В первых двух частях нашей прогулки по "Старой пинакотеке" мы уже успели познакомиться с художниками Северного Возрождения и разнообразной коллекцией итальянской живописи XIV-XVIII веков. Теперь смело можем приступать к обзору необъятных залов Рубенса и других фламандских, нидерландских и немецких художников XVII- XVIII веков.
Зал VI: Фламандская живопись XVII века
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал VI |
Антонис ван Дейк (Anthony van Dyck, 1599-1641)
Якоб Йорданс (Jacob Jordaens, 1593-1678)
Ян Фейт (Jan Fyt, 1611-1661)
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens, 1577-1640)
Франс Снейдерс (Frans Snyders, 1579-1657)
Зал VI. Фламандская живопись XVII века |
Собрание "Старой пинакотеки" насчитывает 50 работ, связанных с именем гениального фламандского живописца, рисовальщика и гравера сэра Антониса ван Дейка (Anthonis van Dyck, 1599-1641). Среди них оригиналы кисти самого художника и учеников его мастерской, а так же копии картин Ван Дейка, написанные в более позднее время. Большая часть этих работ была привезена в Мюнхен из Мангеймской (в 1799) и Дюссельдорфской (в 1806) картинных галерей, а первые 13 куплены в 1698 году в Антверпене штатгальтером Испанских Нидерландов, будущим курфюрстом Баварии Максимилианом II (1662-1726).
Курфюрст Максимилиан II и одна из купленных им картин Ван Дейка "Святое семейство в пейзаже" (Die Heilige Familie in einer Landschaft) ок.1630, холст, масло, 134,7 х 114,8 см |
Антонис ван Дейк (Anthonis van Dyck, 1599-1641) был одним из самых известных фламандских живописцев своего времени, мастером придворного портрета и религиозных полотен в стиле барокко. В 16 лет он уже имел собственную мастерскую в Антверпене, а в 19 лет был принят в гильдию Святого Луки и сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом, который назвал его лучшим из своих учеников. Наверно, удивительную работоспособность ван Дейк тоже унаследовал от своего учителя, написав за жизнь более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков. Больше удалось создать только самому Рубенсу.
"Сусанна и старцы" (Susanna und die beiden Alten), Антонис ван Дейк 1622/23, холст, масло, 194 х 144 см |
"Оплакивание Христа" (Die Beweinung Christi), Антонис ван Дейк ок.1628/30, холст, масло, 109 х 149 см |
"Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном", Антонис ван Дейк (Maria mit dem Kind und dem Johannesknaben) ок.1631/32, холст, масло, 151 х 115 см |
Антонис ван Дейк много путешествовал и кроме Антверпена успел поработать в Генуе, Лондоне, Париже и нескольких городах Германии. У себя на родине он служил придворным художником штатгальтера Испанских Нидерландов, испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении, а переехав в Лондон, стал придворным художником короля Карла I и работал так успешно, что тот посвятил его в рыцари. Кстати, именно в Лондоне ван Дейк разработал "композиционный тип большого парадного портрета, который отличался пониманием характера модели и умением выразить её внутреннюю и внешнюю красоту".
"Художник Ян де Валь и его жена Гертруид де Йоде", Антонис ван Дейк (Der Maler Jan de Wael und seine Frau Geertruid de Jode) 1629, холст, масло, 125,3 х 139,7 см |
Два парадных портрета работы Антониса ван Дейка "Себилла ван ден Берге ", ок.1630, холст, масло, 210,7 х 136,7 см "Филипс Годинес", ок.1630, холст, масло, 211,5 х 137,5 см |
Два портрета работы Антониса ван Дейка, ок.1632 дуб, масло, 122,9 х 90,8 см (каждый) "Теодор Ромбоутс" и "Анна ван Тилен с дочерью Анной Марией Ромбоутс" |
"Мужской портрет" и "Женский портрет" мастерской Антониса ван Дейка: ок.1630, холст, масло, 204,7 х 121,3 см (каждый) |
Как и многие другие великие художники, Антонис ван Дейк иногда возвращался к интересующим его сюжетам или копировал свои особенно удачные работы. Так, например, сюжет "Мученичество Святого Себастьяна" (Martyrium des hl. Sebastian), он написал в двух вариантах (оба в "Старой пинакотеке", 1620 и 1622/23), и сделал, как минимум, одну копию ("Национальная галерея Шотландии", 1627), а "Автопортрет" (Selbstbildnis, 1620/21) в двадцатидвухлетнем возрасте выполнил сразу в трех разных позах и костюмах.
"Мученичество Святого Себастьяна", Антонис ван Дейк слева - копия (1627), в центре и справа - два оригинала: холст, масло, ок.1620, 229 x 162 см и ок.1622/23, 200 x 151 см |
Три автопортрета ван Дейка 1620/21 годов из разных музеев мира: слева - "Эрмитаж"(Россия), справа - "Метрополитен" (США) в центре - "Старая пинакотека", холст, масло, 81,5 х 69,5 см |
Прекрасным дополнением к представленным в Зале VI картинам Антониса ван Дейка служат работы другого выдающегося представителя фламандской школы - Якоба Йорданса (Jacob Jordaens, 1593-1678), который в 1640-х годах стал самым востребованным художником Антверпена и единственным представителем "большого стиля". О его авторитете и популярности свидетельствует тот факт, что католическая церковь продолжала делать ему заказы даже после того, как он стал протестантом.
Картина Якоба Йорданса в зале музея (слева) "Сатир у фермера" (Der Satyr beim Bauern), 1620/21, холст, масло, 174 х 203 см Одно из многочисленных его полотен по мотивам басен и пословиц |
Иллюстрация пословицы "Как старик поет, так и молодой щебечет" (Wie die Alten sungen, so zwitschern die Jungen) холст, масло, 239 х 322 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Большое влияние на творчество Йорданса оказал великий Рубенс, неоднократно привлекавший художника к написанию эскизов больших картин. Возможно, именно поэтому его работы тоже отличаются "энергичной и сильной живописью с преобладанием тёплых тонов и пристрастием к полнокровным тяжеловесным фигурам, сочным деталям и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем". Очевидно, для подтверждения этой мыли, кураторы музея разместили рядом две колоритные многофигурные работы этих мастеров - "Аллегория плодородия" (Allegorie der Fruchtbarkeit, 1617) кисти Якоба Йорданса и "Фруктовая гирлянда" (Die Früchtegirlande, 1617) кисти Питера Пауля Рубенса совместно со Франсом Снейдерсом и Яном Вильденсом. Да, простят меня знатоки Йорданса, но, если бы не подпись, я бы ни на минуту не усомнилась в том, что передо мной пышнотелые девушки Рубенса!
"Фруктовая гирлянда", Рубенс, Снейдерс и Вильденс, ок 1617 холст, масло, 120 х 203,8 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Якоб Йорданс и его работа "Аллегория плодородия", ок. 1617 холст, масло, 250 х 240 см, куплена в 1937 году |
Несмотря на то, что "Баварское государственное собрание живописи" владеет 12 работами Якоба Йорданса, большая часть из них находится в запасниках или экспонируются в "Государственной галерее Нойбург" (Staatsgalerie Neuburg).
Весь второй "ярус" просторного Зала VI отдан под масштабные полотна двух фламандских "мастеров натюрморта и анималистических композиций в стиле барокко" художников - Яна Фейта (Jan Fyt, 1611-1661) и Франса Снейдерса (Frans Snyders, 1579-1657). При этом на шести картинах Яна Фейта изображены те самые "охотничьи мотивы, за которые его особенно ценили современники" (всего в собрании 17 таких картин).
Зал VI: Произведения Фейта, Снейдерса, ван Дейка, Йорданса |
"Олень, преследуемый собаками" (Rehe von Hunden verfolgt), Ян Фейт холст, масло, 195 х 307 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
"Охота на медведя " (Bärenjagd), Ян Фейт холст, масло, 195 х 308 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Картины Яна Фейта в зале музея (верхний ряд) |
"Натюрморт с добычей и фруктами" (Stillleben mit Jagdbeute und Obst) Ян Фейт, холст, масло, 177 х 236 см |
"Охотничий натюрморт" (Jagdstillleben) Ян Фейт, холст, масло, 177,5 х 276,5 см |
"Натюрморт с охотничьими собаками" (Stillleben mit Jagdhunden) Ян Фейт, холст, масло, 193 х 305 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Кроме роскошных натюрмортов, в творческом наследии Франса Снейдерса тоже было немало великолепных охотничьих сцен, а Питер Пауль Рубенс так высоко ценил его умение мастерски изображать животных, что, начиная с 1613 года, часто приглашал талантливого анималиста для совместной работы. При этом людей Снейдерс изображать не любил, поэтому человеческие фигуры за него писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие антверпенские мастера. Вот такой творческий бригадный подряд!
"Кладовая со слугой" (Vorratskammer mit Diener), Франс Снейдерс 1615/20, холст, масло, 135 х 201 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
"Овощная лавка" (Obst- und Gemüseladen), Франс Снейдерс 1625/30, холст, масло, 204 х 338 см, из резиденции во Фрайзинге (1844) |
Зал VI: Произведения Фейта, Снейдерса, ван Дейка, Йорданса |
И на прощание с этим залом - огромное полотно неизвестного фламандского мастера "Семейный портрет" (Familienbild, 1630). Может быть это и не супер-шедевр, но мне почему-то очень понравился.
"Семейный портрет", ок 1630, фламандский художник холст, масло, 225 х 299 см, из собрания Дюфренса (1768) |
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал VII |
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens, 1577-1640)
Франс Снейдерс (Frans Snyders, 1579-1657)
Центральный зал VII: Много Рубенса и две картины Снейдерса |
Один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер и самый известный фламандский живописец, Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens, 1577-1640) оставил нам в наследство около 3000 картин, 50 из которых находится в собрании "Старой пинакотеки".
Главный зал музея всегда был посвящен творчеству Рубенса |
Раньше картин на тех же стенах было немного больше |
После реставрации зал стал выглядеть чуть скромнее |
Рубенс предпочитал писать исторические полотна, пейзажи и масштабные картины на религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты. Также он делал книжные иллюстрации и многочисленные эскизы для шпалер, а вот портреты, по собственному утверждению, писать не любил, хотя и создал их не один десяток. При этом Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели (помимо холста) для станковых работ даже очень большого размера. К таким произведениям относятся, например, картины "Христос и раскаявшиеся грешники" (Christus und die reuigen Sünder, 1616/17), "Смерть Сенеки" (Der sterbende Seneca, 1612/13), "Пьяный Силен" (Der trunkene Silen, 1618/25) и "Коронация добродетельного героя" (Die Krönung des Tugendhelden, 1613/14), которые экспонируются в это зале.
"Коронация добродетельного героя", Питер Пауль Рубенс, 1613/14 дерево, масло, 222 х 200 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
На картине "Смерть Сенеки" (Der sterbende Seneca, 1612/13), Рубенс показал момент самоубийства римского философа-стоика, поэта и государственного деятеля - Луция Аннея Сенеки. Обвиненный в заговоре против своего воспитанника, императора Нерона, он был осужден на смерть и, не дожидаясь позорной казни, сам вскрыл себе вены на руках и ногах, а, чтобы ускорить процесс, вошёл в горячую воду... Рядом с Сенекой художник изобразил его друга, врача Стация Аннея, а также слугу, который записал последние слова философа: "Это - возлияние (жертвоприношение) Юпитеру Освободителю!"
"Смерть Сенеки", Питер Пауль Рубенс, 1612/13 дерево, масло, 185 х 155 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
"Смерть Сенеки", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
Написанию этой картины предшествовали две находки конца XVI века, которые ошибочно были связанными с именем Сенеки. Во-первых, античная статуя из черного мрамора - "Африканский рыбак" ("Старый рыбак"), которая якобы изображала самоубийство Сенеки и, во-вторых, мраморный бюст неизвестного римского философа. В XIX веке стало ясно, что к Сенеке они никакого отношения не имели, но поскольку Рубенс жил задолго до этого, он не только написал два варианта "Смерти Снеки", используя тело мраморной статуи и голову Псевдо-Сенеки, но и многократно рисовал этот бюст, одна из копий которого стояла в его мастерской.
Статуя "Старый рыбак" и два варианта картины "Смерть Сенеки" слева - музей "Прадо" (Мадрид), справа - "Старая пинакотека" (Мюнхен) |
Картина Питера Пауля Рубенса "Смерть Сенеки" в зале музея |
На картине "Христос и раскаявшиеся грешники" (Christus und die reuigen Sünder, 1616/17) изображена сцена, которой на самом деле нет в Евангелие. Благодаря фантазии художника, четыре великих грешника из Ветхого и Нового Завета соединяются в покаянном смирении перед Всевышним - тем единственным, кто может дать им прощение. Блудница Мария Магдалина встает перед ним на колени, разбойник Дисмас (он был распят рядом с Христом) искренне раскаивается в содеянном, прощения у безгрешного потомка ищет осознавший свой тяжкий грех царь Давид (он возжелал Версавию и убил ее мужа), а апостол Петр со слезами на глазах смиренно просит Учителя помиловать за трехкратное отречение от него.
"Христос и раскаявшиеся грешники", Питер Пауль Рубенс, 1616/17 дерево, масло, 147 х 130 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Первоначально задуманная как поясная, картина "Пьяный Силен" (Der trunkene Silen, 1618/25) была расширена самим Рубенсом и затем висела у него дома. На полотне изображен вечно пьяный, толстый и очень добродушный сатир Силен - воспитатель Диониса (Бахуса), научивший его виноделию и пчеловодству. Как и положено, его окружает веселая свита подвыпивших нимф и сатиров. Выглядит все это не очень эстетично, но, оказывается, в такой "замаскированной и насмешливой форме художник предостерег нас от злоупотребления горячительными напитками". Кто бы мог подумать! Кстати, таких Силенов в творчестве Рубенса был не один десяток, и копии еще двух из них тоже входят в собрание "Старой пинакотеки".
"Пьяный Силен", Питер Пауль Рубенс, 1618/25 дерево, масло, 112 х 215 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Картина "Пьяный Силен" в зале музея |
Виттельсбахи очень любили творчество Питера Пауля Рубенса и активно собирали его картины во всех своих частных галереях от Мюнхена до Дюссельдорфа. А основу этой коллекции заложил герцог Баварии Максимилиан I (1573-1651), который заказал Рубенсу первые четыре больших "полотна со сценами охоты" для украшения своей летней резиденции - дворца Шлайсхайм. Правда, после взятия Мюнхена войсками Наполеона (1800), когда десятки мюнхенских картин были оправлены в Париж, среди них оказались и четыре "охотничьих полотна", а назад вернулась только одна картина - "Охота на бегемота и крокодила" (Jagd auf Nilpferd und Krokodil, ок.1616). Чтобы хоть как-то компенсировать эту потерю, позднее в частной коллекции была приобретена авторская копия "Охоты на львов" (Löwenjagd, 1621). Это полотно Рубенс считал одним из своих лучших произведений.
"Охота на бегемота и крокодила", Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 холст, масло, 248 х 321 см |
"Охота на львов", Питер Пауль Рубенс, ок. 1621 холст, масло, 249 х 377 см |
"Охота на львов", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
Не менее страстным коллекционером Рубенса был курфюрст Иоганн Вильгельм Пфальцский (1658-1716), который пополнил основанную дедом "Дюссельдорфскую картинную галерею" 32 его полотнами. Среди них: "Большой страшный суд" (Das Große Jüngste Gericht, ок. 1617), "Автопортрет с Изабеллой Брант в беседке с жимолостью" (Rubens und Isabella Brant in der Geißblattlaube, 1609), "Похищение дочерей Левкиппа" (Raub der Töchter des Leukippos, ок.1618), "Падшие ангелы" (Der Engelsturz, 1621/22), "Портрет Алетеи Талбот, графини Арундел" (Porträt der Aletheia Talbot, Gräfin Arundel, 1620).
"Большой страшный суд" - центральное полотно Зала VII слева - "Коронация добродетельного героя" и "Охота на львов" справа - "Охота на бегемота" и "Портрет Ателеи Талбот" |
Безусловно, центральным экспонатом этого зала и всей мюнхенской коллекции Рубенса является гигантское полотно "Большой страшный суд" (Das Große Jüngste Gericht, ок. 1617), которое было заказано герцогом Вольфгангом Вильгельмом Пфальц-Нейбургским для главного алтаря иезуитской церкви в Нойбург-ан-дер-Донау. Выбрать для этой работы Питера Пауля Рубенса, который "очень легко обходился с обнаженной натурой", было очень рискованным шагом. Не помогли ни гениальная работа художника, ни глубоко религиозный сюжет. Скопление "слишком откровенно обнаженных тел" вызвало недовольство прихожан, и частично прикрытая картина провисела в церкви всего пару десятков лет. Затем она была отправлена в Дюссельдорфскую картинную галерею, где находилась до переезда в Мюнхен в 1806 году.
"Большой страшный суд", Питер Пауль Рубенс, ок. 1617 холст, масло, 608,5 х 463,5 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
На небе блаженные души ожидает Христос, Дева Мария и пророк Моисей с десятью заповедями в руках "Большой страшный суд", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
Возможно, для церкви это действительно был перебор, но вполне в стиле Рубенса - эмоционально, масштабно и много фактурных голых тел. Интересно, а как он выстраивал эти сложные композиции - писал с натуры каждую фигуру, а потом просто "складывал" их между собой... или, отлично зная анатомию тела, мог создавать нужную позу по памяти...
"Большой страшный суд", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
Может для церкви это и перебор, но как же мастерски написано! "Большой страшный суд", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
Полотно "Похищение дочерей Левкиппа" (Raub der Töchter des Leukippos, ок.1618) не может похвастать такими гигантскими размерами, как "Страшный суд", зато отличается еще большей "экспрессией и динамизмом восьми наделенных красотой здоровой молодости, ловкостью, силой и кипучей жаждой жизни фигур, мастерски вписанных в круг, расположенный в рамках квадрата". А если более конкретно, то на полотне изображена мифологическая сцена похищения дочерей царя Левкиппа близнецами Диоскурами, которые были культовыми спартанскими героями, совершили немало подвигов и так любили друг друга, что Зевс поместил их на небо в созвездии "Близнецов". Кстати, о похищении. Закончилось все на мажорной ноте - девушки стали женами этих прекрасных царевичей (один из них даже был сыном Зевса, который явился их матери Леде в образе лебедя) и родили им сыновей. А сюжеты о многочисленных приключениях братьев-Диоскуров стали источником вдохновения для таких величайших художников Ренессанса, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и, конечно же Рубенс... причем, неоднократно.
"Похищение дочерей Левкиппа", Питер Пауль Рубенс, ок. 1618 холст, масло, 224 х 211 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Картина "Похищение дочерей Левкиппа" в зале музея |
В 1608 году, будучи уже известным тридцатилетним художником, после восьми лет плодотворной работы в Италии Рубенс вернулся в родной Антверпен. Упустить такую прекрасную возможность заполучить столь прославленного живописца штатгальтеры Испанских Нидерландов, конечно же, не могли, и в 1609 году сделали его своим придворным художником. Но окончательное решение остаться в Антверпене Рубенс принял только после того как влюбился в 18-летнюю Изабеллу Брант. Она стала его первой женой и родила художнику троих детей, а когда в 36 лет умерла от чумы, художник написал, что "потерял действительно хорошую супругу".
"Автопортрет с Изабеллой Брант в беседке с жимолостью" Питер Пауль Рубенс, 1609, из Дюссельдорфской галереи (1806) холст перенесенный на дерево, масло, 178 х 136,7 см |
Картина "Автопортрет с Изабеллой Брант в беседке с жимолостью" (Rubens und Isabella Brant in der Geißblattlaube, 1608/09), на которой Рубенс изображен со своей невестой, была написана накануне свадьбы и полна всевозможных символов верности (жимолость) и любви (сомкнутые руки), сопровождавшими этот брак. В то же время критики отмечали, что этот "портрет был написан в очень новаторской манере. В нем не было привычной напыщенной отстраненности семейных портретов, напротив, молодые супруги выглядят очень расковано и свободно, не скрывая той нежной теплоты, которая объединяла этот союз. Рубенс долго и тщательно работал над выражениями лиц на портрете и, в результате, изобразил их смотрящими прямо на зрителя. При этом лицо художника исполнено спокойного достоинства, а Изабелла Брант еле заметно улыбается, испытывая чувство радости и счастья".
"Автопортрет с Изабеллой Брант в беседке с жимолостью" (фрагмент) |
В 1630 году 53-летний Рубенс женился во второй раз. Теперь его супругой стала шестнадцатилетняя красавица Елена Фурман, лицо которой хорошо знакомо всем поклонникам живописи Рубенса, благодаря десятку ее портретов.
"Элен Фурман с перчаткой", Питер Пауль Рубенс, ок. 1632 дуб, масло, 96,6 x 69 см, приобретена в 1698 году |
"Элен Фурман в свадебном платье", Питер Пауль Рубенс, 1630 дуб, масло, 163,5 х 136,9 см, приобретена в 1698 году |
Кстати, тот самый курфюрст Максимилиан II Баварский (1662-1726), который в 1698 году приобрел 13 картин Антониса ван Дейка, вместе с ними прикупил и 12 очень редких картин из личной коллекции Питера Пауля Рубенса ранее не предназначенных для продажи. В их числе были и оба показанных выше портрета.
Согласно христианскому учению падшие ангелы - это вначале безгрешные ангелы, которые взбунтовались и стали служителями Сатаны. "Они искушают людей и толкают их ко греху, поэтому их ожидает участь Сатаны - адский огонь". Все это максимально доходчиво, мощно и ярко изобразил гениальный Рубенс на очень впечатляющем и драматичном полотне "Падшие ангелы" (Der Engelsturz, 1621/22).
"Падшие ангелы", Питер Пауль Рубенс, 1621/22 холст, масло, 438 х 292 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Заказанная в 1623 году для главного алтаря иезуитского собора во Фрайзинге огромная и очень сложная картина "Дева в образе Жены Апокалипсиса" (Das Apokalyptische Weib, 1623/25) иллюстрирует один из эпизодов Откровений Иоанна Богослова. В частности тот момент, когда Мария защищает младенца Христа от Сатаны, воплощенного в образе дракона, а ей на помощь приходит Архангел Михаил, убивающий страшное чудовище. Кстати, это великолепное полотно является самым известным живописным воплощением данного сюжета.
Полотно "Дева в образе Жены Апокалипсиса" в зале музея (справа) |
"Дева в образе Жены Апокалипсиса", Питер Пауль Рубенс, 1623/25 холст, масло, 554,5 x 370,5 см, получена после секуляризации (1804) |
"Дева в образе Жены Апокалипсиса", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
Полотно "Дева в образе Жены Апокалипсиса" в зале музея (слева) |
Ну, и на прощание с этим залом две замечательные "охотничьи" картины Франса Снейдерса - "Два молодых льва преследуют косулю" (Zwei junge Löwen verfolgen einen Rehbock) и "Львица бьет кабана" (Eine Löwin schlägt ein Wildschwein), написанные в 1620/25 годах.
"Львица бьет кабана", Франс Снейдерс, 1620/25 холст, масло, 164 х 239 см |
"Два молодых льва преследуют косулю", Франс Снейдерс холст, масло, 163 х 240 см |
Зал VII. Много Рубенса и две "охотничьи" картины Снейдерса |
Центральный зал VII (другой ракурс) |
Зал VIII: Фламандская живопись XVII века
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал VIII |
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens, 1577-1640),
Жак д'Артуа (Jacques d'Arthois, 1613—1686),
Йоос де Момпер (Joos de Momper, 1564-1635)
Зал VIII. Фламандская живопись XVII века |
Просмотр коллекции Рубенса продолжается в Зале VIII, где можно увидеть еще 16 менее монументальных картин разных жанров. Хотя без таких масштабных и многофигурных полотен, как "Падение проклятых в ад" (Der Höllensturz der Verdammten, ок. 1621), "Мученичество Святого Лаврентия" (Martyrium des hl. Laurentius, ок. 1613/14) или "Избиение младенцев" (Der bethlehemitische Kindermord, ок.1638) тут тоже не обошлось. И все же предпочтение здесь отдается портретам и более камерным картинам: "Сусанна и старцы" (Susanna und die beiden Alten, 1636/38), "Пейзаж со стадом коров" (Landschaft mit einer Kuhherde, 1618) или "Мадонна в венке из цветов" (Madonna im Blumenkranz, 1616/18).
Два портрета работы Питера Пауля Рубенса "Ян Брант" (тесть художника), 1635, дуб, масло, 108 x 94,6 см "Хендрик ван Тулден", 1615/16, дуб, масло, 123 х 105 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
"Портрет жены художника Элен Фурман с их первенцем Франсом" Питер Пауль Рубенс, 1632, дуб, масло, 145 х 102 см Приобретен в 1698 году курфюрстом Максимилианом II |
Картина "Мадонна в венке из цветов" в зале музея |
Кстати, модный в XVII веке сюжет "Мадонна в венке из цветов" (Madonna im Blumenkranz, 1616/18) Питер Пауль Рубенс создал совместно со своим лучшим другом (он даже называл его "старшим братом") Яном Брейгелем Старшим (сын Питера Брейгеля Ст.), получившим прозвище "Цветочный" за "непревзойденное мастерство в написании цветов". При этом доподлинно известно, что Ян Брейгель предпочитал писать картины только с натуры и порой ждал несколько месяцев, пока зацветут необходимые ему цветы. Поговаривали, что с появлением первоцветов он бросал все работы другого жанра и возвращался к ним только после окончания сезона. Интересно, сколько времени у него уходило на такие гирлянды!
"Мадонна в венке из цветов", Питер Пауль Рубенс, 1616/18 дуб, масло,185 x 209,8 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
"Пышный венок из цветов украшает большую картину. Здесь можно найти подснежники и нарциссы, тюльпаны, незабудки и землянику, розы, пионы и мальвы, синие ирисы и белые лилии, сирень и многое другое! Все цветы нарисованы тончайшей кистью и выглядят практически настоящими".
"Мадонна в венке из цветов", Питер Пауль Рубенс (фрагменты)
"Два сатира", Питер Пауль Рубенс, 1618/19 масло, холст, 75,5 х 61 см |
"Сусанна и старцы", Питер Пауль Рубенс, 1636/38 дуб, масло, 79 х 109 см |
Очень эмоциональная картина "Избиение младенцев" (Der bethlehemitische Kindermord, ок.1638) посвящена одному из самых трагических событий новозаветной истории, описанному в Евангелие от Матфея. На ней изображен момент убийства детей младше двух лет, произошедшего в Вифлееме по приказу царя Ирода. Целью этого кровожадного акта было уничтожение младенца-Иисуса, которого удалось спасти благодаря бегству семьи в Египет.
"Избиение младенцев", Питер Пауль Рубенс, ок. 1638 дуб, масло, 198,5 x 302,2 см |
"Избиение младенцев", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
Картины Питера Пауля Рубенса в Зале VIII слева от входа - "Избиение младенцев", справа - "Мадонна в венке из цветов" |
Сложная многофигурная композиция "Падение проклятых в ад" (Der Höllensturz der Verdammten, ок. 1621) была написана во время Тридцатилетней войны и выглядит очень апокалиптично. Десятки брошенных Архангелом Гавриилом и его ангелами проклятых обнаженных тел летят в преисподнюю без малейшей возможности на прощение. И дело даже не в том, что внизу их ждут страшные монстры, а в том, как именно изображено это "месиво" из человеческих тел.
"Падение проклятых в ад", Питер Пауль Рубенс, ок. 1621 дерево, мало, 286 х 224 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
"Падение проклятых в ад", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
Вероятнее всего полотно "Падение проклятых в ад" было заказано герцогом Вольфгангом Вильгельмом Пфальц-Нойбургским для его придворной часовни, а затем продано в "Дюссельдорфскую картинную галерею".
"Мученичество Св. Лаврентия" (слева) и "Падение проклятых в ад " (справа) |
С тех пор, когда в школьные годы я прочитала книгу Генриха Манна "Молодые годы короля Генриха IV", этот фактурный, яркий, харизматичный жизнелюб, храбрый воин, муж королевы Марго, основатель династии Бурбонов и просто "добрый король, имевший тройной дар: пить, воевать и быть галантным кавалером" стал моим самом любимым французским сувереном, поэтому пройти мимо картины "Генрих IV в битве при Арке" (Heinrich IV. in der Schlacht bei Arques, 1630/31) я, конечно же, не могла. Художник изобразил короля-победителя гордо сидящим на коне на фоне убегающих с поля сражения врагов. Правда, сам Генрих IV этого хвалебного полотна никогда не видел, поскольку был убит религиозным фанатиком за 20 лет до того, как его заказала Рубенсу вдова короля - Мария Медичи.
"Генрих IV в битве при Арке", Питер Пауль Рубенс, 1630/31 холст, масло, 340 х 276 см |
Картина "Генрих IV в битве при Арке" в зале музея |
Кроме картин Питера Пауля Рубенса в этом зале представлено несколько работ еще трех фламандских пейзажистов - Жака д'Артуа (Jacques d'Arthois, 1613-1686), Давида Тенирса Младшего (David Teniers, 1610-1690) и Йооса де Момпера (Joos de Momper, 1564-1635).
"Большой горный пейзаж с путешественниками", Йоос де Момпер (Josse de Momper - Große Gebirgslandschaft mit Reisenden) 1623, холст, масло, 185 х 334 см, куплен в 2008 году |
Две картины Жака д'Артуа и Давида Тенирса Младшего (совместно) "Пейзаж с охотой на оленей", масло, холст, 241 х 241 см "Брод в лесу", ок. 1660, масло, холст, 248 х 241 см |
Что-то мы давно не были в боковых кабинетах. Пора немного отдохнуть от огромных полотен и посмотреть на что-нибудь более уютное. Например, на романтические пейзажи Яна Брейгеля и Адама Пайнакера или роскошные букеты Яна ван Хёйсума.
Боковые кабинеты Верхнего этажа "Старой пинакотеки" |
Кабинеты 7-16: Фламандская, нидерландская и немецкая живопись
XVI - XVIII веков
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Кабинеты 7-16 |
Кабинеты 7-9:
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens, 1577-1640),
Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel der Ältere, 1568-1625),
Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum, 1682-1749),
Рашель Рюйш (Rachel Ruysch, 1664-1750),
Франс Франкен Младший (Frans Francken II, 1581-1642),
Пауль Бриль (Paul Bril, 1556-1626)
Догадайтесь, кто первым встретил нас в Кабинете 7. Правильно! Рубенс! Правда, представлен он здесь всего одной относительно небольшой работой - "Амур, натягивающий лук" (Amor schnitzt den Bogen, 1614).
"Амур, натягивающий лук", Питер Пауль Рубенс, 1614 холст, масло, 142,5 х 107 см |
А вот кисти его друга - Яна Брейгеля Старшего по прозванию "Цветочный", в Кабинетах 7 и 8 принадлежит около десятка работ, и в том числе очень интересный цикл "Времена года". Выглядит он весьма своеобразно и больше напоминает интерпретацию мифологического сюжета "Пиршество богов" в четырех разных сезонах. При этом все внимание сосредоточено на веселящейся на природе компании, а символы времен года служат лишь приятным дополнением к сюжету. Где-то это цветы, где-то - плоды садов, а где-то заснеженный город вдалеке.
Цикл "Времена года": "Весна", 1616 Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален медь, масло, 57,1 х 84,9 см, приобретена в 1966 году |
Цикл "Времена года": "Весна", 1616 (фрагмент) Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален |
Цикл "Времена года": "Лето", 1616 Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален медь, масло, 57,1 х 85,1 см, приобретена в 1966 году |
Весь этот цикл был написан совместно с другим фламандским художником - Хендриком ван Баленом (Hendrik van Balen, ок. 1575-1632), с которым Ян Брейгель Старший дружил и работал в течение многих лет. Как правило, Ян Брейгель начинал новую картину, оставляя место под фигуры, а затем уже другой художник вписывал свою часть работы и заканчивал общий сюжет, но в данном случае процесс написания полотна выглядел немного иначе. "Первоначально Ван Бален создал наброски фигур, затем Брейгель наметил основные части композиции и обозначил фон. После этого Ван Бален прописал фигуры и вернул холст Брейгелю, который завершил работу над фоном. Последним этапом в работе стало добавление деталей, причем Ван Бален оставлял незаполненные пространства около фигур, чтобы позже Брейгель мог доработать изображение цветов". Восстановить такие подробности творческого процесса помогли специальные исследования картин при помощи инфракрасного излучения.
Цикл "Времена года": "Зима", 1616 Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален медь, масло, 57,1 х 84,6 см, приобретена в 1966 году |
Кстати, такое сотрудничество между художниками, работавшими в различных жанрах, было обычной практикой для Антверпена XVII века, поэтому Ян Брейгель плодотворно сотрудничал с очень многими местными мастерами. Среди них - Рубенс, ван Бален, Йоос де Момпер, Пауль Бриль, Ганс Ротттенхаммер и другие.
Цикл "Времена года": "Осень", 1616 Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален медь, масло, 56,6 х 85,2 см, приобретена в 1966 году |
Ну, а теперь наступило время знаменитых голландских натюрмортов эпохи Барокко - великолепных спелых фруктов и пышных букетов от Яна ван Хёйсума (Jan van Huysum, 1682-1749) и Рашель Рюйш (Rachel Ruysch, 1664-1750).
Натюрморты Яна ван Хёйсума и Рашель Рюйш в кабинете 7 |
Голландский художник Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum, 1682-1749) специализировался на фруктово-цветочных натюрмортах и считался одним из ведущих мастеров своего времени. О его популярности свидетельствует тот факт, что цветочный букет его кисти был продан на аукционе за 1245 флоринов, в то время как за «Голову старика» работы Рембрандта дали только 25. Работы Яна ван Хёйсума "характеризуются яркими световыми эффектами, прекрасным рисунком и тщательно проработанными деталями". Однажды он даже отправил клиенту письмо, в котором заявил, что доставит работу годом позже, так как не смог получить желтую розу, достаточно похожую на настоящую, и поэтому не смог закончить картину.
Ян ван Хёйсум и два его натюрморта 1710/20 годов "Фрукты и цветы", холст, масло, 40 х 32,9 см "Корзина цветов", дерево, масло, 38,6 х 32,2 см |
Дочь знаменитого врача и естествоиспытателя Фредерика Рюйша (того самого, что продал Петру I первые диковины его Кунсткамеры), жена портретиста Юриана Пола, мать десятерых детей, первая женщина, принятая в гильдию Святого Луки в Гааге и придворная художница курфюрста Иоганна Вильгельма Пфальцского в Дюссельдорфе, Рашель Рюйш (Rachel Ruysch, 1664-1750) была известным голландским мастером натюрморта эпохи барокко, а ее творческая жизнь продлилась более 65 лет - с 1681 до 1747 года. А что касается мюнхенского натюрморта, то он является одним из "наиболее выдающихся образцов голландского натюрморта". Хотя, если честно, все ее натюрморты так похожи...
Рашель Рюйш и ее натюрморт "Букет цветов", 1715 Холст, масло, 75,1 см, из Мангеймской галереи (1799) |
"Букет цветов", Рашель Рюйш (фрагмент) |
Еще одним очень популярным направлением фламандской живописи XVII века было изображение частных картинных галерей и украшенных картинами домашних интерьеров. Ведущим художником этого вида живописи считался Франс Франкен Младший (Frans Francken (II), 1581-1642), представленный в собрании Баварской художественной коллекции 30 работами в разных жанрах. Правда, в экспозиции "Старой пинакотеки" можно увидеть только несколько из них. В частности, очень типичную для творчества этого художника картину "Банкет в доме мэра Рококса" (Gastmahl im Hause des Bürgermeisters Rockox, 1630/35).
"Банкет в доме мэра Рококса", Франс Франкен Младший, 1630/35 дуб, масло, 62,3 х 96,5 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
На картине изображена реальная гостиная в доме десятикратного мэра Антверпена Николаса Рококса. Однако, предложенное Франсисом Франкеном Младшим художественное оформление интерьера не совсем соответствует действительности, а лишь "указывает на страсть хозяина к коллекционированию". Единственная картина, которая согласно описи точно принадлежала Рококсу - это работа кисти Рубенса "Самсон и Далила".
"Банкет в доме мэра Рококса" (фрагмент) Справа - работа Рубенса "Самсон и Далила" |
Перед окнами некоторых кабинетов установлены дополнительные витрины, в которых экспонируются миниатюрные работы. В Кабинете 8 - это два тондо диаметром 12 см и несколько пейзажей от 8х11 до 12х16 см. Все они, за исключением одной миниатюры Пауля Бриля, принадлежат кисти Яна Брейгеля Старшего.
Работы Яна Брейгеля Старшего и Пауля Бриля в витрине Кабинета 8 |
Два тондо Яна Брейгеля Старшего из серии "Времена года" "Римский карнавал" (зима), ок.1596, медь, масло, 12,3 см "Урожай" (лето), ок.1596, медь, масло, 12,4 см из Мангеймской галереи (1799) |
"Холмистый пейзаж", Пауль Бриль, ок. 1618 медь, масло, 8,1 х 10,7 см, из Мангеймской галереи (1799) |
Фактически, весь Кабинет под номером 9 был посвящен Яну Брейгелю Старшему, но поскольку его работ в собрании очень много (около 50), а писать диссертацию по его творчеству я не хочу, ограничусь показом только нескольких пейзажей и еще одной картины, написанной совместно с Хендриком ван Баленом.
"Затопленная проселочная дорога" (Überschwemmte Landstraße) Ян Брейгель Старший, 1614, медь, масло, 23,6 х 33 см |
"Пристань" (Landungsplatz) Ян Брейгель Старший, 1615, медь, масло, 25,7 х 33 см |
Кабинеты 10-11
В небольшом Кабинете 10 размещено только три работы 2 - Яна Брейгеля Младшего и 1 - Давида Тенирса Младшего |
Ян Брейгель Младший ( Jan Bruegel de Jonge, 1601-1676),
Давид Тенирс Младший (David Teniers, 1610-1690),
Адриан Брауэр (Adriaen Brouwer, 1605/06-1638)
"Поклонение волхвов" (Anbetung der Könige), ок. 1620 Ян Брейгель Младший ( сын Яна Ст., внук Питера Ст.) медь, масло, 33,5 х 51 см, из Мангеймской галереи (1799) |
"Поклонение волхвов", Ян Брейгель Младший (фрагмент) |
А вот Кабинет 11 почти полностью отдан под коллекцию из 17 небольших жанровых картин фламандского художника Адриана Брауэра (Adriaen Brouwer, 1605/06-1638). Большой поклонник Питера Брейгеля Старшего, он любил изображать "сцены из крестьянской жизни, крестьянские танцы, игроков в карты, курильщиков, бражников и драки, которые отличались живостью и гениальностью замысла". По поводу гениальности я бы поспорила, но для изучения быта тех времен, возможно, они представляют большую ценность...
Часть коллекции картин Адриана Брауэра в Кабинете 11 |
Адриан Брауэр и одна из его картин "Крестьяне, играющие в карты" (Raufende Kartenspieler in einer Schenke) ок. 1635, дуб, масло, 33,5 х 43,2 см |
"Операция на ноге" (Dorfbaderstube), Адриан Брауэр 1632/33, дуб, масло, 31,3 см |
"Драка картежников" (Raufende Kartenspieler in einer Schenke) Адриан Брауэр, 1632/33, дуб, масло, 33 см |
Кабинет 12
Примыкающий к Центральному залу кабинет 12 полностью посвящен работам Питера Пауля Рубенса |
В примыкающем к большому Центральному залу Кабинете 12 размещено 19 небольших работ Питера Пауля Рубенса (Pieter Paul Rubens, 1577-1640) - алтарное полотно "Малый страшный суд" (Das Kleine Jüngste Gericht, 1621/22), наброски к циклу Медичи (Skizze zum Medici-Zyklus, 1622/25) и набросок к картине "Битва со львами", который экспонируется в отдельной стеклянной витрине.
"Малый страшный суд", Питер Пауль Рубенс, 1621/22 дерево, масло, 184,5 x 120,4 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Так же как и написанный несколькими годами ранее "Большой страшный суд" (1619), гораздо более скромный по размеру, но не по исполнению, "Малый страшный суд" был заказан герцогом Вольфгангом Вильгельмом Пфальц-Нейбургским, а потом достался Дюссельдорфской картинной галерее. На нем изображено еще более жуткое смешение грешных тел, толпой летящих в преисподнею. Если на "Большом страшном суде" все души делились на две большие части, одна из которых после суда поднималась на небо, то на "Малом" - безгрешные напрочь отсутствуют и все дружно отправляются в ад...
"Малый страшный суд", Питер Пауль Рубенс (фрагмент) |
В начале 1622 года вдова французского короля Генриха IV и королева-регент при малолетнем сыне Людовике ХIII, Мария Медичи, заказала Рубенсу огромный цикл из 24 больших картин, для украшения галереи Люксембургского дворца. Задача это была не из легких, и Рубенсу пришлось включить все свое воображение, чтобы возвеличить такую некрасивую женщину со склочным характером. В результате художник прибег к аллегории, поэтому на всех картинах королеву сопровождают нимфы, купидоны и олимпийские боги. Сейчас эти помпезные картины выставлены в "Галерее Медичи" в парижском Лувре, а часть подготовительных эскизов можно увидеть в "Старой пинакотеке".
Цикл "Медичи" в "Галерее Медичи" (Лувр, Париж) |
Все 16 эскизов цикла "Медичи", которыми располагает "Старая пинакотека", я, конечно, показывать не буду, хотя, если честно, сравнивать наброски с готовыми работами очень интересно.
"Воспитание принцессы" (Die Erziehung der Prinzessin), 1622 Питер Пауль Рубенс, дуб, масло, 48,9 х 39,4 см |
"Вручение портрета Генриху IV", 1622 (Heinrich IV. empfängt das Bildnis der Maria de' Medici ) Питер Пауль Рубенс, дуб, масло, 48 х 35,8 см |
"Прибытие в Марсель" (Die Landung in Marseille), 1622 Питер Пауль Рубенс, дуб, масло, 64 х 50 см |
"Победа при Юлихе" (Der Triumph von Jülich), 1622 Питер Пауль Рубенс, дуб, масло, 64,8 х 50 см |
"Бегство из Блуа" (Die Flucht von Blois), 1622 Питер Пауль Рубенс, дуб, масло, 63,9 х 50,2 см |
"Семейные узы между Испанией и Францией", 1622 (Die Familienverbindung zwischen Frankreich und Spanien) Питер Пауль Рубенс, дуб, масло, 74,7 х 48,6 см |
"Коронация королевы" (эскиз), Питер Пауль Рубенс 1622, дуб, масло, 53,7 x 88,5 см |
Наброски к циклу "Медичи" и "Малый страшный суд" (справа) Слева видна часть витрины с двухсторонней доской |
Еще одна доска из этого цикла имеет наброски с двух сторон и поэтому выставлена в стеклянной витрине (на фото выше, справа). На одной из сторон изображен набросок к картине "Битва со львами", а на второй - вариант картины из "Цикла Медичи". Причем вторая картина написана вертикально и поэтому экспонируется боком.
Две стороны одной доски 44 х 50 см Эскиз "Охота на львов" и вариант картины "Свадьба по доверенности" При этом вертикальная картина экспонируется боком |
Эскиз и картина "Охота на львов" (кабинет 12/Зал VII) эскиз - 1621/22, дуб, масло, 44 х 50 см, куплен в 1996 году (о картине читайте выше) |
Два эскиза и картина "Свадьба по доверенности", 1622 размер эскизов - 61 х 50 и 44 х 50 см размер картины (справа) - 394×295 см (Лувр, Париж) |
Кабинет 13
Кабинет 13. Немецкая, фламандская и голландская живописи XVI-XVII веков |
Иоахим Эйтевал (Joachim Wtewael, 1566—1638),
Бартоломеус Спрангер (Bartholomäus Spranger, 1546-1611),
Йоханнес Роттенхаммер (Johannes Rottenhammer, 1564-1625),
Ганс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552-1615) и другие
Бартоломеус Спрангер (Bartholomäus Spranger, 1546-1611),
Йоханнес Роттенхаммер (Johannes Rottenhammer, 1564-1625),
Ганс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552-1615) и другие
Немецкий художник Адам Эльсхаймер и его "Бегство в Египет" 1609, медь, масло, 41,7 см, Детальное изображение небосвода и Млечного Пути - дань недавно изобретенному телескопу |
Кабинет 13 запомнился мне тем, что в нем было представлено 13 работ 11 художников (в основном немецких), имена которых мне ни о чем не говорили от слова совсем... ну, разве, Ганс фон Ахен... Да, и работы были такие, что я вряд ли когда-нибудь вспомню о них еще хоть раз. Что-то было очень мрачным, а что-то маловыразительным. Натюрморты уж очень мертвые, а библейские и мифологические сцены не выдерживали конкуренции с Рубенсом. Короче говоря, слишком долго задерживаться здесь не будем. Пара-тройка картин для ознакомления - и переходим дальше.
"Диана и Актеон", Йоханнес Роттенхаммер 1602, медь, масло, 35 х 48 см |
Одним из лучших произведений типичного представителя немецкого маньеризма, придворного художника императора Рудольфа II Габсбурга, Ганса фон Аахена (Hans von Aachen, 1552-1615), считается полотно "Торжество Истины и Справедливости" ("Аллегория Триумфа Справедливости или Победа Истины под защитой Правосудия", Allegorie des Sieges der Gerechtigkeit, 1598). Основной мотив произведения заключается в следующем: "нагая Правда стремится к Справедливости, которая, освобождая Истину от свирепого льва (олицетворение зла), способствует победе и торжеству Правды". Вероятно, эта картина была написана по заказу императора Рудольфа II в подарок молодому герцогу Максимилиану I Баварскому.
"Торжество Истины и Справедливости", Ганс фон Аахен 1598, медь, масло, 56 х 47 см |
Картину основателя немецкого натюрморта Георга Флегеля с незатейливым названием "Натюрморт" (Stillleben) я бы шедевром не назвала, а показать ее решила только потому, что к ней прилагается очень интересное пояснение: "Прожорливая мышь как символ смерти и разрушения вместе с увядающей гвоздикой напоминает нам о бренности жизни и земных благ. Как символ Марии и божественного слова одаренный речью попугай предостерегает не поддаваться земным искушениям"... У меня просто нет слов... Интересно, а что символизируют тараканы...
Картина основателя немецкого натюрморта Георга Флегеля "Натюрморт", дерево, масло, 22 х 28 см, из монастыря Райтенхаслах (1804) |
В витрине Кабинета 13 выставлены миниатюры Эйтевала и Спрангера |
Голландец Иоахим Эйтевал и его "Брак Пелея и Фетиды", ок. 1592/1600 медь, масло, длина - 15,8 см, из Мангеймской галереи (1799) |
Фламандец Бартоломеус Спрангер и его "Оплакивание Христа" ок. 1576, медь, масло, 15 х 12,1 см |
Кабинет 14
Кабинет 14. Нидерландская живопись XVII века |
Джейкоб Пинас (Jacob Pynas, 1592-1650),
Пиитер Ластман (Pieter Lastman, 1583-1633),
Паулюс Морельсе (Paulus Moreelse, 1571-1638),
Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn, 1606-1669)
Ян Ливенс (Jan Lievens, 1607-1674) и другие
Кабинет 14. Нидерландская живопись XVII века |
Ну, что вам сказать. В Кабинете 14 я опять не встретила ни одного знакомого имени пока не дошла до последней небольшой картины. И тут - "бинго!" Знакомое лицо! Рембрандт! Ну, Слава Богу! А то так и комплекс неполноценности заработать недолго!
"Автопортрет в юном возрасте" (Jugendliches Selbstbildnis) 1629, дуб, масло, 15,6 x 12,7 см, куплен в 1953 году (эксперимент со светотенью, мимикой и живописными техниками) |
"Одиссей перед Навсикаей" (Odysseus vor Nausikaa), Питер Ластман, 1619 дуб, масло, 91,5 x 117,2 см, возвращена из Парижа в 1815 году |
"Пейзаж с нищими и римскими руинами", Герман ван Сваневельт (Landschaft mit Bettlern und römischen Ruinen) холст, масло, 39,5 x 60,4 см, куплена в 1956 году |
Кабинет 15
Кабинет 15. Нидерландская живопись XVII века |
Семь работ в Кабинете 15 принадлежали четырем художникам нидерландской живописной школы XVII века, творчество которых было представлено картинами на библейско-мифологические сюжеты, парой пейзажей и и очень милым портретом юной девушки.
"Юнона, Аргус и Ио" (Juno, Argus und Io), 1625 Моисей ван Юттенбрук (Moses van Uyttenbroeck, 1600–1646) дуб, масло, 51 x 88,9 см, возвращена из Парижа в 1815 году |
"Водопады Тиволи" (Die Wasserfälle von Tivoli), ок. 1622 Корнелис ван Пуленбург (Cornelis van Poelenburgh, 1594/95-1667) медь, масло, 24,1 х 33,3 см |
"Портрет молодой девушки" (Brustbild eines jungen Mädchens) Корнелис ван Пуленбург (Cornelis van Poelenburgh, 1594/95-1667) дуб, масло, 21,6 x 16,8 см, куплен в 1939 году |
Картины ван Пуленбурга и ван Юттенбрука в Кабинете 15 |
Кабинет 16
Кабинет 16. Еще 4 художника голландского Золотого века |
Паулюс Янсон Морельсе (Paulus Janszoon Moreelse, 1571-1638) "Светловолосая постушка" (Die blonde Schäferin) 1624, холст, масло, 76,1 x 63,2 см |
"Итальянский пейзаж в вечернем свете "(Italienische Landschaft im Abendlicht) Николас Берхем Старший (Nicolaes Berchem the Elder, 1620-1683) ок.1670, дуб, масло, 41,2 x 54,5 см |
Что-то мы задержались в боковых кабинетах. Пора выдвигаться на оперативный простор и перемещаться в Зал IX, где нас ждут великие голландцы Золотого века.
Фрагмент картины Франса Халса "Виллем ван Хейтуйзен" |
Зал IX: Золотой век голландской живописи (XVII век)
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал IX |
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606-1669),
Николас Мас (Nicolaes Maes, 1634-1693),
Франс Халс, также Хальс (Frans Hals, 1582-1666)
Фердинанд Бол (Ferdinand Bol, 1616-1680)
Мельхиор д'Ондекутер (Melchior d'Hondecoeter, 1636 -1695),
Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst, 1590-1656) и другие
Зал IX. Великие голландцы Золотого века |
В очень большом просторном Зале IX можно посмотреть на картины художников Золотого века голландской живописи, а если точнее на произведения 15 из 2000 мастеров, работавших в XVII веке в различных городах Голландии. И начнем, конечно же, с самого выдающегося из них - великого и гениального Рембрандта ван Рейна, творческое наследие которого составляет около 350 картин, более 100 рисунков и 300 офортов.
"Святое Семейство" (Die Heilige Familie), Рембрандт ван Рейн, 1633/35 холст, масло, 183,5 x 123 cm, из Мангеймской галереи (1799) |
Итак, Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606-1669) - "голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи, который сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство".
Я очень люблю портреты Франса Хальса (Frans Hals, 1582-1666), который тоже был одним из столпов "Золотого века". Этот замечательный художник всю жизнь прожил в Харлеме, где теперь открыт музей его картин; предпочитал "тёплые тона и чёткую моделировку форм при помощи тяжёлых плотных мазков"; радикально реформировал композицию группового портрета и создал множество двойных семейных портретов; был очень популярен и востребован, а в конце жизни вышел из моды и умер в полной нищете в одном из городских "хофье" (богадельня, в небольшом Харлеме их насчитывалось до 40 и половина сохранилась до сих пор).
"Портрет мужчины в восточном костюме", Рембрандт, 1633 (Brustbild eines Mannes in orientalischem Kostüm) масло, холст, 85,8 х 63,8 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799) |
В 1632-1646 годах Рембрандт написал так называемый "Цикл Страстей" из семи картин, посвященных рождению и Страстям Господним. Он был заказан штатгальтером Республики Соединённых провинций, принцем Фредериком Генрихом Оранским и первоначально состоял из пяти полотен: "Возведение креста" (Die Kreuzaufrichtung, ок.1633), "Снятие с креста" (Kreuzabnahme Christi, 1633), "Погребение Христа" (Grablegung Christi, 1635/39), "Воскресение" (Auferstehung Christi, 1635/39) и "Вознесение" (Himmelfahrt Christi, 1636). Еще две картины "Поклонение волхвов" (Die Anbetung der Hirten, 1646) и "Обрезание в храме" (ныне утеряна) были написаны позже, как дополнение. Дальнейшая работа над этим циклом была остановлено после смерти штатгальтера в 1647 году. Сейчас все сохранившиеся картины находятся в Мюнхене, куда прибыли в 1806 году из Дюссельдорфской галереи.
Три картины из "Цикла Страстей" (1633/46) |
"Поклонение волхвов", Рембрандт, 1646 холст, масло, 97 х 71,3 см |
Два полотна Рембрандта Ван Рейна "Возведение креста", ок. 1633, холст, масло, 92 х 72 см "Погребение Христа", 1635/39, холст, масло, 93 х 69 см |
"Снятие с креста", Рембрандт, 1633, холст, масло, 89,4 х 65,2 см Считается, что образцом для этой картины послужило полотно Рубенса (слева) |
На картинах "Возведение креста" и "Снятие с креста" Рембрандт изобразил себя, использовав ранее написанный автопортрет |
"Воскресение Христово", Рембрандт, 1636 холст, масло, 92,7 х 68,3 см |
"Вознесение Христово", Рембрандт, 1635/39 холст, масло, 91,9 х 67 см |
Следующая картина "Жертвоприношение Исаака" (Die Opferung Isaaks, 1636) посвящена драматическому библейскому сюжету, когда Всевышний без всяких объяснений повелел старику-Исааку принести в жертву своего сына, и только в последнюю минуту эту казнь останавливает ангел, спустившийся с небес. В кальвинистском мире Рембрандта Авраам был ярким примером безоговорочного повиновения, считавшегося признаком истинной веры. Возможно поэтому сразу после написания первой картины (она теперь находится в "Эрмитаже", С.-Петербург) он поручил своим ученикам написать копию этого полотна, в которую "внес изменения еще больше усиливающие драматизм повествования".
"Жертвоприношение Исаака", Рембрандт (фрагменты) |
Картина Рембрандта "Жертвоприношение Исаака" в зале музея |
К началу 1660-х годов мода на Рембрандта почти сошла на нет. Художник объявил о банкротстве и переселился на окраину Амстердама в еврейский квартал, где прожил последний десяток лет, не переставая писать. В это время было создано несколько многофигурных композиций и серия портретов, которые считаются вершиной его мастерства, как художника-портретиста. Представленный в "Старой пинакотеке" портрет "Воскресший Христос" (Der auferstandene Christus, 1661) относится именно к этому времени, а показанный рядом с ним автопортрет художника из музея "Кенвуд-хаус" (Лондон) написан вообще в последние годы его жизни (1635/39).
Рембрандт ван Рейн и его "Воскресший Христос", 1661 холст, масло, 78,5 х 63 см, из замка Ашшафенбург |
Франс Хальс и его портрет "Виллема ван Хейтуйзена" ок. 1625, холст, масло, 204,5 х 134,5 см из коллекции князя Франца Иосифа II Лихтенштейна (1969) |
Изображенный на портрете Франса Хальса состоятельный харлемский торговец тканями Виллем ван Хейтуйзен (Willem van Heythuysen, ок.1625), следуя своему кальвинистскому образу жизни, завещал все свое состояние для организации двух "хофье". При этом "Хофье ван Виллем Хейтуйсен" (1650), открытое в его летнем доме на берегу реки Спарне, существует до сих пор.
Виллем ван Хейтуйзен, имя которого было увековечено Хальсом и "хофье" А как хороши воротник и шелковый камзол! |
Портрет работы Франса Хальса в окружении двух натюрмортов "Натюрморт с лобстером", Абрахам ван Бейерен, холст, 126 х 105 см "Натюрморт с мавром и фарфором", Юриан ван Стрик, холст, 143Х121 см |
Потомственный голландский живописец-анималист Мельхиор д'Ондекутер (Melchior d'Hondecoeter, 1636-1695) специализировался на рисовании птиц на фоне парковых пейзажей. "На его очень познавательных картинах были изображены как обычные лебеди, гуси, куропатки и утки, так и экзотические павлины, африканские серые венценосные журавли, азиатские журавли-сарусы , индонезийские желтохохлые какаду, индонезийский лори с пурпурным ворсом и седые голубки с Мадагаскара". Современники даже прозвали его "Птичьим Рафаэлем".
"Парк птиц" (Vogelpark), Мельхиор д'Ондекутер, 1671/80 холст, масло, 338 x 524,5 см (!!!), из Цвайбрюккенской галереи (1799) |
Мельхиор д'Ондекутер рисовал еще и натюрморты с дичью "Портрет трех детей на фоне пейзажа с добычей", ок. 1670 холст, масло, 342 х 386 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799) |
Масштабные картины Мельхиора д'Ондекутера в зале музея |
Ученик Рембрандта (и это очень видно), известный голландский живописец, рисовальщик и гравер, Фердинанд Бол (Ferdinand Bol, 1616-1680), который "особенно прославился своими портретами и в этом отношении занимает одно из первых мест в ряду выдающихся портретистов голландской школы", представлен в "Старой пинакотеке" тремя типичными для него работами - большим групповым портретом "Руководителей гильдии винных торговцев Амстердама" (Die Vorsteher der Amsterdamer Weinhändlergilde, 1659) и двумя камерными портретами "Джентльмена" (Bildnis eines Herrn, 1645/46) и "Дамы" (Bildnis einer Dame, 1648). Кстати, в XIX веке многие портреты Фердинанда Бола приписывались кисти его учителя - Рембрандта ван Рейна. И правда, очень похожи!
Фердинанд Болл и "Руководители гильдии винных торговцев Амстердама", Фердинанд Бол, 1659, холст, масло, 193,5 x 304,7 см, куплен в 1930 году |
Два портрета работы Фердинанда Бола "Портрет джентльмена", 1645/46, холст, масло, 87 х 72,5 см "Портрет дамы", 1648, холст, масло, 87 х 72,5 см из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Картины Фердинанда Бола в зале музея |
Картины Фердинанда Бола и Николаса Маса в зале музея |
Еще два портрета в этом зале принадлежат кисти одного из последних представителей Золотого века голландской живописи, ведущего художника-портретиста своего времени, мастера жанровых сцен и ученика Рембрандта, Николаса Маса (Nicolaes Maes, 1634-1693). Правда, оба эти портрета были написаны в тот период, когда художник уже отошел от стиля Рембрандта и стал писать картины "ближе к стилю Ван Дейка".
Николас Мас (в центре) и два портрета его работы, ок. 1675/80
"Портрет юного джентльмена", холст, масло, 114,7 x 90,9 см
"Портрет юной леди", холст, масло, 114,9 x 91,7 см
из Мангеймской галереи (1799)Голландский художник Золотого века Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst, 1590-1656) стал широко известен "изображением искусственно освещенных сцен" и даже получил прозвище "Ночной Геррит". В начале своей карьеры он отправился Рим, где стал одним из самых ярых приверженцев Караваджо, а в Нидерланды вернулся уже модным и очень востребованным художником. Его популярность на родинне была так велика, что он открыл не одну, а целых две мастерские (Утрехт, Гаага), где не только много писал, но и давал уроки живописи, имея одновременно по 24 ученика.
"Распутный студент" (Der liederliche Student), Геррит ван Хонтхорст 1625, холст, масло, 125 х 156 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799) |
"Счастливая компания" (Fröhliche Gesellschaft), Геррит ван Хонтхорст 1622, холст, масло, 133 x 197 cм, из Дюссельдорфской галереи (1806) |
Картины Геррита ван Хонтхорста (нижний ряд), Матиаса Стома (верхний ряд) и Хендрика Гольциуса (в центре) |
Еще один ученик Рембрандта - Филипс Конинк (Philips Koninck, 1619-1688) - стал прославленным пейзажистом и особенно любил изображать панорамные виды голландских равнин. Главное достоинство его пейзажей заключалось в "мастерстве рисунка, тщательности исполнения, теплоте и ясности колорита".
Филирс Конинк и его "Пейзаж с двумя рыбаками"
ок. 1650/55, холст, масло, 133,3 x 165,7 см, куплен в 1927 году
С небольшими работами Яна Веникса (Jan Weenix, 1642-1719) мы уже познакомились в Кабинете 16, а в Зале IX можно увидеть примеры его охотничьих натюрмортов, которые в свое время и принесли ему славу и известность.
"Охотничий натюрморт на фоне замка Бенсберг", Ян Веникс (Jagdstillleben vor einer Landschaft mit Schloss Bensberg) 1712, холст, масло, 345 x 561,5 cм, из замка Бенсберг (1806) |
Три натюрморты Яна Веникса в зале музея (верхний ряд) Крайний справа - пейзаж Филирса Конинка |
Помните! "Сегодня на последнем уроке мы всем классом идем в музей!" |
На этом, пожалуй, пока все.
Впереди еще испанцы, французы и все, о ком забыла рассказать!
А сейчас пора сделать перерыв и переварить все увиденное!
Официальный сайт: www.pinakothek.de
Пять дней в конце ноября:
День 1-й:"Прогулка по Нюрнбергу"
Комментариев нет:
Отправить комментарий