вторник, 10 декабря 2019 г.

Пять дней в Прибалтике. День 1-й: "Осенний Вильнюс"


Как-то осенью мы с подругой поехали прогуляться по Прибалтике. Решили проведать Вильнюс с Ригой и попутно заглянуть в Юрмалу и Тракай. Погода обещала быть хорошей, набор городов вполне, поэтому праздновать мы начали уже в аэропорту.
Как правило, все мои путешествия начинаются в уютном аэропорту "Жуляны", который сразу настраивает на чудесный лад. Поездка начинается с традиционного кофе, первых фотографий и предвкушения чего-то замечательного. Но в это раннее утро мы стартовали из "Борисполя". Я его не очень люблю - слишком большой и многолюдный, но традиции нарушать не стала. Путешествие началось с "чашечки кофе с видом на самолеты". По-моему, очень романтично, особенно если добавить пару глоточков Beileys для создания особо праздничного настроения. 
Продолжили праздновать мы уже в самолете, поэтому к моменту приземления в вильнюсском аэропорту я была прекрасно готова к очередной встрече с ненавистной литовской таможней. После предыдущей поездки у меня о ней остались самые неприятные воспоминания (я писала в о  этом в предыдущих заметках о Литве). Но в этот раз все прошло на удивление быстро, и уже через пол часа мы загрузились в маршрутку, которая за одно евро доставила нас на Центральный автовокзал (время в пути ок. 20 минут). Осталось преодолеть 700 метров до отеля (я бы дала Нобелевскую премию тому, кто приделала колесики к чемодану) и на прогулку!
По натуре я консерватор, поэтому всегда останавливаюсь о одном и том же отеле, но в этой поездке я была не одна, и все решалось коллегиально. Выбор пал на небольшой симпатичный City Hotels Rudninkai, который расположен в буквальном смысле на краю Старого города. Одна из его стен является единственной сохранившейся частью средневековой городской стены (на фото ниже).
Номер нам достался на последнем этаже, а это значит я получила любимое мансардное окно с атмосферным видом на черепичные крыши и соседнюю церковь Всех Святых. После полубессонной ночи очень хотелось поваляться в номере, но труба звала в поход и, оставив чемоданы, мы пошли на встречу с прекрасным! 
Поскольку моя подруга приехала в Вильнюс впервые, вопрос, кто сегодня будет гидом, решился сам собой, и на правах "старожила" я повела ее по уже знакомому маршруту. Было ли мне интересно опять бродить по тем же улица? Безусловно - да! Даже в хорошо знакомых местах всегда можно найти что-то новое и интересное. А, кроме того, я еще не видела осенний Вильнюс! 
Прогулку по Старому городу мы начали от ворот Аушрос, которые прекрасно задают туристический вектор движения. А все потому, что прямо за ними начинается улица Aušros Vartų, которая плавно переходит в улицу Didžioji , а та, в свою очередь, в главную пешеходную улицу Pilies (Пилес). Так, сменяя друг друга, эти три улицы пересекают Старый город из конца в конец. Потеряться невозможно. Иди "по главной" и любуйся достопримечательностями, которых на этом маршруте великое множество - церкви, памятники, Ратуша, университет, музеи, магазины, рестораны, кафе.
Ворота Аушрос (лит. Aušros Vartai — «Ворота Зари», 1503-1522 гг) или О́страя бра́ма — это единственные из девяти ворот старого города, сохранившиеся до наших дней, и одновременно надвратная часовня, построенная в 1754 году специально для иконы Матери Божьей Остробрамской. Зайти в нее можно через довольно невзрачную дверь, расположенную в первом здании справа за воротами (при входе в город). Потом крутой подъем по лестнице, небольшой холл и вход в маленькую часовню, которая производит очень яркое впечатление. 
Очень светлая прямоугольная часовня состоит из лаконичного богато убранного алтаря с чудотворной иконой, огромного окна с видом на город и трех стен симметрично покрытых серебряными вотивными дарами верующих
Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской (о ней я написала отдельный подробный пост) относится к редкому типу изображений Богоматери без младенца на руках. Объясняется это тем, что на иконе Дева Мария изображена в момент Благовещения. Существует предположение, что ранее рядом с ней был нарисован архангел Гавриил, но позднее, по какай-то причине, икона была разделена на две части. В пользу этой версии свидетельствует хотя бы тот факт, что первоначально икона называлась Корсунской Благовещенской. Она написана темперой на дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, художником итальянской или голландской школы. С 1671 года фигура Богоматери была полностью закрыта позолоченным серебряным окладом; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. На голове две короны: барочная корона Царицы неба и рокайльная корона королевы Польши. В 1927 году на Кафедральной площади Вильнюса Остробрамской Богородице был торжественно присвоен титул Матери Милосердной. К этому дню ювелир К. Гожуховски и профессор И. Рутковски обновили оклад иконы и украсили его золотом и драгоценными камнями. 
По бокам от иконы расположены позолоченные скульптуры родителей Девы Марии -
Святой Анны и Святого Иоакима.
Когда мы поднялись в часовню, служба уже заканчивалась, и несколько минут спустя, когда все разошлись, мы смогли изучить все в деталях. Если честно, меня больше всего впечатлили воты, которых в часовне около 8 тысяч. Первый такой дар был принесён в 1702 году, а потом долгое время сюда приносили серебряные изображения частей человеческого тела, сердца, кресты и ордена, которые покупали в магазине религиозных реликвий рядом с воротами. Судя потому, что свободных мест на стенах уже больше нет, сейчас подарить часовне свою воту уже невозможно.
Спустившись из надвратной часовни, мы оказались в крытой галерее и прошли по ней в римско-католический костел Святой Терезы (первое упоминание - 1627 год). Созданный в XVIII веке барочный интерьер собора поражает своей вычурной пышностью. В быту этот стиль я не очень люблю, а вот в церквях такое убранство выглядит очень даже уместно. Кстати, алтарь этой церкви относится к "самым выдающимся по красоте и оригинальности алтарям Литвы". Хотя, такая роскошь плохо сочетается с философией самой Святой Терезы, которая всю жизнь боролась с излишествами и основала орден босых кармелиток.
Вдоволь насмотревшись на прекрасное и вечное, мы, наконец, оказались на залитой солнцем улице и пошли гулять вдоль красивых домов, памятников и витрин. Сворачивали в узкие улочки, заглядывали в очень художественные магазины и наслаждались счастливым ничегонеделанием. В результате за несколько часов моя подруга постепенно познакомилась с главными туристическими достопримечательностями Старого города - кафедральным собором, Ратушей, университетом, Бернардинским собором Святой Анны, памятниками еврейского квартала, городским сувенирным рынком, Пятницкой церковью, Башней Гедиминаса и многое чем другим. К тому же мы успели заглянуть в несколько очень стильных магазинов с изделиями местных мастеров. 
В здании справа расположен очень популярный ресторан MEDININKAI (Мядининкай)
Один из его залов - Винный погреб, относится к старейшим городским погребам. 
Витрина Музея янтарных скульптур (Aušros Vartų 11)
Итак, пройдя мимо Базилианских ворот (1761), Литовской национальной филармонии (1902) и барочного здания костела Святого Казимира (основан в XVII веке), мы пересекли треугольную Ратушную площадь и свернули на улицу Stiklių (Стекольщиков). Когда-то она была частью средневекового еврейского квартала, в котором размещалась Большая синагога (была разрушена во время войны), купеческие лавки, мастерские ремесленников и кипела бурная городская жизнь. Несмотря на то, что этот район очень пострадал во время второй мировой войны (здесь размещалось еврейское гетто), на местных улицах все же сохранились оригинальные средневековые дома. 
Улица Stiklių. Крайний слева - магазин "Льняные изделия" (Lino gaminiai)
Вид на  винный бар Notre Vie (Stiklių g. 10)
На той же улице Stiklių рядом с кондитерской Poniu Laime с ярким зеленым декором (в ней, говоря, можно попробовать лучшие десерты в городе), находится небольшая Galerija Elementai (Stiklių, 14) с дизайнерским текстилем и керамикой ручной работы. Очень стильные штучки и разряда "я бы такое купила!"
Кафе-кондитерская Poniu Laime (Stiklių g. 14)
Изделия ручной работы из Galerija Elementai 
"Я бы купила!"
В ассортименте были молочники, кружки, статуэтки... а вот тарелку я так и не нашла 
Литовская керамика всегда славилась своим креативом
А эти стильные шали-пледы чем-то напоминают продукцию бренда Missoni
Сделав круг по еврейскому кварталу, мы прошли через уютный сквер Konstantino Sirvydo и вернулись на улицу Didžioji в районе православной Пятницкой церкви (Храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы). Этот храм прежде всего известен тем, что Петр I крестил в нем арапа Ганнибала - дедушку Пушкина. А еще возле него традиционно работает городской рынок. Правда, в давние времена это был Рыбный базар, а теперь продаются очень качественные литовские сувениры - всевозможные деревянные аксессуары, льняные и вязаные изделия, керамика.
Hand made базар возле Пятницкой церкви
Сразу за базаром улица Didžioji переходит в основную туристическую улицу Пилес (Pilies), на которой расположено много сувенирных магазинов, ресторанов и кафе, а также мой любимый магазин керамики "Interios Keramikos Studija" и знаменитое шоколадное кафе-кондитерская "AJ šokoladas". О них я уже написала отдельные большие посты, так что сейчас покажу только пару фотографий. 
Пешеходно-туристическая улица Pilies (Замковая) - одна из самых старых улиц города (c 1530 года)
К
огда-то здесь шла дорога в княжеский дворец.
Кондитерская "AJ šokoladas" на улице Пилес, 8
Магазин авторской керамики "Interios Keramikos Studija" на улице Пилес, 14
Автор этой красивой керамики - Violeta Ganusauskienė
Яблоки всегда в тренде
Вот мы и добрались до противоположной части Старого города, чтобы посмотреть на Кафедральный собор со знаменитой иконой на одноименной площади и Башню Гедимина справа на горе. 
Парк около замковой горы. Из него начинается пеший подъем к Башне Гедиминаса
Осень
Кафедральный собор Святого Станислава и его главная икона Святого Казимира
Колокольня собора
- наиболее сохранившаяся башня оборонительной стены вильнюсских замков.
Её высота составляет 57 метров. 
Икона "Трехрукий Казимир" (1520) в серебряном окладе XVIII века и серебряные воты
Вид из парка на улицу Пилес и колокольню костела Святых Ионнов около Вильнюсского университета
Башня Гедиминаса с отличной обзорной площадкой
Осенние улицы Старого города
После Кафедрального собора мы отправились в сторону костела Святой Анны (1495), который справедливо считается шедевром кирпичной готики и одной из главных достопримечательностей литовской столицы. Самым значимым элементом этого храма является фасад, который отличается сложным рисунком из башен, арок и карнизов. А вот внутреннее убранство выглядит довольно просто. За красивым интерьером нужно отправляться в стоящий рядом костёл Святых Франциска Ассизского и Бернардина (Бернардинский костёл, XV век).
Этот архитектурный ансамбль состоит из готического собора Святой Анны (XV),
псевдоготической колокольни (XIX) и бернердинского собора (XV) 
 
 
 

Пора было отправляться то ли на обед, то ли на ужин, и я вспомнила о симпатичном ресторанчике национальной кухни Užupio kavinė (с 1995 года), который расположен сразу за мостом через Вильну на входе в знаменитую Заречанскую республику. Это в пяти минутах ходьбы от костёла Святой Анны мимо памятника Адаму Мицкевичу, который стоит в одноименном сквере. Вообще, это один из моих самых любимых уголков Вильнюса. Четыре красивых собора в совершенно разных стилях (Св. Анны, Бернардиинский, Святого Михаила и Успенский), зелень сквера и потрясающие виды на реку Вильня, которая делает в этом месте резкий поворот.
Ужупис – республика художников, имеющая свой гимн, конституцию, президента, епископа,
два костела, кладбище, семь мостов и стоящего на центральной площади ангела.
Памятник "Русалочка"
Расположение этого ресторана накладывает отпечаток на всю его жизнь, ведь Ужупис (Заречанская республика) славится своей творческой атмосферой и духом свободы. То же самое можно сказать и об Užupio kavinė, который давно облюбовала местная богема. Само здание смотрится тоже максимально художественно, со следами всех двухсот лет его бурной истории (здесь успела побывать пекарня, дом и лавка мясника, советские "художественные мастерские" и ресторан). Внутри ресторан выглядит очень тепло и уютно. Много дерева, картины на стенах, а еще есть просторные открытые террасы над рекой очень вкусная литовская кухня.
Ресторан Užupio kavinė выглядит под стать Заречанской республике
Цеппелины - огромные клёцки из сырого тёртого картофеля с начинкой из мясного фарша.
Они подаются со сметаной и поджаркой из сала, а названы в честь схожих по форме дирижаблей Zeppelin
В ресторане было так по-домашнему комфортно, что мы и не заметили, как начало вечереть а значит пора было возвращаться в отель. Это почти через весь Старый город, так что посмотрим еще и на вечерний Вильнюс. Я это очень люблю!
Ресторан Užupio kavinė с летней террасой
Поздно вечером мы еще заглянули в фирменный магазин знаменитого литовского сыра «DŽIUGAS», в котором оказалось небольшое кафе с традиционной выпечкой и оригинальными десертами на основе этого же сыра. Даже "наполеон"! Вкус был очень специфический, но приятный. По крайней мере для тех, кто любит сыр!
Теперь уже точно "домой". Как ни странно, несмотря на бесконечность этого дня, усталости почему-то не было, и мы пошли в отель по очень большому кругу. 
 
Наш отель и ночной вид из окна

2 комментария:

  1. Вы замечательный гид! Не счесть сколько раз бывала в Вильнюсе, а много нового узнала:) Керамика у них точно креативная необычайно:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Еще раз спасибо за отзыв. Очень люблю описывать свои походы, потому что в это время еще раз прохожу теми же маршрутами. Своеобразная медитация получается.

      Удалить