суббота, 27 июня 2020 г.

Вена: "Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в красивом манеже" (Spanische Hofreitschule, Австрия, день 4)


Сегодня последний (четвертый) день нашего короткого венского путешествия. Завтра домой, а еще столько нужно успеть, что в буквальном смысле придется объять необъятное! Ранним утром я уже показала Оле венскую "блошку" и продуктовый рынок Нашмаркт. Теперь у нас по плану уникальное шоу липицианских лошадей в Зимнем манеже Хофбурга.
Фрагмент выступления "Испанской школы верховой езды"
Этот эффектный и самый трудный для выполнения прыжок называется "каприоль"
или "олений прыжок"
Инициатором похода стала Оля. Она уже много лет занимается конным спортом и давно мечтала посмотреть на "танцующих лошадей" своими глазами. А что касается меня, то, во-первых, я уже видела подобный спектакль в Real Escuela Andaluza del Arte Ecuestre (одна из четырех легендарных школ, Херес-де-ла-Фронтера, Испания), во-вторых, успела насмотреться на выездку в бытность директором большого конного клуба. Короче говоря, не то чтобы я была настроена скептически, но ничего сверхъестественного явно не ждала. А зря! Это было невероятное зрелище! Жаль, фотографировать на всех подобных шоу строго запрещено! Но, как говориться, google нам в помощь! Так что сейчас расскажу обо всем по порядку и проиллюстрирую свой рассказ отличными фотографиями из интернета.
Слева: Один из элементов "высшей школы", который под силу только очень одаренным лошадям
Справа: фрагмент Зимнего манежа для верховой езды во дворце Хофбург
История основания
Сейчас история Испанской школы верховой езды (Spanische Hofreitschule) насчитывает уже более 450 лет, а начиналось все с открытой арены для турниров и верховой езды устроенной на месте нынешней Йозефплац (Josefsplatz). Впервые о ней было упомянуто в недавно найденном документе от 20 сентября 1565 года, и теперь эту дату принято считать официальным днем основания старейшей и самой знаменитой школы классической выездки в мире (haute école). Таким образом была откорректирована прежняя дата, ведь до недавнего времени исчисление велось от 1572 года, когда на Josefsplatz появился первый деревянный "Испанский манеж". Этим названием он был обязан самой популярной на тот момент породе лошадей и "испанскому стилю верховой езды", набиравшему популярность в XVI веке.
В 2015 году "Испанской школе верховой езды" исполнилось 450 лет
К 450-летию была выпущена юбилейная монета 20 евро
В середине XVI века практически при всех дворах Европы появились модные конные школы для обучения юных аристократов искусству классической верховой езды (первая школа haute école появилась в Неаполе в 1532 году). Самой подходящей для этих целей породой лошадей были признаны грациозные андалузские (испанские) кони, которые хорошо поддавались дрессуре, отличались большой маневренностью и контактом со всадником, а потому считались лучшими "и для войны, и парада". Кроме того, они обладали прекрасным экстерьером, являлись дорогим престижным подарком и, как следствие, неизменно украшали конюшни и конные портреты почти всех европейских монархов XVI-XVIII веков (Екатерины II, Филиппа II, Генриха VIII, все французских королей от Франциска I до Людовик XIV). 
"Нет лошади, которая была бы лучше под седлом монарха в триумфальном шествии или в сражении”
Именно таких замечательных андалузских лошадей (Pura Raza Espanola) в 1562 году впервые привез из испанских владений эрцгерцог Максимилиан II, и они не только украсили венскую придворную школу верховой езды, но и стали основой для создания двух знаменитых габсбургских "пород барокко" - каретных кладрубов (конезавод Kladruby nad Labem, Богемия) и выездковых липицианов (конезавод в Lipica, 11 км от Триеста, 1580). 
Андалузские (испанские) лошади были самой популярной породой в XVI-XVIII веках
Вороные и серые каретные "кладрубы" - смесь "чистокровных испанцев" с "неаполитанцами"
В 1579 эрцгерцог Рудольф II присвоил конезаводу Kladruby nad Labem статус придворного
Знаменитые липицианские лошади - результат десятилетий селекции
Липицианские лошади
Родина липицианских лошадей - конезавод вблизи деревни Липица (Lipica, ныне Словения) был основан в 1580 году. Для этой цели по заданию эрцгерцога Карла II (брат Максимилиана II) были выкуплены два соседних поместья в живописных местах недалеко от Триеста. Следующие пять лет ушли на строительство и создание инфраструктуры. Оборудовались конюшни и дома для персонала, обустраивались просторные пастбища (с этой целью привозили землю из окрестных районов) и началась работа по восстановлению лесных насаждений. Параллельно в 1581 году с завода в Кладрубе перевезли 30 племенных андалузских лошадей (24 кобылы и 6 жеребцов).
Основанный в 1580 году конезавод в Липице до сих пор занимается разведением липицианов,
но уже не для Испанской школы верховой езды
Старинные постройки конезавода в Липице (1580)
В 1585 году конезавод был достроен, и началась кропотливая селекционная работа, в результате которой в липицианах "смешали" лучшие качества андалузских, арабских, неаполитанских и местных карстовых лошадей. В тоже время путем генетического отбора в новой породе планомерно развивали уникальную способность к обучению классической верховой езде. В 1780 году лошади, которые до тех пор назывались "Spanische Karster", получили официальное название «Lipizzaner». Они отличались сообразительностью, хорошей способностью к обучению, пластичностью, грациозностью, смелостью, доброжелательностью, сильными крепкими ногами, средним ростом (155-167 см) и, в подавляющем большинстве, светло-серым окрасом (иногда встречаются темно-гнедые, рыжеватые и буланые).
Великолепная взрослая липицианская лошадь
Сейчас в мире насчитывается около 3000 чистокровных липицианов. При этом все австрийские лошади происходят из шести основных династий, родоначальниками которых в XVIII веке стали два андалузских, два неаполитанских, арабский и датский племенные жеребцы - Конверсано, Неаполитано, Фавори, Плуто, Маэстозо и Сидлави. 
Липицианские лошади на прогулке
А вот об их ослепительно белом цвете стоит сказать отдельно. Вплоть до XVIII века окрас липицианов отличался относительным разнообразием, но по желанию императорской семьи, предпочитавшей эффектный белый цвет, со временем светло-серый окрас (поседевшие до белого цвета лошади называются светло-серыми) стал доминантным для этой породы. В тоже время липицианские лошади, по сути, не являются белыми. Все жеребята рождаются тёмными и только, поседев за первые 6-10 лет, приобретают тот знаменитый белый цвет, который так нравился Габсбургам и давно стал знаковым для Испанской школы верховой езды. Правда, по давней традиции в венской конюшне всегда есть один красивый темный жеребец. Говорят, он приносит удачу!
Новорожденный липицианец
Несмотря на практически чисто-белый цвет волосяного покрова,
поседевшая добела лошадь называется светло-серой 
У молодых лошадей хорошо виден серый окрас
В Испанской школе верховой езды всегда есть один жеребец красивого темного окраса
Конюшни дворца Штальбург (Stallburg)
Поскольку конезавод в Липице выращивал лошадей для императорского двора, лучшие из них со временем попадали в Вену в конюшни дворца Штальбург (Stallburg). Этот дворец был построен для Максимилиана II, но никогда не использовался как императорская резиденция. Его верхние этажи служили галереей для художественной коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского, а первый этаж в 1565-1569 годах был переоборудован в "императорские конюшни по испанскому образцу" (сейчас их можно посетить с экскурсией).
Будни элитной конюшни
Доброжелательные и очень общительные
Роскошная амуниция в идеальном порядке
Старинные кронштейны для сёдел и вальтрапов 
Отдельно стоящее трехэтажное здание дворца Stallburg с момента постройки является частью дворцового комплекса Хофбург, а его великолепный аркадный двор считается одним из важнейших строений австрийского Возрождения. Сейчас по периметру этого двора все так же расположены конюшни Испанской школы верховой езды (сейчас на 72 лошади). А так как они находятся через дорогу от Зимнего манежа (дверь в дверь), то ежедневно все желающие могут полюбоваться на знаменитых липицианов во время их перехода в манеж и обратно. Кстати, здесь их можно рассмотреть буквально на расстоянии вытянутой руки.
Аркадный двор дворца Штальбург (Stallburg, XVI)
По периметру первого этажа расположены конюшни липицианских лошадей
Коллектив собирается на прогулку в манеж
Знаете, куда смотрит эта лошадка?
На тех, кому в жизни повезло чуть меньше (они на фото ниже)
Тоже белые и красивые, но у каждого своя судьба!
Проходят такие дефиле до и после представлений по выходным (до 11:00 и после 12:10) и во время ежедневных тренировок по будням (10:00-12:00). Конечно, лошадьми на улицах Вены давно никого не удивишь, но благодаря ажиотажу, созданному вокруг "танцующих" лепицианов, каждое их появление собирает большую толпу туристов и всегда вызывает бурный восторг. 
Красный вальтрап  предназначен для выступлений,
а три золотые полоски означают очень высокий ранг наездника
Белые вальтрапы украшены гербом Испанской школы верховой езды и
предназначены для ежедневных тренировок
Перед выходом  на прогулку в манеж
Мы тоже заглянули на Reitschulgasse (отрезок между Michaelerplatz и Josefsplatz) до и после шоу. Сначала посмотрели, как нарядные "артисты" сосредоточено гуськом идут в манеж на представление. А полтора часа спустя минут 15 наблюдали, как уже расседланные лошади сначала собирались во дворе, а после всей гурьбой пошли в манеж для охлаждающей прогулки (она необходима после большой физической нагрузки).
Золотая сбруя, белое кожаное седло и сосредоточенный липицанер
Возвращение с работы. Сейчас расседлают и на прогулку
Большое удовольствие видеть этих красавцев так близко!
Вся "труппа" готовы к охлаждающей прогулке
Зимний манеж во дворце (Reitsaal)
Первый венский крытый манеж для верховой езды был заложен на Thumblplatz (сейчас Josefsplatz) в 1681 году по инициативе императора Леопольда I, но через два года, так и недостроенный, серьезно пострадал во время австрийско-турецкой войны. Полвека спустя по заказу Карла VI между Josefsplatz и Michaelerplatz началось строительство нового Зимнего манежа «для обучения и тренировки благородной молодежи, а также для подготовки лошадей к искусству и войне». Проект разработал архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, а осуществил его сын Иосиф Эммануил. На его открытии в 1735 году выступали 54 жеребца липицианской породы.
Справа - Зимний манеж и Бургтеатр, на месте которого 1893 году появится Михайловское крыло
Между манежем и дворцом Штальбург был построен переход, который образует арку над Reitschulgasse
По задумке придворного архитектора великолепное барочное здание Winterreitschule (Зимней школы) должно было стать неотъемлемой частью Хофбурга. Поэтому между ним и стоящим рядом дворцом Штальбург был построен высокий закрытый переход в виде арки над узкой улицей Reitschulgasse (именно под ним липицианы идут из конюшни в манеж). А ту сторону, которая выходит на Michaelerplatz, планировалось продолжить полукруглым Михайловским крылом (Крыло Архангела Михаила, Michaeiertrakt), связав таким образом манеж со зданием Императорской канцелярии (сейчас в нем расположены: Музей Сиси, Императорские апартаменты и Серебряная коллекция). Осуществить этот план при жизни архитектора помешало здание придворного театра, которое было снесено только в 1888 году. Пять лет спустя проект фон Эрлаха был, наконец, реализован архитектором Фердинандом Киршнером, и в 1893 году площадь получила один из самых красивых ансамблей Хофбурга.
Михайловское крыло уже соединило Зимний манеж и Императорскую канцелярию
Так этот ансамбль выглядит сегодня
Фрагмент дворцового комплекса Хофбург
№12 - Штальбург, №13 - Зимний манеж, № 2 - Михайловское крыло, №7 - Крыло императорской канцелярии
Вход в Зимний манеж расположен на Иосифплац (№14)
Вид с высоты птичьего полета
Сейчас роскошный барочный манеж с высокими арочными окнами, сорока шестью коринфскими колоннами, кессонным потолком, лепным декором и огромными хрустальными люстрами на бордовых бархатных лентах (в них скрыт подъемный механизм) справедливо считается самым красивым залом для верховой езды в мире.
Весь коллектив наездников Испанской школы верховой езды
в Зимнем манеже Хофбурга - самом красивом зале для верховой езды в мире
Придворный манеж и сейчас выглядит очень нарядно
Лепной декор напоминает о том, что некогда этот манеж принадлежал семейству Габсбургов
А вот и люстры на бархатных шнурах
Благодаря размещенному внутри шнуров механизму, они могут подниматься на разную высоту
Через эти двери на манеж гордо въезжают всадники на прекрасных лошадях
Центральную придворную ложу (Hofloge), первоначально предназначенную только для членов императорского двора, украшает огромный портрет Карла VI верхом на липициане. До последнего времени она сохраняла свой исторический облик времен постройки, но для увеличения количества дорогих посадочных мест в январе 2019 года была реконструирована архитектором Manfred Wehdorn. Работа над этим проектом продолжалась около года, а сам монтаж занял всего две недели. Планируется, что это новшество будет дополнительно приносить "Испанской школе" около миллиона евро в год.
Исторический облик Придворной ложи ( Hofloge) сохранялся до 2019 года
Билеты в эти ложи стоят от 60 до 225 евро. Цена зависит от ряда и вида представления
В 2019 году Придворная ложа была реконструирована и расширена архитектором Manfred Wehdorn
Дополнительные места приносят Hofreitschule почти миллион евро дополнительного дохода в год
По давней традиции в начале каждого выступления всадники останавливаются перед придворной ложей и, сняв двууголки, приветствуют императора Карла VI, построившего этот чудесный манеж. Об этом не лишне помнить тем зрителям, которые, купив билеты в обе ложи (придворную и партер), могут принять этот жест почтения на свой счет!
Слева: портрет императора Карла VI (Johann Georg von Hamilton, 1735)
Справа: Наездники приветствуют императора перед началом выступления
Всадник приветствует императора Карла VI 
Каждое выступление начинается с того, что всадники снимают свои двууголки
Помимо тренировок и показательных выступлений по верховой езде, просторный светлый зал и широкие галереи манежа, традиционно использовались для проведения пышных светских мероприятий - масштабных театрализованных представлений, придворных балов и маскарадов, которые собирали до десяти тысяч человек. Однажды Бетховен дирижировал здесь оркестром из 700 музыкантов, а придворные и члены императорской семьи с удовольствием участвовали в дорогих увеселениях под названием "карусель" или "конный балет", пришедших в XVII веке на смену рыцарским турнирам.
Бал в Зимнем манеже во время Всемирного конгресса, 1815
Модные "конные балеты" ("карусели") впервые появились при итальянских дворах, но особым размахом и блеском отличались в Париже, Санкт-Петербурге и Вене. Самый знаменитый был устроен Людовиком XIV (1666 год), а дорогостоящий и роскошный - Екатериной II (1766 год). Зато самый большого в истории был поставлен именно в Вене по случаю бракосочетания императора Леопольда I (того, что пытался построить первый манеж) с испанской инфантой Маргаритой Терезией. 24 января 1667 года на внутренней площади Бургплац был разыгран сложный музыкально-конный спектакль, в котором приняло участие 600 лошадей.
Музыкальный конный балет на внутренней площади Бургплац
Поначалу каждое представление такого "балета" отличалось грандиозными масштабами и делилось на три обязательные части. В первой - сотни участников в богатых театрализованных костюмах разыгрывали известные исторические сцены разных эпох. Во второй - происходили всевозможные поединки всадников. Но самой эффектной и зрелищной была третья часть - собственно "конный балет". Танцующие под музыку грациозные лошади, синхронные построения, левады и прыжки вызывали неизменный восторг у публики. При этом они не требовали сложных декораций, а значит обходились гораздо дешевле. Так что уже к концу XVII века громоздкие трехактные спектакли постепенно сократились до одной последней части.
Именно при Леопольде I в документе от 20 августа 1672 года
впервые появилось выражение "испанская верховая езда"
Большой поклонницей подобных развлечений была императрица Мария Терезия, которая неоднократно принимала участие в "конных балетах", в том числе выступила в кадрилях знаменитой "женской карусели" 1743 года (на картине ниже она изображена в центре на белом коне). 
Слева - "Женская карусель 1743 года" (Мартин ван Мейтенс, Вена, дворец Шенбрунн))
Справа - Кронпринц Рудольф в Зимнем манеже выполняет упражнение "левада" (Wilhelm Richter, 1873)
В XIX веке мода на придворные конные спектакли стала понемногу угасать. Последняя такая "карусель" состоялась в Вене в 1894 году уже с участием офицеров и наездников Испанской школы верховой езды. С тех пор обучением и демонстрацией искусства выездки стали заниматься только профессиональные берейторы.
Карусель 23 ноября 1814 года в память об австрийско-турецких войнах ("Венский музей")
Тренировка профессиональных наездников "Испанской школы"
Подготовка лошадей и берейторов
Теперь самое время рассказать о долгих годах тренировок, формирующих ту удивительную гармонию, доверие и взаимопонимание лошади и берейтора (тренер, обучающий верховой езде), которые так поражают во время выступлений Испанской школы верховой езды.
Берейторы в традиционной униформе и молодой липицианский конь
Начнем, пожалуй, с берейторов, обучение которых длится около 8 лет. Чтобы понять как сложно пройти отбор в Испанскую школу верховой езды, достаточно обратиться к цифрам - на 60 лошадей приходится 12 выступающих берейторов и только 4 ученика (élève).
Коллектив наездников Испанской школы верховой езды
Обучение счастливчиков начинается в возрасте 16-19 лет, причем, при поступлении предпочтение отдается тем соискателям, у которых еще не было опыта верховой езды. За каждым учеником закрепляют двух тренеров и двух липицианов – молодого и опытного. Первый год уходит на обучение правильной посадке. Следующие 3-4 года ученик оттачивает все элементы выездки и, при высоких результатах, даже может участвовать в выступлениях на хорошо обученной лошади. 
Ежедневная тренировка
Так постигаются вершины мастерства
Примерно, через 6 лет усердных тренировок ученик становится кандидатом в берейторы и допускается к обучению молодых лошадей. И только успешно пройдя через все эти этапы, лучшие из лучших получают право называться берейторами. В 2010 году на обучение впервые за время существования "Испанской школы" была принята женщина - Ханна Цайтлхофер. В 2016 году стала полноправным берейтором и теперь участвует в представлениях наравне с мужчинами.
В 2016 году после 8 лет обучения в Испанской школе верховой езды
появилась первая в истории женщина-берейтор - Ханна Цайтлхофер
Контроль за подготовкой берейторов и обучением лошадей осуществляют четыре старших тренера (один из них называется Первым), среди которых были выдающиеся специалисты, вошедшие в историю классической верховой езды. Самым известным среди них был Максимилиан Вейротер, ставший Первым тренером в 1825 году. Именно он впервые ввел в обучение термин "думающий наездник". Согласно его философии, каждый берейтор должен отлично чувствовать возможности и уровень лошади, с которой работает, уметь четко поставить цель и определить шаги к ее достижению от урока к уроку.
Справа; Оберрайтер (Главный тренер) Ханс Ирбингер и жеребец Сиглавий Монтероза (1960)
Слева: Оберрайтер Карл Миколька выполняет Levadу (1967)
С 2012 года Первым (Главным) тренером (Erster Oberbereiter),
который отвечает за качество подготовки берейторов и лошадей, является Вольфганг Эдер
С 2007 по 2018 год директором Испанской школы верховой езды была Elisabeth Gürtler-Mauthner
(Известная австрийская предпринимательница, представитель семейной империей "Захер")
В 2019 году генеральным директором Испанской школы стала Sonja Klima
Что касается униформы, то она остается неизменной последние 200 лет - коричневый редингот с отложным воротником, двумя рядами золотых пуговиц и потайным карманом для сахара; белые брюки и перчатки из лосиной кожи; высокие сапоги со шпорами; березовый прутик вместо хлыста и шляпа двууголка с золотой нашивкой.
Униформа берейторов остается неизменной последние 200 лет
Вместо хлыста наездники традиционно используют березовый прутик толщиной до 2 см
 Начиная с XVI века зимой наездники "Испанской школы" вручную заготавливает березовые ветки
Сейчас для это используется только березы 3-6 лет, растущие недалеко от Алланда в Нижней Австрии
Их хранят в сухом виде, а за день до использования помещают в воду для придания эластичности
Наездники "Испанской школы" в традиционной униформе
Сапоги начищены до блеска
Европейская геополитика и две мировых войны ХХ века не прошли бесследно ни для "Испанской школы", ни для её лошадей. Не буду перечислять все неприятности, которые начали преследовали их с момента упразднения австрийской монархии вплоть до 1952 года, скажу только, что финансирование прекратилось, завод в Липице отошел сначала Италии, а потом Словении, поголовье лошадей много раз кочевало из страны в страну и после II Мировой войны вообще было на грани уничтожения. В результате в распоряжении Австрии остались только те жеребцы, которые находились в Вене в конюшне Штальбурга. Они и позволили продолжить племенную работу на конезаводе в Пибере (Piber Stud Farm основан в 1798, федеральная земля Штирия, 40 км от Граца). Сейчас там находится 300 лошадей, и все нынешние липицианские лошади "Испанской школы верховой езды", рождаются и прибывают в Вену только с этого австрийского конезавода .
Конезавод в Пибере был основан в 1798 году для разведения военных лошадей
Барочный замок, в котором размещен конезавод, был построен монахами монастыря Св. Ламбрехта
Большую роль в спасении лошадей во время Второй мировой сыграл директор "Испанской школы" Алоис Подгайский, уговоривший американского генерала Джорджа Паттона, с которым был знаком по участию в Олимпийских играх 1936 года, взять уникальных липицианов под свою защиту. Для большей убедительности наездники "школы" продемонстрировали американским солдатам уникальные возможности этой породы.
Алоис Подгайский приветствует американского генерала Паттона
Выступление Испанской школы верховой езды перед американскими солдатами
Американцы были в восторге от мастерства липицианов
Кадры военной хроники

Впервые липицианы перекочевали на этот завод в 1920 году
В 1942 году их вывезли в Чехию, а затем в Германию. Лошади вернулось на завод лишь в 1952 году
Сейчас на конезаводе находится 300 лошадей и ежегодно рождается 50 жеребят
Обучение липициаских лошадей тоже длится минимум 6 лет и делится на несколько этапов. На первом (Remontenschule) - жеребят-четырехлеток привозят с конезавода в "Испанскую школу", где после периода адаптации, постепенно начинают приучать к седлу и весу седока. Далее начинается обучения основным аллюрам (шаг, рысь, галоп, иноходь). В это время под присмотром опытных берейторов с лошадьми работают ученики.
Обучение основным аллюрам
Примерно, через год  после приезда в Вену для наиболее способных жеребят (те, что не прошли отбор возвращаются в Пибер) наступает второй этап обучения (Campagneschule), во время которого они переходят в руки опытных берейторов и постигают все секреты мастерства. Это самый важный и длительный этап работы, занимающий две трети срока обучения.
Всадник добиться высочайших результатов, используя естественные движения лошади
На третьем этапе (Hohe Schule, высшая школа) всадники доводят лошадей до совершенства, а наиболее талантливых и физически одаренных обучают трем самым эффектным и зрелищным элементам - левада (лошадь несколько секунд стоит на согнутых задних конечностях, передние конечности при этом тоже согнуты), каприоль (прыжок с вытянутыми назад задними и подогнутыми передними ногами) и курбет (прыжок вперед вверх и приземление на обе задние ноги).
Элементы высшей школы. Слева - липициан выполняет фигуру "левада"
До последнего времени правила и тонкости обучения лошадей в "Испанской школе"
традиционно передавались только устным способом - от тренера к тренеру
Тренировка элементов "высшей школы"
На фото лошадь демонстрирует классический прыжок "высшей школы" - каприоль. 
Таким образом конь был способен с места перепрыгнуть через головы противника в бою
"Это единственная школа, где haute école сохранилось до сегодняшнего дня в своем первоначальном виде, без позднейших нововведений. Основная идея этого направления заключается в том, что всадник, использующий естественные движения животного, может добиться высочайших результатов. Изучая природную пластику лошади, человек предлагает ей выполнять движения, которые являются для нее логичными и понятными, и обучение доставляет удовольствие. Здесь не практикуется никаких жестких приемов и наказаний, учебный процесс стимулируется исключительно методами позитивного подкрепления. Та особенная гармония между всадником и лошадью, которая культивируется haute école, позволяет легко выполнять сложнейшие приемы, никому более недоступные" (goldmustang.ru)
А это уже высший пилотаж - прыжок "курбет"
Тренировка прыжка "каприоль" ("олень")
Не менялось и оформление сбруи липицианских лошадей. Для выступлений - парадные красные или черные вальтрапы с золотым кантом (количество золотых полос означает ранг берейтора), узкие золоченые уздечки и белые кожаные седла. Для тренировок - белые стеганые вальтрапы с гербом "школы", черные седла и уздечка с золотым декором.
Оформление сбруи липицианских лошадей не менялось веками,
а вот красные мундиры используются крайне редко
Эта фотография была сделана в 1963 году во время съемок фильма Уолта Диснея «Чудо белых жеребцов»
Для парадных выступлений - золотая уздечка и белое кожаное седло
Черные кожаные уздечки с золотым декором и хвостовая сумка Caprioleurs
С 2010 года большую роль в обучении липицианов стал играть специальный загородный учебный центр Heldenberg, где молодые жеребцы проходят все этапы обучения вплоть до "школьной кадрили", а опытные "актеры" проводят на природе регулярные (2-3 раза в год) шестинедельные каникулы.
На прогулке в учебном центре Heldenberg
Несколько раз в год венские липицианы приезжают в Heldenberg на каникулы

Представление в Зимнем манеже Хофбурга
Представления в Зимнем манеже проходят только два раза в неделю по выходным. Удовольствие это не из дешевых. Цены варьируются от 27 евро за стоячие билеты без места до 225 евро за билеты в 1-й ряд Придворной ложи и ложи партера. Наибольшее число зрителей собирается на балконах, занимая ряд откидных стульев или самые дешевые стоячие места. При этом покупать билеты лучше заранее, потому что их количество ограничено (особенно сидячих мест). Сделать это можно на сайте, а потом обязательно распечатать, иначе они будут считаться недействительными. А если вы приобрели стоячие места, советую прийти задолго до начала, чтобы выбрать местечко поудобнее и не смотреть все шоу (около 70 минут) через чужие головы и спины.
План зрительских мест в Зимнем манеже
Итак, показав на входе заранее распечатанный билет, мы поднялись по крутой узкой лестнице и оказались на балконе первого яруса. До начала оставалось всего несколько минут. Как раз чтобы занять места и хоть немного осмотреться. К моему большому удивлению, манеж был переполнен несмотря на ноябрьское межсезонье. Ни в ложах, ни на балконах не было ни одного свободного места. Красивые хрустальные люстры были опущены почти до самой арены и окрашивали интерьер дворцового зала в эффектные фиолетовые тона. 
Вход в Зимний манеж расположен на Йозефплатц
Перед началом представления
Ровно в 11:00 зазвучала музыка Штрауса, люстры плавно поехали вверх, поменяли цвет на белый и представление началось.
В начале представления люстры  медленно "поплыли" под потолок
Зажегся свет и под музыку Штрауса на арене появились всадники
Это фото сделал наш сосед.
Именно с этого прекрасного ракурса мы смотрели представление
Если в двух словах, то это было празднично, виртуозно, музыкально, с имперским достоинством и очень по-венски. Казалось бы, почти такая же программа "высшей школы", как в Херес-де-ла-Фронтера, но какая разница! Если в Испании все было как-то по-свойски, то в Вене каждый шаг - от покупки билета до последних звуков финальной кадрили, напоминал тебе от том, что это самая старая и знаменитая школа верховой езды в мире, которая с 2015 года входит в список нематериального культурного наследия человечества (ЮНЕСКО).
Все очень профессионально, музыкально, грациозно и с большим достоинством
Синхронность "танцующих" под музыку лошадей не может не восхищать
В течение следующих 70 минут виртуозные наездники и их не менее виртуозные белые лошади с большим изяществом показали нам все премудрости "haute ecole" (высшая школа верховой езды). Под великолепную музыку в красивых барочных интерьерах мы увидели пиаффе, «па-де-де», работу с лошадью «в руках» и на длинном поводе, упражнения «над землей» и заключительную «Большую школьную кадриль», которую в течение 20 минут (это рекорд) "танцуют" 8 лошадей.  
Упражнение "Pas de deux": два жеребца в зеркальном отражении "танцуют" под классическую музыку
Выполнение этого "танца" требует максимальной концентрации и очень хорошо настроя лошадей
Во время групповых упражнений лошади показывают очень слаженную коллективную работу
Такая работа называется "в руках"

(видео снято во время гастролей в Великобритании)

А это работа "над землей на длинном поводке"
Благодаря удивительной способности липицианов грациозно выполнять самые сложные элементы "высшей школы", объединенные названием "над землей" (курбет, каприоль, крупада, лансада, баллотада и т.п.), этих лошадей называют "летающими", а номер программы, в котором четыре самых одаренных лошади под руководством очень опытных и отважных наездников показывают эту работу, всегда вызывает невероятный восторг.
"Летающие лошади"
(видео снято во время гастролей в Великобритании)

Это был прекрасный спектакль из череды очень красивых и сложных выступлений групп, квартетов и дуэтов, но самое яркое впечатление произвел на меня единственный сольный номер. В полной темноте освещенный лучом прожекторов наездник один за другим показывает аллюры "высшей школы", управляя лошадью одной левой рукой, при этом в правой руке на протяжении всего упражнения он держит тонкий березовый хлыст (напоминание о мече на поле сражения).
Берейтор Marcus Nowotny на жеребце Favory Aquileja выполняет соло с березовым хлыстом в руке
Благодаря высочайшему мастерству берейтора и отличному взаимопониманию внутри дуэта, жеребец прекрасно выполняет всю программу. Но я даже не знаю, что в этом номере произвело на меня большее впечатление - умение управлять выездковой лошадью одной рукой или способность в течение 8 с лишним минут держать березовый хлыст перпендикулярно земле!

(видео снято во время гастролей в Великобритании)

Завершает выступление "Большая школьная кадриль",  которую 8 всадников "танцуют" в течение рекордных 20 минут! Наверное, именно так выглядел старинный "конный балет" при королевских дворах! Великолепное зрелище!
"Большую школьную кадриль" ведет знаменитый полковник Алоис Подхайский (1958 год)
Один из очень зрелищных элементов "Большой школьной кадрили"
Проходя через пиляры, стоящие на расстоянии ок. 1,5 м, пересекаются два потока лошадей
Очень сложно и красиво! 
"Большая школьная кадриль" длится 20 минут - это абсолютный рекорд
Станцевав "Большую школьную кадриль", наездники прощаются с публикой
Представление окончено! Всем спасибо!
Кроме парадных субботних и воскресных представлений, в Зимнем манеже проходят еще и ежедневные публичные тренировки молодых лошадей (по будням с 10 до 12 утра всего, вход 16 евро). Конечно, элементы "над землей" здесь показывают очень редко, но полюбоваться на красивых и счастливых лошадей можно вполне. Причем, торопиться к началу и смотреть всю тренировку до конца совсем не обязательно.
Какая гордая посадка
Где еще так побегаешь в Вене
Тренировка аллюров
"Тренировка" (постановочное фото)
Вот, пожалуй, и все. Осталось сказать, что все липицианские лошади из "Испанской школы верховой езды" являются государственным служащими и по окончании артистической карьеры получают заслуженный отдых и солидную пенсию. Ну, а мы получили огромное удовольствие и мощный заряд положительных эмоций, за что им большое зрительское спасибо! 
Теперь самое время переварить все увиденное за чашечкой кофе в красивом месте. Правда, рассиживаться особенно некогда! У нас по плану еще столько интересного и следующая остановка - "Серебряная кладовая Хофбурга"
Липицианы на отдыхе

Полезная информация

Официальный адрес: Michaelerplatz 1, 1010 Вена, Австрия
Вход в Зимний манеж расположен на Josefsplatz
Кассы расположены на Josefsplatz и Michaelerplatz 1
Представления проходят по субботам и воскресеньям в 11:00 (билеты можно купить в кассе или на сайте) Стоимость билета от 27 до 225 евро
Утренние тренировки по будням с 10:00 до 12:00 (билеты только в кассе) стоимость билета 16 евро
Сайт: https://www.srs.at/

В Европе существует еще три подобные школы верховой езды:
"Real Escuela Andaluza del Arte Ecuestre", Испания, Херес-де-ла-Фронтера, 1973
Escola Portuguesa de Arte Equestre, Португалия, Лиссабон, 1979
"Le Cadre noir", Франция, Сомюр, 1828

4 дня в Вене (Австрия):

1. День 1-йПрогулка по Венемузеи Хофбурга и Штефансдом

2. День 2-й (часть 1): Наш поход во дворец Шенбрунн (Вена, Schönbrunn)
    День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)


3. День 3-й (часть 1): Два часа в Шёнау-ам-Кёнигзее (Германия)
    День 3-й (часть 2): Два часа в Берхтесгадене (Германия)
    День 3-й (часть 3): Три часа в Зальцбурге: нокерльн, конфеты "Моцарт" и прогулка (Австрия)

4. День 4-й (часть 1): Поход на блошиный рынок (Вена)
    День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
    День 4-й (часть 4): Десерт кайзершмаррн и Серебряная кладовая Хофбурга (Вена)
    День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)

  Императорская сокровищница Вены (Kaiserliche Schatzkammer Wien)
*   Собор Святого Стефана, Stephansdom или просто Steffi (Вена)
*   Штрудель-шоу в ресторане Residenz (Вена, Шенбрунн)

*   Музей истории искусств в Вене, часть 3: "Картинная галерея: итальянцы, испанцы и французы"
*   Венская "Кунсткамера", часть 1: 
"Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)
*   Венская "Кунсткамера", часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий