Над единственными сохранившимися воротами в старый Вильнюс, которые называются Aušros Vartai (буквально «Ворота Зари») или "Острая Брама", расположена небольшая часовня, выстроенная специально для иконы Матери Божьей Остробрамской.
Кто и в каком году написал эту икону доподлинно не известно, но поскольку она является одной из наиболее почитаемых святынь католической и православной веры, с ее появлением в городе Вильно (Вильнюс) связано очень много противоречивых версий и легенд. Прежде всего это касается времени и способа ее появления. По одному из преданий 14 апреля 1431 года икона чудесным образом сама появилась на "Острых вратах". Версия, конечно, интересная, но, к сожалению, не имеющая под собой никаких письменных подтверждений. Следующая история связывает эту икону с правившим в XV веке Великим литовским князем Альгирдасом. То ли ему подарил эту икону византийский император Иоанн Палеолог, то ли он сам привез ее в подарок своей жене Марии, но точно известно, что прибыла она из далекого Херсонеса Таврического (ранее Корсунь, Крым), была подарена во вновь построенный Свято-Троицкий монастырь и называлась Корсунской Благовещенской по имени города, из которого была привезена. В самом начале XVI века, после того как рядом с Троицким монастырем были построены городские укрепления с новыми каменными воротами и небольшой часовней над ними, монахи перенесли икону на внешнюю сторону часовни лицом к входящим в город. Таким образом она защищала город от неприятеля и благословляла всех тех, кто входил в него с добрыми намерениями.
В 1596 году была объявлена церковная уния и Свято-Троицкий монастырь вместе с Остробрамной иконой отошёл униатам, а после основания рядом с Воротами монастыря и костела Святой Терезы (XVII в.) икона досталась босоногим кармелитам (1624 г).
В 1655 году началась русско-польская война. Чтобы спасти икону от уничтожения (?) кармелиты отправили ее в Кенигсберг, но по дороге она пропала. Долгие поиски оказались безрезультатными, но в 1661 году она чудесным образом появилась в городе сама... Казалось бы все красиво и логично, но есть в этой истории своя ложка дегтя — ни в одном из ранних трудов посвященных изучению польских и литовских чудотворных икон периода до XVII века почему-то нет упоминаний об Остробрамской Богородице, а потому многие исследователи приходят к выводу, что легендарная икона была написана только в начале XVII века... хотя эту версию легко опровергает само состояние (возраст дерева и краски) древней святыни.
Как бы то ни было, но в 1661 году старая или только что написанная икона Девы Марии оказалась в Вильно, и все те же монахи кармелиты в 1671 году соорудили для нее деревянную надвратную часовню, которая первый раз горела в 1706 году, а потом сгорела дотла в 1715. Как после этого было не поверить в чудесную силу Остробрамской иконы, если обо раза огонь остановился как раз возле лика святой. Следующую каменную часовню над городскими воротами построили только через тридцать лет, а все это время икона опять гостила в соседнем костеле Святой Терезы. К сожалению, барочная часовня архитектора Пьетро де Росси тоже не сохранилась. В 1812 году она была разграблена наполеоновскими солдатами. Современный классический вид надвратная часовня приобрела в результате реконструкции 1828-1830 годов под руководством архитектора Кароля Подчашинского.
В то же время была реконструирована крытая галерея с лестницей, соединяющая часовню с костелом Святой Терезы и отреставрирована пострадавшая от французского нашествия икона. Ее обновление было поручено польскому художнику К. Русецкому, который подошел к работе весьма творчески. Нынешний вид скрещённых ладоней Богоматери является результатом именно этих обновлений.
Чудотворный образ Матери Божьей Остробрамской относится к редкому типу изображений Богоматери без младенца на руках. Объясняется это тем, что на иконе Дева Мария изображена в момент Благовещения. Существует предположение, что ранее рядом с ней был нарисован архангел Гавриил, но позднее, по какай-то причине, икона была разделена на две части. В пользу этой версии свидетельствует хотя бы тот факт, что первоначально икона называлась Корсунской Благовещенской. Она написана темперой на дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, художником итальянской или голландской школы. С 1671 года фигура Богоматери была полностью закрыта позолоченным серебряным окладом; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. На голове две короны: барочная корона Царицы неба и рокайльная корона королевы Польши. В 1927 году на Кафедральной площади Вильнюса Остробрамской Богородице был торжественно присвоен титул Матери Милосердной. К этому дню ювелир К. Гожуховски и профессор И. Рутковски обновили оклад иконы и украсили его золотом и драгоценными камнями. День памяти иконы в католической церкви — 16 ноября, в православной — 26 декабря (8 января новый стиль).
По бокам от иконы расположены позолоченные скульптуры родителей Девы Марии — Святой Анны и Святого Иоакима, а на потолке часовни изображены картины Завета и священный ковчег.
Стены часовни симметрично покрыты серебряными вотивными дарами верующих — сердцами, крестами, орденами, медалями, изображениями частей человеческого тела, получивших исцеление после молитвы. Первый такой дар был принесён в 1702 году, а сейчас их в часовне около 8 тысяч. Раньше такие воты можно было приобрести в магазине религиозных реликвий возле Острых Ворот.
Часть фотографий взяты из различных источников в интернете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий