суббота, 26 сентября 2020 г.

Музей истории искусств в Вене: "Картинная галерея: итальянская, испанская и французская живопись" (Kunsthistorisches Museum, часть 3, Австрия)

 
продолжение просмотра "Картинная галерея"

Зал VIII - Тициан 

Собрание картин Тициана Вечеллио
Как я уже рассказала в предыдущем посте "История, коллекции и коллекционеры", благодаря эрцгерцогу Леопольду Вильгельму, музей истории искусств может похвастать большим собранием работ итальянских мастеров. В том числе гениального венецианского художника эпохи Возрождения, лучшего портретиста XVI века - Тициана Вечеллио (1490-1576), среди заказчиков которого числились папы римские, короли, герцоги и кардиналы. По словам Джорджо Вазари: «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». Именно поэтому современники называли его "Королем живописцев и живописцем королей".
Зал VIII - живопись Тициана
Начну обзор со златовласой венецианки по имени Виоланта, которая хоть и не была знатной дамой, но изображена на таких картинах Тициана, как «Флора» (Флоренция, Уффици), «Саломея» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Любовь земная и любовь небесная» (оба образа, Рим, Галерея Боргезе), «Дама с зеркалом» (Париж, Лувр), "Тщеславие" (Старая Пинакотека, Мюнхен), "Девушка в черном платье" и "Виоланта" (Вена). Принято считать, что эта девушка была любовницей Тициана и дочерью его друга - художника Пальмы Веккьо. Впрочем, это всего лишь одно из множества весьма спорных предположений. Все остальные перечислять не буду, только скажу, что лицо это блондинки можно увидеть в разных образах на многих картинах обоих художников. Скорее всего она была просто популярной натурщицей, которая полностью соответствовала тому особому типу венецианской красоты - пышнотелые рыжеволосые красавицы с белоснежной кожей, который так любил Тициан. Кстати, золотистый оттенок волос его венецианок, теперь называют - "тициановским".
Портрет "Виоланта" ("Violante" или "La bella gata" - "Красивая кошка", 1514), благодаря которому мы знаем имя этой девушки, ранее приписывался кисти Пальма Веккьо, а теперь атрибутирован как работа Тициана (ранний период). Он стал очень популярен благодаря тому, что активно копировался многими художниками Нового времени.

Три портрета одной модели
Пальма Веккьо "Портрет девушки с веером в голубом платье" (1512-1514)
Тициан "Виоланта" ("Violante" или "La bella gata" - красивая кошка, 1514) 
Тициан "Девушка в черном платье" (1520)
На следующих трех портретах изображены - любимая дочь Тициана Лавиния; неизвестная девушка, служившая модель для нескольких картин художника; и самый известный турецкий султан Сулейман Великолепный, который в те времена был весьма популярен в Европе.
Примерно, в 1530 году Тициан написал портрет и две авторские копии портрета "Великого турка", которые заказали для своих коллекций герцог Мантуи Федерико II Гонзага; герцог Урбино Гвидобальдо II делла Ровере и папский нунций в Мантуе Ипполито Капилупи. Увы, ни один из этих трех портретов до наших дней не сохранился. Но, к счастью, в мастерской Тициана с него было сделано еще несколько копий, самой качественной из которых считается та, что хранится в коллекции венского музея. Что же касается портретного сходства, то, учитывая тот факт, что Коран запрещал изображать людей и животных, а Тициан ни разу живьем не видел Сулеймана, о достоверности речи здесь явно не идет. Кстати, Тициану и его мастерской приписывается и портрет любимой супруги Сулеймана - знаменитой  Роксоланы («La Sultana Rossa»). Он храниться в музее Ринглинга во Флориде и уж точно ничего общего с Хюрем-султан не имеет.
"Лавиния, дочь художника" (1565)
"Девушка в меховой накидке" (1535)
"Сулейман Великолепный I" (1530, мастерская Тициана) 

в центре - "Диана и Каллисто " (1566)
справа - "Лавиния, дочь художника" (1565)
На крайнем правом полотне изображен уроженец Мантуи и друг Тициана - Якопо Страда - живописец, филолог, коллекционер, антиквар и ученый. Он служил при дворе папы Павла III и двух его преемников, а в 1557 году перешел на службу к Габсбургам. Став придворным антикваром Фердинанда I, Максимилиана II и Рудольфа II, он покупал для них картины, скульптуры, книги и другие изящные предметы высокой художественной ценности, и очень успешно делал это до тех пор, пока не переехал в Мюнхен, где стал советником баварского герцога Альбрехта V и подал ему отличную идею создания знаменитого Антиквариума - великолепного зала для размещения коллекции античных скульптур. Сейчас этот грандиозный арочный зал является самым знаменитым украшением мюнхенской резиденции баварских монархов.
"Фабрицио Сальваресио" (1558)
"Иоганн Фридрих Саксонский" (1550/1551) - портрет написан во время его заключения в Аугсбурге
"Якопо Страда" (1567/1568) - известный торговец антиквариатом, архитектор и ювелир
На центральном полотне изображена одна из величайших женщин итальянского Ренессанса, супруга маркграфа Мантуи - красавица и умница Изабелла д’Эсте, прозванная "примадонной Возрождения". Под её покровительством двор Мантуи стал одной из главных культурных столиц Европы, а ее портреты написали Тициан и Рубенс. Есть также эскиз к невыполненному портрету работы Леонардо да Винчи, и по одной из гипотез, именно Изабелла стала прототипом его знаменитой «Джоконды».
На портрете слева изображен папа Павел III из рода Фарнезе, пробывший на святом престоле чуть более 15 лет (рекорд XVI века). Он был другом Чезаре Борджия и братом прекрасной Джулии Фарнезе - любовницы папы Александра VI (Борджия), которой (по слухам) был обязан быстрым восхождением по карьерной лестнице. Последний папа Ренессанса он собрал великолепную коллекцию греко-римского искусства (хранится во дворце Фарнезе) и, судя по всему, был не чужд прогрессивных тенденций. Иначе зачем астроном Николай Коперник посвятил бы ему свой выдающейся труд «О вращении небесных сфер».
Что до второго мужского портрета, то это «избранный император христианского мира и Римский, присно Август, а также католический король Германии, Испаний и всех королевств, относящихся к Кастильской и Арагонской коронам, а также Балеарских островов, Канарских островов и Индий, Антиподов Нового Света, суши в Море-Океане, Проливов Антарктического Полюса и многих других островов как крайнего Востока, так и Запада, и прочая; эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Брабанта, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерна и прочая; граф Фландрии, Артуа и Бургундии, пфальцграф Геннегау, Голландии, Зеландии, Намюра, Руссильона, Серданьи, Зютфена, маркграф Ористании и Готциании, государь Каталонии и многих других королевств в Европе, а также в Азии и Африке господин и прочая» или просто "Император Карл V в доспехах".
"Папа Павел III Фарнезе" (после 1546)
 "Изабелла д’Эсте" (1534/1536)
"Император Карл V в доспехах" (середина XVI века)

После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. После смерти его учителя - Джованни Беллини - в 1517 году Тициану был присвоен титул первого художника Венецианской республики.
Зал с работами Тициана
"Мадонна с младенцем и святыми Стефаном, Иеронимом и Маврикием" (1514)
Знаменитый шедевр Тициана - монументальное полотно "Се человек" - посвящено библейскому сюжету о Пилате, Иисусе Христе и толпе. На нем запечатлен тот момент, когда поздним утром Страстной пятницы истерзанного пытками Христа в терновом венце вывели на многолюдную площадь, и прокуратор Понтий Пилат сказал, обращаясь к толпе: "«се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!"
Картины Тициана
Слева - полотно "Eссe Homo" ("Се человек", 1543)
Представленная в экспозиции музея картина "Даная" - это не только тициановский вариант одного из самых популярных у художников Возрождения мифологического сюжета о красавице Данае, Зевсе и золотом дожде, но и одна из пяти авторских копий этой картины, написанных Тицианом в период с 1544 по 1564 год. Такое количество копий объясняется очень просто - Тициан любил тиражировать успешные работы, внося в каждую последующую версию небольшие изменения. Сейчас все эти картины хранятся в самых знаменитых музеях мира: Прадо (Мадрид), "Каподимонте" (Неаполь), "Эрмитаж" (Санкт-Петербург), "Эпсли-Хаус" (Лондон) и "Музей истории искусств" (Вена).
Что же касается сюжета, то в двух словах он заключается в том, что царь Аргоса Акрисий мечтал о наследнике мужского пола, но узнал от аракула, что внук станет причиной его смерти. Чтобы решить эту проблему, напуганный Акрисий заточил свою дочь Данаю в подземную темницу, но от судьбы не уйдешь! В красивую пленницу влюбился главный олимпийский бог - Зевс и, превратившись в золотой дождь, пролился на лоно красавицы, а она родила древнегреческого героя Персея. 
"Даная" (1554)
Следующие две картины тоже написаны на очень популярные библейские сюжеты. Первая рассказывает о красавице Лукреции и вероломном Тарквии, а вторая - о пришедших к новорожденному Христу волхвах. Поскольку о волхвах все и так хорошо знают, сосредоточимся только на Лукреции.
Сюжет о Лукреции был очень популярен не только у итальянских художников, поэтому я уже рассказывала о нем в предыдущем посте, но все же напомню, что Лукреция была римской добродетельной матроной, которая пострадала из-за своей красоты. Как рассказали нам античные историки, в 510/508 году до н. э. в нее влюбился царский сын Секст Тарквиний, который овладел ею силой. Она рассказала об это мужу и заколола себя у него на глазах. Это событие, якобы, послужило началом бунта против царской власти и установлению Римской Республики. В искусстве Лукреция олицетворяет собой непокоренную доблесть и часто символизирует Рим, а ее насильник - образ врага.
"Лукреция и Тарквиний" (1515)
"Поклонение волхвов" (вторая половина XVI века)

"Цыганская мадонна" (1510)
Такое название картина получила из-за темных глаз и смуглой кожи Девы Марии
"Мадонна с вишнями" (1516/1518)

ПРАВОЕ КРЫЛО

Зал VII и кабинет 13 - итальянская и французская живопись XVIII веков 


Франческо Солимена (1657-1747), Бернардо Беллотто (Каналетто, 1721-1780)
Помпео Батони (1708-1787), Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), Николя де Ларжильер (1656-1746), Жозеф-Сиффред Дюплесси (1725-1802), Франческо Гварди (1712-1793) и другие.

Зал VII и соседний кабинет 13 посвящены итальянской, немецкой и французской живописи XVIII века. Здесь можно увидеть очень интересные парадные портреты, несколько картин на религиозные сюжеты и "фотографические пейзажи" Вены кисти Бернардо Беллотто  (Каналетто)
Первый портрет, о котором я хочу рассказать, принадлежит кисти того самого Гиацинта Риго, который написал самый известный парадный портрет Людовика XIV, выставленный сейчас в парижском Лувре. Что касается Вены, то здесь представлен такой же пафосный портрет австрийского дипломата и государственного деятеля Филиппа Людвига фон Зинцендорфа. Не Людовик Солнце, конечно, но тоже весьма напыщенный мужчина. А справа от него находится портрет не менее знаковой исторической личности в пышном парике. Это Шарль Буше д'Орсе, чья фамилия увековечена не только в названии набережной Сены, но и в названии стоящего на этой набережной знаменитого музея д’Орсе (Musée d'Orsay) в Париже.
Гиацинт Риго "Филиппа Людвига фон Зинцендорфа" (1728)
Николя де Ларжильер "Шарль Буше д'Орсе" (1702)

Парадные портреты
На трех парадных портретах ниже представлены два поколения семейства австрийских Габсбургов - императрица Мария Терезия, ее сыновья - император Иосиф II и будущий император Леопольд II, а так же супруга Иосифа II - принцесса Мария Изабелла Пармская.
Портрет императрицы Марии Терезии во вдовьих одеждах принадлежит кисти австрийского живописца Антона фон Марона (1731-1808). Он является увеличенной версией картины написанной годом ранее (1772) и имеет довольно неожиданный формат 287 см × 125 см. 
Слева от императрицы расположен двойной портрет ее сыновей - "Императора Иосиф II и Великого герцога Тосканы Леопольда". Это работа известного итальянского художника Помпео Батони (1708-1787), который считался родоначальником парадного портрета в стиле классицизма. Создав моду на так называемые «портреты гран-тура», он  написал свыше двухсот изображений европейских аристократов в окружении древностей, римских руин и античных произведений искусства. Именно к таким картинам относится и двойной портрет сыновей Марии Терезии.
На портрете справа изображена шестнадцатилетняя принцесса Мария Изабелла Пармская - жена Иосифа II. Это работа французского живописца Жан-Марка Натье (1685-1766), который прославился написанием исторических и парадных портретов аристократов (особенно русских и французских) и коронованных особ, в том числе Петра I, Екатерины I, мадам Помпадур, Аделаиды Французской и очень многих других.   

Помпео Батони "Император Иосиф II с братом Леопольдом" (1769) - сыновья Марии Терезии
Антон фон Марон "Императрица Мария Терезия со статуей мира" (1773)
Жан-Марк Натье "Принцесса Мария Изабелла Пармская" (1758) - жена Иосифа II 
Портрет императрицы Марии Терезии в Зале VII 
Портретную галерею продолжает работа знаменитого немецкого живописца Антона Рафаэля Менгса (1728-1779) -  "Портрет принцессы Марии Луизы Испанской, супруги Леопольда II"Менгс был выдающимся художником своего времени и блестящим портретистом, которому позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Климента XIII до Екатерины II, Фридриха Великого и королей Саксонии и Испании.
На центральном портрете кисти Антона фон Марона изображена английская аристократка Элизабет Херви, 4-я маркиза Бристольская, которая является матерью знаменитой Элизабет Кавендиш, герцогини Девонширской (Бесс), чья очень яркая и неординарная история была рассказана в красивом фильме "Герцогиня".
А вот автором портрета известного немецкого композитора Глюка является французский художник Жозеф-Сиффред Дюплесси (1725-1802), самую известную работу которого знает каждый, кто хоть однажды держал в руках 100 долларовую купюру. Ведь, изображенный на ней портрет американского политика, ученого и журналиста Бенджамина Франклина дело рук Жозефа Дюплесси. Кстати, Франклин - единственный среди коллег по долларовым банкнотам никогда не был президентом. 

Антон Рафаэль Менгс "Мария Луиза Испанская в Тоскане"(1764/1765) - супруга Леопольда II
Антон фон Марон "Портрет Элизабет Херви, 4-й маркизы Бристольской" (1778/1779)
Жозеф-Сиффред Дюплесси "Кристоф Виллибальд фон Глюк" (1775) - немецкий композитор

В 1759 году императрица Мария Терезия заказала приехавшему из Италии знаменитому мастеру ведуты (документально точный архитектурный пейзаж) итальянскому художнику Бернардо Беллотто (Каналетто, 1721-1780) тринадцати полотен с изображением городских пейзажей Вены. Они были написаны в период с 1759 по 1761 год и теперь в полном составе хранятся в собрании Музея истории искусств.
К слову, написанные Белотто почти фотографические архитектурные пейзажи Варшавы помогли специалистам в восстановлении исторической части города после Второй мировой войны. Вот она сила искусства!
Работы Бернардо Беллотто (Каналетто) в Зале VII 
Бернардо Беллотто (Каналетто)
"Дворец Шенбрунн. Вид со стороны внутреннего двора" (1759-1760)
Бернардо Беллотто (Каналетто) 
"Старая университетская площадь в Вене" (1758/1761)
Бернардо Беллотто  (Каналетто) 
"Вид на Вену с Верхнего Бельведера" (1759/1760)
Отцу императрицы Марии Терезии - императору Карлу VI принадлежала идея создания нескольких иллюстрированных каталогов обновленной галереи Штальбурга, собрание которой было значительно расширено за счет "пражской" коллекции императора Фердинанда III (коллекция Рудольфа II + последующие приобретения) и картин привезенных самим Карлом VI из Испанской кампании (более подробно я написала об этом в первой части "История, коллекции и коллекционеры"). На картине Франческо Солимена изображен момент вручения императору Карлу VI описи его художественных собраний в Штальбурге, которую держит в руках коленопреклоненный гофмейстер двора - граф Гундакер Людвиг Альтанн. Выглядит все это очень нарядно, и, глядя, на помпезные лица императора и его окружения, даже не скажешь, что все они были переписаны художником Ионанном Готфридом Ауэрбахом. А все потому, что написав полотно в Неаполе, Франческо Солимена явно не угадал с портретным сходством главных действующих лиц (это подтвердилось во время рентгеновского исследования картины). Вот и пришлось вносить коррективы уже на месте.
Франческо Солимена "Император Карл VI и граф Гундакер фон Альтанн" (1728)
Франческо Солимена "Юдифь показывает голову Олоферна" (1730)
(об этом сюжете я расскажу чуть позже)
Портретная галерея
Джакомо Черути "Портрет виолончелиста" (1745/1750)
Джамбеттино Чигнароли "Автопортрет" (1755)
Джованни Баттиста Питтони "Портрет математика" (1740)

Кабинет 12 - итальянская живопись XVII века


Доменико Фетти (1589-1623), Франческо Фурини (1603-1646), Франческо Лупичини (1590-1656), Лодовико Карди (1559-1613), Сальватор Роза (1615-1673), Берреттини да Кортонна (1596-1669), 
Лоренцо Липпи (1606-1665), Карло Дольчи (1616-1686).

Кабинет 12
И еще немного о портретах и Габсбургах. Худая и бледная девушка, которая взирает на нас с картины кисти Карло Дольчи - последняя представительница тирольских Габсбургов, вторая жена Леопольда I, принцесса Клавдия Фелицита Австрийская. По воспоминаниям современников она была прекрасной вокалисткой, играла на разных инструментах, сочиняла музыку, страстно увлекалась охотой, служила музой для художников и поэтов, считалась «очень красивой девушкой, с живым характером и развитым интеллектом», была счастлива в коротком браке, но прожила крайне мало. Умерла в 22 года, не оставив потомства. На ней пресеклась тирольская ветвь австрийских Габсбургов, а ее супруг и наследник - император Леопольд I - стал называться еще и графом Тироля.  
Пьетро да Кортона "Возвращение Агари" (ок.1637)
Карло Дольчи "Принцесса Клавдия Фелицита Австрийская" (1672) - вторая жена Леопольда I. 
Якопо да Эмполи "Сусанна в купальне" (после 1600)

Изображенный на картине Лоренцо Липпи библейский сюжет о беседе Христа с Фотиной самарянкой является одним из самых распространенных в христианском искусстве. При его изображении, буквально следуя евангельскому тексту, у колодца традиционно помещают фигуру женщины, достающую из него сосуд с водой, и Иисуса Христа, рассказывающего женщине о новом времени и своем мессианском предназначении. После встречи с сыном Божьим женщина стала христианкой и в 66 году приняла в Риме мученическую смерть за веру.
Лоренцо Липпи 
"Христос и самаритянка" (1644)
"Клавдия Медичи в образе Святой Кристины Больсенской" (1643-1644)

Что же касается картины кисти Франческо Лупичини, то из нее я, как минимум, узнала, что у Марии Магделены была сестра Марфа, и что в западном искусстве библейскую блудницу (до раскаяния) традиционно изображали в роскоши, с распущенными волосами и непокрытой головой, а ее сестру - подчеркнуто скромной и праведной, противопоставляя на их примере два жизненных пути - порок и добродетель.
Франческо Лупичини "Марфа упрекает свою сестру Марию Магдалину в тщеславии" (1625/1630)
(оригинал и графическая версия картины, созданная для каталога  "Театр живописи" 
по заказу эрцгерцога Леопольда Вильгельма)

Залы VI и V - итальянская и французская живопись XVI-XVII века


В двух соседних Залах VI и V нас ожидала приятная встреча с итальянскими тяжеловесами - Караваджо (1571-1610), Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Лука Джордано (1634-1705), Баттистелло (1578-1635), Гвидо Рени (1575-1642), разбавленными набором, возможно, не менее талантливых, но менее известных художников, имена которых мне ни о чем не говорили, - Валентин де Булонь (1591-1632), Джованни Ланфранко (1582-1647), Симон Вуэ (1590-1649) и другие.

Зал VI картины Караваджо (Микеланджело Меризи)
К очень популярному мифологическому сюжету, повествующему о победе Давида над Голиафом, Караваджо обращался три раза. Первая по хронологии картина находится в Прадо, вторая - в Музее истории искусств, а третья - в Риме в галерее Боргезе. Во всех картинах этой серии показан момент, когда юный Давид показывает Саулу (первый царь народа Израиля) отрубленную голову великана-филистимлянина. В последней версии отрубленная голова является автопортретом художника, а в венской версии в ней угадываются черты заказчика картины. Что же касается Давида, то по всей вероятности на всех картинах был изображен один и тот же человек - Чекко дель Караваджо - слуга и подмастерье художника в его римской мастерской.
Картины Караваджо
Караваджо "Давид с головой Голиафа" (1607)
Гениальный итальянский художник, реформатор живописи и один из крупнейших мастеров барокко, Микеланджело Меризи из Караваджо обладал не только очень вспыльчивым характером, но и весьма специфическим взглядом на условности религиозных канонов. Именно поэтому некоторые из его картин так и не были установлены в церковных алтарях или пробыли в них совсем недолго. Та же участь постигла и великолепное полотно "Мадонна с четками" (или "Мадонна дель Розарио"), написанное для алтаря личной часовни семьи Колонна в монастыре Сан-Доменико Маджоре в Неаполе. Что точно послужило причиной его быстрой опалы теперь уже никто не расскажет. По одной из версий дон Марцио Колонна был обескуражен подчеркнуто простонародным изложением сюжета, по другой - картину приказал снять сам настоятель монастыря, узнав в монахе в капюшоне философа-утописта мятежного доминиканца Томмазо Кампанеллу, который в это время сидел неподалеку в тюрьме инквизиции. Так или иначе, но вскоре картина была продана и стараниями Питера Пауля Рубенса и Яна Брейгеля Старшего в конце концов оказалась в доминиканской церкви Святого Павла в Антверпене, откуда в 1786 году была отправлена в Вену в подарок императору Иосифу II.
Караваджо "Мадонна дель Розарио" (1607)
Караваджо одним из первых очень удачно применил манеру письма названную "кьяроскуро" (резкое противопоставление света и тени) и «тенебризм» - "манеру живописи, при которой прямой, густой свет моделирует объёмы и производит контрастные световые эффекты с неосвещёнными участками, которые служат в качестве фона. Таким образом, объёмы выделяются светом, как бы вырастая из окружающей темноты". При этом все свои сложные композиции художник сразу реализовывал на холсте, без каких-либо рисунков или эскизов.
Караваджо "Увенчание терновым венцом" (1601)
Зал VI итальянская живопись XVII века 
Зал VI итальянская живопись XVII века 
Симон Вуэ "Марфа и Мария" (ок.1621)
Еще одна версия сложных взаимоотношений двух сестер с разной жизненной позицией 
Зал VI итальянская живопись XVII века 
Зал V - итальянская живопись XVII века 
 
Лука Джордано "Падение мятежных ангелов" (1660/1665)
Гвидо Рени "Крещение Христа" (1622/1623)
Зал V - итальянская живопись XVII века
Зал V - итальянская живопись XVII века
Гвидо Рени "Крещение Христа" (1622/1523)
Гвидо Каньяччи "Святой Иероним" (1659)
Тема смерти египетской царицы Клеопатры была очень популярна у итальянских художников XVII века. Традиционно ее изображали со змеей (аспидом) у обнаженной груди сидящей или лежащей в окружении слуг. Иногда рядом стояла корзина с финиками, где, как утверждают, была спрятана ядовитая змея. При этом ни сама Клеопатра, ни окружающие ее слуги и интерьер никакого отношения к Египту обычно не имели. Примерно, так как на картине Гвидо Каньяччи.
Гвидо Каньяччи "Самоубийство Клеопатры" (1661/1662)
Зал V - итальянская живопись XVII века
Итальянская живопись XVI века - Веронезе, Тинторетто, Бордоне
Итальянская живопись XVI века
Круглое полотно Паоло Веронезе посвящено подвигу римского солдата Марка Курция, который принес себя в жертву подземным богам - "В 362 г. до н. э в Риме произошло землетрясение, и на Форуме образовалась гигантская яма, которую римляне никак не могли заполнить. Отчаявшись, они обратились к оракулу, и он поведал, что боги примут в жертву только самое ценное, что у них есть. Римляне долго спорили о том, что же самое ценное в вечном городе, а молодой солдат Марк Курций, сказал, что это мужество их воинов. Надел доспехи, оседлал богато украшенного коня и прыгнул с обрыва в яму, которая сразу закрылась". 
Что касается второй картины, то она посвящена очередному популярному библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне - "Укрепленный израильский город Ветилуя осадили войска ассирийского царя Навуходоносора, которыми командовал выдающийся полководец Олоферн. Его победа была неминуема, если бы не богатая местная вдова Юдифь. Пользуясь своей красотой, она очаровала Олоферна, а когда он уснул отрубила ему голову. Наутро, обнаружив обезглавленное тело своего полководца, ассирийские воины в ужасе бежали от стен Ветилуя, и город был спасен. Глядя на Юдифь Веронезе, легко поверить, что Олоферн не устоял. Настоящая красавица!
Веронезе
"Марк Курций приносит себя в жертву ради величия Рима" (ок 1550)
"Юдифь с головой Олоферна" (1580)


Парис Бордоне "Портрет женщины с зеленой накидкой" (1550)
Моретто да Брешиа "Святая Джустина с донатором и единорогом" (1520/1530)
Веронезе "Лукреция" (1580/1583) - та самая, которую обесчестил Тарквиний

Два портрета кисти Тинторетто
"Себастьяно Веньер" (1571)
"Портрет мужчины в позолоченной кирасе" (1555/1556)

Итальянская живопись XVI-XVII веков 
Работы Тинторетто
Сюжет картины Якопо Робусти известного как  Тинторетто рассказывает еще одну очень популярную ветхозаветную историю о том, как два непорядочных старикашки подглядывали за купающейся Сусанной, а потом, пытаясь овладеть ею, пригрозили в случае отказа обвинить ее в прелюбодеянии. Но красавица еврейка не поддалась шантажу и чуть не поплатилась за это жизнью. После обвинения лживых старцев, девушку приговорили к смерти, но ее спас пророк Даниил. Он вывел лжесвидетелей на чистую воду, они были казнены, а добродетель восторжествовала. Эта история была очень популярна у художников Возрождения, которые видели в ней еще одну прекрасную возможность изобразить красивое обнаженное женское тело.
Тинторетто "Сусанна и старцы" (ок 1556)
Три картины Париса Бордоне, который был особенно известен 
колоритными портретами венецианских куртизанок
"Портрет молодой дамы в зеленой накидке" (1550)
"Аллегория любви Марса и Венеры" (1560)
"Женщина у комода" (1550)
Парис Бордоне "Женщина у комода" (ок. 1550)
Тинторетто "Портрет девушки" (ок. 1650)
Моретто да Брешиа "Портрет девушки" (1540)
Моретто да Брешиа
"Святая Иустина с дарителем" (1530/1534)
"Портрет девушки" (1540)
Веронезе "Христос и прелюбодейка" (1585)
Веронезе "Поклонение волхвов" (1580/1588)

Кабинет 11 - итальянская живопись XVI-XVII века


Бернардо Строцци (1581-1644), Томмазо Довини (1601-1637), Орацио Ломи Джентилески (1563-1639), Аннибалн Карраччи (1560-1609) и другие.

Бернардо Строцци "Пророк Илия и вдова из Сарепты" (1640-1644)
Бернардо Строцци
"Дож Франческо Эриццо" (1631)
"Лютнист" (1640/1644)

Равная Юпитеру (Зевсу) по значимости, его сестра и жена древнеримская богиня Юнона (Гера), в честь которой был назван месяц июнь, являлась покровительницей браков, семьи и семейных устоев. В изобразительном искусстве античности ее традиционными атрибутами были гордая осанка, роскошные одежды, диадема в виде полумесяца и священная птица павлин - ее мифологический символ. На ренессансной картине Андреа Сакии Юнона изображена уже без лишнего пафоса. Ни тебе диадемы, ни гордого взгляда, ни осанки, и если бы не запряженная павлинами золотая колесница, которая едет по облакам, в этой миловидной девушке было бы трудно угадать некогда грозную царицу богов. Да, простит меня итальянский маэстро, но глядя на нее, я все время вспоминаю Ладынину в фильме "Кубанские казаки". 
Андреа Сакки "Юнона на колеснице с павлинами" (1625)
Аннибале Карраччи "Христос и самаритянка у колодца" (1604/1605)
(об этом сюжете я уже рассказала выше)

Кабинет 10 - Диего Веласкес (1599-1660) + 2


На протяжении XVII века австрийские монархи продолжали скупать полотна фламандских художников (Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт), упорно игнорируя живопись Франции и Испании. Но правил без исключений не бывает, и благодаря женитьбе императора Леопольда I на родной племяннице - испанской инфанте Маргарите-Терезии, коллекция Габсбургов пополнилась замечательным набором картин испанца Диего Веласкеса - придворного живописца короля Испании Филиппа IV.
«Портрет принца Бальтазара Карлоса» (1639, сын короля Филиппа IV)
«Портрет инфанты Марии Терезии» (1653, дочь короля Филиппа IV, будущая жена Людовика XIV)
В 1663 году между двумя ветвями семейства Габсбургов был подписан очередной брачный контракт, но из-за юного возраста невесты (12 лет), свадьбу решено было отложить на три года. А чтобы жених за это время не передумал, из Мадрида прислали написанные Веласкесом портреты невесты и других членов королевской семьи. Всего набралось чуть больше десятка, и для их презентации в музее теперь выделен отдельный кабинет 10.
"Портрет короля Испании Филипп IV" (1653-1656/1659, отец инфанты Маргариты)
"Портрет принца Фелипе Просперо" (1659, брат инфанты Маргариты)
"Портрет королевы Изабелла Бурбонская" (1631/1632, первая жена Филиппа IV)
"Портрет короля Испании Филиппа IV" (1631/1632, отец инфанты Маргариты)
"Портрет Марианны Австрийской, королевы Испании" (1651, мать инфанты Маргариты и сестра Леопольда I)
она же (1652/1653)
Инфанта Маргарита была одной из самых любимых моделей Веласкеса и много раз позировала ему в возрасте от двух до девяти лет (последний портрет написан в год смерти художника в 1660 году). Три первых портрета золотоволосой девочки в парадном облачении сейчас находятся в венском музее, а вот одна из самых знаменитых в мире картин - "Менины" (1656) осталась дома и теперь украшает коллекцию мадридского "Прадо".
Портрет инфанты Маргариты-Терезии в розовом (1654), белом (1656) и голубом (1659)
Антонио Переда "Аллегория быстротечности" (1634)
Хуан Баутиста Мартинес дель Масо "Портрет семьи художника" (1664/1665)

Кабинет 9 - итальянская и испанская живопись XVI-XVII веков


Джованни Андрея Сирани (1610-1670), Алонсо Санчес Коэльо (1532-1588), Педро де Орренте (1580-1645), Алессандро Турки (1578-1649), Карло Бононе (1569-1632) и другие.

Как вы уже поняли, я очень люблю портреты исторических персон, фамилии и титулы которых мне знакомы, и в этом смысле испанский придворных художник короля Филиппа II - Алонсо Санчес Коэльо (1532-1588) - это на сто процентов мой человек! В коллекции музея можно увидеть 8 его работ, большая часть которых экспонируется в инсбрукском филиале, но несколько парадных портретов есть и в Вене. Все они выполнены в разработанной им самим стилистике испанских придворных портретов - статичность, нейтральный фон, тщательная проработка деталей костюма и реальная (без идеализации) передача особенностей лица.
Алонсо Санчес Коэльо
"Анна Австрийская, королева Испании" (1571) - четвертая жена и племянница короля Испании Филипа II
"Король Испании Филипп II с орденом Золотого руна" (1568) - сын Карла V
"Елизавета Валуа, королева Испании" - третья жена короля Испании Филипа II, дочь Екатерины Медичи

Алонсо Санчес Коэльо
"Хуана Австрийская" (1557) - дочь короля Испании Карла V, внучка, дочь, сестра и мать королей
"Себастьян I Желанный, король Португалии" (1575) - сын Хуаны Австрийской


Алонсо Санчес Коэльо
 "Король Испании Филипп II" (1566)
"Дон Карлос" (1564) - сын Филиппа II - тот самый, из одноименной трагедии Шиллера и оперы Верди 
"Альбрехт VII Австрийский" (1573) - племянник и будущий зять Филиппа II в 14-летнем возрасте
"Эрцгерцог Вацлав Австрийский " (1574) - племянник Филиппа II

Кабинет 8 - итальянская живопись XVI-XVII веков


Ну, вот я, наконец, и добралась до Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593) - итальянского художника-маньериста, который трудился при дворе Макисилиана II и Рудольфа II и, прежде всего, прославился оригинальными "сюрреалистическими портретами из всякой всячины". Хотя, есть в его наследии и вполне традиционные работы. 
Портрет императора Рудольфа II в окружении работ Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо
"Лето" (1563) (цикл "Времена года")
"Огонь" (1566) (цикл "Четыре стихии") -
орденская цепь Золотого руна намекает на императора Максимилиана II

Джузеппе Арчимбольдо
 "Зима" (1563) (цикл "Времена года")
"Вода" (цикл "Четыре стихии")
Джузеппе Арчимбольдо
"Анна Австрийская, королева Испании" (1563) - четвёртая жена короля Испании Филиппа II
"Магдалина Австрийская" (1563) - дочь Фердинанда I
"Иоанна Австрийская" (1562-1565) - младшая дочь императора Фердинанда I в возрасти 9 лет
(позже она выйдет замуж за герцога Медичи и родит дочь Марию - супругу короля Франции  Генриха IV и маму короля Людовика XIII, которого мы все знаем по книгам Александра Дюма)


Джузеппе Арчимбольдо
"Портрет императора Максимилиана II с семьёй" (1563):
Максимилиан II  с супругой Марией Испанской, дочерью Анной и сыновьями Рудольфом и Эрнстом
Кстати, это тот самый Рудольф, которому Музей истории Искусств обязан собранием Питера Брейгеля Старшего (кроме всего прочего, конечно)

Полотно Алессандро Аллори (1535-1607) рассказывает библейский сюжет о том, как "во время странствий Христос пришел в Вифанию и остановился на ночлег в доме сестер Лазаря - Марии (Магдалены) и Марфы. Хозяйственная Марфа, накрывая на стол, начала бранить Марию за то, что вместо помощи сестре она сидит у ног Иисуса и слушает его. На что Христос ей ответил, что Мария выбрала лучшее занятие - следование наставлениям Господа". С Библией, конечно, не поспоришь, но если бы все сидели и слушали, то кто бы накрыл на стол!
Алессандро Аллори "Христом в доме Марфы и Марии" (1605)
На портрете работы одного из крупнейших художников эпохи позднего маньеризма и раннего барокко - Федерико Бароччи (1535-1612) - изображен очень известный исторический персонаж - монсеньор Джулиано делла Ровере. Заклятый враг клана Борджия, он не только боролся с папой Александром VI, но, став папой Юлием II (не имея, кстати, богословского образования), приказал закрыть черным крепом все его портреты, наложил запрет на упоминание его имени и посещение "апартаментов Борджия" в папском дворце (запрет действовал до XIX века, а сейчас это одно из популярных мест "Музеев Ватикана"), и даже хотел выкинуть его останки из склепа в соборе Святого Петра, отправив "на родину в Испанию" (останки перенесли в испанскую церковь в Риме уже в 1610 году). А еще он много воевал, занимался политикой и по мере возможности расширял папские обрасти, но все это меркнет перед одним единственным фактом его биографии - именно Юлий II (делла Ровере) в 1508 году заказал Микеланджело Буонаротти знаменитые фрески потолка Сикстинской капеллы.
 
Франческо Убертини (Баккьякка) "Сивилла" (1525-1550) - античная прорицательница
Федерико Бароччи "Монсеньор Джулиано делла Ровере" (1595) - будущий папа Юлий II
 
Франческо Маццола по прозвищу Пармиджанино
"Святая Екатерина" (XVI век)
В конце просмотра следуют несколько небольших кабинетов, в которых представлена итальянская живопись XV-XVII веков и отдельные работы английских и французских художников.


Якопо Бассано "Поклонение волхвов" (1555) - кабинет 7

Лоренцо Лотто 
"Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святым Иаковом" (1527–1533) - кабинет 7
Кабинет 6
Софонисба Ангиссола "Автопортрет" (1554) - первая известная художница эпохи Ренессанса
Джованни Амброджо де Предис "Бьянка Мария Сфорца" (1493/1495) - вторая жена Максмилиана I 
Джованни Амброджо де Предис "Император Максимилиан I" (1502)

Три картины учеников Леонардо да Винчи - Чезаре да Сесто (1477-1523), Андреа Соларио (1460-1524) и Бернардино Луини (1485-1530) - посвящены библейскому сюжету о красавице Саломее, которая помогла своей матери Иродиаде расправиться с Иоанном Крестителем. А дело было так. По случаю дня рождения правителя Галилеи Ирода Антипы был устроен пир, на котором Саломея так искусно исполнила свой танец, что именинник решил исполнить любое ее желание. Она попросила голову Иоанна, и  ей принесли ее на блюде...
Кабинет 6
"Саломея с головой Иоанна Крестителя"
Чезаре да Сесто (1512/1516) и Андреа Соларио (1520/1524)
Кабинет 6
"Саломея с головой Иоанна Крестителя"
Андреа Соларио (1520/1524) и Бернардино Луини  (1525/1530)

Кабинет 5 - Джорджо да Кастельфранко, по прозвищу Джорджоне (1478-1510)


Джорджоне
"Франческо Мария I делла Ровере" (1502) - 4-й герцог Урбино, полководец
"Портрет девушки (Лаура)" (1506)

Картины Джорджоне
Джорджоне "Поклонение волхвов" (1510)
Джорджоне "Три философа" (1508/1509)

Кабинет 4 - Рафаэль Санти и другие итальянские художники XV-XVI веков 


Итальянская живопись XV-XVI веков 
Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи)
"Дева Мария с младенцем и Святыми Петром и Павлом" (1493)
"Мадонна с младенцем и святыми" (1493/1495)
Итальянская живопись XV-XVI веков 
Кабинет 4

На крайней левой картине Рафаэля Санти (1483-1520) изображена Святая Маргарита Антиохийская - самая безжалостная победительница бесов и драконов в средневековой культуре, которая жила в конце III века и жестоко пострадала за веру. Как христианку, ее бросили в темницу, где к ней явился сатана в облике огромного дракона, обвитого мелкими змеями. Напав на девушку, он проглотил ее, но Маргарита перекрестилась, и утроба змея разорвалась. В результате он умер, а девушка вышла на свободу.

Рафаэль Санти 
"Святая Маргарита и дракон" (1518)
"Мадонна в зелени" или "Мадонна на лугу" (ок.1506)
"Святое семейство с маленьким Иоанном" (1513/1514) (Рафаэль и мастерская)

Франческо Райболини "Мадонна с младенцем, Святым Франциском и Святой Екатериной" (1504)
 Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи) "Крещение Христа" (1498/1500)

Кабинет 3 - итальянская живопись XVI века 


Лоренцо Лотто (1480-1556), Пармиджанино (1503-1540), Корреджо (1489-1534)

Кабинет 3 - картины Пармиджанино

В основе сюжета картины Пармиджанино "Обращение Савла" лежит описанный в Новом Завете эпизод, произошедший с будущим апостолом Павлом. Если коротко, то дело было так. Будучи воинствующим фарисеем, Савл участвовал в преследовании первых христиан и был послан из Иерусалима в Дамаск для борьбы с последователями учения Иисуса Христа. По дороге он увидел яркую вспышку света, ослеп и упал на землю, но, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него. Шедшие с ним привели слепого Савла в Дамаск, где он был исцелён и принял крещение. На картине изображен именно тот момент, когда Савл услышал Христа. Вазари называл «Обращение…» кисти Пармиджанино «редкостнейшим произведением».
Франческо Маццола по прозвищу Пармиджанино
"Портрет мужчины с книгой"
"Амур, строгающий лук"
"Обращение Савла" (1527/1528)

Пармиджанино
"Портрет сановника" (1535) и "Портрет девушки" (1530)

 Корреджо "Юпитер и Ио" (1530)
Лоренцо Лотто "Христос жертвует свою кровь" (1543)
Корреджо "Похищение Ганимеда" (1530)

Пармиджанино "Автопортрет в выпуклом зеркале" (1523/1524)

Кабинет 2 - итальянская живопись XV-XVI веков 


Якопо Пальма Старший (Пальма Веккьо, 1480-1528), Джованни Беллини (1430-1516),
 Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1588)

 Якопо Пальма Старший (Пальма Веккьо)
"Девушка в синем платье с веером" (1512/1514)
"Девушка в зеленом платье" (1512/1514)

 Якопо Пальма Старший (Пальма Веккьо)
"Иоанн Евангелист" (1526/1528)
"Молодая женщина в профиль" (1520/1525)

Картины Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто (1543/1544)
Паоло Калиари по прозвищу Веронезе
"Геркулес, Деянира и кентавр Несс" (1586)
"Венера и Адонис" (1586)
Итальянская живопись XV-XVI веков 
Джованни Беллини "Представление Младенца Иисуса в храме" (1490/1500) - Сретение
Якопо Пальма Старший (Пальма Веккьо)
"Мадонна с младенцем и Святые Екатерина, Селестина, Иоанн Креститель и Варвара" (1520/1522)
Пальма Веккьо 
"Купание нимф" (1525/1528)

Кабинет 1 - итальянская живопись XV-XVI веков 


Антонио Виварини (1440-1480), Бартоломео Виварини (1432-1499),  Марко Дзоппо (1433-1478), Андреа Мантенья (1431-1506), Маэстро дель Бамбино Виспо (XV век), Марко Базаити (1470-1530) и другие

Кабинет 1- итальянская живопись XV-XVI веков
 Андреа Мантенья
"Жертвоприношение Исаака" (1490/1495)
"Святой Себастьян" (1457/1459)
"Давид с головой Голиафа"  (1490/1495)

Антонио и Бартоломео Виварини 
"Алтарь Святого Иеронима со Святыми Марком и Амвросием" (1441)


Антонио Виварини "Иоанн Креститель" (1451)
Маэстро дель Бамбино Виспо "Мария с младенцем" (1430/1440)
Бартоломео Виварини "Святая Клара" (1451)

Антонелло да Мессина
 алтарь из церкви Сан-Кассиано в Венеции
"Мария с младенцем и Святыми" (1475/1476)
Беноццо Гоццоли
"Мария с младенцем и Святыми Франциском и Бернардином Сиенским" (1452) 
 Марко Дзоппо "Мадонна с лилией" (1460/1468)
Марко Базаити "Призвание сыновей Зеведеевых" (1515)
Себастьяно Майнарди "Мария с младенцем" (третья четверть XV века)

Кроме того в залах Музея истории искусств можно увидеть работы Томаса Гейнсборо (1727-1788), Николя Пуссена (1594-1665),  Виже-Лебрён (1755-1842) и Антуана-Франсуа Калле (1741-1823)

Томас Гейнсборо "Пейзаж в Саффолке" (1748)
Справа картина Николя Пуссена "Разрушение Титом храма в Иерусалиме" (1635)

Последние картины, о которых я хочу рассказать - это парадные портреты французской королевской четы - Марии-Антуанетты (дочь императрицы Марии Терезии) и Людовика XVI. Нарядно-гламурный образ Марии-Антуанетты принадлежит кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) известной огромным количеством портретов всевозможной европейской знати (более 600, в том числе несколько портретов королевы Франции). А рядом с королевой красуется Людовик XVI в парадном облачении (одна мантия чего стоит, хотя до шика супруги ему далеко), написанный Антуаном-Франсуа Калле - официальным портретистом французского короля. Представленные в музее полотна показывают Марию-Антуанетту и Людовика во всем блеске королевского величия, от которого вскоре не останется и следа. В 1793 году оба монарха будут обезглавлены во время Великой французской революции. Но не будем о грустном! В историю Мария-Антуанетта вошла не только как королева Франции попавшая на гильотину, но и как первая в истории моды икона стиля, названного к тому же ее собственным именем!
Элизабет Виже-Лебрён "Королева Франции Мария- Антуанетта" (1778) 
Антуан-Франсуа Калле "Король Франции Людовик XVI" (1781)

На этом наша прогулка по картинной галерее завершилась, но мы еще не прощаемся с Музеем истории искусств. Впереди нас ждет знакомство с Кунсткамерой, а по дороге можно полюбоваться античными скульптурами, красивыми потолочными фресками и черно-белыми узорами на полу. Они смотрятся потрясающе эффектно!
Коридор второго этажа служит выставочным залом для античных скульптур
Черно-белые полы смотрятся очень эффектно
Потолочные фрески
Кстати, если при посещении музея вы не найдете картину в указанном мной Зале или кабинете - ищите ее где-то по соседству. Кураторы галереи любят менять экспозицию, поэтому некоторые полотна очень активно "гуляют" по соседним помещениям, если, конечно, не отсутствуют на "рабочем месте" в связи с реставрацией или участием в какой-либо специализированной выставке.
Но при всех перемещениях, четкая специализация крыльев всегда остается неизменной, поэтому фламандце не стоит искать в "Правом крыле", а итальянцы даже случайно не затеряются в "Левом".

 
Некоторые источники:

4 дня в Вене (Австрия):


Комментариев нет:

Отправить комментарий