воскресенье, 12 июня 2022 г.

"In volle bloei - выставка голландского цветочного натюрморта Золотого века" (Mauritshuis, Гаага)

В 2022 году королевской картинной галерее Маурицхейс (Гаага, Нидерланды) исполнилось 200 лет, и к этому юбилею администрация музея подготовила специальную выставку голландских цветочных натюрмортов 1600-1730 годов, которая прошла с 17 февраля по 6 июня этого года. В нескольких выставочных залах были собраны картины, гравюры, книги и рисунки из коллекции Маурицхейса (Гаага), Галереи старых мастеров (Дрезден), Музея истории искусств (Вена), Музея Тиссена-Барнемиссы (Мадрид), Музея Бойманса-ван Бёнингена (Роттердам), Рейксмузеума (Амстердам), Музея Амстердама, Фонда Кустодия (Париж), Музея Плантена-Моретуса (Антверпен), частных коллекций и еще нескольких музеев и библиотек.
Буклет выставки "In volle bloei" ("В полном цвету")
Ни в одной стране Европы флора и фауна не вызывала такого широкого интереса, как это было в Нидерландах XVII века, поэтому именно здесь появились и получили широкую популярность картины, на которых "цветы изображались не в силу их религиозного смысла, а исключительно из-за собственной живописности, редкости и красоты". Основателями нового жанра цветочного натюрморта (bloemsstilleven) считаются такие художники, как Ян Брейгель Старший, Амброзиус Босхарт Старший, Якоб де Гейн II. На этой выставке можно увидеть несколько их картины, но начну я, пожалуй, не с них, а с очень популярных среди голландцев того времени ботанических альбомов, "florilegio" (флорилегиум), с "невероятно подробными иллюстрациями красивых и редких цветов и растений". 
Ботанические атласы XVII-XVIII веков и акварели Марии Сибиллы Мериан 
Немецкая художница, гравер, иллюстратор и энтомолог, Мария Сибилла Мериан (Maria Sibylla Merian, 1647-1717), оставила обширное наследие ботанических рисунков и новаторских научных публикаций. Ее авторству принадлежат несколько иллюстрированных книг о гусеницах и редких цветах. В 1699-1701 годах вместе с дочерью она совершила поездку в Суринам, где за два года собрала богатую коллекцию местных насекомых. Четыре года спустя Мария Сибилла Мериан опубликовала самую важную книгу своей жизни - Metamorphosis insectorum surinamensium ("Метаморфозы суринамских насекомых", 1705, 6 страниц показаны ниже, а книгу можно посмотреть здесь). 
На выставке были показаны первые издания нескольких ее книг и две отдельные акварели на пергаменте, предоставленные владельцами частных коллекций.
 
Еще одна редкая акварель из частной коллекции принадлежит кисти отчима Марии Сибиллы Мериан, немецкого художника Якоба Марреля (Jacob Marrel, 1614-1681). На ней изображен "Тюльпан адмирал Вандер Эйк" (Tulp van Admirael Vander Eyck, 1635) - один из самых дорогих сортов времен тюльпаномании, луковица которого стоила 1200 гульденов (цена дома на канале в Амстердаме).
"Тюльпан адмирал Вандер Эйк", Якоб Маррель, 1635, акварель, пергамент, 21x15 см
(из частного собрания)
Небольшой натюрморт с цветами, бабочками и жуками был написан фламандским художником Йорисом Хёфнагелем (Joris Hoefnagel, 1542-1600) и посвящен виноторговцу Иоаннесу Радермахеру. Свой подарок художник сопроводил девизом на латыни: "Дружба - это больше, чем цветок, который очарователен только в полном цвету". Реалистичная композиция из розы, бабочки, гусеницы и жука возможно является аллегорией жизни, а может быть просто отдает дань увлечению Радермахера флорой и фауной. 
"Натюрморт с цветами и насекомыми" Йорис Хёфнагель
 1589, бумага на панели, 12x16 см
 (из коллекции Zeeuws Museum, Мидделбург)
Одним из важнейших экспонатов этой выставки стало первое издание энциклопедии Rariorum plantarum historia (1601), написанной главным ботаником своего времени, "отцом всех красивых садов Европы", основоположником голландской индустрии луковичных растений (получил и вырастил первые тюльпаны, ввел в европейское садоводство пионы и гиацинты), основателем Лейденского ботанического сада (первый в Нидерландах, второй к северу от Альп), профессором Карлом Клузиусом (Carolus Clusius, 1526–1609). Уникальный научный труд подробно проиллюстрирован, примерно, 1200 гравюрами по дереву работы Герарда ван Кампена. Они были созданы по рисункам самого Карла Клузиуса и художника Питера ван дер Борхта и напечатаны в знаменитой типографии Officina Plantiniana (3 страницы показаны ниже, а книгу можно посмотреть здесь)  .
Первое издание Rariorum plantarum historia, Карл Клузиус, 1601
(из коллекции музея Плантена-Моретуса, Антверпен)
Hortus Botanicus Leiden, Ян Корнелис Вуданус (JC Woudanus 1570-1615), 1610 
Гравюра с изображением Ботанического сада города Лейден
Здесь в 1593 году Клузиусу удалось вырастить первые голландские тюльпаны
Будучи центральной фигурой в обширной европейской сети обменов растениями, Карл Клузиус был окружен огромным количеством энтузиастов-садоводов и ботаников-любителей из высших кругов, которые нуждались в точном и подробном изображении растений. Одним из первых художников, который начал рисовать такие изображения стал Якоб де Гейн II (Jacob de Gheyn II, 1565-1629).
"Альбом с 22 рисунками", Якоб де Гейн II, 1600-1604, акварель, пергамент, 23x18 см
 Ок. 1800 года альбом был переплетен в сафьяновый переплет с золотым тиснением
(из коллекции Frits Lugt, Fondation Custodia, Париж)
В 1604 году Жак де Гейн Младший объединил в альбом 22 свои ботанические акварели и продал его императору Рудольфу II, который планировал создать у себя в Праге энциклопедический музей естественной истории. Со временем альбом де Гейна перешел в собственность другого великого коллекционера - голландца Фрица Люгта (Frederik Johannes Lugt, 1884-1970) и с тех пор хранится в Фонде Кустодия/коллекция Фрица Люгта в Париже. На выставке можно было увидеть только одну страницу из этого альбома, но мне он так понравился, что я решила показать его весь. 
Книга тюльпанов "Verzameling van Meenigte Tulipaanen" (1637) представляет собой уникальный рукописный каталог, созданный флористом из Харлема Питером Косом в самый разгар тюльпаномании, когда цены на луковицы этих цветов достигли своего абсолютного пика. Рукопись  содержит 66 рисунков разных сортов тюльпанов (из них 54 гуашью), 7 акварелей гвоздик и 2 других цветов (хризантема и мальва). Внизу рядом с каждой иллюстрацией написано название тюльпана (в виде рисунка или ребуса), а также вес луковицы в аcах (старинная мера веса в Германии и Голландии, 1 ас - 0,048 гр) и цена в гульденах (от 15 до 4200). Этот каталог был самой ценной книгой "Коллекции Krelage" (библиотека питомника Krelage из 1300 книг). В 1948 году она была куплена на аукционе библиотекой Вагенингенского университета (Нидерланды) и с тех пор находится в ее фондах. Всю книгу можно посмотреть здесь.
Луковицы тюльпана "Вице-король" (Viseroij) были проданы за 3000 и 4200 гульденов
10-15 годовых окладов квалифицированного ремесленника 
Одну из лучших "Книг тюльпанов", дошедших до наших дней, предоставил для этой экспозиции музей Франса Хальса, расположенный в центре тюльпанового безумия XVII века, городе - Харлем. Она состоит из 46 акварелей на пергаменте, написанных в период с 1640 по 1700 год и скрепленных вместе в начале XVIII века. 
"Книга тюльпанов" из музея Франса Хальса, 1640-1700, акварель, пергамент
На самой ценной из этих акварелей, написанной ученицей Франса Хальса, Джудит Лейстер (Judith Leyster, 1609-1660), изображен один из самых дорогих тюльпанов времен тюльпаномании - "Ранний Брабантсон" (De Vroege Brabantsson,1643). До 1920-х годов эта книга, получившая условное название Leyster tulipboek ("Книга тюльпанов Лейстер"), находилась в частном собрании, а в 1973 году была выкуплена для музея Франса Хальса. Конечно, я не большой знаток акварели, но, пролистав онлайн вариант этой книги, особого отличия между рисунками Лейстер и анонимных авторов как-то не нашла. 
В центре - самая ценная акварель "Книги тюльпанов" из музея Франса Хальса
"Ранний Брабантсон" (De Vroege Brabantsson), Джудит Лейстер, 1643
"Книга тюльпанов" из музея Франса Хальса, акварели анонимных авторов
В 1682 году городской совет Амстердама одобрил инициативу Joan Huydecoper van Maarsseveen (1599–1661) и Jan Commelin (1629-1692) по созданию нового ботанического сада Hortus Medicus (позже переименован в Hortus Botanicus). В 1686 году, желая задокументировать одну из самых богатых коллекций Европы, они решили не прибегать к созданию традиционного гербария, а заказали четырем известным художникам атлас Horti Medici Amstelodamensis Rariorum (Atlas Moninckx) с рисунками новых и экзотических растений.
Атлас Монинкса (9 томов), 1686-1709, акварель и гуашь на пергаменте
Художники Мария и Ян Монинкс написали соответственно 101 и 273 акварели 
Atlas Moninckx представляет собой серию из 425 изображений экзотических растений из Азии, Африки и Южной Америки, посаженных в Амстердамском ботаническом саду. Девятитомник был назван в честь двух художников, внесших наибольший вклад в его создание: Яна Монинкса (Jan Moninckx, 1656-1714, 273 листа) и его дочери Марии Монинкс (Maria Moninckx, 1673-1757, 101 лист). Геральдические гербы Гюйдекопера и Коммелина, которые украшают первый том, также были написаны Яном Монинксом. На выставке были показаны три тома Атласа Моникса, любезно предоставленные Музеем Алларда Пирсона (Амстердам).
В 1749 году была предпринята попытка расширить это собрание, но 9-й том ограничили всего пятью акварелями. В первых пяти и части шестого тома на соседней странице  написаны названия растений на латыни и голландском языке, но они часто не совпадают с современными. Посмотреть все книги можно здесь, а я покажу только некоторые рисунки.  
"Африканская герань" (Geranium Africanum arborescens)
"Африканский гиацинт" (Hyacinthus Africanum)
"Американский нарцисс" (Narciffus Americanus)
Раньше растение называлось Aloe, а с XVIII века - "Сансевиерия"
"Мезембриантемум" - суккулент семейства Аизовых из Южной Африки
Отдав должное драгоценным ботаническим атласам и каталогам, переходим к осмотру "трех десятков великолепных цветочных натюрмортов голландского Золотого века, написанных с 1600 по 1730 год". Они экспонируются в полумраке двух креативно оформленных залов с удачным точечным освещением, лилово-бордово-сливовым цветом стен и очень необычным рисунком мобильных стендов. Все лаконично, строго и эффектно.
Первый зал выставки "In volle bloei" ("В полном цвету")
Оформление выставки от команды Tom Postma Design 
Несмотря на то, что хаотично разбросанные по панелям темнные пятна на первый взгляд выглядят немного специфически, они имеют прямое отношение к тематике выставки, так как изготовлены из отходов производства луковиц тюльпанов. Для получения такого необычного биоламината высушенные тюльпаны смешали с биосмолами и натуральными пигментами, а потом спрессовали в плиты так, чтобы были видны лепестки и стебли сухих цветов (Fiction Factory и Tom Postma Design). По окончании выставки из этих панелей планируют сделать лимитированную серию предметов мебели и продать в сувенирном магазине Mauritshuis.
Фрагмент панели из биоламината с включением высушенных тюльпанов
Выставку открывает очень редкая для XVI века картина с изображением букета цветов, написанная немецким художником Людгером Томом Рингом Младшим (Ludger tom Ring de Jonge, 1522-1584) в 1562 году, то есть за 38 лет до наступления эры голландского цветочного натюрморта. В высоком кувшине нарисован букет нарциссов, фиалок и барвинков. Последние изначально были сине-фиолетового цвета, но синий пигмент не выдержал испытания временем, и вместо него теперь виден только оранжево-коричневый нижний слой. 
"Нарциссы, барвинок и фиалки в кувшине", Людгер Том Ринг Младший
1562, масло, дерево, 16х35 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага) 
Рядом с картиной Людгера Тома Ринга Младшего организатора выставки разместили один из старейших самостоятельных цветочных натюрмортов в европейском искусстве, принадлежащий кисти выдающегося фламандского художника Ганса Мемлинга (Hans Memling, 1433-1494). Высокий букет в глиняном кувшине украшает реверс деревянной панели, на лицевой стороне которой изображен молящийся молодой человек. Положение его фигуры позволяет предположить, что это панно некогда служило левой створкой складного алтаря, другие части которого не сохранились. 
Несмотря на то, что цветочная композиция Ганса Мемлинга является самостоятельным натюрмортом, она все еще наполнена глубоким религиозным смыслом. На передней части кувшина из майолики художник разместил монограмму Христа, а в букете собрал цветы, олицетворяющие Святой Дух (аквилегии) и Деву Марию (лилии символизируют ее чистоту, а ирисы - роль Царицы Небесной и mater dolorosa в Страстях Христовых). 
Две стороны панели кисти Ганса Мемлинга, ок. 1485, масло, дерево, 29х23 см
"Портрет молящегося юноши" и "Цветы в кувшине"
(из коллекции музея Тиссена-Барнемисы, Мадрид)
Один из первых цветочных натюрмортов в истории европейской живописи
Известные средневековые художники любили изображать на своих картинах нарядные восточные ковры. Причем, каждый отдавал предпочтение совершенно определенным узорам. Позднее, с легкой руки директора Музея исламистского искусства в Берлине, Курта Эрдманна, этим узорам были присвоены их имена ("ковры Беллини", "ковры Гольбейна", "ковры Лотто"). Согласно его классификации, которая до сих пор используется в ковроткачестве, "ковром Мемлинга" ("Memling gül") принято называть рисунок из повторяющихся медальонов с "крючковатым" мотивом, который отлично виден на фотографии ниже.
"Ковер Мемлинга" (фрагмент картины "Цветы в кувшине") 
"Круглый зал" выставки 
На полукруглой стене первого зала расположилось 8 картин кисти: Амброзиуса Босхарта Старшего (Ambrosius Bosschaert de Oude, 1573-1621), Яна Брейгеля Старшего (Jan Brueghel de Oude, 1568-1625), Руландта Савери (Roelant Savery, 1576-1639), Якоба Восмаера (Jacob Vosmaer, 1574-1641), Балтазара ван дер Аста (Balthasar van der Ast, 1593-1657) и Якоба де Гейна Младшего (Jacob de Gheyn II, 1565-1629). На большинстве их картин изображены так называемые "невозможные букеты", в которых собраны цветы из разных сезонов, которые в природе никогда бы не встретились вместе (художники делали зарисовки цветов в течение года). При этом верхние цветы не могли иметь стебель такой длины, а вазы бы сразу перевернулись при такой расстановке растений. Но что поделать - мода есть мода! За редким исключением до 1630 года самые именитые художники-флористы создавали именно такие громоздкие композиции. 
Фламандских художник Ян Брейгель Старший (Jan Brueghel de Oude, 1568-1625, "Бархатный Брейгель", сын великого Питера Брейгеля Старшего) одним из первых начал писать натюрморты с "невозможными букетами", а написанный в 1607 году букет из более чем тридцати экзотических и местных цветов стал одной из первых таких его работ. Несмотря на свой внушительный вид, в экспозиции Венского музея истории искусств эта картина называется "Маленький букет", потому что рядом висит другой натюрморт Яна Брейгеля Старшего с таким громадным букетищем ("Большой букет"), что по сравнению с ним эта охапка цветов действительно выглядит небольшой.
"Маленький букет", Ян Брейгель Старший, ок. 1607, масло, дуб, 50х41 см
(из коллекции Музея истории искусств, Вена)
Уроженец Фландрии и самый успешный утрехтский художник 1620-х годов, Рулант Савери (Roelant Savery, 1576-1639), является автором множества  "пейзажей с тщательно нарисованными животными и растениями", а также нескольких цветочных натюрмортов, изображающих букеты в каменных нишах с ящерицами, бабочками и прочими насекомыми. Его картины в стиле маньеризма, пользовались огромной популярностью в XVII веке и не потеряли своей ценности в наши дни. Например, показанная на выставке "Ваза с цветами в каменной нише" в 2006 году была приобретена музеем Маурицхейс за 6,5 миллионов евро. Кстати, на самой большой его картине изображено 44 вида животных и 63 вида цветов!
"Ваза с цветами в каменной нише", Рулант Савери, 1615, мало, дерево, 45х64 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
"Круглый зал": картины Босхарта, Савери и Восмаера
Амброзиус Босхарт Старший (Ambrosius Bosschaert de Oude, 1573-1621) был первым художником, который полностью посвятил себя написанию цветочных натюрмортов. "В основном он писал небольшие букеты в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление видимой из окна живой природы сорванным садовым цветам". 
"Ваза с цветами на окне", Амброзиус Босхарт I, 1618, масло, дерево, 46х64 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
"Тюльпан, роза, водосбор, ирис, пион и гвоздика - все тридцать цветов написаны так точно, что каждый из них легко узнаваем и радует глаз". По мнению знатоков творчества Амброзиуса Босхарта Старшего, картина "Ваза с цветами на окне" является одним из самых ярких моментов творчества художника. 
"Ваза с цветами на окне", Амброзиус Босхарт Старший (фрагмент)
Картины кисти Якоба Восмаера, Яна Брейгеля Старшего
На картине Якоба Восмаера (Jacob Vosmaer, 1574-1641) изображен нарядный букет из ценных и редких цветов, а венчает его роскошная оранжевая фритиллярия ("императорская корона" или "рябчик"), которая была завезена из Турции в Европу всего за несколько десятилетий до написания работы.  
"Цветочный натюрморт с "императорской короной" в каменной нише"
Якоб Восмаер, 1613, масло, дерево, 110х79 см
(из коллекции Рейксмузеум, Амстердам)
На вопрос о самой любимой картине этой экспозиции куратор выставки Ариан ван Сучтелен назвала картину Яна Брейгеля Старшего "Натюрморт с цветами в стакане": "Букет цветов с большим количеством зелени свободно стоит в стеклянном бокале. Божья коровка разместилась на большом листе спереди справа. Этот очаровательный маленький букет выглядит невероятно реалистично". Согласна на все сто. Чудесная и очень "живая" работа.
"Натюрморт с цветами в стакане", Ян Брейгель I, 1602, масло, медь, 25х19 см
(из коллекции Рейксмузеум, Амстердам)
Один из редких лаконичных букетов в коллекции "Цветочного Брейгеля"
Гаагский рисовальщик, гравер и художник Якоб де Гейн Младший (Jacob de Gheyn II, 1565-1629) был, пожалуй, первым голландским мастером, который вскоре после 1600 года нарисовал самостоятельный цветочный натюрморт. "Для его творчества характерны: многоярусное расположение цветов с чередованием крупных и мелких растений, вытянутый по вертикали формат картин, а также использование приёмов, которые вскоре стали весьма популярны у художников данного жанра - размещение букета в окне или нише и изображение рядом с вазой мелких рептилий и животных". Кстати, это именно тот Якоб де Гейн Младший, который продал королю Рудольфу II альбом из 22 своих акварелей.
"Цветы в стеклянной бутылке", Якоб де Гейн Младший, 1612, масло, медь, 44х58 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
"Цветы в вазе Ван-ли", Бальтазар ван дер Аст, 1623, масло, дерево, 32х41 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
"Цветы в вазе Ван-ли", Бальтазар ван дер Аст (фрагмент)
Два сектора "Большого зала" выставки
После 1630 года стиль цветочных композиций начал постепенно меняться. Букеты уменьшились в размерах и стали больше походили на написанные с натуры. За яркими фронтальными цветами появились темные силуэты задних растений, которые придавали букетам объем, а картинам большую глубину.
Картины кисти Ван дер Аста, Боллонжье, Зегерса и Ван Хюльсдонка
  
Голландский художник-флорист Бальтазар ван дер Аст (Balthasar van der Ast, 1593-1657) специализировался на картинах небольшого формата с изображением цветов и фруктов в компании с ракушками, насекомыми, бабочками или ящерицами. Подобно своему зятю и учителю, Амброзиусу Босхарту Старшему, Ван дер Аст не придерживался определенного времени года при составлении своих пышных букетов. При этом он одним из первых начал писать композиции с небольшим количеством цветов, что придавало его букетам более элегантный и изысканный вид. Как правило, дополнением к таким букетам служили драгоценные китайские вазы или экзотические ракушки (художник считается пионером в изображении ракушек).
"Цветы в вазе Ван-Ли и ракушки", Бальтазар ван дер Аст
1640/50, масло, дерево, 43х53 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
На картине Бальтазара ван дер Аста (Balthasar van der Ast, 1593-1657) "Тюльпан в вазе" изображен тюльпан сорта Zomerschoon, зарегистрированного в 1620 году. Тюльпаны подобного окраса были очень популярны в Голландии в период тюльпаномании, но до наших дней дожил только этот единственный сорт. А все дело в том, что появление светлых или тёмных полос, штрихов и пятен на лепестках тюльпанов было вызвано вирусом пестролепестности (не путать с генетическим окрасом современных тюльпанов), который привел к вырождению всех древних сортов (теперь в Нидерландах продажа инфицированных луковиц запрещена). Кстати, для обозначения самых ярких и пестрых сортов до сих пор применяется термин "тюльпаны Рембрандта", потому что художника, который цветов никогда не писал, угораздило родиться в городе Лейден, откуда пошли все голландские тюльпаны. 
"Тюльпан в вазе ", Бальтазар ван дер Аст, 1625, масло, дерево, 27х20 см
(из частной коллекции)
В начале XVII века Харлем был одним из основных центров голландской тюльпаномании, и множество дворян, посещая весенние тюльпановые поля, охотно покупали картины с изображением этих красивых желанных цветов. А писал эти картины талантливый и востребованный харлемский художник-флорист Ганс Боллонжье (Hans Bollongier, 1600-1645). Причем, с успехом продолжал это делать даже после краха голландского фондового рынка в 1637 году. Например, показанная на выставке "очень сбалансированная праздничная композиция из дюжины крупных пестрых тюльпанов, анемонов, роз и гвоздик", была написана в 1639 году и в новых обстоятельствах служила своеобразным символом непостоянства всего земного... 
"Цветочный натюрморт", Ханс Боллонжье, 1639, масло, дерево, 68х53 см
(из коллекции Рейксмузеум, Амстердам)
Похоже, Боллонжье был большим поклонником зараженных вирусом тюльпанов
"Цветочный натюрморт", Ханс Боллонжье (фрагмент)
С помощью светотени художник выделял цветы на фоне полумрака
Фламандский художник Якоб ван Хюльсдонк (Jacob van Hulsdonck, 1582-1647) специализировался на изображении "банкетов", фруктовых корзин и "букетов из ограниченного количества разнообразных цветов с преобладанием тюльпанов". Но на эту выставку музей Маурицхейс предоставил его натюрморт с цветами одного вида. И это вовсе не тюльпаны. В типичной для художника прозрачной вазе (чтобы были видны стебли растений) стоят винтажные розовые розы разных оттенков. И выглядят они так по-дачному уютно, что кажется вот-вот почувствуешь их тонкий нежный аромат.
"Розы в стеклянной вазе", Якоб ван Хюльсдонк, 1640/45, масло, медь, 28х35 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
"Розы в стеклянной вазе", Якоб ван Хюльсдонк (фрагмент)
Ученик Яна Брейгеля Старшего и ведущий мастер цветочного натюрморта, антверпенский художник Даниэль Зегерс (Daniel Seghers, 1590-1661) славился своими цветочными картушами, два из которых он написал в подарок своему другу - поэту Константину Гюйгенсу. На них изображены украшенные букетами и увитые флердоранжем каменные картуши, в центре которых в разное время были добавлены бюсты самого Константина Гюйгенса (Ян Косье, 1600-1671) и штатгальтера Нидерландов Вильгельма III (добавлен после смерти Зегерса неизвестным художником), у которого Гюйгенс служил секретарем. 
"Цветочный картуш вокруг бюста штатгальтера Вильгельма III"
Даниэль Зегерс и неизвестный художник, 1660, масло, холст, 107х123 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага, в выставке не участвовал)
В 1842 году "Цветочный картуш с бюстом штатгальтера Вильгельма III" был отдан в Маурицхёйс наследниками Константина Гюйгенса, а вот натюрморт с бюстом поэта попал в галерею только в 2018 году в плачевном состоянии. Удаление грязи и пожелтевших слоев старого лака оказалось нелегкой задачей (слои краски снимались вместе с лаком), которую успешно выполнил реставратор Масаюки Хиноуэ. Не знаю, как ему это удалось, но картина выглядит просто великолепно. Особенно поражает бабочка-капустница, присевшая на край каменной ниши.
"Цветочный картуш вокруг бюста Константина Гюйгенса"
Даниэль Зегерс и Ян Коссье, 1644, масло, медь, 63х86 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
Картина после сложной и кропотливой реставрации выглядит великолепно
Переходим в следующий сектор "Большого зала"
Здесь к художникам присоединились талантливые художницы
Во второй половине XVII века цветочный натюрморт опять был модернизирован. "Сложные композиции, красивые световые эффекты, спрятанные друг за друга цветы, маленькие лианы, маки, прованские розы, лилии, бабочки - все должно было восхищать и визуально соблазнять".
Работы Михаэлины Вотье, Виллема ван Алста, Яна де Хема  и Марии ван Остервик
В 1652 году успешная брюссельская художница Михаэлина Вотье (Michaelina Wautier, 1604–1689) написала две цветочные гирлянды, висящие между черепами животных. Одна из них стала известна, как "Гирлянда с бабочкой" (масло, дуб, 42х57 см), а вторая - "Гирлянда со стрекозой" (масло, дуб, 41х57 см). Обе эти картины сейчас находятся в частных коллекциях, хотя в интернете "Гирлянда с бабочкой" числится, как утерянная. Но, к счастью, это не так. Благодаря организаторам выставки, которые смогли получить ее для своей экспозиции, я убедилась, что она не только "жива", но еще и неплохо выглядит для своих лет. 
"Цветочная гирлянда с бабочкой", Михаэлина Вотье, 1652, масло, дерево, 41х57 см
(из частной коллекции)
 
"Цветочная гирлянда с бабочкой", Михаэлина Вотье (фрагмент)
Опять без мухи не обошлось! Кстати, они символизировали краткость жизни!
      
Центральная фигура голландского натюрморта XVII века, Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1684), получил всеобщее признание благодаря своим знаменитым Pronkstilleven ("роскошный натюрморт") и мастерскому изображению цветов и фруктов. "Высочайшую точность и детальность изображения он умело соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Талантливо используя возможности цвета он добивался большой реалистичности различных текстур и высокой степени прозрачности изображаемых объектов". Кстати, Ян Давидс де Хем считается первым художником, который нарисовал декоративную цветочную гирлянду.
"Memento mori с цветами", Ян Давидс де Хем, 1655/60, масло, холст, 88х65 см
(из коллекции Галереи старых мастеров, Дрезден) 
Этой чудесной цветочно-фруктовой гирлянды де Хема на выставке не было,
но от бантиков до винограда она так удивительно хороша, что я решила ее показать
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
Один из самых выдающихся голландских мастеров натюрморта своего поколения, Виллем ван Алст (Willem van Aelst, 1627-1683) специализировался на натюрмортах с цветами, дичью и небольшими предметами антиквариата. Он славился превосходным чувством цвета и особым умением передавать фактуру тканей, металлов, птичьих перьев и т. п. Среди его учеников были художницы Рэйчел Рюйш (Rachel Ruysch, 1664-1750) и Мария ван Остервик (Maria van Oosterwyck, 1630-1693), работы которых висят в этом зале рядом с работой учителя.
"Цветочный натюрморт с цветами", Виллем ван Алст, 1663, масло, холст, 49х63 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
Цветы, которым отпущен короткий век, служили символом быстротечности жизни  
 Муха тоже символизировала краткость жизни, а белая бабочка ее возрождение
В XVII веке в жанре цветочного натюрморта успешно трудились несколько талантливых художниц, наиболее известными из которых были ученицы Виллема ван Алста (Willem van Aelst, 1627-1683) - Рэйчел Рюйш (Rachel Ruysch, 1664-1750) и Мария ван Остервик (Maria van Oosterwyck, 1630-1693). Последняя, так и не стала членом гильдии Святого Луки, зато была хорошо известна в высших кругах ценителей искусства по всей Европе. Среди ее клиентов был даже французский король Людовик XIV. Глубоко набожная художница часто писала натюрморты с нравственными посланиями. Так, в верхней части показанного на этой выставке букета расположены смотрящие друг на друга символы "честного христианина" (подсолнух) и "тьмы" (мак). Снизу на эту пару смотрит обнаженная богиня любви, Венера. "Противопоставляя любовь к Богу земной любви, Мария ван Оостервик призывает нас сделать правильный выбор в нашей короткой жизни".
"Цветы в кубке из слоновой кости", Мария ван Остервик, 1670/5, масло, холст, 48х62 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
Продолжение экспозиции "Большого зала"
Такими стендами "Большой зал" разделен на условные тематические участки 
В этой части "Большого зала" экспонировали единственные "не цветочные картины" 
"Давид, Агнета и их дочь Кэтрин Неввиль", Михил ван Мюссер
1696, масло, холст, 149х168 см
(из коллекции Музея Амстердама)
"Агнета Блок в своём саду в усадьбе Вейверхоф", Ян Веникс
1684/1704, масло, холст, 84х111 см 
(из коллекции Музея Амстердама)
Агнета была известным садоводом и коллекционером рисунков растений
Последняя часть большой экспозиции
Есть, что посмотреть и что обсудить
Картины "Ваза с цветами" и "Ствол дерева в окружении цветов, бабочек и насекомых" принадлежат кисти первой женщины, принятой в гильдию Святого Луки в Гааге, Рашель Рюйш (Rachel Ruysch, 1664-1750). Она специализировалась на написании цветочных натюрмортов, была дорогой востребованной художницей и продолжала творческую деятельность более 65 лет. Любовь к насекомым и цветам Рашель унаследовала от своего отца - известного анатома и ботаника Фредерика Рюйша, который был другом Петра I и автором анатомической коллекции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Кстати, именно он разглядел способности дочери к рисованию и в 15-ти летнем возрасте отдал ее на обученье к знаменитому художнику Виллему ван Алсту. 
"Ваза с цветами", Рашель Рюйш, 1700, масло, холст, 60х80 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
"Ствол дерева в окружении цветов, бабочек и насекомых", Рашель Рюйш
1685, масло, холст, 82х99см
(из коллекции 
Музея Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам)
По некоторым сведениям в мастерской Виллема ван Алста училась и младшая сестра Рашель - Анна Рюйш (Anna Ruysch, 1666-1754). До замужества она тоже писала красивые натюрморты, но так редко подписывала свои работы, что с уверенностью ей теперь приписывается не более десяти картин. В 2007 году один из ее натюрмортов был продан на аукционе за 50900 фунтов стерлингов. 
"Лесная поляна с цветами", Анна Рюйш, 1685/87, масло, холст, 48х36 см
(из частной коллекции)
Еще один Pronkstilleven ("роскошный натюрморт") от Яна Давидса де Хема 
"Ваза с цветами", 
1670, масло, холст, 53х74 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
Завершение экспозиции: картины Ван Хейсума, де Брея и Ван Бейерена
"Роскошные букеты Яна ван Хёйсума, созданные в период завершения голландского Золотого века, предназначались для украшения парадных помещений в богатых домах. Тонкая красочная нюансировка, эмалевый блеск фактуры и декоративное распределение красочных пятен этих картин создавали светлое радостное настроение". А все потому, что Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum, 1682-1749) был одним из лучших нидерландских художников, работавших в жанре пышных натюрмортов и идиллических пейзажей. О его популярности может свидетельствовать тот факт, что на аукционе, состоявшемся вскоре после смерти художника, четыре пейзажа Ван Хёйсума были проданы за 1032 флорина, а цветочный букет - за 1245 флоринов, в то время как за «Голову старика» Рембрандта и две картины Яна Стена дали соответственно 25 и 30 флоринов. 
"Натюрморт с цветами", Ян ван Хейсум, 1723, масло, дерево, 81х61см
(из коллекции Рейксмузеум, Амстердам)
Один из самых живых и красивых букетов на выставке!
Пышный букет в глиняной вазе составлен из роз, маков, пионов, нарциссов, ирисов, васильков, чибисов, скабиозы, горечавки, колокольчиков, императорской короны, камнеломки и тюльпанов. В течение трех лет художник написал несколько вариантов этого букета, каждый раз немного изменяя расположение растений.
"Натюрморт с цветами", Ян ван Хейсум (фрагмент)
"Натюрморт с цветами", Ян ван Хейсум (фрагмент)
В отличие от других мастеров натюрморта, Ян ван Хейсум делал предварительные рисунки, очень тщательно выписывал картины и порой создавал одно произведение на протяжении нескольких лет. Для наблюдения за цветами, каждое лето он выезжал в Харлем, который считался главным центром садоводства Нидерландов тех лет.
"Натюрморт с цветами", Ян ван Хейсум (фрагмент)
"Натюрморт с букетом в процессе создания", Дирк де Брей
1674, масло, дерево, 36х41 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
Натюрморты Дирка де Брея и Абрахама ван Бейерена
"Цветочный натюрморт с часами", Абрахам ван Бейерен
1663/65, масло, холст, 69х80 см

(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
Натюрморт написан экспрессивными быстрыми мазками.
Такая манера не была популярна в то время и художник был постоянно в долгах
Два натюрморта Абрахама Миньона (Abraham Mignon, 1640-1679)
Большая часть картин Абрахама Миньона (Abraham Mignon, 1640-1679 ) написана в жанре натюрморта и представляет собой полотна с "изящной продуманной композицией и скрупулёзным подходом к изображению деталей". Поскольку художник никогда не датировал свои произведения, было очень трудно установить хронологию его творчества, но, исходя из стилистической оценки, предполагается, что более сложные натюрморты в насыщенной яркой гамме на темном фоне, являются квинтэссенцией стиля де Миньона и, вероятно, датируются, примерно, 1670 годом, когда он работал в мастерской Яна Давидса де Хема.
"Цветы в металлической вазе", Абрахам Миньон
1670, масло, холст, 73х90 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
"Цветы в металлической вазе", Абрахам Миньон (фрагмент)
"Цветы в металлической вазе", Абрахам Миньон (фрагмент)
"Цветы в стеклянной вазе", Абрахам Миньон
1670, масло, холст, 73х90 см
(из коллекции музея Маурицхейс, Гаага)
"Цветы в стеклянной вазе", Абрахам Миньон (фрагмент)
"Цветы в стеклянной вазе", Абрахам Миньон (фрагмент)
"Цветы в стеклянной вазе", Абрахам Миньон (фрагмент)
"Цветы в стеклянной вазе", Абрахам Миньон (фрагмент)
Ну, вот, пожалуй, и все! На этом моя короткая прогулка по залам выставки "In volle bloei", к сожалению, завершена. Меня всегда восхищали голландские цветочные натюрморты XVII века, и возможность увидеть такую разнообразную и красочную коллекцию стала приятным сюрпризом и большой удачей. Одна из задач, которую ставили перед собой организаторы этой выставки, - показать работы талантливых голландских художниц, которые очень успешно работали в жанре цветочного натюрморта и ни в чем не уступали художникам-мужчинам. С точки зрения дилетанта, могу констатировать, что это действительно так. Хотя первое место я все же отдала мужчине. Потрясающий "Натюрморт с цветами" Яна ван Хейсума для меня оказался вне конкуренции.
"Натюрморт с цветами", Ян ван Хейсум (фрагмент)
И еще несколько слов о голландском букете. Юбилейное оформление фасада Маурицхейс также было поручено компании Tom Postma Design (компания, оформлявшая выставку In volle bloei) и она создала временный "ботанический сад", который будет цвести во дворе музея на протяжении всех четырех сезонов. Причем к каждому сезону в напечатанные на 3D-принтере клумбы будут высаживаться соответствующие этому времени года цветы, а предыдущие луковицы и растения с грядок будут отданы в дар местным школам и паркам. Что же касается двух гирлянд на фасаде музея, то в течение года к ним будут добавляться сезонные искусственные цветы, и в итоге Маурицхей получит свой собственный "невозможный букет".
.
Некоторые ссылки:
.
Официальный сайт музея Маурицхейс www.mauritshuis.nl

2 комментария:

  1. Какое великолепие! Целая выставка роскошных картин с цветами! Какие они молодцы, что смогли организовать такое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да! Мне очень повезло! Я люблю голландские цветочные натюрморты. Красота невероятная.

      Удалить