воскресенье, 6 сентября 2020 г.

Музей истории искусств в Вене: "Картинная галерея: старонидерландская, фламандская и немецкая живопись" (Kunsthistorisches Museum, часть 2, Австрия)


Поскольку о создании Музея истории искусств я очень подробно рассказала в предыдущем посте "История, коллекции и коллекционеры", теперь самое время отправиться в его знаменитую картинную галерею, занимающую весь второй этаж Главного здания на Мария-Терезиен-Плац.
Зал XV - фламандская живопись XVII века
Сформированная под влиянием эстетических и политических предпочтений австрийских Габсбургов, правивших в XVI-XIX веках, венская картинная галерея будет особенно интересна поклонникам - итальянской живописи XV-XVI (Тициан, Веронезе, Тинторетто, Рафаэль, Арчимбольдо) и XVII-XVIII веков (Караваджо, Каналетто); голландской живописи XV-XVI (Питер Брейгель Старший, Ян ан Эйк, Мемлинг, Рогир ван дер Вейден) и XVII-XVIII веков (Вермеер, Рембрандт); фламандской живописи XVII-XVIII веков (Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс), немецкого Ренессанса (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Гольбейн) и... испанца Веласкеса (XVII век).
В центре - Джорджоне "Три философа" (1505-1509)
Сгруппированные по принципу "школа, эпоха и авторство", многочисленные шедевры знаменитого собрания экспонируются в 15 больших просторных залах с высокими стеклянными потолками (они обеспечивают естественное освещение) и анфиладе из 24-х небольших кабинетов, окружающих оба крыла музея по периметру.
Один из 15-ти залов с высокими стеклянными потолками
По периметру здания идет анфилада из 24-х кабинетов
При этом левое крыло (справа от лестницы) полностью отдано огромному собранию фламандской, голландской, нидерландской и немецкой живописи XV-XVIII веков. Поэтому здесь царствуют Рубенс, Дюрер, Брейгели, Ван Дейк, Мемлинг, Лукас Кранах Старший и еще очень много других не менее талантливых, но чуть менее раскрученных художников.
Зал XIV-  картины Питера Пауля Рубенса 
А в противоположном - правом крыле (слева от лестницы) - разместилась обширная итальянская коллекция XV-XVIII веков и единичные экземпляры испанской, английской и французской живописи. Здесь можно посмотреть работы Тициана, Тинторетто, Каналетто, Веласкеса, Гейнсборо, Джорджоне, Веронезе, Пуссена и Виже-Лебрен.
Переход между крыльями второго этажа
Зал VIII посвящен живописи Тициана

Итак, приглашаю на прогулку по одной из самых известных картинных галерей мира! 
Приятного всем просмотра!
( в обзоре показаны только избранные произведения)

ЛЕВОЕ КРЫЛО

Зал XV - Фламандская живопись XVII века


Якоб Йорданс (1593-1678), Ян Брейгель Старший (1568-1625), Роберт ван ден Хукке (1622-1688), 
Ян Фейт (1611-1661), Теодор ван Тюльден (1606-1669), Франс Снейдерс (1579-1657), 
Ян Бокхорст (1604-1668), Жак д'Артуа (1613-1686), Антонис ван Дейк (1599-1641) и другие. 

Зал XV - Фламандская живопись XVII века
Жак д'Артуа
"Большой лесной пейзаж со святым Станиславом Косткой" (1660/1670)
Якоб Йорданс "Праздник бобового короля" (один из вариантов, 1640/1645)
Роберт ван ден Хукке "Катание на льду у стен Брюсселя" (1649)
Зал XV - Фламандская живопись XVII века 
Ян Бокхорст "Меркурий влюбляется Герсу" (1650/1655)
Франс Снейдерс "Охотничий натюрморт" (1640/1650)
Ян Фейт "Натюрморт с собакой, фруктами и птицей" (1652)
Юстус ван Эгмонт "Эрцгерцог Леопольд Вильгельм" (1649)
Питер Тейс – "Эрцгерцог Леопольд Вильгельм" (1650/1656)
Теодор ван Тюльден "Провинции Брабант, Эно и Фландрия отдают дань уважения Деве Марии" (1654)

Ян Брейгель Старший "Эскизы собак" (1616)
Антонис ван Дейк "Томас Ховард и его жена Алатея Талбот" (1639/1640)
 Ян Бокхорст (1638)
"Флора" (аллегория весны)
"Церера" (аллегория лета)

 Антонис ван Дейк
"Святое семейство" (1626/1628)
"Франсиско де Монкада" (1633/1634)

Зал XIV - Питер Пауль Рубенс (Фламандская живопись, XVII век)


Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - это отдельная история и предмет гордости картинной галереи венского Музея истории искусств, ведь в ее собрании находится 68 (!!!) его шедевров (всего в трех музеях Вены находится 100 работ художника) - много великолепных портретов и целая серия картин религиозной тематики. Некоторые их них имеют гигантские размеры, а какие-то выглядят очень камерное, но абсолютно все производят грандиозное впечатление. 
Зал XIV - работы Питера Пауля Рубенса
Питер Пауль Рубенс
"Чудо Святого Игнатия Лойолы" (1617/1618)
"Успение Марии" (1611/1614 - 1621)
"Чудо Святого Франциска Ксавьера" (1617/1618)

Питер Пауль Рубенс "Карл Смелый, герцог Бургундский" (1618)
"Бегга Анденская и ее муж Анзегизель" (1612/1615)
Зал XIV - работы Питера Пауля Рубенса
Питер Пауль Рубенс
"Четыре континента" ("Четыре реки рая", 1612/1615)
Питер Пауль Рубенс "Благовещение" (1609) / "Император Максимилиан I" (1618)
Питер Пауль Рубенс
"Оплакивание Христа Марией и Иоанном" (1614/1615)
Питер Пауль Рубенс
"Маленькие Иисус с Иоанном Крестителем и два ангела" (1615-1622)
Питер Пауль Рубенс
"Голова Медузы" (1618, Зал XIV)

Кабинет 23 - Антонис ван Дейк и Питер Пауль Рубенс

(Фламандская живопись, XVII век)


Антонис ван Дейк "Портрет молодого генерала" (1622/1624)
Питер Пауль Рубенс "Изабела Д'Эсте" (1600/1601)

Антонис ван Дейк "Самсон и Далила" (1628/1632)
Антонис ван Дейк
"Портрет пожилой женщины" (1634)
"Портрет короля Карла I" (1632)
"Портрет юной леди" (1630/1632, кабинет 23)

Питер Пауль Рубенс
"Эрцгерцог Альбрехт VII" (1618)
"Инфанта Изабелла Клара Евгения, жена Альбрехта VII" (1618)
"Девушка с веером" (1628/1629)

Зал XIII - Антонис ван Дейк, Питер Пауль Рубенс и Роберт ван ден Хукке

(Фламандская живопись, XVII век)


Питер Пауль Рубенс
"Алтарь Святого Ильдефонсо" (1630/1632)
"Охота Мелеагра и Аталанты" (1616/1620)
Питер Пауль Рубенс
"Алтарь Святого Ильдефонсо" (1630/1632)
На левой створке алтаря - эрцгерцог Альфонс VII
в центре - Богородица дарит Святому Ильдефонсо священное облачение
 на правой створке - инфанта Изабелла Клара Евгения
Картины Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка
В центре - Антонис ван Дейк  
"Святое семейство под яблоней" - 
внешняя створка "Алтаря Святого Ильдефонса" (1630/1632)
Питер Пауль Рубенса
"Шубка" ("Хелена Фурмент в меховой мантии автора", 1636/1638)
"Замерзшая Венера" (1611, Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
"Автопортрет" (1638)
Антонис ван Дейк
Портрет "Карла Эмануэле д'Эсте, Маркиза ди Боргоманеро" (1634/1635)
Питер Пауль Рубенс
"Кимон и Ифигения" (1617)
"Шубка" ("Хелена Фурмент в меховой мантии автора" (1636/1638)
Питер Пауль Рубенс
"Кимон и Ифигения" (1617)
Питер Пауль Рубенс 
"Отшельник и спящая Анжелика" (1626/1628)
Картины Яна ван ден Хукке и Питера Пауля Рубенса
Ян ван ден Хукке (Зал XIII)
"Портрет короля Богемии и Венгрии Фердинанда" (1634/1635)
"Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского" (1634/1635)
Антонис Ван Дейк
"Филиппо Франческо д'Эсте, Маркиз ди Ланцо с собакой" (1634/1635)
"Мария с младенцем и святыми Розалией, Петром и Павлом" (1629)
"Карло Эмануэле д'Эсте, Маркиз ди Боргоманеро" (1634/1635)
Антонис ван Дейк
"Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу" (1629/1630)
"Экстаз Святого Франциска" (1630/1632)

Кабинет 22 - Хуан де Фландес, Лукас Кранах Старший и Лукас Кранах Младший


В этом небольшом кабинете представлены работы трех художников XV-XVI веков - одного из главных художников испанского Возрождения, первого испанского придворного портретиста - испанского художника нидерландского происхождения Хуана де Фландеса (Яна из Фландрии, 1465-1519) и семейства немецких живописцев - Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и Младшего (1515-1586). Люблю рассматривать эти картины! Один вышитый бархат и перья на беретах чего стоят! Я уже не говорю о совершенно замечательном Святом Леопольде в шапке ушанке с кокардой! 
Лукас Кранах Старший 
"Саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония" (1535)
Картины Лукаса Кранаха Старшего с изображением святых: 
"Святой Иероним" (1515)
"Святой Георгий убивающий дракона" (1510/1520)
"Святой Леопольд" (1515)

Две картины Лукаса Кранаха Старшего посвящены очень популярному библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне. Укрепленный израильский город Ветилуя осадили войска ассирийского царя Навуходоносора, которыми командовал выдающийся полководец Олоферн. Его победа была неминуема, если бы не богатая местная вдова Юдифь. Пользуясь своей красотой, она очаровала Олоферна, а когда он уснул отрубила ему голову. Наутро, обнаружив обезглавленное тело своего полководца, ассирийские воины в ужасе бежали от стен Ветилуя, и город был спасен.
Лукас Кранах Старший 
"Юдифь с головой Олоферна и служанкой" 1537
 "Юдифь с головой Олоферна" 1530

Лукас Кранах Младший 
"Мужской портрет" и "Женский портрет" (1524)
Поскольку я увлекаюсь европейской историей Средневековья, мне было очень интересно посмотреть портреты испанской королевы Хуаны Безумной и ее супруга  Бургундского герцога Филиппа Красивого работы Хуáна де Флáндеса (ок.1500). Дочь знаменитой испанской королевы Изабеллы Кастильской и будущая королева Испании она так влюбилась своего красавца-мужа, что после его внезапной смерти долго не давала похоронить, разъезжая с ним по стране. В результате она окончательно сошла с ума и была отправлена в монастырь, где и прожила до самой смерти пока за нее правили сначала отец, а потом и сын - Карл VI - первый Габсбург на испанском престоле. 
Хуáна де Флáндеса (ок.1500)
королева Испании Хуана Безумная и ее супруг Филипп Красивый, герцог Бургундский

Кабинет 21 - Немецкая, фламандская и нидерландская живопись XV-XVI веков 


Ганс Мемлинг (1430/1433-1494), Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464), 
Иероним Босх (ок.1450-1516), Хуго ван дер Гус (1430/1440-1482) и другие.

Кабинет №21 порадовал меня долгожданной встречей с живописью XV века и моим любимым Гансом Мемлингом (1430/1433-1494). В последние годы я почему-то вдруг полюбила средневековую живопись, а после посещения Брюгге стала большой поклонницей Мемлинга, так что была очень рада опять увидеть его работу. Жаль только, что в собрании музея этот фламандский художник немецкого происхождения представлен лишь одним единственным алтарем Святого Иоанна Крестителя (Дева Мария с Младенцем, ангелом и дарителем, дерево, масло, 1485/1490).
Ганс Мемлинг 
Алтарь Святого Иоанна Крестителя (1485/1490)
(Дева Мария с Младенцем, ангелом и дарителем, дерево, масло)
Створки алтаря Святого Иоанна Крестителя
(роспись с внешней и внутренней стороны)
Гениальный Рогир ван дер Вейден - учитель Мемлинга и еще один выдающийся нидерландский живописец - тоже представлен всего несколькими работами. Среди них триптих "Распятие" (1440-1445), две створки диптиха и несколько портретов правителей Бургундии - Карла Смелого и Филиппа Доброго. 
Рогир ван дер Вейден Триптих "Распятие" (1440/1445)
Рогир ван дер Вейден 
"Мадонна с младенцем" (1429/1432)
"Филипп Добрый, герцог Бургундский" (около 1500)
"Святая Екатерина Александрийская" (1440)

Слева - Гертген тот синт Янс - крылья "Алтаря св Иоанна" из церкви в Харлеме (1484)
Справа - Иероним Босх "Христос несущий крест" (1490/1510)
Художник пишет копию с картины Иеронима Босха
Тему алтарей продолжили великолепные творения Якоба Корнелиса ван Остзанена (1465-1533), Бернарта ван Орлей (1487-1451), Корнелиса Энгебрехтса (1465-1527/1533), Джерарда Дэвида (1460-1523) и Йоса ван Клеве (1485-1541). Все они написаны маслом по дереву и когда-то украшали Фламандские церкви. Яркие краски, позолота, филигранная точность в изображении фактур и мелких деталей, сочные пейзажи на заднем плане. Красота невероятная!
Якоб Корнелис ван Остзанен
"Алтарь Иеронима"(1511) в открытом виде
Якоб Корнелис ван Остзанен "Алтарь Иеронима"(1511)
Слева - центральная часть; справа - алтарь в закрытом виде
Бернарт ван Орлей 
центральная часть "Алтаря Святых Фомы и Матиаса" (ок.1515) 
боковые створки хранятся в Брюсселе
Триптих Корнелиса Энгелбрехтсена (1520/1525) рассказывает библейскую историю о сирийском полководце Неемане, который страдал от проказы, но по совету своей служанки 7 раз совершил омовение в водах священной реки Иордан и полностью исцелился.
Корнелис Энгелбрехтсен
триптих "Омовение Неемана в Иордане" (1520/1525)
на боковых створках - Святые Косма и Дамиан
Джерард Дэвид "Алтарь Михаила" (1510)
Йос ван Клеве - алтарь "Святое семейство" (1530)
На одной из картин Йоса ван Клеве (1485-1541) изображен очень любимый и часто повторяющийся у разных художников сюжет ренессансной живописи - "Смерть Лукреции". Лукреция была римской добродетельной матроной, которая пострадала из-за своей красоты. Как рассказали нам античные историки, в 510/508 году до н. э. в нее влюбился царский сын Секст Тарквиний, который ее изнасиловал. Она рассказала об это мужу и заколола себя у него на глазах. Это событие, якобы, послужило началом бунта против царской власти и установлению Римской Республики. В искусстве Лукреция олицетворяет собой непокоренную доблесть и часто символизирует Рим, а ее насильник - образ врага. Лукреция у Ван Клеве, на мой взгляд, одна из самых печально-красивых и соответствует всем канонам ее истории. Кроме, разве что, одежды, которая явно из другой эпохи. Но как же мастерски написана фактура меха и прозрачной вуали! 
Йос ван Клеве
"Лукреция" (1520/1525)
"Мария с младенцем" (1530)
"Рождения Христа" (1520)

Кабинет 20 - Нидерландская, немецкая и французская  живопись XV-XVI веков


В кабинете №20 я нашла еще одну очень интересную картину работы Йоса ван Клеве. На ней изображена Элеонора Австрийская - дочь Филиппа IV Красивого и Хуаны I Безумной, эрцгерцогиня Австрийская, инфанта испанская, принцесса Бургундская, сестра королев и императоров, сама дважды королева а, по сути, совершенно несчастная женщина. Среди претендентов на её руку были короли Англии Генрих VII и Генрих VIII, король Польши Сигизмунд I и король Франции Людовик XII, но досталась она сначала королю Португалии - Эмануэлю I, а потом королю Франции - Франциску I. Первый нелюбимый муж был старше на 29 лет и умер через три года после свадьбы. Во второго она была влюблена, но он предпочитал ей любовниц. Короче, богатые тоже плачут!
Йос ван Клеве "Элеонора Португальская" (1530)
Слева портреты ее родителей -
Хуаны Безумной и Филиппа Красивого (работа Хуана де Фландеса)
Кроме портрета королевы Элеоноры в 20-ом кабинете можно увидеть еще полтора десятка портретов ведущих художников XV-XVI веков - Яна Ван Эйка (1390-1441), Джерарда Дэвида (1460-1523), Михеля Зиттова (1469-1525), Бартоломея Брейна Старшего (1493-1555), Бартоломея Брейна III (1550/1560-1603), Франса Флориса (1520-1570) и других. 
Михель Зиттов
"Мэри-Роуз Тюдор" (или "Екатерина Арагонская") (1514) - сестра (или первая жена) Генриха VIII 
"Портрет Фердинанда Арагонского" (конец XV- начало XVI века)

Ян Ван Эйк «Портрет Яна де Лейва» (1436)

Бартоломеус Брейн Старший
"Портрет рыцаря" (1531)
"Портрет кардинала Бернардо Клезио" (1530)

Франс Флорис "Портрет оруженосца гильдии" (1563/1566)
Жан Фуке "Портрет Гонеллы, придворного шута Феррары" (ок. 1450) 
Ян Ван Эйк "Портрет кардинала Никколо Альбергати" (1435)

Кабинет 19 - Нидерландская и фламандская  живопись XVII веков


Ян Вермеер (1632-1675), Ян Давидс де Хем (1606-1684), Вольфганг Хаймбах (1615-1678), 
Антони Паламедес (1601-1673), Симон де Влигер (1601-1653) и другие.

В 19-ом кабинете продолжается экскурсия по фламандско-голландской живописи теперь уже XVII века и самая знаменитая среди здешних работ (не в обиду остальным художникам) - единственная в коллекции музея картина Яна Вермеера (1632-1675) - «Аллегория Живописи» ("Мастерская художника"), 1666/1668 года.
Ян Вермеер «Аллегория Живописи» ("Мастерская художника"), 1666/1668
Ян Давидс де Хем "Евхаристия в плодовом венке" (1648)
Вольфганг Хаймбах "Ночной банкет" (1640)
Антони Паламедес "Жанровая сценка" (1634)
Симон де Флигер 
"Визит Фредерика Хендрикса II в Дордрехт в 1646 году" (1649)
Дирк Халс "Прогулка в саду" (1632)
Корнелис де Хем (сын Яна Давидса де Хема) натюрморт "Завтрак" (1660-1669)

Зал XII - Нидерландская и голландская  живопись XVII-XVIII веков

Франс Халс (1582/1583-1666), Ян ван Хёйсум (1682-1749),  Франс Снейдерс (1579-1657), 
Франс ван Мирис Старший (1635-1681), Якоб Исакс ван Рёйсдал (1628-1682), Самюэль ван Хоогстратен (1627-1678), Кристоф Паудисс (1625-1666), Мельхиор д'Ондекотер (1636-1695) и другие.

Переходим в зал XII и продолжаем расширять свои познания в области Фламандской  и Голландской живописи XVII и первой половины XVIII века. К моему большому стыду ни фамилии, ни работы этих художников мне ни о чем не говорили, поэтому я очень обрадовалась, увидев картины Франса Халса. Хоть одно знакомое лицо! А с остальными будем знакомиться вместе! Начнем с двух роскошных букетов Яна ван Хёйсума (первая половина XVIII века), а потом выборочно пройдем по рядам.  
Ян ван Хёйсум "Букеты" (первая половина XVIII века)

Фламандская живопись XVII века 
Франс Снейдерс "Рыбный рынок" (1620/1630)
Дирк ван Сантвоорт
"Казанова дель Монте Туррис, мэр Праги" (1639)
"Анна Хайнц фон Джейден, жена Казановы дель Монте Туррис" (1639)
Франс ван Мирис Старший
"Кавалер в Магазине" (1660) и "Визит доктора" (1657)

Якоб Исакс ван Рёйсдал "Печной пейзаж с погребом" (1649)
Голландская живопись XVII века 
Самюэль ван Хоогстратен
"Бургплатц в Вене" (1652) и "Мужчина в окне" (1653)

Франс Халс "Портрет молодого человека" (1638/1640) 
  Франс ван Мирис Старший "Визит доктора" (1657)

Кристоф Паудис 
"Портрет юноши в берете с перьями" (1660/1662)
"Портрет бородатого мужчины в шляпе" (1663)

Мельхиор д'Ондекотер "Птицеферма" (конец XVII века)
Ян Стен "Обманутый жених" (1670)
Мария ван Остервейк "Натюрморт в жанре ванитас" (1668)
Людольф Бакхёйзен 
"Шведская яхта "Lejonet" на реке Эй в Амстердамоме" (1674)
Михиль ван Миревельт "Портрет молодой женщины" (1630)
Дирк ван Делен "Большой садовый дворец" (1640)

Кабинет 18 - Рембрандт ван Рейн (1606-1669)


И вот мы, наконец добрались до Рембрандта ван Рейна, которому посвящен весь кабинет №18. Как ни странно, но коллекция музея располагает только девятью его работами - 6 портретов и 3 (из 60 написанных) автопортрета. Ни тебе Саскии, ни Данаи, ни какого-нибудь "дозора". Все очень камерно и лаконично. Хотя Рембрандт - он всегда Рембрандт! 
Кабинет 18 - Рембрандт ван Рейн
Три автопортрета Рембрандта (1652, 1655, 1657) 
Кабинет 18 - работы Рембрандта ван Рейна 
И еще один художник учится у великих
           
Рембрандт ван Рейн
"Апостол Павел" (1633) и "Пророчица Ханна (мать художника)" (1639)
                                    
Рембрандт ван Рейн
"Мужской портрет" (1632) и "Женский портрет" (1532)

Кабинет 17 - Фламандская живопись XVII века 


Кабинеты сменяли друг друга, а голландцы с фламандцами все не заканчивались. В кабинете №17 нас ожидала встреча с Яном Брейгелем Старшим (в собрании 24 картины, экспонируется только несколько, 1568-1625), Давидом Рейкартом Младшим (1612-1661), Рулантом Савереем (1576-1639), Давидом Тенирсом Младшим (тем, что много раз писал картинную галерею Леопольда Вильгельма, в собрании находится 28 его картин, но экспонируется только несколько из них, 1610-1690), Гансом III Иордансом (1590-1643), Франсом Франкеном Младшим (1581-1642) и другими. 
Ян Брейгель Старший 
"Похищение Европы" (фигуры работы Хендрика I ван Балена), 1620/1625
Ян Брейгель Старший "Церера и четыре стихии" (1604)
Давид Те́нирс Младший "Отстрел птиц в Брюсселе" (1652)
Потрясающие букеты Яна Брейгеля Старшего (сын Питера Брейгеля Старшего)

Франс Франкен Младший "Сборище ведьм" (1607)
Рулант Саверей "Рай" (1628)

Кабинет 16 и Зал XI -  Фламандская и немецкая живопись XVI-XVII веков 


Со стен кабинета №16 на нас продолжали взирать шедевры фламандско-голандских и немецких мастеров эпохи Возрождения - Маринуса ван Реймерсвале (1490-1546), Яна Массиса (1510-1575), Ганса фон Аахена (1552-1615), Яна Сандерса ван Хемессена (1500-1566), Бартоломеуса Шпрангера (Спрангера, 1546-1611, в собрании 19 работ), Лукаса ван Фалькенборха (1535-1597) и других.
Фламандская и немецкая живопись XVI-XVII веков 
Ян Массейс "Лот с дочерьми" (1563)
Ян ван Хемессен "Призвание святого Матвея" (ок.1549)
Маринус ван Реймерсвале "Городской казначей" (конец XVI века)
Ганс фон Аахен
"Император Рудольф II" (1606/1608) - соучредитель галереи
"Вакх, Церера и амур" (1600)
"Вакх, Венера и амур" (1595/1600)

Бартоломеус Шпрангер (Спрангер) "Автопортрет" (1580/1585)
Ганс фон Аахен "Вакх, Венера и амур" (1595/1600)
Квентин Массейс "Святой Иероним в келье" (вторая четверть XVI века)
Зал XI - фламандская и немецкая живопись XVI-XVII веков 
Зал XI - фламандская и немецкая живопись XVI-XVII веков 
Зал XI - фламандская и немецкая живопись XVI-XVII веков 
Зал XI - фламандская и немецкая живопись XVI-XVII веков 
Лукас ван Фалькенборх "Весенний пейзаж (май)" (1587) - вид на Брюссель
Лукас ван Фалькенборх "Летний пейзаж (июль или август)" (1585)
Зал XI - фламандская и немецкая живопись XVI-XVII веков 
Дирк де Квад ван Равестейн "Спящая Венера" (1608)
Фламандская и немецкая живопись XVI-XVII веков
Слева - Отто ван Веен "Амазонки и скифы" (1597/1599)
В центре - Йодокус ван Винген "Апеллес рисует Кампаспу перед Александром" (1600)

Справа - Отто ван Веен "Персидские женщины" (1597/1599)
Михиль Кокси "Первородный грех" и "Изгнание из рая" (середина XVI века)
Йодокус ван Винген "Апеллес рисует Кампаспу перед Александром" (1600)

 Бартоломеус Шпрангер (Спрангер)
"Грехопадение" (1593/1595)
 "Юпитер и Антиопа" (1596)
"Венера и Адонис" (1595/1597)
Картины Бартоломеуса Шпрангера (Спрангер)
Картины Бартоломеуса Шпрангера (Спрангер)
Бартоломеус Шпрангер (Спрангер)
 "Геркулес и Омфала" (1585) 
 "Минерва побеждает невежество" (1591)
"Аллегория императора Рудольфа II" (1592)

Ганс фон Ахен "Тарквиний и Лукреция" (1600)
Еще одна вариация на тему добропорядочной Лукреции, которую обесчестил Тарквиний 
Картины Ханса Вредемана де Вриса 
и Бартоломеуса Шпрангера (Спрангера)
Среди десятков обнаженных тел очень приятно было увидеть четыре картины нидерландского художника Ханса Вредемана де Вриса (1527-1607), глядя на которые, понимаешь, что по первому образованию он был архитектором. В написании некоторых картин художнику помогал его сын - Пауль Вредеман де Врис, а также Дирк Де Квад Ван Равестин, который позднее дописал стаффаж (маленькие фигуры людей и животных, оживляющие пейзаж).
Ханс Вредеман де Врис "Дворцовая архитектура с прогуливающимися" (1596)
Ханс Вредеман де Врис "Дворцовая архитектура с музыкантами" (1596)
Ханс Вредеман де Врис "Дворцовая архитектура с дворянами" (1596)
Ханс Вредеман де Врис "Дворцовая архитектура с купающимися" (1596)
Чтобы дополнить свою коллекцию немецких картин, император Рудольф II не гнушался копиями великих произведений. Так, например, картина Йозефа Хайнца Старшего «Саломея с головой Иоанна Крестителя» представляет собой переосмысление картины «Юдифь с головой Олоферна» Лукаса Кранаха Старшего. Хотя девушки похожи, как близнецы, это два совсем разных библейских персонажа. Про Юдифь я уже рассказала выше, теперь настала очередь такого же популярного персонажа по имени Саломея. Она прославилась тем, что помогла своей матери Иродиаде расправиться с Иоанном Крестителем. А дело было так. По случаю дня рождения правителя Галилеи Ирода Антипы был устроен пир, на котором Саломея так искусно исполнила свой танец, что именинник решил исполнить любое ее желание. Она попросила голову Иоанна, и ее ей принесли на блюде...
Слева - Йозеф Хайнц Старший "Саломея с головой Иоанна Крестителя" (1600/1605)
Справа - Лукас Кранах Старший "Юдифь с головой Олоферна" (1530)

Зал XI -  Питер Брейгель Старший (1526-1569) 


Зал Х в основном посвящен работам Питера Брейгеля Старшего
Практически весь Зал Х посвящен главному сокровищу коллекции Габсбургов - самому большому в мире (12 работ, около половины сохранившегося наследия) собранию картин величайшего нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Так бывает в обычные дни, но поскольку мы были в музее в то время, когда в нем проходила Уникальная ретроспективная выставка этого художника - все картины были на этой выставке. Я уже написала о ней очень большой и подробный пост, так что повторяться не буду, а покажу несколько самых известных картин и залы музея в привычные дни.
Зал Х - работы Питера Брейгеля Старшего
"Большая Вавилонская башня" (1563) - одна из самых известных картине мире 
Картины Питера Брейгеля Старшего
Картины Питера Брейгеля Старшего
"Путь на Голгофу (Крестный путь Христа" (1564)
"Крестьянский танец" (1568)
"Крестьянская свадьба" (1568)
"Охотники на снегу" (1565)
"Охотники на снегу" (1563) и "Сумрачный" (1565)
Зал Х - работы Питера Брейгел Старшего
Интересно, картинам других художников, размещенным рядом с работами Брейгеля, повезло или все же не очень. Ведь, их поневоле сравнивают с шедеврами маэстро, а то и вовсе не замечают. И зря! Некоторые из них тоже выглядят очень колоритно. Вот, например, Питер Артсен (1508-1575), оказывается, еще до Брейгеля трудился в "бытовом жанре" и даже был одним из его основоположником.
Рядом с картинами Питера Брейгеля Старшего
можно увидеть работы его современников
Питер Артсен "Крестьянский праздник" (1551)
Питер Артсен "Рынок" (1560/1565)

Кабинет 15 - Фламандская живопись XVI века


Еще несколько картин Питера Брейгеля Старшего размещены в кабинете №15. Здесь можно увидеть одну из его самых выдающихся работ - "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" (1565) и еще два десятка картин его предшественников и современников - Мартена ван Хемскерка (1498-1574), Яна ван Скореля (1495-1562), Яна де Бера (1475-1528) и других.
Питер Брейгель Старший "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" (1565)
Мартен ван Хемскерк "Триумфальное шествие Вакха" (1536/1537)
Ян де Бер "Мученичество Святого Себастьяна" (1510/1515)
Ян де Бер "Мученичество Святого Матфея" (1510/1515)
Слева и справа - Йозеф Хайнц Старший (1604)
"Эпцгерцог Максимилиан Эрнст с охотничьей собакой" и "Император Фердинанд II с карликом" 
 в центре - Ян вар Скорель
"Руфь и Наеми на поле Вооза" (1530/1540) - кстати, Руфь была прабабушкой царя Давида

 Йос ван Клеве "Мария с младенцем" (1530)
Мартен ван Хемскерк "Чадолюбие" (гризайль, 1545)
Иоахим Бейкелар "Повар" (1574)

Кабинет 14 - Немецкая живопись XV-XVI веков


В кабинете №14 нас ожидала встреча с немецкими художниками XV-XVI веков - Альбрехтом Альтдорфером (1480-1538), Бернхардом Штригелем (1460-1528),  Хансом Бальдунгом (1480-1545) и Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553). Очень много портретов и несколько картин на религиозные сюжеты. 
Немецкая живопись XV-XVI веков
Альбрехт Альтдорфер "Усекновение головы Екатерины" (1505/1510)
Ханс Бальдунг
"Три возраста женщины и Смерть" (1509/1510)
Лукас Кранах Старший "Лот и его дочери" (1528) - версия знаменитого библейского сюжета
Лукас Кранах Старший "Кающийся святой Иерони" (1502)
Альбрехт  Альтдорфер "Усекновение головы Иоанна Крестителя" (1508)

Вот за что я люблю портреты известных людей. Всегда интересно посмотреть на тех, кто творил историю. И в этом смысле портрет "Максимилиана I и его семьи" - это не просто глава, а целый том в истории Западной Европы. В 1477 году наследник императора Священной Римской империи Фридриха III - Максимилиан I из рода Габсбургов женился на самой богатой и желанной невесте Европы - Марии Бургундской, унаследовавшей герцогство Бургундия после смерти отца - Карла Смелого. Брак был счастливым, но очень недолгим. Через пять лет во время охоты Мария упала с лошади и через несколько дней умерла, оставив безутешному мужу четырехлетнего наследника - Филиппа Красивого (на портрете он нарисован между родителями). А он в свою очередь стал родоначальником обеих ветвей дома Габсбургов.
Бернхард Штригель
Две стороны одной картины - "Максимилиана I и его семья" и "Святое семейство" (1515)
Портрет создавался через тридцать лет после смерти Марии Бургундской
Благодаря браку с кастильской принцессой Хуаной Безумной, он стал отцом императоров Карла V (предка испанских Габсбургов, на портере в центре) и Фердинанда I (предка австрийских Габсбургов, на портрете слева, рядом с дедом). А вот третий ребенок на портрете - это будущий зять и король Богемии и Венгрии - Людвиг II. Во время знаменитой условной «Венской двойной свадьбы» 1515 года Максимилиан, уже будучи императором, женил двух своих внуков Марию (10 лет) и Фердинанда (12 лет) на детях венгерского короля из династии Ягеллонов - кронпринце Людвиге (9 лет) и принцессе Анне (12 лет). Таким образом он застолбил для Габсбургов очередной кусок Европы (реальные свадьбы состоялись в 1521 году) и заложил фундамент габсбургской Австро-Венгрии. Именно к "свадьбам" 1515 года и была написана на дереве маслом эта многоговорящая двухсторонняя картина (фото выше). Одно только не могу понять, как смогли разделить эту деревянную доску, на две отдельные картины!
Бернхард Штригель "Портрет Людвига II короля Венгрии и Богемии в детстве" (1515)
Альбрехт Дюрер "Портрет Максимилиана I" (1519)

Бернхард Штригель
"Максимилиан I в золотых доспехах" (конец XV века) и его вторая супруга - Бьянка Мария Сфорца (1510)
Ханс Малер 
"Фердинанд I" (1521) - внук Максимилиана, и первый представитель австрийской ветви Габсбургов

Особенно порадовали меня картины художников Ганса Бессера (1510-1558), Иоганна Боксбергера Старшего и  Якоба Зайзенеггера, завоевавшего славу портретами в полный рост (часть из них экспонируются в замке Амбрас, Инсбрук). Будучи придворными живописцами все они создали прекрасные портреты семейства Габсбургов - двух братьев короля Карла V  и императора Фердинанда I, а также многочисленных детей последнего (их было 15).

Ганс Бессер
"Мария Австрийская (герцогиня Юлих-Клеве-Бергская)" (1555) - дочь Фердинанда I
Якоб Зайзенеггер 
"Анна Австрийская (герцогиня Баварская)" (1545) дочь Фердинанда I
"Изабелла Португальская" (XVI век) - жена императора Карла V (копия) 


Иоганн Боксбергер Старший 
"Император Фердинанд I" (середина XVI века)
 Якоб Зайзенеггер
"Фердинанд II (эрцгерцог Австрии)" (1548) - сын Фердинанда I
"Император Карл V со своей собакой" (1532)


Якоб Зайзенеггер
"Элеонора Австрийская в 2-х летнем возрасте" (1536) - дочь Фердинанда I
автор неизвестен "Элеонора Австрийская ( герцогиня Мантуанская)" (1555) - дочь Фердинанда I
"Магдалина Австрийская" - дочь Фердинанда I

Якоб Зайзенеггер
"Будущие императоры Максимилиан II и Фердинанд II с братом Иоганом" (1539)
 - сыновья Фердинанда I
Картин Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543) и Ганса Гольбейна Старшего (1465-1524) могло бы быть, конечно, и побольше. Их в коллекции музея всего около 10, и они размещена в кабинете №14 и Зале IX рядом с работами другого великого немца - Альбрехта Дюрера (1471-1528)
Ганс Гольбейн Младший
парные портреты - "Слуга короля Генриха VIII" и "Жена слуги короля Генриха VIII " (1534)

Немецкая живопись XV-XVI веков
Ганс Гольбейн Старший
"Доктор Джон Чемберс, личный врач короля Генриха VIII" (1543)
"Портрет молодого коммерсанта" (1541)
Бартель Бехам
"Портрет математика" (1529) и "Портрет женщины с попугаем" (1529)
Ганс Гольбейн Старший 
"Дева Мария с младенцем" (1510/1512( и (1499)
Ганс Гольбейн Младший 
"Портрет Джейн Сеймур" (1536/1537) - третья жена Генриха VIII Тюдора

Кабинет IX - Немецкая живопись XV-XVI веков


Альбрехт Дюрер (1471-1528), Лукас Кранах Старший (1472-1553), 
Ганс Гольбейн Старший (1465-1524), Ганс Гльбен Младший (1497-1543), Кристоф Амбергер (1500-1561),
Ганс Зюсс фон Кумбахль (1476-1522), Альбрехт Альтдорфер (1480-1538) и другие.

Итак мы добрались до последнего зала левого крыла, где кроме двух Гольбейнов экспонируется собрание Альбрехта Дюрера, которое большим тоже не назовешь (около 10 работ).
Зал IX с работами Альюрехта Дюрера и других немецких художников
"Поклонение святой Троице» или «Алтарь Ландауэра" (1511)
был создан для часовни приюта для престарелых ремесленников открытый купцом Ландауэром
В 1585 году Рудольф II приобрёл только картину Дюрера, а рама алтаря осталась в Нюрнберге
В Вене алтарь экспонируется в современном обрамлении скопированном с оригинала
Альбрехт Дюрер
"Дева Мария с младенцем" (1512)
"Портрет молодого человека" (1507)
"Портрет  венецианки" (1505)

Альбрехт Дюрер
"Портрет венецианки" (1505) и "Портрет Йоганна Клебергера" (1526)
Христоф Амбергер "Мужской портрет" и "Женский портрет" (1525)
Ганс фон Кульмбах "Благовещение Марии" - внешняя сторона створок  алтаря, который ныне утерян

Немецкая живопись XV-XVI веков
Лукас Кранах Старший
"Грехопадение: Адам и Ева", написанные в 1520 году в двух вариантах.\

Поскольку это уже третья версия популярного библейского сюжета "Лот и его дочери" в моем обзоре, придется рассказать кто же это такой. Не буду пересказывать всю его биографию, начну с того, что помогавшие ему ангелы, повелели семье Лота покинуть город Содом, который будет разрушен. Зятья уходить отказались, жена по дороге превратилась в соляной столб, а Лот с дочерьми спаслись в пещере на горе у города Сигор. Там они решили, что весь род человеческий погиб, и нужно что-то предпринять для его спасения. Правда, выход они нашли весьма экстравагантный - занялись кровосмешением, в результате которого появились родоначальники двух семитских племен - моавитяне и аммонитяне. Из всех трех картин, которые я показала в этом посте, работа Альбрехта Альтдорфера самая натуралистичная, у Лукаса Кранаха Старшего и Яна  Массейса все как-то поскромнее.
Альбрехт Альтдорфер "Лот с дочерьми" (1537)
Лукас Кранах Старший "Охота на оленей курфюрста Иоганна Фридриха" (1529)
Вдали на картине видна река Эльба и замок Торгау. Сейчас примерно на том же месте, что на картине,
тоже расположен мост, возле которого в 1945 году произошла встреча на Эльбе (это так к слову)
На этом завершилось наше знакомство с немецкой, голландской и фламандской живописью, но впереди нас ждут еще великие итальянцы, испанцы и французы! Только все это будет уже в следующем посте!

Некоторые фотографии: vazha  aramis7.livejournal.com  vaja   ann.az


4 дня в Вене (Австрия):

Комментариев нет:

Отправить комментарий