суббота, 7 августа 2021 г.

Мюнхен: Уникальная выставка "Флоренция и ее художники: от Джотто до Леонардо да Винчи" (2018, "Старая Пинакотека")

После просмотра основной экспозиции "Старой пинакотеки" нам посчастливилось побывать на уникальной выставке "Флоренция и ее художники: от Джотто до Леонардо да Винчи" (Florenz und seine maler: von Giotto bis Leonardo da Vinci), которая проходила в этом музее  с 18 октября 2018 по 27 января 2019 года.
Вход на выставку "Флоренция и ее художники"
Эта выставка стала первой специализированной экспозицией, прошедшей в "Старой пинакотеке" после четырехлетней масштабной реконструкции музея. На ней было показано 120 картин, скульптур и рисунков выдающихся, известных и малоизвестных флорентийских мастеров: 30 из них были предоставлены "Баварским государственным собранием живописи", а 90 - получены из музеев и частных коллекций Флоренции, Лондона, Нью-Йорка, Бергамо, Штутгарта, Берлина. 
На выставке экспонировались картины, рисунки и скульптуры 
Дизайн новых выставочных залов в темно-синих тонах был выполнен мюнхенской компанией Studio Silke Weigl. "Глубокий "ночной" цвет  в комбинации с ультрасовременным освещением стал эффектным фоном для уникальных экспонатов, подчеркнув их открытые сочные цвета". При этом для особо чувствительных шедевров были созданы специальные витрины с микроклиматом, а для презентации алтарных картин сконструированы макеты алтарей, частью которых они когда-то являлись.
Алтарь в одном из залов выставки 
Книга 1469/70 года в специальной стеклянной витрине
Не забыли организаторы и об эффектной рекламе. Ее "лицом" стал слегка модернизированный "Портрет молодого человека" кисти Филиппино Липпи. Ироничные немецкие дизайнеры нарядили средневекового юношу в стильные очки-авиаторы, в зеркальные стекла которых поместили отражение панорамы Флоренции. Получилось очень креативно!
Рекламный постер выставки "Флоренция и ее художники"
Фрагмент креативного рекламного постера 
Тема первой после открытия выставки была выбрана не случайно. Таким образом руководители музея хотели отдать должное строителю «Старой пинакотеки» и страстному поклоннику итальянского искусства эпохи Возрождения королю Баварии Людвигу I. Ну, а поскольку символом итальянского Ренессанса является Флоренция эпохи Медичи, то и первую выставку решено было посвятить флорентийским художникам. Тем более, что стараниями Людвига I в картинной галерее Виттельсбахоф была собрана такая богатая коллекция итальянской живописи XIV-XV веков, что в Германии с ней могут конкурировать только собрания Дрездена и Берлина. Она-то и стала основой этой экспозиции. 
В начале просмотра можно познакомиться с панорамой Флоренции XV века 
Просмотр начинается с репродукции гравюры "Цепная карта" ("Veduta della Catena"), прототип которой был создан в 1470 году флорентийским художником-миниатюристом, гравером и картографом Франческо Росселли (Francesco Rosselli, 1445-1513, Музей Боде, Берлин). "Эта панорама имеет огромное значение для изучения городской планировки Флоренции второй половины XV века и является первым в истории топографии примером детального изображения города с учетом его реальной застройки". Карта названа "цепной" из-за оригинального обрамления в виде цепочки с замком в верхнем левом углу и представляет собой вид на город, написанный с холма Беллосгуардо. В 1500-1510 годах на ее основании была создана ксилография (гравюра на дереве) из 8 досок, авторство которой приписывается другому известному флорентийскому картографу - Лукантонио дельи Уберти (Lucantonio degli Uberti, активен 1503/57). Ее оригинал теперь хранится в  "Гравюрном кабинете" в Берлине, а для выставки была изготовлена репродукция, размещенная в самом начале экспозиции. 
Репродукция гравюры "Цепная карта", ок. 1500/10
 авторство приписывается Лукантонио дельи Уберти
В 2010 году в Палаццо Веккьо (Флоренция) была показана 3D реконструкция "Цепной карты", которая позволила ближе познакомится с Флоренцией времен Лоренцо Великолепного, когда "город был окружен крепостными стенами, на 40 000 жителей насчитывалось более 100 художественных мастерских, а над густой хаотичной застройкой из жилых домов, лавок и мастерских высились символы светской и духовной власти: Палаццо делла Синьория, Палаццо дель Подеста и только что увенчанный куполом Брунеллески грандиозный Кафедральный собор". Кстати, для удобства "чтения" своей панорамы Росселли заботливо  подписал главные здания, церкви, ворота и даже мосты, а не менее заботливые организаторы выставки продублировали эти названия в более крупном формате (белые вставки на фото выше).
А еще организаторы позаботились о том, чтобы эта выставка была не только зрелищной, но и максимально информативной, поэтому весь просмотр сопровождается справочными материалами, повествующими о Флоренции, семействе Медичи, выдающихся мастерах, художественных династиях и знаменитых мастерских, работавших в городе в XIV-XV веках. Кроме того даются разъяснения о тех стилистических и технических новшествах, которые появились в их произведениях в период зарождения и расцвета итальянского Ренессанса. Например, на одном из первых стендов показаны портреты десяти самых известных флорентийских художников XV века в привязке к главным историческим и художественным событиям в жизни города с 1400 по 1490 год. Правда, прочитать эту информацию можно только на немецком и английском языках.
Информация о событиях из жизни Флоренции в период с 1400 по 1490 год
Стенды зала, посвященного реставрационным работам
Каждый раздел экспозиции имеет определенное тематическое название: "Религиозная живопись", "Время перемен", "Благовещение", "Повествование в картинах", "Сохранение и реставрация", "Боттичелли, Поклонение волхвов", "1490 год", "Светская живопись", "Портреты". При этом повествование выставки развивается "от идеи к образу; от рисунка к живописному полотну; от яичного белка к маслу в качестве связующего вещества для цветных пигментов; от статики к разработке поз, жестов, мимики и сложных складок одежды". И все это на примере работ таких выдающихся художников, как Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи, Антонио Поллайуоло, Андреа дель Верроккьо, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Лоренцо ди Креди и Фра Бартоломео, собранных из музеев Мюнхена, Флоренции, Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона, Вены, Берлина.
Экспозиция организована по тематическому принципу

Картины и художники

Самые ранние картины этой выставки расположены в разделе "Время перемен" (Zeit des umbruchs). Они принадлежат кисти основоположника эпохи Проторенессанса (XIII-XIV, этап, предшествующий Ренессансу) Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone, 1266/67-1337), который, "преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем современной итальянской школы живописи". Он не только сделал первые попытки (пусть, не всегда удачные) придать своим персонажам живые эмоции и яркие индивидуальные черты, но и разработал новый подход к изображению пространства, постепенно уйдя от "плоского византийского письма".
Раздел "Время перемен" на выставке "Флоренция и ее художники"
Конечно, "Джотто еще не владел основами анатомии и законами перспективы, но он стал первым художником, который перенес сакральные сюжеты в земные реалии и стал использовать такой новаторский прием как свето-тени для изображения объемных предметов и фигур". Дальше в искусствоведческие дебри я углубляться не буду, скажу только, что его творчество оказало огромное влияние на таких столпов эпохи Возрождения, как Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а среди его непосредственных учеников были ведущие флорентийские  живописцы первой половины XIV века.  
На выставке были показаны только три небольшие картины Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone, 1266/67-1337) из собрания "Старой пинакотеки" - "Распятие Христа" (Kreuzigung Christi, 1303/13) и "Сошествие Христа в ад" (Christus in der Vorhölle, 1303/13), приобретенные в 1813 году королем Максимилианом I Иосифом у графа Луччези и "Тайная вечеря" (Letztes Abendmahl, 1303/13), подаренная кронпринцу Людвигу в 1805 году. 
"Три алтарные панели", Джотто ди Бонддоне, 1303/06-1312/13
темпера по дереву, Старая Пинакотека, Мюнхен
Как показал спектральный анализ, эти картины первоначально были частью рисунка единой алтарной панели, но со временем узкая 3-х метровая доска была разделена на семь отдельных сюжетов, которые сейчас находятся в музеях Мюнхена (три), Нью-Йорка, Бостона, Лондона и Сеттиньяно (по одному). Конечно, было бы очень интересно увидеть на выставке весь рисунок целиком, но из-за почтенного возраста средневековых шедевров их транспортировка в Мюнхен стала невозможной, так что придется довольствоваться сложенным мной коллажем.
Левая половина алтарной панели работы Джотто ди Бондоне
(примерная расстановка с центром "Распятие")
Правая половина алтарной панели работы Джотто ди Бондоне
(примерная расстановка с центром "Распятие")
Центральное место алтарной панели, предположительно, занимала сцена "Распятие Христа", а сам алтарь, судя по фигуре монаха-францисканца у ног распятого Христа, предназначался для украшения какого-то францисканского храма. Возможно, церкви Сан-Франческо в Римини. 
"Распятие Христа",  Джотто ди Бондоне, 1303/06-1312/13
темпера по дереву, Старая Пинакотека, Мюнхен
Рядом с картинами Джотто расположена панель "Страшный суд" (Das jüngste gericht, 1396/1401) кисти одного из самых важных мастеров итальянской поздней готики - Герардо Старнина (Gherardo Starnina, ок.1354-1413). 
Картины Джотто (три слева) и Герардо Старнина (справа)  
Эта картина была написана для расположенного на острове Майорка монастыря с весьма нестандартным названием "Мирамар" (XIII), что в переводе с испанского означает "вид на море". Возможно, именно поэтому в центре композиции, как раз между небом и землей, нарисованы бухта, очертания монастыря и корабль у причала. Что же до остальных персонажей, то тут все выдержано согласно канону - сверху на троне Иисус Христос, по бокам от него двенадцать апостолов, составляющих небесный суд, а у ног - два ангела, призывающих мертвых воскреснуть для Страшного суда. Снизу изображен процесс воскрешения. При этом грешников черти тянут вправо, а слева стоят спасенные души, но, если присмотреться, в обеих компаниях есть и папа, и король, и дворяне, и монахи... Хотя, среди праведников их гораздо больше.
"Страшный суд", Герардо Старнина, 1396/1401
темпера по дереву, Старая Пинакотека, Мюнхен
На двух других стенах этого зала расположились шесть алтарных панелей работы Аньоло Гадди (Agnolo Gaddi, ок.1350-1396) и по одному произведению Паоло Уччелло (Paolo Uccello, 1397-1475) и Мазолино да Паникале (Masolino da Panicale, ок. 1383 - ок.1440).
Картины Аньоло Гадди (слева) и Паоло Уччелло (справа)
Шесть золотых панелей разной величины первоначально были частями многостворчатого алтаря, посвященного деяниям Святого Николая Чудотворца и Святого Юлиана (центральная часть не сохранилась). Они принадлежат кисти представителя известной флорентийской династии Гадди и выполнены в характерной для творчества Аньоло Гадди классической манере Проторенессанса. Не даром его считали "последним крупным флорентийским художником, чей стиль вырос из творчества Джотто". И этому есть простое объяснение. Его отец - художник Тадео Гадди в течение 24 лет работал в мастерской Джотто ди Бондоне, а после смерти великого мастера открыл собственную мастерскую и стал учителем для своих сыновей. Трое из них стали художниками, а самым талантливым оказался Аньоло. Кстати, их дедушка - Гаддо Гадди тоже был известным художником, а его мозаики до сих пор украшают фасад базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме и главный вход Кафедрального собора Флоренции.  
Шесть алтарных панелей Аньоло Гадди, 1393/96
(левые посвящены Николаю Чудотворцу, а правые - Святому Юлиану)
темпера по дереву, Баварское государственное собрание живописи
Панели с деяниями Святого Николая Чудотворца, Аньоло Гадди, 1393/96
Панели с деяниями Святого Юлиана, Аньоло Гадди, 1393/96
Очень красочная панель "Поклонение младенцу Христу со Святыми Иеронимом, Марией Магдалиной и Евстафием" (Anbetung des Christuskindes mit den Heiligen Hieronymus, Maria Magdalena und Eustathius, 1436) кисти Паоло Уччелло (Paolo Uccello, 1397-1475), возможно, была написана для церкви Сан-Джироламо в Болонье во время пребывания художника в Эмилии-Романье. Атрибуция этой картины, которая теперь находится в Государственной галерее искусств в Карлсруэ, долгое время вызывала большие сомнения. Ее приписывали многим авторам того времени, но в 1991 году окончательно остановились на имени Паоло Уччелло. Кстати, этот художник "отличался любовью к ярким тонам и нарочитой декоративности", а еще он считается одним из создателей научной теории перспективы.
"Поклонение младенцу Христу", Паоло Уччелло, 1436
 
темпера по дереву, Государственная галерея искусств, Карлсруэ
"Поклонение младенцу Христу", Паоло Уччелло (фрагмент)  
А вот соседняя с ней панель принадлежит кисти одного из лучших художников Флоренции, работавших в переходный период от поздней готики к Ренессансу, - Мазолино да Паникале (Masolino da Panicale, ок.1383 - ок.1440), который в одной картине ухитрился совместить два очень популярных во Флоренции XV века образа Богородицы - "Мадонну смирения" (dell 'umilità) с "Мадонной латте" (del latte, кормящей грудью), да еще и украсить картину символами Троицы. Несмотря на то, что работа выполнена по всем канонам интернациональной готики, в некоторых ее деталях уже заметно влияние прогрессивных идей Ренессанса. Например, в более пластичном изображении фигуры младенца. Кстати, кроме высокого качества живописи большая заслуга Мазолино заключалась еще и в том, что он способствовал распространению новаторских идей Возрождения среди художников северных областей Италии. 
"Мадонна смирения", Мазолино да Паникале, ок.1435
темпера и золото по дереву, Старая пинакотека, Мюнхен 
К одним из наиболее значимых работ этой выставки относится панель "Святой епископ со щеглом" (Hl. Bischof mit einem Stieglitz, ок. 1335/40) флорентийского художника времен Проторенессанса Бернардо Дадди (Bernardo Daddi/Bernardus Florentinus, ок.1280-1348). Она служит прекрасной иллюстрацией тех приемов, материалов и техник, которыми пользовались флорентийские художники XV века. Так, например, своим гладким и плотным покрытием картина обязана быстросохнущей "яичной темпере", которая была основным видом краски вплоть до 1500 года, когда ее постепенно вытеснило "масло". Яичный желток требовал быстрой работы мелкими мазками, в результате краска наносилась без полутонов и переходов большим количеством тонких полупрозрачных слоев и после высыхания напоминала гладкую матовую пастель, а насыщенные глубокие цвета проявлялись уже после покрытия поверхности лаком.
"Святой епископ со щеглом", Бернардо Дадди, 1335/40 (фрагмент)
Кстати, Бернардо Дадди был последователем Джотто и одним из самых востребованных флорентийских художников своего поколения. Он специализировался исключительно на произведения религиозной тематики, которые отличались "характерной декоративностью, сложностью рисунка и тонкой колористикой". 
"Святой епископ со щеглом", Бернардо Дадди, 1335/40
темпера и золото по  дереву, Старая пинакотека, Мюнхен
Творчество ученика Аньоло Гадди монаха-художника Лоренцо Монако (Lorenzo Monaco/Piero di Giovanni, 1370-1425), который был еще одним верным последователем великого Джотто и одновременно выдающимся мастером интернациональной готики, на этой выставке было представлено одним из сорока приписываемых художнику изображений "Мадонны с младенцем" (Maria mit Kind). Все они делятся на два основных типа - "Мадонна на троне", где Мария представлена Царицей Небесной,  и "Мадонна смирения" (Madonna dell'Umiltà), на которых Богородица сидит на земле (обычно на большой диванной подушке). Последних в арсенале художника было аж 24, и наша "Мадонна" как раз из их числа. В отличие от торжественных тронных Мадонн, украшавших центральную часть алтарей, более камерные и интимные "Мадонны смирения" имели небольшие размеры и, как правило, предназначались для использования в частных покоях, что, впрочем, никак не сказалось на качестве их исполнения. "Насыщенные цвета, великолепие плавных линий и тонкая работа кистью придавали этим маленьким работам почти ювелирный характер".  
"Мария с младенцем", Лоренцо Монако, 1407
темпера и золото по дереву, Государственная галерея, Штутгарт
Одним из главных украшений выставки стали макеты-реконструкции трех флорентийских алтарей, отдельные части которых теперь разбросаны по разным музеям мира. Так, например, в разделе "Повествование в картинах" (Bilderzählung) главным экспонатом стал Алтарь Сан-Марко (Pala di San Marco, 1438/43), созданный Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico/Guido di Pietro, 1400-1455) по заказу Козимо Медичи Старшего для монастырской церкви Сан-Марко во Флоренции. Он посвящен Богородице и двум покровителям города Флоренции и семьи Медичи - Святым Косме и Дамиану. При этом в образах многочисленных святых, окружающих трон Мадонны, художник запечатлел представителей семейства Медичи, а в роли Святого Космы изобразил самого Козимо Старшего.
Центральный экспонат зала "Повествование в картинах" 
макет Алтаря Сан-Марко работы Фра Беато Анджелико
Кстати, имя Анджелико художник Гвидо ли Пьетро получил только через сто лет после своей смерти, благодаря основоположнику современного искусствознания Джорджо Вазари. В своих "Жизнеописаниях" (1550) он охарактеризовал живописца, как "возвышенного мастера, столь смиренного в своих поступках и благочестивого в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных". Так, с легкой руки Вазари Гвидо ди Пьетро и превратился в Анджелико (Ангельский), а вскоре к этому имени добавилось еще и Фра (брат, монах) Беато (Блаженный) . При этом начальное "фра" напоминало о том, что в 18-летнем возрасте художник стал монахом-доминиканцем, а "беато" - что в 1983 году он был причислен к лику блаженных и теперь считается небесным покровителем художников.
Пределла Алтаря Сан-Марко собрана из 8 оригинальных панелей
9-я панель из коллекции Лувра представлена в виде фотографии
темпера по дереву, размер отдельных панелей ок. 37 х 48 см
В XVII веке во время перестройки церкви большой ренессансный алтарь был разобран на части. Его главная панель и две из девять картин пределлы (горизонтальный пьедестал) остались в монастыре (теперь Национальный музей Сан-Марко), а остальные разлетелись в разные стороны. Четыре панели в 1818/22 годах были приобретены для коллекции кронпринца Людвига и теперь принадлежат "Старой пинакотеке", а еще по одной отправились в Вашингтон, Дублин и Париж. Сложнее дело обстояло с 16-ю небольшими боковыми панелями (ок. 39 х 14 см), которые обрамляли алтарь с двух сторон (по два столбца из четырех панелей с каждой стороны). Судьба 7 из них до сих пор не известна, а 9 находятся в музеях Италии, Германии, США и Великобритании. Причем две последние были случайно обнаружены в 2006 году в поместье скромного коллекционера из Оксфордшира, купившего их в Калифорнии в 1960-х годах. Позднее они были выкуплены и возвращены в монастырь Сан-Марко. Осталось найти еще 7!
Реконструкция Алтаря Сан-Марко работы Фра Анджелико
(
по бокам показаны 8 ныне известных панелей из 16-ти)
Это один из первых алтарей, созданных с учетом закона перспективы
К сожалению, по объективным причинам, организаторы выставки не смогли собрать в Мюнхене все известные части Алтаря Сан-Марко, ограничившись 8 из 9 панелей пределлы (кроме панели из собрания Лувра). Все они, за исключением центрального сюжета "Пьета" ("Погребение Христа"), рассказывают о жизни Святых Космы и Дамиана, поэтому и раздел, в котором они экспонируются, называется "Повествование в картинах" (Bilderzählung). 
Макет Алтаря Сан-Марко и 8-я панелей пределлы
"Похороны Святых Космы и Дамиана", Фра Беато Анджелико, 1443
темпера по дереву, Национальный музей Сан-марко, Флоренция
"Погребение Христа", Фра Беато Анджелико, 1443 (фрагмент)
(центральная, 5-я панель пределлы Алтаря Сан-Марко) 
темпера по дереву, Старая пинакотека, Мюнхен
В тонкости сюжета каждой картины я вдаваться не буду, скажу только что именно они, а не большая центральная панель, теперь являются "лучшим свидетельством зрелого мастерства одного из важнейших художников Раннего Возрождения, каковым являлся Фра Беато Анджелико". А все потому, что в XIX веке центральная панель подверглась разрушительной реставрации на основе каустической соли, которая со временем буквально "съела" верхние слои краски, уничтожив все нюансы цвета, света и светотени, которые были характерны для почти ювелирной живописной техники Фра Анжелико". К сожалению, на момент проведения выставки картина была в удручающем состоянии (повреждено не только покрытие, но и сама доска), а проведенная в 2019 году очередная реставрация только "на сколько это возможно смягчила нанесенный шедевру урон".
"Св. Косма и Дамиан перед Лисием", Фра Беато Анжелико, 1443
 (2-я панель пределлы Алтаря Сан-Марко)
темпера по дереву, Старая пинакотека, Мюнхен
А вот панели пределлы, к счастью, остались нетронутыми и сохранили оригинальные особенности авторской манеры письма, поэтому их присутствие в экспозиции стало особенно ценным для специалистов и любителей флорентийского Ренессанса. Тем более, что практически в полном составе они встретились впервые за почти четыре сотни лет. Жаль, только "Лувр" немного подвел! 
"Исекновение главы Св. Космы и Домиана", Фра Беато Анжелико, 1443
 (7-я панель пределлы Алтаря Сан-Марко)
темпера по дереву, Музей Лувр, Париж

"Исцеление дьякона Юстиниана", Фра Беато Анжелико, 1443
 (9-я панель пределлы Алтаря Сан-Марко)
темпера по дереву, Национальный музей Сан-Марко, Флоренция
Рядом с Алтарем Сан-Марко организаторы выставки разместили мраморный барельеф того самого Козимо I Медичи, который и заказал этот алтарь. Портрет был изготовлен, примерно, в 1460 году мастерской одного из ведущих скульпторов Флоренции XV века - Антонио Росселлино (Antonio Rossellino, ок. 1427-1478) и привезен на выставку из Музея Боде в Берлине. 
Портрет Козимо Медичи, мастерская Антонио Росселлино 
ок. 1460, мрамор, Музей Боде, Берлин
Мраморный портрет Козимо Медичи в витрине выставки 
Рядом работы Фра Филиппо Липпи и Алунно ди Беноццо
"Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот" 
Фра Филиппо Липпи, 1445, Музей Эшмола, Оксфорд
Тондо "Поклонение младенцу Христу", Алунно ди Беноццо, 1470/75
темпера по дереву, из запасников Старой пинакотеки, Мюнхен
Залы выставки "Флоренция и ее художники"
Бронзовое тондо "Мадонна с младенцем" (Maria mit Kind, 1443), предположительно, созданное знаменитым итальянским скульптором Донателло (Donatello, 1386-1466) и украшенное богатой мраморной рамой (1445) работы его ученика Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano, 1430-1464), скорее всего, было заказано все тем же Козимо Медичи Старшим и служило ему домашним алтарем. 
Тондо "Мадонна с младенцем" работы Донателло в витрине выставки
На этом позолоченном тондо Донателло изобразил свой вариант "Мадонны смирения"  (Madonna dell'Umiltà) с двумя ангелами и младенцем Христом. А что касается мраморной рамы, то "ее структура, неглубокий рельефный бордюр и заканчивающиеся цветами завитки напоминают рисунок классического погребального алтаря, а цветочная гирлянда у основания и ваза с фруктами на гребне имитируют, так называемые, гирлянды саркофагов". 
Бронзовое тондо "Мадонна с младенцем", Донателло (?), ок. 1445, 27 см
мраморное обрамление работы Дезидерио да Сеттиньяно , ок. 1445
Художественно-исторический музей, Вена
Бронзовая скульптура "Танцующий путти", Донателло, 1429
Она была создана для украшения купели баптистерия в Сиене
Следующее произведение Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano, 1430-1464) - "Мраморный бюст молодого человека" или "Джовинетто" (Giovinetto, 1455) прибыл на выставку из музея Барджелло во Флоренции. Он установлен справа от "Портрета молодого человека" (Porträt einer Jugend, 1485) кисти Филиппино Липпи (Filippino Lippi, 1457/58-1505), который в свою очередь был привезен из Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Компанию им составляет еще один "Бюст молодого человека" (Jüngling Büste, XV), изготовленный из терракоты в мастерской великого флорентийского скульптора и художника Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio, 1435-1488) - учителя Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди и Леонардо да Винчи.
"Бюст молодого человека", Андреа дель Верроккьо (мастерская), XV век
"Портрет молодого человека", Филиппино Липпи, 1485
Мраморный бюст "Джовинетто", Дезидерио да Сеттиньяно, 1455
Что касается "Портрета молодого человека"  (Porträt einer Jugend, 1485), то долгое время его авторство приписывалось кисти Сандро Боттичелли, и для этого были объективные причины. Будучи сыном одного из самых известных мастеров раннего итальянского Возрождения Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi, 1406-1469), Филиппино Липпи (Filippino Lippi, 1457-1505) начинал свое обучение в мастерской отца, где в течение пяти лет постигал тайны мастерства молодой художник Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510). В 1469 году Филиппо Липпи скончался, и уже Боттичелли стал учителем для 12-летнего мальчика, "оказав глубокое влияние на все его дальнейшее творчество". В результате стиль этих двух художников стал так похож, что окончательная атрибуция некоторых произведений вызывала определенные сложности. 
"Портрет молодого человека", Филиппино Липпи, 1485
масло и темпера по дереву
(предполагаемый портрет Джованни Медичи (Пополано))
Национальная галерея искусств, Вашингтон
 "Бюст Александро ди Лука Мини", Мино да Фьезоле, 1456
(на переднем плане) 
Очень популярному во Флоренции жанру портрета был посвящен отдельный одноименный раздел, украшением которого стали произведения Доменико (Domenico Ghirlandaio1448-1494) и Давида (Davide Ghirlandaio, 1452-1525) Гирландайо, Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi, 1459-1537), Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo,1433-1498).
Экспонаты раздела "Портреты" (Porträt) 
Залы выставки "Флоренция и ее художники", раздел "Портреты"
Три женских портрета работы братьев Гирландайо
"Сельваджа Сассетти", Давид Гирландайо, 1487/88
Портрет 17-летней дочери банкира Франческо Сассетти,
скорее всего, был написан по случаю ее замужества 
темпера по дереву, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
"Портрет молодой женщины", Доменико Гирландайо, ок.1490
темпера по дереву, Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
Диптих: "Портрет молодого человека" и "Портрет молодой женщины",
Доменико Гирландайо, ок. 1490, темпера по дереву
 Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
Портрет кисти Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi, 1459-1537) "Дама с жасмином" (La dama dei gelsomini, 1481/83) привлекает внимание не только своими новаторскими идеями (поворот головы в 3/4, пейзаж за спиной), но и тем, что на нем изображена одна из самых известных женщин итальянского Возрождения, внебрачная дочь миланского герцога Галеаццо Мария Сфорца - Катерина Сфорца (Caterina Sforza), вошедшая в историю, как "Львица Романьи" и "Тигрица из Форли". 
Портрет Катерины Сфорца в 25 лет ("Дама с Жасмином", фрагмент)
Некоторые исследователи считают ее прототипом Джоконды 
Она прожила очень яркую бурную жизнь, была умна и образована, имела железный властный характер и прославилась военным противостоянием с Чезаре Борджиа. Будущую "тигрицу" выдали замуж в 11 лет, и к 35 годам она уже успела три раза овдоветь. Причем, последним ее мужем был тот самый Джованни ди Медичи, который, предположительно, изображен на "Портрете молодого человека" Филиппино Липпи. Их внук Козимо I Медичи стал первым великим герцогом Тосканы, а потомки правили герцогством вплоть до 1737 года. Когда же эта ветвь пресеклась, последняя прямая представительница династии, Анна Мария Луиза Медичи, завещала  все художественные сокровища семьи родному городу и превратила Флоренцию в выдающийся город-музей. Это я так... к слову...
"Дама с жасмином" (Катерина Сфорца), Лоренцо ди Креди, 1483 
темпера по дереву, Городская пинакотека, Форли
Портрет Катерины Сфорца на выставке "Флоренция и ее художники"
"Портрет молодой женщины", Антонио дель Поллайоло, 1475 
масло и темпера по дереву, Галерея Уффици, Флоренция
"Портрет юноши", флорентийский мастер, 1475/80 
(возможно, Франческо Боттичини)
темпера по дереву, Старая пинакотека, Мюнхен
Ну, и последний портрет, о котором обязательно нужно сказать хотя бы пару слов - это работа Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510) "Портрет Смеральды Брандини", привезенный из Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Не скажу, что он потряс меня красотой своей модели, но его ценность заключается вовсе не в этом. Перед нами "чуть ли не первый известный портрет, на котором женщина изображена не в профиль, а со зрительным контактом. Разворот женской фигуры в три четверти и расположение руки на раме окна стали гениальной находкой Боттичелли. Отказавшись от традиционного профиля ренессансных портретов, он привнес в образы своих героинь новое ощущение движения". Кстати, на портрете изображена мать флорентийского ювелира Микеланджело де Брандини и бабушка скульптора Баччо Бандинелли, о чем свидетельствует надпись на подоконнике, которую, правда, нанесли уже в XVI веке.
"Портрет Смеральды Брандини", Сандро Боттичелли, 1470/75 
 темпера по дереву, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Творчество одного из главных художников итальянского Возрождения - Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи известного под именем Сандро Боттичелли (прозвище "бочонок" перешло от старшего брата-толстяка) представлено на этой выставке еще несколькими работами, показу которых организаторы уделили особое внимание. Так, например, для презентации картины "Оплакивание Христа", написанной в 1490/95 годах по заказу флорентийской церкви Сан-Паолино, был построен стилизованный макет крылатого алтаря. Организаторы посчитали очень важным, чтобы посетители выставки увидели эту работу на той высоте, для которой ее создавал художник.  
Установка картины "Оплакивание Христа" в макет алтаря
Несмотря на то, что картина "Оплакивание Христа" (Beweinung Christi, 1490/95) была написана в то время, когда под влиянием проповедей одиозного монаха Савонаролы "стиль Сандро Боттичелли стал более патетичным и лишился так любимой двором Медичи аллегоричности, а из композиций исчезли пейзажные и интерьерные фоны, она считается одним из самых сильных произведений в биографии художника"
Картина "Оплакивание Христа" установлена на оригинальную высоту
"Творчество Боттичелли конца XV века является лучшей иллюстрацией того, как ранний Ренессанс смело входил в свою совершенную стадию – период высокого Возрождения. Художник начал использовать более совершенные краски, колорит картин стал насыщеннее, а очертания фигур приобрели утончённую форму. Именно в это время и была написана картина «Оплакивание Христа», удивляющая своей реалистичностью и композиционным строением. По своему эмоциональному посылу эта не картина-рассказ, а картина-настроение. Чувства, а именно горе, утрата, скорбь, главенствуют здесь над повествованием. Зритель невольно вовлекается в разыгравшуюся перед ним сцену, и фактически страдает вместе со Святыми".
"Оплакивание Христа", Сандро Боттичелли, ок. 1495 года
темпера по дереву, "Старая пинакотека, Мюнхен
Так почему же столь ценный шедевр, который называли одним из самых важных произведений флорентийского Возрождения, покинул родной город и оказался в Мюнхене? Всему виной Наполеон, жуликоватый арт-дилер и любовь Людвига баварского к итальянскому Возрождению. А дело было так. В 1808 году флорентиец Микеле Маццони проводил по поручению Наполеона Бонапарта инвентаризацию художественных сокровищ ликвидированных окрестных монастырей и обратил внимание на сильно загрязненную доску, висевшую над камином аптеки канонического монастыря Сан-Паолино. Осознав ценность картины, он выкупил ее лично и спрятал в своей конюшне, а по прошествии года поручил реставратору Луиджи Скотти очистить и отретушировать поврежденный древоточцем шедевр. После этого Маццони получил официальное подтверждение авторства Боттичелли и в 1814 году продал картину королю Баварии Людвигу I. Кстати, Людвиг мог приобрести еще и знаменитое "Рождение Венеры", но поскольку собирал только религиозную живопись, от этой покупки отказался... а жаль...
"Оплакивание Христа", Сандро Боттичелли, ок. 1495 года
на выставке "Флоренция и ее художники"
Картина "Оплакивание Христа" экспонируется в разделе,
посвященном реставрации и сохранению полотен
За год до проведения этой выставки картина "Оплакивание Христа" выглядела совсем не такой, как ее задумал Боттичелли. Виной всему стала некорректная консервация, проведенная реставратором Скотти в 1812 году. "Чтобы скрыть недостающие слои краски, он покрыл изображение ретушью и тонкой глазурью и в результате нивелировал стилистические особенности искусства Боттичелли". 
Повреждения полотна, исправленные в ходе реставрации
Этапы исследования картины в ходе реставрации
В течение года в мюнхенском Doerner Institut проводилась масштабная реставрация картины. Были удалены старые ретуши, слои лака и перекрашивания, благодаря чему картине вернули ее "холодный, высококонтрастный, сияющий, частично диссонирующий цвет. Кроме того, анализ показал, как искусно Боттичелли сочетал темперу с масляной живописью и как работал над композицией, неоднократно исправляя рисунок в процессе написания картины".
 Благодаря спектральному анализу стал виден первоначальный набросок
Реставратора Doerner Institut за работой (фото Йенс Вагнер) 
Картина "Оплакивание Христа" до и после реставрации
Реставрация и  сохранение картин всегда составляли важную часть работы "Старой пинакотеки". На примере еще не отреставрированной картины "Оплакивание Христа" (Beweinung Christi, или "Пьета", ок.1500) кисти Рафаэллино дель Гарбо (Raffaellino del Garbo, 1466-1527) организаторы выставки продемонстрировали те повреждения старого покрытия, с которыми приходится сталкиваться реставраторам. А для большей наглядности закрыли картину специальным стеклом, на котором обозначили области повреждений.  
В центре зала "Реставрация" расположена еще одна "Пьета"
Это картина Рафаэллино дель Гарбо
На защитном стекле указаны области повреждений
Реставрационные работы
"Пьета", Рафаэллино дель Гарбо, XV-XVI век 
Старая пинакотека, Монако 
Но вернемся к Сандро Боттичелли и еще одному его шедевру - "Поклонение волхвов" (L'Adorazione dei Magi, ок. 1475), который Вазари оценил, как "величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется". Картина была заказана придворным семьи Медичи, флорентийским банкиром Гаспаре ди Заноби дель Лама для часовни базилики Санта-Мария-Новелла. Считается, что Боттичелли изобразил заказчика с правой стороны картины в светло-синем одеянии, указывающим на себя и смотрящим прямо на зрителя.
Картина Сандро Боттичелли "Поклонение волхвов" прибыла на выставку
из галереи Уффици во Флоренции с соблюдением всех мер предосторожности
Используя хорошо известный сюжет, Боттичелли, фактически, написал групповой портрет высшего общества Флоренции. Святое семейство он расположил как бы на вершине треугольника - в глубине верхней части картины, что позволило на переднем плане разместить главных представителей династии Медичи, их союзников из флорентийских влиятельных родов (Строцци, Торнабуони), а также нескольких видных поэтов и философов тех времен (Полициано, Мирандола).  В роли коленопреклоненного Мельхиора у ног Богородицы художник изобразил Козимо Медичи Старшего, а в образе двух других волхвов - его сыновей Пьеро (в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо. Ко времени написания картины все трое были уже мертвы, а Флоренцией успешно правил сын Пьеро - Лоренцо Великолепный, также изображённый на картине вместе со своим братом Джулиано (два юноши на переднем плане слева). Не забыл художник и о себе любимом, поместив свою фигуру в светло-коричневой мантии у правого края картины. 
"Поклонение волхвов", Сандро Боттичелли, ок. 1475 года
темпера по дереву, Галерея Уффици, Флоренция
Два человека с картины смотрят прямо на зрителей -
заказчик картины 
Гаспаре ди Заноби дель Лама в серо-голубом одеянии и
сам Сандро Боттичелли в светло-коричневой мантии
"Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, – невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, – ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто – другому" (Джорджо Вазари).
Шедевр Сандро Боттичелли в центре внимания
Соседний раздел под названием "1490" полностью посвящен ренессансным "Мадоннам" в исполнении таких мастеров флорентийской школы, как Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo, 1472-1517), Доменико Гирландайо ((Domenico Ghirlandaio/Domenico di Tommaso Bigordi, 1448-1494), Франческо Боттичини (Francesco di Giovanni Botticini, 1446-1498), Лоренцо ди Кредии (Lorenzo di Credi/Lorenzo d'Andrea d'Oderigo, 1459-1537) и Филиппино Липпи (Filippino Lippi, 1457/58—1505)
Раздел "1490" соседствует с разделом "Реставрация"
Все картины раздела "1490" посвящены Богородице
"Утверждая в облике Девы Марии идеал красоты человеческой личности, в которой полностью преодолён конфликт "духовного" и "телесного" (Совершенная Жена и Милосердная Мать, Царственная Госпожа и Прекрасная Дева), итальянский Ренессанс всё дальше уходил от византийской иконографии. Если в начале Кватроченто такие художники, как Лоренцо Монако или Мазолино да Паникале, по-прежнему изображали идеальный лик Богородицы на плоском золотом фоне, то к середине XV века в картинах появились воздух и глубина, а помещенная в пейзажи или интерьеры, задумчивая Мадонна все больше стала походить на прекрасную флорентийку в образе нежной и любящей матери".
"Поклонение младенцу", ок. 1487, масло по дереву 
Франческо Боттичини (Francesco di Giovanni Botticini, 1446-1498)
Галерея Джорджио Франкетти Ка д Оро, Венеция
"Мария с младенцем и Святым Иоанном"
Доменико Гирландайо (круг),
 ок. 1495/1500, масло по дереву
Частная коллекция
Золото, которое ранее заполняло весь фон за спиной Богородицы, теперь использовалось только для написания нимбов или парчовых одежд. Постепенно изменилась и форма самого ореола, который "проделал долгий путь от "тяжелого" плоского диска, расположенного параллельно изображению, до искаженного в перспективе парящего над головами или даже уменьшенного до полу-прозрачного божественного сияния невесомого нимба". 
"Мария с младенцем и Святым Иоанном", Фра Бартоломео, ок. 1497
масло по дереву, Музей Метрополитен, Нью-Йорк 
"Мария с младенцем и Святым Иоанном", Фра Бартоломео (фрагмент)
Отдельно следует сказать о новых тенденциях в изображении младенца Иисуса. Если коротко, то "в эпоху Ренессанса из византийского "маленького старичка" он превратился в исключительно милое невинное создание", а самые колоритные младенцы, на мой взгляд, получались у Лоренцо ди Креди. Что не работа, то новый пышущий здоровьем упитанный малыш с кудрявыми рыжими волосами и мудрым выражением лица.   
"Мария с младенцем", Лоренцо ди Креди, 1480/90, масло на дереве, 
Государственный музей археологии и искусства, Майнц
"Мария с младенцем", Лоренцо ди Креди (фрагмент)
Единственное в этом разделе тондо (круглая картина) "Поклонение младенцу Христу" (Anbetung des Christkindes, ок. 1495) из собрания "Старой пинакотеки" принадлежит кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo di San-Marco, 1472-1517). Недавно оно было отреставрировано при финансовой поддержке итальянской ювелирной компании Bvlgari. Специалисты проработали над картиной около года и, удалив старые слои лака и ретушь предыдущих реставраций, не только вернули шедевру первоначальные краски, но и получили бесценную информацию о методах работы знаменитого мастера.
Тондо "Поклонение младенцу Христу", Фра Бартоломео, ок. 1495 
масло и темпера по дереву, Старая пинакотека, Мюнхен
Информационный стенд, рассказывающий о методах реставрации
Реставрация тондо "Поклонение младенцу Христу"
Куратор выставки Андреас Шумахер с представителями фирмы Bvlgari,
за деньги которой было отреставрировано это тондо
© Getty Images
Творчество знаменитой флорентийской династии Липпи представлено в этом зале впечатляющим алтарем "Явление Христа Мадонне" (Die Fürbitte Christi und Mariae, ок.1495) кисти Филиппо Липпи Младшего известного под именем Филиппино (Filippino Lippi, 1457/58-1505). "Яркие контрастные цвета и выразительные реалистичные фигуры делают этот алтарь почти уникальным в образной панораме Флоренции того времени".
В центре зала расположен алтарь работы Филиппино Липпи 
Автопортрет Филиппинно Липпи и алтарь "Явление Христа Марии",
купленный кронпринцем Людвигом во Флоренции в 1814/16 голах
Алтарь "Явление Христа Марии", Филиппинно Липпи 
ок 1495, масло по дереву, Стара пинакотека, Мюнхен
Пределла алтаря "Явление Христа Марии", ок. 1495
"Христос с ангелом и шестью святыми"
", Филиппинно Липпи 
Тем не менее, при всей сочности красок и выразительности пейзажа этот алтарь вполне соответствует мрачному духу времени Савонаролы, в которые он создавался. Именно поэтому Богородица предстает перед нами "женщиной в возрасте и с глубоко драматичным выражением лица". Кстати, с возрастом художник попал в самую точку, ведь на момент гибели сына Марии было уже под 50!
Дева Мария изображена с "драматическим выражением лица"
Тема ренессансного изображения "Марии с младенцем" продолжается в следующем разделе, который посвящен трем выдающимся флорентийским художникам и называется "Верроккьо, Леонардо и Лоренцо ди Креди" (Verrocchio, Leonardo und Lorenzo di Credi). В разделе показаны всего три их работы, сравнив которые, даже такой дилетант, как я, поймет, что Леонардо да Винчи не только сумел превзойти своего учителя (Верроккьо), но и по праву считается самым гениальным из всех его учеников. А их, между прочим, было немало!
Один из центральных залов выставки.
Справа - раздел "Верроккьо, Леонардо и Лоренцо ди Креди"
"Мадонна дель Латте" ("Мадонна с младенцем и двумя ангелами")
Андреа дель Верроккьо, 1467/69, темпера по дереву
Национальная галерея, Лондон
Андреа ди Микеле Чони, известный под именем Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio/Andrea di Michele Cioni, 1435-1488), родился во Флоренции, примерно, в 1435 году и, вероятно, обучался в мастерской Фра Филиппо Липпи. К своему 30-летию он уже был признанным мастером первого ранга, получил ряд крупных заказов от семьи Медичи, а также открыл собственную мастерскую, где обучались Лоренцо ди Креди, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи (он жил и работал с Верроккьо с юного возраста до своего 26-летия). Согласно утверждению флорентийского гуманиста начала 1500-х годов: "Всё хорошее, что было у этих художников, почерпнуто из источника по имени Верроккьо".
"Мадонна дель Латте", Андреа дель Верроккьо (фрагмент)
Показанная на выставке "Мадонна дель Латте" (Madonna del Latte, 1467/69) была написана Андреа дель Верроккьо под влиянием картины "Lippina" (1495) кисти его учителя Фра Филиппо Липпи и, в свою очередь, сама послужила образцом для нескольких последующих "Мадонн", самой известной из которых стала "Мадонна с младенцем и двумя ангелами"  (1468/69) работы Сандро Боттичелли. 
Три "Мадонны с младенцем и двумя ангелами" кисти:
Фра Филиппо Липпи, Андреа дель Верроккьо и Сандро Боттичелли
(на выставке была представлена только центральная картина)
Рядом с "Мадонной" Андреа дель Верроккьо расположена "Мадонна с гвоздикой" (Madonna mit der Nelke, 1475), написанная 23-летним Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452-1519) во время его обучения в мастерской Верроккьо. Пересказывать тонкости этой картины я не буду, скажу только, что кроме всего прочего она является одним из первых примеров применения изобретенной Леонардо да Винчи фирменной техники "сфумато" (плавность тональных переходов, размытость контуров), благодаря которой "слегка затуманенный будто нежным дымчатым покрывалом лик Мадонны кажется полным таинственного спокойствия и отрешённости". 
"Мадонны" Андреа дель Верроккьо и его ученика Леонардо да Винчи
Кто был заказчиком этой картины и где она находилась вплоть до конца XIX века доподлинно неизвестно, так что современная история "Мадонны с гвоздикой" началась с того момента, когда в 1889 году на распродаже имущества Терезы фон Август Ветцлерподняв цену с 5 до 47,50 марок, ее приобрел местный врач и большой ценитель искусства Альберт Хауг (Тереза унаследовала картину от брата - аптекаря Ветцлера из городка Гюнсцбург в Баварии, а как она попала к нему до сих пор неизвестно)Понимая, что перед ним итальянский раритет, доктор Хауг обратился за консультацией к профессионалам из "Старой пинакотеки". Там картину изучили, приписали кисти Андреа дель Вероккьо и к обоюдному удовольствию сторон выкупили за 800 марок. Получив средневековую доску, специалисты музея провели ее реставрацию и очистку, а затем привлекли к экспертизе известных знатоков флорентийской живописи. Тут-то и оказалось, что это вовсе не Вероккьо, а его самый талантливый ученик по имени Леонардо да Винчи. Кстати, "Мадонна с гвоздикой" - это единственная картина Леонардо да Винчи в немецком музее, а ее окончательная атрибуция произошла только в 1937/38 годах. Ну, а что до Альберта Хауга, то музей ходатайствовал о присвоении ему рыцарского ордена Святого Михаила, который он получил из рук принца-регента Леопольда Баварского. 
"Мадонна с гвоздикой", Леонардо да Винчи, ок. 1475
тополь, масло, Старая пинакотека, Мюнхен
Неожиданно мрачной и грубой в сравнении не только с работами Верроккьо и да Винчи, но даже другими работами этого художника показалась мне третья картина раздела - "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем" (Madonna mit dem Christuskind und Johannes dem Täufer, 1459/60) кисти Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi, 1459-1537). Особенно громоздкой и неуклюжей выглядела на ней фигура младенца... а эти ужасные пальцы рук и ног.... Хотя, возможно, картина просто требует реставрации...
"Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", Лоренцо ди Креди 
1459/60, масло по дерево, Галерея старых мастеров, Дрезден
Кстати, Дева Мария является покровительницей города Флоренция, и тот факт, что организаторы смогли собрать в Мюнхене такое количество прекрасных флорентийских мадонн из разных музеев мира, считается одним из самых значительных успехов этой выставки. Ну, а мою личную благодарность они заслужили за чудесную подборку работ Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi, 1406-1469), которые стали для меня настоящим открытием. 
"Мадонны" кисти Фра Анжелико (крайняя слева) и Фра Филиппо Липпи 
"Мадонна с младенцем", Фра Филиппо Липпи, ок 1465 (фрагмент)
Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
Фра (брат) Филиппо Липпи родился во Флоренции в 1406 году, рано потерял родителей и в возрасте 15 лет был отдан в монастырь, где начал рисовать, вдохновляясь работами великого Мазаччо. Но монастырская жизнь мало подходило этому "пьянице, развратнику и мошеннику", а потому вскоре он покинул монастырь, отрёкся от клятв и во время плавания близ побережья Анконы угодил в плен к мусульманским пиратам. После освобождения Липпи сумел вернуться во Флоренцию, продолжил рисовать и "в стремлении к реализму наполнял свои работы такой жизнью, естественной красотой и страстью, что несмотря на репутацию блудника и воришки, был приглашен на работу Козимо Медичи Старшим, который был его покровителем до конца своих дней".
"Мадонны" Филиппо Липпи, написанные в период с 1430 по 1465 год
(из коллекций музеев Флоренции, Пармы и Нью-Йорка)
"Филиппо обожал женщин и чувствовал особенное желание рисовать только тогда, когда был влюблен, а влюблялся он часто. Причем, чем больше женщин было в его жизни, тем больше нестерпимо юных и прекрасных Мадонн создавала его кисть".
"Мадонна с младенцем", Фра Филиппо Липпи, 1465
темпера до дереву, Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
В 1456 году, будучи капелланом женского монастыря Святой Маргариты в Прато, пятидесятилетний Фра Филиппо Липпи влюбился в двадцатилетнюю послушницу и "похитил" ее из обители. Легенда гласит, что красавица Лукреция Бути позировала художнику во время его работы над образом Святой Маргариты и неисправимый ловелас без памяти влюбился в юное создание. Девушка ответила ему тем же и, сбежав из монастыря, поселилась в доме художника. В 1457 году у пары родился сын - будущих художник Филиппино Липпи, а потом и дочь Александра, но они продолжали "жить во грехе". Только в 1461 году, благодаря ходатайству высокого покровителя - Козимо Медичи Старшего, Папа Пий II, наконец, освободил обоих от церковных обетов и позволил им пожениться (по некоторым сведениям, они этого так и не сделали). Кстати, этот скандал никак не сказался на популярности художника, который прославился "выдающимся воплощением религиозных сюжетов" и постоянно выполнял заказы церквей и монастырей. Никого не смущал и тот факт, что зачастую моделью для его очаровательных нежных "Мадонн", служила нарушившая обет монашка Лукреция Бути.
"Мария с младенцем", Филиппо Липпи, 1460/65темпера по дереву 
Старая пинакотека, Мюнхен, куплена во Флоренции в 1808 году

"Мадонна с младенцем на троне и с двумя ангелами" (фрагмент)
"Мадонна на троне с младенцем и двумя ангелами", Филиппо Липпи
темпера до дереву, 1435/40, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Завершая обзор флорентийских "Мадонн", покажу еще две работы, которые соседствуют с картинами Фра Филиппо Липпи. Это "Мадонна с младенцем" (Madonna mit kind, 1445/50) кисти Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico, 1400-1455) и одноименный барельеф Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano/ Desiderio de Bartolomeo di Francesco, ок. 1430-1464), созданный совместно с Нери ди Бичи  (Neri di Bicci, 1418-1492).
"Мадонна с младенцем", Фра Беато Анджелико, 1445/50
темпера по дереву, Галерея Сабауда, Турин
Барельеф "Мадонна с младенцем", расписанная лепнина, 1475-1500 
Дезидерио да Сеттиньяно (скульптор), Нери ди Бичи (художник)
Музей скульптуры Либигхаус, Франкфурт-на-Майне
Две картины Фра Филиппо Липпи (слева и в центре)
и барельеф 
Дезидерио да Сеттиньяно и Нери ди Бичи (справа)
В соседнем разделе, "Благовещение" (Verkündigung), было представлено четыре одноименных картины разных авторов и форматов - от масштабной алтарной панели Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi, 1406-1469) до редкой миниатюры монаха-доминиканца из Урбино, Фра Карневале (Fra Carnevale/ Bartolomeo di Giovanni Corradini, 1420/25-1484), наследие которого насчитывает всего 9 идентифицированных работ. Компанию им составили две "домашние" панели кисти Заноби Строцци (Zanobi Strozzi, 1412-1468) и Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi, 1459-1537).
Четыре картины в зале "Благовещение" (слева-направо)
Лоренцо ди Крели, Фра Филиппо Липпи, Фра Карневале и Заноби Строцци 
Написанная, примерно, в 1480 году картина "Благовещение" (Annunciazione) кисти Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi, 1459-1537) считается одной из самых важных работ этого талантливого ученика Верроккье и закадычного друга Леонардо да Винчи, который оказал на его творчество большое влияние. Для кого был написан и где целых два столетия находился этот шедевр до сих пор неизвестно, но к 1675 году он оказался в коллекции кардинала Леопольда Медичи, а в 1798 году был отдан в галерею Уффици, где и находится до сих пор.
"Благовещение", Лоренцо ди Креди, 1480
темпера по дереву, Галерея Уффици, Флоренция
Поскольку к теме "Благовещение" периодически обращались все великие художники независимо от века и школы, каждый из них хотел привнести в свою работу оригинальное видение популярного библейского сюжета. В данном случае Лоренцо ди Креди поместил Архангела и Марию как-будто на театральную сцену с прекрасным ландшафтом за спиной. А сам ландшафт написал с использованием новомодной техники "воздушной перспективы", которая заключалась в том, что "чем дальше от нас находится предмет, тем менее четко мы его изображаем. При этом градация цвета и смягчение контуров происходит по мере отдаления объекта в глубину". Несмотря на то, что эта техника была известна еще в античные времена, она стала особенно популярна в XV веке, а название "воздушная перспектива" получила с легкой руки Леонардо да Винчи, который впервые описал ее, как оптическое явление.
"Благовещение", Лоренцо ди Креди (фрагмент)
Масштабная панель "Благовещение Марии" (Verkündigung Mariae, 1443/45) была написана Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi, 1406-1469) по заказу некоего флорентийского банкира для главного алтаря новой церкви бенедиктинского монастыря. В ней присутствуют все причастные к этому событию классические персонажи и атрибуты - Архангел Гавриил, Дева Мария, Бог-отец с херувимами, Святой дух и белая лилия, как символ непорочности юной девы. Кстати, Липпи много раз писал этот популярный библейский сюжет, но только эта картина была выполнена в таких удивительно нежных серебристо-пастельных тонах.
"Благовещение Марии", Фра Филиппо Липпи, ок. 1443/45 
темпера по дереву, Старая пинакотека, Мюнхен
"Благовещение Марии", Фра Филиппо Липпи (фрагмент)
Загадочный художник Фра Карневале (Fra Carnevale/Bartolomeo di Giovanni Corradini, ок. 1420/25-1484) тоже неоднократно обращался к теме "Благовещения", но организаторы выставки ограничились только одной его картиной "Благовещение Марии" (Verkündigung Mariae, 1445/50) из собрания "Старой пинакотеки". Она была написана по заказу советника короля Карла VII, французского предпринимателя и государственного деятеля Жака Кёра (его герб изображен на тимпане двери позади Богородицы) и композиционно очень напоминает работу Филиппо Липпи, у которого Фра Карневали какое-то время работал в мастерской.
"Благовещение Марии", Фра Карневале, 1445/50
темпера и золото по дереву, Старая пинакотека, Мюнхен
куплена во Флоренции в 1808 году
Отличительной чертой работ Фра Карневале, которого называли "выдающимся мастером в искусстве линейной перспективы", были "хорошо узнаваемая фоновая архитектура и включение в композицию деталей повседневной жизни".
"Благовещение Марии", Фра Карневале (фрагмент)
Все объекты подчинены системе линейной перспективы
И в заключение почти миниатюрная работа Заноби Строцци (Zanobi Strozzi, 1412-1468), на примере которой я хочу рассказать о такой немаловажной детали, как одеяние Марии. Гуляя по выставке, я обратила внимание на то, что практически все увиденные мной Мадонны были завернуты в роскошные мафории (длинное женское покрывало) ярко-синего цвета. Мне стало интересно, почему именно синий и что конкретно он означает. Если коротко, то всему виной красота и ценность природного пигмента лазурита, который вошел в моду в XIII веке и стал символизировать "царственность и небесную власть". Ввиду своей редкости, труднодоступности и стоимости "на вес золота" этот пигмент использовался крайне бережно и резервировался только для самых значимых фрагментов картины – одежды Мадонны или Христа. А что до остальных частей, то их, как правило рисовали "немецким синим". Разница между этими красками проявилась с годами. Когда более дешевые выцвели и позеленели, "лазуритовые" одеяния Мадонн и Христа остались сочно-синими, как много веков назад. Недаром в XV-XVI веках при заказе картины отдельной статьей шла оплата самого ценного ультрамаринового пигмента. Оно того стоило. (DomBusin). 
"Благовещение", Заноби Строцци, 1453
темпера и золото по дереву, Филадельфийский музей искусства
Кроме картин в залах экспонируются старинные книги и скульптуры
В одной из витрин зала "Благовещение" можно увидеть драгоценный "Часослов Лоренцо Медичи" (Stundenbuch des Lorenzo de’ Medici, 1485) типа "libriccini delli offitii di donna" (небольшие женские рукописи), который в 1485 году был подарен Лоренцо Великолепным старшей дочери Лукреции ди Медичи по случаю ее предстоящего замужества (по другим данным он подарил его 8-летней дочери Луизе, что маловероятно). Каждая его страница богато украшена различными видами орнаментов, а на девяти из них нарисованы большие миниатюры, предваряющие каждый раздел. 
"Часослов Лоренцо Медичи", 1485, 233 страницы, 15,3 х 9 см
 Франческо Росселли, Герардо ди Джованни и Антонио Синибальди
(книга открыта на странице "Благовещение")

Эти иллюстрации были выполнены в стиле любимого миниатюриста Козимо Медичи - Франческо ди Антонио дель Кьерико (Francesco di Antonio del Chierico, 1433–1484) - знаменитыми флорентийскими художниками-миниатюристами Франческо Росселли (Francesco Rosselli, 1445-1513) и Герардо ди Джованни (Gherardo di Giovanni, 1445-1497). Последний, вероятно, отвечал за богатое оформление бордюров и медальонов с сюжетными сценами, а текст шрифтом "littera antiqua" написал каллиграф Антонио Синибальди  (Antonio Sinibaldi, 1443-1528).
"Часослов Лоренцо Медичи", 1485 (одна из страниц)
Сейчас этот "Часослов" хранится во Флоренции в Библиотеке Лауренциана, но так было не всегда. Оказывается к началу XVI века книга исчезла из Флоренции и в XVII веке появилась уже в Нидерландах. Вернуть ее во Флоренцию удалось только в самом конце XIX века. Кстати, в описи, проведенной после смерти Лоренцо Медичи (1492), насчитывалось целых пять таких бесценных фолиантов.
"Часослов Лоренцо Медичи", 1485 (одна из страниц)
"Часослов Лоренцо Медичи", 1485 (одна из страниц)
Еще один старинный манускрипт, Titus Livius, "De bello macedonico" (1469/70), можно увидеть в витрине раздела "Светская живопись" (Weltliche Malerei). Эта рукопись была создана художником Мариано дель Буоно (Mariano del Buono, 1433-1504) и каллиграфом Пьетро ди Бенедетто Строцци (Pietro del Benedetto Strozzi, 1416-1492) по заказу венгерского кардинала, гуманиста и ученого Яноша Витеза. Страницы книги украшены трехсторонней позолоченной окантовкой, а деревянная обложка с четырьмя пряжками, обтянута красной кожей с золотым теснением. 
Экспонаты раздела "Светская живопись"
Манускрипт Titus Livius, "De bello macedonico", 1469/70
Мариано дель Буоно и Пьетро ди Бенедетто Строцци
Баварская государственная библиотека, Мюнхен
Кроме драгоценного фолианта в этом зале экспонируются четыре очень интересные панели чуть менее известных флорентийских художников - Бьяджо д’Антонио Туччи (Biagio di Antonio Tucci, 1446-1516), Якопо дель Селлайо (Jacopo del Sellaio, 1441/42-1493), Скеджа (Lo Scheggia/Giovanni di Ser Giovanni, 1406-1486) и Пезеллино (Pesellino/Francesco di Stefano, ок.1422-1457). Все сюжеты этих панелей так или иначе связаны с темой женитьбы или добродетелей хорошей жены, поскольку некогда они украшали традиционные свадебные сундуки - кассоне. Самих сундуков на выставке, конечно, не было, но я все же покажу как это выглядело в XV веке.
Кассоне XV века 
Пара небольших квадратных панелей кисти Якопо дель Селлайо (Jacopo del Sellaio, 1441/42-1493), которые когда-то тоже украшали свадебный сундук (кассоне), иллюстрирует два из шести "Триумфов", описанных в одноименной аллегорической поэме Петрарки. А именно, "Триумф любви" и "Триумф целомудрия". Конечно, было бы интересно посмотреть на весь комплект целиком, но, по-видимому, доски с остальными четырьмя триумфами (смерти, славы, времени и вечности) не сохранились или находятся в частных коллекция.
Две доски из цикла "Триумфы", Якопо дель Селлайо, 1485
"Триумф любви" и "Триумф целомудрия"
темпера по дереву, Музей Бандини, Фьезоле 
"На триумфальной колеснице появляется олицетворение Любви, со свитой побежденных ею мужчин и женщин. Поэт вливается в их ряды и видит множество знаменитых исторических, литературных, мифологических, библейских персонажей, поэтов и трубадуров, которым страсть принесла только боль и страдание. В шествии он разговаривает с различными персонажами и в конце концов отправляется с ними на Кипр, где родилась Венера".
"Триумф любви", Якопо дель Селлайо, 1485
"Главной героиней "Триумфа целомудрия" является Лаура, которая, освободив из шествия Любви многих знаменитых женщин древности, направляется с ними в Рим. При этом ее колесница запряжена единорогами, а впереди несут штандарт, на котором изображен горностай, символизирующий чистоту".
"Триумф целомудрия", Якопо дель Селлайо, 1485
Две панели кисти Пезеллино (Pesellino/Francesco di Stefano, ок.1422-1457), которые сейчас экспонируются в Галерее Академии Каррары (Бергамо), тоже первоначально составляли единый фасад свадебного кассоне. Они рассказывают историю женитьбы, описанную в одной из новелл "Декамерона" Бокаччо (день 10, новелла 10). На первой панели изображен эпизод, когда подданные уговаривают маркиза Гуальтьери ди Салуццо жениться, а на второй - Гуальтьери встречает красавицу Гризельду и женится на ней. При этом девушка изображена сначала возле источника, где они повстречались, а второй раз нагой, когда на нее надевали благородные одежды.
"Эпизоды из истории Гризельды" кисти Пезеллино в витрине выставки 
"Подданные уговаривают Гуальтьери жениться", 1445/50
Франческо ди Стефано, известный как Иль Пезеллино 
темпера по дереву, 
Галерея Академии Каррары, Бергамо
"Гуальтьери встречает Гризельду и женится на ней", 1445/50
Франческо ди Стефано, известный как Иль Пезеллино 
темпера по дереву, 
Галерея Академии Каррары, Бергамо
"Помолвка Ясона и Медеи", Бьяджо д’Антонио Туччи, 1487
темпера по дереву, Музей декоративного искусства, Париж
"Помолвка Ясона и Медеи", Бьяджо д’Антонио Туччи (фрагмент)
Поднос для роженицы со "Сценой рождения" кисти Скеджа 
Красочная "Сцена рождения" (Geburtsszene, 1430/40) принадлежит кисти брата знаменитого флорентийского художника Мазаччо по имени Скеджа ("заноза", Lo Scheggia/Giovanni di Ser Giovanni, 1406-1486). При этом сцену рождения Богородицы художник переносит в итальянский дворец эпохи Возрождения, двор которого украшают аркады. Няня держит на руках младенца, горничная приносит теплую воду, чтобы вымыть его. Шесть элегантно одетых мужчин приносят подарки. У двоих на головах модные во Флоренции XV века "подносы для рожениц" ("desco da parto"). Над головами мужчин парит Голубь Святого Духа, потому что роженица - это Святая Анна, а ребенок в ее руках  - Мария, будущая Богородица.  
Поднос для роженицы со "Сценой рождения", Скеджа (фрагмент)
Кстати, сама эта картина тоже является расписным "подносом для роженицы", который служил популярным подарком в городах ренессансной Италии (особенно Флоренции и Сиене). "Диаметр таких подносов обычно варьировался в пределах 50-65 см. Их вырезали из дерева и расписывали темперой. Самые простые были восьмиугольными, а более сложные насчитывали от 12 до 16 углов. Края подноса снабжались выпуклой рамкой. Обычно их расписывали специалисты по прикладному искусству, но от случая к случаю таким заработком не гнушались и такие известные мастера, как, например, Мазаччо или Боттичелли".
Поднос для роженицы со "Сценой рождения", Скеджа, 1430/40
темпера по дереву, Музей Жакмар-Андре, Париж
Во второй четверти XV века на смену "граненым" подносам постепенно начали приходить более лаконичные - круглые, которые, как полагают, стали прообразом картин под названием "тондо" (tondo - круглый). Такой формат был довольно популярен среди художников Кватроченто, поэтому великолепные тондо можно найти среди работ Мазаччо, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Доменико Гирландайо, Лоренцо ди Креди, Сандро Боттичелли и даже Микеланджело Буанаротти. Правда, на этой выставке их практически не было - всего несколько штук из собрания "Старой пинакотеки". Все их я уже показала выше. Осталось только "Рождение Христа" (Geburt Christi, ок.1500) кисти художника с условным именем "Мастер Санта-Лючия-суль-Прато" (Meister von Santa Lucia sul Prato, работал с 1485 по 1500 год),  
"Рождение Христа", Мастер Санта-Лючия-суль-Прато, ок.1500
масло по дереву, "Старая пинакотека", Мюнхен
Мой обзор выставки практически подошел к концу. Осталось рассказать еще об одном алтаре, паре картин и десятке рисунков, которые тоже представляют очень большой интерес.
Один из главных залов выставки "Флоренция и ее художники"
Вид на макет Алтаря Торнабуони и стенды с рисунками
Центральное место в самом большом зале занимает макет частично восстановленного многостворчатого "Алтаря Торнабуони" (Tornabuoni Altar или "Алтарь Санта-Мария-Новелла", Hochaltar von Santa Maria Novella, 1490/98) кисти Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio, 1448-1494). Он был заказан родственником Лоренцо Великолепного, главой банка Медичи в Риме и покровителем искусств Джованни Торнабуони для церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Этот большой складной алтарь стал дополнением к ранее созданному Гирландайо и его мастерской грандиозному циклу фресок (580 м², 1485/90), полностью покрывающих потолок и стены главной капеллы. Поскольку их заказчиками также выступила чета Торнабуони, оба супруга были увековечены рядом со святыми, а капеллу и алтарь теперь принято называть их фамилией.  
Капелла Торнабуони в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции и
Джованни Торнабуони, который заказал Гирландайо эту красоту 
Работа над большим двухсторонним крылатым "Алтарем Торнабуони" длилась восемь лет (1490-98) и была завершена уже учениками Доменико Гирландайо через четыре года после смерти художника. Следующие триста лет неповторимый алтарно-фресковый ансамбль был главным украшением храма, но во время реконструкции церкви, проведенной в 1804 году, средневековый алтарь был демонтирован, разделен и распродан по частям. Кронпринц Людвиг приобрел у семьи Медичи его переднюю центральную часть, "Мадонна во славе среди святых", и два внутренних крыла - "Святая Екатерина Сиенская" и "Святой Лаврентий", а другие части попали в музеи Берлина, Будапешта и Пармы, где и находятся до сих пор (за исключением 2-х панелей, сгоревших в Берлине в 1945 году).
Возможная реконструкция "Алтаря Торнабуони", Гирландайо, 1490/98
(открытый алтарь, вид спереди)

Реконструкция  "Алтаря Торнабуони", Гирландайо в зале выставки
"Алтарь Торнабуони", Гирландайо  (вид слева)
Рядом расположена картина Боттичелли "Поклонение волхвов"
В этом же зале расположены две картины на очень популярную библейскую тему "Поклонение волхвов" (Anbetung der Heiligen Drei Könige). О работе Сандро Боттичелли, которая является одним из главных украшений выставки, я уже рассказала выше, так что теперь покажу, как этот сюжет воплотил его ученик - Филиппино Липпи (Filippino Lippi, 1457/58-1505). Безусловно, более скромная панель Филиппино ни форматом, ни известностью не может конкурировать с боттичеллевским "портретом высшего общества Флоренции", и все же не упомянуть о ней было бы несправедливо. Тем более что эти картины чем-то очень похожи.
"Поклонение волхвов", Филиппино Липпи,1475/80
темпера по дереву, Национальная галерея, Лондон
"Поклонение волхвов", Филиппино Липпи в зале выставки
(позади специального стенда для презентации рисунков)
Ну, и в заключении покажу несколько рисунков, которым на этой выставке было уделено очень большое внимание. Неслучайно экспозиция начинается именно с небольшого рисунка Мазо Финигерры (Maso Finiguerra, 1426-1464). Ведь рисунок - это основа основ, с которой начинается каждая большая картина.
"Сидящий мальчик в шапке", Мазо Финигерра
Карандаш и перо, а не кисть и краска, были самыми важными инструментами в студии по нескольким причинам. Во-первых, рисунок имел огромное значение в обучении художников, которые около девяти лет оттачивали мастерство, имитируя классические образцы и рисунки своих учителей. Таким образом они усваивали стиль мастерской, в которой работали, и параллельно создавали собственные сборники набросков с изображениями людей, животных и архитектурных деталей. 
Рисунок Фра Бартоломео
С другой стороны, рисование было важным этапом подготовки к работе, которая начиналась с зарисовки потока идей, а затем  оформлялось в виде эскиза. После этого от общей идеи художники переходили к отдельным деталям. "В блокнотах для рисования они набрасывали соотношения и позы фигур, их положение в пространстве картины, прорабатывали анатомические детали, жесты и выражения лиц или расположение складок драпировки". Все мастера от Сандро Боттичелли до Леонардо да Винчи использовали рисование сначала как средство обучения, а затем для создания эскизов своих шедевров". 
"Коронация Марии", Сандро Боттичелли, 1490/92
(этюд для алтаря Сан-Марко во Флоренции)
черный мел, коричневые перо, белый грифель, тонированная бумага
Университетское собрание произведений искусства, Геттинген
Набросок лошади работы Леонардо да Винчи
из коллекции английской королевы Елизаветы II
раритет, который редко покидает Великобританию
Этюды Антонио Поллайоло, Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли
Этюд "Именование святого Иоанна", Доменико Гирландайо
Этюд Фра Бартоломео (в центре) и наброски  Франческо ди Симоне Ферруччи 

Ну, что же! На этом, пожалуй, все! 
Наша прогулка по "Старой пинакотеке" завершена!
После такого насыщенного музейного дня необходим большой перерыв,
так что завтра весь день будем просто гулять по Зальцбургу!

Официальный сайт:  www.pinakothek.de
Некоторые ссылки:
Временные экспозиции проходят в правом крыле музея

Пять дней в конце ноября:

День 1-й:
"Прогулка по Нюрнбергу"

День 3-й:

День 4-й:

День 5-й:

Мюнхенские музеи:

Комментариев нет:

Отправить комментарий