вторник, 10 ноября 2020 г.

Венская кунсткамера, часть 3: "Залы XXVI-XXVIII" (Музей истории искусств, часть 6)

Итак, мы уже осмотрели девять залов венской "Кунсткамеры" (XXXII-XXXVII, XXIX-XXXI) и увидели старинные игровые доски, терракотовые бюсты, драгоценные камеи, гобелены, кувшины, чаши, великолепную эмалированную посуду, огромный алтарь и золотую "Сальеру". Пора двигаться дальше. Впереди у нас Залы XXVI-XXVIII.
Зал XXVIII
Здесь нас ожидает великолепный "Набор двойных чаш", квартет позолоченных скульптур "Времена года", роскошные вазы и кувшины, очень много настольных часов, измерительные механизмы, два шкафчика-кабинета, потрясающая рукодельная шкатулка и коллекция ювелирных украшений.  
Зал XXVIII
(слева на фото одна из 33 скамеек со встроенными планшетами для дополнительной информации )
1. Начнем прогулку с витрины, в которой экспонируется большой нарядный комплект из 9 чаш (7 двойных и две с крышками), подаренный баварским герцогом Вильгельмом V Благочестивым на свадьбу его дочери Марии Анны Баварской и будущего императора Фердинанда II (1600 год). 
Фердинанд II и Мария Анна Баварская со своим свадебным подарком
Комплект состоит из 9 позолоченных чаш, созданных потомственным ювелиром из Нюрнберга Фридрихом Гиллебрандтом и богато отделанных в новом "восточном стиле" перламутровыми пластинами с декором из золота и драгоценных камней (эта техника появилась в Европе в XVI веке, благодаря товарам из Индии). При этом две чаши с откидными крышками сверху украшены букетами "полевых" цветов, а семь двойных чаш, по сути, являются даже тройными. Они делятся на нижний глубокий кубок, вазочку на трех изогнутых ножках и небольшую широкую рюмку на низкой ножке.  
"Комплект позолоченных чаш с перламутром"
(7 двойных чаш и 2 чаши с крышками)
 
Фридрих Гиллебрандт, Нюрнберг, 1593-1600
серебро, золото, перламутр, изумруды, рубины, жемчуг
высота: 7 чаш -  33 см и 2 чаши с цветами - 44 см
Две чаши с крышками украшены изящными ювелирными букетами 
Двойные чаши делятся на нижнюю глубокую чашу, вазочку на трех ножках и
 небольшую широкую рюмку на низкой ножке
2. Четыре позолоченные бронзовые фигуры, которые символизируют времена года, это ничто иное как остатки грандиозного фонтана, заказанного императором Максимилианом II в 1569 году. На его изготовление придворному скульптору Йохану Грегору ван дер Шардту и знаменитому нюрнбергскому ювелиру Венцелю Ямницеру понадобилось почти 10 лет, и когда эпохальный труд был завершен, на престоле уже восседал сын Максимилиана - император Рудольф II. В результате "трехметровый настольный механический фонтан из позолоченной бронзы и серебра" поехал из Нюрнберга в его новую столицу - Прагу. Свое гениальное творение молодому императору привез лично Венцель Ямницер.
Скульптуры "Времена года" в Зале XXVIII
Четыре фигуры "Времена года"
На переднем плане аллегория весны - богиня Флора 
На переднем плане аллегория лета - богиня Церера
Помпезный фонтан просуществовал до 1748 года, когда был переплавлен из-за банальной потребности в серебре. В результате от произведения, на создание которого ушло девять с лишним лет работы знаменитых мастеров, осталось только подробное описание и четыре кариатиды нижнего яруса, выставленные в венском музее. Они уцелели лишь потому, что были изготовлены из позолоченной бронзы.
Скульптуры "Времена года", 1569-1578
Йохан Грегор ван дер Шардт (скульптор) и Венцель Ямницер (ювелир)
Нюрнберг, бронза, огненное золочение, высота 72 см
Четыре статуи изображают времена года в виде четырех античных божеств. При этом Вулкан олицетворяет зиму, Церера - лето, Бахус - осень, а Флора - весну. Если честно, было бы интересно посмотреть на весь фонтан целиком, но увы!
Церера (лето), Флора (весна), Бахус (осень) и Вулкан (зима)
3. Династия миланских камнерезов Мизерони насчитывала шесть поколений (1460-1684) и была широко известна в Европе XVI-XVII веков. А принес ей эту известность Гаспаро Мизерони, который вместе с братом Джироламо не только успел поработать для короля Испании Филиппа II, тосканского герцога Фердинанда I Медичи и императора Рудольфа II, но и вырастил в лице племянника Оттавио Мизерони (его работы я покажу в Зале XXVII) достойного продолжателя семейных традиций.
Работы Гаспаро Мизерони в витрине "Кунсткамеры"
В XVI веке работами Гаспаро Мизерони восхищались герцоги и императоры, а сейчас их можно увидеть в лучших музеях мира. Таких, например, как венская "Кунсткамера", которая владеет дюжиной его шедевров из оникса, лазурита, празема и горного хрусталя. 
"Чаша из празема"
Начнем с вырезанной из большого куска сочного темно-зеленого празема (полупрозрачная разновидность кварца, имеющая зелёный цвет) великолепной "Чаши с крышкой". Идеальные пропорции этой мини-"супницы" высотой всего 19 см эффектно дополнены золотым декором с драгоценными камнями, эмалью и жемчугом. Правда, этим мы обязаны какому-то неизвестному ювелиру. Выглядит "Чаша из празема" так эффектно, что ограничиться одной фотографией я никак не могла! 
"Чаша из празема" ("Чаша с крышкой"), Гаспаро Мизерони, Милан, 1565/70,
празем, золото, эмаль, рубины, изумруды, жемчуг, 3 камеи
высота - 19,3 см, диаметр - 16,3 см (с ручками - 23,9 см)
"Луковка" крышки с трех сторон украшена разными камеями
В коллекцию "Кунсткамеры" чаша попала благодаря императору Рудольфу II. Был ли он заказчиком или приобрел ее позднее, история умалчивает, но в 1607/11 году она была записана в опись его художественной палаты, а со временем вместе другими сокровищами отправлена в Вену.
Очень эффектно выглядят ручки в виде стоящего на задних лапах льва
 с женским торсом, крыльями и головой дракона

А так выглядит крышка с двух сторон
Внутри она отделана золотом и эмалью,
а снаружи еще и драгоценными камнями

Вторым шедевром Гаспаро Мизерони, стоящим в витрине рядом с зеленой "Чашей из празема", является лазуритовый "Ковш с драконом". Он был создан в Милане в 1565-1570 годах и украшен очень популярный для мастерской Miseroni мотивом дракона. В Вену этот ковш попала тем же путем, что и зеленая чаша, то есть через Прагу.
"Ковш с драконом", Гаспаро Мизерони, Милан, 1565/70,
лазурит, золото, эмаль, рубины, изумруды, жемчуг, 2 граната
высота 17,2 см, длина 18,9 см, ширина 10,9 см
Ковш украшен популярным для мастерской Misseroni мотивом дракона
В "Ковше с драконом" гармонично сочетаются работа огранщика и искусство неизвестного ювелира. Результатом стал тревожный фантастический образ: тому, кто желал выпить из этого ковша, нужно было взять его в руки, держа за золотые крылья дракона, и приложить губы к заостренному концу хвоста чудовища. При этом дракон, оскалив зубы, смотрел на пьющего горящими глазами (Википедия).
Именно так дракон смотрел на того, 
кто отваживался выпить из этого ковша
В соседних витринах этого зала можно увидеть еще несколько работ Гаспаро Мизерони, представляющих не меньшую ценность чем вазы с драконами. Ведь, каждая из них демонстрирует такой уровень мастерства, которым владели лишь считанные художники-камнерезы. 
"Чаша с головой Медузы", Гаспаро Мизерони, Милан, 1560/70
халцедон, золото, эмаль, высота - 8,9 см, диаметр - около 27,1 см
Благодаря виртуозной работе таких мастеров, как Гаспаро Мизерони, изделия из полудрагоценных камней считались очень ценными экспонатами сокровищниц европейской знати XVI-XVII веков. Например, императору Максимилиану II принадлежало около 60 всевозможных "каменных" шедевров, а его сыну императору Рудольфу II - уже около 200. Та часть этой великолепной коллекции, которая не была разграблена во время Тридцатилетней войны, теперь составляет гордость венской "Кунсткамеры".
"Поворотная чаша", Гаспаро Мизерони, Милан, 1560/70
лазурит, золото, эмаль, высота - 8,8 см, диаметр - около 24,5 см
"Чаша", Гаспаро Мизерони, Милан, 1560
лазурит, золото, эмаль, высота 6,2 см, длина 12,2 см, ширина 8,6 см
(по размеру это скорее, не "чаша", а небольшая "розетка")
Кроме празема, халцедона и лазурита Гаспаро Мизерони очень много работал с таким тяжелым для обработки камнем как горный хрусталь, создавая из него великолепные вазы, чаши, блюда и кувшины. Если учитывать, что друза кристаллов горного хрусталя - это нагромождение острых и твердых шестигранников разной величины, я, если честно, не понимаю, как из них получались такие шедевры!
"Ваза на высокой ножке", Гаспаро Мизерони, Милан, средина XVI века,
 горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 13 см, диаметр -  17,8 см
"Ваза на высокой ножке". Вид сверху. Красота в деталях
"Блюдо" (фрагмент), Гаспаро Мизерони, Милан, 1560, диаметр 29,5 см
горный хрусталь, золото, эмаль, 14 рубинов
Кстати, подходящие для работы крупные чистые (без примесей) кристаллы горного хрусталя встречаются в природе довольно редко, поэтому вырезанные из них предметы, представляли большую ценность, несмотря на свой скромный размер (монолитные изделия, как правило, не превышали 20 см).
Работы Гаспаро Мизерони, Милан, 1560:
"Кувшин", 
горный хрусталь, золото, эмаль, высота 12,9 см, диаметр 7,5 см
"Блюдо", 
горный хрусталь, золото, эмаль, 14 рубинов, диаметр 29,5 см
"Чаша с двумя носиками и крышкой", Гаспаро Мизерони, Милан, 1565/70
горный хрусталь, золото, эмаль, рубин, 14,2 см х 18,9 см, х 16,5 см
4. Продолжая разговор о драгоценных изделиях из горного хрусталя, нельзя не показать роскошную чашу Франческо Торторино и не менее выдающиеся работы нескольких неизвестных художников. Глядя на эти изящные шедевры, трудно не восхищаться умением мастеров, которые не только вырезали их из цельного кристалла горного хрусталя, но еще и "разрисовали" узорами с 3D эффектом. При этом диаметры обоих кувшинов не превышает 15 см, а диаметр чаши со сложным рисунком работы Франческо Торторино равен всего 14,3 см!!!
"Монолитный кувшин", Милан, вторая половина XVI века
горный хрусталь, золото, 6 рубинов, высота - 21,3 см, диаметр - 15 см
"Монолитный кувшин. Ойнахойя"
(древнегреческий кувшин для вина с одной ручной и трилистниковым венчиком)
Милан, вторая половина XVI века, горный хрусталь, серебро, позолота
высота - 32,9 см, диаметр - 14,6 см
"Чаша на высокой ножке", Франческо Торторино, Милан, ок. 1569
горный хрусталь, золото, эмаль, художественная резьба 
высота - 13,2 см, диаметр -14,3 см
(сейчас мы бы назвали ее бокалом для шампанского или креманкой)
Вся эта красота нарисована на диаметре 14,3 см
Кстати, в этом зале можно увидеть еще две работы этого миланского мастера эпохи позднего Возрождения - две камеи из белого халцедона: "Смерть Марка Курция" и "Битва".
Две камеи из халцедона, Франческо Торторино, Милан, ок. 1560: 
"Смерть Марка Курция"
золото, эмаль, 4 бриллианта, 4 рубина, жемчуг, 4,3 см х 4,9 см
"Битва", золото, 2,7 см х 3,6 см
Следующие две работы из горного хрусталя были созданы неизвестными баварскими камнерезами совместно с неизвестными баварскими ювелирами, которые, нужно отдать им должное, превратили хрустальные "заготовки" в настоящие произведения искусства.  
"Кувшин со змеиной ручкой", конец XVI века, Фрайбург 
горный хрусталь, золото, эмаль, изумруды, рубина, жемчуг, высота - 21,8 см 
"Чаша со Святым Георгием, убивающим дракона", ок. 1590, Аугсбург
горный хрусталь, золото, эмаль, бриллианты, жемчуг, высота - 26,8 см
5. Кроме полудрагоценных камней для изготовления чаш мастера использовали и такие экзотические материалы как: раковины, рога различных животных, наросты на дереве (кап), кокосовые орехи. "Соединение необычного, причудливого материла, фактура которого, зачастую, сохранялась нетронутой, и изысканной ювелирной отделки, превращала такие изделия в уникальные и таинственные произведения искусства".
"Кокосовая чаша", Аугсбург, 1620/30
кокос, эмаль, серебро, позолота
"Кокосовая чаша с крышкой", Майкл Кеберлин, Аугсбург, ок. 1568/70
кокос, серебро, позолота, высота 28,5 см
6. Закончить свой рассказ о всевозможных чашах и вазах я хочу великолепным кубком из рога носорога в ажурном золотом "чехле".  В отличие от императора Рудольфа II, я не являюсь большой поклонницей рогов и наростов, но мастерством искусного ювелира не восхититься не могу. 
"Чаша из рога носорога с крышкой"
Испания или Антверпен, вторая половина XVI века, высота - 20 см, диаметр - 9 см
рог африканского носорога, золото, эмаль
7. Далее по курсу у нас витрина с золотыми изделиями неизвестных ювелиров 1550-1620 годов. Конечно, эта фотография дает лишь общее представление о внешнем виде этих мини-шедевров. Я разместила ее, только для того, чтобы показать как они экспонируются в музее. А что касается деталей, то дальше я покажу их во всех  подробностях. Начнем с "охотничьего рога" и дальше - по часовой.
Зал XXVIII. Витрина с ювелирными украшениями. 
Кулон "Охотничий рог", Южная Германия, 1610/20
перламутр, золото, эмаль, изумруды, рубины, высота - 8,9 см
"Кулон с купидоном на коне", Голландия, ок. 1590
золото, эмаль, бриллианты, жемчуг, рубины, 6,8 см х 4,2 см
"Кулон с верблюдом", Южная Германия, ок. 1600
золото, эмаль, бриллианты, жемчуг, рубины, 8,6 см х 6,2 см
"Кулон с монограммой Иисуса Христа - IHS"
 
Южная Германия, конец XVI века
золото, эмаль, жемчуг, рубины, 6,7 см х 5,2 см
"Медальон с портретом герцога Баварского Вильгельма V" 
Валентин Драуш, Мюнхен, 1585, 
6,2 см х 4,8 см
 горный хрусталь, эмаль, золото, рубины 
(обрамление камеи имитирует цепь "Орден Золотого Руна")
Двухсторонний кулон. Сторона "Благовещение", Южная Германия, ок. 1600
золото, горный хрусталь, эмаль, жемчуг, изумруды, рубины, 10,3 см х 5,8 см
Двухсторонний кулон. Сторона "Поклонение волхвов", Южная Германия, ок. 1600
золото, эмаль, жемчуг, изумруды, рубины, 
горный хрусталь, 10,3 см х 5,8 см
Кулон "Аллегория храбрости", Аугсбург, 1570/80
золото, эмаль, бриллианты, жемчуг, рубины, 6,8 см х 4,8 см
"Кулон с портретом Анны Баварской", Мюнхен, 1579/90
золото, эмаль, миниатюра, 5,1 см х 4 см
Кулон "Моисей источающий воду из скалы", Аугсбург, ок. 1600
золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, 7,2 см х 5,7 см
Кулон "Моисей источающий воду из скалы" (обратная сторона)
Кулон "Мария Immaculata", Мюнхен, конец XVI века
золото, эмаль, рубины, бриллианты, 7,6 см х 3,8 см
Кулон "Распятие", Южная Германия, конец XVI века
золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, высота - 6,1 см 
(обратите внимание на мелкий декор вокруг креста)
Икона "Поклонение волхвов" (обе стороны), Мюнхен, конец XVI века
золото, эмаль, черное дерево, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины,
жемчуг, горный хрусталь, 17,5 см х 11,9 см
Икона "Поклонение волхвов" (обе стороны). Красота в деталях
8. Продолжаем знакомиться с ювелирными украшениями, созданными умельцами XVI века. Покажу еще три открывающихся кольца и медальон с изображением "Максимилиана II - победителя турок". Хотя, особых побед в походах против турок у этого императора никогда не было, придворный скульптор и медальер Антонио Абондио увенчал его лавровым венком, а с тыльной стороны кулона изобразил ликующую Викторию (богиня победы) и человек в тюрбане у ее ног. 
Кстати, Антонио Абондио был особенно знаменит портретами представителей дома Габсбургов и родственных им династий, созданными именно из раскрашенного воска.
"Портретный медальон с изображением Максимилиана II" (с двух сторон)
Антонио Абондио, Инсбрук, 1570/75, воск, жемчуг, обсидиан, серебро, диаметр - 12,8 см
"Кольцо-ежик с солнечными часами", Аугсбург, ок. 1580, 3,7 см х 2,8 см
золото, эмаль, бриллианты (27 остроконечных и с круглой огранкой), стекло 
"Перстень с печатью герцога Максимилиана Баварского"
Южная Германия, ок. 1600, горный хрусталь, эмаль, золото, 2 см х 2 см
"Бриллиантовое кольцо с двуглавым орлом"
Антверпен, 1610/20, алмаз, золото, эмаль, 2,2 см х 1,9 см
9. В XVI веке в моду вошли кабинеты и секретеры с множеством шкафчиков для мелочей. В коллекции венской "Кунсткамеры" есть несколько таких мебельных шедевров, и два из них - это работы нюрнбергских мастеров, которые экспонируются в Зале XXVIII. Первый кабинет богато отделан медными барельефами с аллегориями добродетелей и пороков. Первоначально он служил секретером, и вся эта красота была закрыты передней откидной дверкой, служившей столиком для письма. 
Кабинет с отделкой из медных барельефов в витрине музея
"Кабинет с медными барельефами пороков и добродетелей", Нюрнберг, 1560/70
дерево, бронза, позолота, перламутр, гравировка по меди, 64,2 см х 79,3 см х 46,8 см
Фрагмент отделки ящичков
Вряд ли это добродетель...
... да, и это тоже
Второй кабинет отделан изображениями муз, добродетелей и месяцев года, нарисованных по мотивам гравюр нюрнбергского художника Вирджила Солиса лаковыми красками и золотой фольгой с обратной стороны стекла.
"Кабинет" в витрине музея
Шкафчики декорированы расписанным изнутри стеклом
На рисунках изображены месяцы года, музы и добродетели
"Кабинет с росписью красками и золотой фольгой", Нюрнберг, 1560/70
эбеновое дерево, корень туи (кап), медь позолоченная, перламутр, стекло,
лаковые краски, золотая фольга, 46 см х 93 см х 45 см
А теперь я покажу вам предмет зависти любой мастерицы - шкатулку для рукоделия с подушкой для плетения кружев, принадлежавшую принцессе Клаудии Медичи, эрцгерцогине Австрийской и графине Тироля. С трех сторон шкатулка украшена позолоченными барельефами с изображением добродетельных женских персонажей их Ветхого Завета (царица Савская, Ревекка, Эбигейль). А с четвертой - мастер Элиас Ленкер (представитель известной семьи немецких ювелиров) ограничился милым декором из медальонов и путти. 
Клаудия Медичи и ее шкатулка для рукоделия
Внутри шкатулка разделена на множество секций разной величины, в которые рукодельница могла сложить массу нужных и полезных вещей. Все эти секции обтянуты бархатом, а некоторые, равно как и крышка с тыльной стороны, богато декорированы позолоченными барельефами, росписью и драгоценными камнями. Венчает конструкцию специальная бархатная подушка для плетения кружев, а покоится вся эта красота на четырех ножках в виде маленьких улиток.
"Шкатулка Клаудии Медичи" (вид с двух боков)
Элиас Ленкер, Нюрнберг, 1577/8937 см х 28 см х 31 см
серебро, позолота, роспись, дерево, гранаты, горный хрусталь, аметисты, 
гиацинты, малахиты, хризолиты, бархат
Внутри "Шкатулка" богато украшена и обтянута бархатом
Потайной ящичек, возможно, для коклюшек
Шкатулка оформлена сценами из Ветхого Завета с участием женских персонажей
Плетение кружев было обычным занятием аристократок
10. А вот эта интересная штука называется "Шар Орфея" и представляет собой открывающийся стеклянный шар с фигуркой музицирующего Орфея в середине. Это совместная работа известного камнереза Валентина Драуша и ювелира Георга Бернхарта, создавшего стеклянный шар и золотое обрамление с россыпью драгоценных камней.
"Шар Орфея", Мюнхен и Аугсбург, 1573/80, 16,7 см x 9 см x 8,1 см
Валентин Драуш (камнерез) и Георг Бернхарт (ювелир) 
горный хрусталь, золото, эмаль, рубины, бриллианты, 
11. В самой большой витрине Зала XXVIII выставлены многочисленные настольные часы и другие "диковинные штучки" (компасы, астролябии, измерительные приборы), которые всегда были в центре внимания главных Габсбургов коллекционеров - эрцгерцога Фердинанда II Тирольского и его племянника императора Рудольфа II, который унаследовал и преумножил коллекцию дяди. 
Витрина с настольными часами и измерительными приборами
"Настольные часы"
"Настольные часы", Иеремиас Мецкер, Аугсбург, 1564
 медный сплав,  29,7 см х 18,2 см х 11,5 см
(это работа одного из самых востребованных часовщиков XVI века) 
"Цилиндрические солнечные часы", Испания, от 1548, высота - 22,5 см
"Солнечные часы в форме лютни", 
Германия, XVI век, длина - 6,3 см
"Часы-кулон в виде книги", 
Мюнхен, XVI век, 3 см х 10,5 см х 16 см 

Южная Германия, XVI век: 
"Измерительный прибор", 9,8 см x 5,7 см x 2,6 см
"Измерительный прибор", 
28,5 см x 5,3 см x 4,8 см
"Часы-кулон", 
Андреас Стахес, диаметр - 6 см
"Азимутные солнечные часы", 
высота - 8,4 см

Германия, 1555-1585:
"Астролябия", диаметр - 15,5 см
"Компас", 8,1 см х 8,1 см х 9,3 см
"Настольные часы", Каспар Шпиц, высота - 25 см
"Украшение в виде галеры"
Джозеф Майер, Ульм, XVI век, серебро, позолота, 41 см × 31 см × 15,7 см
"Модель галеона"
 Германия, XVI век, серебро, позолота, эмаль, жемчуг, 16,3 см × 15 см × 4 см
Экспонаты в витрине музея. Здесь хорошо видны их размеры
Всё! Пора отправляться в следующий зал, который полностью посвящен коллекции императора Рудольфа II.  Возможно, это один из самых красивых залов обновленной "Кунсткамеры". Во всяком случае потолок в гербах австро-венгерских владений производит на всех очень яркое впечатление!
Нарядный потолок Зала XXVII
XXVII
Итак, весь Зал XXVII посвящен коллекции императора Рудольфа II, которая представляла собой одно из самых значительных собраний своего времени, и, несмотря на то, что была нещадно разграблена в период Тридцатилетней войны, стала весомым вкладом в формирование фондов венской "Кунсткамеры". 
Зал XXVII восхищает своим интерьером
Считается, что любовь будущего императора Рудольфа II к наукам и искусству зародилась в то время, когда он жил при дворе своего двоюродного дяди короля Испании Филиппа II. Но, на мой взгляд, решающее влияние на становление будущего заядлого коллекционера оказал другой его дядя - Фердинанд II Тирольский, в замке которого он гостил по дороге в Прагу. Ведь в это время он жил в том самом замке Амбрас, где была расположена самая знаменитая на тот момент "Камера древностей и курьезных вещей". Со временем, уже став императором, Рудольф собрал свою собственную коллекцию раритетов, став одним из самых значительных коллекционеров современности.
Бюст императора Рудольфа II работы Адриана де Вриса
Заполненные красивыми экспонатами витрины квадратного Зала XXVII веером расходятся от центра, в котором установлен бюст императора Рудольфа II - собирателя всех этих несметных сокровищ. Подробно рассказывать о каждом экспонате я, конечно, не буду (хотя иногда очень хочется). Просто познакомлю с понравившимися мне статуэтками, чашами, блюдами, механическими кораблями и часами, а начну с изделий из полудрагоценных камней.
Витрины стоят веером вокруг бюста Рудольфа II
Рудольф II относился к камням с интересом и особой любовью, видя в них мистические силы земли. По этой причине он всегда держал рядом драгоценные и полудрагоценные камни, а изделия из них занимали важное место среди сокровищ его Кунсткамеры. Что касается камней, то их искала для императора вся Богемия. В 1598 году был даже издан императорский декрет, согласно которому все, кто так или иначе был связан с горным делом, обязан был сдавать в государственную казну любые оригинальные находки, над обработкой которых потом трудились лучшие европейские мастера. Причем, особенно в их работах ценилось мастерство, изобретательность и безупречный вкус. Они оплачивались по самым высоким ставкам, а их авторы были уважаемыми людьми при дворе и даже получали дворянство.
Картина из полудрагоценных камней "Вид на Градчаны в Праге"
Джованни Каструччи, Прага, после 1606 года
1. В прошлом зале я рассказала о нескольких работах Гаспаро Мизерони, который был представителем знаменитой миланской династии камнерезов. Теперь настало время показать произведения его племянников - Оттавио и Джованни Амброджо, всю жизнь проработавших в Праге по личному приглашению Рудольфа II.
Начнем с Оттавио Мизерони, который обучившись камнерезному ремеслу в мастерской Miseroni в Милане, в 21 год переехал в Прагу и основал там собственную скульптурную мастерскую, быстро составившую конкуренцию миланской. С ним в Праге также работали  два его брата (работы Джованни Амброджо тоже экспонируются в этом зале), но он был самым успешным из всех. Его талант гениального камнереза и "особый дар раскрывать естественную красоту камней" высоко ценил император Рудольф II, который сначала сделал Оттавио Мизарони придворным огранщиком, а в 1608 году даровал ему дворянство. 
Работы Оттавио Мизерони
Кстати, сын Оттавио - Дионисий Мизерони, который в 17 лет стал придворным огранщиком и в 21 год возглавил мастерскую после смерти отца, стал автором одного из самых знаменитых шедевров Дома Габсбургов - флакона-унгентария, вырезанного из огромного колумбийского изумруда в 2 680 карат (хранится в "Императорской сокровищнице", Вена). Его работы я покажу позднее. 
Но вернемся к Оттавио, который хоть и не вырезал флакон в изумруде, но тоже наваял очень много красивого и полезного. Все 45 работ из коллекции музея я, конечно показывать не буду (тем более что алтари и камеи находятся в других залах), ограничусь только самыми красивыми (на мой взгляд) вазами.
"Чаша из празема на высокой ножке", высота - 23,5 см, диаметр - 17,6 см 
Оттавио Мизерони (камнерез) и Ян Вермейен (ювелир), Прага, 1560/65
празем, гелиотроп, золото, эмаль, гранаты, гиацинты, 
большой цитрин наверху крышки, аметист внутри крышки 
Крышка "Чаши из празема" с двух сторон
Кстати, ювелир Ян Вермеен является автором знаменитой короны Рудольфа II,
которую не уничтожили после смерти императора из-за ее художественной ценности
(сейчас хранится в 
Императорской сокровищнице Вены)
Кувшин из светло-коричневого халцедона. Красота в деталях
"Кувшин из светло-коричневого халцедона"
Оттавио Мизерони (камнерез), Паулюс ван Вианен(ювелир)
Прага, 1588/60, 1568, халцедон, золото, высота - 33,5 см
"Чаша из агата"
Оттавио Мизерони (камнерез) и Ян Вермеен (ювелир), Прага, 1603/05
агат из Идар-Оберштейна, золото, эмаль, высота - 20,1 см
У Рудольфа II были особые отношения с драгоценными камнями. Он видел в них творения Бога, в которых соединилась красота всего мира. В то же время он верил в их особые целебные свойства. В его художественной коллекции было около 200 каменных сосудов из горного хрусталя, яшмы, агата или нефрита. 
"Ассиметричная чаша из нефрита"
Оттавио Мизерони (камнерез) и Ян Вермеен (ювелир), Прага, 1603/07
нефрит, золото, эмаль, 14,4 см х 20 см х 18,3 см
"Две чаши из агата с крышками "
Оттавио Мизерони, Прага, начало XVII века, агат, золото, эмаль
"Овальная чаша из яшмы"
Оттавио Мизерони (камнерез) и Ян Вермеен (ювелир), Прага, 1600/05
яшма, золото, эмаль, 10 см х 22,9 см х 11 см
А это уже работы Джованни Амброджо Мизерони
Две "Ракушки с маскароном" на высокой и низкой ножке 
(маскарон - декоративный элемент в виде головы человека)
Милан, ок. 1600, нефрит, золото, эмаль, рубин,
низкая - 10,9 см х 20, 4 см х 22,4 см; высокая - 19,4 см х 23,4 см х 14 см
"Чаша из дымчатого кварца с крышкой", Милан, Прага, 1610/20
Джованни Амброджо Мизерони (камнерез) и Андреас Осенбрюк (ювелир)
дымчатый кварц, золото, эмаль, 14,5 см х 13,3 см х 9,3 см 
"Чаша с тритоном", Прага, ок. 1600, травяной агат, высота - 17,1 см
Великолепное чувство камня от мастерской Мизерони
Задача сборки отдельных частей каменных сосудов, крепления ножек или ручек всегда выпадала на долю ювелиров. Однако, при пражском дворе эту роль выполняли и ювелиры, и камнерезы. В таком тандеме художники добивались той самой невероятной исключительности, которая была достойна коллекции императора.
"Чаша с ручками"
анонимный итальянский камнерез, Антон Швайнбергер (ювелир), Прага, XVI век
яшма, серебро, позолота, 12,9 см x 24,7 см
"Чаша с ручками" в витрине музея
Астрология, алхимия и оккультные науки занимали огромное место в жизни императора Рудольфа II. Поэтому в его коллекции очень важное место отводилось всевозможной экзотике - «безоарам», амулетам, сосудам из рога "единорога" (нарвала), алхимическим колокольчикам. Примерно, таким как "Кубок из рога нарвала", созданный все той же семьей Мизерони в содружестве с ювелиром Яном Вермейеном. Кстати, последнему принадлежит еще и обрамление фирменной белой эмалевой полосой огромного "Безоара", красоту которого я при всем желании оценить не могу. Ведь по сути это "инородное тело в желудке животных из плотно свалянных волос или волокон растений". Считалось, что он приносит пользу при многих заболеваниях и, также как рог нарвала, спасает владельца от отравления, поэтому такая ценная штука, просто обязана была оказаться в коллекции императора. 
Два "безоара" из коллекции Рудольфа II
"Кубок из рога нарвала" и "Сосуд из безоара"
Ян Вермеен (ювелир), Прага, 1600/05, золото, эмаль, драгоценные камни
(этот кубок считался одним из ценнейших в коллекции Рудольфа II)
Две камеи, украшающие "Кубок из рога нарвала"
Мастерская Мизерони, Милан, 1600/05, агат, эмаль
В основании кубка примостились забавные рыбки
Ян Вермеен (ювелир), Прага, 1600/05, золото, эмаль, 36 бриллиантов и 16 рубинов
2. От каменных ваз переходим к очень интересным изделиям из слоновой кости. И здесь нас ожидают не только эффектные статуэтки работы знаменитого пражского резчика Николауса Пфаффа, но и странного вида цилиндры, конусы и пирамиды разного предназначения. Например, созданный немецким резчиком Гансом Веккером овальный цилиндр,  на самом деле оказался "Аптечкой" с полным набором средневековых аксессуаров. 
"Аптечка из слоновой кости", Ганс Веккер, Прага, 1610
слоновая кость, золото, серебро, сталь, 18,1 см x 8,4 см x 10,2 см
"Складная коробка из слоновой кости"
Джованни Амброджо Маджоре и Георг Хефнагель, Мюнхен, 1586
слоновая кость, краски, 35 см х 15 см х 18 см 
Коробка состоит из четырех отдельных "слоев"
Изделия из слоновой кости, начало XVII века: 
"Многоярусная шкатулка", Мюнхен, 49,9 см х 13,6 см х 20 см
"Овальная коробка на высокой ножке", Ганс Веккер, Прага, 13,9 см х 8 см х 7,8 см
"Стакан с крышкой, Ганс Веккер, Прага,20,4 см х 22,1 см х 16,2 см
Четыре скульптуры из слоновой кости 
Николаус Пфафф, Прага, начало XVII века 
"Венера и амур" и три варианта богини Кибелы с башенной короной на голове

3. В большой художественной палате Пражского Града, где многочисленные бронзовые скульптуры стояли на столах, шкафах и больших сундуках, было много работ особо ценимого императором Рудольфом II итальянского скульптора Джованни Болонья (Джамболонья).
"Меркурий" (1585) работы Джамболонья в витрине музея
Скульптуры Джамболония в витрине музея 
Джамболонья в окружении "Аллегории астрономии" (1585)

Кроме того в коллекции императора были представлены бронзовые скульптуры Андриана де Вриса, Леоне Леони, Хуберта Герхарда, Иоганна Грегора ван дер Шардта, Антонио Сусини. 
Бронзовые скульптуры Хуберта Герхарда ("Марс, Венера и амур", 1580/90) и 
Иоганна Грегора ван дер Шардта ("Меркурий", 1570/76)

Теперь пришло время рассказать о бронзовом бюсте самого иvператора Рудольфа II, созданного по образу и подобию героического бюста его двоюродного деда - императора Карла V работы знаменитого Леоне Леони. Миланский скульптор изобразил императора в доспехах, в которых тот одержал победу при Мюльберге в 1547 году, а в основании бюста поместил три аллегорические фигуры (орел, Марс и Минерва), символизирующие мудрое и победоносное правление Карла V. В свою очередь придворный скульптор Рудольфа II - Адриан де Врис ухитрился изобразить своего застенчивого и далекого от военной доблести суверена, в качестве бывалого воина в парадных доспехах и с перевязью фельдмаршала, установив в основании бюста символы мудрости, силы и достоинства (Меркурий, Юпитер и императорский орел).
"Бюст Карла V", Леоне Леони, Милан, 1555, бронза, высота - 113 см
"Бюст Рудольфа II", Адриан де Врис, Прага, 1603, бронза, высота - 112 см
Оба бюста в зале музея. На переднем плане - Рудольa II, в глубине - Карл V
4. Еще один бюст представителя габсбургской династии - короля Испании Филиппа II (двоюродный дядя Рудольфа II, при дворе которого он воспитывался) - это совместная работа Помпео Леони (сын Леоне Леони) и самого известного венского скульптора Бальтазара Фердинанда Молля. Он выполнен из серебра и модной на то время раскрашенной терракоты. Голову из серебра создал в Мадриде Помпео Леони, а терракотовый торс к ней добавили уже в Вене. Далее весь бюст был раскрашен красками и позолотой.
"Бюст короля Испании Филиппа II", ок. 1580, высота - 61 см
голова - работа Помпео Леони, Мадрид, окрашенное серебро
торс - работа Бальтазара Фердинанда Молля, Вена, окрашенная терракота
Голова этого бюста первоначально была частью портрета Филиппа II в полный рост
Бюст украшает непременный рыцарский "Орден Золотого руна"
5. Кроме бюстов и каменных ваз в витринах Зала XXVII можно посмотреть еще очень много чего интересного. Например, два роскошных позолоченных блюда и очень вычурный кувшин, созданные знаменитыми мастерами из Аугсбурга и Нюрнберга. 
Позолоченные блюда в витринах музея
Первое блюдо, приобретенное Рудольфом II у аугсбургского ювелира Кристофа Ленкера, рассказывает мифологический сюжет о похищении Европы. Если коротко то он заключается в том, что Зевс влюбился в дочь финикийского царя - Европу, явился гулявшей на берегу моря царевне в виде быка и, когда Европа села ему на спину, бросился в море и увез ее на остров Крит. Там она стала его женой и родила трех сыновей-героев. Первоначально блюдо было дополнено кувшином в виде несущего Европу быка, но позже он был утерян. 
Блюдо "История и похищение Европы"
Кристоф Ленкер, Аугсбург, 1602/06, серебро, позолота, эмаль, 53 см х 69 см х 8 см
Второе блюдо - "Триумф Любви" - является частью комплекта для мытья рук (блюдо и кувшин), отделка которого навеяна поэмой Франческо Петрарки "Триумфы". Считается, что непосредственной основой для воссозданных на нем барельефов послужили шесть деревянных гравюр Даниэля Федерманса к немецкому переводу поэмы (1578). Правда, "Триумфов" у Петрарки было шесть, а барельефов в комплекте работы Кристофа Ямницера только пять - один на блюде и четыре на кувшине.
Комплект "Триумфы" работы Кристофа Ямницера, Нюрнберг, 1601/02
В этой работе знаменитый нюрнбергский ювелир Кристоф Ямницер (автор трехметрового фонтана, о котором я рассказывала в самом начале) "использовал, практически, все существовавшие на то время способы художественной обработки металла - от литья до тончайшей гравировки, от круглой скульптуры до эмалевой вставки".
Блюдо "Триумф Любви"
Кристоф Ямницер, Нюрнберг, 1601/02, серебро, позолота, эмаль,
 64,7 см х 53 см х 12 см
Входящий в комплект "Триумфы" очень вычурный кувшин для мытья рук украшен барельефами с изображением четырех триумфов: "Целомудрия» (по мнению некоторых авторов, это отсутствующий у Петрарки "Триумф Правды"), «Смерти», «Славы» и «Времени». При этом художник интерпретирует их на свой лад. Так, например, в рельеф с триумфом «Славы» он включил в шествие не только знаменитых людей искусства (от Данте и Петрарки до Леонардо да Винчи), но и своих друзей (Спрангера, фон Аахена), и даже деда. Правда, персонажей на этом кувшине так много, что вряд ли там можно узнать хоть кого-то. 
Детали кувшина для мытья рук из комплекта "Триумфы"
Кувшин для мытья рук из комплекта "Триумфы"
Кристоф Ямницер, Нюрнберг, 1601/02, серебро, позолота, эмаль,
 43,5 см х 27,5 см х 17,5 см
Фрагменты двух из четырех барельефов
Вряд ли тут можно узнать Петрарку или Леонардо да Винчи
Основание кувшина для мытья рук из комплекта "Триумфы"
6. Несколько витрин Зала XXVII полностью отданы под всевозможные измерительные приборы, в том числе диковинные для XVI века настольные часы, которые только недавно обзавелись второй стрелкой (в первых часах циферблат вращался вокруг одной точки, а первая стрелка появилась в XV веке). 
Настольные часы из коллекции Рудольфа II
Позволить себе такую роскошь мог только очень состоятельный человек, а в случае с Рудольфом II - еще и очень любознательный. Он не мог пройти мимо такой новинки и даже вместе со своим придворным часовщиком - Кристофом Марграфом -  поучаствовал в создании первых и очень редких "часов с катящимся шаром". В коллекции "Кунсткамеры" можно увидеть варианты с одним, двумя и тремя шарами. О принципе их работы хорошо написал англичанин Джон Эвелин: "Мне показали настольные часы, единственным балансиром которых является прозрачный шар, свободно скользящий по наклонному желобу. Этот шар скатывается все ниже и ниже, пока не падает на расположенную в нижней части устройства пружину, которая вновь подбрасывает его в самый верхний желоб. Все операции повторяются с неукоснительной точностью каждые тридцать секунд. При этом часовая стрелка чуть подвигается и раздается короткий звонок". В музее утверждают, что в мире их сохранилось всего три экземпляра.
Часы с катящимся шаром (одним, двумя и тремя)
Кристоф Марграф, Прага, 1596-1600

Кроме того в витрине выставлены и два уникальных шедевра швейцарско-немецкого математика,  астронома, изобретателя часов с маятником, "Императорского придворного часовщика" и первооткрывателя "секунды" - Йоста Бюрги. Это "Венские планетарные часы" (первые часы с изображением гелиоцентрической планетной системые) и "Венские хрустальные часы" (самые старые из сохранившихся часов с секундной индикацией). Причем к созданию первых приложил руку и вездесущий Рудольф II. Сам он их, конечно не создал, зато сумел организовать весьма эффективную команду из придворных часовщиков, математиков и астрономов. Да, и ювелир Ян Вермейен всегда был под рукой.
Настольные часы из коллекции Рудольфа II
(крайние слева - "Венские планетарные часы и "Венские хрустальные часы")
Особенностью "Планетных часов" стала визуализация передовой по тем временам идеи о том, что "Солнце находится в центре космоса". Пять стрелок вращаются вокруг центральной звезды и с большой точностью показывают орбиты Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Стрелки, показывающие движение планет, солнца и луны, управляются сложным модулем с почти сотней отдельных колес, который установлен за циферблатом.
Уникальные часы Йоста Бюрги
"Венские планетарные часы" Прага, 1605
латунь, серебро, позолота, краска, горный хрусталь, стекло, высота - 39,3 см
"Венские хрустальные часы", Прага, 1622/27
латунь, серебро, позолота, горный хрусталь, высота - 18,3 см

"Венские планетарные часы" Прага, 1605
работа ювелира Яна Вермеена
А вот "Венские хрустальные часы" были сделаны в Праге уже для другого императора -  Фердинанда II. Он получил их в подарок от принца Карла фон Лихтенштейна в знак благодарности за принятие его в члены "Ордена Золотого руна".  Вместе со скульптором Адрианом де Фризом семидесятилетний Бюрги работал над этими хрустальными часами в течение пяти лет и, объединив в них все свои знания и умения, создал уникальный шедевр со встроенным прозрачным небесным глобусом и первой секундной стрелкой. При этом сами часы были накрыты хрустальным колпаком, вырезанным уже знакомым Оттавио Мизерони из цельного кристалла чистейшего горного хрусталя.
Стеклянный земной шар внутри "Хрустальных венских часов"
На двух противоположных сторонах есть циферблат, показывающий фазы и аспекты луны, а также часы, минуты и секунды, который отображаются на трех отдельных циферблатах. В эпоху, когда точное отображение времени механическими часами только входило в обиход, это было революционным нововведением.
Так выглядят первые часы с секундной стрелкой
Кроме того император собрал немалую коллекцию солнечных часов и всевозможных измерительных приборов. Здесь модно увидеть астрономические часы, солнечные квадранты, автоматы, сферы, компасы, астрономические и топографические инструменты, астролябии, кольца. Меня они трогают мало, но отдать должное этому увлечению Габсбургов я просто обязана. 
Солнечные часы работы Эразма Хабермеля -
придворного часовщика Рудольфа II и мастера астрономических инструментов

"Крестообразные солнечные часы" (Crux Horologa), Прага, 1619
"Экваториальные настольные солнечные часы" 
Эразм Хабермель, Прага, 1593/95, медный сплав, позолота, 12,7 см х 12,7 см
"Экваториальные настольные солнечные часы" 
Эразм Хабермель, Прага, 1595, медный сплав, позолота, 18,2 см х 18,2 см
"Солнечные часы", Эразм Хабермель, Прага
Измерительные приборы работы Эразма Хабермеля
В инвентаре Пражской художественной палаты насчитывается около 60 механических часов различных форм и размеров. Как правило они показывали не только время, но и, например, положение солнца в зодиаке, продолжительность дня и ночи, возраст луны, число и дни недели или лучшую дату для кровопускания. 
Настенные часы, Южная Германия, ок. 1600 
Часы-медальоны, Германия, ок.1600
"Настольные часы" работы Ганса Шлоттхайма
ювелир - Дэвид Альтенштеттер, до 1583, Аугсбург
медный сплав, латунь, серебро, позолота, эмаль, высота - 21,8 см

Часы показывали не только время, но и, например, положение солнца в зодиаке
7. Многие часы Рудольфа II также имели механизмы, которые, приводя в движениях отдельные части и фигуры конструкции, добавляли эффект неожиданности, и здесь мы плавно подходим к вишенке на торте - механическим автоматам коллекции Рудольфа II. Глобусы, повозки и целые корабли крутились, издавали всевозможные звуки (например, стреляли из пушек) и "плавали" вдоль банкетного стола, восхищая гостей. 
Механические игрушки в витрине музея
"Часы-автомат с пашой на коне"
Южная Германия, 1580/90, медный сплав, позолота, высота - 47,5 см
"Диана верхом на Кентавре" - это одна из типичных для позднего Ренессанса механических диковин, которые "ездили" по столу во время застолий. При этом в очень сложном автомате работы Ганса Якоба Бахманна Диана и одна из собак крутили головами, другая собака "лаяла", а Кентавр, грозно вращая глазами, стрелял из лука. О том, что это еще и настольные часы, в этот момент мало кто вспоминал, ведь автомат являлся важной частью модной в то время застольной игры Trinkspiel. Она заключалась в том, что каждый гость, в которого летела стрела Кентавра, должен был сказать тост и выпить свой бокал. 
Настольный автомат "Диана на кентавре"
Ганс Якоб Бахманн, Аугсбург, 1602/06, высота - 39,5 см
серебро, позолота, глубокая эмаль, жемчуг, гранат, морилка
Хотя Диана-охотница в то время была одним из самых популярных мотивов для Тринкшпиле, каким образом автомат будет выбирать свою жертву во время застолья зависело только от фантазии автора и дизайна каждой "игрушки". 
Настольный автомат "Диана на кентавре". Красота в деталях
Охотница Диана в то время была одним из любимых мотивов Тринкшпиле.
"Механический небесный шар", Йоханнес Рейнхольд Старший, Аугсбург, 1583/84
медный сплав, позолота, частичная покраска, серебро, эмаль, древесина, высота - 53,8 см
Эта механическая модель неба имитировала движение солнца, луны и звезд, 
а девушка выполняла роль астролябии (инструмент для астрономических измерений)
Ну, а на теперь самое время перейти к двум самым сложным автоматам работы Ганса Шлоттхайма, наполненным движущимися фигурками, музыкальными механизмами и часовыми перезвонами. Первый из них - "Триумф Вакха" - был одной из самых сложных механических "игрушек" своего времени - карета "ездила" под музыку вдоль стола, а фигуры двигались, тоже участвуя в застольной игре Тринкшпиле. При этом голову козла вообще можно было снять и использовать в качестве емкости для питья. 
Автомат "Триумф Вакха", 43см х 53 см х17 см
Ганс Шлоттхайм, Аугсбург, 1602/06, серебро, позолота, частичная роспись, эмаль 
Автомат "Триумф Вакха". Красота в деталях
Автомат "Триумф Вакха" (вид с тыльной стороны)
Автомат "Триумф Вакха" (детали)
Автомат "Триумф Вакха" (один из механизмов)
Автомат "Триумф Вакха" в витрине музея
ювелир - Сильвестр II Эберлин  
Вторая "механическая" работа Ганса Шлоттхайма - это один из трех прославивших его "механических галеонов". Величественный корабль украшенный двуглавым орлом императора тоже служил для развлечения гостей во время застолий. Он плавно перемешался вдоль стола, услаждал слух присутствующих игрой музыкантов и в качестве кульминации - стрелял в них из крошечных пушек. 
Автомат "Галеон", Ганс Шлоттхайм, Аугсбург, 1585
серебро, позолота, медный сплав, холодная эмаль, масляная живопись
высота и длинна  - по  67 см
Всего готово для представления
На палубе императора сопровождают тромбонисты, литавры и барабанщики.
В конце представления в гостей стреляли из крошечных пушек
Красота в деталях
А лично мне больше всего запомнились паруса
Уже хотела сделать перерыв, но решила, что это будет нелогично, ведь экспонаты следующего зала тесно связаны и с Рудольфом II, и с некоторыми мастерами, о которых я только что рассказала. Так что бросим прощальный взгляд на великолепный потолок Зала XXVII и пройдем в небольшой соседний Зал XXVI.
Потолок Зала XXVII симметрично декорирован гербами габсбургских владений:
 Зальцбург, Нижняя Австрия, Каринтия, Штирия 

Еще четыре герба:
Венгрия, Хорватия, Далмация, Босния и Герцеговина
Анфилада залов "Кунсткамеры"
Зал XXVI
В небольшом зале XXVI можно продолжить знакомство с работами Оттавио Мизерони и других мастеров пражского двора Рудольфа II. В своем большинстве это изделия из полудрагоценных камней - вазы, камеи, скульптуры и даже картины.
Каменные чаши из собрания императора Рудольфа II
1. Что-то мы давно не видели героические профили императоров и колесницы древнегреческих богов, так что начнем, пожалуй, с обзора камей. В этом зале их представлено около полусотни - набор из 12 портретов римских императоров неизвестного автора, 13 великолепных портретов работы Оттавио Мизерони и больше двух десятков работ Алессандро Маснаго.  
"Латона и Ликийские фермеры", Алессандро Маснаго, Милан, ок. 1600, яшма
Возможно на создание камеи из этой зелено-красно-белой яшмы художника натолкнула цветовая гамма картины "Латона и Ликийские фермеры" Яна Брейгеля Старшего. По-моему, очень похожи.
"Латона и Ликийские фермеры", Ян Брейгель Старший
("Рейксмузеум", Амстердам)
Но об Алессандро Маснаго чуть позже, а сейчас вернемся к Оттавио Мизерони и его необычным камеям, созданным путем сложения фигурной мозаики из полудрагоценных камней (вариант флорентийской мозаики, commesso di pietre dure). Вероятно, на это изобретение его вдохновили работы пражской мастерской семьи Каструччи, которой он руководил последние годы жизни. 
"Мария Магдалина", Прага, 1610
агаты, яшма и сердолик на халцедоне, серебро, позолота, 10,5 см х 7 см
"Дева Мария", Прага, 1605/10
агат, халцедон и яшма на халцедоне, золото, 4,2 см х 3,2 см
С помощью новой техники мастер перестал зависеть от естественного окраса поделочного камня и добился новых живописных эффектов. При этом розовый агат Мизерони использовал для создания тела и лица, яшму - для волос, пятнистый агат - для одежды и аксессуаров, а темный халцедон - для фона. Одной из первых таких работ стала "Церера", но наиболее эффектно, на мой взгляд, выглядит яркая и нарядная "Мария Магдалина".
"Дама с веером из перьев", Прага, ок. 1610
яшма, сердолик и агат на халцедоне, золото, эмаль, жемчуг, 8,5 см х 5,3 см
"Церера", Прага, 1602/05
различные виды агата и яшмы на халцедоне, золото, эмаль, 8,2 см х 6,6 см
Классические камеи Оттавио Мизерони
"Император Рудольф II", Прага, 1590
халцедон на черном фоне, золото, эмаль, 5,6 см х 4,1 см
(с этой камеи началась карьера Оттавио Мизерони при дворе)
"Венера и амур", Прага, 1602/08
ювелир - Ян Вермейен, халцедон на черном фоне, золото, эмаль, 4,8 см х 4 см
Мастерская Мизерони, Милан, конец XVI - начало XVII века
"Женский портрет"
агат, серебро, позолота, 4,6 см х 3,5 см
"Геркулес и Омфала"

яшма (серая, желтая, красноватая), золото, 8,3 см х 5,1 см
Вторым автором, камеи которого представлены в этом зале, является "великий виртуоз", ювелир, скульптор и миниатюрист итальянец Алессандро Маснаго. Он обладал удивительным чувством цвета и создавал "раскрашенные камеи", умело используя природный окрас полудрагоценных камней. Поскольку Маснаго не мог по своему желанию тонировать выгравированный мотив, он тщательно подбирал подходящие камни и слой за слоем вырезал отдельные части рельефа на нужной глубине. 
"Огонь Трои", Милан, начало XVII века, яшма, серебро, позолота, 4,8 см х 6,6 см
"Львы напали на быка", Милан, начало XVII века, агат, серебро, позолота, 4 см х 5 см
Две камеи из агата на окрашенном с тыльной стороны фонеМилан, начало XVII века
"Поклонение волхвов", серебро, позолота, 7,2 см х 8,2 см
"Погребение Христа", серебро, позолота, 5,6 см х 7,3 см
Две камеи из агата на окрашенном с тыльной стороны фоне, Милан, конец XVI века
"Аврора", 5,3 см х 6,2 см
ювелир - Ян Вермеен, бело-розовый агат, , золото, эмаль
"Европа на быке", 8,4 см х 8,8 см
ювелир - Андреас Осенбрюк, бело-серый агат, золото, эмаль, 12 рубинов, жемчуг
Две камеи из агата на окрашенном с тыльной стороны фоне, Милан, конец XVI века
"Бой Ясона за руно", 
6,4 см х 6,8 см
коричнево-бело-серый агат, золото, эмаль
"Юпитер и Ио", 7 см х 7, 5 см
ювелир - Ян Вермеен, коричнево-бело-серый агат, золото, эмаль, жемчуг
"Нептун, преследующий Амфитриту", Милан, начало XVII века
серо-красновато-белый агат на темном форе окрашенном с тыльной стороны
Две камеи из агата на голубом фонеМилан, конец XVI века,
"Лукреция", 5,9 см х 5,5 см
ювелир - Ян Вермеен, красновато-белый агат, золото, эмаль
"Похищение Прозерпины", 5,4 см х 6,3 см
ювелир - Андреас Осенбрюк, розовый агат, золото, эмаль, 2 рубина, 2 бриллианта
"Гиппомен и Аталанте", Милан, ок.1600, 5,4 см х 4,6 см
 красновато-коричневая яшма на зеленом фоне, 
ювелир - Ян Вермеен, серебро, позолота, эмаль, жемчуг 
"Эней в подземном мире", Милан, конец XVI века
красновато-серо-синий агат, золото, эмаль, 7,3 см х 7,8 см
Чтобы закончить рассказ о камеях покажу комплект неизвестного мастера из 12 небольших камей, посвященных великим римским императорам. Оправу для этого комплекта выполнил в Праге все тот же придворный ювелир Ян Вермеен, который так часто работал с Оттавио Мизероне и обрамлял камеи Алессандро Маснаго.
Милан, ок.1600, 3,6 см х 3,6 см
ювелир - Ян Вермеен, халцедон, золото, эмаль
слева - портрет императора Нерона
2. К концу XVI века в Италии вновь вошла в моду старинная техника "commesso di pietre dure" (флорентийская мозаика), которую возродили и довели до совершенства флорентийские мастера. Заключалась она в создании картин и орнаментов из ограненных и отполированных полудрагоценных камней. Пройти мимо такой новинки император Рудольф II, конечно, не мог и, примерно, в 1590 году в Праге была открыта знаменитая мастерская Каструччи (Castrucci). При этом заполучить такого мастера, как Козимо Каструччи, стоило Рудольфу II очень больших усилий. Для этого он даже пошел на хитрость и заказал флорентийцу великолепный стол, который современники называли восьмым чудом света. Стол, на изготовление которого ушло долгих 6 лет, к сожалению, был утерян, а вот несколько пейзажей работы Козимо Кастручии можно увидеть в зале XXVI. 
"Пейзаж с мостом и часовней"
Казимо Каструччи, Флоренция или Прага, 1596
"commesso di pietre dure", агаты, яшма, 18,3 см х 24,5 см
Для достижения больший выразительности своего "идеального пейзажа" Козимо Коструччи всегда использовал свой фирменный прием. Объекты на переднем плане он "рисовал" более крупными и яркими камнями, а для заднего плана использовал светлые и более мелкие. 
"Пейзаж с жертвоприношением Исаака"
Казимо Каструччи, Прага, ок. 1600
"commesso di pietre dure", агаты, яшма, 43,3 см х 57,7 см
Мастера "флорентийской мозаики" имели под рукой безграничные ресурсы, включая даже нужные им камни из "Кунсткамеры" Рудольфа II (они могли взять любой камень, но обязаны были вернуть остатки). Это давало им возможность создавать великолепные пейзажи (как правило они были плодом фантазии авторов), нарядные вставки для мебели (столешницы, декор "кабинетов", сундуков, дверок шкафов) и небольшие красивые алтари. Но несмотря на большую популярность и востребованность таких предметов, этот вид искусства в Праге угас после закрытия мастерской в 1624 году.
"Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной", 21,8 см х 30,7 см
Мастерская Каструччи, Прага, 1615/22
"commesso di pietre dure", агаты, яшма, кремний, аметист
"Каменные картины крепились на дубовой доске" 
(тыльная сторона)
Два пейзажа Джованни Каструччи, Прага, до 1611 года
"Пейзаж с обелиском" (14,7 см х 20,1 см) и "Пейзаж с колодцем" (34,2 см х 49,3 см)
"commesso di pietre dure", различные агаты и яшма
В 1610 году после смерти Козимо Каструччи пражскую мастерскую возглавил его сын - придворный камнерез Джованни Каструччи (его авторству принадлежит большинство из 18 пейзажей "Кунсткамеры"), затем внук - Козимо ди Джованни и в конце концов - Джулиано ди Пьеро Пандольфини (зять Джованни). Но в последние годы Джулиано ди Пьетро трудился уже под руководством Оттавио Мизерони, который фактически управлял мастерской вплоть до своей смерти в 1624 году. С его уходом мастерская закрылась, а Джулиано ди Пьеро вернулся во Флоренцию, где продолжал работать на венский двор. В коллекции "Кунсткамеры" хранится всего одно произведение этого мастера - великолепный "Кабинет с флорентийской мозаикой", созданный после возвращения во Флоренцию.
"Кабинет с "commesso di pietre dure" (флорентийской мозаикой)"
Джулиано ди Пьеро Пандольфини, Флоренция, 1622/30
агаты, яшма, халцедон, лазурит, черное дерево, тополь, 68,4 см х 96,8 см х 41 см
Отделка створок "commesso di pietre dure" (флорентийской мозаикой)
"Кабинет с флорентийской мозаикой" (вид изнутри)
"Кабинет с флорентийской мозаикой" в витрине музея
3. В технике "commesso di pietre dure" в XVI веке трудилось не только семейство Каструччи, но и другие художники. Например, Кристофано и Бернардино Гаффури, которые в соавторстве с ювелиром Жаком Биливельтом создали переносной алтарь "Христос и самаритянка у колодца Иакова".  Он является одним из первых примеров использования мозаичной техники для создания "круглой скульптуры". В центре ниши на фоне мозаичного пейзажа установлен вырезанный из крупного изумруда колодец, а с двух сторон от него установлены 10-сантиметровые фигуры из полудрагоценных камней, над созданием которых Гаффури трудился в течение 8 лет - с 1590 по 1598 год. Алтарь дополняет необычная рама из горного хрусталя с позолоченными фигурами с обоих торцов (Джан Амброджо Карони).
Алтарь "Христос и самаритянка у колодца Иакова"
Флоренция, 1591/1600, 
"commesso di pietre dure"
горный хрусталь, яшма, агаты, лазурит, изумруд, аметист, золото,
эмаль, позолоченное серебро, жемчуг, высота - 39 см х 23,4 см х 7,4 см
Алтарь "Христос и самаритянка у колодца Иакова". Красота в деталях
Этот необычный алтарь и  великолепный кувшин из лазурита считаются одними из лучших произведений флорентийской мастерской Франческо I Медичи, герцога Тосканы. В венской "Кунсткамере" они экспонируются в одной витрине.
Алтарь и кувшин из флорентийской мастерской Франческо I Медичи
"Кувшин из лазурита", Флоренция, 1575/80
Джан Амброджо Карони (камнерез),  Жак Биливельт (ювелир)
лазурит, золото, эмаль, высота - 36,7 см
4. Прогулка по Залу XXVI подходит к концу. Осталось посмотреть еще на пару-тройку ваз от Оттавио Мизерони, Ганса Кобенгаупта и их современников.
Чаши из агата работы Оттавио Мизерони
Три агатовые вазы с крышками, Штутгарт, начало XVII века 
Ганс Кобенгаупт (камнерез) и Франсуа Гишар (ювелир), серебро позолота, эмаль
высота - от 15,3 см до 23,8 см
Каменные чаши и статуэтки в витрине музея
Три изделия из агата и яшмы, мастерская Мизерони, Прага, ок. 1600
"Чаша с крышкой", агат, золото, эмаль, гранаты, высота - 17,9 см
"Кувшин", гелиотроп, золото, эмаль, высота - 21,1 см
"Кружка", Андреас Осенбрюк (ювелир), яшма, золото, эмаль, высота - 14,8 см
Фрагмент скульптуры из халцедона "Венера и амур", Джованни Амброджо Мизерони
"Миска", X-XI век, сардоникс, 11 см х 3,9 см х 6,6 см 
"Двойная чаша с Помоной", высота -11,3 см, диаметр - 6,7 см
(Помона - римская богиня фруктовых и ореховых деревьев)
Чаша и ножка - XV век, агат из Оберкирхена
Обрамление - первая половина XVII века, золото, эмаль
"Чаша с ручками", вторая четверть XVII века, Южная Германия
аметист, золото, эмаль, гранаты, 8,3 см х 20,7 см х 15,4 см
Чаша византийского периода в обрамлении начала XVII века 
оникс, золото, полупрозрачная эмаль, высота - 12, 6 см, диаметр - 14 см
"Ваза с изогнутыми ручками", 10,8 см х 21,7 см х 14,9 см
резьба по камню - I век до н.э. - I век н.э., восточный халцедон
оформление - конец XVI века, золото, эмаль, 4 жемчужины, 4 рубина 
Потрясающе изящное изделие!
Ну вот, пожалуй, и все! Осталось каких-то семь залов! 
Постараюсь сделать невозможное и объединить их в следующем посте! 
А там еще столько красоты! Так что до встречи!



4 дня в Вене (Австрия):

Комментариев нет:

Отправить комментарий