воскресенье, 18 февраля 2024 г.

Поездка в Королевский дворец Ла-Гранха, часть 1 (La Granha de San Ildefonso, Испания, март-июль 2022, часть 12)

Если предыдущие 14 постов я посвятила исключительно мадридским достопримечательностям, паркам, выставкам и магазинам, то сегодня мы начнем путешествовать по окрестностям испанской столицы. Я планирую рассказать о поездках в Эскориал, Толедо, Авилу, Сеговию, дворец Пардо и горно-лесной массив Сьерра де Гвадаррама. Но это будет в следующих постах, а сейчас мы отправляемся в загородный дворец Ла-Гранха (La Granha de San Edelfonso), расположенный в Королевском городе Сан-Ильдефонсо в 10 километрах от Сеговии. Красота там невероятная!
Один из партеров дворцового парка Ла-Гранха
Чтобы по привычке убить двух жирных зайцев сразу, в первой половине дня я съездила в летний дворец и парк Ла-Гранха, а во второй - прогулялась по средневековому городу Сеговия. Поскольку за один пост рассказать обо всем увиденном будет просто нереально, я разбила это длинное путешествие на три части: "Дворец", "Парк" и "Сеговия" - город в который я влюбилась еще в далеком 2004 году.
Великолепный средневековый город Сеговия
ДОРОГА В СЕГОВИЮ И ГОРОД САН-ИЛЬДЕФОНСО
Итак, будильник, утро, кофе, выход. Автобусы в Сеговию отправляются с большой подземной автостанции Монклоа (Estación de Autobuses de Moncloa), расположенной в районе Чамбери, а значит, к счастью, с "моей" стороны огромного Мадрида. Так что вся дорога от дома до билетной кассы на автовокзале заняла у меня, примерно, полчаса. 
До станции метро Estrecho (линия 1) от моего дома всего 5 минут
Через одну остановку пересадочная станция Cuatro Caninos
Перроны станции Cuatro Caminos (линия 1)
Пересадка на кольцевую станцию Cuatro Caminos (линия 6)
Главное одолеть бесконечные лестницы и не перепутать перрон

Переход на станции Cuatro Caminos (с линий 1,2  на кольцевую линию 6)
Историческая станция Cuatro Caminos была конечной остановкой первой ветки мадридского метро, открытой 17 октября 1919 года между станциями Соль и Куатро-Каминос. В 1929 году до этой станции была продлена линия 2, а в 1979 году с ней соединили кольцевую линию 6. В 2018 году Cuatro Caminos была реконструирована "в едином имидже 2000-х годов". При этом в отделку были включены светодиодные панели с фотографиями из жизни этой важной исторической станции.
В вестибюле можно познакомиться с историей станции Cuatro Caminos
Знаменитая винтажная плитка "метро" во всей красе
А этой уже вид на перроны метро Moncloa (кольцевая линия 6) 
Выход со станции метро Moncloa расположен на -2 этаже 
Далее по стрелочкам следуем в кассу автобусной компании Avanza (-2 этаж) 
 (Taquillas Segovia/Кассы Сеговия)
А вот и касса, где можно купить билеты на рейсы компании Avanza
Я купила билет в одну сторону за 4,60 евро на ближайший прямой рейс в 9:15
(время в пути 1 час 20 минут, расписание на сайте Avanza)
Важно помнить, что билет должен быть на прямой рейс до автовокзала Сеговии
Эскалатор напротив кассы ведет на -1 этаж, где расположены выходы к автобусам
На -1 этаже я нашла нужный номер выхода, который назвала мне девушка в кассе
(лучше уточнить выход, т.к. одновременно в Сеговию отправляется до 4-х автобусов)
Над выходом висело табло с временем отправления прямого автобуса на автовокзал
Автобусы отделены от пассажиров стеклянными дверями,
которые открываются минут за десять до отправления

Я села в  автобус одной из первых и заняла любимое первое место справа у окна
Водитель быстро проверил все билеты и автобус отправился вовремя
(в июне 2022 года в транспорте и музеях еще носили маски в обязательном порядке)
На водительский монитор выведены камеры багажных отсеков
Из подземного автовокзала мы выехали к Арке Победы (Arco de la Victoria, 1956)
Она стоит в центре площади Монклоа, под которой расположены метро и автовокзал
Сразу за Аркой Победы расположен Маяк Монклоа (Faro de Moncloa, 1992, 110 м)
"Башня освещения и связи" используется как панорамная смотровая площадка
Красивый вантовый мост Пуэрта-де-Лас-Росас (Puerta de las Rosas)  
Он был построен над автомагистралью А-6 в 2007 году
Наш автобус отражается в зеркальном блеске стальной цистерны 
Горный массив Сьерра-де-Гвадаррама все ближе!
Стрелкой я показала знаменитый крест Долины павших (Valle de los Caidos)
Мемориал Долина павших в Сьерра-де-Гвадаррама (фото до 1998 г)
Памятник посвящен героям, павшим в Гражданской войне 1936-1939 годов
Он был построен по инициативе Франциско Франко в 1940-1959 годах
Грандиозный мемориал Долина павших (Valle de los Caidos) расположен на площади 1365 гектаров на юге горного хребта Сьерра-де-Гвадаррама (Sierra de Guadarrama) в 58 км от Мадрида. Поскольку он был построен в качестве символа национального искупления и примирения, на его территории были рядом захоронены франкисты и республиканцы (34000 человек), павшие в годы гражданской войны. Комплекс включает в себя аббатство, вырубленную в скале базилику длиной 262 метра и крест высотой 150 метров, который отлично виден с расстояния 50 км. Все это  очень впечатляет! Я побывала в Долине павших в 1998 году, но до сих пор помню парящий в ярко-синем небе огромный крест и невероятный вид на окрестные горы. 
Возведением мемориала руководили архитекторы Педро Мугуруса и Диего Мендес 
Крест высотой 150 м украшен скульптурами 4-х апостолов работы Хуана де Áвалоса
(фотография комплекса в наши дни) 
Огромная базилика Долины павших вырублена в скале под высоким крестом
Ее длина составляет 262 м, диаметр покрытого мозаикой купола - около 40 м
Комплекс Автомобильных туннелей Гуадаррама расположен в 50 км от Мадрида
Он состоит из 3-х туннелей на перевале высотой 1511 метров над уровнем моря
Первый из них (1) был открыт в 1963 году (2870 м, первая платная дорога страны)
В 1972 году был открыт Туннель 2 (3328 м, направление Ла-Корунья, справа),
а в 2007 году - параллельный ему Туннель 3 (3148 м, направление Мадрид, слева)
В Сеговию мы ехали по Туннелю 2, который входит в 10 главных туннелей Испании
А по Туннелю 3 я вечером возвращалась в Мадрид (въезд со стороны Сеговии)
Через 3 км после выезда из туннеля мы пересекли границу провинции Сеговия
Впереди еще 40 км, но вокруг такая красота, что время летит незаметно!
Типичный летний ландшафт этих мест. Земля покрыта сгоревшей на солнце травой
Склоны Сьерры-де-Гуадаррама покрыты сосновыми и дубовыми лесами
В 10:35 мы выгрузились на автовокзале в Сеговии
Небольшой светлый автовокзал Сеговии (Estación de Autobuses Segovia)
В конце зала расположена касса, в которой вечером я купила обратный билет
В La Granha de San Ildefonso следуют синие автобусы компании Linecar 
направление на табличке на лобовом стекле (1 раз в 45 минут, расписание здесь)
время в пути 20 минут, билет  в один конец (1,70 €) можно купить у водителя
По дороге мы проехали мимо арены для боя быков (Arena de Toros de Segovia)
Это одна из старейших арен для корриды в Испании (отреставрирована в 1995 году) 
Еще немного высохшей до бела травы на фоне горных хребтов
Финишная прямая. До городка Сан-Ильдефонсо осталось несколько километров
На фоне гор видны очертания дворца Ла Гранха 
REAL SITIO DE SAN ILDEFONSO И ДВОРЕЦ LA GRANJA 
Вид на Королевский город Сан-Ильдефонсо и дворцовый комплекс Ла-Гранха
Из автобуса я вышла на площади Пуэртас-де-Сеговия (Plaza de las Puertas de Segovia)
в 100 метрах от ворот дворца La Granja (вид на ворота со стоянки автобуса)
Отдельная благодарность водителю, который сказал мне, где выходить и куда идти
Парадный вход во дворец Ла-Гранха называется Ворота Сеговии (Puerta de Segovia)
По обе стороны от входа расположены симпатичные летние террасы
Слева находится Ресторан традиционной кухни Сеговия (Restaurante bar Segovia)
Пройти мимо утопающей в розах террасы было невозможно!
Завернула выпить чего-то холодного и подзарядить телефон
Понимая, что со временем у меня не очень, я решила ограничить свое знакомство с городом Сан-Ильдефонсо несколькими фотографиями из автобуса и прогулкой по улицам рядом со зданием дворца. Этого вполне хватило для того, чтобы получить представление о малюсеньком городе, в котором сейчас проживает чуть более 5000 человек. 
Королевская стекольная фабрика Ла Гранха (Real Fábrica de Cristales de La Granja, 1727)
Ворота королевы (Puerta de la Reina, 1784, La Granja, фото misindromeviajero)
Вид на город Сан-Ильдефонсо. В центре видна труба стекольной фабрики La Granja
Переулок Посадас (Callejón Posadas, La Granja)
Переулок Посадас (Callejón Posadas, La Granja)
Справа от входа расположился Отель и ресторан Рим (El Hotel Restaurante Roma)
Рядом с ним видна башня исторического здания бывших Королевских конюшен
На стенде у входа изображена карта дворца Ла-Гранха и города Сан-Ильдефонсо 
Здесь можно оценить предстоящий фронт работ... ходить не переходить...
Симметрично с Конюшнями расположен Корпус королевской гвардии (La Granja)
Одинаковые здания с башнями на концах обрамляют площадь Испании с двух сторон
Вдоль Казарм идет тенистая каштановая аллея, по которой можно дойти до дворца
Улица Новые казармы (с. Cuartel Nuevo, La Granja) проходит в тылу Корпуса гвардии
Садовая улица (c. Jardines, La Granja) спускается вниз от улицы Новые казармы
Развилка улиц Карраль (c. Carral) и Валенсиана (c. Valenciana, La Granja)
На улице Валенсиана (справа) видна церковь Скорбящей Богоматери
Церковь Скорбящей Богоматери (Iglesia de Nuestra Señora de los Dolores, 1764)
(La Granja, фото misindromeviajero)
Вид на башню бывших Королевских конюшен со стороны площади Испании
За огромными деревьями показалась заветная цель - дворец Ла-Гранха
Первым ярким впечатлением от дворца Ла-Гранха стали гигантские деревья, растущие на поляне перед его фасадом. Я обошла и сфотографировала их все. Конечно, по фотографиям ощутить всю мощь этого зрелища практически нереально, но можно прикинуть масштабы по лавочкам, урнам или фонарям. Описывать каждое дерево я не буду, скажу только, что их высота достигает 42 метров, а возраст варьируется от 120 до 160 лет.
Самое высокое из здешних деревьев - гигантская секвойя
(высота - 42 м, ширина кроны - 15 м, возраст - 144 года, диаметр ствола - 4,7 м) 
Пихта испанская
Атласский кедр
Масштаб этой испанской пихты виден благодаря стоящим рядом людям
Ствол гигантской березы
Переплетенные за долгие годы ветви испанской пихты
Дерево с бурыми листьями - это красный бук
(высота - 26 м, ширина кроны - 13,9 м, возраст - 160 лет)
Падуб
Цветочный бордюр "конфетти" на фоне Дамского дома (Casa de Las Damas) 
Модная летняя клумба "конфетти" смотрится очень нарядно
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДВОРЦА ЛА-ГРАНХА
Королевский дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (Palacio Real de La Granja de San Ildefonso), больше известный как La Granja, - это загородный дворец с обширным парком, построенный по приказу короля Испании Филиппа V (Felipe V, 1683-1746) в городке Сан-Ильдефонсо в 80 км от Мадрида и 10 км от Сеговии. 
Долина Вальсаин (Valle de Valsaín)
Покрытая густыми лесами долина Вальсаин (Valle de Valsaín) на северных склонах Сьерра-де-Гуадаррама (Sierra de Guadarrama) издавна служила излюбленным местом охоты кастильских королей. Еще в XV веке Энрике IV (Enrique IV, 1425-1474) построил здесь первый охотничий домик и небольшую часовню, посвященную Святому Ильдефонсу Толедскому (Ildefonso de Toledo). Она и дала название этому месту. 
Часовня Ильдефонсо Толедского (Ildefonso de Toledo) была построена в 1450 году
К 1723 году она была практически разрушена и превращена в мучной склад
Сейчас перестроенную часовню можно увидеть в парке рядом с Садами королевы
Взошедшая на престол после Энрике IV, набожная королева Изабелла I (Isabel I la Católica, 1451-1504) подарила оба здания и земли вокруг них монахам-иеронимитам монастыря Эль-Парраль из соседней Сеговии, а они построили там богадельню и небольшую ферму, что по-испански звучит, как "ла-гранха" (la granja). Однако, испанским королям, все же требовалось какое-то место для отдыха в этих охотничьих угодьях, и в 1556 году по приказу короля Испании Филиппа II (Filippe II, 1527-1598) в деревне Вальсаин (4 км от Сан-Ильдефонсо) был построен первый королевский загородный дворец, Palacio de Valsaín, который сгорел дотла в 1682 году.
Первый королевский дворец в этих местах был построен в XVI веке в деревне Вальсаин
В 1682 году он сгорел дотла.
 Его руины находятся в 4-х км от Сан-Ильдефонсо
Следующий королевский дворец в долине Вальсаил появился уже при короле Филиппе V (Felipe V, 1683-1746), который тоже любил охотится в этих живописных местах. Первый представитель французской династии Бурбонов на испанском престоле решил построить здесь "маленький рай в сдержанном стиле барокко" с большим регулярным парком "по образу любимого Версаля", построенного его дедом - королем Франции Людовиком XIV. С этой целью в 1719 году у монахов-иеронимитов были выкуплены необходимые земли и утвержден "достойный этого места проект", представленный испанским архитектором Теодоро Ардемансом (Teodoro Ardemans 1721-1724). 
Королевский дворц Ла-Гранха (Palacio Real de La Granja, 1719-1739)
проект центральной части - Т. Ардеманс, парковый фасад - Дж. Б. Сакетти/Ф.Юварра
боковые крылья - Андреа Прокаччини, Семпронио Субисати
генплан парка - Рене Карлье, ученик Робера де Котта, архитектора Людовика XIV
Согласно одобренному проекту, "Королевский комплекс представлял собой большой прямоугольник площадью 170 гектаров, с трех сторон окруженный сосновым лесом и шестикилометровой стеной. При этом дворец и парк были расположены в самой нижней части водораздела, что позволяло питать систему фонтанов обильными водами с горных хребтов". На первом этапе Теодоро Ардеманс сосредоточился на "закладке фундамента", а ландшафтный архитектор Рене Карлье (René Carlier, ?-1722) - на "выравнивании площади новых садов". Позже его работу продолжили французский садовник Этьен Бутелу (Étienne  Boutelou, главный садовник в течение 15 лет) и инженер Этьен Маршан (Étienne Marchand), занимавший пост "директора садовых работ".  
Генеральный план Сан-Ильдефонсо, 1734
Фернандо Мендес де Рао по эскизам Этьена Маршана 
На втором этапе строительства проект был расширен и доработан под руководством итальянского художника Андреа Прокаччини (Andrea Procaccini 1728-34), его ученика Семпронио Субисати (Sempronio Subisati 1680-1758, директор королевских работ Королевского комплекса Сан-Ильдефонсо) и Джованни Баттиста Саккетти (Giovanni Battista Sacchetti, 1690-1764), воплотившего последний проект своего учителя, итальянского архитектора Филиппо Юварра (Filippo Juvarra 1736). 
Гравюра дворца и садов Ла-Гранха, 1873 год
Фасад был спроектирован итальянским архитектором Филиппо Юварра 
В 1724 году "страдавший меланхолией" король Филипп V отрекся от престола в пользу своего сына Людовика I и удалился от двора в Сан-Ильдефонсо. Но через семь месяцев, едва отпраздновав 17-й день рождения, новый король скончался от оспы. Поскольку еще одного совершеннолетнего сына в семье не нашлось, отставной король опять вернулся на престол... не покидая стен любимого дворца. Так волею судеб "место отдыха и тихого уединения" на 22 года превратилось в официальную резиденцию монарха. В это время вокруг дворца выросли покои высших сановников, гвардейские казармы, конюшни и стекольная фабрика. 
Вид на дворец, церковь Святой троицы и здания для чиновников королевского двора
Для придания дворцу большего величия приглашенные королевой Изабеллой Фарнезе итальянские архитекторы Прокаччи и Субисати пристроили к основному зданию два боковых крыла - "Каретный двор" и двор "Подкова". Причем выполненный в лучших традициях стиля барокко внутренний двор "Подкова" считался настолько великолепным, что назывался "бальным залом под открытым небом". 
Внутренний двор "Подкова" (Patio de la Herradura, La Granja)
Так продолжалось вплоть до смерти Филипп V в 1746 году. При этом, в отличие от двора, король не покинул свою Ла-Гранху даже после смерти, завещав похоронить себя в Королевской коллегиальной церкви Святой Троицы (архитектор Теодоро Ардеманс, 1723), где и покоится рядом с супругой до сих пор. Начиная с легендарного Карла I, он стал первым испанским монархом, который не был похоронен в Королевской крипте монастыря Эскориал.
Королевская коллегиальная церковь Святой Троицы, Т. Ардеманс, 1723, барокко
Главный алтарь (Т. Ардеманс) украшен картиной "Святая Троица" (Франческо Солимена)
А. Прокаччини и С. Субисати расширили здание, добавили башни и купол
После смерти Филиппа V (1746) его сын Фердинанд VI отдал дворец своей мачехе, Изабелле Фарнезе, таким образом удалив ее от двора. А после кончины Изабеллы Фарнезе (1766) Ла-Гранха вновь стала собственностью Короны и в течение следующих ста двадцати лет считалась главным летним королевским дворцом. В его стенах проходило множество политических событий, королевских рождений, свадеб, крестин и похорон. Однако, начиная с 1880-х годов, в моду вошли летние приморские дворцы Страны Басков, и дворец Ла-Гранха потерял свое значение. В 1918 году здание охватил сильнейший пожар, и хотя оно устояло, огонь уничтожил большую часть его великолепного убранства. 
Дворец Ла-Гранха с Королевской коллегиальной церковью в центре фасада
В настоящее время отреставрированный дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо, который является важной частью собственности испанской Короны и управляется общественной организацией Национальное наследие (Patrimonio Nacional), превращен в общедоступный музей. В любой день, кроме понедельника, в нем можно познакомиться с роскошными барочными интерьерами XVIII века, посетить уникальный Музей фламандского гобелена и прогуляться среди фонтанов по великолепным тенистым садам. 
Один из партеров парка дворца Ла-Гранха
ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ ЛА-ГРАНХА И МУЗЕЮ ГОБЕЛЕНОВ
Вдоволь насмотревшись на гигантские деревья перед фасадом дворца Ла-Гранха, я, наконец, направилась ко входу в музей. Надела маску, прошла через арку металлоискателя, купила билет (9 €), сфотографировала в холле макет дворца в стеклянной витрине и... спрятала фотоаппарат, потому что фотографировать в испанских королевских дворцах до 1 декабря 2023 года было запрещено. Но мир не без добрых людей, поэтому нужные фотографии я все же нашла в интернете (хоть и не без труда) и максимально подробно смогу рассказать обо всем, что за время экскурсии увидела в Музее гобеленов и в залах дворца.
Вход в музей дворца Ла-Гранха
Слева - Casa de Las Damas, где располагались личные покои королевской четы
На втором этаже этого здания сейчас расположены залы Музея гобеленов
Теперь вход через "рамку" стал привычным для всех музеев
"Королевский дворец Сан Ильдефонсо" 
масштаб 0,01 на метр, "Альгверо и сын", 1918
(перевод надписи на табличке)
Макет дворца Ла Гранха де Сан Ильдефонсо в масштабе 1:100
МУЗЕЙ ГОБЕЛЕНОВ ДВОРЦА LA-GRANJA
(Museo de Tapices del Palacio Real de La Granja)
План второго этажа дворца Ла Гранха
Осмотр начинается с Музея гобеленов (Museo de Tapices del Palacio Real de La Granja). Наряду с важным венским собранием, некогда принадлежавшем австрийской ветви династии Габсбургов, коллекция гобеленов испанской Короны, считается одной из самых ценных и презентабельных в мире. Своим исключительным качеством и размахом она обязана длительному владычеству дома Габсбургов во Фландрии, которая с конца XV века стала главным центром художественного ткачества в Европе. Сейчас испанской Короне принадлежит около 14 километров (!!!) фламандских, французских и испанских гобеленов, которые экспонируются в монастырях, музеях и дворцах, управляемых общественной организацией Национальное наследие (Patrimonio Nacional).
Три гобелена из приданого Марии Португальской, первой жены Филиппа II
серия «История Давида и Вирсавии», Брюссель, 1505
золото, серебро, шелк и шерсть, мастерская Питера ван Альста

Великолепное собрание гобеленов экспонируются в бывших комнатах для младенцев и личных покоях королевской четы, которые располагались на втором этаже Дамского дома (Casa de Las Damas), но были полностью уничтожены пожаром 1918 года. После реставрации здания в них решено было разместить Музей фламандских гобеленов. С этой целью в помещениях были  созданы специальные условия для консервации драгоценных исторических тканей. Они экспонируются при тусклом свете на слегка "заваленных" кверху стенах, которые позволяют избежать деформации огромного полотна под собственным весом.
Стены, на которых экспонируются гобелены, имеют определенный наклон
Это предотвращает 
деформацию огромных полотен под собственным весом
Все выставленные в музее гобелены были сотканы в XVI веке во Фландрии и, в основном, приобретены королем Испании Карлом I (Carlos I, 1500-1558). К наиболее ценным из них относится серия "Почести" (Los Honores), заказанная в 1520 году в ознаменование коронации короля Карла I в качестве императора Священной Римской империи (Карл V). Она экспонируется в главном из трех залов Музея, который также носит название "Почести" (Los Honores).
Серия "Почести" из 9 гобеленов экспонируется в одноименном зале (Sala de Honores)
Это один из лучших в мире и наиболее сохранившийся монументальный цикл Испании 
Из коллекции императора Карла V (король Карл I), 1520, Брюссель
золото, серебро, шелк и шерсть, мастерская Питера ван Альста
Серия состоит из девяти аллегорических панно: «Вера», «Честь», «Слава», «Фортуна», «Благоразумие», «Мудрость», «Справедливость», «Благородство» и «Бесчестие», отражающих нравственные программы королевской этики начала XVI века. Они иллюстрируют "добродетели, которые следует практиковать, и пороки, которых следует избегать молодому монарху, чтобы добиться высших наград в виде чести, славы и благородства". Все эти шедевры были сотканы по картонам Бернарда ван Орлея (Bernard van Orley, 1488-1541) и Яна Госсарта (Jan Gossart/Mabuse, 1478-1532) на знаменитой Брюссельской шпалерной мануфактуре (Brussels Trellis Fabriek) под руководством самого выдающегося ткача своего времени Питера ван Альста (Pierre d'Enghien или Pieter van Aelst, 1450-1530). Полный комплект был доставлен в Севилью в 1526 году.
"Вера" (La Fe) - первый гобелен серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернард
а ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Фрагмент гобелена "Вера"  (La Fe) из серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Брюссельские безворсовые ковры - шпалеры, которые позже получили название гобелены, известны своими сложными сюжетными композициями, картоны (подготовительные рисунки) для которых выполняли лучшие художники своего времени. Особенно прославился художник-картоньер Бернард ван Орлей (Bernard van Orley, 1488-1541), предположительно учившийся в Италии, у Рафаэля. С 1515 года он стал придворным портретистом штатгальтера испанских Нидерландов, Маргариты Австрийской (Margarita de Austria, 1480-1530), а с 1519 года - ее племянника, императора Карла V (Carlos I, 1500-1558). 
"Честь" (El Honor) - второй гобелен серии "Почести" (Los Honores)  
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Фрагмент гобелена "Честь" (El Honor) из серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Главными отличительными чертами брюссельских шпалер (гобеленов) являются: приоритет аллегорических, античных и библейских сюжетов; сложные многофигурные композиции, заполняющие всё поле ковра;  обязательное соответствие костюмов моде изображаемого сюжета; фирменный стиль изображения лиц и высокая детализация изображения; наличие пышных цветочно-плодовых бордюров; шерстяная пряжа 20-30 тонов; использование золотых/серебряных нитей и шёлка.
"Слава" (La Fama) - третий гобелен серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Фрагмент гобелена  "Слава" (La Fama) из серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
"Благородство" (La Nobleza) - четвертый гобелен серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Фрагмент гобелена "Благородство" (La Nobleza) из серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
"Фортуна" (La Fortuna) - пятый гобелен серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Фрагмент гобелена "Фортуна" (La Fortuna) из серии "Почести" (Los Honores), 490х860 см
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
"Позор" (La Infamia) - шестой гобелен серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520, 496х860 см
"Благоразумие" (La Prudencia) - седьмой гобелен серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
"Справедливость" (La Justicia) - девятый гобелен серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Фрагмент гобелена "Справедливость" (La Justicia) из серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
Фрагмент гобелена "Справедливость" (La Justicia) из серии "Почести" (Los Honores)
картоны Бернарда ван Орлея и Яна Госсарта, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1520
В зале "Почести" также экспонируется очень ценный гобелен из серии "Сферы" (Las Esferas) - "Геракл, держащий небесную сферу". Эта серия из трех полотен была создана в начале XVI века во Фландрии по заказу короля Португалии Жуана III во славу подвигов португальских мореплавателей. Скорее всего в Испанию гобелен был привезен в 1543 году в качестве приданного первой жены Филиппа II (Felipe II, 1527-1598)Марии Португальской.
Фрагмент гобелена "Геракл, держащий небесную сферу" (гобелен на фото выше)
1-й гобелен из серии "Сферы", мастерская Георга Везелера (Georg Wezeler)
 
картоны Бернарда ван Орли или Питера Кука ван Альста Старшего
золото, серебро, шелк и шерсть, 345 х 308 см, Фландрия, до 1535 
Среди других гобеленов особого внимания заслуживают: "Подвиги Геракла" Франса Гетилса (Frans Gheteels, работал 1540-1568), три полотна из серии "Басни Овидия" работы одного из величайших ткачей своего времени Виллема де Паннемакера (Willem de Pannemaker, 1510–1581), три полотна из серии "История Давида и Вирсавии" анонимного мастера, а также два полотна из цикла "Страсти Христовы" мастерской Питера де Паннемакера, заказанные штатгальтером испанских Нидерландов, Маргаритой Австрийской, в 1520 году. 
"Снятие кожи с Марсия" - гобелен из серии "Басни Овидия" (Las fábulas de Ovidio) 
Дизайн Питера Кока ван Альста (1502–1550), мастерская Виллема де Паннемакера
золото, серебро, шелк и шерсть, размер, 366 х 488 см, Брюссель, до 1556
Второй зал Музея гобеленов дворца Ла-Гранха
Первый гобелен из серии «История Давида и Вирсавии», Брюссель, 1505
золото, серебро, шелк и шерсть, 350х415 см
из приданого Марии Португальской, первой жены 
Филиппа II 
Второй гобелен из серии «История Давида и Вирсавии», Брюссель, 1505
золото, серебро, шелк и шерсть, 366х344 см
из приданого Марии Португальской, первой жены Филиппа II 
Третий гобелен из серии «История Давида и Вирсавии», Брюссель, 1505
золото, серебро, шелк и шерсть, 350х342 см
из приданого Марии Португальской, первой жены Филиппа II 
"Падение по пути на Голгофу" - 3-й гобелен из серии «Страсти Христовы»
картоны Бернарда ван Орлея, мастерская Питера де Паннемакера
золото, серебро, шелк и шерсть, 346х344 см, Брюссель, 1522
из коллекции штатгалтера испанских Нидерландов Маргариты Австрийской
"Христос на Елеонской горе" - 4-й гобелен из серии «Страсти Христовы»
картоны Бернарда ван Орлея, мастерская Питера де Паннемакер
золото, серебро, шелк и шерсть, 346х344 см, Брюссель, 1522
из коллекции штатгалтера испанских Нидерландов Маргариты Австрийской
Собранная в течение жизни личная коллекция гобеленов Изабеллы Кастильской (Isabel I la Católica, 1451-1504) насчитывала около 370 разнообразных полотен. Сорок из них достались ей от отца, короля Хуана II (Juan II de Castilla, 1405-1454). Остальные были подарены или заказаны ею самой. Причем, Изабелла I приобретала  гобелены и с мифологическими сюжетами. Хотя, использовала их только в частной жизни, чтобы "не смущать умы подданных представителями языческого мира". К сожалению, после ее смерти большая часть этой ценной коллекции, разошлась по разным рукам, и сейчас в Испании официально находятся только три из 370 гобеленов - 2 в Музее гобеленов дворца Ла-Гранха ("Рождество", "Месса Святого Григория") и 1 в Королевском дворце Мадрида (фрагмент "Древа Иессея").
Гобелен из коллекции Изабеллы I, унаследованный ее дочерью Хуаной I 
"Месса Святого Григория", Брюссель, XVI век
картоны Колина де Котера, мастерская Питера ван Альста
золото, серебро, шелк и шерсть, 342х407 см
Гобелен из коллекции Изабеллы I, подаренный дочери Марии, королеве Португалии
"Рождество", анонимный автор, возможно, из окружения Рогира Ван дер Вейдена
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, XVI век
Третий зал Музея гобеленов полностью посвящен впечатляющей серии "Апокалипсис" (El Apocalipsis), которая была заказана императором Карлом V (Carlos I, 1500-1558) во Фландрии, примерно, в 1553 году. Восемь огромных гобеленов величиной, примерно, 5 на 9 метров были изготовлены на двух брюссельских фабриках под руководством Виллема де Паннемакера. При изготовлении были использованы картоны брюссельского художника Бернарда ван Орлея, созданные около 1542 года под влиянием творчества немецкого живописца Альбрехта Дюрера. Полный комплект, на изготовление которого ушло 6 лет, был закончен в 1559 году и отправлен в Испанию на корабле, который затонул вместе с 6 гобеленами. На изготовление новых полотен по тем же картонам ушло "всего" два года, и во второй раз их уже отправили по суше. Доставка длилась 14 месяцев, и в октябре 1562 года, через 4 года после смерти Карла I, его сын Филипп II получил долгожданный заказ. Cтоимость комплекта составила 7264 эскудо плюс 100 эскудо в качестве бонуса (по материалам elvalledeloscaidos). 
Третий зал Музея гобеленов дворца Ла Гранха
Здесь размещена серия гобеленов "Апокалипсис" (El Apocalipsis)
Серия "Апокалипсис" состоит из восьми огромных гобеленов
картоны Бернарда Ван Орлея, мастерская Виллема де Паннемакера
золото, серебро, шелк и шерсть, ок.530х890, Брюссель, 1553-1562
"Святой Михаил, побеждающий дьявола" - пятый гобелен серии "Апокалипсис"
картоны Бернарда Ван Орлея, мастерская Виллема де Паннемакера
золото, серебро, шелк и шерсть, Брюссель, 1553-1562
Серия "Апокалипсис" выглядит очень впечатляюще
ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ ЛА-ГРАНХА-ДЕ-САН ИЛЬДЕФОНСО 
(Palacio Real de La Granja de San Ildefonso) 
Дорога вдоль десятков драгоценных гобеленов разного сюжета, размера и содержания приводит посетителей в залы дворца (более 20-ти), где можно приступить к изучению его барочных интерьеров, великолепных хрустальных люстр, стен и колон из каррарского мрамора, росписи на потолках, живописных полотен, мебельных гарнитуров и захватывающих видов из окна.
"Зал алебардистов" расположен между "детскими" и покоями королевской четы
Он украшен мраморными бюстами (включая  бюст Филиппа V) и
пятью большими картинами, повествующими о жизни Александра Македонского
В "Портретной галерее" собраны портреты семьи Филиппа V и Изабеллы Фарнезе
До смерти короля Фердинанда VI она использовалась для хранения столовой утвари
"Семья Филиппа V", Луи Мишель ван Лоо, 1743
Это групповой портрет с детьми и второй женой Изабеллой Фарнезе
"Семья Филиппа V", Луи Мишель ван Лоо, 1743
Кроме Филиппа V на портрете изображены следующие два короля Испании
Слева стоит Фердинанд VI, а крайний справа - его сводный брат Карл III 
Интерьер комнаты украшен потолочной живописью и черно-белым мраморным полом
"Столовая" в стиле Людовика XV
 Она украшена многочисленными картинами и предметами декора
В глубине "Столовой" до сих пор стоит складной инкрустированный стол
300 лет назад этот стол сервировали для Филиппа V, Изабеллы Фарнезе и их дети
"Комната для переодевания" или "Гардеробная"
"Комната для молитв"
Место для молитвы монархов
Стены "Комнаты для молитв" украшены полотнами с изображением святых
"Искусство барокко открыло жанр "перспективных плафонных росписей", известных под оригинальным названием "живопись снизу вверх" (итал. pittura di sotto in sù). Такие росписи позволяли зрительно "прорывать" плоские потолки и средствами живописи создавать оптическую иллюзию ("тромплей") "открытого неба" с уходящими ввысь архитектурными элементами и парящими в центре фигурами ангелов и святых". Именно такие потолочные фрески являются одной из самых эффектных достопримечательностей дворца Ла Гранха. Каждая из них выполнена с огромным мастерством и, на мой взгляд, производит очень яркое впечатление на всех посетителей.  
Великолепная "Спальня Их Величеств" с грандиозным потолком
Потолочная фреска в технике "оптической иллюзии" изображает свадьбу Эроса и Психеи
Другой вариант декорации "резной королевской кровати в португальском стиле"
Кстати, вопреки традиции того времени монархи пользовались общей спальней
Вид с балкона "Спальни Их величеств" на горы, партер, беседку и каскадный фонтан
Потолок в "Кабинете королевы" также выполнен в технике "оптической иллюзии"
Его интерьер украшен множеством картин и изделий из восточного фарфора 
Роспись потолка "Кабинета королевы" изображает Ясона, Медею и золотое руно 
Изабелла Фарнезе была страстным коллекционером "изящных вещей"
Китайские вазы, консоли и кресла в "Кабинете королевы" - оригиналы XVIII века
Рядом с "Кабинетом королевы" расположена "Комната для письма"
В комнате располагалась гостевая кровать и стол для письма
Картина в центре - "Туалет Венеры", Джованни Андреа Сирани, XVII век
В "Будуаре" находился "туалетный столик королевы" (не сохранился)
"Зал стран" получил свое название благодаря пяти пейзажам на его стенах
(фр. paysage, от pays - страна, местность)
Эта комната использовалась королем Филиппом V в качестве рабочего кабинета
Уничтоженная пожаром роспись на потолке пока не восстановлена  
Интерьер "Старой молельни" также украшен многочисленными картинами
На консолях стоят изготовленные во Франции часы из бронзы и фарфора

Комната с окнами на фонтан "Эол" получила название "Зал ветров"
Во времена Филиппа V это были приватные апартаменты короля
При короле Фердинанде VII "Зал ветров" был превращен в столовую
В центре появился большой овальный стол из красного дерева
Стены обиты популярным в XIX веке дорогостоящим шелком (грогрон)
С потолка "Зала ветров" свисают две роскошные люстры из бронзы и хрусталя
Кресла обиты оригинальным шелком, на консолях стоят часы и предметы декора
Серия картин рассказывает евангельскую притчу о блудном сыне
Первоначально эта комната использовалась в качестве спальни
После переноса спальни, королева приказала оформить комнату лаковыми панелями
Восточный "Лаковый зал" был создан архитектором Филиппом Юварра
Лаковые деревянные панели были привезены из Индии в виде ширм
Между панелями и над проемами двух дверей изображены сцены из Евангелие
Дополнением к лакированным панелям служат восточные предметы декора:
китайские фарфоровые вазы из коллекции королевы и деревянные сундуки
"Зеркальный зал" был украшен панелями из красного дерева и большими зеркалами
На полках была выставлена коллекция из 150 китайских фарфоровых фигурок
Большая часть этих фигурок и декора были уничтожены во время пожара 1918 года

Теперь "Зеркальный зал" выглядит намного скромнее
Первый (нижний) этаж Королевского дворца Ла Гранха де Сан Ильдефонсо носит название "Галерея скульптур". Он представляет собой череду больших просторных светлых залов с великолепными фресками на потолках. Каждый из этих залов получил свое название в честь фрески, украшающей его свод: Зал Геркулеса, Зал Африки и Америки, Зал Европы и Азии, Мраморный зал, Зал Победы, Зал Истины, Зал Муз... 
Перспектива мраморных залов первого (нижнего) этажа 
На первом этаже дворца расположена коллекция скульптур, которая была собрана королем Филиппом V и Изабеллой Фарнезе. Она состоит из скульптур, унаследованных каждым из монархов, а также многочисленных приобретений, в том числе из коллекций королевы Швеции Кристины и маркиза дель Карпио. Супруги поровну платили за пополнение коллекции, но все же делили скульптуры между собой. Принадлежащие королю, отмечались крестом, а королевы - цветком. Кстати, тоже самое относилось к картинами на втором этаже. Сначала коллекция располагалась в здании возле дворца, но после смерти короля Филиппа V, Изабелла Фарнезе приказала разместить ее в залах первого этажа. 
"Мраморный зал" ("Залом восьми колонн") отделан испанским и итальянским мрамором
Отделка выполнена из желтого, фиолетового, красного, белого и зеленого мрамора
Зеркала - первые изделия Королевской стекольной фабрики Ла-Гранха такого размера
На потолке изображен знаменитый мифологический сюжет "Похищение Европы"
Богатая Галерея скульптур дворца Ла-Гранха просуществовала до конца XVIII века, пока ее экспонаты не стали перевозить в другие дворцы, постепенно заменяя оригиналы на гипсовые копии. Одно радует, что копии стоят именно на тех местах, где когда-то стояли оригиналы, а значит мы можем получить представление об убранстве дворца в XVIII веке. Кстати, мраморный пол на первом этаже - это тоже произведение современных мастеров, хотя он и создан в соответствии с оригинальным рисунком. 
"Зал мира". Среди гипсовых копий стоит оригинальная римская скульптура (слева)
На потолке изображена "Аллегория мира" в технике "оптической иллюзии"
"Зал Победы" украшен копиями знаменитых римских статуй
Потолочная фреска рассказывает о короновании воина, ведомого Победой 
"Зал Победы"
"Зал Победы"
В центра "Зала правосудия" стоит ​​скульптура "Скрытая вера" Антонио Коррадини 
Это подарок посла Папы римского королеве Изабелле Фарнезе
Потолочная фреска символизирует "Правосудие" и "Государственный разум"
Лицо девушки скрыто под тончайшей мраморной вуалью 
 "Скрытая вера", Антонио Коррадини, белый мрамор 
Кстати, самой известной и ценной скульптурой в Галерее дворца Ла-Гранха, за которую королева Изабелла Фарнезе выложила шведской королеве Кристине огромную сумму, была так называемая "Группа Сан Ильдефонсо" ("Жертвоприношение Ореста и Пилада", 10 год до н.э., белый каррарский мрамор), которая теперь является одним из сокровищ музея Прадо. Во дворце ее тоже заменили гипсовой копией, а оригинал я увидела позже во время посещения музея. На двух других фотографиях ниже показана работа компании El Barco, которая реставрировала этот дворец и вернула нам всю его красоту.  
По периметру "Зала муз" расположены гипсовые скульптуры 8 муз
Оригиналы были восстановлены Франческо Марией Ноккьери и Рене Фремина
Сейчас они находятся в музее Прадо
Кстати, кураторы музея Прадо, где сейчас проживают музы, отмечают, что более поздние исследования показали некорректную реставрацию семи из восьми фигур, собранных Ноккьери "буквально из обломков". Однако, музей продолжает демонстрировать их с неправильной атрибуцией, как отражение вкусов XVII века... при этом считая эти предметы подлинной древностью, а не стилизацией в стиле барокко (!).
Напротив дверей, выходящих в партер, расположен фонтан "Аполлон" ("Зал муз")
Оригинальная скульптура "Аполлон", Франческо Мария Ноккьери, 1670 год, мрамор
 Она была куплена у шведской королевы Кристины вместе с 8 скульптурами муз 
На потолке "Зала муз" изображено "Похищение Прозерпины богом Плутоном"
"Фонтан Галатеи" в небольшой боковой "Комнате ракушек"
Все экскурсии по выставкам, музеям и дворцам теперь заканчиваются непременным посещением сувенирного магазина, и Королевский дворец Ла-Гранха тоже не стал исключением. Фотографировать в магазине разрешено, поэтому покажу ассортимент во всех подробностях.
Общий вид сувенирного магазина дворца Ла-Гранха
Общий вид сувенирного магазина дворца Ла-Гранха
Веер с изображением главного партера дворца Ла-Гранха
Путеводитель по дворцам Ла-Гранца и Риофрио
Книга "Королевские дворцы Ла-Гранца и Риофрио"
Сувениры с мотивами кантонской ткани
В рамку вставлена репродукция портрета королевы Испании Изабеллы II
Мини-пазлы с изображением Королевского дворца Ла-Гранха
Головоломка "Мини-вертеп". Фигурки можно складывать в разных комбинациях
Эксклюзивный сервиз "Зеркальный зал"
Вдохновлен декором "Зеркального зала" Королевского дворца в Мадриде
 Рисунок XVIII века, эпоха Карла IV 
"Карамель в шоколаде" от старинной кондитерской Pajaritа (Мадрид, 1852)
Копия "Книги рецептов травяных ликеров", изданной в Лейпциге в 1913 году
Карамель "Королевские места Испании" от Viuda Pifarré y Compañía, 1911
На этом, пожалуй, все! 
На прогулку по дворцовому парку мы отправимся уже в следующем посте


Некоторые источники:
arts.kuleuven.be viajarconelarte.blogspot.com cromacultura.com x.com x.com x.com 7-z-evropa-lat-amerika arquites.wordpress.com madridmobilite.com spenceralley.blogspot.com journals.openedition.org shutterstock.com dosmochilasymedia.com turismorealsitiodesanildefonso.com eldiasegovia.es bridgemanimages.com x.com x.com x.com elvalledeloscaidos.es patrimonionacional.es journals.openedition.org historias-matritenses.blogspot.com eldiario.es patrimonionacional.es destinocastillayleon.es многочисленные страницы wikipedia

2 комментария:

  1. This is very beautiful, thanks for sharing your visit, greetings Lena

    ОтветитьУдалить