пятница, 1 февраля 2019 г.

15 дней осени. День 13-й: "Таррагона. Римские развалины, кафедральный собор Святой Фёклы и памятник Кастельерос" (Каталония, Испания)


Сегодня 13 дней моего путешествия по испанским городам и весям. От соборов, площадей, красивых зданий, витрин, музеев и пестрого туристического потока уже рябит в глазах. Слава Богу у меня потрясающая камера, и дома я смогу в деталях пересмотреть, систематизировать и как-то осознать все увиденное. А сегодня шумная и насыщенная Барселона мне уже не по плечу - сбегу куда-нибудь в тихое красивое место. Пожалуй, Таррагона для этого случая будет как нельзя кстати! Всего час езды на электричке вдоль моря, а там уют и тишина небольшого города с тысячелетней историей, который в 2000 году был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Утро. Солнце. Рамбла. Станция метро Liceu (зеленая ветка L3) в двух минутах ходьбы от отеля. Это прямая ветка до железнодорожного вокзала Barcelona Sants (Estació de Barcelona-Sants). Выхожу на остановке с одноименным названием, а потом минут 5-7 пешком. Покупаю билет за 8 евро на региональный поезд и через час с небольшим выхожу на вокзале Таррагоны.
Утренняя Рамбла (Барселона)
Утренняя Рамбла (Барселона)
Никаких особенных планов у меня на этот город не было. Я просто пошла от вокзала в первую попавшуюся сторону и, поднявшись по ступенькам довольно высокой лестницы, попала на смотровую площадку "Балкона Средиземноморья" (40 м над уровнем моря) - прибрежного холма, с которого открывается прекрасный вид на море и остатки римского амфитеатра II века. 
Фонтан "Мальчик с гусем" созданный скульптором Игнаси Палласом (белый мрамор, 1949)
Вид на порт и железнодорожный вокзал
Смотровая площадка Балкона Средиземноморья
Римский амфитеатр II века (109 на 86 метров, вместимость - около 14 тысяч зрителей)
Итак, Таррагона. Прежде всего это один из крупнейших портов Испании в 98 км к юго-западу от Барселоны. А еще это старейшее римское поселение на Иберийском полуострове, которое выросло на месте иберийского поселения Кессе, основанного еще в V веке до н.э. и завоеванного римлянами в 218 г до н.э. К 27 году до до н.э. маленькое поселение постепенно превратилось в заметно выросший укрепленный город Тарракон, который стал столицей римской провинции Ближняя Испания и с 14 по 7 год. до н.э. был официальной резиденцией императора Августа. Упадок города произошел одновременно с Империей, когда он был разрушен вестготами и завоеван мусульманами, под властью которых находился до 1117 года. Отстроили Таррагону уже христиане, когда она стала частью королевства Арагон. Короче говоря, это город с очень богатой историей, а потому скучать мне здесь не придется! 

К римским и греческим развалинам я отношусь без особого трепета, поэтому к Римскому амфитеатру спускаться не стала, а прогулявшись среди пальм и другой пышной (несмотря на ноябрь) средиземноморской зелени Parc de Les Tres Granotes, перешла через улицу с красивым названием Виа Августа (Via Augusta) и попала на Passeig de Sant Antoni, по которой отправилась в Верхнюю часть Таррагоны - старый город, обнесенный древними римскими стенами.

Фонтан в саду Святого Антония (Jardins de Sent Antoni)
Двусторонний поклонный крест XVII века (высота 9 метров).
На одной из его сторон изображен распятый Иисус Христос, а на другой - скорбящая Богоматерь  
Фонтан в саду Святого Антония (Jardins de Sent Antoni)
Самое красивое дерево, которое я видела за время путешествия
В городе, который был таким важным административно-культурным центром Римской империи, конечно же, сохранилось множество разнообразных памятников "римской старины". Многие "живописные римские развалины" разбросаны по старому городу - амфитеатр, форум, цирк; несколько сооружений расположены в пригороде - например, акведук, а основная часть бесценных раритетов сосредоточена в Национальном археологическом музее Таррагоны  (Museu Nacional Arqueològic de Tarragona), который считается одним из лучших в стране.    
Национальный археологический музей Таррагоны (Museu Nacional Arqueològic de Tarragona) и
мраморная скульптура, изображающая императора Октавиана Августа (высота 3,5 метра, вес 6 тонн) 
Passeig de Sant Antoni
Вдоволь насмотревшись на море, сады и фонтаны я, наконец, подошла к воротам в старый город - Portal de Sant Antoni, расположенным в довольно внушительных древних стенах Les Muralles de Tarragona. Эти римские стены тоже является важной городской достопримечательностью, о чем мне сообщил большой красный стенд недалеко от Ворот. Нужно отдать должное таррагонцам, о туристах они заботиться умеют. Везде очень много указателей, а главные городские достопримечательности сопровождаются подробным описанием на разных языках, так что гулять по городу одно удовольствие и заблудиться, практически, не возможно. 
А что касается Les Muralles de Tarragona, то первые каменные стены высотой до 6 метров и шириной до 4,5 метров построили здесь еще древние римляне в 217-197 гг до н.э. От тех времен до наших дней дожили только три сторожевые башни, а вот стены были усовершенствованы в 125 году до н.э. - их сделали выше, шире и длиннее. С тех пор они окружают весь  старый город, являясь органической частью городского пространства.
Римские стены древнего города Таррако, считаются одним из наиболее древних и хорошо сохранившихся образцов римского военного зодчества в мире, а потому в 2000 году были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО..

Читать полностью на :https://www.rutraveller.ru/place/2082
Portal de Sant Antoni - ворота в старый город
Пройдя через арку ворот, я оказалась в очередном лабиринте узких средневековых улиц с мощеной булыжником мостовой и охристыми фасадами 3-4-х этажных исторических зданий. Выглядело все очень гармонично. Как-будто за прошедшие сотни лет на этих улицах почти ничего не изменилось
Фонтан Арманья (Font d'Armanyà, XVIII) на площади Сан-Антонио
 
Также как все древние европейские дороги вели непременно в Рим, кривые улочки средневековых городов так или иначе приходят к главному городскому собору. Таррагона здесь не исключение, и вскоре я оказалась на Pla de la Seu перед величественным кафедральным собором Святой Фёклы, который с 1905 года является национальным достоянием Испании. 
Главный портал богато украшен. Над входом резное окно-роза 11 м  в диаметре, ставшее визитной карточкой Таррагоны.
Ниже барельеф с изображением Страшного суда, статуи Богоматери, 12 апостолов и 9 пророков.
Внутри было прохладно, пусто и так торжественно тихо, что по вытертым тысячами ног мраморным плитам (пол сохранился с начала XIII века) хотелось ходить исключительно на цыпочках. 
Фрагмент входной двери 
Если кратко, то кафедральный собор Таррагоны - это католический храм в стиле ранней готики, который был заложен в XII веке, строился более 150 лет и посвящен Святой Фекле. Что же касается местоположения, то он был построен на том самом холме, где поочередно побывали римский храм посвященный богу Юпитеру, вестготская христианская церковь и мусульманская мечеть. Новый храм решено было строить подобно крепости - с зубцами, бойницами и небольшими окнами, но, как всегда бывает в таких случаях, время, финансирование и постоянно меняющиеся архитекторы сделали свое дело - получилась трехнефная базилика сочетающий в себе романские и готические черты. В XIV—XVIII веках к собору постепенно пристроили готические, ренессансные и барочные часовни, а вот 65-метровая колокольня сохранила хорошо узнаваемые романские черты. Некоторые из ее 15 колоколов относятся к XIV веку и считаются одними из старейших действующих колоколов в Европе (Асумпта был отлит в 1313 году, а Фруктуоза в 1314 году).
Часовня Иоана Богослова (XVI век, слева) Святого Фруктуозы (XVI век, справа)
Часовня Гроба Господня (XV век)
Часовня Святой Изабеллы (XV век) 
Особую ценность внутреннего убранства собора представляет Главный алтарь XV века с барельефами, изображающими сцены из жизни Христа и покровительницы Таррагоны Святой Фёклы. Он сохранился, практически, в первозданном виде. Тонкая и сложная работа мастера Пере Жоана и сейчас производит очень сильное впечатление. Помимо Главного алтаря, в соборе есть еще несколько десятков часовен с великолепными алтарями разных веков; дубовые резные скамейки хоров XV века; орган XVI века; шедевр каталонской готической скульптуры - беломраморная гробница архиепископа Хуана Арагонского; красивый внутренний двор с крытой галереей; Сокровищница с очень эффектным кессонным потолком и Кафедральный (Епархиальный) музей с богатым собранием деревянных скульптур, гобеленов, шпалер и разнообразной церковной утвари.
Орган (XVI век) и резные дубовые скамьи хоров из Фландрии (XV век)
У боковой стены клироса находится гробница сына короля Хайме II архиепископа Хуана Арагонского,
освятившего собор в 1331 году
Это беломраморное изваяние занесено в каталог как шедевр каталонской готической скульптуры
Великолепный Главный алтарь работы Пере Жоана, созданный в период между 1426 и 1434 годами  
Барильефы Главного алтаря: Святая Фекла (слева)
Алтарь в часовне Святой Марии (XIV век) (верхний фрагмент)
Алтарь в часовне Святой Марии (XIV век) (нижний фрагмент)
Кессонный потолок Сокровищницы (XVI век)
Литургическое серебро XVIII-XIX веков в Сокровищнице собора
Старинная книга из Сокровищницы собора
Внутренний двор (клаустро, клуатр) собора имеет почти квадратную форму с длиной стороны около 46 метров. Его уют и тишина напоминают о монашеском уединении, а высокие железные решетки, которые были установлены в XVI веке для защиты монастырского огорода, предают ему особое очарование. Обустраивать двор начали в XII веке, и завершили работы отделкой готических сводов крытой галереи. Большой интерес здесь также представляют верхние части колонн (капители) богато украшенные библейскими сценами, фантастическими существа и поучительными историями.
 
Выход в клаустро (клуатр, внутренний двор)
Крытая галерея клаустро (клуатр, внутренний двор)
Внутренний двор собора (XII-XIII века)
Готическая галерея внутреннего двора
Вид на крытую галерею и здание собора из внутреннего двора
Центральный фонтан внутреннего двора
Крытая галерея внутреннего двора (клуатра)
Ограждающие решетки XVI века 
Последним пунктом экскурсии по кафедральному собору Таррагоны стал его Епархиальный музей (Museu Diocesà de Tarragona), в который можно попасть из крытой галереи внутреннего двора (клуатра). Его коллекция насчитывает более 6000 экспонатов, но в нескольких залах музея выставлены не больше 300 - готические алтари, всевозможные образцы церковной скульптуры, шедевры религиозного ювелирного искусства, средневековые манускрипты, предметы церковной утвари и значительная коллекция гобеленов XV-XVII веков.


Как каждый уважающий себя собор на холме, кафедральный собор Таррагоны, конечно же, имеет широкую лестницу, ведущую к храму (Слава Богу, не такую высокую как в Жироне). И хотя в разные стороны от соборной площади спускалось еще несколько крутых и очень узких лестниц, уходящих в колоритные средневековые улицы, после недолгих колебаний я все же выбрала именно эту и таким образом попала на главную улицу средневекового города - Carrer Major.  
Пора было где-нибудь выпить дежурный капучино и я зашла в первую кондитерскую, оказавшуюся на моем пути. Это была Granja Dibà (Carrer Major, 32), расположенная в цокольном этаже настоящего средневекового дома, о чем нам напоминали умело подчеркнутые дизайнером старинные арки. Какими были кофе и булочка я уже не помню, а вот черно-белая клетка на полу мне почему-то хорошо запомнилась. 
Дальше по курсу был магазин художественной керамики Rozi Art ceramica с довольно яркими во всех отношениях авторскими работами. Я заглянула в него в поисках очередной тарелки в коллекцию, но, к сожалению, это был совсем не мой формат... хотя, если бы чемодан был чуть больше, я бы себе явно что-нибудь прихватила!
После магазина я продолжила спускаться с "холма", по пути заглядывая в соседние улочки и фотографируя римские развалины, интересные дома и красивые витрины... а тем временем улица Carrer Major постепенно сменилась на Carrer de la Portalet. 

Руины Римского цирка (Circo Romano de Tarragona). Он был построен в конце 1-го века
как трасса для гонки колесниц и функционировал до V века.
(приблизительно 325 на 115 метров, вместимость около 30 тысяч зрителей)
В средние века цирк использовался для проведения ярмарок и в качестве городского рынка.
Руины Римского цирка
Визуальная реконструкция Римского цирка (постер)
Руины Римского цирка

 
Ну, и конечно, по дороге я заглянула в несколько красивых кондитерских, предлагавших большой ассортимент традиционных испанских турронов (сладость из из меда, сахара, яичного белка, жареного миндаля или других орехов). Поскольку это рождественское лакомство, то настоящие испанцы до сих пор едят его только на Рождество, но в угоду туристам многие кондитерские и супермаркеты продают его круглый год. Что касается меня, то я готова есть его хоть каждый день, и очень обрадовалась возможности угодить в целых два туррронных царства. Сначала это был Torrons Artesans Vicens (Baixada de la Misericòrdia, 12), где продаются всевозможные турроны ручной работы, изготовленные по рецепту 1775 года, а чуть позже -  один из магазинов сети Sirvent на Carrer del Portalet, 5. Там я купила настоящий туррон из Хихона (turrón de Xixona, Xixona - город в 24-х км от Аликанте, главный центр по производству туррона. Его продукция обладает статусом Наименования контролируемой по месту происхождения). В этом магазине был представлен весь ассортимент знаменитого лакомства (от мягкой нуги до грильяжа), которое с 1880 года производит семья потомственных хихонских турронеро по фамилии Sirvent.

Магазин Torrons Artesans Vicens
Один из магазинов сети Sirvent на Carrer del Portalet, 5 (слева).
Via de l'Imperi Romà
Вдоволь нагулявшись по старому городу и подкрепившись очередной тортильей, я вдруг вспомнила, что Таррагона - это родина кастельс ("человеческих замков"), и на Рамбле Нова (Rambla Nova) стоит красивый памятник «Кастельерос» (1999), изображающий это захватывающее действо в натуральную величину.
Кастелс (castells) произошли из религиозных процессий Moixiganga, но со временем утратили свое первоначальное значение и превратились в праздничное соревнование по построению самых высоких и сложных "человеческих замков". Поскольку дело это физически очень затратное, сложное и даже опасное (особенно для детей, которые карабкаются на вершину), команды кастельеров-любителей много часов проводят в специальных тренировках. Как правило, они одеты в белые брюки и разноцветные рубашки и банданы, которые указывают на принадлежность к той или иной команде. Я увидела первые живые кастелс в Барселоне много лет назад и до сих пор помню свои впечатления. Это было грандиозно!!!
Что же касается 11-метрового бронзового памятника на центральной улице Таррагоны - Рамбла Нова, то он представляет собой уже построенную пирамиду из 246 человек, в числе которых Пабло Пикассо, Гауди, Самаранч, Жоан Миро и другие знаменитые каталонцы. 220 стоят в основании, 24 - на башне и 4 - рядом. Это руководитель команды, барабанщик и два трубача. 
Скажу честно, Пикассо и Миро я, конечно, там не обнаружила... потому что все мужчины спиной совершенно похожи друг на друга, а вот с музыкантами сфотографировалась с большим удовольствием.
Осмотрев памятник, я немного прогулялась по Рамбле Нова и сфотографировала самый известный в городе Фонтан столетия (Font del Centenari) или Фонтан четырех континентов, созданный в 1954 году в честь столетия улицы, на которой он расположен. Известный каталонский скульптор с большой фантазией - Жузеп Виладомат изобразил Континенты в виде четырех аллегорических композиций мужчины с животным расположенных вокруг большой круглой чаши фонтана. Европу (и по совместительству Север) представляет европеец с белым медведем, Африку (Юг) - африканец с бегемотом, Азию (Восток) - мужчина в чалме со слоном, а Америку (Запад) - индеец с крокодилом. Если не знать этого описания, понять задумку автора довольно сложно, наверно, поэтому часть коренных таррагонцев так и не приняли этот фонтан даже после его усовершенствования в 90-е годы.

Нужно сказать, что таррагонская Рамбла мало чем напоминала свою барселонскую подругу. Здесь было практически пусто - ни киосков, ни кафе, ни толп туристов. На всем протяжении несколько памятников, один цветочный магазин и множество пустующих скамеек. 
Рамбла Нова
Памятник героям 1811 года (справа)
Монастырь Св. Терезы (El convento de las Teresianas, 1922-1949), архитектор Бернарди Марторелл (ученик Гауди)
Идти на вокзал еще не хотелось и, повернув направо, я пошла по какой-то улице ведущей в сторону порта... но до порта так и не дошла - эта сторона города мне совсем не понравилась. Погуляла немного вокруг и, свернув в какой-то переулок, неожиданно забрела на крышу Дворца конгрессов Таррагоны. С нее открывался великолепный вид на море.

Вечерело. Пора было двигаться к вокзалу, и тут я внезапно поняла, что за четыре дня в Каталонии, еще ни разу не ела любимую энсаймаду (традиционная майоркинская выпечка)! Я о ней просто забыла... и лучше бы не вспоминала! Ни в одном кафе на обратном пути я ее так и не нашла... пришлось довольствоваться обычной плюшкой в красивом месте. 


Плюшка, которая пыталась заменить мне энсаймаду
Лестница в конце Рамбла Нова спускается в сторону железнодорожного вокзала
До поезда еще оставался целый час и я пошла на набережную Moll de Costa. Посмотрела на море, порт, яхты, пальмы, старинные пушки и причудливые деревья, которые очень эффектно смотрелись на фоне заката. А еще бросила в море монетку по старой привычке. Может повезет и я когда-нибудь приеду сюда опять! 

В Барселону я вернулась глубоким вечером и, выйдя из метро, отправилась прямо в отель. Нужно хорошенько отдохнуть, ведь завтра мой последний день в Испании - буду в очередной раз исследовать Барселону!

Смотрите продолжение:

Еще немного по теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий