четверг, 6 февраля 2020 г.

Пять дней в Прибалтике. День 5-й: "Еще немного осенней Риги"

Как же быстро летит время на отдыхе! Кажется, только приехали, а завтра уже домой. Хотя, грех жаловаться, за последние четыре дня мы много чего успели: с удовольствием побродили по старому Вильнюсу; совершенно неожиданно обошли на яхте Островной замок в Тракае; потом переехали в Ригу и после чудесной прогулки поужинали в аутентичном ресторане Rozengrāls; а вчера целый день дышали целебным воздухом на Рижском взморье. Одним словом, получили массу ярких положительных эмоций, да еще и с погодой повезло! Уверена, что и сегодняшний день будет ничуть не хуже! Еще немного погуляем по Риге, полюбуемся красивыми фасадами, поднимемся на смотровую площадку, найдем знаменитый "дом Плейшнера" из "17 мгновений весны", проведаем несколько художественных магазинов в поисках "чего-нибудь на память" и обязательно купим по бутылочке знаменитого Рижского бальзама для оставшихся дома друзей.
Утро. Через шторы пробивается по-весеннему яркое солнце. Не распахнуть настежь окна просто невозможно. Распахнула и сразу об этом пожалела. Вид, конечно, замечательный, но за ночь так похолодало, что захотелось залезть под одеяло и "а ну их эти достопримечательности". Ситуацию спас дополнительный свитер и устойчивое стремление к культурному росту.
Вид из окна нашего номера. На фотографии слева церковь Святого Петра
И вот, как ни забавно это звучит, мы идем по улице Грешников (Grēcinieku iela, 328 метров) в сторону церкви, которую я только что фотографировала из окна. От нашего отеля до нее метров 200, так что по дороге я успею немного рассказать об улице с таким колоритным названием.
Когда-то здесь проходила дорога к рижской гавани, а в XVI веке стали селиться богатые и знатные горожане. Именем одного из них - члена магистрата Зундера, улицу со временем и назвали. По-немецки это звучало как Sunderstraße, что на русский не совсем корректно перевели как "Грешная улица". Вот так все местные богачи поневоле превратились в "грешников", которые в качестве утешения жили в очень красивых престижных домах. Обо всех рассказывать не буду, скажу только, что наш отель (дом №28) был доходным домом, построенным в XVII-XVIII веках, а в доме под номером 17/19 располагалась контора Товарищества «М. С. Кузнецов» (филиал знаменитой Дулевской фабрики фарфора).
Наш отель  Garden Palace
Но самый известный из здешних домов  - №18, стоит на углу улиц Grēcinieku и Kungu. В нем с 1695 года располагалась старейшая рижская аптека, в которой, согласно легенде, в 1762 году местный аптекарь Абрахам Кунце изобрёл знаменитый Рижский бальзам.
Своё нынешнее название дом получил по имени семейства Менцендорф, владевшего зданием с 1884 по 1939 год. С 1992 года в Доме Менцендорфа (Mencendorfa nams) размещается филиал музея истории Риги и мореходства (Rīdzinieku māja-muzejs). В нем очень достоверно воссоздан интерьер жилища зажиточного горожанина XVIII века и тщательно отреставрированы уникальные росписи стен и потолков. Одна из экспозиций посвящена изобретению Рижского бальзама, а еще, в память о стекольщике Йиргене Хельме, построившем этот дом в XVII веке, здесь расположена стекольная мастерская, где можно понаблюдать за процессом работы художников.
Улица Грешников (Grēcinieku iela, 328 метров). Белое здание на углу -  Дом Менцендорфа
Одна из комнат Музея истории Риги и мореходства (Rīdzinieku māja-muzejs) в Доме Менцендорфа
Уникальные росписи стен и потолков в Доме Менцендорфа
Вот мы и подошли церкови Святого Петра (Svētā Pētera baznīca), которая является древнейшим культовым учреждением города впервые упомянутым в 1209 году. Высота ее башни (до 1985 года самое высокое сооружение латвийской столицы) составляет 123,5 метра, а изящный силуэт башенного шпиля (64,5 м) давно стал одним из главных символов Риги.
Первые рижские часы (1352 год) с одной стрелкой и оригинальной цифрой "4" на циферблате
Во время реставрации 1973 года на башне были оборудованы две смотровые площадки с лифтом
 (входной билет - 9 евро, с 10:00 до 18:00)
Смотровые площадки расположена на высоте 57 и 71 метр,
с них открывается потрясающий вид на Старый город.
Чудесный вид на Даугаву, Дом Черноголовых, улицу грешников и наш отель
А здесь виден Центральный рынок и телебашня,
ставшая в 1985 года самым высоким сооружением города
Самый красивый вид на Старый город со средневековыми домами и Домским собором
Шпили самых старых церквей Риги (Домский собор, церковь Святого Иоанна, собор Святого Иакова и церковь Святого Петра) традиционно украшают петушки-флюгеры. Древнейший из них уже 500 лет сидит на шпиле церкви Святого Иоанна, а самый большой (высота – 1 метр 53 см, длина – больше двух метров, а вес – 158 килограммов) впервые украсил церковь Святого Петра в 1491 году. С тех пор на этом месте сменилось уже семь его собратьев. Последний был установлен вместе с новым шпилем в 1973 году, а предыдущий отреставрирован и размещен около лифта на башню. Принято считать, что все петухи на рижских церквях были покрашены в два цвета - черный и золотой. Каждый из этих цветов означал определенное направление ветра. Когда ветер дул с моря, птица поворачивалась к городу золотым боком, показывая купцам, что корабли с товаром смогут зайти в бухту. Если же ветер дул с суши, то петушок поворачивался чёрной стороной, а значит путь в бухту был закрыт. "На самом деле черной краской бок петушка покрыла сама природа. При реставрации выяснилось, что петух был полностью покрыт позолотой, но один бок, который поворачивался к городу в ненастье, почернел под воздействием морского ветра" (http://taina-lv.blogspot.com).
Петушок на пенсии
Что касается самой церкви, то изначально она строилась на народные пожертвования и считалась главным культовым зданием рижских бюргеров. Возводился храм в характерном для Северной Европы сдержанно-готическом стиле, а свой барочный фасад с тремя богато декорированными порталами приобрел уже в XVII веке. Тогда же перестроенная башня впервые обзавелась шпилем в его современном виде. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало и было восстановлено только в конце XX века, но от внутреннего убранства практически ничего не сохранилось. Сейчас в храме проходят регулярные службы, а также открыт выставочный зал для сменных экспозиций.

Осмотрев экспонаты размещенной в боковых нефах выставки, мы вышли из церкви и отправились изучать ее окрестности. Понаблюдали как местный "Геракл" ворочал огромные камни (они оказались бутафорскими), попрыгали возле "Памятника Бременским музыкантам", безрезультатно пытая дотянуться до петуха (говорят это приносит счастье), заглянули во Двор Яниса (Jāņa sēta), прошлись по небольшому местному вернисажу, сфотографировали церковь Святого Иоанна, Конвент Экка и десяток красивых домов, а потом, с чувством выполненного долга, пошли пить кофе в очень симпатичное кафе Crumble Cake (Jāņa iela 14).
 Вид на церковь Святого Иоанна (Svētā Jāņa baznīca, Skārņu iela 24)
Skārņu iela (229 метров) впервые была упомянута в 1408 году.
Крайний дом справа - Конвент Экка (Ekes Konvents) - памятник архитектуры XV-XVIII вв,
Первоначально - средневековый приют для вдов,  сейчас - гостиница и ресторан «Felicita»
Jāņa sēta (Двор Яниса) - часть старого города XIII века
На первом этаже этого дома расположен бар Runcis (Jāņa sēta, 1).
Говорят, хорошее пиво, вкусная еда, умеренные цены
Изделия местных мастеров
«Памятник Бременским музыкантам» (1990) - подарок города-побратима Бремена
Кафе Crumble Cake (Jāņa iela 14)
Декор уютного кафе Crumble Cake (Jāņa iela 14)
Не знаю как рижанам, но туристам гулять по Старому городу - одно удовольствие. Куда не посмотришь - шпили соборов, целые улицы красивых зданий, интересные музеи, уютные кафе и все это в шаговой доступности друг от друга. Недаром еще в 1983 году центральная часть Риги была объявлена городом-памятником, а в 1997 году - вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С тех пор город еще больше похорошел. Были отреставрированы и восстановлены знаковые исторические объекты, открылись новые музеи. Я уже не говорю о многочисленных магазинчиках, барах и ресторанах разных форматов. Короче говоря, настоящий туристический рай. К его издержкам могу отнести только изрядно докучающих гидов. Понимаю, что это их хлеб, но все же немного раздражало.
Фотографии из серии "И мы были здесь!"
Мы пока прекрасно обходились без гида (запутаться в Старом городе просто нереально, а матчасть была почерпнута из интернета) и, выпив кофе, отправились в сторону "Блюменштрассе". А для разнообразия решили пойти немного в обход - через историческую  улицу Ма́рсталю (Mārstaļu iela), проложенную еще в XIII веке. Конечно, никаких следов того времени здесь давно не осталось, зато прекрасно представлена застройка XVI-XVIII веков. Особенно эффектно смотрелся дом Рейтерна (№ 2/4) в барочном декоре. Но ему сам Бог велел. Все-таки памятник архитектуры XVII века. Кстати, в 1910 году английские дизайнеры иллюстрированных открыток провели конкурс на самые живописные объекты Риги. Победили три здания: одним из них был именно этот дом.
Дом Рейтерна в барочном декоре, а ужасная гитара - это реклама расположенного в нем Rock cafe
Жилой дом XVI века (Mārstaļu iela,8)
Местные жители
Вот мы и добрались до главной "киношной" улицы Jauniela (Новая улица), которая ведет к Домскому собору и знакома любителям советских фильмов как "Блюменштрассе" и "Бейкер-стрит". Поскольку в те времена все "зарубежье", как правило, снималось в городах Прибалтики, то в зависимости от сценария их улицы успешно становились Англией, Швейцарией или Германией. Причем, благодаря искусству операторов, такая фотогеничная улица, как Яуниела, могла органично выглядеть истинно-английской в "Приключения Шерлока Хомса" и типично-швейцарской  в фильме "17 мгновений весны".
Бейкер-стрит из фильма "Приключения Шерлока Хомса и доктора Ватсона"
Блюменштрассе из фильма "17 мгновений весны"
"Цветочная, дом номер 9, окно во втором этаже, слева от парадного.
Вы подниметесь в квартиру только в том случае, если в окне не будет цветка. Цветок - это провал".
Сейчас в этом здании с великолепным порталом размещен Neiburgs Hotel (Jauniela 25/27)
Честно говоря, даже если бы на этой небольшой (длина 222 метра) уютной улочке не сняли ни одного известного фильма, сюда стоило бы прийти, чтобы просто посидеть в живописной атмосфере за чашкой кофе или прогуляться мимо ее красивых домов. Один крошечный дом №22 и веселый фасад ресторана "1221" чего стоят!
Улица Jauniela (Новая улица)
Дом по адресу Jauniela,22
Ресторан "1221" (Jauniela, 16)
Насмотревшись на красивые здания, мы, наконец, поняли, что пора отправляться на обед. Поскольку с ресторанами и кафе в районе Домской площади всё в полном порядке, нам осталось только сделать правильный выбор. Я предлагала пивной ресторан S. Breving, но моя подруга настояла на более практичном LIDO Alus sēta, который располагался в соседнем здании. Почему практичном? Да потому что большие порции; домашняя сытная и, если верить рекламе, натуральная кухня; довольно большой ассортимент; приятно низкая цена и хороший интерьер. Короче говоря, место для туристов очень подходящее, если есть свободные места! Но нам повезло, мы не просто нашли место, а еще и разместились за большим круглым столом у окна. Сколько заплатили, если честно, не помню, но наелись на два дня вперед!
Бар-ресторан S. Breving (Tirgoņu 4)
Моя подруга явно проголодалась!
Барная стойка в первом зале ресторана LIDO Alus sēta (Tirgoņu 6)
 Интерьер сетевого ресторана LIDO Alus sēta (Tirgoņu 6)
После такого сытного обеда просто необходимо было растрясти полученные калории, и мы опять отправились бродить по уже знакомым улицам Старого города.
Средневековая Rozena iela и "страж" у входа в аутентичный ресторан Розенграль (Рижский винный погреб )
"Дом с черными котами" (Kaķu nams, 1909 год, поздний модерн, арх. Шеффель) на Meistaru iela 10/12
Рижские порталы
На крайней левой фотографии - портал "Дома с черными котами"
Вход обрамлён цветочным декором. Над ним изображение крылатого женского маскарона
Декоративные элементы зданий
Ресторан "Голубая корова" (Zilā Govs) на Meistaru iela 21
Вид на Городской канал
Бродили до вечера, а когда стало темнеть, решили, наконец, пройтись по магазинам. Мне было интересно посмотреть на местные изделия ручной работы, а Вика хотела купить что-нибудь к предстоящему хэллоуину.
Вид на Старый город с площади Ливов
Начали мы с торгового центра Galerija Centrs («Галерея Центр», Audēju iela 16). Прогулялись по его новой стеклянной части (пристроена к историческому зданию универмага в 2006 году), заглянули в несколько магазинов, нашли нужные "ушки-крылышки", изучили ассортимент местного супермаркета «RIMI» (это всегда интересно) и выпили по чашечке кофе в кафе SALA на нижнем этаже.
Вид на улицу А́удею (Audēju iela, Ткацкая улица) из Galerija Centrs
Прогулка по торговому центру Galerija Centrs
Кафе SALA в Galerija Centrs
После торгового центра настала моя очередь, и мы пошли в потрясающий магазин Latvju lietas (Audēju iela 6), который несколько лет назад открыла мастер по изготовлению этнографических кукол - Иева Даболине. Чем уникален этот магазин?! Прежде всего своей уютной домашней атмосферой и потрясающим ассортиментом, который, кажется, отражает все виды национальных ремесел. Здесь звучит латышская музыка, вкусно пахнет травами, а на полках разложены традиционные вязаные изделия льняные скатерти, янтарь и много оригинальных изделий из дерева, кожи, фетра и металла. И, к счастью, продаются красивые керамические тарелки ручной работы. Как раз для моей коллекции!
Потрясающий магазин национальных товаров ручной работы Latvju lietas (Audēju iela 6)
В магазине Latvju lietas (Audēju iela 6) можно найти очень много замечательных вещиц!
Прибалтика славится очень качественными изделиями из дерева
Знаменитые латышские варежки, символический узор которых никогда не повторяется
Хозяйка магазина - мастер по изготовлению этнографических кукол Иева Даболине
Теперь осталось сходить на экскурсию в фирменный магазин "Черного рижского бальзама" (Latvijas balzams veikals, Šķūņu iela 16). Купить мы его не сможем, поскольку такой литраж перевозить в ручной клади невозможно, но не посмотреть на знаменитые керамические бутылки, которые, наряду со шпротами, всегда были одним из самых желанных рижских сувениров, мы просто не могли. Ну, со шпротами все понятно. А чем же так знаменит черный Рижский бальзам? Прежде всего это крепкий биттер (горькая настойка) с насыщенно-горьковатым вкусом, в состав которого входит 24 ингредиента. Он выпускается в цилиндрических "керамических бутылках, которые защищают содержимое от солнечных лучей и от резкого перепада температур. Употребляют его либо в чистом виде, либо как дополнение к чаю, кофе, мороженому или коктейлю, а можно и по первоначальному назначению - в качестве лекарства" (по материалам Википедии).
Кроме всего прочего "Черный рижский бальзам" является одним из самых известный в мире латвийских брендов и одним из старейших биттеров Европы - документы содержащие его рецептуру датированы 1762 годом. Изобретателем рижского "чудо-бальзама" считается аптекарь Абрахам Кунце, но в нынешнем составе он известен с 1847 года. Во время Второй мировой войны старинный рецепт был утерян, но в 1950-х годах восстановлен благодаря сохранившимся образцам. Сейчас его производством занимается компания  Latvijas balzams - («Латвийский бальзам»), которая не только чтит традиции, но и работает над расширением ассортимента. Кроме хорошо знакомого "классического черного" на полках фирменного магазина мы увидели несколько новых вариантов - со вкусом вишни, эспрессо, смородины. Позаботились они и о туристах, которые летают на лоукоста - выпустили маленькие бутылочки по 50 грамм. Так же как и большие бутылки их возможно купить в подарочной упаковке.
Фирменный магазин "Черного рижского бальзама" (Latvijas balzams veikals, Šķūņu iela 16)
"Черный рижский бальзам" (Latvijas balzams)
Уже совсем стемнело. Подходил к концу очередной чудесный день, а с ним и вся наша поездка. Как ни грустно, но завтра - домой! А сейчас - по самой длинной дороге пойдем искать сувениры!
Вечером возле церкви Святого Петра
Сувенирный магазин Love Riga (Audēju iela 5)
Витрины магазина янтаря Amber Line (Šķūņu iela 6)
Богатство Балтийского моря. Магазин Amber Line (Šķūņu iela 6)
Сувенирный магазин на Kaļķu iela 6-14
Лен, керамика и (почему-то) голландские тюльпаны
Современная латышская керамика
Национальные латышские символы в деревянном исполнении
Достойных сувениров в Риге очень много, но мой №1 - это керамические домики
Сувениры в национальных цветах
Отличные сувенирные коробки конфет
Очень хотелось купить шпроты, но не подошел литраж. Взяла палочки-зажимы для пакетов! (слева)
Моделями для керамических домиков стали средневековые рижские дома
На следующее утро мы на автобусе Lux Express вернулись в Вильнюс и улетели в Киев.
А по дороге, несмотря на строгий запрет, все же добавили Рижский бальзам в стаканчики с кофе...
А вот и сувениры из Латвии и Литвы!
Подарки для друзей
А еще со мной из Риги приехал этот очаровательный олень.
Это первый брелок, который не отправился в коллекцию, а работает по назначению и всегда со мной!

Чудесная получилась поездка!
Столько впечатлений и компания замечательная! А это очень важно!