воскресенье, 14 июля 2019 г.

Кёльн: "Кёльнский собор и этим все сказано!" (Kölner Dom, Германия)


Само собой разумеется, одной из главных целей моего приезда в Кёльн был знаменитый Кёльнский собор. Всегда хотела увидеть это чудо своими глазами! Почему-то представляла его величественно стоящим на огромной площади. Такой неприступный, суровый, с высокими готическими башнями на фоне бездонного неба... но все оказалось с точностью до наоборот. За те три дня, что я прожила в 50 метрах от входа в Kölner Dom, когда ложилась и просыпалась с видом на его знаменитые башни и могла по-соседски заглянуть в него "чтобы еще раз...", Кёльнский собор стал мне просто родным. Может быть это звучит слишком самонадеянно, но, наверное, такое чувство возникает не только у меня. Вокруг него днем и ночью кипит какая-то жизнь - одни отдыхают на ступеньках или митингуют на площади перед входом, другие замирают перед фасадом обалдевшие от первого впечатления или падают на землю, пытаясь сфотографировать друг друга "на фоне во весь рост", кто-то спешит на богослужение,  а кто-то "просто, чтобы еще раз увидеть". А увидеть хочется еще и еще раз! Тем более что вход бесплатный, очередей нет. Внутри все очень демократично, только иногда полностью или частично закрываются определенные зоны на время молитвы.
От привокзальной площади к Кёльнскому собору ведет широкая лестница.
На фото виден боковой вход в собор и его Сокровищницу.
Такой вид на собор открывается из центрального зала вокзала. И, поверьте, это очень впечатляет!
Веселая процессия на площади перед собором
Площадь перед собором
Вид из моего окна в разное время суток

Если коротко, то Кёльнский собор или Kölner Dom - это римско-католический готический храм, занимающий третье место в списке самых высоких церквей мира (после соборов в Ульме, Германия и Ямусукру, Кот-д' Вуар), самая высокая в мире церковь с двумя одинаковыми башнями (высота 157,14 метра), а с 1880 по 1884 год - самое высокое здание мира. Но, как говорится, не высотой единой...
Не буду утомлять перечислением всех церквей и часовен, которые за многие века были построены и разрушены на месте нынешнего Kölner Dom, скажу только, что это место внутри кольца монастырей «священного Кёльна» еще с римских времен являлось религиозным центром христианской общины. История же самого Кёльнского собора началась 15 августа 1248 года, когда местный архиепископ Конрад фон Гохштаден заложил в его основание первый камень. Так стартовал один из самых знаменитых европейских долгостроев, который с учетом трехвекового перерыва растянулся на целых 632 года - с 1248 по 1880 год.
Кёльнский собор фото http://myworldtrip.ru/
Образцом для строительстве Кёльнского собора послужили входившие в это время в моду во Франции гигантские готические храмы призванные вызвать "благоговейный трепет у каждого в него входящего" (в частности, Амьенский собор и Сент-Шапель, Париж). Но один из самых богатых и могущественных городов Священной Римской империи, обладатель Раки трех волхвов - амбициозный Кёльн не мог довольствоваться простой копией французского собора. Своими масштабами, величием и красотой Kölner Dom должен был затмить все доселе существовавшие церкви на Земле.
Собор Амьенской богоматери, Амьен (Франция)
Сент-Шапель, Париж (Франция) фото http://www.sainte-chapelle.fr
Первые 70 лет ушли на сооружение хоров по чертежам первого архитектора собора Герхарда фон Риле. В 1322 году после окончания внутренней отделки хоры освятили, а остатки предыдущей каролингской церкви, которую до той поры использовали для богослужений, окончательно снесли. Так же в XIV веке были возведены южные нефы и второй этаж Южной башни, отлиты самые старые колокола собора - Ангелус и Вандлунгс (1322). В XV веке завершено строительство ее третьего этажа, установлены колокола «Претиоза» (1448) и «Специоза» (1449). Началось возведение северных боковых нефов. Но уже к началу 1560 года финансирование проекта было приостановлено, и строительство прекратились. Почему это произошло? Во-первых, потому что его так долго строили, что готический стиль уже начал выходить из моды, а, во-вторых и главных, это деньги. В Германии во всю набирала ход Реформация, количество паломников резко снизилось, а с ними сократились и денежные потоки. Лютеране боролись с роскошью уже существующих храмов, где уж тут было вкладывать деньги в строительство новых.
Когда первый средневековый этап строительства был окончательно завершен, стены Северной башни едва доходили до 5 метров, тогда как Южная уже была построена на треть своей нынешней высоты (56 метров). Часть сооружения была полностью закончена, часть едва накрыта кровлей, а все остальное напоминало руины. Тем не менее, хоры уже стояли и были освящены, поэтому служба в соборе не прекращалась.
В течение следующих трех веков здание стояло в недостроенном виде и к началу XIX века представляло собой довольно плачевное зрелище. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. После того, как французские войска, изгнав из собора духовенство, превратили его в фуражный склад (1796), жители Кёльна вдруг прозрели и загорелись желанием покончить с долгостроем. Среди первых инициаторов возобновления строительства были историк искусства Сульпиз Буассере и архитектор Георг Моллер, которые приложили максимум усилий к поискам средневековых чертежей и в 1814-1816 годах обнаружили часть оригинального проекта обеих башен и фасада. Всего было найдено 20 пергаментов 1370 года, которые в склеенном виде составляли 4,05 м в высоту.
На фотографиях слева направо: 
Окончание строительства собора, 1880 год.
Средневековый план 1330 года найденный Буассере и Моллером.
Архиепископ Ра́йнальд фон Да́ссель, который привез мощи трех волхвов из Милана, и художник Николаус фон Верден, который создал знаменитый реликварий.
Работы возобновились 4 сентября 1842 года, когда король Пруссии Фридрих Вильгельм IV заложил в основание одной из башен очередной первый камень и взял на себя часть расходов на этот весьма дорогостоящий проект (1,82 млрд евро на 2019 год). Остальные 60% добавили горожане Кёльна, создав Центральное общество по строительству собора (Zentral-Dombau-Verein zu Köln von 1842). Оно, кстати, финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрационные работы то сей день. Например, в 1906 году именно Центральное общество субсидировало ремонтные работы после обрушения одной из 24 декоративных башенок, которые украшают главные башни собора.
Кёльнский собор в период с 1880 по 1900 год
По указанию короля собор должен был максимально соответствовать первоначальному проекту. С башнями все оказалось довольно просто - они были достроены по найденным средневековым чертежам, а вот с фасадом пришлось изрядно повозиться. Его проект разработал известный немецкий мастер церковной архитектуры Эрнст Фридрих Цвирнер. Он досконально изучил идеи своих предшественников и воплотил их с таким высоким мастерством, что в результате Kölner Dom действительно выглядит единым целым. Даже искусствоведы, которым обычно очень трудно угодить, называют его "идеальным собором" за редкую гармонию и сбалансированность дизайна. А если говорить конкретно о фасаде, то своей красотой он не только не уступает, но в чем-то даже превосходит фасады "оригинальных" средневековых церквей.
В центре Главного портала - скульптура Девы Марии с Иисусом, символизирующая связь между Ветхим заветом (левый, северный портал) и Новым заветом (правый, южный портал). Её окружают фигуры Петра - святого, которому посвящен собор, и трех волхвов, чьи драгоценные мощи хранятся в его стенах.
Что бросается в глаза, так это цвет скульптур на фасаде - он колеблется от почти белого (недавно обновленные статуи) до видавшего виды темно-серого (статуи, которые простояли не один десяток лет).
Фрагмент Главного портала
Статуи Главного портала (левая сторона).
Статуи Главного портала (правая сторона)
Ручка двери Главного портала
Фрагмент двери Главного портала
Фрагмент двери главного портала
15 октября 1880 года на вершине Южной башни был уложен последний камень, и сооружение собора было торжественно завершено... но впереди был еще огромный объем работ по внутренней отделке гигантского помещения площадью 8,5 тысяч м². И творческая команда мастерски справилась с этой задачей! Витражи, лепнина, массивные колоны, арки, мозаики, скульптуры, гобелены, алтари, капеллы, галереи, окружающие главный алтарь часовни, полы из серого рейнского камня - все выглядит так гармонично, что, если бы не всем известная история строительства собора, вряд ли бы кто-то усомнился в подлинности его средневекового происхождения.
Вид на центральный неф собора со стороны Главного алтаря
Гобелены Питера Пауля Руьенса  украшают колонны главного нефа (левая сторона)
Циклы «Триумф Евхаристии», «Триумф веры, мудрости, науки и природы» и «Триумф Церкви».
Гобелены были изготовлены на Брюссельской мануфактуре Франса ван дер Хеке.
Кельнскому собору их подарил князь-епископ Страсбурга Франц Эгон фон Фюрстенберг 
Гобелены Питера Пауля Руьенса  (главный неф, правая сторона)
Эскизы для гобеленов в стиле барокко были выполнены Рубенсом по просьбе эрцгерцогини Изабеллы и
предназначались для монастыря кармелиток в Мадриде.
Большую часть года они хранятся на складе, но мне повезло!!!
Во время Второй мировой войны Кёльнский собор устоял благодаря тому, что служил летчикам географическим ориентиром. Правда, совсем без потерь не обошлось. Была разрушена опора одной из башен, уничтожен орган и многие витражи XIX века, а вот все средневековые раритеты, к счастью, удалось спасти. Работы по реставрации здания начались сразу после окончания войны, и в 1948 году к своему 700-летию собор вновь зажил полноценной жизнью.
Кёльнский собор после бомбардировок Второй мировой войны
Высокий кафедральный собор Святого Петра и Марии, а именно так полностью называется Кёльнский собор, знаменит не только своими гигантскими размерами, но и бесценными реликвиями Средних веков, главной из которых является Рака трех королей. Самый большой реликварий в мире шедевр средневекового лотарингского искусства был изготовлен с 1181 по 1225 год для хранения мощей тех самых трех королей (в православной традиции - волхвов) которые, по приданию, приходили в Вифлеемскую пещеру поклониться младенцу Иисусу и принесли ему дары на Рождество (Поклонение волхвов). 
История появления в Кёльне священного реликвария началась с того, что в 334 году миланский епископ Евсторгий привез из Константинополя святые мощи трех царей (или волхвов) - Мельхиора, Валтасара и Каспара. 800 лет спустя в 1164 году после разорения Милана они достались германскому императору Фридриху Барбароссе, а он дарил их своему другу и соратнику архиепископу Ра́йнальду фон Да́сселю. Кстати, в 1159 году, когда  его выбрали архиепископом кёльнским, он еще даже не был священником, а стал им только в 1165 году. Вот что значит дружить с королями! Но сейчас не об этом. После того как фон Дассель триумфально привез бесценный подарок домой, решено было организовать для него достойное место хранения. Так в Германии появилось сразу два непревзойденных шедевра - самый большой реликварий средневековья и грандиозный Кёльнский собор.
Изготовление раки было поручено знаменитому лотарингскому мастеру Николаусу фон Вердену, и в 1181 году он начал работу над тройным реликварием в форме романской базилики. Масштабная конструкция представляла собой пирамиду из трех отдельных саркофагов (два в основании и один над ними), украшенных почти тысячей драгоценных камней, жемчужин, античных гемм, камей и эмалей. По стенам ларца шириной 110 см, высотой  153 см и длиной 220 см были рассажены 74 рельефные фигуры из позолочённого серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа. В католическом мире «три короля» тесно связаны с очень почитаемым праздником Богоявления (6 января), кроме того они считались покровителями всех путешествующих, поэтому религиозные процессии и нескончаемо людские потоки со всей Европы специально приходили в Кёльн, чтобы поклониться святым мощам. Они то в течение многих веков и были главными спонсорами великого долгостроя. Не иссякни этот поток еще хоть пару веков, не пришлось бы достраивать Кёльнский собор 300 лет спустя!
Сейчас слегка потрепанный временем священный релткварий находится в стеклянном саркофаге за Главным алтарем. Его можно рассмотреть совершенно бесплатно, но только в определенное время и только через стекло. А вот в Сокровищнице собора до сих пор храниться тот деревянный ларец, в котором 855 лет назад драгоценные мощи прибыли из Милана.
Саркофаг архиепископа Кёльна Дитриха фон Моерса (Dietrich von Moers, 1385-1463)
Многофигурная композиция изображает сцену поклонения волхвов Деве Марие и младенцу Иисуссу
На двух центральных фотографиях Три короля, пришедших к младенцу Иисусу

Теперь, когда я рассказала об истории строительства и главной реликвии Кёльнского собора, я хочу поделиться своими личными впечатлениями от нескольких прогулок по Kölner Dom. Ну, прежде всего это восторг! Если в XIII веке архитекторы поставили перед собой задачу "вызвать благоговейный трепет у каждого в него входящего", то, поверьте, они ее добились на все сто процентов. Даже не представляю, чтобы мог почувствовать средневековый человек, очутившись в этом пронизанном светом десятков витражей высоченном пространстве, если даже на нас современных и искушенных оно производит такое сильное впечатление. Жаль, ни одна фотография не способна в полной мере передать весь масштаб этого творения рук человеческих.
Витражи вокруг Высокого хора
Постояв несколько минут в немом восхищении у входа, я перешла к исследованию деталей и начала с великолепных витражей. По-моему, именно они опоясывая собор по кругу, придают ему невероятную легкость и изящество. Часть из них сохранилась со Средних веков (самый старый датируется 1260 годом), часть установлена в XIX веке, ну а те, что были уничтожены во время бомбежек Второй мировой, заменили в ходе послевоенной реставрации. Как я ни старалась, так и не смогла сфотографировать эту красоту хоть сколько-то близко к оригиналу. Поверьте мне на слово, они просто потрясают невероятной сочностью и яркостью красок. Оказывается, стёкла витражей северной стороны сделаны по принципу линзы, за счёт которой дневной свет собирается в более концентрированный пучок. Благодаря этому кажется, что витражи ярко светятся изнутри.
На фотографии ниже витражи XVI век (северная сторона):
левый витраж - Petrus- und Wurzel Jesse-Fenster, 1509
центральный витраж - Typologisches Geburt Christi-Fenster, 1507
правый витраж - Dreikönigenfenster, 1508
Те же витражи XVI век (левый неф, северная сторона) на фотографиях с сайта www.koelner-dom.de
Витражи XIX век (южная сторона)
левый витраж - Dreikönigenfenster, 1330/40
центральный витраж - Älteres Bibelfenster, 1260 - самый старый в соборе
правый витраж - Petrus- und Maternusfenster, 1330/40
левый витраж - Severin- und Annofenster, 1330/40
центральный витраж - Allerheiligenfenster, 1330
правый витраж - Gereon- und Mauritiusfenster, 1330/40
левый витраж -Barbara- und Evergislusfenster, 1855
центральный витраж - Jakobusfenster, 1330/40
правый витраж - Katharina- und Heribertfenster, 1856/57
Перефотографировав, кажется, все витражи собора, я перешла к изучению алтарей и часовен. Их на этой огромной территории тоже было предостаточно. Две располагаются по бокам от входа, 7 - в районе хоров, еще несколько в боковых нефах и трансептах - и это только те, что я сфотографировала и запомнила.
Алтарь Трех королей из чёрного мрамора и белого алебастра, 1668-83
В центре с 1963 года стоит фигура т.н. "Украшенной (или Драгоценной) Мадонны" (Schmuckmadonna)
Долгое время было принято украшать платье Мадонны ювелирными изделиями,
которые приносили верующие, поэтому вся ее фигура была плотно завешана драгоценностями.
Эта практика была прекращена в 1991 году.
На фотографиях оригинальная скульптура Драгоценной мадонны (XVII век)
 и она же в шелковом платье и драгоценностях, которые  приносили верующие до 1991 года

Так же как во всех католических храмах, в Kölner Dom есть полный набор из 14 эпизодов (стояний) Крестного пути Иисуса Христа. 12 из них, маленького размера, размещены на стенах в разных уголках собора, а два самых больших и фактурных - по бокам от центрального входа в залах Южной и Северной башен. Они являются частью алтарей и изображают два последних стояния - "Снятие с креста" и "Положение во гроб" (XIX век).
Южная башня. "Снятие с креста"
Северная башня. "Положение во гроб"
На фотографии в центре бронзовый аналой в виде орла (Льеж, 1854). 
Точная копия аналоя 1372 года из церкви Святой Марии в Тонгерене (Бельгия)

Пожалуй, один из самых впечатляющих алтарей Кёльнского собора - Алтарь Святой Клары (Klaren-Altar) изображает Коронацию Девы Марии. Этот средневековый шедевр был создан между 1350 и 1360 годом и является одним из наиболее значимых складных алтарей XIV века в Германии. Он получил свое название по имени францисканской церкви Святой Клары, в которой находился вплоть до ее закрытия. Помимо богатства и красоты декора алтарь впечатляет еще и размерами. В открытом виде - 452 см × 212 см. Общая площадь - 9,58 м². Но кроме всего прочего это еще и многослойная складна конструкция. В полностью открытом виде, каким увидела его я (фотография ниже), он бывает только в дни больших праздников. Мне повезло, я была в Кёльне на Троицу. Все остальное время у алтаря отрыты только наружные створки, которые на мой взгляд, тоже выглядит очень нарядно (второе фото ниже).  
Алтарь Святой Клары (Klaren-Altar) во всем великолепии.
В полностью открытом виде (с открытыми внутренними створками) его можно увидеть в дни больших праздников
Алтарь Святой Клары (Klaren-Altar) с открытыми наружными створками (фото https://www.koelner-dom.de)
Алтарь Святой Клары (Klaren-Altar) в закрытом виде (фото https://www.koelner-dom.de)
Ранее центральная часть алтаря тоже закрывалась.
На фотографии ниже слева видны две створки, которые закрывали центр.
Нижняя из них сохранилась, а верхняя представляет собой репродукцию.
Алтарь Святой Клары (Klaren-Altar), тыльная сторона (Вильгельм Менгельберг, 1905)
44-метровые колонны собора украшены множеством средневековых скульптур. На центральной фотографии композиция состоящая из нескольких фигур - статуи Девы Марии и молящегося архитектора Конрада Куйна. Под фигурами его эпитафия 1469 года. Очевидно, это был уж очень важный для собора мастер, если его решили увековечить подобным образом. На крайней левой фотографии скульптура святой Урсулы, которая была привезена из Франкфурта-на-Майне в XVI веке.
Чаши для  святой воды располагаются не только у входа, но и по всему внутреннему пространству храма
Католики слегка опускают в них пальцы, чтобы перекреститься
Каменная чаша для святой воды
Крипта Кёльнского собора находится под Высоким хором (спуск с правой стороны). Это небольшой технефный склеп, который был оборудован в 1960 году архитектором собора Вилли Веерсом. На востоке, за кованой решеткой Пола Нагеля, находится склеп архиепископов с захоронениями XIX века. 
Когда я первый раз пришла в собор, южный трансепт, в которой расположен алтарь Агилольфа (Agilolphusaltar), был временно закрыт - там молились прихожане. Пришлось полюбоваться им издалека и прийти еще после службы.
Резной алтарь Агилольфа, названный так в честь кёльнского архиепископа 745-752 годов был изготовлен в Антверпене примерно в 1520 году. Это один из крупнейших и наиболее важных резных алтарей антверпенской школы со сценами жизни и страданий Иисуса Христа. Его размер достигает 5,50 метров в высоту и чуть менее семи метров в ширину. Когда-то этот складень служил главным алтарем соседней церкви Святой Марии ад градус и был перенесен в Кёльнский собор после ее сноса в 1817 году.
Подойти к алтарю настолько близко, чтобы рассмотреть и сфотографировать детали его великолепной деревянной резьбы, к сожалению, не возможно. Пришлось довольствоваться общими планами. Но даже на них видно, какая это сложная и тонкая работа. 
Если основная - неподвижная часть алтаря полностью декорирована деревянной резьбой, то его створки и центральная картина основания написаны маслом. Для тех, у кого хорошее зрение, и кто хочет разобраться в хитросплетениях сюжета, рядом стоит подробное описание каждого фрагмента, правда, только на немецком языке.
Рядом с алтарем на постаменте установлена Рака с мощами Св. Агилольфуса. Этот красивый позолоченный ларец украшенный барельефами святых, великолепными эмалями и драгоценными камнями был создан Иосифом Клефишем в 1914 году .
 
на центральном фото - Святой Антоний Падуанский (XIX)

Самой древней частью собора является Hochchor (Высокий хор), который был освящен в 1322 году. В то же время он считается и «самой блистательной в архитектурном отношении частью интерьера», в которой органично сочетаются внутренний хор, деамбулаторий (полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма) с семью хоровыми часовнями, неф и часовня таинства (1277, только для молящихся). С момента постройки (1248-1265) эта часть собора практически не изменилась, разве что были уложены новые роскошные полы, мозаику для которых поставляла фирма Villeroy & Boch (1887). С двух сторон зона деамбулатория перекрывается большими кованными решетками и попасть в нее можно только в строго определенное время (пн-пт 10:00-11:30 и 12:30-17:00, сб 10:00-11:30 и 12:30-14:15, вскр 13:30-16:00). Но без посещения этой алтарной галереи ваше знакомство с собором не состоится. Ведь, именно здесь собраны почти все его бесценные сокровища - Реликварий трех царей, средневековые витражи, крест Геро, Миланская мадонна, Богоявленский алтарь. 
Саркофаг графа Готфрида Арнсбергского (Gotfrid IV von Arnsberg,  21 февраля 1371)
Постамент надгробья Готфрида Арнсбергского, 1371
По преданию, решётка над саркофагом, была установлена для защиты могилы от родственников графа,
которые были возмущены тем, что Готфрид завещал свои угодья монастырю кёльнского Архиепископа.
Капелла Богоматери (капелла Марии). 
Алтарь покровителя города (Altar der Stadtpatrone) - самый знаменитый алтарь собора.
Богоявленский алтарь (Штефан Лохнер, около 1422) передан Кёльнскому собору в 1810 году
«Поклонения волхвов» на средней доске и сцен из жития св. Гереона и св. Урсулы на боковых створках 
Богоявленский алтарь в закрытом виде (фото https://www.koelner-dom.de)
Изображения мозаичных полов, площадь которых составляет 1350 м², тематически разделены на три большие группы - "История епархии", "Космос", "Человек и миропорядок". Автором рисунков деамбулатория ("История епархии") стал архитектор Август фон Эссенвей (1887), а мозаичные изображения внутреннего хора ("Человек и миропорядок" и "Космос") создал фрайбургский художник Фриц Гейгес (1899)
Мозаичные полы деамбулатория посвящены истории Кёльнской епархии (1887)
Мозаичный пол Деамбулатория (1887) с гербами епископов и архиепископов Кёльна
Мозаичный пол внутреннего хора посвящен человеку и мирозданию (авт. Фриц Гейгес, 1899)
В главной часовне храма установлен средневековый Hochaltar (Высокий алтарь) из чёрного мрамора,
украшенный изящными аркадами из белого каррарского мрамора и статуэтками апостолов, пророков и святых
Он был освящен в честь святого апостола Петра 27 февраля 1322 года.
Неоготический алтарь в капелле волхвов (1890)
В центре статуя Фюссенихской Мадонны  (древнейшая мадонна в Кёльнском соборе, XIII),
бюсты святых и фигуры волхвов
Статуя была подарена в 1890 году коллекционером Александром Шнютгеном
Фрагмент саркофага Архиепископа Кёльна Энгеберта фон дер Марка (Engelbert von der Mark, 1304-1368)
Архиепископ Кёльна Вильям Геннеп (Wilhelm von Gennep, 1362) построил саркофаг себе еще при жизни.
Фрагмент саркофага Архиепископ Кёльна Вильяма Геннепа (1362)
Архиепископ Кёльна (1216-1225) Энгельберта I (Engelbert von Berg, 1185-1225).
Это не могильная скульптура, поскольку останки архиепископа в 1633 году были помещены в реликварий

На фотографии ниже (крайняя левая) изображена еще одна особо ценная реликвия Кёльнского собора - Крест Геро. Это дубовый крест высотой 2,88 м подаренный собору в 976 году архиепископом Геро - доверенным лицом и посланником императора Оттона I. Особенная ценность этого распятия заключается в том, что это было первое в истории реалистичное изображение страданий Христа, и впоследствии оно служило образцом для создания подобных распятий. В 1270 году Крест был установлен в новом соборе над алтарем святого Стефана, а в 1350 году перенесен на то место, где и находится по сей день - в Капеллу Святого Креста. Несмотря на тысячелетний возраст, распятие дошло до нас в оригинальном виде, а вот обрамляющие его барочный алтарь с колоннами и золотая лучеобразная мандорла (вертикальный нимб овальной формы) были подарены собору в 1683 году его каноником Генрихом Мерингом.
Рядом с Крестом Геро на центральной фотографии изображена Миланская мадонна - еще одна средневековая реликвия, которую вместе с останками трех волхвов привез из Милана Архиепископ Ра́йнальд фон Да́ссель. Вернее он привез ее прототип, который сгорел в пожаре 1248 года. Эта же статуя была изготовлена немного позднее - в 1290 году по образцу предыдущей. Она считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики и самым прекрасным изображением Богоматери в Кёльнском соборе.
На правой фотографии - фреска с изображением распятия (XV век) и памятник Архиепископу Кёльна Энгельберту I (XIII век).
Несколько раз обойдя собор по кругу, я, наконец, отправилась в его Сокровищницу (Domschatzkammer). Купила билет за 6 евро и, расстроившись, что снимать категорически запрещено, спустилась в подвалы XIII века посмотреть на груды драгметаллов, священные реликвии разных веков и размеров, роскошные одежды архиепископов, средневековые рукописи и скульптуры. Всего на трех этажах в сводчатых залах с остатками римской городской стены на площади 500 м² собрано 300 бесценных предметов разных эпох - с IV по XX век. Самыми древними являются дароносица святого Петра и его посох, украшенный набалдашником IV века.
Новые оснащенные по последнему слову техники помещения Сокровищницы были открыты в 2000 году и вызвали большую критику тех, кто не согласился с ее "уродливым черным входом" прилепленным к северной стороне собора. Я, к своему стыду, вообще поначалу приняла его за строительную времянку (левое фото ниже). 
Как очень законопослушный турист, я не сделала ни одной фотографии в этих подвалах, чего нельзя было сказать о китаянке, которая щелкала без остановки. Все эти иллюстрации я взяла из интернета. Кстати, на нижней фотографии в музее довольно много туристов, а мы ходили под его каменными сводами то ли втроем, то ли вчетвером... 
Ну, вот вроде и все! Еще можно подняться на южную башню, но это без меня. Если же еще остался боевой задор, то нужно выйти из здания собора и найти рядом с правой башней отдельный вход, который приведет вас к началу подъема. А дальше вперед по узкой каменной довольно крутой винтовой лестнице сначала до колокольни на высоте 53 метра. А если вы еще живы, продолжайте движение по металлической лестнице и поднимайтесь до смотровой площадки на высоте 97 метров. Прекрасный вид вам обеспечен! Стоимость подъема 4 евро.
Я, конечно, вход, который ведет к подъему на Южную башню, на всякий случай нашла, но в последний момент чувство здравого смысла возобладало. Ограничилась фотографированием соседнего фонтана Святого Петра (Petrusbrunnen, 1870).
Теперь уж точно все! Осталось сказать, что Кёльнский собор считается самой посещаемой достопримечательностью Германии, и в 1996 году он был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. А спокойно полюбоваться его бессмертной красотой приятнее всего с летней террасы кафе напротив!
 

На заметку

Месторасположение: Domkloster 4
Ближайшие станции метро: "Dom / Hauptbahnhof"
Официальный сайт: www.koelner-dom.de
Часы работы: ежедневно  (мая-октябрь) 06.00 -21.00, (ноября-апрель) до 19.30
Некоторые капеллы частично или полностью закрываются во время проведения служб
Вход в собор бесплатный
Билеты: сокровищница - 6 евро, смотровая площадка на башне - 4 евро.

P.S. Не знаю, как они там все это строили, но я, пока все описала, чуть с ума не сошла!!!

Смотрите также:

Ахенский собор - 1200 лет яркой истории


Все материалы по этой поездке:

Германия

Нидерланды

2 комментария:

  1. :))) Всё честно дочитала :))) Роскошный собор! Жаль, что Кёльн пока вне планов этого года... Но вызывает трепет даже через монитор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если честно, то он действительно очень впечатляет! Грандиозная штука!

      Удалить