среда, 18 ноября 2020 г.

Венская кунсткамера, часть 4: "Залы XIV-XXV" (Музей истории искусств, часть 7)

Итак, мы уже осмотрели 12 залов (XXVI-XXVIII XXIX-XXXI XXXII-XXXVII), а значит перевалили через "экватор" венской "Кунсткамеры". Впереди последние семь залов (XIX-XXV), которые я пыталась объединить в одном посте, но пришлось ограничиться только тремя. Слишком уж высокая концентрация экспонатов на здешнем квадратном метре!
 
XXV
Зал XXV
Плотно заставленный витринами Зал XXV оказался совсем не "моим". Отдавая должно искусству индийских и китайских мастеров, а также "невероятной ценности" рогов и безоаров, я их поклонницей никогда не была, поэтому выберу для показа только самые яркие экспонаты. 
Зал XXV плотно заставлен небольшими витринами
Один из экспонатов Зала XXV
Среди экспонатов Зала XXV много изделий из Индии и Китая
1. Начну свой рассказ с чудесной хрустальной солонки, которая когда-то принадлежала сестре императора Карла V - королеве Португалии Екатерине Австрийской. В 1550 году она приобрела привезенную из южной Индии (возможно Гоа) небольшую хрустальную фигурку лежащего слона (XV) и поручила придворному ювелиру Франсиско Лопесу дополнить ее подходящей съемной солонкой. Умелый лиссабонский ювелир поставил на спину слона старинную "корзинку" из горного хрусталя (XIV-XV), добавил еще немного золотого декора и вуаля! Получился очаровательный "Слон с солонкой".  
Королева Португалии Екатерина Австрийская и ее "Слон с солонкой"
Созданный ювелиром комплект выглядит очень гармонично!
В 1550 году Екатерина Австрийская приобрела "хрустального слона"
"Слон с солонкой", горный хрусталь, 7,3 см х 9,4 см х 4,9 см
слон - Индия, конец XV века, солонка - Европа, XIV-XV век, 
сборка - Франсиско Лопес, 1550, Лиссабон, золото, эмаль 
2. Оскалившийся на зрителей "Рог для питья в форме дракона" - работа аугсбургского ювелира Корнелиуса Гросса. Крылатый дракон из панциря черепахи стоит на распластавшейся под его тяжестью черепашке, а сидящий у него спине маленький сатир держит в руках щит с гербом графа Ульрих IX Монфор-Теттнанга, из замка которого этот шедевр и попал в коллекцию эрцгерцога Фердинанда II Тирольского. 
"Оскалившийся дракон"
"Рог для питья в форме дракона графа Ульриха IX Монфор-Теттнанга"
рог из панциря черепахи - Гоа или Гуджарат (Индия)
обрамление - Корнелиус Гросс, Аугсбург, 1560/70
серебро, позолота, эмаль, следы росписи, 29,3 см х 35 см
"Рог для питья в форме дракона в витрине зала XXV"
3. Нарядный позолоченный "Комплект для умывания" был изготовленный нюрнбергским ювелиром Николаусом Шмидтом с использованием новой техники работы с перламутром, попавшей в Европу из Индии вместе с товарами, привозимыми из это страны. Он состоит из изящного кувшина с женской фигурой и мелкого таза, отделанного перламутровыми "чешуйками, серебряными фигурами и огромными жемчужинами неправильной формы.
"Комплект для умывания", Николаус Шмидт, Нюрнберг, 1592
серебро, позолота, перламутр, очень крупный жемчуг, гранаты
высота кувшина - 54 см, диаметр блюда - 80 см, высота - 13 см
Позолоченное блюдо отделано перламутровыми "чешуйками",
огромным жемчугом и серебряными фигурами
Главным украшением кувшина является женская фигура
Женская фигура на фасаде кувшина
"Комплект для умывания" в витрине Зала XXV 
4. Довольно редкие "экзотические сосуды" служили надежным индикатором высокого статуса владельца и очень ценились знаменитыми коллекционерами. Обрамленные золотом, серебром и драгоценными камнями кораллы, крупные раковины, кокосовые орехи и страусиные яйца выглядели очень эффектно, а самыми роскошными среди них были кубки из больших перламутровых раковин морского моллюска наутилуса-помпилиуса.
  Спиральная форма раковин моллюска Nautilus pompilius
 считается природным символом "золотого сечения"
Перед тем как использовать раковину наутилуса для создания очередного шедевра, ее подвергали долгой и тщательной обработке - 10 дней вымачивали в кислоте, освобождали от верхнего слоя и промывали щелочной водой. В результате хрупкие стенки становились не толще бумаги и начинали мерцать палевым, розовым и голубым перламутром.   
"Кубок-наутилус", Роттердам, 1591, высота - 29,4 см
раковина наутилус (Nautilus pompilius), серебро, позолота, 
изумруды, рубины, гранаты, бирюза, жемчуг, остатки росписи и эмали
Кстати, наиболее популярным материалом для изготовления и отделки всевозможных предметов были покрытые толстым слоем перламутра крупные морские раковины "мраморный тюрбан" (Turbo marmoratus). Их коммерческий вылов продолжается до сих пор.
Раковины мраморный тюрбан (Turbo marmoratus)
являются основным источником перламутра

"Безоар" и "Пороховница" из раковины "мраморный тюрбан" в витрине музея
"Пороховница", Южная Германия, 1530/40, 17,7 см х 11 см х 13 см
(небольшие емкости для пороха использовались с XV-XIX век)
"мраморный тюрбан", серебро, позолота, рубины, бирюза, зеленное стекло  
Сосуд из раковины. Красота в деталях
"Кувшин из рога тритона", Эндрис II Деген, Аугсбург, 1580, высота - 40,5 см
раковина рог тритона (Charonia lampas), серебро, позолота
"Чаша из страусиного яйца с крышкой"
Клемент Киклингер, Аугсбург, 1570/75, высота - 56,8 см
(страус держит в клюве подкову, как символ счастья) 
страусиное яйцо, кораллы, серебро, позолота, роспись
Уникальный плод сейшельской пальмы, который называют двойным или морским кокосом (эти орехи часто вылавливают в море), стоил целое состояние. Ведь по мнению медиков он "устранял все хвори, эффективно умножал сексуальные возможности мужчин и был незаменим против ядов, колик, паралича, эпилепсии, многочисленных нервных заболеваний и болезней кишечника, вызывающих рвоту". Именно поэтому за него давали столько золота, сколько помещалось в его скорлупе (вес достигает 25 кг), а богато декорированные чаши из таких орехов становились ценнейшими экспонатами императорских коллекций. Есть такая "Чаша из половинки сейшельского ореха" и в венской "Кунсткамере". 
Уникальный плод сейшельской пальмы
называют двойным или морским кокосом (Coco de mer)
Вполне логично, что для оформления "морского кокоса" один из лучших ювелиров императора Рудольфа II - Антон Швайнбергер выбрал тему "Триумф Нептуна". Покрытое мягким пластичным орнаментом тело коричневого ореха обрамлено контрастным позолоченным декором, выполненным в модной на тот момент стилистике маньеризма. При этом ножку причудливо оплетают тела двух тритонов, боковые полосы заканчиваются серебряными гермами (четырехгранная колонна увенчанная бюстом), ручка сделана в виде гарпии, а невысокую крышку венчает фигура Нептуна верхом на морском ластоногом коне - гиппокампусе. 
Чаша из половинки сейшельского ореха "Триумф Нептуна"
ювелир - Антон Швайнбергер, резчик по дереву - Николаус Пфафф, Прага, 1602
сейшельский орех, серебро, позолота, чернь, 38,5 см х 36,5 см х 26 см
"Сосуд в форме лодки", Мексика/Испания, ок. 1600
кокос, золото, эмаль, 11 см х 14,7 см х 7,8 см
"Котелок", Цейлон/Испания, вторая половина XVI века 
кокос, рог носорога, серебро, позолота, диаметр - 14,8 см
5. Не обошлась коллекция и без шедевров китайской династии Мин. Но это, отнюдь, не уникальные вазы из фарфора (хотя пара мисочек все же есть), а грубоватые резные чаши из мыльного камня и рога яванского носорога, которые в моем понимании выглядят как-то совсем не по-китайски. 
Сосуды для питья, династия Мин, Китай, начало XVII века
слева - "Чаша из рога яванского носорога", высота - 8,7 см
справа - "Чаша из мыльного камня с серебром", высота - 9,1 см
внизу - "Чаша из мыльного камня", высота - 10,9 см  

Две чаши из рога яванского носорога, Китай/Индия начало XVII века 
с позолоченной (высота - 15,5 см) и серебряной  (высота - 12,6 с
м) 
филигранью
Две чаши из рога носорога, династия Мин, Китай, начало XVII века
А вот и обещанный фарфор - "Чаша с золотым декором", диаметр - 12 см 
династия Мин, Китай, вторая половина XVI века, синий подглазурный декор
6. Большое количество экспонатов зала XXV так или иначе связано с "безоарами", которые лично у меня энтузиазма не вызывают, но являлись очень важной частью жизни аристократии тех времен. Напомню, что это ни что иное как "инородное тело в желудке, конкремент из плотно свалянных волос или волокон растений", который, по мнению средневековых знахарей спасал от эпилепсии и меланхолии, а самое главное служил надежной зашитой от яда. По этой причине различные "безоары из желудка лам и коз" не только украшали столы во время застолий, но и прилагались к чашам для питья (при соприкосновении с жидкостью "безоар" был особенно эффективен).
"Чаша с безоаром", Гоа (Индия), XVII век, золото, безоар, диаметр 14 см
"Чаша с безоаром", Испания, ок. 1600
рог яванского носорога, безоар, золото эмаль, высота - 15,2 см
"Безоар с золотым кольцом", Испания, XVI век 
«PEDRA. BESOHAR. FINISSIMA. PESA. OCHO. ONCAS» 
«Лучший безоаровый камень, весит восемь унций» (ок. 227 гр)
"Безоар на постаменте" в витрине музея
справа и слева - "Безоар в филигранной оправе", Гоа (Индия), конец XVII века 
безоар, золотая филигрань, 11, 6 см х 7,6 см
в центре - "Безоар на постаменте", Испания, третья четверть XVI века
безоар, золото, изумруды, рубины, высота - 25,5 см  

"Безоар герцога Альба", Гоа (Индия), конец XVII века 
безоар, золотая филигрань, длина - 16,2 см
Не менее действенной защитой от ядов служил и довольно зловещий "Кубок из рога носорога с бивнями бородавочника", "языком гадюки" (ископаемые зубы акулы) и многочисленными насекомыми на крышке и основании. При этом резьба на самом кубке изображала кораллы, которые яко бы обладали целительной силой.
"Кубок из рога носорога с бивнями бородавочника", Николаус Пфафф, Прага, 1611 
рог белого носорога, бивни африканского бородавочника, позолота, 
высота - 49,7 см
Насекомые на постаменте символизируют силы зла
Крышка кубка украшена бивнями бородавочника и фигурками насекомых
А теперь покажу понравившиеся мне бутылки в форме сердца из панциря черепахи. Не то чтобы я была большим любителем сердечек, но сам факт отсутствия пауков, безоаров и рогов сделал их приятными моему глазу. 
Две бутылки в форме сердца, Гуджарат (Индия)/Испания, ок. 1580 
панцирь черепахи, серебро, высота - 33,7 см и 26,3 см 
Двойной позолоченный кубок работы Авраама Гесснера отдает дань эпохе Великих географических открытий. Шаблоном для этого "глобуса" послужила Карта мира 1569 года, которую в 1587 году откорректировал известный фламандский картограф Герард Меркатор.
"Двойная чаша в форме глобуса", Цюрих, ок. 1590, Авраам Гесснер
серебро, позолота, эмаль, высота - 54 см, диаметр - 18 см, вес - 2, 68 кг
Это точная копия Карты мира эпохи Великих географических открытий
7. Все! Осталось посмотреть работы турецких, индийских и японских мастеров, а потом с чистой совестью отправляться в следующий зал. Начну с колец и оснасток для печати, а потом покажу пару статуэток и шкатулки.
"Кольца из нефрита", Стамбул, вторая половина XVI века 
"Оснастки для печатей", Индия, начало XVII века
горный хрусталь, золото, рубины, сапфиры, высота - 9,8 см
горный хрусталь, золото рубины, высота - 14 см  

Изделия из слоновой кости:
"Мария Иммакулата", Гоа (Индия), конец XVII века, высота - 22,8 см
"Веер в виде павлина", Цейлон, середина XVI века, длина - 43 см, ширина - 33 см 
"Добрый пастырь", Гоа (Индия), XVII век, высота - 20,5 см
"Шкатулка", Гоа (Индия), XVII век, 9,7 см х 16 см х 10,2 см
золотая филигрань, отделка бриллиантами
"Реликварий", Индия/Португалия, вторая половина XVI века
дерево, перламутр ("чешуйки"), серебро, гравировка, 22,5см х 32,5см х 19,5 см 

"Кабинет", Япония, начало XVII века, 31 см х 42,5 см х 29 см
сосна, лаковая роспись намбан, перламутр, бронза, позолота
"Шкатулка со сценами из жизни Кришны"
шкатулка - Цейлон (1542), сборка  - Южная Германия, конец XVI века 
слоновая кость, серебро, 14,9 см х 25 см х 16 см

"Секретер", Цейлон, первая половина XVII века, 19 см х 26,1 см х 19,3 см
палисандр, рог, слоновая кость, золото, латунь, остатки краски
"Шкатулка ", Цейлон/Португалия, середина XVI века  
эбеновое дерево, слоновая кость, серебро, позолота, 11 см х 16,3 см х 9,6 см

ЗАЛ XXIV
Зал XIV приятно порадовал разнообразным набором красивых европейских изделий XVI века. Чего тут только не было - туалетные принадлежности, забавные графины, механические автоматы, письменные приборы, бусы, четки, бронзовые статуи, зеркала, хрусталь, часы и много тирольских изделий из стекла. 
Зал XIV
1. Роскошные сосуды из горного хрусталя изготовленные в миланской мастерской братьев Саракки считались одними из наиболее важных экспонатов, внесенных в опись художественной палаты эрцгерцога Фердинанда II Тирольского в 1596 году. Особенно это касалось сосудов в форме цапель (т.н. "Reiher") и драконов, которые служили для декоративного украшения стола.
Сосуды из горного хрусталя миланской мастерской братьев Саракки
В витрине зала XXIV можно увидеть двух "цапель" с натуральными перьями на затылке и одного "крылатого дракона", который больше похож на важного индюка. Все три изделия вырезаны из натурального горного хрусталя и очень богато украшены гравировкой, золотом, эмалью, камеями и драгоценными камнями. 
Сосуд "Коылатый дракон", мастерская Саракки, Милан, ок. 1580
горный хрусталь, золото, эмаль, камеи, рубины, топазы, высота - 43,8 см
Золотой декор дополнен эмалью, камеями и драгоценными камнями
Большой хрустальный сосуд в форме цапли ("райгер")
(натуральные перья периодически обновляются)
"Большой сосуд в форме цапли", мастерская Саракки, Милан, ок. 1590
горный хрусталь, золото, эмаль, изумруды, гиацинты, рубины, жемчуг,
стеклянный камень, перья цапли, высота - 39,4 см
Хрустальная цапля ("райгер") с кокетливым перышком на затылке
"Сосуд в форме цапли", мастерская Саракки, Милан, ок. 1580
горный хрусталь, золото, эмаль, камеи, гранаты, перья цапли, высота - 23,7 см
Работы мастерской братьев Саракки в витрине музея
2. Эрцгерцог Фердинанд II Тирольский, был страстным коллекционером венецианского стекла, секрет которого тщательно хранили стеклодувы острова Мурано (один из островов Венецианской лагуны). В своем увлечении он зашел так далеко, что даже открыл в замке Амбас придворную стекольную фабрику (Innsbrucker Hofglashütte), а потом попросил прислать к нему в Инсбрук муранских стеклодувов. И, как ни странно, венецианцы выполнили просьбу эрцгерцога в порядке исключения. 
Изделия фабрики Innsbrucker Hofglashütte (1570/90) в витрине музея
Традиция делать бокалы в виде сапога сохранилась до сих пор
Просуществовала эта фабрика всего 20 лет (1570-1590), но за это время успела выпустить очень много красивых и ценных изделий. При этом авторство одного из стаканов приписывается самому Фердинанду II, который, по легенде, был стеклодувом-любителем. От всех прочих изделий Innsbrucker Hofglashütte этот стакан отличает невысокое качество, слегка искривленная форма, но очень богатое обрамление, что позволило специалистам сделать такое смелое предположение.
"Чаша Фердинанда II", Инсбрук, 1581, высота - 20,2 см 
стекло, золото, эмаль, рубины, жемчуг
Портрет "Эрцгерцог Фердинанд II Тирольский с собакой", 
Франческо Терцио
 (портрет размещен в этом же зале)
Воспроизведение процесса изготовления "Стакана Фердинанда II"

Отличительной чертой стеклянных изделий фабрики Innsbrucker Hofglashütte стало сочетание эффектной венецианской формы и богатой росписи лаком с последующим золочением.
Изделия инсбрукской фабрики были расписаны золотом и лаком, 1570/90
Инсбрукская фабрика просуществовала только 20 лет
Кроме великолепных кубков, бокалов и чаш за 20 лет своего существования инсбрукская придворная фабрика изготовила еще много пуговиц, брошек, сережек, подвесок, четок, бус и декоративных булавок. Смотрится теперь все это очень наивно, но в те времена, когда стекло можно было встретить реже, чем золото и бриллианты, аристократки охотно крепили к лифу стеклянный букетик. Знакомство с пуговицами и сережками у нас еще впереди, а пока покажу только пару подвесок и уж очень смешных фигурок. Мои бесспорные фавориты -  "Лев" и "Двуглавы орел"!
Стеклянные изделия Innsbrucker Hofglashütte, 1570/90
Мои фавориты - "Лев" (а вы думали это корова!) и "Двуглавый орел"
Изделия инсбрукских стеклодувов, 1570/90
Три статуэтки Commedia dell 'Arte, Innsbrucker Hofglashütte, 1570/90
железная проволока, стекло, эмаль, высота - 33,3 см 
Фигурки Commedia dell 'Arte в витрине музея
3. Выставленная в соседней витрине серия керамических сосудов для питья покрытых оловянной глазурью белого, зеленого, желтого, синего и коричневого цветов - это работа южно-тирольского мастера Кристофа Гандтнера. Они изображают горожан, солдат и мифологических героев, съемные головы которых служат пробками этих шутливых графинов. А вот монах и девушки в широких платьях - это ни что иное, как модные в те времена бокалы-перевертыши, выпить из которых можно было только, перевернув фигурку вверх ногами.
Керамические сосуды Кристофа Гандтнера в витрине музея
Съемные головы служат пробками этих шутливых сосудов
Сосуд "Танталовы муки", Кристоф Гандтнер, Инсбрук, 1580/90,
(стол накрыт богатыми яствами, но положить их в рот Тантал не может)
Сосуды для питья - "Горожанка", "Тантал" и "Маркитантка" 
Кристоф Гандтнер, Инсбрук, 1580/90, глазурованная керамика
Кружка и два шутливых сосуда "Бахус" и "Дерзость" 
Кристоф Гандтнер, Инсбрук, 1580/90, глазурованная керамика

Бокалы-перевертыши (падающие бокалы)
"Девушка", Тироль, керамика, алебастр, высота 23 см, диаметр - 10 см
"Монах", 
Кристоф Гандтнер, Инсбрук, 1580/90, керамика, высота - 23,8 см
4. В следующей витрине размещена уже позолоченная утварь для императорских застолий - небольшие сосуды для питья в виде человеческих фигур ("Паломники Святого Иакова" и "Прапорщик"), "Композиция с пеликаном", которая служила для украшения стола (Tafelaufsatz), крошечный "Чайник с изливом"  и две "Тарелки для монет".
"Витрина с металлической утварью"
Сосуды для питья "Паломники Святого Якова в витрине музея"
(паломничество в испанский город Сантьяго-де-Компостела)
Сосуд для питья со съемной головой  "Паломник Святого Якова"
Леонард Умбах, Аугсбург, 1590/94, серебро, позолота, эмаль, высота - 20,5 см

Сосуд для питья со съемной головой  "Паломница Святого Якова"
Леонард Умбах, Аугсбург, 1590/94, серебро, позолота, эмаль, высота - 20,5 см

"Композиция с пеликаном", Ганс Стейдлин, Ульм, 1583
 (кормящий птенцов своей кровью, он является символом самопожертвования)
серебро, позолота, эмаль, высота - 56 см
"Чаша для монет", Германия, вторая половина XVI века
серебро, позолота, диаметр - 12 см

"Чайничек с изливом", Улрих II Мерингер, Аугсбург, 1560/72
серебро, позолота, высота - 13 см, диаметр - 5,8 см

6. И в заключении обзора "фигурных питьевых сосудов" покажу статуэтку "Гусар", глядя на которую, вряд ли подумаешь, что это кувшин для вина. И не удивительно, ведь в этом и заключалось ее предназначение - развлечь и удивить гостей во время застолий. А в данном случае удивить вдвойне, поскольку в бравом наезднике гости без труда узнавали сына и наследника эрцгерцога Фердинанда II Тирольского - Карла фон Бургау.
Портрет Карла фон Бургау и кувшин-шутка "Гусар" с его изображенем
Иоганн Цехель, Инсбрук, 1582
серебро, позолота, остатки росписи, высота - 53,3 см
7. В одной из витрин в центре зала экспонируется набор из "Охотничьего рожка", "Собачьего поводка", сосуда "Медведь-охотник" и "Золотого кубка с Меркурием". Почему в явно охотничий набор включили этот кубок, я так и не поняла, а вот про медведя сейчас расскажу. Эта фигурка высотой 21,3 см работы Грегора Баира и Валентина Драуша - популярный персонаж мотивов "Перевернутого мира", в котором добыча менялась местами с охотником. Кроме того в голове медведя спрятана небольшая рюмка, в основании установлена игровая доска (медведь съемный), а пахнет дикий зверь натертой амброй. 
В витрине: "Медведь-охотник", "Чаша с Меркурием", поводок и охотничий рожок
"Медведь-охотник", 
Аугсбург, 1580/81, серебро, ондатра, золото, эмаль, драгоценные камни 
"Золотая чаша с Меркурием", 
Антверпен, 1560, эмаль, изумруды, рубины, высота - 36 см
8. Поскольку весь этот зал посвящен коллекции Фердинанда II Тирольского, в его витринах выставлено множество изделий так или иначе лично связанных с этим эрцгерцогом - "кабинет", зеркала, портрет, туалетные и письменные принадлежности, печать.
"Туалетный набор", Венеция, 1550
перламутр, слоновая кость, лак, серебро, бумага, шелк, 22,5 см х 13,5 см х 13,5см
(зеркало, 6 двойных гребешков, бутылка, кисточка для пудры, ушная палочка и т.п.)
"Зеркало Фердинанда II Тирольского", Нюрнберг, 1575/80, диаметр - 25,4 см
стекло, медь, позолота, серебрение, аметист, гиацинт, гранат
 
"Зеркало из туалетного набора", Венеция, 1550 (показан выше)
  перламутр, слоновая кость, лак, стекло, дерево

"Ящик для письменных принадлежностей"
Венцель Ямницер, Нюрнберг, 1560/70, серебро

Насекомые, улитки, мидии, краб, лягушка, ящерица и мышь выполнены с использованием немного живодерской техники "le style rustique" ("rustiques figulines"), которая была особенно популярна в XVI веке в Северной Италии и Нюрнберге. Тушки зверьков, насекомых и земноводных обмазывались глиной и обжигались. При этом природный образец сгорал дотла, а полая форма из глины, потом заполнялась жидким металлом.
"Письменный набор" декорирован в стиле "слепки природы"
Я в отличие от Фердинанда II всю эту мини-фауну не очень люблю,
но "Набор" действительно очень красивый!

"Кабинет эрцгерцога Фердинанда II Тирольского" можно считать прообразом современного секретера (бюро). Его нижний ящик полностью выдвигается, превращаясь в письменный стол, а за двустворчатыми дверками скрывается множество выдвижных ящиков, в которых эрцгерцог хранил бесценные артефакты из кунсткамеры замка Амбрас.
"Кабинет из владений эрцгерцога Фердинанда II Тирольского"
(предназначался для хранения раритетов и арт-объектов)
Нюрнберг, Мантуя, ок. 1582, эбеновое дерево, клен, орех, серебро
75 см х 42 см х 65 см
Элегантный "Кабинет" из эбенового дерева контрастно украшен серебряными фигурами и барельефами, созданными на основе гравюр Франса Флориса. Изображенные на них мотивы верности и любви позволяют предположить, что этот кабинет был подарен Фердинанду II в 1582 году по случаю его бракосочетания со второй женой Анной Катариной Гонзаго.
Серебряный декор эффектно контрастирует с эбеновым деревом
Еще более нарядно (на мой взгляд даже чересчур) выглядит другой очень нужный шкафчик из коллекции эрцгерцога Фердинанда II Тирольского - довольно вместительный "Кабинет для монет".
"Кабинет для монет эрцгерцога Фердинанда II Тирольского" в Зале XXIV 
"Кабинет для монет эрцгерцога Фердинанда II Тирольского"
Аугсбург, ок. 1580, 86 см х 45 см х 45 см
эбеновое дерево, слоновая кость, бронза, позолота, горный хрусталь, жемчуг
Со всех сторон "Кабинет" украшен статуями разной величины
(по-моему, это уже перебор)
9. Очень странные на первый взгляд экспонаты одной из следующих витрин при ближайшем рассмотрении оказались "Ручными камнями" (Handstein, так назывались камни, которые горняк мог в руках поднять на поверхность), а именно - "кусками породы и друзами кристаллов интересной ассиметричной формы умело превращенными в союз природы и искусства". 
Коллекция "художественно оформленных горных пород" Фердинанда II Тирольского

Самые старые из "ручных камней" датируются XVI веком, а самым выдающимся мастером, работавшим в этом жанре, считается Каспар Улич из Санкт-Йоахимсталя (теперь Яхимов, Чехия), в произведениях которого библейские сюжеты органично переплелись со сценами из жизни местных горняков. 
"Ручные камни", Каспар Улич, Санкт-Йоахимсталь, третья четверть XVI века
минералы, серебро, позолота, эмаль, стекло
После окончания обработки эти ценные и редкие "камни" устанавливались на постаменты из позолоченного серебра и отправлялись в "кунсткамеры" европейской знати. И, конечно, большой любитель природы эрцгерцог Фердинанд II Тирольский собрал самую важную на сегодняшний день коллекцию этих диковин.
"Сотворение Евы" и "Поклонение волхвов"
Каспар Улич, Санкт-Йоахимсталь, третья четверть XVI века
аргентит (серебряный блеск), серебро, позолота, эмаль, высота - 24,6 см
10. В XVI веке в моду вошли рельефы из раскрашенного воска, которые представлены в этом зале тремя работами Франческо Сегала и двумя медальонами неизвестного итальянского автора. Мастера из Венеции и Падуи умело использовали цветной воск для передачи оттенков человеческой кожи, а для достижения общего эффекта дорисовывали картину красками и украшали драгоценными камнями. Ну, а мне кроме всего прочего очень понравились рамы. Тоже произведение искусства, я вам скажу!
"Портрет эрцгерцога Фердинанда II Тирольского"
 Франческо Сегала, Венеция, ок. 1580, 22,3 х 19,9 см
воск, сапфиры, изумруды, рубины, гранаты, жемчуг, стекло, горный хрусталь
"Леда и лебедь", Франческо Сегала, Венеция, до 1596, 
воск, рубины, жемчуг, 15,8 х 13,8 см
"Молодой рыцарь", Франческо Сегала, Венеция, конец XVI века 
камень, воск, обсидиан, жемчуг, 26,5 х 22,6 см
"Голова ребенка" и "Голова спящего ребенка"
Австрия, 1589, воск, диаметр - 21,5 см 
(небольшое количество сохранившихся картин объясняется высокой хрупкостью воска)
11. В предыдущих постах я уже очень подробно рассказала о двух наборах для игры "Длинный пуф" (старинные нарды), которые экспонируются в Залах XXXVI и XXXI. Теперь настало время третьего "Комплекта для игры в мельницу, шашки и длинный пуф", который принадлежал эрцгерцогу Фердинанду II Тирольскому. Он состоит из красиво декорированной деревянной раскладной доски размером 45 на 45 сантиметров и 29 фишек, изготовленных Гансом Репфлем в 1575 году
"Комплекта для игры в мельницу, шашки и длинный пуф" в витрине Зала XXIV
В центре стороны, предназначенной для игры в "Мельницу" (логическая игра для двух персон), расположен герб эрцгерцога Фердинанда II в окружении двенадцати гербов габсбургских владений. При этом и поле, и рамка по периметру украшены деревянной инкрустацией с металлическими вставками.
Внешние стороны доски для игры в мельницу, шашки и длинный пуф
слева - доска для игры в "Мельницу", справа - в шашки 
По периметру внутренней части доски расположены семь небольших барельефов из самшита с изображениями "планетарных" богов, созданными на основе гравюр Вергилия Солиса, а на восьмом барельефе вырезаны планетарные часы, год начала работы (1575) и монограмма художника (HR). Центральными элементами обоих внутренних квадратов являются медальоны "Суд Париса" и "Похищение Елены".
"Комплекта для игры в мельницу, шашки и длинный пуф" 
Ганс Репфль, Инсбрук, 1575-1577, 45 см х 45 см, дерево, цинковые вставки
К счастью, сохранились почти все игровые фишки (14 светлых, 15 темных) с барельефами австрийских эрцгерцогов по середине (от Рудольфа фон Габсбурга до Максимилиана II) и перечислением их многочисленных титулов по кругу (все надписи из металла). При этом на реверсе "темных" фишек изображен полумесяц, а на реверсе "светлых" - солнце. Кроме того на одной из фишек еще раз написана монограмма художника и год окончания работы - 1577. 
"Игровая фишка"
Фишки декорированы портретами эрцгерцогов династии Габсбургов
с их именами и титулами, написанными по кругу металлическими буквами 
"Темная фишка" 
"Светлая фишка"
12. Ну, вот. Я рассказала почти обо всех интересных экспонатах Зала XXIV. Осталось только несколько витрин с часами и механическими игрушками, а здесь тоже есть на что посмотреть! 
Часы и автоматы в витринах музея
Витрина с часами и часами-автоматами
Бавария, конец XVI века 
"Часы в деревянном ящике", Иоганн Шенманн, 1584
"Многогранные настольные солнечные часы", 1576
Одни из самых старых настольных часов, Ян Тоборский, 1572
(показывают время, фазы луны и положение солнца в зодиаке)
Их прообразом послужили часы на Староместской площади в Праге
(они показаны на среднем фото)
"Настольные часы", конец XVI века 
А вот и вишенка на торте - два великолепных автомата работы выдающегося Ганса Шлоттхайма, шедевры которого мы уже посмотрели в Зале XXVII. В отличие от "Галеона" и "Триумфа Вакха", здешние "Трубачи" и метровая "Колокольня" по столу не ездят и ни в кого не стреляют. Они лишь издают мелодичные звуки и приводят в движение своих человечков, но если говорить о "Колокольне", то в ней скрывается сюрприз по чище пушек "Галеона" (его можно увидеть на видео). Никогда не смогу понять увлечение этими... "персонажами фольклора". 
Кабинеты, автоматы и часы в витринах музея
Автоматы "Трубач" и "Колокольня" в витрине Зала XXIV
(в музее их работу можно посмотреть на планшете на соседней скамейке)
Музыкальный автомат "Трубач", Ганс Шлоттхайм, Аугсбург, 1582
эбеновое и розовое дерево, серебро, позолота, эмаль, латунь, 
33,4 см х 36 см х 23,5 см
Трубачи готовы к "работе"
В 1579 году эрцгерцог Фердинанд II Тирольский вместе со своим племянником герцогом Вильгельмом V Баварским посетил в Венеции театральное представление Commedia dell'arte и в память об этом событии получил от него в подарок роскошную механическую "Колокольню". Позолоченная пятиэтажная конструкция покоится на четырех сфинксах. В глубине нижнего яруса две деревянные фигуры в костюмах Commedia dell'arte бьют в колокола, а две другие, стоя на балконе, поднимают тост за зрителей. На следующем этаже идет шумная вечеринка. Люди пьют и машут руками под нежный перезвон колоколов, расположенных в верхних ярусах над ними. Выглядит все нарядно и весело, если бы не довольно вульгарный финал... 
Автомат "Колокольня" во всей красе
"Башня", Ганс Шлоттхайм, Аугсбург, 1580, 110,8 см х 24,7 см х 20,5 см
бронза, позолота, стекло, металл, окрашенное дерево, одежда для фигур
Колокольня покоится на четырех сфинксах
Отдавая должное Гансу Шлоттхайму - инженеру, хочу констатировать тот очевидный факт, что эта мастерски выполненная "кирпичная" башня с чудесным архитектурным декором сама по себе является великолепным образцом немецкого ювелирного искусства XVI века и мне она нравится даже без пьющих человечков.
В глубине первого яруса расположены два звонаря, бьющие в колокола
Деревянные фигуры верхнего яруса пьют и веселятся
(причем, у средней фигуры лицо обезьяны)
Вот и еще один зал остался позади, а мы плавно переходим в соседний Зал XXIV a/b/c, экспонаты которого являются логическим продолжением Зала XXIV.

XXIV a/b/c
В больших витринах смежных Залов XXIV a/b/c можно увидеть очень много изделий из горного хрусталя, слоновой кости, стекла и янтаря, очередной набор экзотических сосудов и безоаров, бронзовые скульптуры, средневековую бижутерию, украшения из гигантского жемчуга и много чего еще. Экспонатов ужасно много, но самое грандиозное впечатление на меня произвел хрусталь. С него и начну! 
Экспонаты Зала XXIV a/b/c
1. Роскошная коллекция изделий из горного хрусталя представлена здесь работами миланских мастерских Мизерони и братьев Саракки, а также Аннибале Фонтана и нескольких анонимных мастеров XVI-XVII веков. В отличие от лаконичных изделий более ранних периодов, вся прелесть которых заключалась в чистоте кристалла горного хрусталя, показанные в этом зале шедевры не могут не поражать красотой виртуозных рисунков, "создающих иллюзию объема за счет тончайшей гравировки".
"Сосуд с двумя ручками", Милан, первая половина XVII века
горный хрусталь, серебро, позолота, эмаль, высота - 39,4 см
"Ваза Вакха", Джироламо Мизерони, Милан, конец XVI века 
горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 29 см
"Ваза Вакха", Джироламо Мизерони (детали)
"Ваза с двумя спиральными ручками", Джироламо Мизерони, Милан, конец XVI века 
горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 33 см
"Чаша с двумя ручками", мастерская Мизерони, Милан, ок. 1610/20
горный хрусталь, серебро, позолота, диаметр - 32,5 см
"Ваза с двумя ручками", мастерская Мизерони, Милан, начало XVII века 
горный хрусталь, серебро, позолота, эмаль, высота - 54,4 см
Изделия из горного хрусталя мастерских Мизерони и Саракки
Мастерская Мизерони, Милан,1560/80
"Ваза с крышкой" и "Поворотная ваза", 
горный хрусталь, золото, эмаль
"Ваза с четырьмя мундштуками", Джованни Амброджо Мизерони, Милан, 1610/15
горный хрусталь, серебро, позолота, золото, эмаль, высота - 31,5 см
"Двойная чаша", Милан, вторая треть XVI века
 горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 25,6 см
"Двойная чаша", Милан, вторая треть XVI века (детали)
"Кубок Прозерпины", Аннибале Фонтана, Милан, до 1569 года
горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 24,6 см
"Кубок Прозерпины", Аннибале Фонтана (детали крышки)
Работы из горного хрусталя, Аннибале Фонтана, Милан, до 1569 года
"Геракл, Несс и Деянира", 
золото, эмаль, 10,3 см х 13,6 см
"Бутылка паломника", золото, эмаль, высота - 25,8 см
Сосуд "Пьяный Силен", мастерская братьев Саракки, Милан, 1580/90
горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 25,1 см
Изделия из горного хрусталя, мастерская братьев Саракки, Милан, 1580/90
"Бутылка с двумя носиками", золото, серебро, позолота, эмаль, высота - 15,9 см
"Чаша с двумя мундштуками", золото, эмаль, диаметр - 16,5 см
Изделия из горного хрусталя, мастерская братьев Саракки, Милан, 1580/90
"Подвесная чаша в форме лампы", длина - 19,5 см
мастерская братьев Саракки, Милан, конец XVI века 
горный хрусталь, золото, эмаль, жемчуг
"Водный дракон", мастерская братьев Саракки, Милан, ок. 1590
горный хрусталь, золото, эмаль, гранаты, высота - 22,2 см
"Летающий дракон", мастерская братьев Саракки, Милан, 1575/80
горный хрусталь, золото, эмаль, гранаты, изумруды, камеи, высота - 24,8 см
"Блюдо", мастерская Мизерони, Милан, ок. 1600 года, диаметр - 45,7 см  
горный хрусталь, серебро, позолота, золото, эмаль, 149 рубинов
Георг Шванхардт Старший - был немецким гравером по стеклу и горному хрусталю, который обладал уникальным патентом на гравировку стекла и основал нюрнбергскую школу граверов. Его авторству принадлежит показанная ниже "Чаша с портретом Фердинанда III" (нижнее левое фото) и "Стеклянная панель с изображением месяцев".
Чаши из горного хрусталя в золотом обрамлении, Бавария, начало XVII века 
"Стеклянная панель с изображением месяцев", 10 см х 7 см
Георг Шванхардт Старший, Нюрнберг, после 1650, стекло, гравирование
2. Альтернативой хрустальной роскоши миланских сосудов служили не менее ценные каши из экзотических материалов, которые на мой взгляд не могут составить им конкуренцию, но в XVI веке эрцгерцоги так не считали и покупали их с упорством достойным лучшего применения.
"Экзотические сосуды"
Еще три кубка-наутилуса, Германия, конец XVI - начало XVII века 
"Кувшин из рога оленя и слоновой кости", Бавария, конец XVII века
Двойная чаша из кокоса с декором из "ручного камня", Богемия, 1545
Такие любители оккультизма, как Рудольф II и Фердинанд II Тирольский не могли ограничиться собиранием только рогов с безоарами. Им нужна была мандрагора, корню которой издревле приписывалась магическая сила. Так в коллекции появилась "Мандрагора Эппендорфа", которая хоть и была вырезана из ветки какого-то неизвестного дерева, считалась ужасно чудодейственной штукой.    
Два кубка из яванского носорога, Николаус Пфафф, Прага, ок. 1610 года
"Мандрагора Эппендорфа", Гамбург, до 1480, жемчужная корона (XVII век)
Кстати о безоарах! Оказывается, в XVII веке странное увлечение "желудочными камнями" приняло такие угрожающие масштабы, что в Европе чуть не исчезли горные козлы, из желудка которых их извлекали. А еще пишут, что в 2017 году за 140-граммовый камень из желудка домашней свиньи давали 400000 евро! 
Еще два безоара из коллекции Фердинанда II Тирольского 
3. Тема экзотической для Европы птицы страус представлена в этом зале еще несколькими чашами, страусиным яйцом с рисунком известного голландского резчика Корнелиса Беллекина и бронзовой статуэткой, в пару к которой идет очень элегантный журавль.
"Страусиное яйцо с изображением трапезы богов"
Корнелис Беллекин, Амстердам, вторая половина XVII века 

4. Кроме цапли и страуса в этом зале можно увидеть еще очень много различных фигур из бронзы, гагата, слоновой кости, "ручного камня", серебра и янтаря. Есть тут и крабы, и змеи, и купидоны, и обычные люди, и мифологические персонажи. Короче, выбор - на любой вкус, но я ограничусь только несколькими примерами из разных материалов.
Сувениры из Сантьяго-де-Компостела, Испания, начало XVI века, гагат 
Бронзовые скульптуры, Италия, XVI век 
"Чернильница в виде тритона с дельфином" 
"Масляная лампа в виде обезьяны" и 
"Голова малыша"
Изделия из янтаря: "Лукреция" и "Клеопатра"
Кристоф Маучер, Данциг (теперь Гданьск), 1690/1700
(знаменитый немецкий резчик по кости и янтарю)
"Сатир-Баттенман", Ганс Генрих Ролленбутц, Цюрих, первая половина XVII века 
Портреты апостолов на абрикосовых косточках, Германия, середина XVII века 

Три статуэтки из слоновой кости, Леонхард Керн, Швебишь-Халль, 1632/40
(придворный скульптор курфюрста Бранденбурга)
5. Кроме изящных статуэток работы выдающегося немецкого скульптора Леонхарда Керна (на фото выше) любители изделий из слоновой кости найдут в этом зале больше десятка высоких тонких кубков с крышками, каждая из которых замысловато украшена пышными букетами, резными шарами, эмблемами и острыми шпилями. В основном, все они были выполнены в Германии неизвестными мастерами.
Кубки из слоновой кости с крышками, Германия, XVII век 
Кубки из слоновой кости с крышками, Германия, XVII век 
(в первых двух кубках чаша выполнена из кокоса) 
Украшенные букетами настольные композиции, вазы и кубки из слоновой кости, золота, серебра и полудрагоценных камней отличаются очень большим разнообразием. И каждый такой букет сам по себе является настоящим произведением искусства. 
"Ваза с серебряными цветами" Кристофа III Эфенгаузера, Аугсбург, 1590
"Кубок с купидоном на крыше", Георг Барст, Нюрнберг, 1630/36
Две каменные вазы с цветами", Фердинанд Эусебио Мизерони, Прага, 1678
серебро, яшма, агат, аметист, халцедон, высота - 36,7 см
6. Теперь что касается "мелочей". Их в этом зале огромное множество, но я покажу только пару камей, украшения из крупного жемчуга, два уникальных медальона с вишневыми косточками, "Пороховницу в виде черепахи", пуговицы, сережки и небольшое "Пасхальное яйцо" с набором крошечных сюрпризов. Не "фаберже", конечно, но тоже вполне приятный подарок.
"Кулон в виде барашка", Бавария, начало XVII века
гигантский жемчуг, эмаль, рубины, 2,7 см х 3,3 см

Изделия с гигантским жемчугом в золотой оправе, начало XVII века:
"Кулон в виде водолея", Испания, 
бриллианты, рубины, сапфиры, 5,6 см х 4,3 см
"Жемчужина-монстр", золото, эмаль, 3,3 см х 3 см
 "Кулон с головой льва", Бавария, бриллианты, рубины, жемчуг, 4,8 см х 3,4 см
Изделия с гигантским жемчугом:
"Кулон в виде винограда", Бавария, начало XVII века, 5,3 см х 3,4 см
"Шкатулка с жемчужиной в виде лягушки", Вена, XVIII век, высота - 4,4 см 

Камея "Император Матиас", Вена, 1593, гелиотроп 2,5 см х 2 см
"Герцог Вильгельм V Баварский", Мюнхен, 1602, слоновая кость, высота - 12,9 см
Камея "Император Матиас", Нюрнберг, 1613, перламутр, 3,7 см х 3,1 см  

Два следующих уникальных медальона представляют собой обрамленные золотом и драгоценными камнями вишневые косточки, на которых вырезаны в первом случае - "Двуглавый орел и портреты 12 великих правителей", а во втором - "Щит и 12 портретов великих Габсбургов". Обратите внимание на их размеры! Это просто фантастика!
"Медальон с двуглавым орлом и 12 портретами великих правителей"
Германия, первая половина XVII века, 2 см х 1,9 см
вишневая косточка, золото, рубины, жемчуг, эмаль
"Медальон со щитом и 12 портретами великих Габсбургов"
Германия,окю 1650, 3,2 см х 1,9 см
вишневая косточка, золото, рубины, жемчуг, эмаль
"Пороховница в виде черепахи", Бавария, вторая половина XVI века 
серебро, панцирь черепахи, длина - 15 см
"Пасхальное яйцо", Франция, первая половина XVIII века, высота - 4,8 см
золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, халцедон
"Стеклянные пуговицы", стекло, жемчуг, 2 см х 1,4 см 
фабрика Innsbrucker Hofglashütte, конец XVI века
"Стеклянные букеты", Innsbrucker Hofglashütte, конец XVI века
"Декоративные булавки", Innsbrucker Hofglashütte, конец XVI века
"Стеклянные серьги", Innsbrucker Hofglashütte, конец XVI века, высота ок. 3,5 см
(в витринах показано ок. 40 идентичных комплектов)
7. В XVII веке стеклянные фабрики существовали уже в нескольких немецких и богемских городах, активно составляя конкуренцию венецианцам. Знаменитое на весь мир богемское стекло до сих пор производится по старинной технологии и является визитной карточкой Чехии.
Две стеклянные бутылки, Игнац Прейслер, Богемия, ок. 1730
"Аллегория музыки" (вид с двух сторон) и "Аллегория поэзии" (вид с двух сторон)
стекло, шлифовка, травление иглой, усиление золотом
"Кубок с гербом и силуэтом Вроцлава", Игнац Прейслер, Бреслау, ок. 1720
стекло, шлифовка, травление иглой, усиление золотом
"Стеклянные изделия саксонских и богемских мастеров", XVII-XVIII век 
7. Отдельно хочется показать несколько довольно редких изделий, декор которых выполнен в холодной технике "обратной живописи по стеклу". Известный со времен античности этот сложнейший вид искусства достиг своего расцвета в эпоху Возрождения, но из-за высокой хрупкости необожженного покрытия, таких рисунков сохранилось очень мало. При этом в венской "Кунсткамере" можно увидеть сразу несколько "обратных картин" религиозной тематики и небольшой очаровательный "Флакон", рисунок которого очень эффектно просвечивает через толщу прозрачного горного хрусталя.
"Две половины хрустального флакона", Ломбардия, конец XVI века
хрусталь, роспись по стеклу, высота 9,5 см 

Сложность этой техники заключалась в том, что художник писал картину наоборот, начиная с переднего плана и заканчивая фоном. При этом исправления не допускались, а полученная картина являлась зеркальным отражением того, что художник рисовал с обратной стороны стекла.
"Сусанна и старцы", Нидерланды или Бавария, конец XVI века 
горный хрусталь, оправа из черного дерева
роспись - сусальное золото, темпера, золотой порошок, прозрачный полимерный лак
Обратная живопись по стеклу, Цюрих, конец XVI века, диаметр - 33,4 см 
"Навуходоносор рассказывает свои сны" и  "Трое юношей в огненной печи" 
8. Прогулка по залу, практически подошла к концу. Осталось показать несколько небольших барельефов, элегантный "Кабинет Врангеля", трое часов-автоматов и очень красивое яркое блюдо от мастерской Мизерони.
Резьба по дереву, Аугсбург, начало XVII века, 22 см х 14,5 см
"Святая Маргарита", "Святая Варвара" и "Святая Урсула"

Два барельефа из цветного воска, Каспар Бернхард Харди, Кельн, конец XVIII века 
"Приятный садовник" (аллегория осени) и "Артемизия оплакивает мужа Мавсола"
Так называемый "Кабинет Врангеля", известный ранее как кабинет императора Рудольфа II, в 1634 году был изготовлен лучшим аугсбургским краснодеревщиком Ульрихом Баумгартнером, специализировавшимся на производстве шкафов-секретеров. Спустя полтора века уже другой не менее талантливый мебельщик, Джордж Хаупт, добавил к настольному шкафчику солидное основание и получился  элегантный комод. 
"Кабинет Врангеля" (ранее кабинет Рудольфа II),Ульрих Баумгартнер и Джордж Хаупт
Commessi in pietre dure (флорентийская мозаика), черное дерево, агаты, бирюза, яшма,
 медные пластины, роспись эмалью, бронза, слоновая кость, перламутр, коралл, ракушки

"Автомат с садовым ландшафтом и часами", Аугсбург, 1610/15
Ганс Швеглер (ювелир) и Георг Шмидт (часовщик)
эбеновое дерево, серебро, позолота, эмаль, гелиотроп,
дымчатый кварц, халцедон, агат, перья, дерево, бумага, стекло
"Часы-автоматы с фигурками африканцев", Бавария, начало XVII века  
"Блюдо из лазурита с камеей из агата", мастерская Мизерони, Милан, 1575/85
золото, эмаль, серебро, позолота, бриллианты, рубины, халцедон, диаметр - 41,7 см


Ну, вот на сегодня и все. 
Сделаем перерыв, переварим увиденное и встретимся в следующем зале! 
Там еще столько интересного!


4 дня в Вене (Австрия):

 
Некоторые ссылуи: renvenetianstyle.cmog.org  kulturcheck.at  kulturcheck.at  khm.at wikipedia Foto: © Kultur Jack, фото из интернета  

Комментариев нет:

Отправить комментарий