среда, 7 июля 2021 г.

Наш поход в "Старую пинакотеку" (часть 4): "Малые голландцы, итальянцы, испанцы и французы" (Alte Pinakothek, Мюнхен, Германия, день 2/9)

 
Ну, вот! Опять мой "музейный поход" растянулся на целых четыре части, хотя я давала себе слово ограничиться максимум двумя... рассказы о картинах и художниках так затягивают! Как бы то ни было, но медленно и уверенно мы подошли к заключительному этапу прогулки - нескольким залам и кабинетам правого крыла, где экспонируются работы французских, испанских и итальянских художников XVIII века и "малых голландцев" XVII века. С последних и начнем!
Живопись голландских художников XVII века 

 Кабинеты 17-23: "Малые голландцы" (XVII век) 

"Малые голландцы" - условное название голландских художников XVII века, писавших небольшие, тщательно отделанные картины. Хотя они не представляли собой единой школы, их произведениям свойственны некоторые общие черты: камерный характер, отточенность техники, ясность композиции, тонкая нюансировка деталей, преобладание бытовых сюжетов, пейзажей и натюрмортов. Всего в этот период в Голландии работало около 2000 художников и большинство из них могут быть названы "малыми голландцами".
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Кабинеты 17-23
Кабинеты 17-18
Кабинет 18. Нидерландская пейзажная живопись XVII века 
Эсайас ван де Велде (Esaias van de Velde, 1587-1630),
Ян ван Гойен (Jan Josephsz. van Goyen, 1596-1656),
Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael, 1628-1682),
Чарльз Корнелис де Хуч (Carel de Hooch, 1600-1638),
Ян ван дер Хейден (Jan van der Heyden, 1637-1712), 
Питер де Блот (Pieter de Bloot, 1601-1658) и другие
"Зимние забавы на замерзшем городском рву", Эсайас ван де Велде
1618, 
дуб, масло, 30 х 50 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)
"Зимние забавы на замерзшем городском рву" (фрагмент)
Представитель так называемого "тонального пейзажа" нидерландский художник Ян ван Гойен (Jan Josephsz. van Goyen, 1596-1656) был одним из самых плодовитых мастеров XVII века (сохранилось около 1200 картин и 800 его рисунков, в собрании музея только 1 картина). При этом особый интерес представляют "его поздние произведения, которые несмотря на экономность монохромной палитры очень эффектно передают атмосферу типичного голландского речного пейзажа с баржами, прачками, рыбаками, коттеджами, голубятнями и стогами сена на берегу".  
"Фермерские дома у реки", Ян ван Гойен, 1636
дуб, масло, 34,5 х 60 см, приобретена в 1804 году
"Вид на Валкхоф в Неймегене", Ян ван Гойен, 1636
дуб, масло, 39,5 х 60 см, приобретена в 1804 году
Картины Эсайаса ван де Велде и Яна ван Гойена в Кабинете 17 
Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael, 1628-1682) был самым значительным голландским пейзажистом Золотого века, а его творческое наследие составляет около 450 картин (в собрании музея - 10 работ) с изображениями родной природы - лесной чащи, болот, водопадов и маленьких нидерландских городов, "затерявшихся среди бескрайних равнин под огромным торжествующим небом". 
"Вид на Отмарсум", Якоб ван Рёйсдал, 1660/65
холст, масло, 59,1 х 73,2 см, поступила в 1942 году
"Лесной пейзаж с охотой на зайцев"Якоб ван Рёйсдал
1655/60, холст, масло, 60,5 х 73,6 см
"Дубы возле бурного ручья", Якоб ван Рёйсдал, ок. 1670
холст на дереве, масло, 71,7 х 90,1 см
В отличие от своего племянника, нидерландский художник-пейзажист Саломон ван Рёйсдал (Salomon van Ruysdael, ок. 1602-1670) предпочитал писать деревни и фермы на берегах рек и каналов, изображая типичные сцены сельской жизни. В 1630-х годах совместно с Яном ван Гойеном он разработали особый монохромный стиль тонального пейзажа (картины ван Гойгена показаны выше), а в 1650-60-е годы создал свои лучшие произведения. В собрании тарой пинакотеки" находится 6 его работ разных периодов.
Пейзаж Саломона ван Рёйсдала в Кабинете 17
"Речной пейзаж с паромом",  Саломон ван Рёйсдал 
ок. 1630/35, дуб, масло, 65,5 х 94,4 см
"Пейзаж с Plompetoren в Утрехте",  Саломон ван Рёйсдал 
ок. 1660, дуб, масло, 66,2 х 80,7 см, передана в 1853 году
"Пейзаж с Plompetoren в Утрехте",  Саломон ван Рёйсдал (фрагмент)
"Вид на замок Нейенроде со стороны канала"  
Саломон ван Рёйсдал, 1650, дуб, масло, 75,1 х 106,3 см
Пейзажи Яна ван дер Хейдена в Кабинете 18
"Воображаемая кельнская площадь", Ян ван дер Хейден
(на площади собраны строения, находящиеся в разных местах города)
ок.1665, дуб, масло, 48,8 см, из Мангеймской галереи (1799)  
"Старый дворец в Брюсселе",  Ян ван дер Хейден
ок.1665, дуб, масло, 50,8 х 63,5 см, из галереи Ансбаха  
В музеях и галереях мира хранится около 150 полотен кисти голландского пейзажиста Золотого века Арта ван дер Нера (Aert van der Neer, 1603-1677), который предпочитал писать зимние и ночные пейзажи, став одним из родоначальников жанра "ноктюрн" (изображение ночных сцен). В собрании "Старой пинакотеки" находятся 3 оригинала и 4 копии его картин.
"Зимний пейзаж", Арт ван дер Нер, ок. 1655/60
дуб, масло, 23,4 х 33,9 см, из галереи замка Ашаффенбург 
"Закат", Арт ван дер Нер, 1660-е годы
дуб, масло, 23,8 х 37,9 см, из галереи замка Ашаффенбург 
Два итальянских пейзажа Чарльза Корнелиса де Хуча в витрине Кабинета 17
"Пейзаж с мостом" и "Пейзаж с городскими укреплениями" 
дуб, масло, 9,3х 16,2 см (каждый), из Цвайбрюккенской галереи (1799)

Кабинет 19 
Кабинет 19. Голландская живопись XVII века 
Виллем Корнелис Дейстер (Willem Cornelisz. Duyster, 1599-1635),
Джейкоб Дук (Jacob Duck, ок. 1600-1667),
Питер Янссенс Элинга (Pieter Janssens Elinga, 1623-1682),
Виллем Кальф (Willem Kalf, 1619-1693),
Герард Терборх (Gerard ter Borch, 1617-1681)
"Офицеры, играющие в карты", Корнелис Дейстер, 1630/35
дуб, масло, 36 х 44 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799) 
"Читающая женщина", Питер Янссенс, 1665/70, холст, масло, 76 х 64 см
"Распутная женщина", Якоб Дук, 1640/50, дерево, масло, 37 х 31 см

Герард Терборх (Gerard ter Borch, 1617-1681) был одним из главных мастеров голландской жанровой живописи Золотого века и "первым открыл частный мир городских обывателей, запечатлев их за повседневными занятиями в домашней обстановке. В дальнейшем этот жанр получил свое продолжение в работах таких дельфтских мастеров, как Питер де Хох и Ян Вермеер. Модели на портретах Терборха обычно одеты в черное и написаны на нейтральном фоне, а в жанровых сценах присутствует один или несколько освещенных с одной стороны персонажей за чтением, письмом или музицированием". Кстати, самой популярной картиной того времени стала его работа "Галантный разговор" (Государственный музей, Амстердам), которая была скопирована разными художниками 24 раза.
Три картины работы Герарда Терборха (автопортрет в центре) 
"Портрет джентльмена", ок. 1660, холст, масло, 66 х 49 см
"Портрет дамы", ок. 1660, холст, масло, 66 х 49 см 
Две картины Герарда Терборха
"Отказ от письма", 1655/58, дуб, масло, 56 х 47 см
"Мальчик, ищущий блох", 1655, холст на дереве, масло, 35,5 см
Картины Герарда Терборха в кабинете 19
"Натюрморт с фарфоровым кувшином", Виллем Кальф, 1653
дуб, масло, 44,9 х 35,7 см, приобретен в 2008 году

Кабинет 20 
Кабинет 20. Голландская живопись XVII века 
Франс Пост (Frans Janszoon Post, 1612-1680),
Хендрик Корнелис Врум (Hendrick Cornelisz Vroom, 1590-1661),
Бальтазар ван дер Аст (Balthasar van der Ast, ок. 1593-1657),
Франс Халс (Frans Hals, 1582/83-1666) и другие
"Гавань Амстердама", Хендрик Корнелис Врум, 1630
холст, масло, 97 х 201 см, из замка Нойбург (1804)
Голландский художник Хендрик Корнелис Врум (Hendrick Cornelisz Vroom, 1590-1661) считается основоположником самостоятельного жанра "марина" (изображение морских пейзажей и сражений) в европейском искусстве. Собрание "Старой пинакотеки" располагает только одним, но очень известным его полотном - "Гавань Амстердама" (Der Seehafen von Amsterdam, 1630), которое ярко иллюстрирует умение этого художника подробно и со знанием дела изображать внешний вид боевых кораблей.
"Гавань Амстердама", Хендрик Корнелис Врум (фрагмент)
Нидерландский художник эпохи барокко Франс Пост (Frans Janszoon Post, 1612-1680) стал первым европейским живописцем, который, прожив восемь лет в Бразилии, написал диковинные пейзажи Нового Света. Несмотря на то, что такие картины составляют лишь малую часть творческого наследия художника (около 140 работ), в собрании "Старой пинакотеки" он представлен именно двумя "бразильскими пейзажами". Кстати, оба они были написаны через пять лет после возвращения на родину.
"Бразильский пейзаж с броненосцем", Франс Пост, 1649
дуб, масло, 52,8 х 69,3 см, приобретен в 1816/21 годах 
"Бразильский пейзаж с муравьедом", Франс Пост, 1649
дуб, масло, 52,8 х 69,3 см, приобретен в 1816/21 годах 
Картины Франса Поста в Кабинете 20
Интересно, что кроме внешнего совершенства все голландские натюрморты полны еще и глубоких смыслов, намеков и знаков, которые совершенно неведомы большинству современных поклонников живописи. Так, например, полотно нидерландского художника Бальтазара ван дер Аста (Balthasar van der Ast, ок. 1593-1657) "Натюрморт с ракушками и фруктами" (Stillleben mit Früchten und Seeschneckenhäusern, ок. 1635) символизирует вечную жизнь и быстротечность. При этом "спелые фрукты и безжизненные ракушки олицетворяют собой скоротечность земного, а ящерицы, бабочки и кузнечики - воскресение и вечную жизнь".
"Натюрморт с ракушками и фруктами", Бальтазар ван дер Аст
ок. 1635, дуб, масло, 36,2 х 51,8 см, куплен в 1962 году
Франс Халс (слева) и его портрет пивовара Виллема Круза
(это вторая из двух работ Франса Халса в собрании музея) 
1660/62, дуб, масло, 47,1 х 34,4 см, куплен в 1906 году

Кабинеты 21-22 
Кабинет 21. Голландская живопись XVII века 
Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade, 1610-1685),
Паулюс Поттер (Paulus Pieterszoon Potter, 1625-1654),
Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael, 1628-1682),
Филипс Вауэрман (Philips Wouwerman, 1619-1668),
Ян Хавикзоон Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626-1679),
Франс ван Мирис Старший (Frans van Mieris I, 1635-1681)
"Песчаный холм, заросший деревьями", Якоб ван Рёйсдал, 1647
дуб, масло, 69,7 х 91,7 см, приобретено в 1823 году
Картины Рёйсдала (2), Вауэрмана (2) и Поттера (1)  в Кабинете 21
Творчество нидерландского пейзажиста Филипса Вауэрмана (Philips Wouwerman, 1619-1668), чьи картины со сценами войны, охоты, всадников и лошадей, относятся к лучшим образцам голландской живописи Золотого века, представлено в "Старой пинакотеке" тремя десятками работ, в том числе 15 картинами кисти самого художника.
Филипс Вауэрман и его картина "Солдатский лагерь"
вторая половина XVII века, холст, масло, 37 х 43 см, куплена в 2006 году

"Пейзаж с катком", Филипс Вауэрман, ок. 1655 
дуб, масло, 48 х 64 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)

"Отдых на охоте", Филипс Вауэрман
ок. 1655, дуб, масло, 48 х 64 см
Ученик Франса Халса нидерландский художник и гравер Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade, 1610-1685) прославился жанровыми картинами малого формата, повествующими о жизни крестьян и простых горожан. В коллекции "Старой пинакотеки" можно увидеть 8 из 400 его картин, "неизменно отличающихся чувством юмора и наивностью сюжетов".
Адриан ван Остаде и его картина "Веселые фермеры в кабаке"
ок.1635, дуб, масло, 29 х 36 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)
Две картины Адриана ван Остаде из Мангеймской галереи (1799)
"Крестьянская драка", 1656, 
дуб, масло, 45 см
"Веселая крестьянская компания", 1641/47, дуб, масло, 45 см
За 28 лет своей жизни голландский художник Паулюс Поттер (Paulus Pieterszoon Potter, 1625-1654) написал около 130 картин - преимущественно пейзажей с домашними животными или сценами охоты. Причем, прославило его именно мастерское изображение животных.
Паулюс Поттер и его "Ферма с крупным рогатым скотом"
1646, дуб, масло, 37 х 30 см, приобретен в 1803 году 
"Пейзаж с козами и коровами", Паулюс Поттер, ок. 1643
дерево, масло, 56,7 х 93 см, приобретен в 1823 году
Кабинет 22. Голландская живопись XVII века 
Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Ян Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626-1679) считался одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, писавших семейные портреты, сцены из жизни среднего бюргерства и библейские сюжеты. Его творческое наследие составляют почти 400 картин,  три из которых теперь находятся в "Старой пинакотеке".
Ян Стен и его картина "Драка в таверне", 1664
холст, масло, 68 х 80 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)
"Визит врача", Ян Стен, 1661/63
(смысл картины в том, что от любовного недуга 
врач не спасет
холст, масло, 61 х 52 см, из Дюссельдорфской галереи (1806)
Две миниатюры кисти Франса ван Мириса Старшего
"Автопортрет" и "Портрет жены", 
1662 
дуб, масло, 11 х 8,4 см (каждая), из Мангеймской галереи (1799)
"Ботинки для верховой езды", Франс ван Мирис Старший
ок. 1666, дуб, масло, 17,7 см, из Мангеймской галереи (1799)
И еще немного о символах и намеках. Любование перед зеркалом на картине Франса ван Мириса Старшего "Дама перед зеркалом" (Dame vor dem Spiegel, ок. 1670) - это традиционное обозначение порока высокомерия и символ скоротечности всего земного, а вот перья на шляпе и лютня на столе - это намек на плотские желания и греховный образ жизни.
"Дама перед зеркалом", Франс ван Мирис Старший
ок. 1670, дуб, масло, 43 х 32 см
Ученик Рембрандта и основатель "Лейденской школы изящной живописи" нидерландский живописец Герард Доу (Gerard Dou, 1613-1675) отличался высоким техническим мастерством и специализировался на небольших детально выписанных жанровых сюжетах, натюрмортах и ночных сценах, которые "создавал тонкими мазками, умело используя цветовые нюансы и точное направление освещения". Творческое наследие этого художника составляет около 200 работ, 7 из которых достались "Старой пинакотеке" (не считая еще 4 копий). 
"Молитва прядильщицы", Герард Доу, ок.1645 
дуб, масло, 27,7 см, из Мангеймской галереи (1799)  
"Продавец овощей и сельди", Герард Доу, 1654 
дуб, масло, 46,3 см, из Мангеймской галереи (1799)  
Все эти картины Герарда Доу находятся в других галереях
("Лувр", "Рейксмюзеум" и частная коллекция)
Просто хотела показать мастерство этого художника
Кабинеты 23 
Кабинет 23. Голландские натюрморты и жанровая живопись XVII века
Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683/84),
Адриан ван де Велде (Adriaen van de Velde, 1636-1672), 
Годфрид Шалькен (Godfried Schalcken, 1643-1706),
Адриан ван дер Верфф (, 1659-1722),
Каспар Нетшер (Caspar Netscher, 1639-1684)
Каспар Нетшер и его "Пастораль", 1681
холст, масло, 53,5 см, 
из Мангеймской галереи (1799)   
Две картины кисти Каспара Нетшера 
"Молодой кавалер", 1680, холст, масло, 48,2 х 39,8 см
"Музицирование", 1665, холст, масло, 52,3 см
Картины Каспара Нетшера (слева) и Яна Девидса де Хема
"Цветочный натюрморт с черепом и распятием" (Blumenstillleben mit Totenkopf und Kruzifix, ок. 1645) нидерландского художника Яна Давидса де Хема (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683/84) по традиции полон символизма - "череп и карманные часы являются символами человеческой смертности; улитки, фрукты и букет цветов напоминают о бренности земного великолепия, а распятие, плющ и колосья означают надежду на воскресение и вечную жизнь".
Ян Девидс де Хем и его "Цветочный натюрморт с черепом и распятием"
ок. 1645, холст, масло, 103 х 85 см, 
"Натюрморт с серебряной вазой",  Ян Девидс де Хем, ок. 1652
дуб, масло, 34 х 50 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)
"Натюрморт с фруктами и медным чайником",  Ян Девидс де Хем
до 1653, холст, масло, 84,2 х 115,8 см
"Старая пинакотека" владеет 36 работами голландского художника Адриана ван дер Верффа (Adriaen van der Werff, 1659-1722). Основная их часть хранится в запасниках музея, но три картины - "Погребение Христа" (Die Grablegung Christi, 1703), "Отдых на пути в Египет" (Ruhe auf der Flucht, 1702) и "Дети, играющие возле статуи Геркулеса" (Spielende Kinder vor einer Herkulesgruppe, 1687) можно увидеть в Кабинете 23.
Картины Адриана ван дер Верффа (три слева) в Кабинете 23
Адриан ван дер Верфф и две его картины
"Погребение Христа", 1703, дуб, масло, 82 х 54 см
"Дети, играющие возле статуи Геркулеса", 1687, дуб, 34,9 см
"Дети, играющие возле статуи Геркулеса" (фрагмент),
картина привезена из Мангеймской галереи (1799)
"Погребение Христа" (фрагмент)
картина привезена из Дюссельдорской галереи (1806)
Полотна художника, главными темами которых были библейские и мифологические сюжеты, бытовые сценки, пасторали и миниатюры, отличались тщательным исполнением и высоко ценились современниками за "совершенство изображения человеческого тела и мастерство передачи его цвета - от слоновой кости до блестяще-фарфорового оттенка кожи". 
"Отдых на пути в Египет", Адриан ван дер Верфф
1792, дуб, масло. 38,4 см, 
из Мангеймской галереи (1799)
Адриан ван де Велде и его "Итальянский пейзаж с паромом"
 1667, холст, масло, 63,4 см, 
из Мангеймской галереи (1799)
Название картины Карела Дюжардена (Karel Dujardin, 1622-1678) "Больная коза" (Die kranke Ziege, ок.1660/63) было придумано в XIX веке и скрывает истинный смысл этой пасторали. Ведь "голуби-горлицы и пастушьи волынки символизируют любовь и плотское желание"... а коза здесь вообще ни при чем! 
"Больная коза", Карел Дюжарден, ок.1660/63
холст, масло, 84,5 х 73 см, из Мангеймской галереи (1799)

На этом завершилась наша прогулка по залам и кабинетам фламандской, голландской и немецкой живописи. Впереди только французы, испанцы и итальянцы. Там тоже очень много интересного!

Зал XI: Французская живопись XVII века
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал XI
Клод Лоррен (Claude Lorrain/Gellée, 1600-1682),
Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594-1665),
Себастьян Бурдон (Sébastien Bourdon, 1616-1671),
Валентин де Булонь (Valentin de Boulogne, 1591-1632),
Симон Вуэ (Simon Vouet, 1590-1649) и другие
Зал XI. Французская живопись XVII века 
Самые ранние картины французских художников в коллекции "Старой пинакотеки" датированы XVII веком, и среди них есть несколько работ "величайшего авторитета в мире искусства", "Рафаэля XVII века", одного из основоположников и теоретиков живописи классицизма - Никола Пуссена (Nicolas Poussin, 1594-1665), который практически всю свою творческую жизнь прожил в Италии; всегда работал самостоятельно, не прибегая к помощи учеников и подмастерьев; предпочитал историко-мифологические, библейские сюжеты и пейзажи; во время короткого посещения Парижа, стал первым художником Людовика XIII, но не выдержав интриг двора вернулся в Рим, где прожил до самой кончины, выполняя заказы "небольшой группы итальянских и французских просвещенных коллекционеров". 
Никола Пуссен и его "Аполлон и Дафна", ок. 1627
холст, масло, 97,4 x 131,1 см, из дворца Нимфенбург
По состоянию на 1994 год были полностью атрибутированы 224 картины Никола Пуссена, в то время как авторство еще 33 работ до сих пор вызывает сомнение. При этом "Старой пинакотеке" принадлежит 6 работ на мифологические сюжеты и копия одного автопортрета. 
"Мидас и Вакх", Никола Пуссен, ок.1624
холст, масло, 98,5 х 153 см, 
из дворца Нимфенбург
Рядом с картинами Никола Пуссена размещены четыре работы "величайшего мастера классического пейзажа", французского живописца и гравера - Клода Лоррена (Claude Lorrain/Gellée, 1600-1682), которому заказывали картины испанский король Филипп IV, папа римский Урбан VIII и другие представители духовенства и знати. Он начал с небольших пасторальных работ, но со временем перешел к масштабным пейзажам, которые пользовались большой популярностью, несмотря на то, что в эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. 
Клод Лоррен и его картина "Морской порт на закате" 
1674, холст, масло, 73 х 97,5 см
"Идиллический пейзаж на закате", Клод Лоррен 
1670, холст, масло, 72 х 96 см
Два пейзажа Клода Лоррена  и картина Пуссена "Оплакивание Христа"
"С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом".
"Изгнание Агари", Клод Лоррен, 1668
холст, масло, 106,5 х 140 см, 
из Цвайбрюккенской галереи (1799)
"Агарь и Измаил в пустыне", Клод Лоррен, 1668
холст, масло, 106,4 х 140 см, 
из Цвайбрюккенской галереи (1799)
Картины Никола Пуссена и Клода Лоррена в зале музея
Кисти другого Первого художника короля Людовика XIII - Симона Вуэ (Simon Vouet, 1590-1649) - в "Старой пинакотеке" принадлежит всего одна картина, "Юдифь с головой Олоферна" (Judith mit dem Haupt des Holofernes, 1620/25), которая была написана в так называемый "темный период" увлечения творчеством Караваджо. Кстати, в роли Юдифи, судя по всему, выступила любимая модель и будущая жена художника - красавица Вирджиния да Веццо, и, если честно, эта картина больше похожа на портрет богатой римлянки или еврейки, а сдвинутую в угол голову как-то вовсе не замечаешь.
Симона Вуэ и его "Юдифь с головой Олоферна", 1620/25
холст, масло, 97 х 73,5 см, из Дюссельдорфской галереи (1806) 
"Юдифь с головой Олоферна", Симона Вуэ (фрагмент)
Ученик Симона Вуэ и один из главных последователей Караваджо французский художник Валантен де Булонь (Valentin de Boulogne, 1591-1632) писал картины в характерном для "караваджистов" драматическом стиле "тенебризм" (активное использование светотени), признавал только живопись с натуры, не стремился к идеализации изображения, брал в модели исключительно людей грубых и простых, а в религиозных сценах предпочитал показывать реальный ужас и страдания мучеников.
"Коронование терновым венцом", Валантен де Булонь
 ок. 1627/28, холст, масло, 132, 96 см 
"Христос в терновом венце", Валантен де Булонь, ок 1616/17
холст, масло, 173 х 241 см, из Мангеймской галереи (1799)
Картины Лесюэра, Милле, де Булоня и Вуэ в зале музея
"Портрет генерала", неизвестный французский художник
ок. 1650/70, дуб, масло, 79,2 х 64,3 см, куплен в 1810 году

Три портрета придворного художника Жозефа Вивьена
"Курфюрст Максимилиан II Эмануэль" (копия), после 1710, холст, 95,5 х 71 см
"Курфюрстина Тереза Кунигунде", холст, 235 х 169 см
"Франсуа де Салиньяк де Ла Мот-Фенелон", ок. 1714, холст, 80,5 х 63,3 см

Зал XI. Картины французских художников XVII века
Кабинет XI: Французская живопись XVIIвека
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал XIIa
Жозеф Вивьен (Joseph Vivien, 1657-1734), 
Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805), 
Никола Ланкре (Nicolas Lancret, 1690-1743), 
Жан-Батист Патер (Jean-Baptiste Pater, 1695-1736), 
Жан-Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Siméon Chardin, 1699-1779), 
Морис Кантен де Латур ( Maurice Quentin de La Tour, 1704-1788) и 
Жан-Этьен Лиотар (Jean-Étienne Liotard, 1702-1789)   
Кабинет ХIIa. Картины французских художников XVII- XVIII веков  
В небольшом узком Кабинете XIIa экспонируются картины французских художников XVII-XVIII веков, но начну я с единственного затесавшегося среди них швейцарца - Жана Этьена Лиотара (Jean-Étienne Liotard, 1702-1789). Я уже вспоминала о нем в Первой части, когда рассказывала о том, как мы перепутали вход, но про такого великого мастера не грех и повторить.
Кабинет ХIIa. Вид от входной двери
(фрагмент картины Лиотера немного виден справа)
Итак, Жан Этьен Лиотар (Jean-Étienne Liotard, 1702-1789) - великий швейцарский "мастер пастели и живописец королей и красивых женщин". Жаль только, что его творчество в этом музее представлено всего одной картиной "Завтрак" (Das Frühstück, ок. 1752), приобретенной в 1974 году.
Жан Этьен Лиотар и его картина "Завтрак" 
ок. 1752, пергамент, пастель, 66,5 x 53,7 см
Теперь немного о личном. Все дело в том, что я очень люблю этого художника еще и потому, что его имя связано с воспоминаниями о моей маме. О том как давным-давно она повезла меня в Дрезденскую картинную галерею и пообещала показать ее любимую картину. Мне было лет 12-ть, но я до сих пор помню, как мы зашли в небольшой зал, где на стене висела "Шоколадница". Если честно, я была разочарована. Ни тебе пышного платья, ни красивой прически... И тут моя мама сказала: "А ты посмотри, как нарисованы заломы на ее накрахмаленном фартуке, какая прозрачная вода в стеклянном стакане, как мерцает шелк на юбке..." Спасибо, мамочка, за первые уроки! Кстати, считается, что при написании  мюнхенского "Завтрака", Лиотар развил тему "Шоколадницы" с другого ракурса, а обе девушки между собой очень похожи.
Главная картина Жана Этьена Лиотара - "Шоколадница"
экспонируется в Дрезденской картинной галерее
Еще один выдающийся мастер пастели французский художник Жозеф Вивьен (Joseph Vivien, 1657-1734) прославился тем, что "создал целый ряд великолепных портретов членов европейских правящих семей, аристократов, видных представителей церкви и знаменитых деятелей культуры". Кстати, он был вторым в истории портретистом, работавшим в технике пастели, и первым, кто смог "придать своим творениям ранее непостижимый уровень мастерства, доведя его до совершенства равного масляной живописи". Если честно, выполненные им портреты так великолепны, что трудно поверить, что это пастель, но также талантливо он писал и масляными красками. 
Два пастельных портрета работы Жозефа Вивьена
"Ладислав Кёкеньесди фон Ветес", ок. 1705, 80 х 63 см
"Автопортрет в меховой шапке", 1730, 80 х 64,2 см
"Автопортрет в меховой шапке" (фрагмент)
Чудо пастели от 
Жозефа Вивьена!
Он совершенствовал свое мастерство под руководством гениального Шарля Лебрена; был членом Королевской Академии живописи и скульптуры; работал в Париже, Брюсселе и Кёльне; долгое время был придворным художником курфюрста Максимилиана II Эмануэля Баварского и вошел в историю, как талантливый создатель и главный популяризатор пастельного портрета. 
Пастельные портреты трех французских принцев - внуков короля Людовика XIV
Жозеф Вивьен, 1700, 97 х 78 см (каждый), дворец Шлейсхайм 
"Шарль, герцог Беррийский","Людовик, герцог Бургундский" и "Филипп, герцог Анжуйский" 

"Будущий король Испании Филип V", Жозеф Вивьен
1700, пастель, 97 х 78 см,
 дворец Шлейсхайм
Коллекция картин Вивьена в "Собрании Баварской государственной живописи" составляет 20 портретов работы самого художника (масло и пастель) и 6 более поздних копий, созданных его окружением (масло). При этом большинство из них посвящено семейству курфюрста Максимилиана II Эмануэля и экспонируется в бывших дворцах Баварской короны, а вот в Кабинете XIIa можно увидеть только два первых из показанных выше портретов.
Три портрета маслом кисти Жозефа Вивьена из "Мюнхенской резиденции"
"Мария Анна Каролина Нейбургская", холст, 259 х 176 см
"Автопортрет у мольберта", ок.1720, холст, 118 х 95 см
"Будущий император Карл VII", ок.1722, холст, 267 х 205 см
"Портрет Марии Анны Каролины  Нейбургской" (фрагмент)
(невестка Максимилиана II Эмануэля) 
За год до своей смерти Жозеф Вивьен написал картину маслом, на которой изобразил всю семью баварского курфюрста Максимилиана II Эмануэля. Сейчас это гигантское полотно размером 5,3 на 6,4 метра находится в резиденции Виттельсбахоф - дворце Шлайсхайм.
"Аллегория воссоединения курфюрста Максимилиана II Эмануэля с семьей"
Жозеф Вивьен, 1733, холст, масло, 530 х 644 см, дворец Шлейсхайм
Еще две работы в этом кабинете принадлежат кисти французского портретиста и художника жанровой живописи, члена Королевской академии художеств Жана-Батиста Грёза (Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805). В жанровой живописи он "прекрасно группировал фигуры, но его картины выглядели все же немного театрально, зато в портретах всегда добивался поразительного сходства и выразительности".   
Жан-Батист Грёз (слева) и две его работы
"Бой часов", 1775, холст, 79 х 61 см, куплена в 1966
"Портрет Луи де Сильвестра Мл.", 1754, холст, 73 х 60, куплен в 1986
Французские живописцы и художники-декораторы стиля рококо - Никола Ланкре (Nicolas Lancret, 1690-1743) и Жан-Батист Патер (Jean-Baptiste Pater, 1695-1736) писали  картины в духе "галантных сцен" своего учителя Антуана Ватто, а кроме того расписывали ширмы, каминные экраны, портшезы и веера.
Никола Ланкре и его работа "Клетка для птиц" 
ок. 1735, холст, масло, 43,9 х 48 см, куплена в 1966 году
"Клетка для птиц", Никола Ланкре (фрагмент)
А вот картина Никола Ланкре "Концерт в салоне" (фрагмент)
вблизи выглядит, мягко говоря, грубовато
ок. 1738, холст, масло, 36,8 х 45,6 см, куплена в 1983 году 
Жан-Батист Патер и его картина "Радости сельской жизни"
ок.1735, холст, масло, 54,2 х 66 см, куплена в 1966 году
"Радости сельской жизни", Жан-Батист Патер (фрагмент)
Прямой противоположностью картинам последователей Ватто служат работы кисти знаменитого художника эпохи неоклассицизма, Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin, 1699-1779), который прославился жанровыми сценами из жизни третьего сословья в стиле фламандских и голландских мастеров. Его картины отличаются "наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти", но, да простят меня французские энциклопедисты, которые видели в Шардене альтернативу "оторванным от народа пасторальным виньеткам", галантная роскошь последних мне как-то больше по душе...
Жан-Батист Симеон Шарден и его "Женщина, чистящая репу", ок.1738
холст, масло, 46,2 х 37 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)
Ну, и на прощание с этим кабинетом еще две прекрасные пастели Мориса Кантена де Латура (Maurice Quentin de La Tour, 1704-1788), который "как мало кто другой, схватывал сходство, а с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, до сего времени сохранившихся в его портретах". На одной из пастелей изображен "портрет представительницы очень богатой и высокообразованной парижской семьи - мадемуазель Ферран за чтением труда Ньютона приватной обстановке", а на второй - портрет французского физика и священника, аббата Нолле, который, на минуточку, стал первооткрывателем осмоса и изобрел электроскоп.
Морис Кантен де Латур (в центре) и две пастели его работы
"Мадемуазель Ферран размышляет над Ньютоном", 1752, 73 х 60 см
"Аббат Нолле", ок. 1753, 64,8 х 54 см, куплены в 1966 году
"Мадемуазель Ферран размышляет над Ньютоном" (фрагмент)
Зал XII: Французская живопись XVIII века
План кабинетов и залов Верхнего этажа. Зал XII
Франсуа Буше (François Boucher, 1703-1770),
Франсуа Лемуан (François Lemoyne, 1688-1737),
Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier, 1685-1766),
Жан-Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard, 1732-1806),
Жозеф Верне (Claude Joseph Vernet, 1714-1789),
Луи Токке (Louis Tocqué, 1696-1772) и другие
Зал XII. Французская живопись XVIII века
Этот зал французской живописи можно справедливо назвать залом Франсуа Буше (François Boucher, 1703-1770), творчество которого представлено здесь такими работами, как "Мадам де Помпадур" (Madame de Pompadour, 1756), "Отдыхающая девушка" (Ruhendes Mädchen, 1752), "Сельская идиллия" (Ländliche Idylle, 1735), "Отдых у фонтана" (Rast am Brunnen, 1735) и "Пасторальный пейзаж с рекой" (Hirtenlandschaft mit Fluss, 1741). Яркий представитель стиля рококо, Франсуа Буше был очень популярным живописцем, гравером и декоратором, который успешно работал во всевозможных жанрах. Будучи придворным художником, он писал парадные портреты, участвовал в декорировании частных особняков, расписывал веера и разрабатывал эскизы для Севрского фарфора. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и Первым живописцем короля.
 
Две картины кисти Франсуа Буше, полученные в 1976 году
"Отдых у фонтана", 1735, холст, масло, 238,8 x 232,4 см
"Сельская пастораль", 1735, холст, масло, 243 x 253,9 см
"Сельская пастораль", Франсуа Буше (фрагмент)
Пасторали Франсуа Буше в зале музея
Его большой поклонницей была всесильная фаворитка французского короля Людовика XV - Мадам де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах. При этом парадный портрет из собрания "Старой пинакотеки" возможно, был написан по случаю ее назначения фрейлиной королевы.
Франсуа Буше и его "Мадам де Помпадур", 1756
холст, масло, 205 х 161 см, приобретен в 1971 
"Мадам де Помпадур", Франсуа Буше (фрагмент)
"Мадам де Помпадур", Франсуа Буше (фрагмент)
На очень эротичной картине "Отдыхающая девушка"  Франсуа Буше изобразил нежное юное создание по имени Луиза О’Мёрфи. Это пятнадцатилетняя дочь сапожника из Руана, которая сначала стала натурщицей художника, а затем и возлюбленной Людовика XV. Пробыв два года любовницей короля, она совершила общую для всех подобных дам роковую ошибку - пыталась занять место официальной фаворитки, отправив в отставку могущественную маркизу де Помпадур. Попытка окончилась неудачей, Луиза О’Мерфи была выдана замуж и удалена от двора. Кстати, у этой картины есть авторская копия, которая выглядит немного грубее и находится в Музее Вальрафа-Рихарца в Кельне. 
"Отдыхающая девушка", Франсуа Буше, 1752
холст, масло, 59 х 73 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)
"Отдыхающая девушка", Франсуа Буше (фрагмент)
"Отдыхающая девушка", Франсуа Буше (фрагмент)
Юные поклонники творчества Франсуа Буше
Но, как говорится, не Буше единым хороша французская живопись XVIII века. Вот, например, создатель жанра исторического портрета, академик живописи, главный портретист королевского дома, художник Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier, 1685-1766) с двумя очень куртуазными работами - "Влюбленные" (Die Liebenden, 1744) и "Маркиза де Бальон в образе флоры" (Die Marquise de Baglion als Flora, 1746). 
Жан-Марк Натье и его "Влюбленные", 1744
холст, масло, 58 х 74 см, приобретена в 1968 году
"Влюбленные", Жан-Марк Натье (фрагмент)
Жан-Марк Натье очень любил работать в жанре аллегорического портрета, облачая своих героинь в одеяния античных богинь и мифологических персонажей. Сохраняя удивительное сходство с оригиналом, он так умело идеализировал придворных дам, что портреты его работы пользовались большим успехом при дворе короля Людовика XV. Кстати, в 1717 году в Амстердаме художник познакомился с Петром I и написал для него несколько великолепных картин (в том числе портреты Петра I и Екатерины I), которые теперь хранятся в "Эрмитаже" и Пушкинском музее.  
"Маркиза де Бальон в образе флоры", Жан-Марк Натье, 1746
холст, масло, 137 х 106 см, 
приобретена в 1971 году 
Представитель французского неоклассицизма художник-пейзажист Юбер Робер (Hubert Robert, 1733-1808), получивший прозвище "Робер из руин" (Robert des Ruines), прославился идеализированными изображениями античных руин и природы Римской Кампаньи. Он также был архитектором королевских садов и декоратором некоторых резиденций, а после открытия "Королевского музея" в Лувре стал его первым хранителем и даже жил в "Большой галерее". 
 Юбер Робер и его картина "Пирамида в парке Мопертюи", ок. 1780
холст, масло, 38,3 х 46 см, приобретено в 1956 году
"Снос домов на Мосту менял в Париже", Юбер Робер, ок.1788
холст, масло, 80 х 155 см, приобретена в 1968 году
"Пейзаж с руинами римского храма", Юбер Робер, ок. 1773
холст, масло, 276 x 243,5 см, приобретено в 1982 году
За свою творческую жизнь Робер создал около тысячи картин и десяти тысяч рисунков. Особым успехом его произведения пользовались у российских аристократов и самой императрицы Екатерины II, поэтому в собрании "Эрмитажа" сейчас насчитывается 52 картины, в то время как в "Старой пинакотеке" их только 6.
Картина Юбера Робера в зале музея (крайняя справа)
Кстати, Робер имел обыкновение оставлять на полотнах свои фирменные метки, поэтому на руинах, зданиях, памятниках, отдельных камнях или даже клейме коровы можно найти имя: «Hubert Robert», «H. Robert» или инициалы «H.R.», а на некоторых картинах среди прочих персонажей художник вставлял и свое изображение (седовласый мужчина средних лет).
"Парковый пейзаж", Юбер Робер, 1773
холст, масло, 276 х 243 см, приобретено в 1982 году
(имя художника написано на постаменте памятника)
Далее в этом зале можно познакомиться с работами Франсуа Лемуана (François Lemoyne, 1688-1737), Луи Роллана Тринкесса (Louis Rolland Trinquesse, 1746-1800), Луи Токке (Louis Tocqué, 1696-1772), Жозефа Верне (Claude Joseph Vernet, 1714-1789) и Жана-Оноре Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard, 1732-1806).
"Охотники на привале", Франсуа, ок. 1730
 холст, масло, 211,3 х 186 см, 
из Цвайбрюккенской галереи (1799)

"Музыкальное развлечение", Луи Роллан Тринкесс 
1774, холст, масло, 194 х 133 см, приобретена в 1985 году
Картина Луи Роллана Тринкесса в зале музея 
"Бухта на закате", Жозеф Верне, 1760
холст, масло, 46 х 67 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)
"Бухта на закате", Жозеф Верне (фрагмент)
Портретист королей Луи Токке и портрет отца короля Максимилиана I
"
Фридрих Михаэль Пфальц-Биркенфельдский", ок. 1745

холст, масло, 89 х 73 см, из Цвайбрюккенской галереи (1799)
Жан-Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard, 1732-1806) был очень модным  и востребованным парижским художником, плодотворно работавшим в стиле рококо (написал около 550 картин), карьеру которого сломала Французская революция и пришедший следом за ней классицизм. В "Старой пинакотеке" его творчество представлено всего двумя работами - очень пикантной картиной "Девушка с собачкой" (Mädchen mit Hund, ок. 1770) и "Портретом молодой леди" (Bildnis einer jungen Dame, ок. 1772) - вероятно, выдающейся танцовщицы Королевской академии музыки Мари-Мадлен Гимар, с которой художник был дружен и которую неоднократно писал. Кстати, именем этого художника названа знаменитая фабрика и музей духов Fragonard. Это так, к слову!
 Жан-Оноре Фрагонар и "Девушка с собачкой", ок. 1770
холст, масло, 89 х 70 см, приобретена 1977 году
 "Девушка с собачкой", Жан-Оноре Фрагонар (фрагмент)
Подобные картины были очень модным дополнением будуаров 
Картина "Девушка с собачкой" в зале музея (крайняя слева)
"Портрет молодой дамы", Жан-Оноре Фрагонар, ок. 1772
холст, масло, 63 х 53 см, из коллекции Фрица Тиссена (1992)
Кабинет XIIb: Итальянская живопись XVIIвека
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Кабинет XIIb
Франческо Ладзаро Гварди (Francesco Lazzaro Guardi, 1712-1793),
Джованни Антонио Каналь/Каналетто (Giovanni Antonio Canal/Canaletto, 1697-1768),
Микеле Мариески (Michele Marieschi, 1710-1744),
Гаспар ван Виттель (Caspar van Wittel, 1653-1736)
Кабинет XIIb. Итальянская живопись XVIII века 
В Кабинете XIIb собраны великолепные пейзажи венецианских мастеров XVIII века, и большинство из них принадлежат кисти Франческо Гварди (Francesco Lazzaro Guardi, 1712-1793) - верного последователя Каналетто и последнего выдающегося представителя классической венецианской ведуты (городской пейзаж). 
Франческо Гварди и один из его городских пейзажей
"Башня с часами на площади Сан-Марко" 
ок. 1775, холст, масло, 44 х 70,5 см, приобретен в 1968 году
"Вид на Риальто и Палаццо Камерленги", Франческо Гварди
ок.1760, холст, масло, 72,5 х 120 см, приобретен в 1967 году
"Вид сквозь арку", Франческо Гварди, ок.1775/80
 холст, масло, 60х 43 см, приобретен в 1967 году
"Гварди достиг мастерства в изображении света и воздуха венецианского пейзажа. Понижая линию горизонта, он отводил больше места небу, чем создавал ощущение простора и глубины. В своих поздних произведениях художник всё дальше отходил от точного изображения натуры, создавая образ сказочной Венеции... И всё это с бесподобным жемчужно-серебристым колоритом!"
"Вид на Догана и церковь Санта-Мария-делла-Салюте"
Франческо Гварди, 1780, холст, масло, 43,55 х 59,5 см, куплен в 1967 году
"Регата на канале Джудекка", Франческо Гварди 
ок. 1784/89, холст, масло, 61 х 93 см, приобретен в 1975 году
"Гранд-канал около церкви Сан-Джереми", Франческо Гварди 
окю1760, холст, масло, 71,5 х 120 см, 
куплен в 1967 году 
То же место в 2016 году... не смогла удержаться от приятных воспоминаний...
Несколько картин Франческо Гварди были посвящены пребыванию в Венеции наследника российского престола, сына императрицы Екатерины II великого князя Павла Петровича с супругой Марией Федоровной. Путешествовали они инкогнито под именами графа и графини Северных, поэтому полотно Франческо Гварди называется "Приём графа и графини Северных в Старых прокурациях" (Venezianisches Galakonzert, 1782).
"Приём графа и графини Северных в Старых прокурациях"
Франческо Гварди, 1782, холст, масло, 67,7 х 90,5 см,  куплен в 1905 году 
Прогулку по Венеции XVIII века можно продолжить с помощью пейзажей другого художника и гравера влюбленного в этот город. Мастер городских пейзажей (ведуте) и театральных декораций, Микеле Мариески (Michele Marieschi, 1710-1744) не был так известен, как Каналетто и Франческо Гварди, но мне его удивительно детализированные виды Венеции нравятся ничуть не меньше. Кстати, ранее многие его работы приписывалась кисти Каналетто.
"Гранд-канал в Ка-Пезаро", Микеле Мариески
ок. 1734/35, холст, масло, 54,5 x 83,7 см, приобретено в 1983 году 
"Вид на Пьяццетта деи Леони", Микеле Мариески
ок. 1734/35, холст, масло, 54,5 x 83,7 см, приобретено в 1983 году 
Еще одно изображение Гранд-канала с видом на красивейшую венецианскую церковь Санта-Мария-делла-Салюте можно увидеть на картине известного пейзажиста, члена римской академии Святого Луки, итальянского голландца Гаспара ван Виттеля (Caspar van Wittel, 1653-1736), который прославился созданием топографически точных ведут итальянских городов и загородных дворцов.  
"Вид на Санта-Мария-делла-Салюте", Гаспар ван Виттель
1706, холст, масло, 45,5 х 74,5 см, приобретен в 1971 году
"Вид на Санта-Мария-делла-Салюте", Гаспар ван Виттель (фрагмент)
"Вид на Санта-Мария-делла-Салюте", Гаспар ван Виттель (фрагмент)
Ну и, наконец, "глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма" знаменитый итальянский художник Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal, 1697-1768) по прозванию Каналетто (Canaletto), который "в отличие от большинства художников того времени в начале своего творчества писал ведуты с натуры (без предварительных набросков) и только со временем начал работать в студии, где создавал детально точные пейзажи с использованием камеры-обскуры".
"Пьяцетта и Бассейн Святого Марка", Каналетто, ок 1736/38
холст, масло, 69,1 х 74,5 см, куплен королем Людвигом I до 1845 года
Несмотря на то, что творчество этого мастера представлено в "Старой пинакотеке" 14 венецианскими пейзажами, 12 из них  являются копиями его произведений и только два принадлежат кисти самого Каналетто. Их я и покажу. 
 "Санта-Мария-делла-Салюте и Рива-дельи-Скьявони", Каналетто
 ок 1736/38, холст, масло, 69 х 94 см, куплен королем Людвигом I до 1845 года 
"Санта-Мария-делла-Салюте и Рива-дельи-Скьявони" (фрагмент)
Зал XIII: Испанская живопись XVI-XVII веков
План залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал XII
Эль Греко (Domínikos Theotokópoulos/El Greco, 1541-1614),
Диего Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, 1599-1660),
Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán, 1598-1664),
Бартоломе Эстебан Мурильо ( Bartolomé Esteban Murillo, 1617-1682),
Хосе де Рибера (José de Ribera, 1591-1652) и другие
Зал XII. Испанская живопись XVII века 
Наша прогулка по залам и кабинетам "Старой пинакотеки" заканчивается в относительно небольшом Зале XIII, где можно познакомиться со всем цветом испанской живописи XVII века. Произведений немного, но зато какие имена. Даже не знаю с кого начать! Пусть это будет Эль Греко, представленный в "Старой пинакотеке" одной единственной работой "Совлечение одежд с Христа" (Die Entkleidung Christi, 1580/95,  куплена в 1909 году). Она является авторской копией одной из наиболее известных алтарных картин Эль Греко, написанной художником в 1577/79 годах для ризницы главного алтаря Толедского собора. Кстати, в настоящее время известно как минимум 17 её копий, но только две из них (в том числе "мюнхенская"), принадлежат руке самого Эль Греко и, возможно, являются рабочими эскизами художника.
Возможный автопортрет Эль Греко и две версии алтарной картины 
"Совлечение одежд с Христа" (слева - Толедо, справа - Мюнхен)
1580/95, холст, масло, 165 х 99 см, оригинала - 285 х 173 см

Неповторимая и очень экспрессивная живопись испанского художника греческого происхождения Доменикоса Теотокопулоса, прозванного "Эль Греко", отличалась "фантасмагоричной палитрой красок и удлинёнными фигурами, объединившими византийские и западные традиции, а  его драматичный стиль был настолько индивидуален, что не может быть отнесен ни к одной традиционной школе". Кстати, Эль Греко считал цвет важнейшим и наиболее неуправляемым элементом живописи и заявлял о первенстве цвета перед формой, а его вытянутые фигуры, возможно, были результатом дефекта зрения.
"Совлечение одежд с Христа" , Эль Греко (фрагменты)
Представитель севильской школы живописи Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán, 1598-1664) был придворным художником испанского короля Филиппа IV, отдавал предпочтение религиозным и мифологическим сюжетам, писал только с натуры, в колорите и светотени подражал Караваджо (был прозван "испанским Караваджо"), очень умело сочетал "суровость образов с их внутренней выразительностью", а в таких поздних работах, как "Святой Франциск" (Der hl. Franziskus in Ekstase, ок. 1660), испытывал влияние Мурильо и Тициана.  
"Святой Франциск", Франсиско де Сурбаран, ок. 1660
холст, масло, 64,7 х 53,1 см, из Мангеймской галереи (1799)
Алтарная картина "Погребение святой Екатерины Александрийской на горе Синай" (Die Grablegung der hl. Katharina von Alexandrien auf dem Berg Sinai, 1636/37), возможно, была написана Сурбараном для часовни Святой Екатерины в церкви босоногих мерседариев в Севилье. На ней изображен очень популярный библейский сюжет погребения нетленных останков святой великомученицы Екатерины, которой после крещения во сне явился Христос, вручил кольцо и назвал своей невестой. После этого девушка решила обратить в христианство римского императора Максимина. Он же предложил ей стать его женой, а после отказа приказал казнить колесованием, но вмешался ангел, и колесование заменили отсечением головы. Сразу после казни тело Екатерины пропало и было найдено на горе Синай только три века спустя. 
"Погребение святой Екатерины Александрийской на горе Синай"
Франсиско де Сурбаран, 1637, холст, масло, 202 х 126 см, куплена в 1985 году
Картины Мурильо, Эль Греко и Сурбарана (слева направо) в зале музея
А вот моя самая любимая картина Сурбарана "Агнец Божий"
экспонируется в мадридском "Прадо"... это так, к слову...
Следующий у нас на очереди - "Портрет молодого испанского дворянина" (Junger spanischer Edelmann, ок. 1631) кисти крупнейшего представителя Золотого века испанской живописи, большой мастера портрета, придворного художника короля Филиппа IV, члена Академии Святого Луки в Риме, рыцаря ордена Сантьяго, дворянина и просто "живописца истины" - Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, 1599-1660). Конечно, это не главный его шедевр, но поскольку музеев много, а Веласкес один, нужно радоваться уже тому, что "Старой пинакотеке" достался оригинальный неоконченный портрет и четыре копии работ художника, написанные анонимными мастерами.
Диего Веласкес и его "Портрет молодого испанского дворянина" 
ок. 1631, холст, масло, 89 х 70 см, из Дюссельдорфской галереи (1806)
Картины Эль Греко, Сурбарана, Кано, Веласкеса и Мурильо
(слева направо)
А вот ученик Веласкеса - ведущий испанский художник Золотого века и глава севильской школы Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo, 1617-1682) представлен в собрании восьмью оригиналами и тремя копиями его картин. Правда, в отличие от своего учителя, он предпочитал писать не парадные портреты королей, а религиозные сюжеты и жанровые сцены с уличными детьми.
Бартоломе Эстебан Мурильо и одна из его жанровых картин
"Мальчики, поедающие виноград и дыню", ок. 1645 
 холст, масло, 145,9 х 103,6 см, вероятно куплена в 1698 году
"Мальчики, поедающие виноград и дыню" (фрагмент)
Две картины Мурильо, написанные с интервалом в 30 лет
Две жанровые картины Бартоломе Эстебана Мурильо
"Мальчики, поедающие пирог", 1675/82 
 холст, масло, 124 х 102 см, из Мангеймской галереи (1799)
"Домашний туалет", 
1655/60, 
 холст, масло, 144 х 109 см, приобретена в 1768 году
"Мальчики, поедающие пирог" (фрагмент)
"Мальчики, поедающие пирог" (фрагмент)
"Мальчики, поедающие пирог" (Мурильо) и "Продавец картин" (Антолинес)
"Домашний туалет" (фрагмент)
"Маленький продавец фруктов", Бартоломе Эстебан Мурильо
ок. 1670/75, холст, масло, 144 х 108 см, приобретена в 1768 году
"Мальчики, играющие в кости", Бартоломе Эстебан Мурильо
ок. 1675/80, холст, масло, 146 х 109 см, куплена в 1698 году
"Мальчики, играющие в кости" (фрагмент)
Клаудио Коэльо (Claudio Coello, 1642-1693) и две его картины, ок.1690
"Святой Петр переходит через реку Гвадиана", 230 х 199 см
"Мария Австрийская, вдова короля Филиппа IV", 182 х 132 см
Один из известнейших испанских портретистов XVI века, оказавший значительное влияние на формирование "испанского репрезентативного портрета" - Хуан Пантоха де ла Крус (Juan Pantoja de la Cruz, 1553-1608) был учеником Алонсо Санчеса Коэльо и ярким представителем кастильского маньеризма. За 55 лет своей жизни он успел поработать при дворе испанского короля Филиппа II и стать официальным придворным портретистом его сына - Филиппа III. При этом он оказал влияние на творчество Диего Веласкеса и "сумел соединить в своих портретах сухую объективность фламандской традиции (детальное изображение одежды и драгоценностей) с отдельными чертами венецианской портретной школы". А самое главное это то, что представленные в "Старой пинакотеке" портреты Штатгальтеров Испанских Нидерландов - "Альбрехта VII, эрцгерцога Австрии" и "Инфанты Изабеллы Клары Евгении" являются одними из лучших его произведений.
Два портрета работы Хуана Пантохи де ла Крус, 1600 и 1599 
каждая - холст, масло, 125 х 98 см, поступили в 1804  
"Альбрехт VII, эрцгерцог Австрии" и "Инфанта Изабелла Клара Евгения" 
 "Альбрехт VII, эрцгерцог Австрии", Хуана Пантохи де ла Крус (фрагмент)
"В соответствии с традициями придворного портрета венецианской школы Тициана изображенные им аристократы и королевские особы выглядят строго, сдержано и элегантно, а их непроницаемые лица надменно взирают на зрителей поверх огромных белых воротников".
Правда, похоже!
"Инфанта Изабелла Клара Евгения", Хуана Пантохи де ла Крус (фрагмент)
"Св. Варфоломей", Хосе де Рибера (José de Ribera, 1591-1652)
1633/35, холст, масло, 77 х 64 см, поступила в 1861
Картины Хосе де Риберы и Хуана Пантохи де ла Крус в зале музея
На этом, пожалуй, все! Наша прогулка по основной экспозиции "Старой пинакотеки" завершена, и теперь я могу поделиться своими впечатлениями - отличные залы, посвященные искусству "Северного возрождения"; потрясающий автопортрет Дюрера;  большое разнообразие фамилий, но многие художники представлены не самыми яркими работами; может быть слишком много Рубенса и слишком мало французов, испанцев и итальянцев, совсем нет англичан и традиционно отсутствует русская живопись, а, если в целом, то было очень познавательно и интересно. Спасибо баварским Виттельсбахам за их фамильную страсть к коллекционированию!

А теперь сделаем перерыв и встретимся на выставке 
на которую мы отправились после просмотра основной экспозиции
    
Официальный сайт:  www.pinakothek.de
Некоторые ссылки:  
kunstbeziehung.de  turbina.ru  flickr.compinakothek.de Википедия, фото из открытого доступа

Пять дней в конце ноября:

День 1-й:
"Прогулка по Нюрнбергу"

День 3-й:

День 4-й:

День 5-й:

Мюнхенские музеи:

Комментариев нет:

Отправить комментарий