"Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать"
четверг, 28 января 2021 г.
Мюнхенская резиденция: "История строительства" (Münchner Residenz, Германия, день 2/2)
В первой половине дня мы уже успели немного прогуляться по старому городу. Заглянули в церковь Святого Михаила и на несколько рождественских базаров, повысили себе настроение в знаменитом пивном ресторане Hofbräuhaus (единственное место, где я способна как-то незаметно выпить литр пива) и прошли сеанс ароматерапии в необычном магазине специй Schuhbecks Gewürze. Теперь на очереди один из самых значительных дворцовых музеев Европы - "Мюнхенская резиденция" семейства Виттельсбахоф, в которую я мечтала попасть с той самой минуты, когда впервые увидела в интернете ее грандиозный "Антиквариум".
"Антиквариум" (Antiquarium)
Итак, если коротко, то "Мюнхенская резиденция" (Residenz München/Münchner Residenz, Residenzstraße 1) - это городской дворец правителей Баварии из династии Виттельсбахов, который состоит из целого комплекса зданий и десяти внутренних дворов, построенных в период с XIV по XIX век. При этом территориально здания разделены на три ансамбля: "Праздничный зал" (Festsaalbau), "Старая резиденция" (Alte/Maximilianische Residenz) и "Королевские покои" (Königsbau), в залах которых проходят концерты классической музыки и постоянно работают два всемирно известных музея - "Сокровищница" (Schatzkammer) и "Музей резиденции" (Residenzmuseum), состоящий из 130 помещений. Короче говоря, есть что посмотреть и о чем рассказать!
Макет "Мюнхенской резиденции" и "Государственной оперы"
"Мюнхенская резиденция" (аэрофотосъемка)
Немного истории
А началось все с того, что в 1180 году император Фридрих I Барбаросса отдал Баварские земли основателю старейшего в Европе правящего Дома - Оттону I Рыжеголовому фон Виттельсбаху (Otto I der Rotkopf von Wittelsbach, 1117-1183). Были эти земли очень разрознены и делились на целых 7 Баварий (Верхняя Бавария, Нижняя Бавария, Бавария-Мюнхен и др.), пока в самом начале XVI века не сосредоточились в крепких руках правителя Мюнхена - герцога Альбрехта IV Мудрого (Albrecht IV der Weise, 1447-1508), а он, дабы предотвратить дальнейшее деление владений, не утвердил новый порядок наследования трона перворожденным сыном (ранее земли делились между сыновьями или они правили совместно). Этот указ действовал 412 лет - с 1506 года вплоть до свержения баварской монархии в 1918 году. Кстати, помимо всего прочего герцог Альбрехт IV Мудрый запомнился еще и тем, что в 1487 году издал «Мюнхенский закон о чистоте» (Münchner Reinheitsgebot), который до сих пор регулирует состав (только вода, ячмень и хмель) и качество местного пива. А пиво для Баварии - это их все!
Герцог Альбрехт IV и памятный знак "Münchner Reinheitsgebot"
С момента появления в городе и до середины XVI века мюнхенские Виттельсбахи постоянно проживали в замке "Старый двор" (Alter Hof, XIII, около "Рыночной площади", сейчас - Alter Hof 1), а в самом конце XIV века обзавелись еще и небольшой укрепленной крепостью "Нойвесте" (Neuveste, ок. 1385, северо-восточная часть города, сейчас - Residenzstraße 1), в которой пережидали смутные времена. В дальнейшем именно эта готическая крепость и стала ядром дворцового комплекса, который с веками превратился в одну из самых роскошных резиденций Европы. Остатки фундамента ее средневековых построек сохранились под "Аптечным двориком" и восточным крылом "Банкетного зала" (их можно увидеть со специальной экскурсией).
Замок "Старый двор" (Alter Hof) рядом с "Рыночной площадью"
Средневековая крепость "Нойвесте" (Neuveste) в 1540 году
Благодаря принятому отцом закону о первородстве, Вильгельм IVНепоколебимый (Wilhelm IV Standhafte, Herzog von Bayern, 1493-1550), в конце концов, стал единовластным герцогом объединенной Баварии и прославился тем, что: нещадно боролся с Реформацией (за что и получил прозвище Непоколебимый); покровительствовал искусствам (при нем в Баварии началась эпоха Возрождения и была заложена основа собрания "Старой пинакотеки"); в 1516 году издал Reinheitsgebot - закон, регулирующий состав и качество пива, производимого во всей Баварии (в более мягком виде действует в Германии до сих пор); и в 1549 году (за год до смерти), успел окончательно переехать в расширенный и оборудованный для комфортного проживания средневековый замок "Нойвесте" (возведен Rundstubenbau и создан первый "Придворный сад"). Именно с этого времени и началась история непрерывного строительства и реконструкции великолепной "Мюнхенской резиденции" баварских герцогов, курфюрстов и королей.
Герцог Вильгельме IV и одна из первых картин, украсивших замок "Нойвесте" "Битва Александра", Альбрехт Альтдорфер, 1529, "Старая пинакотека"
Каждый последующий хозяин "Резиденции" считал своим священным долгом внести посильный вклад в ее дальнейшее расширение и благоустройство. Не стал исключением и сын Вильгельма IV - герцогАльбрехт V Великодушный (Albrecht V der Großmütige, 1528-1579), при которомновые здания, наконец, вышли за пределы древних крепостных стен. Появился примыкающий к крепости "Бальный зал" (или, возможно, зал для игры в мяч; сохранилась только часть подвала) и отдельно стоящий двухэтажный "Антиквариум" (Antiquarium, 1568/71) - "крупнейший и самый роскошный зал эпохи Возрождения к северу от Альп" (длина 66 метров, 17 пар окон). Он был создан для хранения огромной герцогской коллекции антикварных скульптур (отсюда такое название), а также размещения его личного собрания книг, позднее ставшего основой Баварской государственной библиотеки (Bayerische Staatsbibliothek).Идея и план строительства этого здания принадлежали итальянскому эрудиту, коллекционеру, архитектору и ученому - Якопо Страда, состоявшему на тот момент на службе у герцог Альбрехт V и помогавшего ему в покупке античных скульптур.
Герцог Альбрехт V и его вклад в расширение "Резиденции"
Здание получилось уникальным, но слишком "музейным", поэтому уже в 1580-1584 годах по заданию следующего герцога - Вильгельма V - придворный архитектор и декоратор Фридрих Сюстрис (Friedrich Sustris, 1540-1600) переоборудовал просторное помещение первого этажа в более востребованный банкетный зал. По этому случаю потолок и стены бывшего выставочного павильона были покрыты богатой росписью, а ниши и подиумы - декорированы скульптурами античных времен (оригиналы и высокохудожественные копии). Таким образом, к 1600 году "Антиквариум" приобрел тот грандиозный вид, которым мы восхищаемся до сих пор.
"Антиквариум" (Antiquarium) (идея Якопо Страда, 1568/71, реконструкция Фридриха Сюстриса, 1580/84)
"Антиквариум" служил для презентации коллекции античных скульптур
Дальнейшее расширение "Резиденции" предпринял сын Альбрехта V - инициатор строительства иезуитской церкви "Святого Михаила" (St. Michael Kirche, 1583) и основатель знаменитой придворной пивоварни "Хофбройхаус" (Hofbräuhaus, 1589), герцог Вильгельм V Благочестивый (Wilhelm V der Fromme, 1548-1626), хорошо знакомый туристам, благодаря курантам на "Новой ратуше" (Rathaus-Glockenspiel, Marienplatz, 1908). Хотя, возможно, многие даже не догадываются о том, что первая часть показанного там спектакля повествует о рыцарском турнире, проведенном в феврале 1568 года по случаю женитьбы Вильгельма V Баварского на красавице Ренате Лотарингской. Фигуры молодоженов установлены в центре и несколько раз в день наблюдают за тем, как баварский рыцарь неизменно сбивает с коня лотарингца (всего в спектакле участвует 32 фигуры в натуральную величину, ежедневно в 11 и 12.00, летом еще и в 17.00)! Но это так, к слову...
Рыцарский турнир по случаю свадьбы Альбрехта V Сейчас на месте этих зданий расположена "Новая ратуша"
Куранты на "Новой ратуше" были установлены в 1908 году
А что касается "Резиденции", то, как я уже сказала, герцог Вильгельм V переделал "Антиквариум" в роскошный банкетный зал (1581-1600, в этом качестве он используется до сих пор), а также добавил "Двор с гротом", "Чёрный зал" (1581-86); "Покои наследника" и "Апартаменты вдовы" (1580-81, не сохранились). Все эти работы были выполнены придворным архитектором и декоратором Фридрихом Сюстрисом (Friedrich Sustris, 1540-1600).
Вильгельм V Благочестивый добавил "Двор с гротом", "Черный зал" и еще несколько построек, которые не сохранились
Со времен Вильгельма V "Антиквариум" служит банкетным залом (1971) Правда, теперь это бывает только в исключительных случаях
"Двор с гротом" (Grottemhof, 1581/86, вид на галерею с "Гротом Меркурия") (на этой гравюре он выглядит больше, чем на самом деле)
Кроме "Грота с фонтаном" галерея украшена фресками и скульптурами (весь ансамбль основан на "Метаморфозах" Овидия)
"Грот Меркурия" выложен из ракушек и украшен скульптурами (до реконструкции он выглядел еще более красочным и драматичным)
"Черный зал" (Schwarzer Saal, 1581/86) на 2-ом этаже "Антиквариума" название появилось в 1623 году благодаря черным порталам
Дальнейшее масштабное расширение "Резиденции" произвел сын Вильгельма V - первый курфюрст Баварии Максимилиан I (Maximilian I Kurfürst von Bayern, 1573-1651, курфюрст - "князь-избиратель", который имеет привилегию избирать императора Священной Римской империи), при котором дворцовый комплекс, во многом, приобрел известные нам черты. В это время были построены: "Дворцовая капелла" (1601-03), "Роскошная часовня" (1607) и пристройка хоров (1630); комплекс зданий вокруг "Двора императора" ("Лестница императора", "Зал императора", "Зал четвёрки белых лошадей", "Каменные комнаты" и "Трирские комнаты"), здания вокруг "Двора с фонтаном" (включая "Коридор Шарлотты" (потом перестроены) и "Большой коридор с оленями", не сохранился); "Апартаменты фрейлин" и выходящий на Резиденцштрассе торжественный фасад (1612-16). С северной стороны "Резиденции" был заложен большой "Дворцовый сад".
Расширение "Резиденции" при курфюрсте Максимилиане I (1601-1630)
"Торжественный фасад резиденции Максимилиана I" (гравюра 1724 года) (западный фасад со стороны Резиденцштрассе, 1612/16)
Cейчас фасад на Резиденцштрассе выглядит так
"Дворцовая капелла" (Holfkapelle, 1601/03)
Интерьеры этого периода отличались богатым декором потолков (часто кессонных) и обилием псевдо-мраморных элементов, выполненных в итальянской технике Scagliola (имитация мрамора). Многочисленные порталы, столешницы и стеновые панели "под мрамор" были выполнены придворным архитектором и декоратором Блазиусом Фистулатором (Blasius Fistulator, ?-1622), который успел поработать и на Вильгельма V (имитация мрамора в "Антиквариуме"), и на его сына Максимилиан I (декор абсолютно всех помещений того периода). На сегодняшний день онявляется самым ранним из известных художников, чьи работы в технике "скальола" сохранились до наших времен. После смерти Блазиуса работу над незавершенными объектами продолжил его сын Вильгельм, возглавивший мастерскую отца.
"Роскошная капелла" (Reiche Kapelle, 1607)- духовный центр "Резиденции" (все стеновые панели выполнены в технике Scagliola)
"Императорский зал" (Kaisersaal, 1612/16) - самый важный зал Максимилиана I Его декор выполнен в типичной для того времени манере
Порталы "Каменных комнат" (Steinzimmer, 1612/16) в технике Scagliola
"Трирские комнаты" (Trierzimmer, 1612/16) отличаются богатыми деревянными потолками и псевдо-мраморными порталами
В XVIII веке "Трирские комнаты" были названы в честь архиепископа Трира - Клеменса Венцеслава Саксонского, который в них обычно останавливался
"Коридор Шарлотты" (Charlottengang, 1613-15) в XIX веке был назван в честь Каролины Шарлотты Августы Баварской
"Дворцовый сад" (Hofgarten, 1613/15) перед "Мюнхенской резиденцией"
При сыне Максимилиана I - курфюрсте Фердинанде Марии (Ferdinand Maria von Bayern, 1636-1679), каких-либо значительных строек в "Резиденции" не наблюдалось. Фактически, самым заметным вкладом этого периода стала реконструкция "Апартаментов супруги курфюрста" (Appartement der Kurfürstinnen, ок.1667), проведенная по инициативе и согласно художественных предпочтений его жены - курфюрстины Генриетты Аделаиды Савойской. После визита Папы Пия VI в 1782 году эти комнаты получили название "Папские". Что же касается самого Фердинанда Марии, то, обойдя вниманием "Резиденцию, он все же внес очень весомы вклад в благоустройство родного города. Будучи большим поклонником итальянского барокко, он инициировал строительство роскошного загородного дворца "Нимфенбург" (Schloss Nymphenburg) и знаменитой "Театинеркирхе" (Theatinerkirche, церковь напротив западного фасада "Резиденции") - первой церкви в стиле итальянского барокко к северу от Альп.
слева - Курфюрст Фердинанд Мария справа - потолок "Кабинет сердец" (Herzkabinett) Это самая красивая из нынешних "Папских комнат"
Спальня курфюрстины Генриетты Аделаиды Савойской К сожалению, в 1944 году "Папские комнаты" были разрушены Восстановить их первоначальный вид удалось лишь частично
Название "Папские комнаты" (Päpstliche Zimmer) появилось в 1782 году после визита Папы Римского Пия VI
"Мюнхенская резиденция" на гравюре 1687 года
"Мюнхенская резиденция", 1700 год
Следующую масштабную реновацию "родного дома" провел уже внук Фердинанда Марии - очередной курфюрст Баварии и всего-навсего третий из династии Виттельсбахов император Священной Римской империи Карл VII Альбрехт (Karl Albrecht von Bayern, 1697-1745). Он восстановил часть "Резиденции" после пожара; распорядился заново декорировать интерьеры уже существующих главных залов (1690-1700) и заказал придворным архитекторам Йозефу Эффнеру (Joseph Effner, 1687-1745) и Франсуа де Кювилье (François de Cuvilliés, 1695-1768) строительство четырех "самых роскошных помещений во французском стиле" - "Галереи предков" (1726-30), "Богатых комнат", "Зеленой галереи" и "Кабинета миниатюр" (1726/37). Невероятно пышные барочно-рокайльные интерьеры с обилием вычурной мебели, драгоценных произведений искусства, зеркал и богатой позолоченной лепнины, служили напоминанием о величии древней династии и наглядно обосновывали законные (на его взгляд) претензии Карла VII Альбрехта на императорский трон.
Карл VII Альбрехт и его вклад в строительство "Резиденции"
"Зеленая галерея" (Grüne Galerie, 1726/37) для торжеств в избранном кругу
"Галерея предков" (Ahnengalerie, 1726/30) состоит из 121 портрета представителей династии Виттельсбахоф
"Фарфоровый кабинет" (Porzellankabinett, 1726/37) с зеркальными витринами первоначально служил семейной сокровищницей Виттельсбахоф
Анфилада "Богатых комнат"(Reiche Zimmer, 1726/37) в стиле барокко
Оригинальный декор "Богатых комнат" работы Франсуа де Кювилье (рисунок 1880)
"Кабинет миниатюр" (Miniaturenkabinett, 1726/37) - позолота, дорогой красный лак и 120 оригинальных миниатюр на площади ок. 9 м² (гуаши и акварели голландских, немецких и итальянских мастеров)
Сын курфюрста Карла VII Альбрехта - курфюрст Максимилиан IIIИосиф (Maximilian III Joseph, 1727-1777), которому в наследство достались одни долги, на большие строительные проекты замахнуться уже не мог, но роскошный "Театр Резиденции" (Residenztheater, 1751/55) все же построил. Этот шедевр архитектора Франсуа де Кювилье (François de Cuvilliés, 1695-1768) был выполнен в очень нелюбимом курфюрстом стиле рококо, который он считал достойным только деревенских церквей и даже пытался законодательно запретить. В то же время, Максимилиан IIIИосиф был достаточно прогрессивным монархом, покровительствовал наукам и искусствам, основал фарфоровую мануфактура в Нимфенбурге и Баварскую академию наук, но, увы, не оставив наследников, прервал династическую линию баварских Виттельсбахов. С его уходом на мюнхенском престоле воцарились Виттельсбахи из Пфальца.
Курфюрст Максимилиан III Иосиф и роскошный "Театр Резиденции" (Residenztheater, 1751/55)
Уничтоженный в результате бомбардировок 1944 года театр был восстановлен при помощи сохраненных оригинальных панелей с великолепной резьбой работы придворного скульптора Иоганна Баптиста Штрауба (Johann Baptist Straub, 1704-1794). Вновь открытый в 1958 году, он получил название в честь своего создателя - "Театр Кювилье" (Cuvilliés-Theater). И тут самое время рассказать пару слов об этом уникальном архитекторе. Свою карьеру при дворе Франсуа Кювелье старший начинал в качестве карлика-шута, но затем проявил недюжинные способности к математике, и курфюрст отправил его в Париж учится архитектуре. В результате он стал придворным архитектором, строил дворцы, оформлял интерьеры и создал знаменитый альбом из 500 гравюр с элементами стиля рококо, повлияв тем самым на распространение этого стиля по всей Европе. Это так, к слову...
С 1958 года театр носит название "Кювилье" (Cuvilliés-Theater)
Последний значительный этап строительства "Мюнхенской резиденции" пришелся на период правления первого короля Баварии Максимилиан I (Maximilian I Joseph von Bayern, 1756-1825) и его наследника - Людовика I Баварского (Ludwig I von Bayern, 1786-1868), при которых "Резиденция" обзавелась "Дворцовой школой верховой езды" (1817/22); "Национальным театром" (1811/25); "Церковью Всех Святых", "Королевскими покоями" с "Залом Нибелунгов" (1826/35) и "Праздничным залом" (1835/42), от которого сохранился только фасад.
Король Баварии Максимилиан I и последнее расширение "Резиденции"
"Музыкальный салон" в "Комнатах Шарлотты" (Charlottenzimmer, 1814) Анфилада комнат реконструированных архитектором Шарлем-Пьером Пюлем для проживания дочери Максимилиана I Каролины Шарлоты Августы
Король Баварии Людвиг I в целом завершил строительство "Резиденции"
"Церковь Всех святых" (Allerheiligenkirche, 1826/35)
Здание разрушенной церкви было восстановлено после войны, но ее уникальные росписи были утеряны (сейчас в этом здании расположен концертный зал)
Всесторонне образованный человек, Король Людвиг I тратил огромные деньги на покупку художественных коллекций (картины/скульптуры) и поддержку театра, покровительствовал художникам, архитекторам и писателям, мечтал превратить и таки превратил свою столицу во "вторые Афины", а для укрепления статуса короля построил в "Мюнхенской Резиденции" новый тронный зал и королевские апартаменты. Здание для проживания королевской семьи - "Королевские покои" (Königsbau, 1826/35) было спроектированы в его любимом стиле итальянского Возрождения, а выходящий на Макс-Йозеф-Платц фасад скопирован с флорентийских палаццо. В отличие от предыдущих ярко-барочных интерьеров, комнаты этого дворца были декорированы и меблированы в изящном неоклассическом стиле, а работами руководил выдающийся представитель неоклассицизма и основатель стиля "неогрек" - придворный архитектор и художник Лео фон Кленце ( Leo von Klenze, 1784-1864).
"Королевские покои" (Königsbau, 1826/35, гравюра 1840 года) построены по образцу флорентийских Palazzo (слева на первом этаже расположены "Залы Нибелунгов")
На панорамном фото можно увидеть сразу и здание "Королевских покоев" и "Национальный театр" (теперь "Баварская государственная опера")
Король Людовик I Баварский и "Тронный зал" в Königsbau (1826/35)
Спальня в неоклассическом стиле (Königsbau,1826/35)
В 1828 году король Людвиг I заказал Юлиусу Шнорру фон Карольсфельду роспись пяти залов первого этажа, которые получили название "Залы Нибелунгов". Они представляли собой анфиладу комнат, на стенах и потолке которых последовательно рассказывалась германская эпическая поэма XII века - "Песнь о Нибелунгах". Работы проводились под руководством Лео фон Кленце и были завершены в 1867 году. За это время было создано 95 живописных картин на площади около 514 м² (подробное описание здесь). В виду большой значимости этого героического эпоса для немецкого народа "Залы Нибелунгов", как и королевские апартаменты, по желанию Людвига I были бесплатно открыты для широкой публики во время отсутствия королевской четы. Кстати, в 2018 году все залы "Королевских покоев" стали вновь доступны для просмотра после 10-летней реставрации.
Один из "Залов Нибелунгов" (Nibelungensäle, 1828-1867)
А вот "Тронный зал" короля Баварии находился в противоположном от "Королевских покоев" северном крыле с видом на "Хофгартен" ("Придворный сад"). Монументальное здание "Праздничный зал", которое в 1835/42 годах построил все тот же Лео фон Кленце, было знаменито величественным декором. По дороге к огромному "Тронному залу", украшенному позолоченными бронзовыми статуями знаменитых Виттельсбахов, посетители проходили через три больших императорских зала, посвященных великим правителям средневековья - Карлу Великому, Фридриху Барбароссе и Рудольфу фон Габсбургу. Высоченные стены этих залов были полностью расписаны фресками, повествующие о подвигах этих монархов. Наверное, это производило ошеломляющий эффект!
"Праздничный зал" (Festsaalbau) в стиле итальянского Возрождения (фасад выходит на "Придворный сад")
Впечатляющий фасад - это все, что осталось от прежнего здания
К сожалению, "Праздничный зал" сгорел во время войны, поэтому сегодня о его великолепном интерьере можно судить только по историческим фотографиям. Сейчас в нем располагается концертный зал с прекрасной акустикой и историческим названием "Зал Геркулеса" (Herkulessaal).
Бывший "Тронный зал" (Thronsaal) баварских королей (не сохранился)
"Тронный зал" в Festsaalbau был выполнен в греческом стиле (фото ок.1900)
Сейчас в бывшем "Тронном зале" расположен концертный "Зал Геркулеса"
Детали оформления "Парадного зала": статуя императора Людвига IV Баварского Виттельсбаха и фрески в "Зале Барбароссы" ("Императорские залы")
Все больше "позолоченных Виттельсбахов" занимают свои бывшие места слева - герцог Альбрехт IV Мудрый с указом наследования по первородству (1506)
Но, как говорится, не архитектурой единой. Расскажу немного о пиве, свадьбе и самом большом народном гулянии в мире. К "Резиденции" это, конечно, никакого отношения не имеет, а вот к Людвигу I - очень даже. Ведь речь идет о всемирно известном пивном фестивале "Октоберфест" (Oktoberfest), который обязан своим рождением именно его свадьбе. Итак, 12 октября 1810 года, еще будучи молодым кронпринцем, Людвиг женился на Терезе Саксен-Хильдбургхаузенской, и по этому случаю на лугу, позже названном в честь невесты "Лугом Терезы" (Theresienwiese), были устроены скачки и массовые народные гуляния. Пили и веселились 5 дней, а после окончания на городском совете решили повторять этот праздник каждый год. С тех пор его пропустили всего несколько раз, в том числе в 2020 году из-за COVID-19. Это так, к слову...
Так начинался "Октоберфест" Скачки на свадьбе кронпринца Людовика (17.10.1810) (сейчас его посещает более 6 миллионов человек)
Три следующих короля и один принц-регент ничего особо существенного в сложившийся комплекс уже не добавляли. Ну разве что, провели несколько текущих ремонтов, электрифицировали театр "Кювилье", оборудовали "Сокровищницу" на нынешнем месте и разбили пару садов. Кстати, "садовые" эксперименты Людвига II (Ludwig II von Bayern, 1845-1886) чуть было не нанесли "Резиденции" существенный урон. Экстравагантный король не ограничился созданием тривиального "зимнего сада", а дополнил его глубоким искусственным озером, по которому плавал в романтическом настроении. И все бы ничего, если бы эта "гламурная новостройка" не размещалась на крыше "Праздничного зала" (Festsaalbau)!
"Сказочный король" Людвиг II Баварский и его "Зимний сад" (Wintergarten, 1869)
Сводчатая 70-метровая конструкция из металлических балок была спроектирована придворным архитектором Эдуардом Риделем, а затем наполнена бурной тропической растительностью, прудом и водопадом. Необычным ландшафтным дизайном занимался придворный садовник Карл фон Эффнер, который очень талантливо воплотил в реальность самые смелые фантазии своего клиента. Благо высокий стеклянный купол (максимальная высота 10 м) позволял ему творить чудеса!
Стрелка указывает, где находился "Зимний сад" Людвига II
Для пущего "отрыва от баварской реальности" были созданы "Мавританская беседка" и "Индийский королевский шатёр". При этом пространство расширяли две сменный панорамные картины, которые в зависимости от настроения уносили мечтательного короля то в "Гималайские горы", то в "Индийский дворец". Экзотическая постройка просуществовала до 1897 года и была разобрана через 13 лет после смерти Людвига II из-за угрозы обрушения крыши.
"Зимний сад" и правда выглядит очень необычно
Карта "Зимнего сада" Людвига II
Кроме "Зимнего сада" король Людвиг II заново отделал свои апартаменты
Спальня Людвига II (его апартаменты не сохранились)
А вот благодаря последнему баварскому королю - Людвигу III (Ludwig III, 1845-1921), в "Резиденции", наконец, появилось освещение, центральное отопление, лифты и водопровод. Жаль только, пожить во всем этом комфорте ему удалось всего около пяти лет. 7 ноября 1918 года он покинул историческую "Резиденцию" баварских монархов и 13 ноября отрёкся от престола. Таким образом закончилось правление старейшей в Европе династии Виттельсбахов, руководивших Баварией на протяжении 738 лет (очень интересно об этой династии и ее резиденции написано здесь).
7 ноября 1918 года король Людовик III покинул "Резиденцию" и
13 ноября отрёкся от престола
В 1920 году в "Мюнхенской резиденции" открылся общедоступный музей, который через 24 года был превращен в руины бомбардировками авиации США - из 23 000 м² полностью уцелело лишь 50 (самые значительные культурные потери: фрески "Церкви Всех Святых", "Большой Тронный Зал", обстановка "Папских комнат", некоторые помещения "Праздничного зала" и личные покои короля Людовика II)! К счастью, художественные коллекции, предметы мебели и декора были вовремя эвакуированы в безопасное место и спасены для потомков.
В 1944 году "Мюнхенская резиденция" была превращена в руины
"Двор с гротом" был разрушен в 1944 и реконструирован в 1958 году
"Антиквариум" был разрушен в 1944 и реконструирован в 1958 году
Реконструкция началась сразу после окончания Второй мировой войны, и уже в 1958 году были открыты первые залы "Музея резиденции", "Сокровищница" и театр "Кувье". Восстановление всех остальных помещений, в целом, завершилось в 1979 году, но их постепенная реставрация продолжается до сих пор. Так, например, в 2018 году был полностью обновлен "Зал Нибелунгов", а в настоящее время продолжается реконструкция "Желтой лестницы" в здании "Королевских покоев".
Так уж повелось, что на протяжении веков все новые здания "Мюнхенской резиденции" строились вокруг многочисленных дворов, и теперь в ее комплекс входит 10 внутренних дворов различного размера и конфигурации. Старейший из них - "Аптекарский двор" (Apothekenhof), расположенный на месте бывшего замка "Нойвесте". В XIX веке вокруг него были построены новые здания, в одном из которых размещалась "Придворная аптека" (сейчас на ее месте находится театр "Кувье"), давшая название старинному двору.
Схема дворов "Мюнхенской резиденции"
"Аптекарский двор" (Apothekenhof, гравюра 1717 года)
"Аптекарский двор" (Apothekenhof) в наши дни
Квадратный "Двор императора" (Kaiserhof) был создан в начале XVII века при курфюрсте Максимилиане I и использовался только по важным церемониальным случаям. Вокруг него располагались гостевые апартаменты ("Трирские" и "Каменные" комнаты) и здание, предназначавшееся для официальных приемов императора (сюда выходила "Императорская лестница", ведущая в "Императорский зал"). Теперь в теплые месяцы в этом дворе работает уютная терраса ресторана "Pfälzer Residenz Weinstube", а в период Адвента открывается небольшой рождественский базар - Weihnachtsdorf der residenz, на который мы обязательно заглянем после экскурсии.
"Двор императора" (Kaiserhof, гравюра 1720 года)
"Двор императора" (Kaiserhof) в наши дни
Небольшой рождественский базар Weihnachtsdorf der residenz
Терраса ресторана "Pfälzer Residenz Weinstube"
Рядом с ним находится узкий "Двор с капеллой" (Kapellenhof), также построенный в начале XVII века курфюрстом Максимилианом I. Он примыкает к "Придворной капелле" и соединяется с Резидентштрассе через большие ворота, украшенные статуями сидящих львов.
Вход с Резиденсштрассе во "Двор с капеллой" (Kapellenhof)
"Двор с капеллой" (Kapellenhof) выглядит очень лаконично
Небольшой живописный "Двор с гротом" (Grottenhof) знаменит необычным "Гротом Меркурия" из морских ракушек и фонтаном, украшенным скульптурой «Персей» работы голландско-немецкого скульптора Хуберта Герхарда (1585/90, эскизы Фридриха Сустриса). Она создана по мотивам одноименной скульптуры Бенвенуто Челлини и считается одной из самых важных европейских бронзовых скульптур позднего Возрождения. Правда, в отличие от обнаженной итальянской фигуры, мюнхенский Персей облачен в доспехи и смотрит не на зрителей, а на только что поверженную Медузу, из головы которой сочится вода (это же все-таки фонтан). Оригинал этой скульптуры сейчас экспонируется внутри "Резиденции", а в центре фонтана с 2004 года стоит ее современная копия.
Вид на "Двор с гротом" и фонтан "Персей" (со стороны "Грота Меркурия")
Вид на "Двор с гротом" (Grottenhof) в наши дни
Что же касается "Грота Меркурия", то некогда он тоже был полноценным фонтаном с пятью чашами, а у выложенных из ракушек девушек (расположены по бокам) струи били прямо из груди "на итальянский манер". Долгое время средневековый фонтан находился в нерабочем состоянии, но в 2016 году в галерее начались реставрационные работы!
"Грот Меркурия" (Grotte des Merkur, ок.1597)
Построенный во время правления курфюрста Максимилиана I большой и вытянутый восьмиугольный двор получил название "Двор с фонтаном" (Brunnenhof) после того, как в 1611 году его центр украсил красивый фонтан работы скульпторов Фридриха Сюстриса и Хуберта Герхарда, первоначально стоявший на городском "Бычьем рынке" (Rindermarkt, 1600).
"Двор с фонтаном" (Brunnenhof, гравюра 1717)
"Двор с фонтаном" (Brunnenhof ) ранее использовался для турниров
Фонтан в честь Отто фон Виттельсбаха во всей красе
Композиция одного из старейших мюнхенских фонтанов состоит из восьми фигур, олицетворяющих главные реки Баварии (Изар, Лех, Дунай, Инн) и основные природные стихии (Огонь, Вода, Воздух и Земля). Все они расположены вокруг центральной колонны со скульптурой основателя династии баварских Виттельсбахов - Оттона I Рыжего, добавленной в 1623 году (автор Ганс Крумпер, в 1984 году все фигуры были заменены на копии).
Фонтан в честь первого баварского герцога Оттона I Рыжего (Wittelsbacherbrunnen, 1610/23)
Wittelsbacherbrunnen, 1610/23
Фигуры, окружающие скульптуру герцога Оттона I Рыжего
Фигуры, окружающие скульптуру герцога Оттона I Рыжего
В далеком XVI веке "Брунненхоф" периодически использовался для проведения рыцарских турниров, а теперь, благодаря, отличной акустике служит прекрасным концертным залом под открытым небом.
Концерт во "Дворе с фонтаном"
Из оставшихся пяти дворов - два были закрыты стеклянными крышами ("Пудреный» дворик" /Puderhöfchen и "Двор Комитета"/Comitéhof); "Кабинетный сад" (Kabinettsgarten) остался зеленой зоной; "Кухонный двор" (Küchenhofе) превратился в музейные кассы, а в уютном "Дворе Королевских покоев" (Königsbauhof) разместили один из входов в местные музеи, и именно с него начнется наша увлекательная прогулка по "Мюнхенской резиденции".
Двор "Кабинетный сад" (Kabinettsgarten)
"Двор Королевских покоев" (Königsbauhof) На первом этаже левого здания расположена "Галерея предков"
Комментариев нет:
Отправить комментарий