воскресенье, 26 декабря 2021 г.

"Уникальная коллекция рождественских вертепов" (Баварский национальный музей, Мюнхен, день 4/3)

Завершив прогулку по основным залам Баварского национального музея, мы, наконец, вспомнили о главной цели прихода в этот музей и спустились на "Цокольный этаж", чтобы увидеть самую большую и ценную в мире коллекцию рождественских вертепов (Krippen), просмотр которой доступен только три месяца в году - с начала ноября до конца января. Она считается одной из наиболее важных и популярных экспозиций музея, которая ежегодно привлекает сюда невероятное количество гостей, но поскольку мы добрались до этих закромов уже под самое закрытие, внизу было совершенно пусто, тихо и темно. К счастью, увидев, что мы собираемся уходить, смотрительница успела включить освещение и проводила нас к началу просмотра. 
План "Цокольного этажа"
Коллекция рождественских вертепов размещена в залах 133-161
Впереди было 29 небольших узких залов (133-161, более 500 м²) со специальными витринами, в которых размещено около 60 грандиозных "сцен Рождества", а также отдельные куклы и фигуры, созданные мастерами Италии (Неаполь, Сицилия), Тироля и Южной Баварии в период с 1700 года до начала XX века. Но до того, как мы отправимся на многообещающую прогулку, я хочу рассказать пару слов об истории появления рождественских вертепов и том удивительном человеке, которому музей обязан большей частью этой красивой и ценной коллекции (около 30 тысяч фигур и аксессуаров, а также грандиозные фоновые декорации).
Итак, Рождественские вертепы ("ясли", "кроватки", "рождественские сцены", Krippen, presepio, Вифлеем) - это сцены Рождества Христова, воспроизведенные при помощи скульптурных композиций или театральных представлений. При этом в большинстве из них органично соединяются сцены, описанные сразу в двух Евангелиях Нового Завета, поэтому вместе с главными персонажами (Святое семейство, Ангел Благовещения, бык и осел) здесь можно встретить и пастухов из Евангелия от Луки, и волхвов (короли) из Евангелия от Матфея. 
Принято считать, что основоположником традиции рождественских вертепов стал Святой Франциск Ассизский. "Если верить легенде, то праздничным утром 1223 года, размышляя о скитаниях Марии и Иосифа, Франциск решил, что неграмотным верующим нужно наглядно представить сцену рождения Спасителя. Стараясь воссоздать библейский рассказ, он нашел небольшой грот, установил в нем ясли, устлал их соломой, привел туда ослика и быка, соорудил куклу, изображающую маленького Иисуса Христа, и отслужил в этих декорациях рождественскую мессу. Театрализованная служба в селении Греччо (деревня в 70 км от Рима) очень понравилась простому люду. К вертепу потянулись толпы народа, и когда тесная пещера уже не могла вместить всех желающих, монахи-францисканцы и простые верующие стали строить вертепы в других местах. Так и родилась традиция".
Рождественский вертеп в Зальцбургском кафедральном соборе
Подобные "образные представления" были очень популярны в итальянских (особенно женских) монастырях на протяжении XIII-XIV веков, а к концу XIV века им на смену стали приходить "скульптурные композиции", получившие широкое распространение уже в XV веке. Отдельные фигуры и полный список элементов одного из таких исторических вертепов, созданного неаполитанскими мастерами в 1478 году для церкви Сан-Джованни-а-Карбонара сегодня можно увидеть в Museo di San Martino в Неаполе. Изначально он состоял из "Святого Семейства", вола, осла, трех пастухов, двенадцати овец, двух собак, четырех деревьев, одиннадцати ангелов, двух пророков и двух сивилл. 
Позднеготические фигурки из Сан-Джованни-а-Карбонара
(Museo di San Martino, Неаполь)
В XVI веке "ящики с библейскими изображениями" уже устанавливали практически во всех церквях и монастырях Италии, а в 1562 году первый такой вертеп появился и к северу от Альп. Случилось это в Праге, когда монахи-иезуиты установили "сцену Рождества" в главном алтаре своей церкви Святого Климента. Согласно описанию, которое датируется 1581 годом, он был украшен фигурами Святого Семейства в натуральную величину, помещенными среди деревьев и обвитых плющом колонн. При этом показ этой "кроватки" (вертепа) сопровождался чтением рождественских гимнов. 
Классический рождественский вертеп
Пражский вертеп послужил моделью для следующих знаменитых Krippen ("ясли", "кроватка"), созданных в Мюнхене (1607), Инсбруке (ок.1608), Халль-ам-Тироле (1609). Кстати, последний, начиная с 1622 года до наших дней, постоянно находится в этом городе в церкви Всех Святых (ранее церковь иезуитов), а еще один оригинальный вертеп 1615 года можно увидеть в старинном бенедиктинском монастыре Ноннберг в городе Зальцбург.  
Рождественский вертеп в Халль-ам-Тироль (1609)
Но самыми трудоемкими, многофигурными и роскошными рождественскими композициями всегда считались неаполитанские и сицилийские вертепы, в которых сцена рождения Христа была "встроена" в очень сложные городские пейзажи, а главные действующие лица и их окружение потрясали мастерством исполнения и невероятной детализацией. Для мельчайших деталей таких вертепов был даже придуман отдельный термин - finimenti.
Поклонение волхвов в мраморном дворце, Неаполь, XVIII век (фрагмент)
Вполне естественно, что в эпоху барокко образцом для австрийских и южно-германских (Бавария, Швабия, Альгой) Krippen служили роскошные неаполитанские модели. При этом "ясли", созданные для местных церквей и монастырей имели более строгий и аскетичный вид, а итальянская пышность предназначалась исключительно для замков аристократов.
Барочный вертеп в Гутенцелле (Верхняя Швабия, 1704)
Именно такие барочные вертепы и стали основой коллекции, подаренной  Баварскому национальному музею мюнхенским банкиром Максом Шмедерером (Max Schmederer, 1854-1917). В течение многих десятилетий он не только приобретал в Баварии, Тироле, Неаполе и на Сицилии великолепные "рождественские сцены", но и предпринимал большие усилия по всесторонней популяризации своей коллекции. Он участвовал в тематических выставках, спонсировал публикации в газетах и каждый год на Рождество открывал доступ к своей домашней коллекции для всех заинтересованных посетителей, а "для более эффектной презентации сотен фигур разработал особый театральный стиль их расстановки", который по его просьбе был сохранен в экспозиции Баварского национального музея. 
Наследник пивоварни Paulaner, банкир, заядлый театрал, закоренелый холостяк и большой любитель всего баварского, Макс Шмедерер (Max Schmederer, 1854-1917) увлекся собиранием вертепов еще в юном возрасте, когда из-за болезни легких вынужден был проводить все время за домашними играми. Спустя годы, купив для банка здание бывшего монастыря на Нойхаузер-штрассе, он получил с ним вместе старинные "ясли", которые напомнили о его детском увлечении. Говорят, именно тогда он и решил заняться серьезным коллекционированием. 
В 1897 году Шмедерер полностью отошел от бизнеса и сосредоточился на своих увлечениях театром и вертепами, которые он разыскивал и покупал в антикварных магазинах и на аукционах по всему региону. Поначалу его коллекцию составляли только работы мюнхенских и тирольских мастеров, а позднее к ним добавились знаменитые неаполитанские и сицилийские Presepio. Со временем коллекция так разрослась, что три четверти его большого дома на Нойхаузере, а затем на Бриеннер-штрассе были отведены под ее презентацию и реставрационные мастерские.
Макс Шмедерер был страстным и вдумчивым коллекционером, который покупал только "лучшее среди лучшего" и, если разыскивал какой-нибудь редкий и значимый для него "комплект", никогда не сдавался. Так, однажды он услышал об утерянном вертепе знаменитого мастера кожевенного дела из Больцано. После долгих поисков он нашел его, примерно, в 80 километрах от Больцано, выкупил и добавил в свою коллекцию. Сегодня его тоже можно увидеть в витрине музея.  
Вертеп "Свадьба в Кане", 1835/40
фигуры - резчика по дереву Probst, Тироль,   
архитектурное сооружение - кожевенник Moser из Больцано
Вертеп "Приезд волхвов в вымышленный Иерусалим"
фигуры - резчики по дереву Probst и Pendl, Тироль, ок. 1800   
архитектурyst сооружения - кожевенник Moser из Больцано
"Приезд волхвов в вымышленный Иерусалим" (правая сторона)
"Приезд волхвов в вымышленный Иерусалим" (левая сторона)
До XIX века дорогостоящие вертепы строились только в церквях, монастырях или дворцах аристократов, и только после секуляризации монастырского и церковного имущества, а также с развитием массового производства рождественских фигурок, "ясли" разного уровня и масштаба стали появляться в домах простых людей (особенно у католиков). При этом "самых дорогих шарнирных кукол с потрясающе естественными лицами, сложной одеждой и детально проработанными аксессуарами по-прежнему производили в Италии, в то время как в Баварии преобладали деревянные фигурки с восковыми головами и подвижными конечностями, которые также были очень красивы, но менее убедительны с точки зрения мастерства и художественности". 
"Ангелы Благовещения, ангелочки и пажи"
Северный Тироль, середина XVIII века
"Три короля со свитой, Адамом и Евой", ок. 1700
фигуры из вертепа, Фолькманнсдорф близ Ландсхута
"Воззвание к пастухам"
Северный Тироль, середина XVIII века
"Первосвященник и три короля с их свитами"
Северный Тироль, середина XVIII века
Отдельные фигуры для вертепов
Одной из главных заслуг Макса Шмедерера в презентации больших многофигурных вертепов стало создание первых театрализованных диорам с невероятным эффектом глубины и великолепными сложными задниками
"Приезд трех королей", вертеп из Бад-Тёльца, ок. 1800
Вертеп из монастыря сестер-сервиток в Инсбруке
липа, воск, Северный Тироль, около 1750, фигуры 9-18 см
Вертеп из монастыря сестер-сервиток в Инсбруке (фрагмент)
Вертеп из монастыря сестер-сервиток в Инсбруке (фрагмент)
Вертеп из монастыря сестер-сервиток в Инсбруке (фрагмент)
Так, диорама живописного вертепа "Везувий", фигуры которого, возможно, принадлежали неаполитанской королевской семье, имеет глубину от 10 до 12 метров (!!!). Выбор в качестве фона очертаний знаменитого вулкана был навеян воспоминаниями Гете, о том как обустраивают вертепы в Неаполе во время Рождества ("Итальянском путешествии", 1787). Если коротко, то его описание звучало, примерно, так: "Сцены, на которые тратятся большие деньги, размещаются на плоских крышах домов в безмятежном Неаполе. Богородица, дитя и все их окружение роскошно разодеты. Но что делает эти вертепы неповторимыми, так это их фон - Везувий и его окрестности". 
Вертеп "Везувий", вторая половина XVIII века, Неаполь
в зале музея
Вертеп "Везувий" (фрагмент)
Вертеп "Везувий", вторая половина XVIII века, Неаполь
глубина диорамы 10-12 метров, высота фигур 30-40 см
Вертеп "Везувий" (фрагмент)
Менее грандиозно, но не менее эффектно выглядят и камерные вертепы, созданные мастерами из Мюнхена и Тироля. На мой взгляд, они куда душевнее передают волшебную атмосферу Рождества.
"Пастухи в поле", Мюнхен, ок. 1800
"Святая ночь с поклонением ангелов", Мюнхен, начало XIX века
фигуры "Святое семейство" - итальянские мастера, XVIII век
"Святая ночь с поклонением ангелов" (фрагмент)
"Святая ночь с поклонением ангелов" (фрагмент)
"Поклонение пастухов", Мюнхен, 1825
группа "Святое семейство" - Италия, вторая половина XVIII века 
 Группы фигур из вертепов, Мюнхен, начало XIX века
Фигуры и животные, Мюнхен, середина XIX века
"Поиск пристанища", Мюнхен, XIX век 
архитектурный фон - Wilhelm Döderlein, 1959
"Поклонение пастухов", Мюнхен, ок. 1840
ландшафтное оформление -
 Wilhelm Döderlein, 1959
"Поклонение пастухов", Мюнхен, ок. 1840 (детали)
"Поклонение пастухов", Мюнхен, ок. 1840 (фрагмент)
"Поклонение пастухов", Мюнхен, ок. 1840 (фрагмент)
"Поклонение волхвов", Мюнхен, ок. 1800
группа "Святое семейство" - Италия, вторая половина XVIII века 
"Поклонение волхвов", Мюнхен, начало XIX века
"Благовещение", Неаполь, вторая половина XVIII века 
После 1900 года одним из самых известных создателей рождественских вертепов в Европе стал баварский скульптор Себастьян Остерридер (Sebastian Osterrieder, 1864-1932). Вдохновленные сицилийскими вертепами из коллекции Шмедерера, фигуры Остерридера отличались живыми эмоциональными лицами и выразительными жестами, а композиции славились продуманной компоновкой и прекрасной театральной презентацией. К сожалению, многие из его работ были безвозвратно утеряны, но все же часть из них теперь можно увидеть в нескольких баварских храмах и Баварском национальном музее. Показанная здесь "кроватка" "Поклонение пастухов и волхвов" долгое время принадлежала семье производителя колбас из Айхаха, который приобрел ее у самого художника. Она была выкуплена музеем только в 1999 году. 
Вертеп "Поклонение пастухов и волхвов", Мюнхен, 1910/25
автор - Себастьян Остерридер, 
высота фигур 30 см
Вертеп "Поклонение пастухов и волхвов" (фрагмент)
Вертеп "Поклонение пастухов и волхвов" (фрагмент)
Наверное, самой грандиозной и наиболее детализированной итальянской "сценой Рождества", которая находится в экспозиции Баварского национального музея, является вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе", созданный в Неаполе во второй половине XVIII века и подаренный музею Максом Шмедерером в 1901 году. Он оформлен в лучших традициях неаполитанских вертепов, которые обычно представляли собой "красочную картину оживленного южно-итальянского города, дополненную небольшой малозаметной сценой Рождества. При этом показанная в таких вертепах повседневная жизнь абсолютно не соответствовала исторической реальности, а лишь отражала идиллическое представление элиты о жизни простого народа".
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе", Неаполь,
вторая половина XVIII века, фигуры 30-40 см
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (фрагмент 1)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (фрагмент 2)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (фрагмент 3)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (детали)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (фрагмент 4)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (фрагмент 5)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (фрагмент 6)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (фрагмент 7)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе" (фрагмент 8)
Вертеп "Улица и рыночная площадь в Неаполе"
В 1904 году коллекционер Макс Шмедерер приобрел на аукционе вертеп, некогда принадлежавший королевскому дому Неаполитанских Бурбонов и подарил его Баварскому национальному музею. По просьбе венценосного заказчика скромные вифлеемские "ясли" были перенесены в мраморный дворец в стиле барокко, поэтому сцена поклонения богато разодетых волхвов выглядит просто роскошно.
"Мраморный дворец с поклонением волхвов" в витрине музея
"Мраморный дворец с поклонением волхвов", Неаполь,
вторая половина XVIII века, фигуры 30-40 см
"Мраморный дворец с поклонением волхвов" (фрагмент)
"Мраморный дворец с поклонением волхвов" (фрагмент)
"Мраморный дворец с поклонением волхвов" (фрагмент)

Еще один вертеп с круговой панорамой был выставлен посередине зала в круглой стеклянной витрине. К сожалению, я почему-то не сфотографировала табличку, поэтому не могу рассказать где он был изготовлен, но, судя по костюмам, очень похож на неаполитанский.
"Уличная сцена с порталом церкви", Неаполь, вторая половина XVIII века 
"Избиение младенцев", Giovanni Fntonio Maters, Сицилия, 1700
строения - XIX век
Старейший вертеп в коллекции 
Кроме законченных композиций в нескольких витринах выставлены отдельные фигуры для вертепов и куклы, символизирующие младенца-Христа, созданные баварскими и неаполитанскими мастерами.
"Младенец-Христос", XVIII век
"Младенец (XIX век) в деревянной колыбели" (1565), Южная Германия
"Младенец в деревянной колыбели", XVIII век (копия фигуры 1624 года)
Кроме "скульптурных" вертепов в коллекцию входят и очень сложные бумажные композиции, а также три интересные многослойные картинки с оптическим эффектом, изготовленные в Аугсбургской типографии Мартина Энгельбрехта. Такие бумажные 3D изображения вошли в моду в XVIII веке и часто использовались для изображения различных библейских сцен. 
Три бумажные библейские сцены с оптическим эффектом
типография Martin  Engelbrecht, Аугсбург, 1740/50
"Сретение", "Поклонение пастухов" и "Избиение младенцев" 
"Сретение" - бумажная сцена с оптическим эффектом
типография Martin  Engelbrecht, Аугсбург, 1740/50

"Поклонение пастухов" - бумажная сцена с оптическим эффектом
типография Martin  Engelbrecht, Аугсбург, 1740/50
"Избиение младенцев" - бумажная сцена с оптическим эффектом
типография Martin  Engelbrecht, Аугсбург, 1740/50
Бумажный вертеп с Благовещением и поклонением пастухов
Швабия, XVIII век 
Бумажный вертеп с поклонением волхвов
Швабия, XVIII век 
Бумажный вертеп с 3D эффектом, конец XIX века 
Бумажный вертеп с 3D эффектом, конец XIX века (фрагмент)
Бумажный вертеп с 3D эффектом, конец XIX века (фрагмент)
Ну вот, пожалуй, и все! 
Поскольку я пишу этот пост в рождественские праздники,
поздравляю всех с Рождеством и наступающим Новым годом!
Пусть он принесет всем много положительных эмоций!
На этом наш бесконечный мюнхенский день подошел к концу.
Завтра вечером мы возвращаемся домой, а весь день проведем в Нюрнберге.
Там как раз открывается знаменитая рождественская ярмарка.
Надеюсь будет много интересного! Так что, до встречи в следующем посте! 

Официальный сайт:  www.bayerisches-nationalmuseum.de
Некоторые ссылки: 
 
Пять дней в конце ноября:
День 1-й:

День 3-й:

День 4-й:

День 5-й:

Мюнхенские музеи:

4 комментария:

  1. Very beautiful and interesting. You have a beautiful blog Irina, wonderful to read.

    ОтветитьУдалить
  2. лучшая информация и прекрасный рассказ - спасибо огромное!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, что Вам понравилось! Коллекция действительно удивительная!

      Удалить