понедельник, 17 октября 2022 г.

Мадрид: "Романтический парк El Capricho ранней весной" (Испания, март-июль 2022, часть 1)

За четыре месяца жизни в Мадриде я успела побывать во многих интересных и красивых местах. Была в музеях, монастырях, дворцах и на выставках. Съездила в несколько соседних городов и на природу, много гуляла по улицам Мадрида и постоянно что-то фотографировала. Короче, есть что показать и рассказать. Правда, описывать события в хронологическом порядке в этот раз не получится. Буду писать по настроению и начну с великолепного парка "Каприз". По-моему, отличное начало для долгого путешествия!
Итак, поехали! Как-то в субботу подруга решила показать мне свой любимый мадридский парк, который открыт только по праздникам и выходным. Так солнечным весенним днем я оказалась в одном из самых красивых и, наверное, самых нетуристических парков города, о котором хочется рассказать во всех подробностях.
Для начала немного истории
Parque El Capricho de la Alameda de Osuna (парк Эль Капричо де-Ла-Аламеда-де-Осуна, парк "Каприз") - это исторический парк Мадрида, который был создан в середине XVIII века по инициативе одной из самых важных испанских аристократок (перечисление ее титулов займет пол листа), покровительницы поэтов и художников (в том числе Франсиско де Гойи), хозяйки знаменитого литературного салона и "заметной фигуры испанской эпохи Просвещения", баснословно богатой доньи Марии Хосефы де Пиментель, графини Бенавенте, супруги 9-го герцога Осуна (1752-1834). 
Портреты членов семьи герцогов Осуна кисти знаменитого Франсиско Гойи
Герцоги были покровителями художника и неоднократно заказывали ему картины 
Они стали обладателями первого выпуска его знаменитых гравюр Los Caprichos

Расположенный на площади 14 гектаров, единственный мадридский парк в стиле романтизма был упомянут в "Географическо-статистически-историческом словаре Испании и ее заморских владений" (Pascual Madoz, 1845/50) как "одно из самых красивых и величественных владений в Испании и, пожалуй, единственное, что может соперничать с королевскими резиденциями". На сегодняшний день он является самым важным примером ландшафтного парка Испании. 
 
А начиналось все с того, что в 1783 году герцогиня Осуна приобрела у графа де Приего старинное поместье, в котором планировала перестроить дворец и разбить великолепный парк для  отдыха и развлечений. Через год придворный садовник Пабло Бутелу (Pablo Boutelou) представил ей первоначальный проект дома и сада, оформленного в свободном английском стиле. Позднее к обустройству парка подключились представители Версальской школы, французские садовники Батист Мюло (Baptiste Mulot, с 1787 по 1790 год) и Пьер Прево (Pierre Provost, между 1795 и 1810 годами), которые дополнили проект типичными чертами французского паркового дизайна.  
План парка "Эль Капричо", сохранившийся до наших дней
Строительство началось в 1785 году, а завершилось в 1839 году уже после смерти доньи Марии Хосефы де Пиментель. Между 1785 и 1789 годами был выполнен первый этап работ: перестроен интерьер старинного особняка, построен павильон и лебединый пруд, обновлен нижний сад в стиле итальянского "джардино". На втором этапе (1790-1808) была приобретена дополнительная территория и построены так называемые "капризы": "Скит", "Пасека", "Дом старухи" и "Дом из бамбука". Были созданы большое озеро и утиный пруд, а родник направлен в русло оврага, проходящего через сад. В тоже время проведена перестройка главного здания, которое было превращено во дворец (архитектор Angel Maria Tadey, около 1812 года).
Дворец герцогов Осуна в парке "Эль Капричо"
Во время вторжения наполеоновских войск герцогиня Осуна бежала в Кадис, а поместье Аламеда-де-Осуна досталось начальнику французского генерального штаба, генералу Бельяру. Дальнейшее благоустройство парка продолжилось уже после поражения Наполеона. Были устранены "тягостные последствия пребывания оккупационных войск", обновлены зеленые насаждения, построен модный "Танцевальный павильон" (Casino de Baile, 1814-1816) и восстановлено убранство особенно пострадавшего дворца. Работами руководил Antonio López Aguado, в то время главный архитектор Мадрида.
"Павильон для танцев" (Казино де Байле, 1815)
После смерти герцогини поместье с парком унаследовал ее внук - Педро Алькантара, 11-й герцог Осуна, который продолжил совершенствовать "родовое гнездо". Он поручил Лопесу Агуадо-младшему строительство нескольких дополнительных сооружений, среди которых первый в Испании железный мост и посвященная бабушке величественная экседра (полукруглая глубокая ниша с полукуполом) на площади Императоров. 
Первый в Испании железный мост
В 1844 году в возрасте 34 лет неженатый и бездетный Педро де Алькантара Теллес-Хирон, 11-й герцог Осуна (и еще 12 раз герцог и 36 других титулов и должностей) умер в расположенном на территории парка дворце Аламеда де Осуна (Palacio de la Alameda de Osuna). Его наследником стал младший брат - испанский гранд, политический и военный деятель, дипломат, 30-летний Мариано Теллез-Хирон, 12-й герцог Осуна (и еще 80 титулов), который за последующие 38 лет своей эксцентричной жизни ухитрился истратить всё несметное состояние богатейшей семьи. И сделал он это так лихо, что в светских кругах даже появилось выражение "не будьте Осуной!" (т.е. не сорите деньгами). Он также умер бездетным, а остатки имущества древнего рода (известен с XII века) пошли с молотка.
Два последних представителя семьи Осуна, владевших поместьем "Эль Капричо"
Справа - 12-й герцог Осуна, которому на пышную жизнь не хватило всех денег семьи

Многочисленные поместья, замки и земли поменяли владельцев, знаменитая библиотека стала частью Национальной библиотеки Испании, а выдающиеся произведения искусства и мебель разлетелись по частным коллекциям. В 1896 году поместье Эль-Капричо-де-ла-Аламеда-де-Осуна было сдано в аренду герцогу Сантонья, а в 1900 году продано за долги испанскому представителю банка Ротшильдов - Густаву Бауэру. Его семья владела поместьем до 1936 года, пока оно не было реквизировано в годы Гражданской войны. От тех времен на территории парка осталось несколько подземных укрытий, которые использовались в качестве штаба при обороне Мадрида. В послевоенные годы парк находился во владении частных компаний и медленно приходил в упадок, пока в 1974 году его не выкупил Городской совет Мадрида. С 1986 по 1999 год здесь прошла масштабная реставрация (муниципальная мастерская под руководством Joaquín Mañoso), которая, правда, не коснулась Главного здания. Его обновлением занимаются в наши дни и обещают закончить в 2023 году. 
Дворец в парке "Эль Капричо" в наши дни
Теперь немного о концепции парка
Во второй половине XVIII и первой трети XIX века на смену эпохе Просвещения пришли новые эстетические концепции романтизма. Преобладавшие ранее порядок и совершенство, уступили место естественному разнообразию, которое ярче всего проявилось в создании "ландшафтных садов с многочисленными психологическими эффектами". Всем этим требованиям соответствовал и новый модный парк герцогини Осуна, созданный как "источник вдохновения, чувств и удовольствий". В нем есть волнообразные садовые дорожки, обязательные "прекрасные руины" и "естественные" водоемы, пришедшие на смену громоздких помпезных фонтанов. Многочисленные "капризы" прекрасно вписаны в местный ландшафт, а он в свою очередь "стихийно" дополнен большим количеством самых разнообразных растений. 
Естественный ландшафтный парк
В парке прекрасно сочетаются черты итальянского, французского и английского ландшафтного дизайна. Перед дворцом разбиты классические французские партеры, а в более низкой зоне справа от дворца сохранился разбитый еще в XVI веке сад в стиле раннего итальянского Возрождения. Но все же большая часть романтического парка отдана под "английский ландшафтный сад, создающий атмосферу свободной природы".
Вид на лабиринт "Нижнего сада" (фото Antonello_Dellanotte_©2018)
А теперь фотоотчет о нашей прогулке по парку "ЭльКапричо"
Итак, одним субботним днем, прихватив с собой немного хлеба для уток, мы сели в машину и уже через 20 минут припарковались неподалеку от входа в парк на улице Paseo de la Alameda de Osuna. Скажу честно, поначалу увиденное меня не очень впечатлило. Согласитесь, металлический забор, турникеты и полицейские на входе - это вовсе не то, чего ты ждешь от уютного старинного парка. К тому же оказалось, что вход с продуктами на его территорию строго запрещен, поэтому "девушка при исполнении" строго спросила нет ли у нас с собой чего съестного. Решив, что пара кусочков хлеба - это не продукты, мы ответили: "Нет!" (в свое оправдание скажу, что из рюкзака я их так и не достала) и, миновав турникеты, направились к скромным воротам со старинной надписью El Capricho. Во "времена Осуна" это были задние ворота поместья, а главный вход находился на противоположной стороне парка справа от дворца. 
Вход в парк "Эль Капричо де ла Аламеда де Осуна"
Надпись гласит, что Jardin el Capricho - это исторический сад XVIII века
Он открыт только в выходные и праздничные дни 
 
Старинные ворота с надписью El Capricho
Ранее это были "задние" ворота поместья 
План парка "Эль Капричо"
К счастью, первое впечатление оказалось обманчивым. Сразу за воротами началась эффектная "французская ось" из двух параллельных аллей, которые стартуют от небольшой круглой площади Plaza de Toros (дословно Арена для боя быков) и через Parter de los Duelistas (партер Дуэлянтов), Plaza de Emperadores (площадь Императоров) и основной партер приводят к главному зданию - дворцу герцогов Осуна. Эта центральная ось делит территорию парка на относительно небольшую "итальянскую" (справа) и очень просторную "английскую" (слева) ландшафтные части.
Plaza de Toros (Арена для боя быков) - дань важной испанской традиции
По легенде, здесь когда-то проводилась настоящая коррида,
но никаких документальных свидетельств об этом не сохранилось
Parterre de los Duelistas (партер Дуэлянтов) был создан в 1840 году
Из-за растущих здесь деревьев это место также называют площадью Кипарисов
Parterre de los Duelistas (партер Дуэлянтов, другое название Plaza de los Cipreses - площадь Кипарисов) был создан в 1840 году по приказу 11-го герцога Осуна, как дань уважения древней традиции благородства. Его автором стал архитектор Martín López Aguado (сын архитектора Antonio López Aguado, построившего "Танцевальный павильон"). В центре партера на расстоянии 40 шагов друг от друга (нормативная дистанция для дуэли в XIX веке) архитектор разместил две высокие мраморные колонны, увенчанные бюстами Персея и Афины (предположительно). При этом бюсты были установлены спиной друг к другу, символизируя дуэлянтов перед началом поединка.
Две мраморные колонны установлены на расстоянии 40 шагов друг от друга
По преданию, эти колонны символизируют знаменитую королевскую дуэль конца XIX века. Стрелялись Антуан Орлеанский, герцог де Монпансье (брат короля Франции Луи-Филиппа) и инфант Энрике Испанский, герцог Севильский (двоюродный брат королевы Испании Изабеллы II). Поединок произошел 12 марта 1870 года и закончился смертью последнего. Правда, несмотря на романтический флёр, к колоннам в "Эль Капричо" эта дуэль никакого отношения не имеет, потому что произошла спустя тридцать лет, после строительства партера.
По преданию, колонны символизируют королевскую дуэль конца XIX века,
но в действительности она
 произошла через 30 лет после строительства партера
Мраморный фонтан в партере Дуэлянтов был установлен в конце XIX века
Справа от партера Дуэлянтов виднелось здание старинной теплицы, а в левую сторону уходили извилистые дорожки. На кустах отцветали последние камелии, поляны были засыпаны весенними цветами, а берег небольшого пруда утопал в густых зарослях плюща. Далее по курсу показались колонны с античными бюстами и пара небольших мостов, ведущих к Plaza de los Emperadores (площадь Императоров).
Одна из дорожек "английского парка"
Ступеньки - обязательный атрибут любого ландшафтного парка
Куст махровой японской камелии
Такая форма цветка японской камелии называется "Элеганс"
Весенняя поляна
Estanque nuevo ("Новый пруд") в густых зарослях плюща
Далее по курсу показались колонны с бюстами римских императоров
Пройдя по мосту над пересохшим ручьем, мы попали на Пласа-де-лос-Эмперадорес - овальную площадь, по краю которой в 1815 году были установлены бюсты 12 римских императоров (Юлий Цезарь, Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Оттон, Вителлий, Веспасиан, Тит, Домициан). Эти бюсты были созданы в конце XVII века и более 100 лет находились в герцогстве Гандия. Унаследовав это герцогство после смерти отца, герцогиня Осуна приказала перевезти их в Мадрид для украшения своего парка "Эль Капричо". 
Аллеи партера Дуэлянтов заканчиваются низкими каменными мостами
В 1815 году на площади были установлены бюсты 12 римских императоров
 Бюсты императоров были изготовлены в конце XVI века (фото из интернета)
Практически все скульптуры уже требуют реставрации (фото из интернета)
Безусловно, главным украшением площади Императоров и всего парка El Capricho является величественная экседра, воздвигнутая в 1838 году архитектором Martín López Aguado в сотрудничестве со скульпторами Jose Tomas и Fransisco Elias. 
Площадь Императоров украшена экседрой (полукруглая ниша с полукуполом) 
"Четыре мраморные колонны поддерживали полукупол храма, к которому вели 8 охраняемых сфинксами ступеней. В центе под куполом был установлен бюст герцогини Осуна. Картину завершали скульптуры, вазы, скамейки и львы работы Fransisco Elias". Этим помпезным памятником дон Педро Алькантар, 11-й герцог Осуна почтил память своей знаменитой бабушки, доньи Марии Хосефы де Пиментель. 
Величественная экседра в своем первозданном виде на фотографии конца XIX века
В своем первозданном виде памятник просуществовал вплоть до 1896 года, когда на аукционе были проданы боковые мраморные скульптуры. Потом куда-то исчез бронзовый бюст герцогини Осуна работы скульптора Jose Tomas (его местонахождение не известно). В последующие годы экседра все больше разрушалась пока не пришла в полное запустение.
Экседра парка "Эль Капричо" до реставрации (фото из интернета)
Ее реконструкция началась только в 1986 году. Сначала были очищены бронзовые сфинксы и восстановлена общая структура экседры. В 2014 году на место вернулась копия бронзового бюста герцогини Осуна и обе мраморные скульптуры ("Вакх с сатиром" и "Геркулес с Омфалой"), приобретенные в 2013 году за 30 000 евро у наследника ресторана Mayte Commodore. При этом реконструкцию высокого полукупола почему-то решено было не проводить. Во всяком случае пока полукруглая ниша стоит без него.
Экседра парка "Эль Капричо" после первых этапов реставрации (фото из интернета)
Бронзовые сфинксы до реставрации (фото из интернета)
Экседра парка "Эль Капричо" после реставрации
Скульптура "Вакх с сатиром" работы Fransisco Elias
С площади Императоров мы отправились в сторону герцогского дворца, к которому ведет классический французский партер. Своей нынешней версией он обязан севильскому художнику, ландшафтному дизайнеру и знаменитому реставратору испанских исторических садов Javier de Winthuysen, который по заказу Главного управления изящных искусств работал над его восстановлением в период с 1943 по 1952 год. К сожалению, вскоре интерес к историческим садам в Испании был утерян, и работу знаменитого садовника постигла участь всего заброшенного парка. Восстановление партера началось только в конце 80-х годов XX века, и теперь мы можем увидеть работу мастера во всей красе. В последние годы были добавлены только ряды кипарисов.   
Вид на площадь Императоров, партер и лабиринт
Французский партер перед дворцом Аламеда де Осуна
Автором партера стал знаменитый реставратор старинных садов Javier de Winthuysen
Реконструируя исторический партер, Javier de Winthuysen, использовал фотографии знаменитого английского фотографа Charles Clifford, сделанные в парке в 1856 году. Именно поэтому среди зеленых насаждений появились розарии, которые традиционно украшали французский партер "Эль Капричо". 
Вид на один из розариев партера. Жаль, в начале апреля розы еще не цветут...
Один из парных прудов партера
Вид на французский партер и экседру со стороны дворца
Со стороны партера открывается вид на "Храм Бахуса"
Самый красивый вид этого парка!
Вот и дворец Аламеда де Осуна (Palacio de la Alameda de Osuna), реконструкцию которого планируют завершить в 2023 году. Пока посетителей в него не пускают, так что пришлось ограничиться лицезрением красивого заднего фасада (более скромный передний фасад обращен к дороге) и "Фонтана дельфинов" (Fuente de los Delfines) перед ним.
Дворец герцогов Осуна и "Фонтан дельфинов"
Дворец в стиле Палладио был построен на базе ранее существовавшего дома
(архитекторы Manuel Machuca и Mateo Medina)
Небольшой дворец площадью 1200 м², в котором герцоги проводили летние месяцы, был перестроен из дома предыдущих владельцев. Первую пару боковых башен в 1784/88 годах добавил к старой постройке архитектор Manuel Machuca, а две другие, получившие название "Герцог" и "Герцогиня", появились в 1793 году (архитектор Mateo Medina). Практически, квадратное здание с тремя внутренними дворами и башнями по углам было завершено в 1798 году и с тех пор существенно не изменилось, если не считать задний фасад. К нему был пристроен перистиль (окружённое колоннами пространство) с восемью колоннами и парадная лестница с двумя крыльями, ведущими к "Фонтану дельфинов". А вот внутренняя планировка здания менялась неоднократно и особенно пострадала при попытке превратить его в отель. 
Главным украшением фасада являются медальоны и статуи на фронтоне
Барельефы в медальонах рассказывают историю о любви Аполлона и Дафны
(на основании «Метаморфоз» Овидия)
Барельефы в медальонах рассказывают историю о любви Аполлона и Дафны
(на основании «Метаморфоз» Овидия)
Северный фасад дворца обращен в "английскую" сторону парка
Задний (западный) фасад - в сторону французского партера
Лестница на южной стороне была связана с приватным "Нижним парком"  
Скромнее всего выглядит Главный фасад, выходящий на Calle de la Rambla
"Фонтан дельфинов"(Fuente de los Delfines), названный так благодаря фигурам четырех дельфинов в центре чаши, был создан в 1795 году на месте небольшого пруда, существовавшего здесь при прежних владельцах. Первоначально верхнюю чашу фонтана венчал большой артишок, который в 1845 году был заменен тремя бронзовыми лягушками с фонтана "Нижнего сада".
"Фонтан дельфинов" (Fuente de los Delfines) 
Оригинальные лягушки работы скульптора Domingo Urquiza (фото из интернета)
Фигуры четырех дельфинов в центре чаши "Фонтана дельфинов"
На более низком уровне справа от дворца расположен "Сад фонтана лягушек" (Jardin de la Fuente de las Ranas) или "Нижний сад", который достался герцогине Осуна от предыдущих владельцев и, по некоторым данным, был создан в XVI веке. Вход в него был тоже закрыт (говорят, это его обычное состояние), так что пришлось довольствоваться фотографией сверху. Получилась как раз центральная площадь с "Фонтаном лягушек" (Fuente de las ranas). Это один из старейших фонтанов в парке "Эль-Капричо". Его круглая чаша была установлена еще до покупки поместья, а на первом этапе строительства парка появился оригинальный "лягушиный" декор.
"Фонтан лягушек" дал название одной из частей "Нижнего сада"
Теперь она называется "Сад фонтана лягушек" (Jardin de la Fuente de las Ranas)
В 1785 году известный скульптор Domingo Urquiz создал группу из трех бронзовых лягушек для верхней чаши фонтана "Нижнего сада", а в 1815 году следующий скульптор сделал с них еще 8 копий и рассадил по четырем сторонам нижней чаши и у основания пилона. Компания из 11 лягушек дружно жила в этом фонтане вплоть до 1845 года, когда оригиналы Domingo Urquiz решено было пересадить в "Фонтан дельфинов" поближе к дворцу. Возможно, благодаря этому, они и дожили до наших дней, чего не скажешь об их подругах, которые бесследно исчезли к середине XX века. Во время реставрации парка все 11 фигур были восстановлены с помощью уцелевших оригиналов, и теперь исторический фонтан имеет такой же вид, как при герцогине Осуна. 
Для восстановления лягушек использовались оригиналы из "Фонтана дельфинов"
Одна из 11-ти восстановленных лягушек на чаше фонтана в "Нижнем саду"
Теперь фонтан имеет такой же вид как при герцогине Осуна (фото monumenta/es)
На территории "Нижнего сада" расположен небольшой грот с еще одним фонтаном
С 1987 года к "Нижнему саду" примыкает большой "Лабиринт" площадью 6030 квадратных метров. Он был воссоздан на этом месте по точной схеме 1870 года, так как о лабиринте времен герцогини Осуна никаких точных данных до наших дней не сохранилось (первое описание относится к 1847/48 годам, автор Pascual Madoz). Известно только, что он был посажен уже на первых этапах строительства парка, поскольку в те времена такое модное место было просто немыслимо без "романтического лабиринта для любовных игр и тайных встреч". В последующие годы этот парковый аттракцион много раз перестраивался и обновлялся, пока в середине XX века не был уничтожен во время аварийной посадки самолета Iberia, недотянувшего до соседнего аэропорта Барахас. 
Вид сверху на "Лабиринт" парка "Эль Капричо"
Во время реставрации парка, начавшейся в 1986 году старинный лабиринт решено было высадить на новом месте по соседству с "Садом фонтана лягушек". Сейчас его высокие темно-зеленые изгороди из вечнозеленого лавра (Laurus nonbile) поднялись уже выше человеческого роста и представляют собой самый настоящий лабиринт, в котором самый короткий путь от начала до центра и обратно составлял 370 и 319 метров соответственно. В центре посажено дерево Юпитера ("индийская сирень"), которое весной выделяется розовым цветом на фоне зеленой листвы. Но, к сожалению, увидеть всю эту красоту могут только избранные персоны, а для обычных посетителей вход туда тоже закрыт.  
Работы по восстановлению лабиринта в 1987 году
Лабиринт построен из лавровых изгородей выше человеческого роста
Самый короткий путь от начала до центра и обратно составлял 370 и 319 метров
По обеим сторонам партера расположены металлические перголы
Гуляя по левой (от дворца), можно сверху посмотреть на "Нижний сад" и "Лабиринт" 
Огромное ветвистое дерево около дворца - это очень старый платан
Вид на дворец с дороги, ведущей к "Храму Бахуса"
Дорога ведет к "Храму Бахуса" на вершине холме
Самое эффектное украшение парка "Эль Капричо" - это неоклассический "Храм Бахуса" (El Templete de Baco) работы архитектора José de la Ballina, построенный в 1786-88 годах на возвышении справа от дворца. Дорический карниз овальной формы поддерживают 12 ионических колонн, расположенных на подиуме из пяти каменных ступеней. В центре на постаменте стоит мраморная скульптура Бахуса. Вокруг зеленая поляна, ярко синее небо и высокие стройные сосны. Все вместе это очень впечатляет и почему-то напоминает Италию.  
Неоклассический "Храм Бахуса" был построен в 1786/88 годах (арх. José de la Ballina)
Первоначально "Храм" украшала скульптура Венеры (фотомонтаж ojoclic) 
С начала XIX века в центе "Храма" стоит скульптура Бахуса
Храм Бахуса относится к уникальным постройкам того времени. Он имел необычную форму эллипса, а его колонны были сгруппированы в четыре тройки с промежутками по сторонам света, что позволяло видеть центральную скульптуру с разных точек во время прогулки. По свидетельству архитектора Mateo Gill, первоначально здание было увенчано куполом, "сделанным из каменной кладки, свинцованным снаружи (...) и окрашенным темперой внутри". Но в начале XIX века случился ураган, купол был сорван и оставшийся без крыши "Храм" распрощался с великолепной статуей Венеры работы скульптора Juan Adán. Ее перенесли в помещение "Пасеки" (сейчас там стоит ее копия), а в храм установили менее ценную статую Бахуса. 
Дорический карниз овальной формы поддерживают 12 ионических колонн
По-моему, без купола он выглядит еще интереснее!
Вот мы и оказались в "английской" части парка, где между прудов и деревьев разбросаны основные его "капризы". Они связаны целой паутиной "живописных дорожек", так что, вооружившись картой, можно наслаждаться прогулкой по весеннему парку и рассматривать "исторические достопримечательности" по мере их поступления.
Ярко-розовые цветы "багряника (церциса) европейского" или "иудина дерева"
Если у нас "иудиным деревом" традиционно считают осину, то в странах Западной Европы этим именем принято называть багряник или церцис. Согласно легенде, предавший Иисуса Христа за 30 серебряников, Иуда в раскаянии повесился рядом с таким же деревом, и его белоснежные цветы окрасились в знак печали. Так появился прекрасный церцис усыпанный розовыми, лиловыми или фиолетовыми цветами. 
Кстати, плоды "багряника европейского" идут на приготовление острых приправ
"Лебединый пруд" (Estanque de los Cisnes) - непременный атрибут романтического сада
Черные лебеди на небольшом "лесном озере" выглядят особенно романтично
Очень весенние цветы под названием "птицемлечник поникший"  
А так цветет Laurus nobilis или "лавр благородный" 
Вдали видна высокая колонна, увенчанная скульптурой Сатурна
На высокой колонне стоит зловещая фигура бога Сатурна, созданная по мотивам знаменитой и, наверное, самой ужасной картины Франсиско Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына" (1820). Возможно, ее инициатором стал сам художник, который был тесно связан с семьей Осуна и часто бывал в этом саду. От колонны расходится шесть лучей, образующих так называемое "Колесо Сатурна" (Rueda de Saturno), которое (как и многие другие сооружения этого парка) тесно связано с темой масонства, но мы в ее таинства углубляться не будем.   
Скульптура "Сатурна, пожирающий своего сына" по мотивам картины Франсиско Гойи
Пройдя по одному из лучей "Колеса Сатурна", мы очутились возле "Пасеки" (El Abejero, 1794)... в герцогском понимании этого слова. Перед нами было одноэтажное здание с высоким куполом и традиционно закрытым входом. Увидев заглядывающих через двери людей, мы тоже пошли попытать удачу и даже смогли разглядеть силуэт знаменитой Венеры, которая считается одной из лучших скульптур испанского неоклассического искусства. Ну, а что касается всего остального, то о нем пришлось прочитать на информационном стенде у входа. Благодаря трогательной заботе администрации, такие стенды стоят возле всех интересных объектов парка.
Возле всех достопримечательностей парка расположены информационные стенды
Итак, это здание состоит из центрального круглого зала, украшенного великолепной скульптурой Венеры работы Juan Adán (теперь это копия), и двух симметричных крыльев, в которых когда-то действительно размещались настоящие ульи. Они были встроены в тыльные стены таким образом, чтобы пчелы могли свободно вылетать на воздух, а посетители внутри здания наблюдать через стекла за их кипучей жизнью. Мед с этой "Пасеки" подавали на стол герцогини Осуна, и чтобы он отличался особым ароматом, вокруг здания были посажены самые душистые растения. 
"Пасека" (El Abejero) предназначалась для наблюдением за жизнью пчел
Во времена герцогини Осуна "по окружности главного зала стояли 8 коринфских колонн с золотыми капителями. Они поддерживали высокий купол и карниз. Все было отделано мрамором и великолепной лепниной под стать скульптуре Венеры, стоявшей на богато украшенном пьедестале в самом центре. От главного зала отходили симметричные павильоны со встроенными ульями. Они также были богато отделаны лепниной и резьбой. В конце павильонов находились небольшие залы для отдыха и беседы, украшенные роскошной мебелью и посудой". 
Главный зал "Пасеки" украшает копия "Венеры де ла Аламеда" работы Juan Adán
Фрагмент "Венеры де ла Аламеда"
Купол центрального зала "Пасеки" (El Abejero)
Благодаря реставрации, проведенной в конце XX века, отделка исторической "Пасеки" была максимально приближена к оригиналу. Правда, вместо "Венеры де ла Аламеда" работы Juan Adán (La Venus de la Alameda, каррарский мрамор, 1793) с 2014 года на высоком пьедестале стоит ее очень хорошая копия. Она была подаренная парку нынешней владелицей оригинала, испанской аристократкой и меценатом Alicia Koplowitz. 
Один из боковых павильонов "Пасеки" со встроенными ульями
Так пчелиные ульи выглядят с внешней стороны "Пасеки"
Дорожки парка в районе "Колеса Сатурна"
После "Пасеки" мы отправились в сторону "Железного моста", а по дороге увидели еще один парковый "Каприз". Это небольшой вполне настоящий кирпичный "Форт" (Fort) треугольной формы, который первоначально был оборудован: "деревянным подъемным мостом, сторожевой будкой с вооруженным солдатом, двенадцатью небольшими бронзовыми пушками, боеприпасами, флагштоком, флагом и другими необходимыми инструментами для его защиты и украшения". До наших дней сохранились только "грозные стены" и неглубокий защитный ров с водой.  
"Форт" (архитектор Martín López Aguado, начало XIX века)
Недалеко от "Форта" начинается рукотворная река, которая огибает "Площадку для игр" (Zona de Juegos) и извилистым маршрутом приводит нас к "Железному мосту" (Puente de hierro), "Тростниковому дому" (Casa de Cañas) и самому большому местному озеру.
"Река" начинается прямо у подножья "Форта" (на фото слева)
Берега утопают в зарослях "Барвинка" 
У нас "Барвинок" стелется по земле, а здешний растет целыми шапками
Когда-то по этой "реке" скользили лодки с гостями герцогини
Мы немного отклонились от "реки" в сторону гигантской зеленой поляны
Здесь можно посидеть на романтической лавочке и помечтать о чем-нибудь хорошем
Раз уж мы забрели в зеленое царство, расскажу пару слов о растениях, которые когда-то привозили сюда из знаменитых питомников, расположенных в Аранхуэсе и Буэн Ретиро, а также во Франции и где-то на Востоке. Несмотря на то, что со временем большинство из них были утеряны, самые сильные все же уцелели и сейчас в саду произрастает 615 цветущих кустов (сирень, жасмин и др.) и 3875 деревьев. Среди них великолепные образцы сосен, кедров, каменных дубов, земляничных деревьев, тополей, бузины, тамарикса, калины, платанов, багряника, бирючины, акаций и лип. Кроме того 90.113 m² занимают массивы разнообразных кустарников.
При порывах ветра пыльца цветущих сосен накрывает все вокруг желтым туманом
 Выглядит это очень эффектно, но лучше под него не попадать
А вот и местная фауна
Белочка за поеданием орешка
Мы опять вернулись к "реке"
Еще один поворот и мы увидим "Железный мост"
Небольшой высокий мост, построенный в 1834/39 годах архитектором Martín López Aguado по инициативе внука герцогини Осуна, стал первым в Испании мостом, изготовленным из железа. Его довольно простая конструкция в венецианском стиле, состоит из двойной железной арки высотой около 4 метров, поверх которой закреплены две крутые симметричные лестницы идущие к небольшой центральной площадке. Рисунок завершают изящные металлические перила, и все это вместе выглядит очень легко и ажурно.   
Вид на "Железный мост" со стороны рва у реки
"Железный мост" (El Puente de hierro, 1834/39)
В солнечный день ил на дне озера выглядел особенно эффектно
Рядом с "Железным мостом" расположена пристань под названием "Тростниковый дом" (Casa de Cañas, 1792/98). Она состоит из небольшой комнатки, крытого причала и обращенной к озеру открытой террасы, на которой когда-то подавали закуски. Отсюда гости герцогини Осуна отправлялись на лодках к "Танцевальному павильону" или совершали прогулки по озеру и живописным "каналам". В 1792 году пирс был украшен картинами в технике trompe l'oeil (обманка), написанными декоратором и сценографом Angel María Tadey. Они имитировали обитые тканью стены, "окно" с видом на павильон в прекрасном саду и панораму окрестностей вокруг "беседки".
С террасы "Тростникового дома" открывается прекрасный вид на озеро
Причал для лодок с росписью стен в стиле trompe l'oeil
Вид на окрестности из "открытой беседки" (фото  antonellodellanotte.com)
Оформление стены в кабинете "Тростникового дома" 
Над выходом из крытого причала выложена звезда Давида
Вид на "Тростниковый дом" со стороны озера
Вид на озеро
Красивое озеро и лебедь в позе фламинго
В центре озера расположен остров, на котором стоит памятник с водопадом
На острове в центре озера расположен памятник наиболее выдающемуся герцогу Осуна. На нем закреплен бронзовый медальон с изображением профиля герцога и выбита надпись: "Памяти Педро Телеса Хирона, 3-го герцога Осуна, вице-короля Неаполя". Несмотря на то, что он был одной из самых значимых фигур времен правления Филиппа III, придворной жизни герцог предпочитал поля сражений. Он воевал против повстанцев во Фландрии, сражался с турками и берберами в Средиземном море, на собственные деньги вооружал корсарский флот и нещадно топил османские корабли. Но после смерти Фелипа III "великий Осуна" впал в немилость, был обвинен во всех смертных грехах и усилиями графа-герцога Оливареса (фаворит нового короля) был заключен под домашний арест, где провел последние 3 года своей жизни. А вот опала с герцогов Осуна была снята только 30 лет спустя.
Памятник посвящен III "великому" герцогу Осуна
При нем род Тельес-Хирон достиг наибольшего величия
На берегу озера неподалеку от "Тростникового дома" мы наткнулись на выложенную галькой восьмигранную площадку, обнесенную низкой оградой. Оказалось, что это остатки Pabellón de Esteras ("Павильон циновок" или "ковриков"), возможно, получившего свое название благодаря красивому каменному полу, похожему на ковер. Такие сложные узоры из мелкой гальки напомнили мне о поездке в Андалусию (там эта техника очень популярна) и о том, что род герцогов Осуна происходит как раз из тех земель. Кроме художественного пола, от павильона остались еще и места крепления 8-ми колонн, которые, очевидно, поддерживали какую-то крышу. Но нас эта площадка заинтересовала еще и потому, что на ней лежали очень нужные нам сосновые шишки. 
 Остатки Pabellón de Esteras (дословно "Павильон циновок" или "ковриков")
Такой рисунок из гальки я много раз видела в Андалусии, откуда родом герцоги Осуна
На табличке написано, что наступать на камни запрещено...
но ней лежали вожделенные шишки... устоять было нельзя!
Остальные собрали под деревом на траве
В результате я сделала подруге красивый подарок
После прогулки вдоль озера мы свернули в сторону парка и, наслаждаясь прекрасной погодой, немного прошлись по его дорожкам, посидели на лавочке, послушали пение птиц. Вокруг была чудесная ранняя весна с приятным мягким солнцем и ароматами первых цветов. Идти никуда не хотелось от слова "совсем", но впереди еще было три герцогских "каприза" и, собрав волю в кулак,  мы вернулись к воде и отправились в сторону "Павильона для танцев" (El casino o casa de baile).
От озера в сторону "Павильона для танцев" идет еще одна "река"
И опять мы попали в заросли барвинка
Тропинка вдоль "рукава", идущего от озера к "Павильону для танцев"
Casa de Baile или El Casino ("Танцевальный павильон" или "Казино") - это последний "каприз", появившийся в парке при жизни герцогини Осуна. В 1815 году, несмотря на наличие бального зала во дворце, она решила построить новый павильон в районе озера, в который гости могли прибывать на лодке или фелуке (небольшое парусное судно). "Каприз" был реализован главным архитектором Мадрида Antonio López Aguado, который спроектировал здание, состоящее из квадратного "рабочего" низа и восьмигранного "парадного" верха, и поместил его прямо над бъющим из воды родником.
К ступеням приплывали лодки с гостями герцогини
В нижней квадратной части здания находятся насосы и колодец глубиной 15 метров, вода из которого питает всю водную систему парка. Она попадает в реку через установленный под парадной лестницей водопад, оформленный как небольшой грот с фигурой дикого "Кабана" (реплика флорентийской бронзовой скульптуры Porcellino (поросенок) работы Pietro Tacca).
Ступени охраняет "Кабан", который является частью водопада
Этот "Кабан" является копией флорентийского Porcellino (фото antonellodellanotte)
Вид на "реку" с лестницы "Танцевального павильона" (фото madridconencanto-siema)
Интерьер технического этажа "Танцевального павильона"
Верхняя часть "Казино" имеет восьмигранную форму. После тщательной реставрации ее интерьеру вновь возвращен парадный вид времен герцогини Осуна: стены отделаны зеркалами, на дверях красуются барельефы с сюжетами четырех времен года, восстановлен пол из ценных пород дерева, а плоский потолок украшает неоклассическая фреска с изображением "Зодиака" работы придворного художника Juan Gálvez (все фотографии интерьера antonellodellanotte.com).
"Танцевальный павильон" был тщательно отреставрирован в конце XX века
Роскошный потолок "Танцевального павильона"
Пишут, что, этот "Танцевальный павильон" был местом проведения грандиозный светских мероприятий, включая ежегодный бал с участием королевских особ. В такие дни "Казино" оформляли с особой размахом, а пушки форта салютовали по случаю прибытия фелуки монарха... Согласна, пушки и лодка - это нарядно. А вот королевский бал в этом крошечном зале, я представляю с большим трудом... 
Часть окон "Танцевального павильона" выходят на цветник
Интерьер бального зала "Танцевального павильона"
Вид на "Павильон для танцев" со стороны цветника
Весенний цветник
Одна из клумб цветника
Наша прогулка, практически, подошла к концу. Из крупных "капризов" осталось увидеть "Эрмиту" (La Ermita, скит) и "Дом старухи", но сил хватило только на последний. Так что скит я увидела только в интернете, но рассказать о нем просто обязана.
"Эрмита" (La Ermita, 1792/95)
Неподалеку от "Эрмиты" расположен "Утиный пруд" (Estanque de los patos)
"Эрмита" или "Дом отшельника" (la Ermita или Casa del Ermitaño) - это небольшой скит, который был построен между 1792-95 годами и оформлен  итальянским художником Angel María Tadey в технике trompe l'oeil (обманка). Интерьер "с ощущением ветхой древности" украсили фрески, фальш-окна с витражами, алтарь и даже "порванная" картина Альбрехта Дюрера с изображением святого Антония. Все выглядело вполне натурально, но не хватало живого отшельника. Эту роль поручили fray Arsenio и он выполнял ее 26 лет подряд. В 1802 году монах отшельник умер и был похоронен рядом с "Эрмитой" (гробницу разорили французские солдаты), а опустевшее место занял его друг Eusebio. Герцоги Осуна взяли его на полное довольствие, а взамен попросили изображать классического (в их понимании) отшельника, постепенно дичать (ему было запрещено стричь ногти и волосы) и пугать любопытных гостей. Eusebio прожил в парке до 1816 года. После него живых отшельников в эту "Эрмиту" уже не селили. Их функцию выполнял механический манекен.
Рядом с "Эрмитой" расположена могила отшельника (пирамида возле куста)
"Порванная" картина Дюрера изображает святого Антония (фото madridconencanto)
Фреска-обманка на потолке "Эрмиты" (фото madridconencanto)
Вот мы и добрались до Casa de la Vieja ("Дом старухи"), который был построен в 1792-1795 годах недалеко от выхода из парка "Эль Капричо". Он представляет собой имитацию типичного двухэтажного фермерского дома тех времен, в котором герцогиня с гостями любили "играть в крестьян".
Casa de la Vieja ("Дом старухи", 1792/95)
На нижнем этаже "Дома старухи", декор которого был выполнен в технике trompe l'oeil (обманка), располагались так называемый "моховой кабинет" (его стены и сиденья восьми стульев были покрыты мхом), меблированная кухня с нарисованными на стенах фермерскими продуктами и комната "старухи", в котором гостей развлекали механические манекены пожилой женщины за прялкой и маленького мальчика рядом с ней. Позднее к этой группе был добавлен и манекен крестьянина (все фотографии интерьера antonellodellanotte.com).
Загадочный "Моховой кабинет", ноябрь 2017 г. © 2018 Антонелло Делланотте
Кухня "Дома старухи", ноябрь 2017 г. © 2018 Антонелло Делланотте
Первый этаж "Дома старухи", ноябрь 2017 г. © 2018 Антонелло Делланотте
В Отличие от первого этажа, который "демонстрировал крайнюю бедность", на втором этаже находился "Богатый кабинет" с неоклассическими картинами, большим столом и двенадцатью стульями с соломенными сиденьями. Оформление этого "идиллического образца сельской жизни" приписывается художнику Angel María Tadey. Сегодня дом стоит отреставрированным, но пустым, а автоматы бесследно исчезли.
Второй этаж "Дома старухи", ноябрь 2017 г. © 2018 Антонелло
Богатый кабинет "Дома старухи", ноябрь 2017 г. © 2018 Антонелло
Рядом с домом был разбит небольшой "огородик", где герцогиня Осуна лично посадила первые в Испании желтые rosas de pitimini (розы питимини, миниатюрные кусты роз), привезенные ей из Китая. 
Такие rosas de pitimini через пару месяцев расцветут рядом с "Домом старухи"
Наша чудесная прогулка по парку "Эл Капричо" подошла к концу. Мы много увидели и узнали об этом месте, но самое главное с большим удовольствием побродили по его весенним тропинкам. Единственное о чем я очень жалею, что не смогу увидеть этот парк в осеннем наряде... ну, и о том, что так и не смогла покормить местных уток, конечно...
Обойдя весь парк, мы опять вернулись к его воротам
Очень красивая клумба из кустов белых ромашек и контрастных ярких цветов

.
Полезная информация

Парк открыт только в выходные и праздничные дни
с 1 апреля по 30 сентября - с 9:00 до 21:00 
с 1 октября по 31 марта - с 9:00 до 18:30 
Парк закрыт 25 декабря и 1 января 
Пасео Аламеда де Осуна 25, Мадрид
Метро: El Capricho (линия 5)
Автобус: 101, 105 и 151
Официальный веб-сайт: madrid.es 
+(34) 915 880 114 
Стоимость посещения: бесплатно

Некоторые источники: 

2 комментария:

  1. Красивый и очень камерный парк, очень уютный, я бы сказала "домашний". Забавно, что в Андалусии по таким "коврам" из гальки все ходят :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да! Там целые площади так вымощены. В парке хотели восстановить этот павильон, но пока не нашли его описание, поэтому сохраняют пол, как остаток парковой достопримечательности. Возможно, когда-нибудь восстановят.

      Удалить