четверг, 16 июля 2020 г.

Вена: "Серебряная кладовая Хофбурга - море посуды красивой и разной!" (Silberkammer, Австрия, день 4)


Пока наш последний экскурсионный день идет просто замечательно. На часах только половина первого, а мы уже успели заглянуть на венскую "блошку" и рынок Нашмаркт, посмотрели великолепное шоу "Испанской школы верховой езды" и сфотографировали липицианов возле конюшни Штальбурга. Теперь самое время взять тайм-аут и выпить чашечку кофе в каком-нибудь очень красивом месте. Выбор пал на летнюю террасу кафе "Хофбург" (Hofburg), которая очень кстати примостилась у здания бывшей Императорской канцелярии на площади Ин-дер-Бург (In der Burg).
Кафе "Хофбург" (Hofburg) на фоне здания бывшей Императорской канцелярии (Ин-дер-Бург 1)
Красными банерами обозначен вход в "Императорские апартаменты",
а через арку с другой стороны можно пройти к "Музею Сиси" и "Серебряную кладовую"
Традиционное венское кафе "Хофбург" открылось на площади Ин-дер-Бург в 2004 году
Оно принадлежит семье Кверфельд, владеющей легендарными Café Landtmann am Ring и Grand Café
На мой взгляд, эта нарядная площадка с большими зонтами и высокими пальмами в белых керамических горшках является отличным пит-стопом в гонке по окрестным достопримечательностям и дворцовым музеям ("Императорские апартаменты", "Музей Сиси", "Сокровищница", "Серебряная кладовая", "Зимний манеж", "Национальная библиотека"). При этом перекусить здесь можно не "абы как", а в "волшебной атмосфере венского Хофбурга". 
Летняя терраса кафе "Хофбург" (Innerrer Burghof 1)
Занимаешь столик с видом на памятник Францу I, Швейцарские ворота и окружающие барочные дворцы, заказываешь меланж и что-нибудь для души и, наблюдая за курсирующими мимо площади извозчиками, понимаешь, что жизнь удалась!
В центре площади Ин-дер-Бург расположен памятник  императору Францу I (Помпео Маркези, 1846).
 Статуи вокруг постамента символизируют Мир, Силу, Веру и Справедливость
Здание в тылу памятника - крыло Амалиенбург, в котором располагались апартаменты Сиси
К тому же у нас в программе была дегустация знаменитого венского десерта с очередным плохо выговариваемым названием - "кайзершмаррн" (Kaiserschmarrn). А где же его лучше всего попробовать, как не под окнами резиденции императора Франца Иосифа, который считал его один из своих самых любимых блюд. 
Десерт "кайзершмаррн"
Долгие годы жирный шмаррн был очень сытной пищей австрийских и баварских бедняков, но в XVIII веке он перебрался в город и постепенно превратился в популярный светский десерт. По одной из легенд, в 1854 году "рваный блин" был впервые случайно подан императрице Елизавете (Сиси) и так понравился Францу Иосифу, что тот приказал готовить его ежедневно. С тех пор это блюдо и стали называть "кайзершмаррн" или "императорская мешанина" (кайзер - император, шмаррн - мешанина, пустяк, беспорядок).
Завтрак Франца Иосифа и Сиси (Елизаветы)
Для приготовления кайзершмаррна используется тесто для сладких блинчиков с добавлением вымоченного в роме изюма. Сначала тесто с одной стороны запекают на сковородке, затем полученный толстый блин разделяют деревянной лопаткой на небольшие кусочки и зажаривают их до хрустящей корочки. "Кайзершмаррн" подают, посыпав сахарной пудрой, с ванильным соусом, сливовым повидлом или яблочным пюре. 
"Кайзершмаррн" подают с сахарной пудрой, сливовым повидлом и яблочным пюре
Несмотря на то, что "кайзершмаррн" готовят из блинной муки, на практике он больше напоминает очень вкусный карамелизированный бисквит. Мы, как всегда, взяли одну порцию на двоих, а потом очень об этом пожалели - нужно было брать две!
Нужно было брать две порции!!!
Следующим по плану был музей "Серебряная кладовая", вход в который расположен под куполом Михайловского крыла в десятке метров от кафе "Хофбург".
Извозчик проезжает мимо входа в Музей Сиси и Серебряную коллекцию,
а сразу за аркой справа находится кафе "Хофбург"
Возле входа стояла довольно приличная очередь (очевидно, потому что была суббота), но поскольку у нас был онлайн билет, мы беспрепятственно подошли к стойке ресепшен, показали комплексные "Билеты Сиси" (по нему мы уже посетили Императорские апартаменты, Музей Сиси и дворец Шенбрунн), взяли аудиогид и вошли в относительно небольшой, но очень насыщенный экспонатами музей. Фотографировать там запрещено, хотя все это делали совершенно открыто. Я сделала не больше десятка фотографий, так что, по привычке, проиллюстрирую свой рассказ прекрасными фотографиями из интернета (авторам отдельное спасибо!). 
У входа написано, что здесь можно войти в три главных музея Хофбурга
"Серебряная кладовая" (Silbercammer, также "Серебряная палата" или "Серебряная коллекция Хофбурга"), представляет собой уникальную экспозицию подлинных предметов, которые использовались для приготовления пищи и сервировки стола при венском императорском дворе. На площади в 1300 м² в специально сконструированных витринах, исторических деревянных шкафах и на длинных столах (до 30 метров) представлена богатейшая коллекция кухонной утвари, столового серебра, позолоченных сервизов и аксессуаров, тончайшего стекла, скатертей, мудрено сложенных салфеток, канделябров и роскошной фарфоровой посуды, изготовленных по специальным заказам на известнейших мануфактурах Европы.
Севрский фарфор: супницы с золотыми колосьями
Ведомство серебряного казначея появилось при венском дворе в XV веке во времена правления Фридриха III. Первоначально казначей отвечал исключительно за предметы столовой сервировки, но со временем его обязанности расширились до управления придворной кухней, пекарней, серебряной и столовой кладовой, прачечной, погребом и всем остальным придворным хозяйством, включая отопление и свет. Должность придворного завхоза называлась Главный управляющий императорским хозяйством или Лорд Стюард.
Драгоценные экспонаты музея
В 1918 году многовековая австрийская монархия была упразднена и тысячи принадлежавших ей предметов "большого культурного, художественного и исторического значения" разошлись по разным музеям. Что-то попало в Сокровищницу, что-то в Художественный музей, а кухонно-банкетная утварь осталась в "Палате придворного серебра и фарфора". Часть ее представительских предметов до последнего времени использовалась во время официальных приемов Австрийской республики, а наиболее эффектные и ценные образцы вошли в экспозицию, которая открылась для широкой публики в 1923 году. 
Элементы знаменитого сервиза Grand Vermeil
Современный модернизированный и расширенный музей "Серебряная кладовая" после долгой реконструкции был открыт 1 апреля 1995 года. Он занимает площадь 1300 м² и предлагает к просмотру около 7000 экспонатов (менее 5%) из 150 000 единиц, до сих пор хранящихся в дворцовых закромах.
Экспозиция "Серебряной кладовой"
Один из залов музея 
План экспозиции "Серебряной кладовой" Хофбурга.
Длительность просмотра около 40 минут 
Начинается просмотр с "Придворной кухни" (зал А). Здесь в витринах выставлены медные кастрюли, сковороды, чайники и самовары; всевозможные формы для выпечки и заливных; прабабушки термо кастрюль с углублениями для тлеющих углей; плоский котел тюрботьер для приготовления большой ромбовидной рыбы (около 50x50 см, вес 4-5 кг), которую было принято готовить и подавать целиком; плоские кастрюли для спаржи; гусятницы и огромная кастрюля для супа «Олио» (крепкий мясной бульон, которым традиционно угощали в полночь). Одним словом все то, без чего не возможно было ежедневно прокормить около 5000 человек, обитающих при венском дворе... не говоря уже о балах, банкетах и приемах.
Медные формы использовались для приготовления заливных блюд (студни, холодцы и т.п.),
а также бисквитных то́ртов, суфле, карамелей и знаменитого кекса "Гугельхупф"
Несмотря на опасную способность окисляться,
медь в то время была очень популярна в кухонном обиходе
Очень нужная кухонная утварь
В этом же зале можно познакомиться с правилами придворных застолий и узнать, например, что в XVI веке при Фердинанде I около 30 блюд подавали только на императорский стол, а век спустя столько же получали даже фрейлины из свиты императрицы. Причем, дамы явно ни в чем себе не отказывали. Обычно в меню входили 2 разных супа, отварная говядина, жарко́е, фрикасе из телятины, кролик, сладкое, салат и овощи в зависимости от сезона.
Обед императорской семьи
В XVIII веке императрица Мария Терезия решила, что на придворной кухне должен быть собственный кондитерский цех (до этого сладости поступали из городских кондитерских), а император Иосиф II в целях экономии сократил обеденное меню до 15 блюд (ужин до 8). Аскетичный император Франц Иосиф угощал гостей уже 13 блюдами (закуска, в основном из устриц, суп, пироги, рыба или иное морское блюдо, говядина, птица, жаркое, салат, овощи, фрукты и десерт), а если обедал в одиночестве, то зачастую обходился булочкой с кефиром.
Начиная с XIX века ежедневная сервировка  «Hofform» оставалась неизменной -
простой белый фарфор Венской мануфактуры с золотым ободком и императорским орлом,
столовые приборы из серебра фирмы Клинкош и хрустальные бокалы фирмы Лобмайр
Идем дальше. В следующих пяти комнатах, обозначенных литерой В, в дубовых шкафах времен монархии, выставлено столовое серебро и всевозможные фарфоровые сервизы, включая официальный "Парадный сервиз", которой занимает большинство полок в старинных витринах.
Витрины с большим "Парадным сервизом"
В этом зале выставлены также небольшие сервизы различных европейских мануфактур
Тут же находятся многочисленные витрины с комплектами серебряных столовых приборов. Первый такой комплект был изготовлен для императорского двора в первой трети XIX века мастерами компании Стефана Мейерхофера. А начиная с 1837 года практически все дворцовые заказы на изготовление столового серебра выполняла фирма "Мейерхофер и Клинкош" (Mayerhofer & Klinkosch, далее "Joseph Carl Klinkosch" - самая знаменитая в Австрии компания по производству изделий из серебра), возведенная в ранг придворного поставщика. 
Столовые приборы от фирмы  Мейерхофер и Клинкош
Что до "Парадного сервиза", то бело-золотой набор украшенный двуглавым орлом австрийских габсбургов был изготовлен на венской фарфоровой мануфактуре в 1859-1864 годах. Этот комплект из нескольких сотен предметов пришел на смену громоздкой серебряной посуде, которая активно использовалась для сервировки вплоть до начала XIX века. При этом в эпоху правления Франца I, а следом и Фердинанда I, в дизайне столовой посуды сохранились строгие формы и лаконичный декор. Единственным украшением служили неброский золотой бордюр и императорский орел, выполненный, в зависимости от моды и индивидуальной манеры художника.
В сервиз входили десятки предметов самого разного назначения
В эпоху монархии этот сервиз, которым сервировали стол во время вечерних трапез в кругу августейшей семьи, носил название «Хофформ», что в переводе означает «придворный стиль».
Этот сервиз использовался на государственных обедах до 2000 года, 
 и назывался Государственным сервизом для приёмов
Несмотря на большую историческую ценность, элегантный "Парадный сервиз" с золотым бордюром и черно-красно-золотым двуглавым орлом не был расписан вручную. Для его декорирования была использована модная новая техника золотой литографии или попросту трансферной печати (акватинта), которая в XIX веке заменила трудоемкую ручную роспись.  
Несмотря на "промышленный" декор, выглядит этот сервиз очень "по-королевски" 
Сразу после изобретения этого метода изделия декорировались исключительно синим кобальтом. Затем цветовая палитра стала расширяться, изображения стали уже трехцветными, а для большей "многоцветности" использовали ручную дорисовку и отделку золочением поверх глазури. Примерно так, как это сделано на бордюре "Парадного сервиза" (герб выполнен в технике цветной литографии). 
Каждый из предметов придворного сервиза был декорирован габсбургским орлом
Тут же в центральной витрине можно увидеть экспонаты придворной прачечной - образцы белоснежного льняного постельного белья, салфеток, фартуков, полотенец. Кстати о полотенцах. Сначала их шили исключительно из тонкого льна, и только в XIX веке им на смену пришли новинки из ткани пике (трикотаж), а чуть позже появилась английская махровая ткань. До 1872 года для маркировки изделий использовались разнообразные штампы и желтая краска. После их заменили на комбинацию вензелей и короны. На императорском белье стали делать изящную вышивку небольшого размера, а все прочее продолжили штамповать новой печатью.
Полотенца для императорской семьи менялись ежедневно, а постельное белье – 2-3 раза в неделю
Прислуга использовала полотенца по 3 дня и имела право на замену постели раз в 2 недели
В следующей комнате в огромных современных витринах выставлен фарфоровый сервиз с яркими животными и растительными мотивами. Он был изготовлен в 1870 году на знаменитой фабрике Mintons (Англия) и подарен императрицей Сиси своему мужу императору Францу Иосифу для охотничьего домика в Оффензее. Автором рисунков стал английский художник William Stephen Coleman.
Сервиз фабрики Mintons (Англия, 1870) был куплен для  охотничьего домика в Оффензее
Сервиз "Минтон" был декорирован животными и растительными рисунками
Глядя на разнообразие дизайнов, создается впечатление, что не один рисунок не повторяется
Прямо напротив этой витрины располагается большая коллекция наборов для ежедневного туалета, которые включали в себя: кувшин для чистой воды, тазик для умывания, таз для мытья ног, чашу для бритья, подставку для мыла, подставку для зубной щетки, коробочку для расчесок, контейнер для зубного порошка, чашу для использованной воды и ночной горшок. Все эти предметы были необходимо для гигиенических процедур, которые с помощью слуг совершались в дворцовых спальнях по утрам. Ведь первая ванная комната появилась в Хофбурге только в 1876 году. Ее оборудовали для очень продвинутой императрицы Елизаветы.
Основная часть предметов была выполнена из светлого фарфора и украшена гербом,
но наборы в бело-синей гамме смотрятся гораздо эффектнее
Императорские наборы традиционно были украшены двуглавым орлом...
... но бело-синие выигрывали и формой, и расцветкой 
А были еще и такие кувшин для воды
Следующей была относительно небольшая круглая комната, в витринах которой экспонировался знаменитый позолоченный сервиз Гран Верме́ль на 140 персон (Grand Vermeil, "вермель" в переводе с французского алый, ярко красный; термин применяется для изделий из позолоченного серебра). Это один из крупнейших в мире сервизов выполненных в редкой технике огневого золочения (при помощи ртути), которая придает золотой поверхности красноватый оттенок. Он входит в список ценнейших экспонатов "Серебряной кладовой", состоит из 4500 предметов и весит более одной тонны.  
Позолоченный сервиз Гран Вермель (1808 и 1850)
 В середине XIX века сервиз Гран Вермель был увеличен с 40 до 140 персон и
дополнен прекрасными аксессуарами ювелирной работы
Первые 40 кувертов (полный набор на одну персону) этого сервиза в 1808 году, возможно, были созданы личным ювелиром Наполеона - Мартином-Гийомом Бьенне и миланским ювелиром Эудженио Бруза по заказу вице-короля Италии Эжена де Богарне (пасынок Наполеона). Он предназначался для его двора в Милане и был украшен гербами Наполеона. 
В центральной витрине экспонируются бокалы и аксессуары для сервировки стола
На тарелках хорошо видны следы времени
В комплект входит все необходимое - от зеленых бокалов "рёмер" до "золотого" самовара
Столовые приборы из серебра фирмы Клинкош и хрустальные бокалы фирмы Лобмайр
(белые части на вилках и ложках пока остались для меня загадкой)
После разгрома Наполеона Ломбардия и Венеция отошли к Австрийской империи, и по условиям Венского конгресса император Франц I должен был выкупить позолоченный сервиз у Эжена де Богарне, но в 1816 году получил его даром - в качестве подарка по случаю четвертого брака с  Каролиной Августой Баварской.
Красота в деталях
Термином "вермель" называются изделия из позолоченного серебра 
Эффектная супница, канделябры, соусницы и вазы
В Вене этот комплект появился весьма кстати, поскольку  почти все собственные сервизы из драгоценных металлов за восемь лет войны пошли на переплавку. Австрийским ювелирам осталось лишь изменить наполеоновские гербы на габсбургских орлов и добавить количество кувертов с учетом размаха австрийского двора. В 1850 году уже при следующем императоре - Фердинанде I сервиз был увеличен до 140 персон.
Сервиз Гранд Вермель состоит из 4500 предметов и весит больше тонны
Экспонаты средней витрины
Комплект столовых приборов
В центральной витрине следующей круглой комнаты выставлен "Серебряный сервиз", который был изготовлен в 1837 году и служил для ежедневных трапез вплоть до того момента, когда металлическая посуда окончательно уступила место фарфоровой.
В центральной витрине расположен официальный серебряный сервиз,
а в боковых витринах канделябры, этажерки и подносы
Вена издавна славилась своими серебряными мастерскими, и вполне логично, что главный серебряный сервиз для Хофбурга в 1837 году был заказан двум выдающимся венским мастерам Stephan Mayerhofer и Carl Klinkosch, которые в 1830 году объединились в компанию Mayerhofer & Klinkosch.
Последний раз этим сервизом сервировали стол в 1999 году
Что-то тарелочки маловаты!
Боковые витрины комнаты занимают позолоченные украшения для стола - этажерки, канделябры и зеркальные поддоны, которые, отражая свет свечей, увеличивали освещение обеденной зоны.
Этажерки, канделябры и зеркальные поддоны для сервировки стола
Одним из наиболее ценных экспонатов "Серебряной кладовой" считается легендарная салфетка из тонкого дамаска, сложенная в "императорском стиле" со специальными отсеками для маленьких булочек. Такое убранство стола разрешалось только в присутствии императора, а секрет складывания салфетки был доступен лишь избранным и передавался из уст в уста. Сейчас такие салфетки можно увидеть исключительно на официальных приемах по случаю государственных визитов президентов и коронованных особ, а секретной техникой обладают всего 2 человека, которых специально приглашают во дворец для украшения стола.
Салфетка 100 на 100 сантиметров сложена в "императорском стиле"
Кроме того для сервировки столов использовались круглые скатерти диаметром до 4,20 метра и прямоугольные полотнища шириной три-четыре и длиной до двадцати метров! А что до салфеток, то все ни были изготовлены из тончайшего льна и имели размер около квадратного метра, который позволял придворным дизайнерам создавать настоящие салфеточные шедевры.
Сервированный стол во дворце Хофбург
Золотым веком европейского искусства складывания салфеток была эпоха Возрождения и раннего барокко. Замысловатые конструкции из салфеток прекрасно гармонировали с пышным убранством банкетов и использовались для размещения именных карточек или листочков меню. Кроме того, с их помощью к столу подавались яйца, булочки или сладости (об этом редком искусстве можно прочитать здесь).
Для создания такого шедевра требовалась тонкая льняная салфетка величиной около 1 м²
В запасниках "Серебряной кладовой" до сих пор хранятся 17 шаблонов, по которым придворные мастера складывали причудливые фигуры рыб, раковин, лебедей, уток или цветов в далеком XVII веке.
Фигуры из салфеток прекрасно гармонировали с пышным убранством банкетов и пиров
Но вернемся к фарфору. В 1777 году император Иосиф II посетил в Париже свою сестру - французскую королеву Марию Антуанетту и привез из поездки 500 драгоценных изделий знаменитого севрского фарфора, полученных в подарок от королевской четы.  Среди прибывших в Вену сервизов, статуэток и тарелок были четыре великолепные "Супницы с золотыми колосьями" (Goldene Ähren Terrine), три из которых сейчас экспонируются в "Серебряной кладовой". 
На верхней полке экспонируются три севрских супницы на изящных изогнутых ножках
На нижней полке - образцы салфеточного искусства
Все три роскошных севрских комплекта, состоящих из супниц на изящных изогнутых ножках и больших сервировочных блюд, обильно украшены позолоченным декором из колосьев и многочисленными медальонами с изображением даров садов, полей и огородов, а также разнообразного сельхоз инвентаря. Они  олицетворяют крестьянский труд, плодородие и богатый урожай. Более низкая и широкая супница, стоящая посередине, предназначалась для подачи знаменитого супа "Олио", которым угощали ровно в полночь.
Слева - Салфетка сложена в виде камбалы
Справа - три супницы с золотыми колосьями и цветочно-фруктовыми медальонами
Благодаря уникальному декору эти супницы получили название Goldene Ähren Terrine
(супницы с золотыми колосьями)
Здесь же в витринах можно увидеть деревянные ящики, в которых перевозили дворцовую утварь по время путешествий императорских особ.
Деревянный короб для перевозки сервизов во время путешествий
С изобретением фарфора головной боли при перевозке значительно прибавилось
Шкатулки для перевозки столового серебра
Наиболее помпезным из экспонатов "Серебряной кладовой", безусловно, является 30-ти метровый "Миланский пладеменаж" (Mailänder Tafelaufsatz, позолота/бронза, зал С) - самый большой декоративный ансамбль для украшения центра стола, хранящийся в Музее придворного столового инвентаря и декора. Он представляет собой набор выстроенных в ряд фигурных зеркальных поддонов, на которые ставились многочисленные фигуры, менажницы, вазы и канделябры.
"Миланский пладеменаж" (Mailänder Tafelaufsatz , 1838)
Великолепный позолоченный пладеменаж, который как нельзя лучше иллюстрирует роскошь дворцовых банкетов былых времен, был изготовлен итальянским ювелиром Луиджи Манфредини в 1838 году для коронации императора Фердинанда I в качестве короля Ломбардии и Венеции. Именно поэтому  центральный элемент композиции украшают две аллегорические фигуры - Ломбардии в стенном венце на голове и с рогом изобилия в руках и Венеции в шапке дожа с крылатым львом колонны Сан Марко у ее ног.
Аллегорические фигуры Ломбардии и Венеции
Особенно нарядно пладеменаж смотрится с букетами цветов
Посмотреть на позолоченную конструкцию можно через многочисленные арки или
сквозь решетки старинного окна
Второй позолоченный бронзовый пладеменаж по тому же поводу в 1838 году был куплен в Париже у Antoine Lynen и позже стал называться "Старофранцузским" (Altfranzösischer Tafelaufsatz, позолота/бронза). Первоначально он состоял из прямоугольной центральной части, к которой в 1843/44 годах были добавлены два круглых зеркальных поддона изготовленных венским мастером Johann Georg Danninger по французскому образцу. В комплект также вошли высокие жирандоли (канделябры) с крылатыми драконами у оснований. Свет их свечей эффектно отражался в зеркальных поддонах, придавая богатому флоральному декору "Старофранцузского пладеменажа" особую праздничность и нарядность.
"Старофранцузский пладеменаж" (позолоченная бронза, 1838, 1843/44)
Интересен тот факт, что император Фердинанда I выкупил у Даннингера круглые зеркальные поддоны только для того, чтобы спасти известного мастера от банкротства. Правда, это ему так и не помогло.
Деталь позолоченного канделябра на зеркальном поддоне, который усиливал свет свечей
Третий роскошный пладеменаж из позолоченной бронзы стал одним из первых заказов императора Франца Иосифа после его вступления на престол. Он был изготовлен в 1851 году в Париже и получил название "Новофранцузский" (предыдущий с тех пор стал называться "Старофранцузским"). Необходимость в таком большом центральном элементе возникла из-за привычки молодого императора приглашать к обеду министров, дипломатов и советников, коих, судя по масштабам конструкции, было у него не счесть. 
"Новофранцузский пладеменаж" (позолоченная бронза, 1851)
Несмотря на то, что "Новофранцузский пладеменаж" создавался уже в середине XIX века, по настоянию матери императора - Софии Баварской, возродившей рококо и барокко при венском дворе, набор был выполнен в лучших традициях версальской пышности. Его высокие канделябры, этажерки и вазы густо украшены животными,  птицами, веселыми путти, многочисленными рокайлями и витиеватым растительным декором. Короче говоря, "по-богатому". 
Вся эта барочная роскошь была выполнена из позолоченной бронзы
В отдельной витрине выставлены еще несколько десятков канделябров, ваз и многоярусных менажниц, идущих в комплекте с "Новофранцузским пладеменажем". Они служили для сервировки фруктов, десертов и сладостей, которые при венском дворе были в большой чести.
Многоярусные менажницы и вазы предназначались для фруктов и сладостей
Поддоны из "Новофранцузского пладеменажа"
В витринах соседнего зала D выставлены еще два комплекта знаменитой Севрской мануфактуры. Первый из них - столово-десертный "Сервиз с зелеными лентами" (Service mit den grünen Bändern), который в 1756 году в знак сближения между двумя правящими домами был подарен императрице Марии Терезии французским королем Людовиком XV. Нарядный дорогой набор состоял из 185 предметов (сохранились не все), для росписи которых был специально разработан рецепт особой ярко-зеленой краски. 
"Сервиз с зелеными лентами"
Основным элементом декора этого барочного сервиза в стиле старых мастеров являются сочные зеленые ленты. Переплетаясь, они образуют различные рамки, в середину которых вписаны нежные букеты или миниатюры в стиле рококо по мотивам картин французского живописца Франсуа Буше. Они изображают аллегории любви, поэзии, музыки, живописи и скульптуры, а также сцены из произведений мировой литературы от Гомера до Мольера.
Формы сервиза напоминают работы мастеров ювелирного искусства эпохи барокко
"Сервиз с зелеными лентами" был изготовлен из более хрупкого фриттованного фарфора (хорошо просвечиваемый мягкий французский фарфор, который обжигается при низких температурах), что позволило севрским мастерам сохранить всю яркость изобретенной для него ярко-зеленой краски. Этот набор считается одним из лучших произведений "Севрской фарфоровой мануфактуры" с момента ее основания в 1738 году.
В сервиз входят барочные супницы, блюда, емкости для охлаждения, тарелки и т.п.
Своими яркими цветами сервиз обязан холодному обжигу
Второй столово-десертный севрский "Сервиз с зеленым фоном" входил в состав большого "фарфорового" подарка короля Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты, который в 1777 году привез из Франции император Иосиф II. Он состоит из 295 предметов, каждый из которых имеет очень сочный зеленый фон и фруктово-цветочный декор в окантованных золотом медальонах.
Бюст королевы Франции Марии Антуанетты (урожденной Габсбург)
Витрина с севрским "Сервизом на зеленом фоне" (Service mit grünem fond, 1775-1777)
Столово-десертный сервиз состоит из 295 предметов
Сервировочное блюдо
Десертная тарелка, охладитель для бокалов и две солонки
Очередная потрясающе красивая супница
От сервизов можно перейти к впечатляющей коллекции "цветочных" тарелок (зал D). Первые 35 тарелок "темной" серии были заказаны на Венской фарфоровой мануфактуре в 1819 году. За четыре года их количество выросло до 96, а в течение следующих 10 лет к ним прибавились еще и тарелки на белом фоне, которые, на мой взгляд, выглядят немного проще. Рисунок был выбран лично императором Францем II, как дань его увлечению садовыми цветами. Тарелки имели не декоративную, а утилитарную функцию и использовались как десертные при сервировке стола парадным сервизом Гран Вермель.
Цветочная коллекция Франца II
Тарелки на белом фоне появились гораздо позднее
"Цветочные" тарелки использовались для сервировки десертов
Каждая тарелка посвящена какому-то отдельному цветку 
Если вы думаете, что это все, то - нет! Это, примерно, середина! Так что поехали дальше! Перед нами зал Е с необычными экспонатами, которые использовались в церемонии омовения ног в Великий (Чистый) четверг. 
Аксессуары для церемонии омовения ног
По традиции императорская чета должна была собственноручно омыть ноги двенадцати пожилым беднякам, как когда-то Иисус Христос омыл ноги своим ученикам. Каждый год в Вене и пригородах для участия в этой церемонии отбирали 12 мужчин и женщин, которых тщательно отмывали и после медосмотра приводили во дворец. Утро Чистого четверга начиналось с "Кормления старцев". На накрытом столе для каждого была приготовлена деревянная тарелка, приборы, салфетка, ломоть хлеба, литровый керамический кувшин вина и медная (серебряная) кружка. Последние были украшены габсбургским гербом и инициалами императора или императрицы, которые проводили церемонию этого года.
Церемонию омовения ног проводит император Франц Иосиф
После еды начиналась церемония омовения ног, которая проходила по четко отработанному сценарию. Специальные служители снимали с бедняков их начищенные туфли и свежие чулки. Император преклонял колено перед первым приглашенным. Старший из присутствовавших священнослужителей лил воду на ноги счастливца, а младший держал под ними таз. После этого император вытирал омытые ноги поданным полотенцем и переходил к следующему старику или старушке. После церемонии император вешал на шею каждому бедняку кошель с тридцатью серебряными монетами, а кружки, кувшины и тарелки с трапезы складывались в бадью, которую бедняки забирали с собой.
Кружки и кувшины для церемонии омовения ног всегда украшал императорский герб
Выставленные в этой же витрине "Золотые приборы для омовения" - работа лучших аугсбургских ювелиров XVIII века. Их использовали для омовений рук во время церемониальных застолий, обряда омовения ног на Пасху и крещения младенцев из рода Габсбургов.

"Золотые приборы для омовения" (Аугсбург, XVIII) 
В коридоре, ведущем к залу G демонстрируется десертный "Габсбургский сервиз" (Das Habsburger service) в готическом стиле, который был изготовлен на Венской фарфоровой мануфактуре в 1824 году по случаю бракосочетания эрцгерцога Франца Карла и принцессы Софии Баварской (будущие родители Франца Иосифа). 
"Габсбургский сервиз" сохранился до наших дней практически полностью
Некоторые из предметов напоминали церковные реликварии
Сервиз экспонируется в удобных современных витринах
Первоначально он назывался «Laxenburg Service» (Лаксенбургский сервиз), получив такое название по имени пригород Вены (Лаксенбург), в котором располагался летний дворец Франценсбург, построенный Францем II, как памятник династии Габсбургов. По задумке императора история могущественной семьи прославлялась там на каждом шагу - в скульптурах, картинах, гербах и витражах. Не минула чаша сея и посуду. Все предметы заказанного к свадьбе сына неоготического сервиза также были украшены гербами и портретами легендарных родственников. В комплект к основной посуде прилагался набор «Исторические руины» из 60 десертных тарелок с изображением фамильных замков и дворцов.
Этот сервиз демонстрировал сакральный характер династии Габсбургов
Кубки с портретами придуманы очень познавательно
По количеству женских фигур рядом с Габсбургом можно понять сколько у него было жен
Вот у Рудольфа IV была одна, а на фото выше - у каждого по две!
Кажется на этом кубке изображена Радегунда Французская - дочь Карла VII и
невеста невеста эрцгерцога Сигизмунда, которая умерла в 16 лет не успев стать женой
Набор "Исторические руины" - десертные тарелки с видами семейных дворцов и замков
Замков было много, поэтому рисунки на тарелках ни разу не повторяются 
"Летописный" сервиз использовался не столько в узком семейном кругу, сколько во время публичных мероприятий. Например, на коронациях императора Фердинанда I в Праге (1836) и Милане (1838). Таким образом Франц II наглядно демонстрировал своим согражданам преемственность и сакральный характер династии Габсбургов, которая возглавила Австрию после распада Священной Римской империи в 1804 году. С этой целью посуде с портретами предков был придан почти священный характер. Особенно ярко это демонстрировали предметы пладеменажа, формы которого напоминают реликварии, потиры и прочую литургическую утварь.
Пладеменаж "Габсбургского сервиза" и шкатулка для перевозки столовых приборов
Портрет Карла V - короля Испании и императора Священной Римской империи
Вазы и кубки. Особенно хороши фруктовницы с ажурной чашей
Кроме портретов особое благородство сервизу придает декор из "старого золота"
Шкатулка для перевозки столовых приборов
Далее в полукруглой витрине представлен сервиз Фердинанда Макса - брата Франца Иосифа, ставшего в 1863 году императором Мексики. Сервиз был заказан в 1865 году на знаменитой венгерской фарфоровой мануфактуре Herend, которая в тот момент специализировалась на копировании китайских изделий. Он предназначался для резиденции в Чапультепе́ке, но в связи с трагической гибелью Максимилиана вместо Мексики оказался в венском Хофбурге. 
Сервиз Фердинанда Макса
Все дело в том, что владельцу мануфактуры - Морицу Фишеру, для рекламы товаров Херенд  разрешено было продемонстрировать этот сервиз на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, а к моменту ее завершения, Максимилиан был расстрелян повстанцами под предводительством Бенито Хуареса.
Сервиз с китайскими мотивами был изготовлен на венгерской мануфактуре
В соседних витринах зала Н выставлены два шедевра европейского фарфорового искусства - "Золотой сервиз", изготовленный в 1814 году на Венской фарфоровой мануфактуре и великолепный "Мейсенский сервиз" с цветочной росписью составленный из предметов, созданных в течение XVIII века.
Два драгоценных сервиза - "Золотой" и "Мейсенский"
История "Золотого сервиза", который считается одним из красивейших в коллекции венского двора, началась с того, что Вену выбрали местом проведения большого конгресса европейских держав (Венский конгресс), и перед императором Францем II встал вопрос достойного приема коронованных особ. Казалось бы, какие тут проблемы, но на дворе был 1814 год. Только что завершился долгий период наполеоновских войн, за время которых были переплавлены почти все металлические сервизы, включая парадный золотой, который "пошел под нож" 1797 году. Нужно было срочно заказывать новый, и выбор пал на Венскую фарфоровую мануфактуру, которая изготовила великолепный сервиз достойный королей. 
Фарфоровый "Золотой сервиз" был рассчитан только на 12 персон
Двуглавый габсбургский орел
Каждый предмет рассчитанного на 12 персон фарфорового сервиза был покрыт натуральным полированным золотом, а некоторые элементы позолочены не только снаружи, но и с внутренней и даже нижней стороны. В качестве лаконичного украшения были использованы матовые фризы в античном стиле. Смотрится все это дорого и очень благородно. 
Все предметы сервиза покрыты натуральным золотом
Золотые фарфоровые тарелки выглядят, как металлические
Рядом с "Золотым сервизом", расположено несколько витрин с моим любимым мейсенским фарфором, произведенным на первой европейской фабрике, основанной в городе Мейсен (Meissen, Саксония) в 1710 году. 
Витрины с Мейсенским фарфором
Статуэтка и барочная супница
Судя по набору - это столово-десертный сервиз
Все предметы "Мейсенского сервиза" (Das Meissener Service) оформлены прекрасными цветочными букетами и в большинстве своем являются ярким примером "барочного классицизма". При этом супницы все еще сделаны в традициях уходящей пышности барокко, а вот ажурная вазочка с ручками в виде козлиных (или бараньих) голов уже близка к классицизму. И этому есть очень простое объяснение - сервиз собран из предметов, приобретенных в разное время. Некоторые из них относятся к первой половине XVIII века, а основная масса произведена уже после 1775 года, когда фабрикой руководил граф Камилло Марколини.
Фото иллюстрирует эволюцию "Мейсена" от барокко (супница) к классицизму (вазочка)
Мейсенский фарфор до сих пор славится очаровательными букетами
"Мейсен" оставался доминирующей европейской фарфоровой фабрикой до тех пор, пока в конце XVIII века пальму первенства не перехватил французский "Севр". Но до сегодняшнего дня этот фарфор высоко ценится во всем мире. Среди его типичных разработок - изделия в стиле шинуазри и барокко, знаменитый дизайн "синий лук", а также изящные фарфоровые статуэтки.
Вазочка с ручками в виде козлиных голов
На верхней полке стоят охладители для фужеров аналогичные севрским
Сервировочные блюда
В начале XVIII века фарфор становится все более популярным предметом коллекционирования и все чаще используется для сервировки десертов, которыми по-традиции завершали каждую трапезу. В качестве десерта подавались фрукты, варенья, желе и конфеты. К ним полагались приборы чуть меньшего размера, которые непременно сочетались по стилю с десертной тарелкой.
Десертная сервировка
К десертным тарелкам прилагались модные кофейные чашки
А в конце XVIII начале XIX веков, когда сервизы из драгоценных металлов в большинстве своем были переплавлены за годы наполеоновских войн (1796-1815), фарфор все активнее стал заменять серебряную и золотую посуду. Удовлетворить все возрастающие потребности венского двора в этом драгоценном хрупком товаре смогла собственная фарфоровая мануфактура. В 1718 году австрийский император подписал указ, дарующий «особые привилегии» мастеру Клаудиусу дю Паркье (Claudius du Parquier) на изготовление фарфора в землях Австрийской короны, а тот основал в пригороде Вены Porzellanmanufaktur Augarten. Это была вторая фарфоровая мануфактура Европы, и начала она с подражания "мейсену" в стиле позднего барокко. 
Художник за работой
В лучшие годы (1784-1895) в мастерской работали более сотни отличных художников
Срок «особых привилегий» закончился через 25 лет и дю Паркье вынужден был продать фарфоровую мануфактуру императрице Марии Терезии, которая переименовала ее в «Имперскую государственную мануфактуру Вены» и приказала клеймить фарфор своим собственным гербом.
На многих тарелках этого набора были воссозданы античные сюжеты
Альтернатива к богато декорированным десертным тарелкам
Ободок расписан в стиле Венской фарфоровой мануфактуры
"Золотой век" Венской фарфоровой мануфактуры наступил при Конраде Зоргеле фон Зоргентале (Conrad Sorgel von Sorgenthal). Под его руководством (1784-1805) произведенная фабрикой продукция в стиле нео-классицизма стала широко известна за пределами Австрии (особенно после Венского конгресса).
Тарелка слева сделана по мотивам картины Рубенса (1803-1808)
К началу XIX века на мануфактуре было разработано 36 собственных цветов (при смешивании они давали более сотни новых цветов и оттенков) и открыта техника цветного люстрового покрытия, которая заключается в нанесении тонкой перламутровой пленки на поверхность предмета. Другим хорошо узнаваемым приемом стало декорирование предметов миниатюрными копиями известных живописных творений. Уникальная техника рельефного золочения и качество плотной полихромной художественной роспись остаются непревзойденными и в наши дни.   
В 1803 году император Франц II заказал на Венской мануфактуре сервиз из 120 предметов, в состав которого входило 24 суповые "панорамные тарелки" в жанре ведута и 60 десертных тарелок, на зеркале которых были в миниатюре воссозданы различные художественные полотна. Эти декоративные тарелки, на создание которых ушло пять долгих лет, были вручную расписаны лучшими художниками по фарфору.
Десертные тарелки из сервиза императора Франца II
В это время на фабрике было пять живописных мастерских, каждая со старшим живописцем во главе. Над фигурными темами работало 11 художников, над пейзажами - 3, над росписью цветов - 44, синей подглазурной росписью занималось 17 мастеров. Самая большая группа из 80 человек выполняла позолоту и орнаменты, с ней вместе работало 24 гравера и шлифовальщика золота. Самыми знаменитыми художниками первой половины XIX века были Baumgartner, Leithner, Lowe, Stieler, Asti, Greuze, Anton Kothgasser.
На создание всей коллекции ушло пять лет
Кроме 60-ти десертных для этого сервиза было изготовлено 24 суповых тарелки, которые получили название "панорамные". Они были расписаны в жанре ведута (детальное изображение повседневного городского пейзажа), состояли из трех пейзажей каждая и посвящались Италии, Австрии и Швейцарии.
24 суповые тарелки с росписью в жанре ведута
На одном из пейзажей тарелки "Дворец Шенбрунн" изображена арка Глориетта 
Фонтан Обелиск и Римские руины дворца Шенбрунн
Дворец Бельведер
Панорамные суповые тарелки выполнены в художественном жанре ведута
Эти тарелки были мастерски расписаны миниатюрными копиями пейзажей художников XVIII века, поэтому их очень интересно рассмотреть в деталях. Я долго искала в интернете фотографии, которые могли бы показать всю красоту идеи автора комплекта, и вот удача! Благодаря исследованию Ивана Гольского, вы можете детально посмотреть на роспись двух "итальянских" тарелок. Кстати, под каждым пейзажем размещена "шпаргалка" с точным указанием запечатленного места. 
Рисунок каждой тарелки состоит из трех пейзажей и золотого декора
Еще пять предметов в жанре ведута
Блюдо с изображение дворца Шенбрунн
Уже почти все! Осталось рассказать еще о паре-тройке сервизов и так по мелочи. С нее, наверное, и начну! Вот, например, витрина, в которой выставлены индивидуальные комплекты столовых приборов коронованных особ. Один из них был изготовлен в середине XVIII века и принадлежал императрице Марии Терезии. В набор из чистого золота входит все самое необходимое - ложка, нож, вилка, сервировочная вилка, коробочка для соли, подставка для яйца и маленькая ложечка с длинной тонкой ручкой (для извлечения мозга из костей). Императрица пользовалась им не только дома, но и в путешествиях.
Золотой набор императрицы Марии Терезии был выполнен в середине XVIII века
Дорожный набор императора Франциска II
В конце XVIII века европейской знати пришлось отказываться от вековой традиции пользоваться во время застолий личным столовым кувертом (полный набор предметов для одного человека). Им на смену пришли сервировочные наборы солового серебра, рассчитанные на определенное число гостей, которое должно было быть кратным количеству апостолов на Тайной вечере, то есть 12, 24, 36 и более персон.
Витрина с золотыми наборами столовых приборов
Теперь еще немного о сервизах. В 1794 году неподалеку от Карловых Вар (в то время Карлсбад, Богемия, Австрийская империя) была основана фарфоровая фабрика "Gräflich Thun'sche Porzellanfabrik Klösterle" (сейчас  - «Thun 1794»), которая вскоре стала официальным поставщиком королевского двора. Одна из самых известных ее работ - знаменитый "Тунский сервиз" (Thun’sche Weiß-Gold-Service), изготовленный для императора Фердинанда I и названный так в честь графа фон Тун и Гогенштейн, спонсировавшего открытие этого предприятия. 
"Тунский сервиз" (1851)
Бело-золотой сервиз на 12 персон был заказан в 1851 году для пражской резиденции Фердинанда I , куда он удалился, отказавшись от престола в пользу своего племянника Франца Иосифа. Богатый золотой декор и плавные линии специального дизайна под названием "Фердинанд" отдавали дань тогдашним барочно-рококкошным вкусам венского двора. Набор состоял из 117 предметов, каждый из которых был оформлен золотым обрамлением и трехмерным императорским гербом с двуглавым орлом. 
Белый с золотом в барочном варианте всегда выглядит очень нарядно
Каждый предмет  обрамлен золотым декором и украшен габсбургским гербом
В комплект к столовому был заказан кофейный сервиз из 60 предметов, который позднее использовался императрицей Сиси на ее загородной вилле Гермес.
Кофейный сервиз выглядит уж слишком рококошным
Сервировка стола во дворце Шенбрунн
В 1875 году после смерти императора Фердинанда I его племянник император Франц Иосиф унаследовал «Тунский сервиз» и подарил его своей супруге императрице Елизавете. С тех пор он находился в ее личном распоряжении.
Супница как всегда выше всех похвал!
К соуснику даже не забыли сделать сервировочную ложку
Зато второй сервиз все той же Тунской фарфоровой фабрики ("Gräflich Thun'sche Porzellanfabrik Klösterle") является прямой противоположностью нарядному бело-золотому комплекту и выглядит почти брутально. А все потому, что был сделан для охотничьего домика императора Франца Иосифа. 
Этот небольшой чайно-кофейный сервиз был заказан в 1850 году
Поверхность всех предметов напоминает шершавую кору дерева
Следующий очень просторный и светлый зал под литерой К посвящен восточному фарфору. Эта коллекция когда-то принадлежала наместнику Австрийских Нидерландов и деверю императрицы Марии Терезии - Карлу Александру. Тонкий ценитель прекрасного и страстный коллекционер он тратил на свое увлечение гораздо больше, чем мог себе позволить и к концу жизни наделал слишком много долгов. Поэтому после его смерти практически вся коллекция была продана на аукционе в Брюсселе, а японский фарфор Имари (назван по имени порта, через который он экспортировался в Нагасаки, а затем в  Европу) был отправлен в Вену.
Зал восточного фарфора оборудован современными витринами
Фарфор Имари характеризуется использованием синих, красных и золотых красок на белом фоне
Тематика рисунков разнообразна: от листвы и цветов до людей и абстракций.
Несмотря на то, что есть много видов фарфора имари,
в Европе популярен тот тип, который на японском называется kinrande
Посуда Imari - это японский экспортный фарфор, изготовленный в районе Арита на северо-западе острова Кюсю. Особенно активно он экспортировался в Европу голландской Ост-Индской компанией между второй половиной XVII и первой половиной XVIII века. В это время он был так популярен, что модные дизайны и цветовую палитру "Kakiemon" (Imari) имитировали главные европейские фарфоровые центры, в том числе - Мейссен, Дельф и Вена.
Изделия Imari непрерывно производятся до сегодняшнего дня
Дорожный кофейный сервиз
Изделия Имари массово копировались в Китае и Европе
Фарфор Имари (Imariporcelain) характеризуется растительными мотивами, зернистой структурой и использованием синих, красных, золотых и черных (для контуров) подглазурных красок на белом фоне. Созданные специально для европейского рынка, некоторые предметы уже в Европе обрамлялись в сложные серебряные оправы и поднимались на следующий уровень роскоши. 
Витрина с предметами доработанными европейскими ювелирами
Некоторые предметы уже в Европе обрамлялись в сложные серебряные оправы 
и поднимались на следующий уровень роскоши
Серебряный пладеменаж в форме сложного и мало понятного арт-объекта-ароматизатора, вероятно, тоже представляет собой работу венских мастеров. Благодаря их неуемной фантазии, ветви серебряного дерева источали благовония, а яркие плоды, украшенные китайской перегородчатой эмалью, превратились в сосуды для ароматных эфирных масел.
Серебряный пладеменаж с китайскими плодами, украшенными перегородчатой эмалью
Серебряное дерево-ароматизатор
В одной из последних комнат напротив друг друга вытянулись витрины со "Столовым серебром венского двора". Здесь выставлены сервизы и отдельные предметы, которые уцелели от переплавки, а также были изготовлены после 1830-х годов, когда в моду вновь вернулось столовое серебро для сервировки стола. С этой целью коллекция была пополнена новыми изделиями. Особенно много предметов было изготовлено компанией Mayerhofer & Klinkosch, а затем J.C. Klinkosch после свадьбы Франца Иосифа и Изабеллы Баварской в 1854 году.


"Этикетки" для винных графинов
Заканчивается просмотр десертным сервизом изготовленным на английской мануфактуре Minton (эта фабрика также произвела зоо-ботанический сервиз, выставленный в одном из первых залов). В 1851 году он получил на Всемирной выставки в Лондоне первую премию за высокую эстетику исполнения и поразил ее посетителей сложностью изящного дизайна. Не устояла и королева Виктория, которая приобрела весь комплект из 116 предметов и 69 из них отправила в подарок императору Францу Иосифу. В Вену свое произведение привез лично Герберт Минтон.
Десертный сервиз Минтон получил приз на Всемирной выставке в Лондоне
Королева Виктория приобрела весь комплект из 116 предметов
Подарив Францу Иосифу 69 предметов, Виктория заказала себе их точную копию
Так этот сервиз выглядит в Букингемском дворце
Особенно нарядно выглядит кружево на тарелках
Дизайн десертного сервиза "Минтон" отличается сочетанием ярко-голубого и белого цветов; широким объемным кружевным декором по краю тарелок и блюд; викторианскими садовыми рисунками; бисквитными фигурами и эффектными высокими пирамидами, две самые нарядные из которых снабжены маленькими чашечками для английского лимонного курда (разновидность заварного крема на лимонном соке).
Менажницы, вазы и пирамиды сервиза "Минтон"
Вазы для фруктов украшены фигурами из бисквита
К сожалению, хрупкость костяного фарфора и пористая фактура декоративных фигур из бисквита не позволили использовать этот десертный комплект по прямому назначению, но  это никак не повлияло на его высокую художественную ценность.
Пирамида с чашечками для лимонного курда (английский заварной крем на лимонном соке)
Десертные тарелки сервиза "Минтон"
Менажница для десертов
Птички и веночки в викторианском стиле
Внутри ваза для фруктов украшена нежным венком из английских роз
Роспись всего сервиза выполнена вручную
Вот, пожалуй, и все, о чем я хотела рассказать, но далеко не все, что можно увидеть в этом небольшом, но таком насыщенном прекрасными экспонатами музее. На прощание добавлю еще несколько фотографий без утомительных рассказов! Наслаждайтесь!
Повседневный сервиз с золотой императорской короной (Венская мануфактура) 
Сервиз с золотой лентой (1818) - семейный сервиз Франца II
Тарелки с серо-золотым декором
Франц Иосиф и Елизавета в национальных костюмах (1854)
Хрустальные вазы и канделябры
Письменные приборы
Несколько предметов в "деревянном" дизайне с пейзажным декором
Аксессуары для сервировки сладостей и конфет
Великолепные наборы бокалов из хрустального стекла разной шлифовки от фирмы
Бокалы из зеленого стекла предназначались для рейнских вин
Графины и бокалы для сервировки стола украшены двуглавым австрийским орлом
Час пролетел, как одна минута. Экспозиция организована очень грамотно и удобно, поэтому прогулка оказалась познавательной и интересной. Какие-то залы мы проходили достаточно быстро, а от некоторых витрин невозможно было оторваться, но при всей моей любви к посуде где-то внутри я была благодарна, за то что устроители музея решили показать только 5% от общих запасов. Ровно столько, чтобы мы получили удовольствие от просмотра и не успели ослепнуть от имперского блеска! Короче говоря, музею ставим пятерку и оправляемся на обеденный перерыв. Нужно собраться с силами перед следующим культброском - походом на Уникальную выставку Питера Брейгеля Старшего


Silberkammer Hofburg
Адрес: Michaelerplatz
Открыт: ежедневно с 10:00 до 17:00
Билет:  18 евро
Билет Сиси: 36 евро
Билет online: imperialtickets.com
    День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
    День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)

    День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)

  Императорская сокровищница Вены (Kaiserliche Schatzkammer Wien)
*   Собор Святого Стефана, Stephansdom или просто Steffi (Вена)
*   Штрудель-шоу в ресторане Residenz (Вена, Шенбрунн)

*   Музей истории искусств в Вене, часть 3: "Картинная галерея: итальянцы, испанцы и французы"
*   Венская "Кунсткамера", часть 1: 
"Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)
*   Венская "Кунсткамера", часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)
 

ariananadia.livejournal.com liveinternet.ru ariananadia.livejournal.com hofburg-wien.at liveinternet.ru 

Комментариев нет:

Отправить комментарий