понедельник, 30 сентября 2019 г.

Делфт: "Об истории делфского фарфора и поездке на фабрику Koninklijke Porceleyne Fles" (Нидерланды, день 6-й)


Сегодня мой второй день в Нидерландах, а я уже успела побывать в нескольких потрясающих и совершенно разных местах - побродила в музее Ван Гога, познакомилась с историческим центром Харлема и подышала экологически чистым воздухом в Зандворте на берегу Северного моря. Но впереди еще очень большая программа, поэтому мы в дороге с самого утра! Первая наша цель - Делфт и его старинная фабрика Koninklijke Porceleyne Fles. Идея была, конечно, моя. Во-первых, я давно мечтала посмотреть на процесс создания знаменитого делфтского фарфора, а, во-вторых и главных, я собираю тарелки ручной работы, и в моей коллекции явно не хватает хотя бы малюсенького экземпляра настоящего Delft вlue. Наивная!!! Но об этом чуть позже, когда я доберусь до магазина!
От нашего дома до Делфта примерно 60 км, а это значит, по дороге я успею рассказать все, что прочитала об истории национального достояния Нидерланлов - уникального синего "фарфора" Delft вlue. И начну, пожалуй, с того, почему главным центром голландской керамики стал именно Делфт, в котором и глины-то никогда толком не было...
Старинная итальянская майолика
Если коротко, то "так стали звезды"! Испокон веков в городах Нидерландов и соседней Фландрии существовали небольшие гончарные мастерские, в которых производили незатейливую керамику из местной глины, а с середины XVI века под влиянием итальянских и испанских мастеров перешли на майолику с оловянной глазурью. Особенно преуспели в этом гончары из Антверпена, которые в 1585 году, спасаясь от испанских завоевателей, массово переселились в Роттердам, Харлем и Делфт, несколько десятилетий спустя ставший главным фаянсовым городом
"Вид Дельфта". Вермер
страны. 




Почему именно Делфт? На это повлияли два взаимодополняющих обстоятельства. Во-первых, резкое ухудшение качества местной воды, приведшее к постепенному закрытию пивоваренных заводов (к концу XVII века в городе осталось только 17 заводов, а к 1786 году - 4). Во-вторых, мода на изделия из китайского фарфора, которые попадали в Европу, в том числе, через местный порт. Нужно было только правильно воспользоваться сложившимися обстоятельствами, и делфтские гончары не упустили свой шанс. Они заняли опустевшие пивоварни, наладили там производство конкурентоспособных керамических изделий и тем самым поддержали пошатнувшуюся экономику родного города (рабочие места, торговля, экспорт). Проблема была только в сырье, которого в Делфте всегда не хватало. Зато там были каналы, по которым необходимую для изготовления фаянса глину стали возить сразу из трех источников - с ближайших берегов Рейна, берегов реки Рур в Вестфалии и из окрестностей бельгийского Турне. Короче говоря, все постепенно сложилось и процесс пошел. 
И вот теперь, когда мы, наконец. разобрались с "производственной базой", настало время рассказать, почему из всей богатой цветовой палитры делфтские художники выбрали только "пятьдесят оттенков синего"! Этому тоже есть вполне простое объяснение. Всему виной - китайцы!
Китайский бело-голубой фарфор
Нидерланды "Золотого века" любили роскошь, а она предполагала наличие в доме модного китайского бело-голубого фарфора (фарфор с синей подглазурной росписью впервые появился в Китае в 1420 году и стал особенно популярен в XVII веке. Он отличался ярким глубоким тоном кобальта и богатством его оттенков). Но Китай был далеко, доставка сложная и опасная, цены космические, к тому же в Поднебесной начались волнения. Короче говоря, пора было отставить в сторону европейские образцы и начинать копировать китайские. И тут местным гончарам опять чертовски повезло. Китайские образцы всегда были под рукой, потому что в портовом городе Делфте находилась одна из контор Голландской Ост-Индской компании, которая, собственно, эти образцы из Китая и привозила (поначалу в качестве корабельного балласта при доставке чая).
Экспериментировали долго. Подбирали компоненты и режим обжига, а самое главное пытались раскрыть секрет китайской синей краски (кобальта), красота которой проявлялась во время обжига в печи. И через несколько лет у них получилось! Делфтские гончары изобрели свой собственный рецепт глины (те же компоненты, что у китайцев, но в другой пропорции), подобрали оптимальный режим обжига готовых изделий, овладели мастерством подглазурной росписи кобальтом и постепенно выработали неповторимый китайско-голландский стиль, который на долгие годы вошел в мировую моду. "Головокружительный успех голландских мастеров объяснялся необычайно искусным подражанием дорогому восточному фарфору, доступному в те времена лишь наиболее состоятельным классам общества".  И хотя на самом деле художники расписывали не фарфор, а тонкий фаянс, это обстоятельство никого не смущало. В старинных голландских документах его принято было называть фарфором, и это название прижилось.
Антикварный Delft blue
Когда в 1614 году в Дельфте некоему Витмансу был выдан первый патент, то выдавали его на производство "фарфора столь похожего на тот, который вывозят из дальних стран", хотя по сути это был фаянс. В качестве первых "мастеров-фаянсистов" в 1600 году упоминаются Герман Питерс и Гендрик Геррише. Тогда это были только первые робкие шаги, но с 1611 года гончаров уже начинают принимать в только-что основанную дельфтскую гильдию св. Луки (гильдия с очень строгими правилами объединяла художников, скульпторов, гончаров, ткачей и т.п.; существовала до 1753 года). Пока их еще очень мало (до 1640 года в гильдию входило только 10 гончаров) и они не имеют особого веса, но к середине XVII века ситуация в корне изменилась. Гончары получили общественный вес и положение, а их мастерские – романтические названия: "Роза", "Павлин", "Три колокола", "Звезда", "Золоченая лодочка", "Белая звезда", "Фортуна"... После 1650 года все керамические изделия уже имели не только фабричную марку, но и клеймо отдельного гончара. Самой ранней (из известных) маркой «АК» были подписаны декорированные в китайской манере глазурованные изделия известного художника Альбрехта де Кейзера. 
Таким образом, к середине XVII века в Делфте окончательно оформилось производство уникального делфтского фарфора (Delft blue), отличительной особенностью которого было "многократное глазурирование прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах, что делало его похожим на фаянс". 
Эмблема Delft blue с монограммой Joost Thooft
С 1650 по 1750 год Delft был одним из крупнейших центров по производству фаянса в Европе, а Delft Blue стал предметом коллекционирования по всему миру. Пик пришелся на середину XVIII века, когда в городе работало 32 гончарных фабрики и у каждой была своя фирменная марка, установленная городским советом Делфта. Их основной продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда. И если на первых порах делфтские мастера имитировали не только синий цвет, но и рисунки китайских образцов, то вскоре они стали украшать свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и сложными цветочными композициями. 
Сервиз Wedgwood с деколями 
Но любое везение когда-нибудь заканчивается. Удар по процветанию Делфта в 1756 году нанесли два англичанина из Ливерпуля - Джон Сэдлер (John Sadler) и Гай Грин (Guy Green), которые смогли декорировать 1200 плиток за 6 часов работы. Сделали они это при помощи недавно изобретенных деколей («переводная картинка», переносится на керамику с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом) для знаменитого производителя английской посуды Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood). Того самого, который к 1780 году со своим серийным кремовым фаянсом (cream-coloured ware) захватил практически все европейские рынки (производил до 80% спроса). Серийная посуда плюс деколи! У архаично-трудоемкого Delft вlue не было ни одного шанса на выживание! И фабрики начали закрываться одна за другой. К 1794 году их осталось десять (1808 - 8, 1850 - 3), а в наши дни возродилось к жизни около 5 (например, De Delftse Pauw). Самая знаменитая из них - De Porceleyne Fles (с 1919 года Koninklijke Porceleyne Fles, известная во всем мире как Royal Delft), к зданию которой на Rotterdamseweg 196 мы как раз и подъезжаем.
Дом по адресу Oosteinde 175

История всемирно известной фабрики Koninklijke Porceleyne Fles началась с того, что в 1653 году Давид Антонис ван дер Пит (David Anthonisz van der Pieth) открыл гончарную мастерскую в своем собственном доме по адресу Oosteinde 175 (сейчас это здание является национальным памятником, в нем расположена церковь). Судя по всему бизнес шел вполне успешно, но династии не получилось. Несмотря на то, что гончарное дело в городе процветало, сын ван дер Пита не захотел продолжать дело отца и в 1663 году продал мастерскую следующим владельцам. Ими стали бизнесмены Вутер ван Энхорн и Квиринус ван Клейновен, которые уже имели доли в нескольких фаянсовых заводах, в том числе и в ныне существующем «Де Пау» (Delfste Pauw).
После их смерти мастерская опять сменила владельца. В 1697 году им стал Йоханнес Кноттер, который впервые обозначил свой бизнес как отдельный бренд и в 1701 году продал его следующему бизнесмену. Дальше перечислять всех не буду, скажу только, что до 1876 года их было семеро и в одних руках эта мастерская надолго не задерживалась. Что же касается процесса производства, то хотя эта фабрика никогда не закрывалась (единственная в Делфте), она в полной мере испытала все тяготы кризиса, который постиг делфтские гончарные мастерские во второй половине XVIII века. Из-за жестокой конкуренции с зарубежными заводами (особенно английским Wedgwood), наводнившими Европу более прочной глиняной посудой с деколями, фабрика вынуждена была прекратить выпуск оригинального Delft Blue и перейти к массовому производству глиняной посуды с дешевой печатью.
Сотрудники фабрики De Porceleyne Fles (начало ХХ века)
Художественная мастерская фабрики De Porceleyne Fles
Joost Thooft
Клеймо фабрики "Делфт. Тоофт и Лпбушер"
Но наступил 1876 год и в жизни фабрики началась белая полоса. Большой энтузиаст и патриот - инженер Йост Тоофт (Joost Thooft) решил возродить производство "традиционного Delft Blue с ручной росписью" и выкупил с этой целью последний выживший на тот момент завод - De Porceleyne Fles ("Фарфоровая бутылка"). Следующие пять лет он посвятил экспериментам с составом глины и в результате получил смесь сходную по крепости и белизне с английскими образцами. Параллельно творческим наполнением коллекции занимался Адольф ле Комт (Adolf le Comte), который с 1877 по 1915 год был бессменным художественным руководителем предприятия.
Художник Адольв ле Комт в цеху фабрики
В 1881 году к ним присоединился Абель Лабушер (Abel Labouchère, совладелец с 1884 года, после смерти Тоофта - единоличный владелец), а в 1891 они принялина работу Хайнца Маузера (Heinrich Wilhelm (Heinz) Mauser), который вскоре стал директором фабрики. Будучи химиком по профессии он очень много экспериментировал с глазурью, а затем, основав "строительный отдел", вывел на новый уровень технологию производства фирменных изразцов (отделочная плитка) и плиточных панелей (их производили с 1895 по 1980 год). В процессе возрождения традиций Delft Blue и создания концепции "Нового Делфта" Абель Лабушер, Хайнц Маузер и художник-дизайнер Леон Сенф (Leon Senf, в 1878 году начинал как ученик, затем стал ведущим художником, определившим ассортимент продукции завода) совершили множество поездок в Париж, Лондон, Мюнхен и различные города Италии. Таким образом, именно этим людям, вложившим в возрождение традиций "синего делфта" свой талант, знания, деньги и уверенность в победе, фабрика обязана сегодняшним процветанием. В 1919 году в ее названии появилось определение Королевская и она стала называться Koninklijke Porceleyne Fles или проще - Royal Delft. Таким образом королевская семья отметила вклад этой фабрики в возрождение национальных традиций.
Художественная мастерская фабрики De Porceleyne Fles
В 1916 году фирма переехала в здание начала прошлого века (до этого отдельные мастерские были разбросаны по всему городу) в стиле традиционализма (национальный памятник архитектуры). Сейчас здесь можно посетить музей, из него пройти на фабрику, потом заглянуть во внутренний двор и закончить просмотр в фабричном магазине, который даст фору любому музею. Ну, а когда со "зрелищем" будет закончено, следует перейти к разделу "хлеб" и выпить чашечку кофе из делфтского фарфора на летней террасе местного кафе.
Здание фабрики построено в 20-х года ХХ века в стиле традиционализма (национальный памятник архитектуры)
Вход в музей
Итак, поехали! В небольшом холле музея Royal Delft Experience, который был открыт в 2012 году, находится стойка администрации, где можно купить билет (14 евро), взять аудиогид (русского языка пока нет) и буклет на русском языке, который дублирует текст аудиогида. Поскольку об истории завода я уже рассказала, то просто покажу фотографии этой экскурсии с небольшими комментариями к ним.
Холл музея
В одном из первых залов девушка-художница работала над очередным Delft blue, а также были представлены готовые изделия и три вазы иллюстрирующие процесс проявления кобальтового рисунка.
В витринах следующих залов были выставлены образцы продукции фабрики изготовленные в разных техниках, стилях и дизайнах. Там были вазы, тарелки, огромные пирамиды-тюльпанницы (собственное изобретение), подарки для королевской семьи и целые картины из плиток в знак уважения голландским художникам "Золотого века". 
В "Уголке Яна Вермеера" (уроженец Делфта) размещено керамическое панно
по мотивам одной из самых знаменитых его картин - "Маленькая улица" (1657-58)
"Уголке Яна Вермеера" и два варианта росписи делфского фарфора
Тюльпанная пирамида - символ богатства. Их вела в моду королева Мария II
Стен подарков для королевского дома
Основная масса дельфтского фаянса XVII и XVIII веков украшена синей подглазурной живописью.
Из остальных красок традиционно употреблялись только зеленая, желтая и фиолетовая.
Часть личной коллекции короля Вильгельма III Оранского (подарил в 1887 году)
в ней собраны изделия всех 32 фабрик, которые существовали в Делфте (1697-1701 гг)
Один из залов музея
Панно "Ночной дозор"  копия картины Рембрандта в натуральную величину состоит из 480 плиток (1999 год).
Это один из самых масштабных проектов фабрики, над которым около года трудились два лучших художника.
В 2000 году оно было приобретено в частную коллекцию и в музее находится на временном хранении.
Картина "Ночной дозор", Рембрандт (1642) 
Панно "Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора", Бартоломеус ван дер Гельст (1648)
Картина "Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора", Бартоломеус ван дер Гельст (1648)
Следующий зал был посвящен изразцам и другой строительной керамике. Это тоже было очень здорово. Благодаря стараниям Хайнца Маузера (Heinrich Wilhelm (Heinz) Mauser), который экспериментировал с глазурью и основал "строительный отдел", ее выпускали с 1895 до 1980 год. Для производства таких изделий использовались специальные гипсовые полые формы, при помощи которых глине придавалась нужная форма и рельеф. Затем их расписывали, покрывали глазурью и обжигали. Такими изразцами облицовывали  стены, лестницы, полы и дверные проёмы.
Варианты изразцов и стеновых панелей, которые завод выпускал до 1977 года 
Варианты изразцов
В то время, когда я была в музее, там проходила выставка Glorious Delft blue (18.01 - 30.07.2019), в рамках которой экспонировались предметы связанные с голландским "Золотым веком". Например, в одном из залов авангардные экземпляры фаянса стояли на уникальном столе дизайнера Ruben van Megen. Этот стол из коллекции "Кафе 6116" (8 тыс. евро) представляет собой металлическую основу со столешницей из старинного персидского ковра. Секретов технологии, конечно, никто не раскрывает, но, судя по всему, потом он залит каким-то лаком, потому что столешница выглядит темной и деревянной. Рисунка почти не видно и, если бы не интернет, я никогда не узнала бы, как красиво он выглядит. Ах, да! Какое он имеет отношение к Делфту? Оказывается, в Голландии XVII века было модно накрывать столы коврами, в чем можно убедиться, глядя на картины великих мастеров "Золотого века".
Современный Delft blue на уникальном обеденном столе из коллекции "Кафе 6116" дизайнера Ruben van Megen,
Обеденный стол из коллекции "Кафе 6116" дизайнера Ruben van Megen - дань памяти "Золотому веку"
Картины Яна Вермеера. "Спящая девушка" (1656-57) и "Бокал вина" (1660)
А еще в рамках этой выставки и в связи с выходом новой коллекции "Гордая Мария" ("Proud Mary") в нескольких залах демонстрировались стилизованные средневековые платья и реплики знаменитых голландских воротников (рафов). В XVI-XVII веках на изготовление таких "колес" уходило до 15 метров дорогих тканей и кружев. "Сияющая белизна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды, создавая образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого".
Круглый плоёный брыжжевый воротник (раф) из накрахмаленной ткани или кружев,
который плотно охватывал шею , был частью мужского и женского костюма XVI-XVII веков
Раф был съёмным, что позволяло стирать и крахмалить его отдельно.
Щипцы для плойки воротников придумала голландка Данген ван Плесс  (придворная королевы Елизаветы I)
Она же ввела в обиход крахмал 
Жёсткость рафа вынуждала его владельца держать осанку
Огромный воротник до 25-30 см шириной называли «мельничный жернов» или «колесо телеги»
За свою непрактичность раф стал символом богатства и статуса
Коллекция "Гордая Мария" ("Proud Mary", дизайнер Ramon Middelkoop) состоит из 6 статуэток-пирамид, которые сложены из отдельных деталей - юбки, торса, воротника (рафа) и головы со штырем. Этот новый амбициозный проект Royal Delft посвящен королеве Марии II жене правителя Нидерландов Вильгельма III Оранского. Оба они были страстными коллекционерами Delft blue, и художники фабрики надеются, что новая статуэтка также станет предметом коллекционирования. Цена одной статуэтки от 999,00 до 1399,00 евро.
Коллекция "Гордая Мария" ("Proud Mary") посвящена королеве Марии II
Коллекция  "Гордая Мария" ("Proud Mary") состоит из 6 статуэток
Статуэтка собирается по принципу пирамиды
Я горжусь тем, что являюсь новой иконой Royal Delft
И вот мы, наконец, добрались до фабрики, где, к моему большому удивлению, можно было везде беспрепятственно ходить и фотографировать. Только периодически рядом с изделиями стояли надписи "Руками не трогать". Особого движения в цеху не было. Два парня что-то передвигали, один покрывал вазу "ангобом", а усатый мужчина ответственно шлифовал заготовки. Я не большой специалист в изготовлении фаянса, но благодаря сайту фабрики и прогулке по цеху, общее представление о том, как это все происходит, все-таки получила.
Весь процесс состоит из 7 шагов. На первом этапе готовят сырье - 10 компонентов смешиваю в определенной пропорции и растирают вместе с водой до состояния "глиняной каши". На втором этапе полученную "кашу" заливают в одну из многоразовых гипсовых форм. После этого пористый гипс начинает "сушить кашу", вытягивая из нее воду. По мере высыхания внутри формы постепенно образуются стенки будущего изделия. Причем толщина стенок растет по мере высыхания, и как только она достигает нужного размера, остатки каши выливают. Затем идет период полного высыхания, в конце которого изделие легко извлекается из формы.
На третьем этапе изделие извлекают из формы и влажной губкой затирают все швы и неровности, придавая ему желаемый вид. После этого заготовку покрывают "ангобом" (покрытие из жидкой глины для достижения гладкости) и помещают в печь. Первый обжиг идет при температуре 1160°C. Через сутки продукт, который теперь называется «бисквит», вынимают из печи.
На пятом этапе к работе подключаются художники, которые наносят традиционный рисунок  в стиле Delft blue, используя черную краску на основе оксида кобальта (он становится синим только в процессе нагревания) и мягкие колонковые и беличьи кисти. Бесконечное количество оттенков синего цвета достигается изменением концентрации одной и той же краски. Она просто разводится водой в разных пропорциях. Ну, а для того чтобы вам не просто  доверили кисточки и краску, но и разрешили самому придумывать сюжеты, нужно в течение 8 лет обучаться стилю Delft blue в стенах именно этой фабрики.
На предпоследнем этапе украшенное изделие покрывают глазурью, которая создает белый непрозрачный слой. После этого его опять ставят в печь и второй раз обжигают при температуре 1200°С в течение суток. За это время глазурь становится прозрачной, а краска меняет цвет с черного на типичный Delft Blue (синий Делфт).
На завершающем этапе проходит контроль качества, и если продукт отвечает критериям Premium Royal Delft, на дно наносят фирменную подпись: инициалы JT, рисунок аптечной бутылкиа и слово «Delft».
После фабрики нам осталось заглянуть во внутренний двор и магазин. Небольшой зеленый дворик напоминающий испанское патио тоже служит своеобразным выставочным залом. В 1916 году и галерея с различными типами колонн, и небольшой фонтан с лягушками были построены для того, чтобы наглядно продемонстрировать покупателям широкие возможности производимой здесь "строительной керамики".
Ну, теперь можно и в магазин - посмотреть на красоту и ужаснуться ценам! 
Стоимость этих маленьких вазочек ок.170 евро, а тарелок от 75,00 до 2000,00 евро (в зависимости от размера) 
Классическая посуда Delft blue
Коллекционные изделия Delft blue
Менажница - 3349,00 евро
Сувениры в стиле Delft blue
Статуэтки "Гордая Мария"
Декоративные яблоки
Декоративные яблоки
Мой любимый полихромный Делфт
Полихромный Делфт
Мечты сбываются! Теперь в моей коллекции есть Delft blue благодаря замечательным друзьям!
Самые дорогие изделия - это пирамиды-тюльпанницы. Их цена доходит до 28 000, 00 евро
 
Мой бесконечный рассказ подошел к концу, и я с чувством выполненного долга могу отправляться в кафе выпить заслуженный капучино из настоящего Delft blue!!!
а потом мы поехали посмотреть исторический центр Делфта 

Часы работы

Открыт ежедневно до 31 октября с 9:00 до 17:00.
Открыто ежедневно с 9:00 до 17:00 с 1 ноября, кроме воскресенья: с 12:00 до 17:00.
Примечание: Royal Delft закроется в 16.00 24 и 31 декабря. 
Мы закрыты весь день 25, 26 декабря и 1 января

Стоимость билетов

взрослые € 14,00
13 - 18 лет / студенты € 8,75
<12 лет с семьей бесплатно



Адрес для посещения:

Rotterdamseweg 196
2628 AR Delft
Нидерланды

Некоторые источники:

parkerendelft.com


Все материалы по этой поездке:

Германия

Нидерланды


2 комментария:

  1. Ирина, в Дельфте по субботам работает блошиный рынок. Иногда там можно найти достойный экземпляр Делфт Блу за нормальную цену. А Китай оказал влияние не только на дельфтский фарфор, но и на питание голландцев. Местная кухня достаточно скудна в блюдах, зато китайская представлена, начиная с полуфабрикатов в супермаркетах и заканчивая кафе-ресторанами. Часто ресторан предлагает блюда и китайской, и индонезийской, и суринамской кухни, что отражает историческое прошлое страны. Популярно также заказывать блюда этих кухонь на семейные торжества из-за больших порций и хорошей цены. Голландцы, как известно, еще те скряги)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если честно, я не большой любитель азиатской кухни, а вот по блошиному рынку побродила бы с удовольствием. Но для этого нужно приезжать на более длительный срок, а у меня с этим проблема.

      Удалить