Едва не утонув в барочной роскоши "Серебряной кладовой", мы, наконец, выбрались на уже знакомую летнюю террасу кафе "Хофбург". Пора было сменить картинку и собраться с силами для новых свершений. Времени у нас оставалось ровно столько, чтобы перекусить, выпить по чашечке кофе и быстрым шагом дойти до Музея истории искусств на "Выставку года". Не скажу, что мы приехали в Вену ради нее, но не воспользоваться уникальной возможностью увидеть ретроспективу любимого Брейгеля я не могла. А что до Оли, то это будет ее первая встреча с творчеством гениального нидерландского художника, и я очень надеюсь, что она произведет на нее должное впечатление.
Вид на Музей истории искусств со стороны Хофбурга |
Музей истории искусств в Вене |
Директор Музея истории искусств Сабина Хааг (Sabine Haag) на фоне Большой Вавилонской башни Питера Брейгеля Старшего |
Выставка «Брейгель» (Brueghel), приуроченная к 450-й годовщине со дня смерти великого нидерландского живописца (1525/30-1569) была торжественно открыта 1 октября 2018 президентом Австрии Александром Ван дер Белленом, королем Бельгийцев Филиппом и его супругой Матильдой. Это уникальное событие, которое многие называли "Выставкой года", а некоторые даже "Выставкой столетия", стала триумфальным итогом шести лет работы реставраторов, а также международной команды из пяти крупнейших специалистов по Брейгелю и 12 партнерских организаций. Она продлилась три с лишним месяца и была закрыта 13 января 2019 года. За это короткое время экспозицию посетило около 400 000 человек, и это абсолютный рекорд для выставок когда-либо проходивших в этом музее.
Открытие ретроспективной выставки Питера Брейгеля Старшего 1 октября 2018 года |
Президент Австрии Александр Ван дер Беллен и король Бельгийцев Филипп с супругами |
Королева-консорт Бельгии - Матильда осматривает экспозицию |
А началось все с того, что в 2012 году венский Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum - KHM), обладающий благодаря Габсбургам крупнейшим в мире собранием картин Питера Брейгеля Старшего (12 из 40 сохранившихся), решил провести реставрацию своей бесценной коллекции и параллельно исследовать средневековые шедевры с применением различных передовых технологий (инфракрасная рефлектография, инфракрасная макросъемка, рентген).
Макросъемка, примененная к картине "Крестьянский танец" |
Картина "Игры детей" в трех вариантах: макросъмка, рентген, инфракрасная рефлектография |
"Все 12 работ из собрания музея заново исследовали при помощи инфракрасного сканирования и рентгеновских лучей, что позволило открыть некоторые до сих пор неизвестные особенности творческого метода Брейгеля. Например, ученые выяснили, что на эскизах картин художник всегда сразу четко прорисовывал контуры человеческих фигур, а затем уже работал над окружающим их пейзажем, часто импровизируя в процессе" (более подробно материалы исследования можно посмотреть на специальном сайте insidebruegel.net).
Картина "Битва масленицы и поста" в двух вариантах: макросъемка, рентген |
Реставратор Ливия Депидт у картины «Безумная Грета». Фото: KIK IRPA Brussels |
Результаты, полученные в ходе этого исследования, были настолько впечатляющими, что решено было организовать в Вене первую в истории монографическую выставку Питера Брейгеля Старшего. И, о чудо! Идею поддержали 26 музеев и несколько частных коллекций, большинство из которых никогда не предоставляли работы Брейгеля для временных экспозиций. Таким образом, впервые под одной крышей было собрано около половины из дошедших до наших дней работ художника (сейчас наследие составляет около 180 картин, рисунков и гравюр), которые из-за высокой ценности, возраста и хрупкости (особенно деревянные панели) очень редко или никогда ранее не покидали стены своих собраний.
"Триумф смерти" (1562) прибыла из музея Прадо в Мадриде (Испания) |
"Мы получили около 30 из 40 сохранившихся картин, плюс половину всех рисунков и гравюр. В общей сложности на этой выставке собрано около 90 работ Питера Брейгеля Старшего. Это большая редкость. Мы даже не смели надеяться на такое", - рассказывала Сабина Хааг: "Многие работы оказались вместе впервые за последние 200-300 лет, хотя, возможно создавались, как единая серия".
Картины из цикла "Времена года" всегда пользуются повышенным интересом, тем более, что на выставке встретились четыре работы из пяти сохранившихся |
Итак, показав распечатку комбинированного онлайн билета ("Сокровищница" + "КНМ" + выставка "Брейгель", 25 евро, до 19 лет - бесплатно), без всякой очереди мы зашли в нарядный вестибюль Музея истории искусств, сдали вещи в автоматическую камеру хранения (повезло найти свободную ячейку), по красивой мраморной лестнице поднялись на второй этаж, взяли два аудиогида (7 евро) и ровно в 14:10 (время указанное в билете, каждый 20 минут по 500 человек, длительность просмотра не ограничена), еще раз предъявив билет, совершенно счастливые вошли на "Выставку тысячелетия".
Комбинированный билет для посещения "Сокровищницы", "КНМ" и выставки "Брейгель" |
Парадная лестница Музея истории искусств |
Идем по стрелочкам |
Вход на выставку |
Портрет Питера Брейгеля Старшего
(Эгидиус Заделер, 1606)
|
Портрет Питера Брейгеля Старшего
(Доминик Лампсония, 1572)
|
"Притча о слепых". 1568, холст, темпера. 86×154 см, музей Каподимонте, Неаполь, Италия Эта картина в выставке участия не принимала... а жаль! |
Несмотря на то, что Питер Брейгель Старший не писал портретов, еще при жизни он ухитрился стать одним из самых дорогих и востребованных художников своего времени. Благодаря покровительству кардинала Антонио де Гранвела, который был министром и ближайшим советником короля Филипа II, а также страстному коллекционеру и меценату императору Рудольфу II, наибольшее количество шедевров Питера Брейгеля со временем оказалось в собственности дома Габсбургов (12 картин).
"Крестьянская свадьба", ок. 1567, дубовая панель, 114×164 см, Музей истории искусств, Вена |
На сегодняшний день лишь около 40 живописных работ признаны бесспорными произведениями Питера Брейгеля Старшего. Они хранятся в музейных коллекциях двенадцати стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, США, Франции, Чехии и Швейцарии. Наиболее представительными собраниями владеют - Музей истории искусств в Вене (12) и Королевский музей изящных искусств в Брюсселе (4).
"Свадебный танец" (ок. 1566), дуб, масло, Детройтский институт искусств, США 2013 году картина была оценена аукционным домом Christie's в $200 миллионов Эта картина в выставке участия не принимала! |
Но вернемся на выставку. Я не искусствовед и вряд ли смогу рассказать, что именно хотел сказать нам художник. Кстати, меня всегда интересовало, а откуда об этом знают искусствоведы. Согласна, специалисты могут судить о технике, методах, процессе и цветовой палитре, но вот что при этом думал художник! Это уже перебор! Так что, рассказывая о выставке, я сосредоточусь на технической стороне вопроса (какие картины, откуда и как организована экспозиция). А впечатления от великих картин вы получите сами.
Первый зал ретроспективной выставки "Брейгель"
|
В центре первого зала кураторы разместили вероятный автопортрет художника - рисунок "Художник и знаток" (1565) из галереи Альбертина (Вена). Говорят, что это своего рода притча о зрячем и слепом: "Художник держит в руке кисть, знаток держится за кошелек. Художник духовно зряч, но беден. Знаток духовно слеп, но богат"... Хотя все это только наши домыслы, ведь сам-то Брейгель ничего такого не писал. Как, впрочем, и не придумывал своим картинам те названия, которые теперь известны всему миру.
"Художник и знаток", 1565, бумага, тушь, перо, 25x21,6 см, Галерея Альбертина, Вена |
Работы для этой выставки собирали в музеях и частных коллекциях по всему миру. В результате долгих переговоров в Вену привезли шедевры из Берлина, Мадрида, Мюнхена, Антверпена, Брюсселя, Рима, Праги, Лондона, Винтертура, Нью-Йорка, Уорикшира и Роттердама. При этом такие музеи, как, например, Метрополитен (Нью-Йорк) или Каподимонте (Неаполь) отказались предоставить свои картины, посчитав, что они могут пострадать при транспортировке.
Третий зал экспозиции |
Цикл "Времена года" (1565)
Цикл «Времена года» состоял из шести картин, одна из которых утрачена; три, включая знаменитых «Охотников на снегу», входят в собрание Музея истории искусств (Вена); четвёртая - «Сенокос» - находится в коллекции Лобковицкого дворца в Пражском граде, а пятая - «Жатва» - в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (она на выставке отсутствовала). Все они написаны масляной краской на деревянных панелях большого формата и посвящены определенному времени года, который в северной Европе времён Брейгеля начинался от Пасхи и делился на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму.
Во втором зале выставлен цикл "Времена года" Первая встреча за сотни лет! |
"Охотники на снегу" - самый узнаваемый зимний пейзаж в истории искусства |
На этой выставке впервые за многие столетия стало возможно увидеть сразу четыре из шести панелей цикла «Времена года», который в 1565 году заказал для украшения своего загородного дома антверпенский купец Николас Йонгелинк. Но, когда годом позже у него возникли денежные затруднения, дорогие картины Брейгеля (всего 16 шт) были заложены при получении крупного займа из городской казны. Выкупить их назад он уже не смог.
Четыре из шести картин цикла "Времена года" на выставке в Вене |
"Возвращение стада", 1565, дерево, масло. 117×159 см, Музей истории искусств, Вена Считается, что она соответствует осени (октябрь-ноябрь) |
Несколько десятилетий панели лежали в хранилище казначейства, а в 1594 году Антверпен подарил их штатгальтеру испанских Нидерландов - эрцгерцогу Эрнсту Австрийскому, который в то время находился в Брюсселе. Год спустя, после его смерти, картины перешли в собственность короля Рудольфа II и отправились в Прагу, а потом к его наследникам в Вену. Почему Габсбурги не смогли сохранить весь комплект доподлинно не известно, но уже к 1659 году одна из картин (апрель-май) была безвозвратно утеряна, а что на ней было изображено осталось загадкой.
"Сумрачный день". 1565, дерево, масло. 118×163 см, Музей истории искусств, Вена По мнению исследователей, картина соответствует ранней весне (февраль-март) |
До конца XVIII века пять оставшихся работ находились в императорской коллекции в Вене, но затем началась эпоха Наполеоновских войн, и в 1806 году картина "Жатва" оказалась в собрании французского генерала и дипломата Антуана Франсуа Андреосси. Я ни на что не намекаю, возможно ему ее даже подарили... В 1816 году картина была впервые продана и вскоре пропала из виду, а после обнаружения еще несколько раз перепродавалась пока не очутилась в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Сославшись на старость и хрупкость работы написанной на деревянной панели, прислать ее на эпохальную выставку в Вене музей отказался. А жаль! Это был исторический шанс!
"Жатва", 1565, дерево, масло. 119×162 см, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США Считается, что она соответствует раннему лету (июнь - июль) Эта картина в выставке участия не принимала! |
Что касается картины «Сенокос», то ее история выглядит еще более туманно, поскольку до сих пор остается загадкой по какой причине и когда она была продана старинному богемскому роду Лобковиц. Впервые она была упомянута в качестве их собственности в 1870 году и до сих пор находится в Пражском граде в Лобковицком дворце (частная собственность, открыт для посещения, Прага).
"Сенокос", 1565, холст, масло. 117×161 см, Лобковицкий дворец, Прага, Чехия Считается, что она соответствует лету (август - сентябрь) |
Пожалуй, самой узнаваемой работой из цикла "Времена года" является картина "Охотники на снегу", которая входит в собрание венского Музея истории искусств. Многие помнят ее по фильму Андрея Тарковского "Солярис", а лично мне, кроме всего прочего, очень нравится ее почти монохромная серо-коричневая гамма.
"Охотники на снегу", 1565, дерево, масло. 117×162 см, Музей истории искусств, Вена Она соответствует зиме (декабрь-январь) и является первым в истории зимним пейзажем |
"Большая" и "Малая" Вавилонские Башни (1563)
"В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая, по замыслу людей, должна была достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация грандиозного плана провалилась. Мораль сюжета - бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом".
Обе дошедшие до наших дней «Вавилонские башни» стали центром зала, посвящённого обучению Брейгеля в мастерской миниатюриста. При этом "Большую" принесли из соседнего крыла венского Музея истории искусств, а "Малая" приехала из музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. В последний раз эти картины «встречались» более четырёх веков назад, когда были частью коллекции императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612).
"Большая Вавилонская башня" была написана в 1563 году все для того же антверпенского купца Николаса Йонгелинка. В 1566 году вместе с остальными 16 картинами Питера Брейгеля Старшего, она была заложена при получении кредита и к 1604 году оказалась в коллекции императора Рудольфа II.
"Большая Вавилонская башня", около 1563, дерево, масло. 114×155 см, Музей истории искусств, Вена |
"Большая Вавилонская башня" в процессе изучения |
Совмещение фрагментов макросъемки и инфракрасной рефлектографии |
Фотограф отдела визуальных медиа, работает с системой позиционирования |
"Малая Вавилонская башня" также была написана в 1563 году, но в отличие от "Большой" выглядит мрачной, пустынной и почти безлюдной. Никаких сведений о том для кого она была написана и когда исчезла из коллекции Габсбургов я так и не нашла, но уже в XX веке картина попала в частное собрание Даниэля Джорджа ван Бенингена. В 1958 году вместе с другими работами (около 136 шт), собранными этим выдающимся голландским коллекционером, шедевр Питера Брейгеля Старшего был приобретен музеем Boijmans в Роттердаме, который вскоре после этого был переименован в Boijmans-Van Beuningen.
"Малая Вавилонская башня", около 1563, дерево, масло. 60×74,5 см,
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды
|
Известно, что Брейгель написал еще несколько картин на этот популярный сюжет. Так, в поручительстве антверпенского купца Николаса Йонгелинка, датированном 1565 годом, упоминалось как минимум ещё об одной «Вавилонской башне». Возможно, речь шла о самой первой миниатюре на слоновой кости, написанной во время пребывания в Риме (1552–1553). До наших дней она не сохранилась.
Каждый хочет иметь собственную "Вавилонскую башню" |
Среди других шедевров, привезенных на эту выставку из европейских музеев - «Морской бой в Неаполитанской гавани» из галереи Дориа Памфили в Риме; «Две обезьяны» из Государственных музеев Берлина; «Триумф смерти» из Прадо в Мадриде; «Безумная Грета» из Музея Майер ван ден Берг в Антверпене; «Поклонение волхвов в снегу» из Швейцарии и «Поклонение волхвов» из Национальной галереи в Лондоне, а также рисунки «Пчеловоды» из Государственных музеев Берлина и «Художник и знаток» из галереи Альбертина в Вене.
«Пчеловоды», 1568, бумага, перо желтым тоном, 20,3x30,9 см, Государственные музеи Берлина, Германия |
"Безумная Грета" (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен
Главное внимательно слушать экскурсовода! |
В центре картины расположена героиня фламандского фольклора - Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт, в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом - на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.
Пасть ада и Безумная Грета во всей красе |
Исчадия ада в стиле Босха |
Каждая картина Брейгеля отличается огромным количеством деталей, которые можно рассматривать часами |
Привезенная из небольшого антверпенского музея Майер ван ден Берг картина "Безумная Грета" предстала перед зрителями во всей блеске последней реставрации, которую специально к этой выставке полтора года проводили в Королевском институте культурного наследия в Брюсселе. Там ей "почистили перышки" (удалили пожелтевший лак и слои дорисовок), выяснили, что Брейгель не писал на ней надпись "Dulle" («безумная», она была нацарапана позже, возможно, случайно) и откорректировали дату написания - с 1561 на 1563. Цифры «1563» обнаружились после удаления нескольких слоёв перекрашиваний.
"После реставрации картина стала выглядеть намного свежее и демонстрирует детали, которые не были видны многие годы. Цветовая палитра оказалась легче и разнообразнее".
Картина до реставрации |
"Безумная Грета", 1563, холст, масло, 115×161 см, музей Майера ван ден Берга, Антверпен Реставратор Ливия Депидт очень довольна результатом |
Как и большинство других работ Питера Брейгеля Старшего, "Безумная Грета" в итоге оказалась в собственности императора Рудольфа II (1576-1612). В своей новой столице - Праге - он собрал огромную коллекцию произведений искусства, но в 1648 году Прага была разграблена шведами, и многие шедевры достались шведской королеве Кристине I. Возможно, среди них была и "Безумная Грета", которая только два с половиной века спустя всплыла на аукционе в немецком городе Кельн. Там в 1894 году ее и приобрел за смешные 488 франков знаток Брейгеля и заядлый коллекционер Фриц Майер ван ден Берг. Столь низкая цена объяснялась тем, что на продажу она была выставлена как работа Питера Брейгеля Младшего. Но Ван ден Берг сразу понял, что перед ним шедевр великого мастера и уже через несколько недель сообщил, что приобрел картину Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета». Сейчас знаменитая работа вместе со всем собранием этого коллекционера (среди них еще 23 работы Брейгеля - 22 гравюры и картина "Двенадцать пословиц"), находится в музее Майера ван ден Берга, построенном его матерью и названном в его честь.
«Триумф смерти», (около 1562 года), музей Прадо, Мадрид
"Картина представляет собой гениальную панораму выжженной бесплодной земли, на которой армия скелетов сеет ужас, хаос и смерть, подвергая мирных жителей всевозможным пыткам. Обречённые в страхе разбегаются, кто-то пытается дать отпор, а кто-то просто играет на лютне, предпочитая не замечать происходящее. Все без разбора - от крестьянина до короля - становятся жертвами торжествующей смерти. Мир гибнет под похоронный бой колоколов, раскачиваемых скелетами в верхнем левом углу картины".
"Триумф смерти", около 1562 года, дерево, масло, 117×162 см, музей Прадо, Мадрид, Испания |
Еще одной картиной, которая была специально отреставрирована перед венской выставкой, стал "Триумф смерти" из музея Прадо в Мадриде. "Два года команда реставраторов кропотливо восстанавливала шедевр, который в прошлом был искалечен цветными лаками (так маскировали следы неудачных реставраций) и затонирован практически до монохромности".
Картина "Триумф смерти" на выставке в Вене |
История картины, в которой Питер Брейгель Старший показал свою собственную версию популярного в Средние века сюжета "Пляска смерти", прослеживается с 1614 года, когда она впервые упоминается в описи имущества Филипса ван Валкениссе из Антверпена. К 1745 году, сменив нескольких владельцев, картина оказалась в собственности Изабеллы Фарнезе - второй жены короля Испании Филиппа V Габсбурга. До 1827 года она оставалась в королевском загородном дворце Ла-Гранха, после чего была передана в музей Прадо, где и находится по сей день.
Так Питер Брейгель Старший показал свою версию популярного сюжета "Пляска смерти" |
В ходе реставрации живописный слой картины был очищен от старого лака и многочисленных следов ранних реставраций, исказивших первоначальные цвета и детали изображения. С помощью инфракрасной рефлектографии и на основе изучения копий, сделанных сыновьями художника, реставраторам удалось воссоздать небольшие утраченные элементы, оригинальные цвета (прозрачные на заднем фоне и необычайно яркие на переднем плане), сложность композиции и глубину ландшафта.
Детали картины "Триумф смерти" |
Они также удалили раму, ограничивающую свободное движение четырёх горизонтальных дубовых досок, на которых была написана картина и, добавив новую опору из бука, выровняли поверхность панели. Это позволило отреставрировать старые трещины, которые образовались во время предыдущих некорректных реставраций (доски были разделены, а затем собраны так неровно, что швы замазали гипсом).
Без шпаргалки не разобраться! |
Рисунки и гравюры
Кроме живописных работ на выставке было показано 27 рисунков и 33 гравюры художника. При этом, рисунки прибыли в Вену из Лондона, Парижа, Антверпена, Берлина, Вашингтона, Брюсселя, Амстердама, Роттердама, Дрездена и Оксфорда, а гравюрами (среди них знаменитая "Большая рыба ест маленькую", 1566) поделилась соседняя Альбертина (Вена).
Экспозиция третьего зала |
Гравюра "Благотворительность" ("Любовь"), серия "Добродетели" (1559), Альбертина, Вена |
Сейчас в мире насчитывается лишь около 60-ти собственноручных рисунков Питера Брейгеля Старшего. В коллекции галереи Альбертина хранится пять из них, что ставит её в один ряд с Гравюрным кабинетом в Берлине и Музеем Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. Кроме того, венский институт может похвастать полным собранием гравюр, многие из которых представлены в нескольких вариантах.
Большинство гравюр были размещены на центральных стендах |
Гравюра "Гнев" (1558) из серии "Семь смертных грехов" (1556-1558), Альбертина, Вена |
На центральных стендах рядом с картинами "Триумф смерти" и "Безумная Грета" можно было детально рассмотреть гравюры из серии "Добродетели" (1561) и "Семь смертных грехов" (1556-1558) из собрания Альбертины.
Серия "Семь смертных грехов" и другие гравюры Питера Брейгеля Старшего |
Гравюра "Успение Богородицы", 1574, 30.6x41.8 см, Альбертина, Вена |
«Поклонение волхвов»
Несмотря на то, что Питер Брейгель Старший никогда не работал по заказу церквей, он неоднократно обращался к библейским сюжетам и с 1562 по 1564 год написал три картины на тему "Поклонение волхвов". Две из них - "Поклонение волхвов" (1564) из Лондонской национальной галереи и "Поклонение волхвов в снегу" ("Поклонение волхвов в зимнем пейзаже", 1563) из музея Оскара Рейнхерта в Винтертуре - можно было увидеть на этой выставке, а вот самая первая - "Поклонение волхвов" (ок. 1562) из Королевского музея изящных искусств в Брюсселе - отсутствовала по причине почтенного возраста. Транспортировка этого хрупкого раритета была невозможна.
"Поклонение волхвов", около 1562. Холст, темпера, 124x169 см, Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия Эта картина в выставке участия не принимала! |
"Поклонение волхвов", 1564, дерево, масло. 111×83,5 см, Лондонская национальная галерея, Великобритания |
Картина "Поклонение волхвов в снегу" или "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже" (1563) переносит известный библейский сюжет из Вифлеема в зимнюю Фландрию и совсем не похожа на сотни картин, написанных на эту популярную тему. На дворе зима, идет снег (это первое изображение снегопада в европейской живописи), люди заняты своими повседневными делами, и если бы не название картины, то никому бы и в голову не пришло искать волхвов и Марию в этом заснеженном нидерландском пейзаже.
«Поклонение волхвов в снегу» (1563/1567), дерево, масло, 35×55 см Собрание Оскара Райнхарда «Am Römerholz», Винтертур Швейцария |
Слева - Мария с младенцем Христом Справа - делегация волхвов во фламандском пейзаже |
Привезти эту картину для участия в выставке было практически невозможно, так как по завещанию коллекционера Оскара Райнхарда (1885-1965) экспонатам из его личной коллекции (не путать с фондом) запрещено покидать особняк Am Romerholz. Но ввиду эпохальной значимости первой в истории ретроспективной выставки великого художника, швейцарские власти пошли на этот беспрецедентный шаг и отпустили картину в Вену на встречу с "подругами". Кстати, "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже" - это единственная картина Питера Брейгеля Старшего в Швейцарии (в публичном доступе).
«Поклонение волхвов в снегу» (1563/1567). Деву Марию с младенцем можно найти с большим трудом |
"Путь на Голгофу" (1564), Вена
Картина "Путь на Голгофу" на выставке в Вене |
Картина "Путь на Голгофу" была написана в 1564 году и входила в число полотен заложенных в 1566 году антверпенским коллекционером Никласом Йонгелинком (Niclaes Jonghelinck). А потому она проделала тот же путь, что и все остальные 16 шедевров - сначала попала в Прагу к Рудольфу II, а оттуда отправилась в Вену, где и пребывает до сих пор (с 1809 по 1815 год находилась в Париже, как наполеоновский трофей).
"Путь на Голгофу" (Крестный путь Христа), 1564, доска, масло, 124×170 см, Музей истории искусств, Вена |
Процесс исследования |
Это вторая по величине известная на данный момент картина Питера Брейгеля Старшего и единственная, сохранившая свой первоначальный формат. В экспозиции она была выставлена в специальной витрине, позволяющей рассмотреть ее тыльную сторону. Подойдя к витрине с другой стороны, все желающие могли "заглянуть за кулисы" и изучить конструкцию деревянной панели, на которой написана эта работа. Если честно, это очень впечатляет. Почему-то именно глядя на эти простые дубовые доски, вдруг понимаешь, что их касались руки самого Питера Брейгеля...
Картина "Путь на Голгофу" помещена в специальную витрину |
Тыльная сторона картины "Путь на Голгофу" |
Что касается сюжета картины, то, как не трудно догадаться, он повествует о пути на Голгофу. Но Брейгель не был бы Брейгелем, если бы не рассказал его как-то по-своему. Как всегда, действие происходит в его родных местах и в толпе одетых в средневековую одежду персонажей с трудом можно найти главного героя повествования. Хотя придавленный крестом Иисус находится в самом центре картины.
Иисус Христос упал под тяжестью креста |
Слева охранники вырывают Симона Киринеянина из рук жены Справа вверху в толпе видна фигура Христа |
Фламандский пейзаж |
Дева Мария оплакивает участь сына |
"Обращение Савла" или "Обращение Павла" (1567), Вена
В основе сюжета этой картины лежит описанный в Новом Завете эпизод, произошедший с будущим апостолом Павлом. Если коротко, то дело было так. Будучи воинствующим фарисеем, Савл участвовал в преследовании первых христиан и был послан из Иерусалима в Дамаск для борьбы с последователями учения Иисуса Христа. По дороге он увидел яркую вспышку света, ослеп и упал на землю, но, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него. Шедшие с ним привели слепого Савла в Дамаск, где он был исцелён и принял крещение.
"Обращение Савла", 1567, дерево, масло, 108×156 см, Музей истории искусств, Вена |
На картине как всегда очень много персонажей в одежде и доспехах XVI века, и нужно очень постараться, чтобы найти среди них упавшего на землю Савла, но после поисков Иисуса Христа на картине "Путь на Голгофу" нам это уже по плечу!
А вот и упавший на землю Савл |
"Самоубийство Саула" (1562), Вена и мини-выставка, посвященная реставрации
Полотно «Самоубийство Саула» является частью серии библейских картин, в которых Брейгель порицает людскую гордыню. Первый царь израильского народа - Саул - был избран для этой участи самим Богом и поначалу во всем следовал его воли. Но постепенно отойдя от заповедей божьих, лишился не только его покровительства, но и рассудка. Во время решающей битвы у горы Гелвуй он вспомнил о Боге и вновь обратился к нему за помощью, но тот отверг его мольбы. В итоге израильские воины потерпели сокрушительное поражение, а раненый Саул, не желая попасть в плен к филистимлянам, покончил с собой.
"Самоубийство Саула", 1562, дерево, масло. 33,5×55 см, Музей истории искусств, Вена Если вы ищете Саула, то он, как обычно у Брейгеля, примостился в сторонке (слева на скале) |
Картина "Самоубийство Саула" в экспозиции (пишут, что ее не отреставрировали к выставке, но я ее видела своими глазами) |
Эта картина стала одним из экспонатов очень познавательной мини-выставки, посвященной процессу реставрации и творческим приемам художника. В нескольких боковых залах демонстрировались фотографии различных этапов восстановления древних шедевров и оборудование необходимое для этой работы.
В небольших боковых залах можно было познакомиться с процессом реставрации |
Экспонаты раздела "Реставрация" |
Очищение от старого лака |
Расходные материалы реставраторов |
Процесс работы над деталями |
Палитра для реставрации |
Тыльная сторона дубовой панели |
Сколько же здесь мелких деталей!!! |
А на соседних стендах можно было узнать о процессе создания гравюр; познакомиться с тем, как именно художник держал кисточку, выполняя те или иные мазки; посмотреть инструменты для изготовления деревянных панелей и прочитать о том, с какой древесиной предпочитал работать Брейгель.
Гипсовые слепки, наглядно показывают, каким образом положен мазок и проведена линия. |
Наглядное пособие для художников |
Стенд, иллюстрирующий процесс изготовления гравюры |
Стенд посвящен изготовлению деревянных панелей |
Кроме всего прочего исследователи ухитрились просветить даже годовые кольца досок. Оказалось, что для своих панелей Питер Брейгель использовал самый прочный, балтийский дуб, росший на землях современной России и Польши, а самая старая из использованных им досок стала основой для "Вавилонской башни" и датируется 1201 годом!
Тыльная сторона картины "Битва Масленицы и Поста" и образец дуба |
А еще в экспозиции была наглядно представлена динамика роста цен на произведения Брейгеля за последние 450 лет. Так, в 1572 году в Мехелене картины Брейгеля стоили от 50 до 200 золотых монет, а в 2013 году аукционный дом Christie's ориентировочно оценил "Свадебный танец" из Детройтского института искусства в 100-200 миллионов долларов США.
Динамика цен на работы Брейгеля за 450 лет |
"Битва Масленицы и Поста" (1559), Вена
Организаторы выставки приготовили еще много других интересных сюрпризов, и один из них - инсталляция "Битва Масленицы и Поста", где на фоне увеличенного изображения знаменитой картины в стеклянных витринах были выставлены аутентичные предметы быта XVI века, предоставленные музеем Бойманса-Ван Бёнингена (Роттердам).
Инсталляция картины "Битва Масленицы и Поста" (1559) |
Керамика XVI века предоставлены музеем Бойманса-Ван Бёнингена |
Детали инсталляции картины "Битва Масленицы и Поста" |
Аутентичная обувь XVI века |
Экспонаты XVI века предоставлены музеем Бойманса-Ван Бёнингена |
Специальный тактильный стенд для слепых |
Кроме того, в содружестве с Рейксмюсеум (Амстердам) и музеем Бойманса-Ван Бёнингена (Роттердам) к выставке была подготовлена книга о "говорящих" предметах. После вступительного эссе куратора Музея истории искусств Сабины Пено авторы раскрывают символику, юмор, образы и скрытые истории, которые несут в себе повседневные предметы этой картины. Свои истории и впечатления от общения с человеком рассказывают: миска для теста, вертел, ковш, тарелка, нож, копилка, игральный кубик, волчок, чаша для подаяний и другие предметы "масленичного города". (Conversation Pieces: the world of Bruegel).
Книга "Мир Брейгеля: говорящие предметы" (на английском языке) |
Так, например, выглядят откровения трехногого стула: "Я с самого начала знаю, кто сидит на мне – пустомеля, или пьяница, или хвастун, или клеветник. Я также чувствую, кто перебрал. Я первый, кто чувствует это, – даже раньше, чем пьющий. Для того, чтобы сидеть на трехногом стуле, нужна сноровка. Он требует умения балансировать. Осмотрительности. Приспособленности. Трех ножек достаточно для некоторой поддержки, но их не хватает для абсолютной самоуверенности. Даже если у вас зад как у быка, вам следует быть осторожным со мной".
"Битва Масленицы и Поста", 1559, дерево, масло, 118×164,5 см, Музей истории искусств, Вена |
В основе сюжета этой картины лежат традиционные Масленичные гулянья, которые проводились на «жирной неделе» в последний день перед Великим Постом и заключались в шуточной битве свиты Масленицы со сторонниками Поста. Центральная фигура праздника – король Карнавал. Окруженный потешной свитой веселый и тучный он восседает на винном бочонке, а ему навстречу две монахини тащат тележку с троном, на котором сидит болезненно-тощий Пост с пчелиным ульем на голове (символ трудолюбия и добродетели). Думаю, на чьей стороне Питер Брейгель вполне очевидно!
Главные персонажи картины - Масленица и Пост |
При этом остальные жители города заняты своими привычными делами: "кто-то спит, кто-то печет вафли, кто-то играет в кости, моет окна, пляшет, просит милостыню, женится, пьянствует, посыпает прохожих пеплом, поет и обманывает". Персонажей как всегда очень много, и разглядывать их можно до бесконечности!
В «Битве Масленицы и Поста» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника
|
При рентгеновском и инфракрасном исследовании «Битвы» было обнаружено множество закрашенных фрагментов, сделанных те только до завершения картины, но и в последующие годы.
"Битва Масленицы и Поста" На фото справа виден фрагмент, который позднее был зарисован (возможно, кем-то другим) |
"Игры детей" или "Детские игры" (1560), Вена
Написанная в 1560 году картина "Детские игры" уж точно относится к энциклопедическому изображению выбранной темы. В данном конкретном случае - это игры. Традиция изображать детские игры существовала и до Брейгеля, но вряд ли кто-то может сравнится с маэстро в широте и детальности освящения этой темы (168 мальчиков и 78 девочек играют более чем в 90 игр). Специалисты отмечают, что Брейгель удивительно точно передал динамику и подробности каждой игры, и его картина даже может служить материалом для этнографических исследований.
"Детские игры", 1560, дерево, масло, 118×161 см, Музей истории искусств, Вена |
Салочки, жмурки, ножички, бабки. Дети плавают, бегают с мячиком, скачут на палочке-лошадке, ходят на ходулях и катают обручи от винных бочек. Короче, играют на свежем воздухе, как все нормальные дети. С той лишь разницей, что у Брейгеля ни один ребёнок не улыбается, но для тех лет это было вполне обычным делом.
"Игра в обруч" |
Существует предположение, что «Детские игры» должны были стать частью цикла, задуманного как «Четыре возраста человека». Этим объяснялось также и отсутствие взрослых на картине. Однако, если это и так, другие картины цикла не были созданы или не сохранились.
За прошедшие столетия неоднократно предпринимались попытки провести идентификацию этих игр, и в 1981 году искусствовед Сандра Хиндман составила на их основе сводный каталог "Pieter Bruegel's Children's Games, Folly, and Chance" (список и описание игр можно посмотреть здесь).
Прочитать об играх, которые пронумерованы на картине, можно здесь |
"Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" (1565) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Картина "Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" на выставке в Вене |
На картине "Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" (1565) изображена типичная зимняя сцена фламандской деревни - люди катаются на коньках по замерзшей реке, а справа на берегу птицы клюют зерно вокруг большой ловушки, которая вот-вот прихлопнет с десяток из них. И несмотря на то, что все специалисты, как один, твердят о трагическом предчувствии, зашифрованном в этой картине, на меня она производит впечатление умиротворения и гармонии.
Питер Брейгель Старший "Зимний пейзаж с фигуристами и ловушкой для птиц", 1565, дерево, масло, 37×55,5 см Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия |
Ловушка для птиц |
Эту картину называют самым успешным проектом династии Брейгелей, потому что только Питер Брейгель Младший ухитрился скопировать ее 45 раз (одна из них находится в Музеи истории искусств в Вене). Всего же в XVII веке с нее было написано 127 копий, которые разошлись по разным собраниям мира.
Питер Брейгель Младший (возможно) "Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц", 1601, дерево, масло, 39×57 см Музей истории искусств, Вена |
В рамках венской выставки можно было увидеть сразу две картины "Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц". Оригинал приехал из Королевского института изящных искусств в Брюсселе, а копию Питера Младшего предоставил венский Музей истории искусств. Их поместили максимально близко друг к другу, так что любой желающий мог попытаться сравнить эти работы и в очередной раз убедиться в гениальности Питера Старшего.
Так обе картины выглядели на выставке в Вене Их повесили максимально близко, чтобы каждый мог "найти десять отличий" |
Теперь немного о маленьких картинах
"Портрет старой женщины" (1568), Старая пинакотека, Мюнхен
Как известно, Питер Брейгель Старший портретов не писал, поэтому небольшой "Портрет старой женщины" ("Голова крестьянки") из мюнхенской Старой пинакотеки является его единственной работой в этом жанре. Судя по всему, она была лишь подготовительным этюдом к другой картине, хотя выглядит вполне законченно и очень колоритно.
Кстати, кроме "Портрета старой женщины" мюнхенская Старая пинакотека может похвастать еще и знаменитой "Страной лентяев" (Schlaraffenland), но эту картину на выставку привезти не смогли.
"Портрет старой женщины", 1568, дерево, масло, 22×18 см, Старая пинакотека, Мюнхен |
"Пьяницу заталкивают в свинарник" (1557), частная коллекция
До реставрации |
Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего - тондо "Пьяницу заталкивают в свинарник" ("Пьяница, запираемый в свинарнике") было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie's (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): "Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник".
"Пьяницу заталкивают в свинарник", 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция Слева - гравюра, подпись на которой дала название этой картине |
Кстати, в 1558 году Брейгель создал целый цикл из 12 фламандских пословиц, написанных на подобных деревянных "тарелочках" диаметром около 20 см. Через какое-то время (уже после его смерти), их собрали на одну деревянную панель, и получилась картина «Двенадцать пословиц» (описание каждой из пословиц можно прочитать тут), которая сейчас находится в музее Майера ван ден Берга в городе Антверпене. К сожалению, в этой выставке она участия не принимала.
"Двенадцать пословиц", 1563, дерево, масло, 75×98 см, Музей Майер ван ден Берг, Антверпен |
"Две обезьяны на цепи" (1562), Берлинская картинная галерея
"Две обезьяны на цепи", 1562, дерево, масло, 20×23 см, Берлинская картинная галерея, Германия |
Крошечную картину "Две обезьяны на цепи" (20 на 23 см) организаторы выставки ухитрились разобрать буквально на молекулы. Изучив работу с помощью рентгеновских лучей, они реконструировали процесс ее создания от чистой доски до готовой картины.
Каждая витрина соответствует определенному этапу работы |
Процесс создания работы от рисунка до готовой картины |
Визуальный ряд снабжен очень подробными объяснеииями |
Не буду философствовать и рассказывать обо всех аллегорических смыслах, просто скажу, что на картине изображены две грустные обезьяны... а какими им быть, если они сидят на цепи... Пейзаж на заднем плане идентифицирован как антверпенский, и это не удивительно, если вспомнить, что в это время Брейгель жил именно там. И еще - образ почти таких же двух обезьян можно найти на картине "Безумная Грета". Правда, там они уже сидят за решеткой.
Грустные, как все кто сидит на цепи... |
"Калеки" (1568), Лувр, Париж
"Калеки", 1568, дерево, масло, 18,5×21,5 см, Лувр, Париж, Франция Она была передана в Лувр в 1892 году и является единственной работой Брейгеля в его коллекции |
На еще одной маленькой картине, созданной в 1568 году, изображены пять нищих в карнавальных головных уборах, каждый из которых соответствует определенному классу общества: картонная королевская корона, бумажный солдатский шлем, буржуазный берет, крестьянская кепка и митра епископа. При этом у каждого из калек на одежде есть один или несколько лисьих хвостов, наличие которых, возможно, является намеком на анти-испанское движение (лисий хвост был их символом).
Это одна из последних работ художника, написанная за год до смерти. На ее обороте есть две надписи, сделанные в XVI веке. Одна из них на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни - выражает восхищение Брейгелем - «искусство превосходит саму Природу». Ее явно добавили уже после кончины художника.
Это одна из последних работ художника, написанная за год до смерти. На ее обороте есть две надписи, сделанные в XVI веке. Одна из них на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни - выражает восхищение Брейгелем - «искусство превосходит саму Природу». Ее явно добавили уже после кончины художника.
Пятеро нищих в карнавальных головных уборах |
«Неаполитанская гавань» (1563), галерея Дориа Памфили, Рим
Картина "Неаполитанская гавань" ("Морской бой в гавани Неаполя") из Галереи Дориа-Памфили в Риме, окончательно атрибутированная как работа Питера Брейгеля Старшего в ходе подготовки к этой выставке, впервые появилась на публике в этом официальном статусе.
"Неаполитанская гавань", 1563, дерево, масло, 39,8×69,5 см
Галерея Дориа-Памфили, Рим |
Изображенный на этой картине пейзаж, не является реалистичным, хотя и содержит такие знаковые для Неаполя объекты, как, например, Кастель-дель-Ово и вулкан Везувий. Судя по всему, Брейгель написал ее уже по памяти, опираясь на наброски, сделанные во время путешествия по Италии в 1552 году.
Картина "Неаполитанская гавань" на выставке в Вене |
Две картины в технике гризайль
На выставке в Вене были представлены две картины в технике гризайль (вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета): небольшая работа "Успение Богородицы"(1563-1565) из поместья Аптон-Хаус (Уорикшир, Великобритания) и «Три солдата» (1568) из коллекции Фрика в Нью-Йорке (США).
"Успение Богородицы", 1563-1565. дерево, масло, 36 x 55 см, Поместье Аптон-Хаус, Уорикшир, Великобритания |
"Три солдата", 1568. дерево, масло, 20,3x17,8 см, Коллекция Фрика, Нью-Йорк, США |
Последний зал экспозиции
В последнем зале выставки размещены поздние работы Брейгеля (1568): "Сорока на виселице" из Музея земли Гессен (Дармштадт, Германия); "Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец" и "Разоритель гнезд" из Музея истории искусств (Вена) и знаменитый рисунок "Пчеловоды", привезенный из Берлинского гравюрного кабинета (Германия).
Последний зал венской экспозиции |
Картины "Крестьянский танец" и "Крестьянская свадьба" на выставке в Вене |
Картины "Свадебный танец" (1566, в выставке не участвовала), "Крестьянская свадьба" (1567 или 1568) и "Крестьянский танец" (1568) входят в серию жанровых произведений общей тематики. Все три картины ярко, динамично и с юмором изображают сельские праздники, основными героями которых являются очень колоритные фламандские крестьяне. Изучать их детали одно удовольствие!
Картины "Крестьянская свадьба" и "Крестьянский танец" на выставке в Вене |
Справа: "Крестьянский танец", 1568, дерево, масло, 114×164 см Музей истории искусств , Вена |
Фрагменты картины "Крестьянский танец" |
Школьники возле картины "Крестьянская свадьба" |
Слева: "Крестьянская свадьба", 1567, дерево, масло, 114×163 см Музей истории искусств , Вена |
Фрагменты картины "Крестьянская свадьба" |
Рядом расположены две, казалось бы, совершенно разные работы - рисунок "Пчеловоды" и картина "Разоритель гнезд" ("Крестьянин и разоритель гнезд"), но по мнению большинства специалистов они иллюстрируют одну и ту же фламандскую пословицу - Dije den nest Weet dijen weeten, dijen Roft dij heeten, что переводится, как: «Тот, кто знает, где гнездо, обладает знанием, а тот, кто разоряет гнезда - имеет добычу». Проблема только в том, как истолковать послание художника, и тут сколько специалистов - столько и мнений...
"Пчеловоды", 1568, бумага, перо, чернила, 20,3×30,9 см, Берлинский гравюрный кабинет "Разоритель гнезд", дерево, масло, 1568, 59,3×68,3 см, Музей истории искусств, Вена |
"Пчеловоды" - это самый загадочный рисунок в наследии художника. Лица пчеловодов скрыты ивовыми корзинками, и это придает им таинственный сюрреалистический вид... В левом нижнем углу написан текст пословицы "о знаниях и гнездах", смысл которой приписывают и картине "Разоритель гнезд".
"Пчеловоды", 1568, бумага, перо, чернила, 20,3×30,9 см, Берлинский гравюрный кабинет |
Фрагменты рисунка "Пчеловоды" |
"Разоритель гнезд" одна из последних картин художника, которая в XIX веке была нещадно обрезана с двух сторон сантиметров на 10-15, и которая отличается от всех предыдущих, прежде всего, минимальным количеством персонажей. На удивление, их тут только двое - разоритель гнезда, который вот-вот свалится с ветки и указывающий на него крестьянин на переднем плане. "Крестьянин идет прямо на зрителя, показывая на разорителя гнезда, и смеется, заметив как тот сейчас упадет с дерева. Однако сам он не замечает, как направляется прямо в канаву". Ни исторического подтекста, ни библейского сюжета - просто мечта искусствоведа. Сиди и придумывай, что же хотел сказать художник!
"Разоритель гнезд" ("Крестьянин и разоритель гнезд", 1568, дерево, масло, 59,3×68,3 см Музей истории искусств, Вена |
Процесс исследования |
И вот, наконец, последняя из известных работ художника, написанная в 1568 году. Поскольку в центре картины расположена виселица, на которой сидит сорока, то те кто давал картинам Брейгеля теперешние названия, а это как правило были искусствоведа, коллекционеры или составители каталогов, решили особо не умничать и назвали ее просто "Сорока на виселице". При этом сорока олицетворяет болтливость, ведущую к клевете, на которой держался репрессивный испанский режим, а пляшущие под виселицей крестьяне, вероятнее всего, иллюстрируют фламандскую пословицу «Дороги к виселице идут через весёлые лужайки». Художник высоко ценил эту работу и завещал её своей жене Мейкен Кук.
"Сорока на виселице". 1568, дерево, масло, 45.9×50.8 см, Музей земли Гессен, Дармштадт |
Ну вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать об этой грандиозной выставке, но чтобы не прощаться на столь печальной ноте, заглянем на минутку в специализированный сувенирный магазин, который разместился прямо на выходе. Перечислять сувениры не буду, но, поверьте, здесь был весь дежурный набор и даже больше. Кроме календарей, альбомов, сумок и зонтов кураторы выставки приготовили три прекрасные, хорошо иллюстрированные книги, написанные группой известных ученых: дополненный электронной книгой каталог "Брейгель" (304 страницы, €39,95, за время выставки было продано более 20 тысяч экземпляров); "Брейгель. Рука мастера" (498 страниц, €69,00) и "Мир Брейгеля. Говорящие вещи" (120 страниц, €22,50).
Пора на выход |
Сувенирный магазин |
Типичной ассортимент |
А вот такой комплект папок я увидела впервые |
Самые ходовые сувениры |
Ну и, конечно, открытки с магнитами |
На этом мой отчет о первой ретроспективной выставке Питера Брейгеля Старшего завершен. Оправдала ли она мои очень высокие ожидания - более чем! Чувствовала ли я себя счастливой от того, что смогла прикоснуться к этому эпохальному событию - не то слово! Смогла ли я заразить Брейгелем Олю - думаю да, и это прекрасно! Короче, спасибо судьбе за такую удачу, Брейгелю за его гениальность, а устроителям выставки за культурный подвиг, который они совершили! Надеюсь, вам тоже не было скучно!
Об истории создания Музея истории искусств читайте мой следующий пост
4 дня в Вене (Австрия):
2. День 2-й (часть 1): Наш поход во дворец Шенбрунн (Вена, Schönbrunn)
День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)
День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)
3. День 3-й (часть 1): Два часа в Шёнау-ам-Кёнигзее (Германия)
День 3-й (часть 2): Два часа в Берхтесгадене (Германия)
День 3-й (часть 3): Три часа в Зальцбурге: нокерльн, конфеты "Моцарт" и прогулка (Австрия)
День 3-й (часть 2): Два часа в Берхтесгадене (Германия)
День 3-й (часть 3): Три часа в Зальцбурге: нокерльн, конфеты "Моцарт" и прогулка (Австрия)
4. День 4-й (часть 1): Поход на блошиный рынок (Вена)
День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
* Императорская сокровищница Вены (Kaiserliche Schatzkammer Wien)
* Собор Святого Стефана, Stephansdom или просто Steffi (Вена)
* Штрудель-шоу в ресторане Residenz (Вена, Шенбрунн)
* Венская "Кунсткамера", часть 1: "Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)
* Венская "Кунсткамера", часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)
* Собор Святого Стефана, Stephansdom или просто Steffi (Вена)
* Штрудель-шоу в ресторане Residenz (Вена, Шенбрунн)
* Музей истории искусств в Вене, часть 1: "История создания" (Kunsthistorisches Museum)
* Музей истории искусств в Вене, часть 2: "Картинная галерея: фламандцы и немцы"
* Музей истории искусств в Вене, часть 3: "Картинная галерея: итальянцы, испанцы и французы"* Музей истории искусств в Вене, часть 2: "Картинная галерея: фламандцы и немцы"
* Венская "Кунсткамера", часть 1: "Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)
* Венская "Кунсткамера", часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)
Вы потрясающе хорошо пишете! Хоть ине искусствовед, но заражаете и заряжаете своей вовлечённостью! Так и должно говорить об искусстве и о местах, которые имеете счастье посетить! Завидую вашей подруге:)))
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!Все время хочу покороче, а получается целая диссертация! А Оля - это моя 17-летняя крестница. Она приехала в Вену первый раз, вот я и водила ее по музеям.
Удалить