понедельник, 27 января 2020 г.

Пять дней в Прибалтике. День 4-й: "Поездка в осеннюю Юрмалу"

Сегодня я проснулась в прекрасном настроении, потому что знала - сразу после завтрака мы выдвигаемся в Юрмалу, а значит, я увижу море!!! Пусть не открытое море, а отрезанный островами Рижский залив - для счастья мне вполне хватит и залива!
Итак, утро, кофе, выход. От нашего отеля до вокзала Рига-пассажирская (Rīgas Pasažieru stacija) минут 15-20 бодрой утренней прогулки. На вокзале быстро нашли билетные кассы и вдруг поняли, что не знаем куда ехать, ведь станции Юрмала не существует. Выбирать пришлось из 14-ти станций, расположенных в черте города (от Приедайне до Кемери). Самая первая на Рижском взморье - Lielupe. Гораздо дальше - Dubulti, Asari и много чего другого. Если принять во внимание, что все эти названия нам ни о чем не говорили - выбор дался нам нелегко. В итоге решено было выйти посередине и, недолго поколебавшись между Dzintari и Majori, мы остановились на последней. К слову, могли определяться с выбором и сидя в электричке, билет до любой из этих станций стоит одинаково - 1,40 евро в один конец. "Туда-обратно" - чуть дешевле, но эта светлая мысль посетила нас слишком поздно! Время в пути около 30 минут. На табло нужно смотреть электрички до Dubulti, Sloka или Tukums. Ходят они примерно каждые полчаса. Цены и расписание здесь. Кстати, можно было поехать и на маршрутке, они тоже ходят довольно часто, но мы выбрали электричку, чтобы немного разнообразить культурную программу.
Вид на Даугаву, мост Stone bridge и Старый город с железнодорожного моста
Почти пустой вагон, казалось, застал еще советские времена и выглядел очень уныло, а вот картинка за окном была вполне. Особенно после моста через Лиелупе, когда замелькали дачи и сосны Рижского взморья. Следом за Lielupe, электричка остановилась еще два раза - в Bulduri и Dzintari. И вот, наконец, долгожданный Majori.
Река Лиелупе проходит по границе Рижского взморья
Станция Майори
Местная электричка и платформа станции Майори
Последний раз я была здесь так много лет назад, что из воспоминаний остались только белые лебеди на заснеженном морском берегу. Это было так красиво, что, закрыв глаза, я вижу их, как сейчас. А вот саму Юрмалу почему-то запомнила очень плохо, так что пойдем изучать ее с чистого листа.
Дачные участки
Поскольку все дороги в приморских городках так или иначе идут в сторону моря, то шансов заблудиться у нас практически не было. Выйдя из электрички, мы выбрали одну из улочек и уверенным шагом пошли "на зов прибоя". Вокруг была старая дачная Юрмала (Майори) - крашеные деревянные дома с башенками и застекленными верандами, низкие заборы, ухоженные палисадники. Прибавьте к этом тишину, сосны, разноцветье осенней листвы, чистый немного прохладный морской воздух и вы получите идиллическую картинку балтийского курорта в конце октября. Вокруг было так хорошо и спокойно, что сразу захотелось пожить здесь хоть недельку... Для полного счастья не хватало только солнца, но вскоре выглянуло и оно.
Одна из дач начала XX века
Осенний сад
Тихая улочка, ведущая к морю
Местные дачи знамениты своим резным декором
Все дома стоят в окружении сосен и прочей хвои
Вот и бескрайний балтийский берег в бледных северных тонах! Мелкий чистый песок, широкие отмели, дюны, дощатые мостки, одинокие лавочки и вездесущие чайки. Из крупных архитектурных форм только знаменитый пятизвездочный Baltic Beach Hotel & SPA, "Морской павильон", да бывшая купальня Эмилии Рацене. И это очень здорово!
"Морской павильон" (ул. Тиргоню, д.1), построен в 1909 году по проекту А.Медлингера и
предназначался для отдыха, танцев и прочих развлечений.
Бронзовая черепаха около "Морского павильона" - одна из достопримечательностей Майори
(скульптор Janis Bārda, 1995)
Еще в 1999 году пляж Майори получил европейский сертификат стандарта «Голубой флаг»,
подтверждающий, что его территория соответствует основным экологическим критериям
Подпись на память
Счастливые мы на фоне Балтийского моря
Люблю северные пляжи за пустоту бескрайних просторов
Чье-то романтическое творчество
Намочить ноги в море - это святое!
Местная фауна
Море цвета неба или наоборот!

По-моему, очень прибалтийский пейзаж
Один из крупных объектов на пляже - бывшая купальня Эмилии Рацене (1911–1916).
В купальне Эмилии Рацене можно было принимать различные ванны:
с теплой морской водой, углекислые, кислородные и с хвойным экстрактом.
"Морской павильон" и широкий балтийский берег
Пятизвездочный отель Baltic Beach Hotel & SPA - самая крупная постройка на пляже Майори
Отель Baltic Beach Hotel & SPA похож на большой корабль
Остатки моря и характерные полоски после отлива
Осень
Бабушка выгуливает внука
Вдоволь нагулявшись по почти безлюдному пляжу, мы отправились на променад по главной улице Майори, и теперь самое время в двух словах рассказать о том, что же такое Юрмала.
Если, как обычно, коротко, то Юрмала, название которой с латышского переводится как "взморье" - это крупнейший курорт на берегу Рижского залива, состоящий из череды бывших рыбацких (ныне курортных) поселков. Он занимает внушительную территорию Рижского взморья, которая растянулась на 32 км в длину и 3 км в ширину между рекой Лиелупе и Рижским заливом.
Схема Юрмалы в районе Рижского взморья
Самой старой частью курорта Юрмала считаются местечки Дубулты и Слока, в которых в конце XVIII века были организованны первые места для купания. После открытия в XIX веке грязевых и минеральных источников к ним присоединился Кемери, ставший в 1838 году государственным курортом Российской империи.
В середине XIX века, последовав примеру своих соседей, все рыболовецкие поселки этого региона один за другим стали превращаться в курорты. Свою лепту в ускорение этого процесса внесла открытая в 1833 году паромная линия Рига-Лиелупе (сейчас прогулочные катера ходят из Риги в Майори  с 15 мая по 15 октября, в пути - 2,5 часа, билет - 20 евро, расписание тут) и железнодорожная ветка Рига-Дубулты, запущенная десятью годами позже.
Первая железнодорожная станция Майори
Рядом с железнодорожной станцией располагался (и существует до сих пор) речной причал
В 1848 году были открыты места для купания в Дзинтари, Майори, Меллужи и Асари, а в 1920 году правительство Латвии объединило все курортные поселки в единое целое под названием Rīgas Jūrmala (Рижское взморье) и в обиходе появилось всем нам хорошо знакомое слово Юрмала. К этому времени весь прибрежный район уже был густо застроен теми самыми чудными дачами, вдоль которых мы с таким удовольствием все это время гуляем. Уникальная деревянная архитектура конца XIX - начала XX века теперь является гордостью Юрмалы, а 414 зданий из 4000 здешних исторических построек включены в список памятников архитектуры.
Дом на улице Юрас.
Типичный деревянный дачный дом начала XX века
Отличительной особенностью местных деревянных дач являются башенки и резной декор
Гостиница Majori была построена в 1925 году в стиле историзма (архитектор А.Медлингер).
Изначально в гостинице было 100 комнат, а вокруг здания – парк с фонтанами.
Гостиница реконструирована в 1991 году.
Центральной частью Рижского взморья стал курортный поселок Майори, история которого начинается с того момента, когда в 1870 году управляющий местными землями (с 1674 по 1920 года вся эта территория принадлежала баронам фон Фиркс) ликвидировал поселок Вилдене и выделил этот участок под строительство дач. Дальнейший бурный расцвет Майори принято связывать с запущенной в 1877 году железной дорогой Рига-Туккум, но мне все же кажется, что главную роль здесь сыграл предприниматель Хорн. "В 1870 году он приобрел поросший мелкими сосенками участок, расположенный на перекрестке теперешних улиц Йомас и Омнибуса. К концу XIX века на участке появились гостиница, ресторан, кинотеатр, концертный зал и концертный сад на 2000 мест" (все постройки сгорели в 1913 году, Клуб "Юрмала").
Улица Йомас
и концертный сад на 2000 мест
Сад Хорна
Улица Йомас
Именно благодаря этому "островку культуры" Майори и стала наиболее оживленным торгово-развлекательным центром этих мест, а его главная улица Йомас со временем стала главной улицей объединенной Юрмалы. Сейчас она начинается возле юрмальской городской думы, минует железнодорожную станцию "Майори", и став пешеходной, доходит до улицы Турайдас. Вот как раз на ее пешеходный участок, протяженность которого чуть больше километра, мы, наконец, и пришли на променад.
Улица Йомас в наши дни
Ну, что же. Настоящая туристическая улица - рестораны, кафе, сувениры и фирменный магазин "Рижского бальзама". Назвать ее красивой я бы не решилась. Одно- и двухэтажные дома без затей перемежаются с интересными деревянными постройками старой Юрмалы. За редким исключением все в блеклых тонах и не первой свежести. Сначала мы даже подумали, что это какая-то не очень главная улица. Слишком уж не соответствовала она рассказам о том, как за последние годы похорошела Юрмала. Но нет! Самая что ни на есть главная... Даже немного грустно. И не потому что я ожидала увидеть здесь современные рестораны и отели. Вовсе нет. Просто хотелось большей ухоженности, единства архитектурного ансамбля, чтобы картинка радовала глаз, как это происходит на соседних улицах в районе дач... Тем не менее, значение этой улицы для жизни города так велико, что она даже имеет свой собственный праздник в конце первой недели июля. А что касается названия, то на латышском словом jomas называют волнистые дорожки на песке, которые остаются когда отступает море. По-моему, очень романтично...
Фирменный магазин Рижского бальзама
Магазины в исторических домах на улице Йомас
Художественная галерея на улице Йомас
Архитектура улицы Йомас
Отель и ресторан Baltā pūce
Пройдя улицу Йомас до самого конца, мы вышли к "самому большому глобусу в Латвии"(1970), который стоит на перекрестке с улицей Турайдас. Ничего особенного в этой медной штуке нет, но за долгие годы к нему так привыкли, что считают популярной местной достопримечательностью. Кстати, мы могли его и не увидеть. Целый год он был на очередной реставрации и вернулся на законное место незадолго до нашего приезда.
Знаменитый медный глобус и еще один участок улицы Йомас
От медного глобуса до знаменитого концертного зала "Дзинтари" оставалось всего метров 300, и мы было повернули в его сторону, но потом передумали и пошли обедать в приглянувшийся ресторан Alus Krodzins. Оказалось, выбрали отличное место. Вкусно, быстро, по адекватной цене и все это в типичном юрмальском интерьере еще и на стеклянной террасе с камином и котом.
Ресторан Alus Krodzins
Зал ресторана
Уютный кот возле камина был гвоздем программы
Вика, наконец, получила суп, а я очередную куриную грудку
Вид на улицу Йомас через окна застекленной террасы
Наш скромный обед
В интерьере ресторана было много разных коллекций. Это, например, старинные утюги
Туалет украшала коллекция кувшинов
и ночных горшков
Внешний вид ресторана со стороны улицы Йомас
Кстати, в 2015 году этот ресторан был отмечен несколькими престижными наградами
А еще ресторан Alus Krodzins постоянно получает награды
за лучший Рождественский, Пасхальный и всякий другой декор
Пока наслаждались отдыхом и едой выглянуло такое яркое солнце, что после обеда мы, не сговариваясь, передумали возвращаться в Ригу и опять пошли на берег. На сей раз кормить чаек, оставшимся от обеда хлеб. В результате получили массу удовольствия. Я бросала очередной кусок хлеба, а моя подруга профессиональной камерой снимала как десятки птиц бросались на него со всех сторон. Фотографии получились потрясающие, жаль показать не могу. Она мне их так и не прислала! Я тоже успела сделать несколько штук. С теми их, конечно, не сравнить, но имеем, что имеем!
Знаменитые балтийские мостки и жирные чайки
Скромный отчет о процессе кормления.
Лучше бы мы с подругой поменялись ролями.
Под ярким солнцем море выглядит особенно эффектно
Балтийский берег
Дорога на станцию
В Ригу мы вернулись ближе к вечеру и еще даже успели прогуляться по городу, но это уже совсем другая история... А что касается Юрмалы, то это была замечательная поездка, от которой мы получили все, что хотели - отличную погоду, красивое море, свежий балтийский воздух, яркие краски осенней природы, неспешную прогулку и новые впечатления! С удовольствием съездила бы туда еще не один раз!

Пять дней в Прибалтике:

1. Чудесно!Много не знала:) На Йомас- ничего особенного, особенно если сравнивать с променадом в роскошной литовской Паланге, куда мы часто ездили с семьёй. если бы не российские туристы там вообще ничего не было бы. Для местных- дорого.Baltā pūce- любимое место ночлега с чудесными домашними завтраками, если хозяйка не поменялась:) Ресторан с котом прикольный- не бывала:) местные и продвинутые туристы стремятся отдыхать на взморье подальше от Юрмалы( дальше всё то же море и пляжи, просто дома дальше от моря- в сосновом бору), но это только если не отдыхается в отелях, а хочется настоящего уединения.

1. Я девушка уже не пляжная, и если бы поехала туда отдыхать, то предпочла бы место где меньше туристов и больше природы. И жила бы, наверное, в частном доме или небольшой гостинице среди сосен.