первых стала лютеранской. В XVII веке интерьер был реконструирован в барочном стиле, но его элементы были практически демонтированы два века спустя.
Церковь Святого Зебальда
Главный неф церкви Святого Зебальда
Вид на центральный неф со стороны бывшего главного алтаря
Церковь носит имя покровителя Нюрнберга Святого Зебальдуса, и хотя официальный статус святого Зебальд приобрел лишь в XIII веке, а Римской церковью был канонизирован только в XV, избрав покровителем города "местного" святого, Нюрнберг хотел еще раз подчеркнуть свою значимость и суверенитет. Рака с его мощами в прекрасном саркофаге (Sebaldusgrab) благополучно пережила Реформацию и до сих пор является важной частью собора
Саркофаг Святого Зебальда, Питер Вишер и сыновья, 1508/19
Саркофаг Святого Зебальда (детали)
Саркофаг Святого Зебальда (детали)
Пятиметровую ажурную бронзовую усыпальницу работы Питера Вишера с сыновьями (Peter Vischer und Söhne, 1508-1519 годы) держат на своих "плечах" 12 улиток и 4 дельфина. Внутри находится серебряная рака (1397 год), в которой в пурпурном мешочке больше шестисот лет хранятся мощи Святого Зебальда.
Саркофаг Святого Зебальда. Внутри находится урна 1397 года
К другим историческим ценностям Зебальдускирхе относятся: крестильная купель (около 1430); Алтарь Петра (Petersaltar, около 1480); надгробный памятник семейства Тухер, выполненный Гансом фон Кульмбахом (1513 год); работы знаменитых скульпторов Файта Штосса (начало XVI века) и Адама Крафта, а также великолепные витражи, часть из которых выполнена по эскизам великого Альбрехта Дюрера (1500). Во время Второй мировой войны здание церкви значительно пострадало, но все сокровища переждали страшные времена в подземном бункере и после восстановления собора вернулись на свои места.
План-схема достопримечательностей церкви Святого Зебальда
Один из средневековых резных алтарей
"Алтарь Святого Петра", 1477, пожертвован Николаусом Топлером
резьба - "Meisters des Zwickauer Hochaltars", роспись - Михаэль Вольгемут
(до Реформации ангелы держали над головой Святого Петра папскую тиару)
"Ниша для святых даров", 1370/80
Вокруг двери расположены: Святые Петр и Зебальд, фигуры молящихся,
сцена погребения Христа и Бог-отец, отдающий людям распятого сына
Эта дверь пережила и Реформацию, и бомбардировки 1945 года
"Мадонна в венке лучей" (Madonna im Strahlenkranz)
неизвестный скульптор, Нюрнберг, 1438, груша, роспись, позолота
под витражом - "Эпитафия Лоренца Тухера", Ганс фон Кульмбах (эскиз Дюрера), 1513
"Распятие", "Мария" и "Иоанн", Файт Штосс, 1508/20
липовое дерево, роспись, позолота
Фигуру были размещены над бывшим главным алтарем в 1663 году 
(авторство "Распятия" установлено только в начале XX века)
Право на установку витражей в главной городской церкви строго регулировалось городским советом и предоставлялось только самым уважаемым семьям Нюрнберга. Некоторые семьи пожертвовали отдельные стекла, другие - целые окна. На них можно увидеть гербы и изображения дарителей и их близких родственников, а также библейские сцены и фигуры святых. Самые старые витражи Зебальдускирхе относятся к первой половине XIV века (подробно о витражах этой церкви тут).
Один из самых эффектных украшений этой церкви являются витражи
Витраж епископов Бамбергских по эскизу Дюрера, 1501/02
витражная мастерская 
Файта Хиршфогеля Старшего
"Сотворение мира" (эпитафия братьям Бехайм), 1603
Иоганн Кройцфельдер (Jochann Kreutzfelder)
Выше - "Витраж Бехайма", ок. 1380 

(патрицианская семья Бехайм бала одной из наиболее старых и уважаемых в Нюрнберге
самым знаменитым ее представителем стал Мартин Бехайм - изобретатель глобуса)
Витраж Тухера "Крестный путь Христа", 1380
дарители - Бертольд И. Тухер и его жена Анна Пфинцинг
ниже - мемориал семьи Тухер (Tucher von Simmelsdorf)

Средневековые скульптуры
Люблю фотографировать старинные деревянные лавки хоров
Элементы резного декора старинных лавок
Выйдя из церкви Святого Зебальда, мы отправились в сторону дома-музея Альбрехта Дюрера, расположенного в пяти минутах ходьбы рядом с площадью Байм Тиргартнертор (Beim Tiergärtnertor). Это один из самых живописных уголков Нюрнберга с фахверковыми домами, средневековой башней, фрагментом городской стены и безумной пародией на "дюреровского" зайца. 
 Дом Альбрехта Дюрера и площадь Байм Тиргартнертор (начало ХХ века)
Дом-музей Альбрехта Дюрера (Albrecht-Dürer-Haus, дом 1420 года) 
В Доме-музее Альбрехта Дюрера воссоздана обстановка его эпохи 
Та же площадь в 2018 году
слева - фахверковый дом 1530 года с рестораном «Augustiner Zur Schranke»
впервые название «Zur Schranke» было упомянуто в 1632 году
Поскольку в музее Альбрехта Дюрера я была в прошлый раз (подробный отчет), а Люде вполне хватило моего рассказа, мы ограничились парой фотографий и пошли исследовать "живописные окрестности" - заглянули в очень стильный сувенирный магазин (его старинную витрину как раз напротив музея трудно не заметить); прогулялись через толщу крепостной стены; осмотрели башню с невыговариваемым названием Тиргаэртнертор (Tiergärtnertorturm) и "Дом Пилата" с фигурой Святого Георгия на углу (Pilatushaus, 1489); заглянули в "Художественный бункер" и весьма эмоционально обсудили достоинства жуткого "Зайца Дюрера", который похож на чудесный оригинал только тем, что он тоже заяц.
Вход в город - ворота Тиэргартнертор и одноименная надвратная башня 
Основа башни относится к XIII веку, а два этажа достроены в 1516 году

Вид на городские укрепления и надвратную башню Тиэргартнертор
(с внешней стороны)
У подножья башни расположено кафе 
В сезон здесь очень много народа и все заполнено яркими зонтиками
Фахверковый "Дом Пилата" (1489) - важный архитектурный памятник 
Первоначально он принадлежал кузнецу-оружейнику Гансу Грюнвальду
"Заяц Дюрера" (Dürer-Hase Skulptur), Юрген Гертц (Juergen Goertz), 1984
В третьем здании слева расположен "Художественный бункер"
"Исторический художественный бункер" (Historischer Kunstbunker)
(в горе на глубине 24 метра во время войны хранились
свезенные нацистами ценности и художественные сокровища)
Далее по плану у нас была прогулка в сторону "Нюрнбергской крепости" (около 500 метров). Попасть туда можно по той же улице, на которой расположен "Художественный бункер" (Obere Schmiedgasse), но мне больше нравится узкая "верхняя" улочка Am Ölberg, идущая параллельно Обере Шмидгассе вдоль подножья крепостной стены. Оттуда и вид на крепость очень красивый, и фахверковые домики там есть интересные, и черепичные крыши в осенних желтых листьях выглядят очень эффектно.
Осень
Вид на крепость с улицы Am Ölberg
Типичный Нюрнберг
Расположенная на возвышении наиболее масштабная местная достопримечательность - "Кайзербург" (Kaiserburg Nürnberg) или "Нюрнбергская крепость" (Nürnberger Burg) - некогда была одним из самых грозных укреплений средневековой Европы и важнейшей резиденцией немецких королей и императоров Священной Римской империи, в которой они останавливались и периодически проживали с 1050 по 1571 год (в Средние века германские короли не имели постоянной столицы).  
Вид на Нюрнбергскую крепость
Сегодня "Нюрнбергская крепость" представляет собой комплекс строений и защитных сооружений трех периодов: "Бургграфская крепость" (1027-1125), "Императорский замок" (1138-1254) и "Крепость свободного имперского города" (XIV-XVI века). В бывших залах Императорского дворца работает филиал Германского национального музея в Нюрнберге (Germanisches Nationalmuseum), а со смотровой площадки, расположенной возле южной оборонительной стены во внутреннем дворе Бургграфской крепости, открывается замечательный вид на город.
Вход в "Нюрнбергскую крепость" (вид со стороны крепости)
Вид на Нюрнберг со смотровой площадки
В "крепостные музеи" мы тоже не пошли. Побродили немного по территории, полюбовались видами со смотровой площадки и отправились на другой конец Старого города (около 1 км) к уникальному "Цепному мосту" через речку Пегниц. По дороге заглядывали в антикварные и кондитерские, еще раз отдали должное великому Дюреру (его памятник стоит на небольшой одноименной площади), много фотографировали, любовались красотами архитектуры и совершенно незаметно оказались в начале знаменитой Вайссгербергассе (Weißgerbergasse).   
Памятник Альбрехту Дюреру на одноименной площади
(первый памятник художнику в Германии)
Так выглядит немецкая зима. У меня они так даже летом не растут!
Один из антикварных развалов
Кружево ручной работы с петельками для корниза
Знаменитые нюрнбергские пряники
Архитектурное украшение одного из фасадов
Новогодние окна ресторана "Albrecht-Dürer-Stube"
Удивительно! Ни одно украшение не повторилось!
Окна кафе украшены вязаным декором ручной работы
Какая филигранная работа!
По дороге меня очень заинтересовали небольшие каменные и деревянные эркеры, украшавшие некоторые старинные дома (я сфотографировала их больше десятка). Оказалось, что это Chörlein, которые в Средние века были характерны для Южной Германии, но традиционными стали именно в Нюрнберге. Особенно много таких эркеров на улицах вокруг церкви Святого Зебальда. Например, на колоритной улочке Фюль (Füll).
Средневековые Chörlein на улице Фюль (Füll)
Так что же такое Chörlein? Оказывается, это "молитвенные ниши в жилом пространстве". Поскольку церковный закон запрещал размещать жилые помещения над алтарем, а некоторым зажиточным горожанам очень хотелось иметь домашние часовни, подобные ниши стали выносить наружу и пристраивать на фасаде дома. При этом они должны были быть одноэтажными, примерно, в ширину обычного окна и, как правило, с острым углом в основании.
Идея создания Chörlein возникла в эпоху поздней готики 
Молельная ниша с ангелом
Самую раннюю из сохранившихся нюрнбергских "хорлейн" можно увидеть на восточной стене Старой ратуши, а самые красивые расположены на фасаде "Дома Нассау" (дом напротив церкви Святого Лоренца) и "Зебальдер Пфаррхоф" (дом напротив церкви Святого Зебальда).
Chörlein на фасадах "Дома Нассау" (слева) и "Зебальдер Пфаррхоф" (справа)
Эркер справа украшен рельефами, изображающими жизнь Девы Марии, 1370 
Наличие Chörlein свидетельствовало о статусе владельца дома
Безусловно самой красивой улицей Нюрнберга считается изогнутая дугой узкая пешеходная Вайссгербергассе (Weißgerbergasse), которая протянулась на 200 метров между улицей Вайнмаркт (Weinmarkt) и площадью Максплац (Maxplatz). Этот хорошо сохранившийся и очень правильно отреставрированный архитектурный ансамбль из, примерно, 20-ти средневековых домов производит очень яркое впечатление. Особенно на таких любителей фахверковых фасадов, как мы с подругой! 
Начало улицы Вайссгербергассе (со стороны Вайнмаркт)
Вайссгербергассе (Weißgerbergasse, "Улица белых кожевников")
Средневековые фахверковые дома и фигура Святого Эгидия
На цокольных этажах размещены кафе, магазины и рестораны
На домах №№ 16 и 25 можно увидеть еще два эркера - Chörlein
Стоящие в ряд фахверковые фасады выглядят очень эффектно
Улица Вайссгербергассе (со стороны Максплац) и реки Пегниц 
Осталось пересечь Максплатц, и вот онсамый старый из сохранившихся железных подвесных мостов континентальной Европы, 68-метровый "Цепной мост" через речку Пегниц. Но кроме того, что он сам по себе является уникальной достопримечательностью, с него открывается великолепный вид на реку и город. Помню, как я попала сюда в первый раз, совершенно не ожидая увидеть всю эту красоту! Впечатление было потрясающим! С тех пор это одно из моих самых любимых мест в Старом городе! 
"Цепной мост" (Kettensteg, Конрад Георг Купплер,30 декабря 1824)
Вид на реку Пегниц и арочный мост Халлертона (Hallertorbrücke, 1697)
Обожаю это место! А как весной здесь хорошо!!!
Вид на город и старейший каменный мост города - Максбрюке (1497)
В 1810 году назван в честь баварского короля Максимилиана I Иосифа
Вид на "Цепной мост" с соседнего Максбрюке 
За мостом видны остатки городских укреплений "Фронвест" (1490)
Первоначально одноэтажное здание в виде моста служило арсеналом 
Нужно сказать, что небольшая речка Пегниц, которая так удачно делит Старый Нюрнберг на две половины, и в которой так красиво отражаются мосты и старинные постройки, является очень приятным бонусом к прогулке по городу. Во всяком случае лично для меня. 
Вид на "Цепной мост" и фахверковые дома южного берега
Вид на Максбрюке (Maxbrücke) со стороны "Моста палача" 
Вид на верхнюю часть "Карлова моста" (Karlsbrücke) с "Моста палача"
Пора было "сделать паузу и скушать Твикс", и мы пошли в очень симпатичное "Café am Trödelmarkt". Оно находится на острове "Блошиный рынок" (Trödelmarkt), попасть на который можно по деревянному "Мосту палача". Это еще одно очень атмосферное место города с историческими мостами, фахверковым "Винным складом", водонапорной башней и "Домиком палача" (там сейчас музей).  
"Мост палача" или "Путь к палачу" (Henkersteg, гравюра 1850)
Первый мост 1457 года был снесен наводнением в 1595 году
  Нынешний мост был построен в начале XVII века и много раз обновлялся
"Мост палача" ведет на остров "Блошиный рынок"
Весной рядом с кафе стояли столики с видом на местные достопримечательности, и мне ужасно хотелось посидеть в таком потрясающем месте, но совсем не было времени. Теперь время было, но летняя терраса была, увы, закрыта!
Летняя терраса "Café am Trödelmarkt" с видом на достопримечательности
 "Café am Trödelmarkt" (кафе "Блошиный рынок")
Выставленный в витрине ассортимент пирожных, выпечки и тортов сумел удивить даже такую бывалую сладкоежку, как я. Не зря я хотела выпить кофе именно здесь! Отличное место с приветливым персоналом и небольшими уютными залами. Мы выбрали место внизу и оказались в компании веселых нарядных подружек "в возрасте", у которых, судя по всему, был очередной девичник. Надеюсь, что наши традиционные посиделки со стороны выглядят так же задорно-мило!
Сладкий ассортимент кафе "Блошиный рынок"
Наш скромный перекус
Штрудель был зачетный!
Когда мы, наконец, выбрались из кафе, на город уже опустился вечер, и началось мое любимое время ярких витрин. До поезда еще оставалось около трех часов, и, немного побродив по острову "Блошиный рынок", мы вышли на "Карлов мост" (Karlsbrücke), еще раз полюбовались красивыми видами и самой дальней дорогой отправились в сторону вокзала. 
Витрина магазина пряников "Lebkuchen Gollmann" (уже закрыт)
Кстати об очень колоритном и уютном острове "Блошиный рынок", который одинаково доступен как с северного, так и с южного берега реки Пегниц. В Средние века здесь торговали свиньями, в середине XV века работали мельницы, а в XVI веке жители северной части города стали торговать поношенными вещами и появилась первая "барахолка". В начале XIX века остров был официально переименован в "Блошиный рынок" и к концу века обзавелся полноценным рыночным комплексом, пришедшим на смену стихийным лавкам. К сожалению, все эти строения были разрушены во время Второй мировой войны, но нужно отдать должное реставраторам Нюрнберга, они так мастерски восстановили исторический облик города, что ни у кого не возникает даже мысли о новоделе. 
Улица "Блошиный рынок" (Trödelmarkt) на острове "Блошиный рынок"
Магазин "Blumen & Art" (Trödelmarkt 25)
Магазин оборудования для кофе "Espressowelt" (Trödelmarkt 39)
Вид на "Мост палача" с "Карлова моста"
Витрина магазина для вегетарианцев "Lebe Gesund - vegan-vegetarische"
Витрина "Lebe Gesund - vegan-vegetarische" (Josephsplatz 11)
Пройдя следующие 500 метров по Йозефплатц и Людвигсплац (странно, но некоторые улицы здесь называются площадями), мы оказались возле очередной знаковой достопримечательности. Вернее, достопримечательностей здесь было целых две. Во-первых, "Белая башня" (Weißer Turm, ок. 1250), которая когда-то была частью городских укреплений, а теперь служит выходом из одноименной станции метро, а, во-вторых, весьма спорный фонтан "Брачная карусель". О нем я уже написала целый пост ("Экстравагантная "крышка" ...), так что только напомню, что построили его, чтобы скрыть вентиляционную шахту метро, что он являет собой весьма неожиданный взгляд на семейную жизнь в изложении того самого поэта Ганса Сакса, который любил сиживать в ресторане "Goldenes Posthorn" (Hans Sachs, 1494-1576), что выглядит он достаточно странно и что многие горожане до сих пор не могут смириться с существованием этого смелого арт-объекта. 
Достопримечательности площади Людвига (Ludwigsplatz): 
слева - "Белая башня" и купол церкви "Святой Елизаветы" на заднем плане
справа - фонтан "Брачная карусель" и универмаг "Kaufhaus am weißen Turm"
Фонтан "Брачная карусель"(Jurgen Weber, 1981)
Рождественский декор универмага "Kaufhaus am weißen Turm"
Далее была торгово-пешеходная улица Breite Gasse, 500 метров которой медленно и уверенно привели нас к улице с непроизносимым названием Pfannenschmiedsgasse, ведущей к большому торговому центру GALERIA (Kaufhof) Nürnberg Königstraße. 
Витрина магазина "Brandl's Räucherkammerl" (Breite Gasse 17)
Местные колбасные деликатесы
Немецкая "Кровянка"
Пешеходная улица Pfannenschmiedsgasse
слева 
вдали зеленая реклама GALERIA Nürnberg Königstraße 
Поскольку посещение универмагов в наши планы сегодня не входило, мы повернули в сторону Лоренцкирхе и пошли смотреть на церковь в вечернем освещении... а по дороге совершенно случайно попали в кофейно-шоколадно-десертный рай - магазин Eilles!
Нюрнбергский магазин "Eilles" (Pfannenschmiedsgasse 4)
Первый магазин компании EILLES был открыт в 1873 году в Мюнхене напротив Государственной оперы на Резиденцштрассе, и вскоре его основатель - Джозеф Эйллес - стал поставщиком двора короля Людвига II Баварского. Кроме лучших сортов кофе и чая этот магазин предлагал специи и разнообразные "колониальные товары". Сейчас "колониальными товарами" никого не удивишь, но компания Джозефа Эйллеса продолжает держать планку поставщика деликатесов. Просто пройтись вдоль здешних красивых полок, вдохнуть аромат кофе и купить себе любимой что-нибудь вкусное и красиво упакованное - это уже огромное удовольствие!
К Рождеству магазин подготовил много вкусных подарков
Огромный выбор сладостей
Шоколадные конфеты и выпечка
Банки с различными сортами чая
Емкости с различными сортами кофе
Шоколадки и конфеты
На переднем плане стоят стойки с шоколадными "Календарями Адвента"
Вот мы и добрались до церкви Святого Лаврентия, недолго побродили вдоль стоящих перед ней ларьков со всевозможными вкусностями (пряники, сыры, колбасы, брецели, кофе, местный фастфуд) и вышли на идущую в сторону вокзала уже знакомую Кенигштрассе. Экскурсионный круг первого дня был почти завершен.
Возле церкви Святого Лоренца допоздна работали продуктовые палатки 
Ларек с сырными деликатесами
Что-то из твердых сыров
Винный магазин "vom FASS Nürnberg Inh. Eduard Stöber" (Königstraße 25-27)
Впереди уже был виден вход в Königstorpassage, но в вечерних огнях "Ремесленный двор" выглядел так нарядно, что пройти мимо было просто невозможно... и мы опять пошли на вокзал "по верху". 
"Ремесленный двор" в рождественском декоре
На вокзале, коротая время, мы выпили по чашечке чая, забрали вещи из камеры хранения и очень впечатленные, но немного уставшие отправились в Мюнхен, куда благополучно прибыли через час с небольшим.  А минут через двадцать мы уже размещались в хорошо знакомом отеле "Luitpold"! Ну, как после этого не любить гостиницы в двух шагах от вокзала! 
Центральный вокзал Нюрнберга 
Чай "на дорожку"
У меня еще хватило сил на дизайнерские изыски
Осталось сесть в электричку. Через час будем в Мюнхене
Длинный день подошел к концу.  Пора в душ и на боковую.
Ведь на завтра у нас грандиозные планы! Будет столько интересного!

Некоторые источники:
Википедия и фотографии из интернета

Пять дней в конце ноября:
День 2-й:
"Рождественский Мюнхен, начало прогулки"
"Продолжаем гулять по Мюнхену"

День 3-й:

День 4-й:

День 5-й:

Мюнхенские музеи:

4 комментария:

  1. Ирина, какой чудесный репортаж! Зайду еще почитать, за один присест не хочу "по диагонали", хочу погрузиться и насладиться :). С сожалением подумала, что я мало что помню о Нюрнберге.... надо поворошить фотографии :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Заходите! Делюсь своими впечатлениями и как-будто опять путешествую. Так этого не хватает... А что до Нюрнберга, то мне он очень нравится этот город. Хотя практически все мои подруги почему-то этого восторга не разделяют. Иногда наши вкусы не совпадают!

      Удалить
    2. Я помню, что Нюрнберг мне очень понравился :) И пряники вкусные были, и мосты... Просто была там всего раз. И было это в 2017-м... кажется, что целая вечность прошла...

      Удалить
    3. Я тоже в первый раз в 2017 году, и он сразу мне понравился. Люблю города с компактным гармоничным старым центром, у нас в Киеве с этим теперь совсем плохо...

      Удалить