Моя первая встреча с Брюсселем началась около пяти часов вечера и, думаю, продлится до глубокой ночи. Что можно увидеть в таком потрясающем городе за 6-7 часов? Только выставочный фасад туристического центра - Рыночную площадь, Писающего мальчика, вафли, кружева и пиво. Ну, что же, я не против. Для первого знакомства тоже неплохо.
В Брюссель я приехала в половине пятого. Вышла на площадь перед Центральным вокзалом и огляделась вокруг. Я не очень люблю большие суетные города, а передо мной был именно такой кишащий разным народом город. Почему-то сразу стало понятно, что здесь мне никто не рад, и приподнятое от прогулки по Антверпену настроение, стало таять на глазах. Несмотря на то, что гостиница была в пятнадцати минутах ходьбы от вокзала, я решила воспользоваться такси, чтобы не петлять с чемоданом по незнакомым улицам. Не скажу, что таксист был этому очень рад, но из такси не высадил и, сделав довольно большой крюк, с кислой миной все же довез меня до отеля. Наверное, он хотел сделать хоть какую-то гадость, но невольно устроил мне небольшую и очень интересную экскурсию по центру города... за что ему большое туристическое спасибо!
Почему я выбрала Hotel Mirabeau на Place Fontainas? Конечно же за потрясающее местоположение - 300 метров до "Мальчика-Пис", 500 метров до Гран-Плас, 900 метров до Центрального вокзала. Да, и отзывы о нем в интернете были неплохие... здание симпатичное... коридоры покрашены в живенькие цвета (на каждом этаже свой цвет)...
Мне достался номер на третьем этаже, куда я поднялась в малипусеньком и ужасно антикварном лифте. Если бы чемодан был хоть чуточку больше, пришлось бы подниматься пешком. Небольшая комната была размером с гардеробную, а "собственная ванная" - чуть больше душевой. Последней надеждой был вид из окна. Я отдернула шторы и... вспомнила кадры из фильма "Кухня в Париже". Там повара оказываются в ужасном номере, единственным достоинством которого был вид на Эйфелеву башню. И только распахнув окно, они поняли, что это фотообои, а их окно смотрит на соседнюю стену... Облупившаяся стена напротив моего бельгийского окна была на расстоянии вытянутой руки... и почему-то это меня ужасно развеселило! Вообще все было не так страшно! Не Inter Continental, конечно, но, как говорится, не все коту Масленица! Главное, что я, наконец, в Брюсселе и сейчас пойду гулять по очень красивому городу!
На выходе из отеля "доброжелательный администратор" подарил мне карту города и, предупредив, чтобы я внимательно смотрела за кошельком и мобильным телефоном (в центре орудуют банды румынов, арабов и кого-то там еще), пожелал счастливой и содержательной прогулки... Какое мажорное начало! Прогулка просто обязана быть удачной!
Первой на моем пути оказалась соседняя барочная церковь Church of Notre-Dame de Bon Secours (Нотр-Дам де Бон Секур, арх. Жан Кортвиндт, Rue du Marché au Charbon 91). Когда-то в далеком 1625 году на этом самом месте сапожник Жак Миус нашел чудотворную статую Девы Марии. К ней потянули многочисленные паломники, и в период с 1664 по 1694 год здесь построили "Церковь Богоматери Добрых деяний"... успели аккурат к нашествию войск Людовика XIV (1695 год), которые "нанести зданию значительный урон". Особенно пострадали знаменитый шестигранный купол и интерьер. В последующие годы церковь отреставрировали, но особых изменений в первоначальный дизайн, к счастью, не вносили (последнее обновление фасада было в 1904 году). Так что перед нами вполне аутентичная ренессансная церковь в нетрадиционном для Брюсселя стиле итальянского барокко. Внутрь я заходить не стала, хотя, говорят, там довольно красиво. Ограничилась фотографией внешнего вида и интересного декора двери. А жаль! Могла бы посмотреть на ту самую чудотворную мадонну, которая до сих пор стоит в нише алтаря.
Далее по курсу был легендарный "Маннекен-Пис" или, попросту, "Писающий мальчик". Кто не знает об этом забавном символе Брюсселя! Но знать это одно, а представлять как он выглядит - совсем другое. Понимая, что это фонтан, я представляла его стоящим на постаменте посреди какой-нибудь симпатичной площади, и была очень удивлена его размером, внешним видом и местоположением. Небольшая бронзовая фигурка (61 см) одетого в стильный костюмчик карапуза стояла на фасаде углового фонтана на пересечении улицы Банной (Rue de l'Étuve / Stoofstraat) и Дубовой (Rue du Chêne / Eikstraat). И стоит он на этом самом месте, по некоторым сведениям, аж с 1452 года. Правда, сначала это был каменный мальчик, который как и положено стоял на высокой колонне и весело писал в квадратную чашу. Свой нынешний бронзовый вид малыш приобрел только в 1619 год усилиями придворного скульптора Жерома Дюкенуа. В 1770 году ребенка сняли с высокой колонны и поставили на фасад барочного фонтана, а небольшую чашу (чтобы было куда писать) прикрепили только в XIX веке. Тогда же фонтану решили придать статус городской достопримечательности и обнесли его красивой кованной оградой (1851 г). За 400 лет богатой событиями жизни бронзового мальчика 7 раз похищали, но каждый раз возвращали обратно или заменяли очередной точной копией (нынешняя датируется 1965 годом, а оригинал хранится в Музее города Брюсселя), так что несмотря на многовековые происки хулиганов и воров, Маннекен-Пис продолжает на радость туристам без устали писать в свой антикварный фонтан... Да! А что касается самого сюжета, то он отсылает нас к легенде о чудо-мальчике, который струей мочи потушил разложенные под стенами города неприятельские боеприпасы... очевидно, перед этим он выпил ОЧЕНЬ много бельгийского пива! Говорят, в праздничные дни этот карапуз действительно иногда писает пивом или вином!
Manneken Pis |
А еще у "Малыша Жульена" (давным давно его звали именно так) имеется впечатляющий гардероб из более чем 1000 нарядов, которые первоначально экспонировались в Королевском музее на Grote Markt, а теперь переехали в специализированный музей "Garderobe MannekenPis" (Rue du Chêne 19). Первый из них он получил в 1698 году в подарок от Баварского курфюрста Максимильяна Эммануила. Сейчас его костюмы меняются по списку составленному некоммерческой организацией "Друзья Писающего мальчика". Ну, а с графиком его переодеваний можно ознакомиться в небольшой витрине, которая закреплена на ограде фонтана.
Я увидела Мальчика-Пис в двух вариантах. Днем он был в костюмчике, а ночью и утром - в своем натуральном виде... и таким он мне понравился гораздо больше!
От Писающего мальчика по пешеходно-туристической улице Rue de l'Etuve мимо сувенирных, пивных, вафельных и кондитерских магазинов я отправилась на главную площадь города - Гран-Плас... но по дороге все-таки заглянула в стильный шоколадный магазин La Belgique Gourmande, потом немного пофотографировала колоритные брюссельские вафли (они тут продаются на каждом шагу, стоимость от 1 евро) и не смогла пройти мимо пивного магазина с потрясающими бокалами в витрине. Если бы не крошечный чемодан, точно прихватила бы пару штук!
Магазин La Belgique Gourmande |
Магазин La Belgique Gourmande |
Брюссельские вафли с начинками и взбитыми сливками - главный уличный десерт |
Не прошло и получаса, как я все-таки попала на красивейшую главную площадь города - Гроте-Маркт (нидерл. Grote Markt) или Гран-Плас (фр. Grand Place) или просто Большой рынок. От вафель и шоколада пора было возвращаться к пище духовной и детально осмотреть это чудо архитектурной мысли внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1998 года).
Дома Гильдий на Гранд-Плас |
Когда-то на этом месте были болота, но в XII веке их осушили и обустроили первую рыночную площадь тогда еще небольшого поселения. Время шло. Поселение превратилось в процветающий торговый город, и его Рыночная площадь стала обрастать красивыми средневековыми домами. Так в начале XIII века здесь появился склад для пекарей - Хлебный дом, который потом много раз менял внешний вид и предназначение, став в конечном итоге Домом Короля. В 1513 году обветшавшее здание снесли, а на его месте построили новое, но со старым названием (на фото слева).
Вторым знаковым и самым старым сооружением площади является построенная в XV веке Брюссельская ратуша или Hotel de Ville (на фото справа).
Очевидно, в те времена вся площадь была застроена такими же уникальными шедеврами брабантской готики, но в 1695 году они были полностью разрушены в результате обстрела французской армии Людовика XIV. Устояли только Ратуша и частично Дом Короля.
Разрушенную французскими войсками площадь решено было комплексно застроить вокруг уцелевшей Ратуши и Дома Короля. Именно поэтому она и выглядит таким гармоничным законченным ансамблем из 33 зданий Гильдий, построенных в едином стиле фламандского барокко (XVII век). На создание этих шедевров архитектуры ушло немерено денег и всего четыре послевоенных года. В результате к началу XVIII века каждая состоятельная Гильдия получила роскошно декорированный дом с эффектным символическим названием. Иногда выбор названия был как-то связан со спецификой конкретной Гильдии ("Волчица" - Гильдия лучников), а иногда эта связь была понятна только тем, кто его придумал ("Лис" - Гильдия галантерейщиков). Для того чтобы в конечном итоге не перепутать "Лебедя" со "Звездой", а "Золотую лодку" с "Золотым деревом" нужно воспользоваться очень удобной картой и во всем подробно разобраться...
Итак, самым древним, внушительным и высоким (96 м) сооружением площади является готическое здание Брюссельской ратуши (Hotel de Ville), которое практически в первозданном виде дошло до нас из "глубины веков". Строилось оно постепенно, долго (1401-1455) и несимметрично (с левой стороны 10 окон, а с правой только 7). Богатый лепной декор фасада был добавлен в конце XIX - начале XX века. В частности, это касается и 300 скульптур, без которых Ратуша не имела бы такого роскошного и законченного вида.
А еще это здание знаменито своей высокой изящной башней, остроконечный шпиль которой 541 год подряд (1455-1996) бессменно украшала одна и та же пятиметровая медная фигура покровителя города Архангела Михаила. В 1996 году износившуюся верхушку решено было отправить на покой и заменить на точную копию... сколько прослужит она, никто из нас уже не узнает...
Фасад Брюссельской ратуши |
Питьевые фонтаны у входа в Ратушу со стороны Rue de l'Amigo |
Следующее роскошное здание дворцового вида, состоящее из 7 домов под одной крышей (13-19) и занимающее почти всю восточную сторону площади - величественный Дом герцогов Брабантских (1687-1698), которые в нем никогда не жили, но незримо присутствуют в виде 19 бюстов на фасаде.
Дом герцогов Брабантских соединил в себе 7 домов - "Слава", "Эрмитаж", "Фортуна", "Ветряная мельница",
"Оловянный горшок", "Холм" и "Биржа"
|
На противоположной стороне площади напротив Дома герцогов Брабантских расположено здание Король Испании (Гильдия булочников, на фотографии крайний справа, на схеме - №1) с бюстом испанского короля Карла II Габсбурга на фасаде, флюгером в виде Меркурия - на крыше и знаменитым кафе "Испанский король" на первом этаже. Рядом с ним (справа налево) стоят дома Гильдии торговцев жиром и маслом ("Тележка", №2-3), краснодеревщиков ("Мешок", №4), лучников ("Волчица", №5), лодочников ("Рожок", №6, верхние этажи напоминают карму галеона) и галантерейщиков ("Лис", №7). На фотографии красоту этих домов можно оценить только в общих чертах, но их главное достоинство в потрясающих деталях - лепном декоре, великолепных статуях на фасаде и крышах, колоннах, знаках Гильдий и контрастирующей с серым цветом зданий эффектной золотой отделке.
Дома с 8 по 12 (схема) - это еще одна сторона Гран-Плас направо от Rue Charles Buls. Здесь разместились - самый узкий дом с красивой аркадой ("Звезда"), самый высокий дом Гильдии мясников ("Лебедь") и мой любимый дом Гильдии пивоваров - "Золотое дерево" с золотой статуей наместнику Нидерландов - Карлу Александру Лотарингскому на крыше. Рядом два похожих дома с более скромным декором. Первый это "Роза", получивший название по имени семьи Ван дер Розен, которая проживала на этом месте в XV веке и "Гора Табор", который стал жилым еще в 1699 году.
Напротив Ратуши расположен ажурный Хлебный дом или Дом Короля. В XIII веке на этом месте было построено хозяйственное задание для хранения зерна, которое в XV веке стало использоваться для размещения "администрации" герцога брабантского, почему и получило название Дом Герцога. А когда титул герцога Брабанта перешел к испанским королям, здание повысили в ранге и начали называть - Дом Короля. Справедливости ради нужно сказать, что ни герцоги, ни короли в этом доме никогда не жили. Тем не менее к началу XVI века обветшавшее сооружение все же решено было реконструировать. Работу поручили архитектору Антуану Келдермансу, который подошел к задаче радикально. В 1513 году старое здание было снесено, и в 1515 году началось масштабное строительство, продлившееся не один десяток лет. Но даже после его окончания Дом Короля еще неоднократно перестраивался и дополнялся в зависимости от вкуса каждого следующего владельца, пока в 1860 году не было решено вернуться к истокам и восстановить его в чертежах 1515 года. Реконструкция началась в 1873 и продлилась до 1895 года. Сейчас в нем расположен городской музей Брюсселя.
Рядом с Хлебным домом расположены здания Гильдий и частные собобняки - "Золотой купец" (частный дом гончара, 28), "Голубь" (Гильдия художников, 26-27) и "Золотая лодка" (24-25) - дом Гильдии ткачей, который венчает статуя их покровителя - Святого Гомобона Тучинго Кремонского. Далее идут частные дома "Ангел" (23) , "Анна и Иосиф" (22-21) и "Олень" (20). А вот дома стоящие с другой стороны от Дома Короля (34-39) были на реставрации. Их я увижу как-нибудь в другой раз.
Дом Гильдии ткачей и скульптура Святого Гомобона Тучинго Кремонского. |
Нижние этажи почти всех домов на площади и в соседних улочках заняты под рестораны, кафе и магазины. В одном из них разместился старинный магазин бельгийских кружев Belgian Art Lace (Rue au Beurre 46). В его витрине интерактивная кружевница очень натурально "перебирала" деревянными коклюшками - не зайти было невозможно! Ну, а внутри я увидела что-то невероятное - великолепные коклюшечные кружева ручной работы! Не буду вдаваться в подробности (посвящу этому отдельный пост), скажу только, что искусство изготовления бельгийских кружев зародилось здесь еще в далеком XVI веке и является культурным достоянием страны... Себе я бы с удовольствие купила красивенную круглую скатерть за 975 евро... но ограничилась крошечной нежной салфеточкой с буквой "И" по середине...
Кроме салона кружев на Rue au Beurre расположено столько шоколадных магазинов, что любой сладкоежка остался бы там жить навсегда... но я, чтобы не терять драгоценное время, прошла ее резвым транзитом и очень быстро оказалась возле фонтана "Притча о слепых" (Petite Rue au Beurre 17). На высокой чугунной колонне была расположена группа из трех слепцов с картины Питера Брейгеля старшего «Слепые (Притча о слепых)». Сюжет восходит к евангельской притче о фарисеях «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму». Из фонтана течет питьевая вода, и устроены три поилки - для людей, птиц и собак.
Это один из двенадцати фонтанов серии "Bruegelian", которые с 1979 по 1984 год были выполнены скульпторами Jos De Decker и Jean Roig по картинам Питера Брейгеля старшего - "Детские игры", "Битва поста с Масленицей", "Сбор урожая" и др.
Читать полностью на : https://www.rutraveller.ru/place/138505
Фонтан "Притча о слепых" |
Картины Питера Брейгеля старшего «Слепые (Притча о слепых)» |
После фонтана я попала на Rue du Marché Aux Herbes, которая привела меня к пассажу с высокой стеклянной крышей - Королевским галереям Святого Юбера (Galeries Royales Saint Hubert, 1847, ширина - 8 м, длина - 213 м, высота- 18 м) - одному из самых красивых и первому подобному торговому комплексу Европы. Я очень люблю старинные крытые пассажи и при любой возможности стараюсь по ним прогуляться. Королевские галереи Святого Юбера оправдали мои ожидания на сто процентов. Не скажу, что я обошла все 213 метров с 54 бутиками, театрами, кинотеатрами, музеями и ресторанами, но витрины рассматривала долго и с пристрастием...
Когда из величественного и неспешного пассажа, я вышла на контрастно-оживленную брюссельскую улицу, то почему-то друг вспомнила, что с утра ничего не ела. Кафе с видом на Галереи оказалось очень кстати. Немного отдохну от культурной программы. Подзаряжу себя и мобильный телефон, а потом пойду искать Кафедральный собор.
Кафедральный собор Святых Михаила и Гудулы, красивое здание которого я увидела из такси по дороге в отель, был основан в XI веке, а потом, как обычно, строился, достраивался и перестраивался вплоть до конца XV века. Его название так же происходит из далекого XI века, когда мощи покровительницы Брюсселя святой Гудулы были перенесены в церковь святого архангела Михаила, и со временем церковь стала называться именами двух этих святых.
Поскольку католики по вечерам почему-то не молятся, а нужные мне бельгийские церкви закрываются очень рано, оценить великолепный интерьер главного храма бельгийской столицы я, к сожалению, так и не смогла. Ограничилась грандиозным фасадом с двумя симметричными башнями и кованными рельефами на дверях.
Еще немного поброжу вокруг, куплю зонтик, потому что уже моросит противный дождик, и, как стемнеет, вернусь на Гран-Плас посмотреть вечернюю иллюминацию. А пока расскажу об одном человеке, памятник которому расположен в двух шагах от входа в Королевские галереи. Это Шарль Бюльс. 18 лет он был мэром Брюсселя (1881-1899) и очень много сделала для защиты его исторического центра от варварского уничтожения и новомодных преобразований. Именно по его инициативе были выделены средства на реставрацию зданий Гран-Плас (1883-1923), городские полицейские заговорили на двух языках, а указатели дублировались на французском и голландском (очень важно для двуязычной страны). Короче говоря, это был умный, образованный и любимый горожанами мэр (бывает же такое!), а потому благодарные брюссельцы собрали необходимую сумму и поставили ему душевный памятник на пересечении улиц Монтань и Марше Окс Эрб.
Памятник Шарлю Бюльсу "Велосипедистка" (скульптор Аллен Сеша) |
213-метровые Королевские галереи Святого Юбера состоят из трех отдельных галерей - Короля, Королевы и Принцев. Водоразделом между галереями Королевы и Короля служит колоритная пешеходная улица Мясников (Rue des Bouchers). Она была застроена в конце XVII - начале XVIII века по той же причине что и Гран-Плас - ее предыдущие постройки в 1695 году разгромили все те же французы. Когда-то на ней жили мясники и колбасники, и это была одна из самых грязных улиц города, а сейчас здесь расположены кафе, рестораны и сувенирные магазины. И все это стало возможным только потому, что в 1960 году было принято решение о защите этого уголка старого города от безжалостной "брюсселизации" (реконструкция города, при котором происходит неконтролируемый массовый снос исторической застройки, замещаемой современными зданиями. Термин возник в связи с масштабной перестройкой Брюсселя в 60-х-70-х годах XX века). С тех пор как улицу Мясников официально объявили "Священным островом", все здешние дома подлежат реставрации, а какой-либо снос или модернизация фасадов категорически запрещены. Благодаря этому улица пользуется большой популярностью у туристов. Ну, а где туристы, там всевозможные питейно-съестные заведения. Здесь их десятки на любой вкус и кошелек!
Улица Буше (улица Мясников) |
Ура! Дождалась! На площади включили освещение, которое с наступлением темноты превратило Гран-Плас в фантастически красивое место. Чем темнее становилось небо, тем ярче сияли огни, периодически изменяя цвет с желтого на белый и обратно.
Ну, все! Теперь с чистой совестью можно постепенно возвращаться в отель. Последняя достопримечательность на моем пути - скульптура "Спящий рыцарь" (XIX век,скульптор Julien Dillens) в аркаде дома "Звезда". Этот горельеф изображает последние минуты жизни героя гражданской войны XIV века лорда Эверарда Серкласа (Everard't Serclaes), который был ранен и умер на этом месте в 1388 году. А рядом с умирающим рыцарем расположена памятная доска все тому же бургомистру Брюсселя - Шарлю Бюльсу, который сделала так много для сохранения и реставрации площади Гран Плас. Кроме того на доске золотыми буквами написаны имена архитекторов, которые строили Городскую ратушу (XV), Дом Короля (XVI) и дома Гильдий XVII века.
Памятная доска (1899 г) Скульптура "Спящий рыцарь" (XIX век) |
Пожалуй, на сегодня все. Пора возвращаться в отель... ну разве что зайду где-то рядом и все-таки выпью бокал моего любимого темного Leffe.
Какое замечательное окончание очень длинного и насыщенного дня. Сегодня утром я еще прощалась с друзьями в Амстердаме, днем - пыталась объять необъятное в Антверпене, а вечером - повторила все то же в Брюсселе. Завтра меня ждет прогулка по Генту и Брюгге, а сегодня я заслужила один бокальчик пива в очень уютной и очень бельгийской "Taverne Manneken Pis" (Rue des Grands Carmes 31-33) на противоположном углу от Писающего мальчика...
Комментариев нет:
Отправить комментарий