Сегодняшний день мы решили посвятить изучению окрестных островов. Сначала отправимся на стеклодувный Мурано, затем - на разноцветный Бурано. На обратном пути сделаем круг по Венецианской лагуне, а потом до позднего вечера будем бродить по уже знакомым каналам, улицам и площадям Венеции. По-моему, совершенно замечательный план - тем более, что я давно мечтала побывать на этих островах, да и ходить на катере я тоже очень люблю!
Утро. Завтрак. Почему-то очень долгие сборы. Пока Людмила боролась со своей прической, я коротала время за изучением фотографий в холле нашего отеля The Plaza Venice-Mestre.
Итак, мы, наконец, выбрались из отеля, сели на электричку на станции Venezia-Mestre и примерно через десять минут вышли на площадь перед вокзалом Santa Lucia. Прямо напротив вокзала расположена одна из самых оживленных остановок Гранд-канала - Ferrovia. К ее причалам то и дело швартуются переполненные туристами речные маршрутки - vaporetto . Тут же можно сесть и на катер следующий до Мурано, но мы решили пойти на конечную остановку Piazzale Roma. Хотели прогуляться по футуристическому мосту Конституции (2008) знаменитого испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Его выгнутая дугой конструкция выполнена из сверхпрочной стали, а парапеты и ступени – из закаленного стекла. Ширина моста на входах составляет 5,58 метров, а к середине расширяется до целых 10-ти! Очень удобно для тех, кто хочет сделать фотографии или просто полюбоваться видами на дворцы Гранд-канала и десятки снующих по нему лодок всех мастей и размеров. Правда, как оказалось, оценить красоту самого моста можно только на фотографиях или откуда-нибудь со стороны. Во-первых, по нему постоянно перемещается два плотных встречных потока, а, во-вторых, карабкаясь вверх и осторожно спускаясь вниз по десяткам стеклянных ступенек, совсем забываешь, что идешь по творению гениального архитектора современности! Как-то не до этого!
Мост Конституции (фото из интернета) |
Мост Конституции при ночном освещении (фото из интернета) |
Отдав должное потрясающим видам, которые открываются с моста Конституции, мы перебрались на противоположную набережную, купили в кассе билеты (взрослый билет - 7,5 евро в одну сторону) на прямой катер до Мурано (ACTV линия 3, время в пути ок. 20 мин), очень быстро отыскали нужный причал на Piazzale Roma (расписание тут) и погрузились в уже стоявший рейсовый vaporetto. Я как обычно села у окна и приготовила камеру. Вскоре катер тронулся по широкому Гранд-каналу. За окном проплывали старинные палаццо, спешили по делам служебные катера, плавно скользили нарядные гондолы... Короче говоря, Венеция! Но все хорошее закончилось ровно в ту минуту, когда катер свернул в более узкий Canale di Cannaregio. Тут мне уже стало не до проплывающих мимо красот. Сначала мы лихо зашли в поворот. Потом нас начало ужасно качать на встречных волнах. В окно полетели не легкие брызги, а целые потоки воды... Правда, эта болтанка продлилась всего несколько жутких минут, и вскоре мы уже вырвались на просторы Венецианской лагуны.
Причал Piazzale Roma (фото из интернета) |
Маршрут 3 (Piazzale Roma - Murano) |
Вид на канал Каннареджо (Canale di Cannaregio) ilt мы так лихо входили в поворот |
| ||
Остров-кладбище Сан Микеле (с 1837) разделено на три зоны - католическую, православную и еврейскую. Здесь похоронены Игорь Стравинский, Сергей Дягилев и Иосиф Бродский |
Стеклодувный МУРАНО
Мурано - это один из островов Венецианской лагуны, который в свою очередь состоит из семи небольших островов разделенных каналами разной величины. Несмотря на то, что первые поселения появились здесь еще в V-VII веках н.э., настоящий расцвет Мурано начался в 1291 году, когда сюда из Венеции были перенесены пожароопасные стеклодувные мастерские. С той поры история острова была неразрывно связана с процессом производства знаменитого венецианского стекла, которое теперь известно во всем мире как муранское.
История производства муранского стекла берет начало в далеком Х веке в стеклодувных мастерских Венеции, где на протяжении нескольких столетий производилась примитивная однотонная посуда для местных нужд. Это было самое обыкновенное европейское стекло, которое ничем не отличалось от других ему подобных и никакой художественной ценности не представляло. Дело изменилось только к концу XIII века, когда венецианские мастера получили доступ к рецептуре и образцам византийского художественного стекла, привезенного из Константинополя. Это дало мощный толчок развитию местной стекольной отрасли и привело к значительному росту количества стеклодельных мастерских. И все было бы замечательно, если бы не одно "но" - их пожароопасность для деревянных построек Венеции. Чтобы защитить город от такого рискованного соседства, решено было вынести эти мастерские за городскую черту, а затем и вовсе переселить на отдельный остров Венецианской лагуны. Тем более что изолированность сообщества мастеров-стеклодувов в рамках одного относительно небольшого острова позволяла решать еще одну очень важную задачу - веками сохранять в тайне старинные секреты производства драгоценного стекла.
Эпоха мирового господства Венеции на рынке стеклоделанья продолжалась с XIII по XVII век. В это время поражающее свой прозрачностью великолепное муранское стекло стало одной из важнейших статей торговли Республики со странами Запада и Востока. Особую популярность оно приобрело в Европе в XIV-XV веках. В это время были выработаны и особые каноны муранских изделий. Это коснулось формы сосудов, яркой цветовой палитры и наличия мелких деталей в отделке.
Что же касается секретов производства, то венецианские власти сделали все, для того чтобы сохранить их в строжайшей тайне. "Чужаки не имели права заниматься производством стекла в Мурано, фабрику могли построить только те, кто уже был в профессии: или сыновья владельцев других местных фабрик, или мастера-стеклодувы. Вывоз сырья за пределы Венеции запрещался, разглашение технологий производства каралось тюрьмой или смертью. Однако наряду с этим стеклодувам предоставлялись и особые привилегии, дабы удержать их на острове. Самой почётной из них была та, что дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы. Это было особенно удивительно для такой страны, как Венецианская республика, где знать очень держалась за свои аристократические привилегии" (Википедия)
В XVI столетии муранское стекло все еще на пике популярности. В моде украшенные декоративными элементами бокалы в виде широкой чаши на узкой длинной ножке и сосуды причудливых форм в виде цветов, животных, птиц, колоколен и т.п. Но, как говорится, "ничто не вечно... ", и к концу XVII века интерес к муранскому стеклу начал постепенно угасать. Ходовым товаром оставались только зеркала и люстры. "Они были богато украшены гирляндами листьев и цветов, гроздьями плодов, изогнутыми рожками и розетками. Металл в них почти не использовался; там, где без него нельзя было обойтись, железная арматура тщательно маскировалась" (Википедия). Спрос на них держался вплоть до XVIII столетия, когда в Венецию вторглись французы. Мастерские были закрыты, мастера разъехались, а старинные технологии, казалось, были утеряны навсегда. Но, к счастью, в середине XIX века усилиями адвоката из Виченцы - Антонио Сальвиати, старинный промысел был так удачно возрожден, что процветает по сей день.
Сейчас остров Мурано - это еще и популярный туристический аттракцион. Сюда ежедневно приезжают тысячи иностранцев желающих приобрести настоящее муранское стекло с товарным знаком Vetro Artistico Murano (с 1994 года). Для этой цели здесь открыты десятки магазинов, а также доступны экскурсии в стеклодувные мастерские, где можно посмотреть как рождается это чудо.
Что касается цены, то муранское стекло - это удовольствие не из дешевых, так что большинство приехавших почитателей ограничивается покупкой какой-нибудь безделушки "на память", хотя, при желании, здесь можно приобрести просто-таки музейные экспонаты!
Кстати, в 1861 году на острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий XV-XX веков .
Кстати, в 1861 году на острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий XV-XX веков .
Наше знакомство с островом Мурано ограничилось прогулкой вдоль каналов, посещением десятка "стеклянных" магазинов и чашечкой кофе на летней террасе. Идти в стеклодувную мастерскую Людмила отказалась, а я бы это сделала с большим удовольствием, но не пошла из чувства солидарности. А еще жалею, что не купила булавки... придется приехать еще раз!!!
Отдав должное мастерству венецианских стеклодувов и поставив галочку напротив надписи Мурано, мы поспешили на остановку Faro (маяк), чтобы успеть на следующий катер до Бурано.
Скажу честно, особого впечатления Мурано на меня не произвел. Я ожидала чего-то большего, чем "филиал Венеции" и вереница стеклянных магазинов вдоль каналов. Не хватило ярких эмоций... нужно было все-таки сходить в стеклодувную мастерскую... или хотя бы в музей!
Праздник жизни под названием БУРАНО
Пестрый и нарядный остров Бурано понравился мне с первого взгляда. Здесь нет никаких достопримечательностей из списка must see, но сам по себе этот остров с разноцветными домами, узкими каналами, кружевными зонтиками и бельем на веревках и есть та самая достопримечательность, ради которой обязательно стоит сюда приехать!
Густонаселенный и некогда независимый остров Бурано расположен в 9 км к северо-востоку от Венеции и с 1923 года является ее островным кварталом. Испокон веков здесь проживали моряки, а с XVI века еще и знаменитые на весь мир кружевницы.
Бурано - самый красочный и жизнерадостный остров Венецианской лагуны. Все его небольшие двух-трех этажные дома покрашены в такие сочные тона, что больше напоминают театральные декорации. При этом цвета домов стоящих вдоль каждой из сторон каналов или расположенные в одном дворе отлично сочетаются друг с другом и практические не повторяются. Говорят, что раньше жители Бурано использовали такие яркие краски, чтобы местные моряки легко находили дорогу домой. Причем каждое семейство могло использовать только определенный строго установленный цвет.
Не знаю, помогало ли это морякам, а вот на туристов действует безотказно! Их сюда тянет, как магнитом! Остается только подкрашивать стены каждый год и красиво развешивать на ярком фоне вроде бы только что выстиранное белье!
Сейчас Бурано состоит из четырех разделенных каналами островов, хотя изначально их было пять - два центральных соединили, чтобы обустроить улицу и площадь Галуппи (Бальдассаре Галуппи, композитор, уроженец острова Бурано).
Хотя основной визитной карточкой острова Бурана, безусловно, являются разноцветные жилые дома, многие туристы приезжают сюда совсем по другой причине. Дело в том, что уже около 500 лет Бурано является главным центром по производству знаменитого венецианского игольного кружева.
Первые кружевницы появились на Бурано примерно в XVI веке. Основы искусства кружевоплетения привезли сюда из Византии, но только усилиями венецианских мастериц, которые довели свою работу до совершенства, оно превратилось в одну из самых прибыльных статей дохода Республики. Особенно, когда в европейскую моду вошли кружевные воротники и манжеты. Цены на венецианские кружева взлетели до небес и были так разорительны, что правительства даже издавали указы, запрещающие использование кружева в одежде, но бум на него не проходил. Во многих странах, по примеру Венеции, начал создаваться свои собственные школы кружевоплетения. Вскоре первенство перехватили Бельгия и Франция, а Бурано постепенно стал терять свои позиции. Трудоемкий промысел начал угасать и, со временем, секреты «настоящего» венецианского кружева были утеряны.
Искусство буранского кружевоплетения стало возрождаться усилиями графини Адрианы Марчелло, которая в 1872 году создала Сообщество буранских кружевниц и шаг за шагом восстановила утраченную венецианскую технику. Эта школа просуществовала на острове ровно сто лет, а в 1978 году ей на смену пришла новая, которая работает до сих пор. Хотя, думаю, учениц в ней сейчас значительно меньше. Ведь, медленно умирание трудоемких промыслов, которые требуют большого мастерства и многочасовых усилий, это повсеместная проблема, и Бурано здесь не исключение.
Рельефное венецианское кружево с удовольствие носили европейские монархи. Его можно увидеть на многих портретах той эпохи. А чтобы оценить, во что обходился и как сложно создавался такой дорогой и престижный аксессуар, приведу лишь один пример - тончайший воротник для французского короля Людовика XIV лучшие кружевницы Бурано создавали на протяжении двух лет!
А еще на острове Бурано нужно обязательно попробовать твердое песочное печенье буранелли (Bussolà buranelli). Мы попробовали. Было вкусно!
Пока мы гуляли по острову, солнце приняло очень выгодное положение для фотографий - дома и лодки стали очень красиво отражаться в воде. Пришлось сделать еще один кружок вдоль каналов. Вокруг все так радовало глаз, что уезжать совсем не хотелось, но увы! Уезжать нужно тогда, когда еще хочется остаться! Так что, пора на катер и в Венецию!
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ЛАГУНА
Назад в Венецию мы возвращались по какому-то дальнему маршруту и, объехав пол Венецианской лагуны, спешились на остановке Сан Марко.
ВЕНЕЦИЯ
В Венеции привычным маршрутом мы, гуляя, пошли от площади Сан Марко до вокзала Санта Лючия. По дороге успели сфотографироваться с бравым гондольеро, изучить несколько интересных витрин и в очередной раз выпить кофе в какой-то стильной кондитерской. Сегодня наш прощальный вечер в Венеции. Три дня пролетели, как одна минута.
Весь маршрут:
День 1-й. Будапешт. Прогулка по Будайскому холмуДень 2-й. Переезд в Фабриано (Италия)
День 3-й. Болонья: галереи, башни и музей Моранди
Какие шарфики! :))
ОтветитьУдалитьОй! Шарфики были потрясающие! Вообще там много всего приятного для нас - девочек!
Удалить