вторник, 18 февраля 2020 г.

Вена: "Штефансдом, Сокровищница, музей Сиси и прогулка по городу" (Австрия, день 1)

Когда-то давным давно у меня была мечта увидеть Вену и Прагу. Почему такой странный набор, сама не знаю. Мечты ведь не выбирают, зато, если очень захотеть, они сбываются! И там, и там я побывала уже не один раз, но Прага так и осталась для меня еще одним очень красивым городом, а вот Вена, да и вся Австрия стали любовью навсегда! Не скажу, что я бываю там так часто, как хотелось бы, но использую для этого любой удобный случай. 
Одним словом, когда моя крестница после многочисленных путешествий по курортам захотела, наконец, поехать в Европу, мы с ней дружно отправились в Австрию. Планы на четыре дня у нас (вернее, у меня) были грандиозные! Вена, Зальцбург, музеи, соборы, кафе, конное шоу, зоопарк и еще много чего полезного, вкусного и интересного. Так что запасайтесь терпением и поехали! Буду рассказывать все по порядку и покажу как выглядит план каждого дня (может быть кому-то пригодится)! Такой план я составляю для своих "экскурсионных путешествий". Он позволяет правильно выстроить маршрут и составить приемлемую смету, а еще служит отличной шпаргалкой в течение плотного дня. 
Матчасть: ежедневный план и распечатанные билеты
День 1-й (31 октября, среда):
перелет Киев-Вена, прогулка по городу, Figlmuller, музеи Хофбурга, кафе "Централь"
К моему большому удовольствию, поездка началась в уютном аэропорту "Жуляны" ("Киев"). Минут за 15-ть мы зарегистрировались, избавились от чемоданов (теперь в салон WizzAir можно взять только небольшую ручную кладь) и прошли таможню. Потом был традиционный кофе, быстрый перелет (меньше 2-х часов), венский аэропорт «Швехат» и автобус Vienna Airport Lines Val 2 (билет 8 евро, туда-обратно - 13 евро), который за полчаса привез нас на остановку «Morzinplaz» в 450 метрах от отеля. Погода была прекрасная, а настроение зашкаливало от эмоций! Хотелось быстрее оставить вещи и начать знакомить Олю с прекрасным городом!
К поездке готовы
Счастливая Оля в предвкушении праздника!
Любимый WizzAir
Идем на посадку
Дунай
Этот автобус примерно за полчаса доставил нас в Вену
По традиции, отель я выбрала из-за близость к главным достопримечательностям и нужных мне станциям метро. В этот раз это был Hotel AustriaОн расположен в самой старой части города, где в незапамятные времена находилось древнейшее венское поселение Виндобона (I век). Хотя самому отелю едва перевалило за шестьдесят, он является продолжателем очень давних традиций гостеприимства. Началось все еще в 1457 году, когда примерно на этом месте открылось "общежитие" для студентов под названием „Bursa leonis“ (Львиная бурса). Потом здание сменило владельца, и общежитие уступило место постоялому двору "К белым волкам" (имя хозяина было Вольф Вайс - Волк Белый). Средневековое здание было снесено в 1848 году, а на его месте два года спустя построен современный отель "К белому волку", но ему тоже не повезло. В 1944 году он был полностью разрушен во время бомбежки. Восстановительные работы начались в 1953 году, а в 1955 году в реконструированном здании открылся отель под названием "Австрия"
"Все достопримечательности в пешей доступности"
Его интерьер выдержан в классическом венском стиле и оставляет очень приятное впечатление. Что касается комфорта проживания, то персонал был приветлив, номер стандартно-удобен, а шведский стол "очень даже", хотя мне бы вполне хватило великолепных круассанов. 
Отель "Австрия"
"Все готово к завтраку"
"Старинная лестница и фарфор в витринах"
"Наш завтрак"
Далее по плану у нас был обед, но идти в Figlmüller было еще рановато, и я повела Олю посмотреть соседнюю Греческую церковь (Griechenkirche, Fleischmarkt 13). Пару лет назад я уже написала о ней целый пост, поэтому повторяться не буду. Скажу только, что это очень красивый Свято-Троицкий собор. Что он расположен в районе, где с XV века традиционно проживали греческие торговцы. Что первая небольшая церковь появилась на этом месте в 1787 году, а в 1858 году она была значительно расширена и реконструирована в византийском стиле. Что вся церковь представляет собой один богато декорированный зал, к которому ведет глубокий вестибюль с эффектным черно-белым полом. Что ее фасад встроен в череду домов улицы Fleischmarkt, а в соседнем с ней здании расположен исторический ресторан Грихенбайсль (Griechenbeisl, Fleischmarkt 11), в котором, согласно легенде, была написана песенка "Ах, мой милый Августин".
Внешний вид и вестибюль Греческой Свято-Троицкой церкви
Интерьер Греческой церкви
Главный алтарь и кафедра
Элементы декора
Главный алтарь и трон епископа
Наконец, наступило время "венского шницеля", и, уже изрядно проголодавшись, мы отправились в знаменитый Figlmüller, о котором не написал только ленивый (я в том числе). Заведение историческое и знаковое. Периодически сюда не попасть, но мне всегда везло. Никогда не ждала больше пяти минут, поэтому и в этот раз столик бронировать не стала (это можно сделать на сайте и в следующий раз я именно так и поступлю). Понадеялась на удачу! Тем более, что в 130 метрах друг от друга расположено целых два довольно вместительных ресторана компании Figlmüller. А если учитывать, что в нее входит и соседний трактир Ludek, без фирменного шницеля нас точно не оставят!
9 сентября  - Национальный день венского шницеля.
Сначала мы пошли в исторический ресторан с зеленой деревянной террасой - Figlmüller at Wollzeile (Wollzeile 5), с которого, собственно, в 1905 году все и начиналось. Но стоящая возле него очередь однозначно дала понять, что шницель мы увидим не скоро. Пришлось прибегнуть к плану "В" и пойти в Figlmüller Bäckerstraße (Bäckerstraße 6). Я в нем еще ни разу не была и даже обрадовалась такой неожиданной перемене декораций.
Очередь в Figlmüller at Wollzeile
Двухэтажный Figlmüller Bäckerstraße был открыт зимой 2001 года, но несмотря на столь юный возраст полностью соответствует дизайну и атмосфере своего старшего собрата. А что касается меню, то как написано в их рекламе: "У нас есть 13 основных блюд, но нашим клиентам обычно достаточно одного". Почти все приходят сюда за "фирменным венским шницелем".
И вот что удивительно - шницели в ресторанах Вены, отнюдь, не редкость, а очередь за ними стоит только в Фигльмюллер. И хотя состоит она, в основном, из терпеливых туристов, это заслуга не только рекламы (хотя не без того), но и высокой репутации заведения. Ведь здесь готовят не просто шницель, а его "золотой стандарт" - отбивают до диаметра 30 см и толщины 4 мм, жарят на трех сковородках при определенной (это секрет) температуре и обваливают в специально приготовленной панировке на основе венских булочек "кайзер". Их высушивает и раз в неделю измельчает специальный сотрудник - "изготовитель панировочной крошки".
В 130 метрах друг от друга расположено два довольно  ресторана компании Figlmüller:
Figlmüller Bäckerstraße (фото слева) и Figlmüller at Wollzeile (фото справа)
Тут нам сразу нашелся столик, а минут через 15-ть на нем появился шницель и две тарелки. Одному целую порцию не осилить! По логике, к такому куску жареного мяса можно было бы выпить холодного пива, но в меню этого ресторана его категорически нет. Только вино. Мы предпочли ему воду.
Оле венский специалитет очень понравился, но гораздо больше ее впечатлили официанты. Никаких женщин или студентов - только уверенные в себе мужчины в черных фраках, проработавшие в этом бизнесе ни один год и тонко балансирующие между надменностью и учтивостью.
Один шницель на двоих!
Что там у нас дальше по плану? Кафедральный собор Святого Стефана (Stephansdom, Stephansplatz 3)! 
Первая романская церковь на этом месте была построена в 1137-1147 годах, но в 1258 году она сгорела. Пять лет спустя вместо нее построили новую и освятили 23 апреля. Этот день празднуется до сих пор. К средине XIV века размеры романской церкви стали маловаты, и в 1359 году первый австрийский эрцгерцог Рудольф IV заложил камень в основании нового готического храма. По задумке архитектора новая церковь как бы поглотила предыдущую, которую разобрали только в 1430 году (древняя постройка осталась в районе портала и главного алтаря). В 1433 году была возведена Южная башня (136,44 м), а Северная  (68,3 м) к моменту завершения строительства (1511 год) так и осталась недостроенной. Позже ее накрыли барочным куполом.
Так и стоит с тех пор Stephansdom с одной остроконечной готической башней, которая во времена Габсбургов оставалась самой высокой на всей территории Австро-Венгрии. Строить выше было просто запрещено.
Собор Святого Стефана - символ Вены и главная достопримечательность австрийской столицы!
(фото с сайта https://vsobolev.com
На обеих башнях собора Святого Стефана теперь оборудованы смотровые площадки
В Южной башне на нее ведет 343 ступеньки (09:00-17:30, вход - 5 евро).
 в Северной башне оборудован лифт (09:00 до 17:30, билет - 6 евро).
Оля еще не разу не бывала в подобных церквях, и мне было очень интересно посмотреть, на ее реакцию. Конечно, богатый интерьер собора не может не поражать размахом и великолепием, но современная молодежь так непредсказуема! 
Собор Святого Стефана. Главный неф.
Длина кровли - 110 м, высота - 37,85 м,  наклон местами достигает 80°.
Это помогает дождевой воде эффективно промывать черепичную кровлю,
которая состоит из 230 000 цветных черепиц и является визитной карточкой Собора.
Поначалу Штефансдом был обыкновенной приходской церковью со скромным интерьером, и только став в 1469 году кафедральным собором, постепенно стал приобретать нынешний помпезный облик. Сначала появились уникальные резные хоры и кафедра, потом орган. В XVII веке была проведена реконструкция в стиле барокко. Установлен новый главный и два боковых алтаря, написаны новые образы Богоматери, привезена из Пёча (село в Венгрии) главная реликвия - чудотворная Пёчская икона Девы Марии (1676).
Пёчская икона Девы Марии (1676)
При посещении собора можно бесплатно прогуляться по боковому нефу, осмотреть капеллы, поставить свечку или помолиться возле чудотворной иконы, но если вы захотите пройти в главный неф, то для этого необходимо купить билет (6 евро) и оставить паспорт в залог за аудиогид с буклетом. 
Чтобы купить свечку необходимо бросить монетку в металлический бокс и взять свечку в коробке.
Никаких киосков в католических храмах нет. Все на доверии и самообслуживании. 
Капелла Святого Креста относится к старейшим постройкам собора (1359 год)
Усыпальница принца Евгения Савойского
У распятого Христа борода сделана из натуральных волос и, по легенде, она до сих пор растет.
Мы на культуре экономить не стали и, вооружившись аудиогидом, пошли изучать красоту в деталях. Скажу честно, весь длинный текст записанный для каждого отдельного "экспоната" прослушать было нереально, но основная информация оказалась очень полезной. Обязательно напишу потом отдельный пост, а сейчас поделюсь фотографиями с небольшими комментариями. 
Оля внимательно слушает аудиогид
Центральный неф и Главный алтарь (1641-1647) 
Боковой Der Alte Frauenaltar (дословно алтарь Старых женщин, XVII).
В его центре размещена картина "Мария на солнце" датированная 1493 годом.
Мраморная "Гробница Фридриха III" (1493), автор Николаус Герхардт ван Лейден
Винер-Нойштадтский алтарь создан по заказу Императора Фридриха III в 1447 году
С 1786 по 1885 году он находился в цистерцианском монастыре в городе Винер-Нойштадт,
а затем был приобретен для Штефансдома
Авторство резной кафедры XV века приписывается голландцу Николаусу Герхардту (самый известный скульптор Северной Европы XV века). Кроме резного декора она богато украшена фигурами разной величины. Сверху четыре крупные статуи первых учителей церкви, на основании более мелкие скульптуры священников, на перилах лестницы чередуются изображения ящериц и жаб (аллегория борьбы добра со злом, где ящерицы - это добро), а из колонны под лестницей выглядывает сам художник. Для естественного усиления звука кафедра пристроена к колонне в центре главного нефа.
Резная кафедра XV века в центральном нефе собора (фото touristam.com)
Автопортрет скульптора под названием "выглядывающий из окна"
Аллегория борьбы добра со злом

Собор открыт : понедельник - пятница с 6:00 до 22:00; воскресение и праздничные дни с 7:00 до 22:00
фото touristam.com
Судя по восхищенному выражению лица, Штефансдом произвел на Олю очень сильное впечатление. Кажется, она тоже постепенно начинала влюбляться в Вену. Ну, что ж, продолжим! Впереди прогулка по великолепным пешеходным улицам Грабен и Кольмаркт. А там и Хофбург не за горами!
Улица Грабен (Graben, фото из моей весенней поездки)
Улица Кольмаркт (Kohlmarkt, фото из моей весенней поездки)
На улице Грабен я показала Оле два самых древних венских фонтана - Святого Иосифа и Святого Леопольда (XV, статуи впервые появились в 1680 году, а нынешние датированы 1804 годом) и Чумную колонну (1693) - барочный памятник Святой Троице, построенный после эпидемии чумы 1679 года.
Слева - Фонтан Иосифа (Josefsbrunnen), справа - Веская чумная колонна (Wiener Pestsäule)
Улица Грабен. Вид на Чумную колонну.
Фиакры - это один из символов Вены
В таком фиакре можно совершить прогулку по центру города
А еще на Грабен расположен очень нужный нам обеим кофейный Nespresso Boutique Graben (Graben 10). Фотографировать в нем запрещено (так что google нам в помощь). А жаль! Каждый магазин этой фирмы - маленькое произведение дизайнерского искусства и каждый по своему хорош! 
Мы правила нарушать не стали и, ознакомившись с новинками (их с каждым годом появляется все больше), купили старый проверенный Volluto!
Nespresso Boutique Graben (Graben 10)
Разноцветная стена с левой стороны - коробки с различными видами капсул
Капсул с каждым годом становится все больше, а я по-прежнему пью Volluto
После магазина мы опять заглянули в церковь. На сей раз это была роскошно-барочная церковь Святого Петра (1733) с великолепным овальным куполом. Где еще увидишь овальный купол! Не показать было нельзя! На официальном сайте можно рассмотреть его во всех подробностях, а также совершить интересный виртуальный тур по церкви.
Нынешнюю церковь построили на месте одной из старейших церквей Вены (1137-1661).
Это первая купольная барочная церковь в городе.
Фреска на овальном куполе - "Коронация Богоматери"
Главный алтарь (XVIII) 
Позолоченная барочная кафедра (1726)
На ее балдахине изображена Святая Троица.
Капелла Святого Франциска Сальского
На улице Колмаркт полным полно брендовых магазинов, но я люблю смотреть на их витрины, когда стемнеет, а сейчас мы пройдемся по деликатесам. Проверим ассортимент в  Julius Meinl (Graben 19, ), а потом на пару минут заскочим в Demel (Kohlmarkt 14,). 
Чтобы не увязнуть среди полок со всякими вкусностями, в  Julius Meinl (магазин, ресторан и бар для гурманов, марка известна с 1862 года) мы решили ограничиться кондитерским отделом и чашечкой кофе от одного из старейших кофейных брендов Европы (в 1861 году Юлиус Майнл открыл свой первый завод по обжарке зерен, а также начал готовить знаменитые кофейные бленды). 
Магазин Julius Meinl am Graben (Graben 19)
От новогодних коробок со сладостями рябило в глазах. Особенно порадовали любимые жестянки с пряниками и Penetonne. Конечно же, захотелось купить "сразу все", но здравый смысл победил - решили ограничиться фотографированием! А что касается кофе, то я так увлеклась созерцанием красивой фирменной чашки, что забыла оценить его качество. Значит, был стандартно хорош.  
Новогодние сладости
Вот мы, наконец, и добрались до классической венской кондитерской. Первым на нашем пути оказался настоящий рай для любителей пирожных, засахаренных фиалок и красивых винтажных коробочек - элегантный придворный Demel (1786). Некогда поставщик императорского двора, а ныне популярная туристическая достопримечательность - эта кондитерская знает чем порадовать сладкоежек. На красивых стойках горками сложены коробочки с шоколадом и конфетами; в мраморной витрине на высоких тортовницах стоят самые знаменитые венские торты  - "Демель", "Анна", "Добош" и, конечно же, "Захер", окончательный рецепт которого был придуман именно здесь; а в глубине справа от лестницы на второй этаж (там расположено кафе) за стеклянной стеной трудятся пекари и кондитеры. Очень интересное зрелище, жаль, фотографировать запрещено. Кстати, в отличие от многих венских ресторанов и кондитерских, в Демеле традиционно работают только женщины. 
Придворная кондитерская Демель - рай для сладкоежек!
А вот и Хофбург - великолепная зимняя резиденция австрийских Габсбургов, в которой сейчас открыто множество разных музеев. Сегодня у нас по плану - Сокровищница, Императорские апартаменты и Музей Сисси. Скажете, слишком много! Но, если не стоять по полчаса возле каждого экспоната, вполне реально. А не осилим - впереди у нас еще три дня!
Хофбург. Крыло Архангела Михаила (фото сверху)
площадь Ин-дер-Бург, памятник императору Францу I  и Дворец Амалиенбург,
в котором размещались личные апартаменты императрицы Сисси (фото снизу)
Императорская резиденция Хофбург в Вене
Новый дворец Хофбурга
Начали мы с самого интересного - пошли смотреть на несметные сокровища Габсбургов (Kaiserliche Schatzkammer Wien, Hofburg, Schweizerhof). Оле билет был не нужен (до 19 лет), а себе я купила еще в Киеве. Причем, чтобы немного сэкономить, выбрала комбинированную версию за 25 евро (Сокровищница + Музей истории искусств + Выставка Брейгеля. Обычный билет стоит 12 евро, купить его можно тут). Он-лайн билеты брали, чтобы не стоять в огромной очереди, но могли бы этого не делать. Ее не было как таковой. 
Вход в Сокровищницу находится в Швейцарском дворе
Сдав рюкзаки и куртки в гардероб, мы решили проигнорировать аудиогид (4 евро, нужно было взять, а не надеяться на таблички возле экспонатов), и прошли в местную "пещеру Алладина". Хотя, Алладину такие богатства даже не снились! В крупнейшей Сокровищнице мира, которая наполнялась начиная с XIV века, хранятся две бесценные короны (корона Карла Великого и Австрийская императорская корона), Орден Золотого руна, один из крупнейших изумрудов в мире и много чего другого ценного и красивого. Я обязательно напишу о ней целый пост, а сейчас покажу только несколько фотографий главных сокровищ.  
Корона (1602, автор Ян Вермеен), держава, мантия и бюст Рудольфа II (1552-1612)
Благодаря своей художественной ценности корона не была сломана после смерти императора.
С 1804 года она стала короной Австрийской империи
Золотой кувшин и чаша для крещения (1571 год, возможно испанский мастер, 10,5 кг золота)
Несколько залов посвящены так называемому "Бургундскому наследству". В них представлены различные предметы, которые достались семейству Габсбургов благодаря женитьбе эрцгерцога Максимильяна на Марии Бургундской - последней представительнице этого древнего рода. Так в Вену перекочевали не только регалии ордена Золотого руна, но и "Бургундский придворный кубок" (ок.1467), выполненный из удивительно прозрачного кристалла горного хрусталя, и меч «Ainkhürn» (ок. 1200), рукоять и ножны которого выполнены из бивня нарвала, в средневековье считавшегося драгоценным рогом единорога. Этот меч стал второй "неотъемлемой реликвией Дома Австрии", но меня гораздо больше впечатлила потрясающая вышивка на накидках и мантиях XV века.
Potence (латное ожерелье, горже) Герольда ордена Золотого руна -
одной из самых древних и почётных наград Европы. Учрежден Филиппом Добрым в 1430 году.
Накидки и мантии XV века ("Бургундское наследство")
Великолепные образцы средневекового искусства (XV)
Бургундский придворный кубок и фрагмент вышитой мантии
Агатовая чаша (возраст около 1600 лет), считавшаяся легендарным Святым Граалем,
является одной из двух неотъемлемых реликвий Дома Австрии.
А вот и главное сокровище это коллекции - бесценная корона Карла Великого (конец Х века), которой короновались все средневековые монархи Германии и императоры Священной Римской империи. Сам Карл (742-814), правда, ее никогда не видел, но, как первый священно-римский император, вполне заслужил, чтобы его именем был назван этот легендарный венец. Руку к популяризации такого названия приложил не менее великий немецкий художник Альбрехт Дюрер, изобразивший Карла в знаменитой короне (она на тот момент хранилась в его родном городе Нюрнберге) и вышитом орлами платье, тоже изготовленном через несколько веков после смерти императора (начало XIV века). Если учесть, что прижизненного изображения Карла Великого не существует, то станет понятно, что этот портрет лишь фантазия художника на заданную тему. Зато получилось величественно и по-королевски нарядно. 
До 1792 года драгоценная корона хранилась в немецком городе Нюрнберг (а коронации долгое время проходили в Ахенском соборе), но последний император Священной Римской империи Франц II, после коронации забрал ее с собой в Вену, хотя обещал вернуть. Спор между сторонами не решен до сих пор. 
Портрет Карла Великого (Дюрер, 1512), корона Карла Великого и платье в орлах (Adlerdalmatika)
Кроме императорских регалий, Сокровищница обладает уникальной коллекцией изящных ювелирных изделий, реликвариев, орденов и предметов быта монарших особ.
Один из залов Сокровищницы Габсбургов
Экспонаты Сокровищницы
Драгоценные реликварии и ордена династии Габсбургов 
В находящийся рядом с Сокровищницей музей Сиси (открыт в 2004 году), мы пошли только ради знаменитых бриллиантовых эдельвейсов-звезд, которые украшают ее прическу на нескольких портретах. Я не очень люблю дома-музеи, да и об этой императрице уже знаю достаточно, так что подробно рассматривать все экспонаты была не настроена. Другое дело легендарные звезды! Вот на них посмотреть действительно стоит! Ну, может еще на платья. Мы же все-таки девочки. Оля с моим предложением согласилась, и, предъявив заранее купленные "Билеты Сиси" (Музей Сиси + апартаменты Imperial + Серебряная коллекция + Шенбрунн, 29,90 евро/18 евро до 18 лет), мы получили буклетик и приступили к просмотру 6 залов с тремя сотнями экспонатов. Фотографировать там запрещено, поэтому для иллюстрации этой части моего рассказа воспользуюсь фотографиями из интернета. 
План и вход в музей Сиси. Парадный портрет императрицы Елизаветы I Австрийской
Один из мрачных залов музея
Долго распространяться не буду, скажу только, что императрица Елизавета I Австрийская (Сиси) хоть и считалась первой красавицей, была человеком строптивым, самовлюбленным и помешанным на своем внешности и худобе (172 см, 50 кг, 49 см). Большинство времени уделяла себе любимой. Занималась спортом, обожала свои роскошные волосы, много гуляла, учила языки, увлекалась античностью и конными прогулками. 
Волосы ей мыли один раз в две недели специальным составом из масел, хны и басмы.
На эту процедуру уходил целый день, а личный парикмахер заносил в специальный блокнот
количество волосков, потерянных при расчесывании 
Мужа не любила, брак считала заточением, ненавидела Венский двор, поэтому много времени проводила в путешествиях. Там и погибла от руки анархиста в 1898 году (Женева). А тот романтичный образ, который тиражируется в путеводителях, создали киношники, сняв о ней много красивых фильмов. Например, "Сисси" (1955) с Роми Шнайдер в главной роли. 
У Сиси было 27 таких бриллиантовых звездочек,
которые она могла носить как ожерелье, тиару, подвеску, брошь и аксессуар для волос.
Большую часть этих звезд изготовил придворный ювелир Александр Эммануил Кёхерт 
Венский ювелирный дом "A.E. Köchert" (1814) выпускает их подобие до сих пор.
Великолепные платья с кринолинами - красивое все-таки было время!
Красивое было время
С другой стороны, ее жизнь вряд ли можно назвать счастливой. В 16 лет против воли выдали замуж. Свекровь (хоть и тетя) оказалась настоящей ведьмой. Двор ее не принял. Муж все время торчал на работе (рабочий день Франца-Иосифа начинался в 4 утра и длился по 12-14 часов). Троих детей, фактически, отобрали (при ней до своего замужества находилась только младшая дочь, которую она родила в 30 лет). Первая девочка умерла в 2 года. Наследник - Рудольф был мажором и в 30 лет покончил собой. Короче говоря, "богатые тоже плачут". Но не будем о грустном. Платья и "звезды" оказались то, что надо!
Одна из прижизненных фотографий (справа), сделанная до смерти сына.
После его самоубийства она до конца жизни носила траур.

Когда мы вышли из музея Сисси, на осмотр Императорских апартаментов оставался всего один час, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы обойти 24 комнаты из 2600! Жаль только, что вход в апартаменты находился с другой стороны здания, и нам пришлось основательно ускорится, чтобы дверь не закрыли перед самым носом (музеи закрываются в 17:30, вход до 16:30).
Вход в Императорские апартаменты находится на площади Ин-дер-Бург (Хофбург)
Осмотр начинается на втором этаже, куда ведет парадная мраморная лестница
Осмотр апартаментов начинается с широкой мраморной лестницы, а потом одна за другой следуют комнаты и залы разного предназначения - спальни, туалетные комнаты, кабинеты, гостиные. Большинство из них -  покои императора (в том числе официальная часть), остальное - территория Сисси, где она останавливалась в то время, когда проживала в Хофбурге. 
Оригинальное оформление стен сохранилось с XVIII века.
Апартамента Александра I, который останавливался в них во время Венского конгресса  
Если коротко, то за редким исключением все вокруг бело-красно-золотое; роскошные люстры из Богемского хрусталя; мебель в стиле одного из Людовиков; узкие малоуютные кровати (у императора она вообще была походно-складной); много семейных фотографий, портретов и прочих произведений искусства. Нарядно, солидно и очень по-королевски, но жить в таком пространстве, думаю, было непросто. Конечно, дело привычки, но у меня с самого первого дворца при взгляде на бесконечные анфилады комнат возникало чувство дискомфорта. Никакой приватности. Как-будто ты в купе огромного дорогого плацкартного вагона.
Большой салон служил императору семейной гостиной:
здесь он встречался с детьми, родными и самыми близкими друзьями
В нем также проходили совместные завтраки императорской четы
Местный тренажерный зал и императорские спальни
Мне во всем этом буйстве дворцовой роскоши больше всего понравились высокие глянцевые керамические печи, которые топились со стороны внутренних коридоров, чтобы не пачкать золой парадные покои. Белые или бело-золотые, барочные или изразцовые они прекрасно вписывались в дизайн каждого помещения и служили очень эффектным украшением. На месте музея "Хофбург" я бы точно выпустила посвященный им буклет.
Обстановка покоев воссоздана такой, какой она была при Франце Иосифе и Сиси.
Более подробно об этом музее рассказано здесь и здесь.
На сегодня с культурой, пожалуй, все! Пора возвращаться в XXI век! Хотя, не совсем. Пойдем есть пирожные в историческое кафе "Централь" (1876, Herrengasse 14, от Хофбурга ок. 300 метров по Herrengasse). Хочу показать Оле культовые заведения с историей. В "Демеле" мы уже были. Остались "Моцарт", "Захер", "Герстнер", "Хофбург" и кафе "Централь" с открывающим двери швейцаром в забавном котелке; огромной кондитерской витриной в центре зала; живой музыкой по вечерам; особым венским интерьером "с традициями" и впечатляющей кофейной картой с истинно венскими специалитетами (Kapuziner, Mokka gespritzt, Kaisermelange, Maria Theresia, Johann Strauss).
История кафе "Централь" началась в 1876 году, а прославилось оно тем, что его облюбовали знаменитости. Писатели, композиторы, политики и актеры встречались здесь за чашкой кофе, читали свежую прессу (стойка с газетами - неотъемлемая часть концепции истинно венского кафе), спорили о насущном и прекрасно проводили время. Кстати, концепцию венского кафе - "Вроде и не дома, но и не на улице" придумал местный завсегдатай - журналист Питер Альтенберг, фигура которого встречает гостей у входа.
Питер Альтенберг проводил в "Централь" столько времени, что считал его своим домом.
Правда, в его времена кафе находилось во дворе этого здания, 
а в нынешнее помещение переехало только в 1975 году
Это кафе открыто ежедневно до 22:00 (фортепианная музыка с 17:00) и здесь всегда очень многолюдно. Чтобы получить место наверняка, можно забронировать столик по телефону (исключение составляют выходные дни и пятница после 14:00), но мы, как обычно, пошли на удачу. И она нас не подвела! Нам сразу нашелся прекрасный столик возле дивана. Вскоре Оля получила свой вожделенный "Захер", а я чашку вкусного зеленого чая. Сидели долго. Болтали, делились впечатлениями, наслаждались музыкой и чудесной атмосферой. 
Это был мой второй опыт посещения кафе "Централь", и после первого я решила больше никогда сюда не приходить. Слишком шумным и неуютным оно мне показалось. Но это было в обеденное время, а сейчас - вечером совсем другое дело! Так бы сидел и сидел... но увы! Пора уже заканчивать этот безумно длинный день. Тем более, что по дороге в отель я пообещала Оле сделать крюк и зайти в ее любимый "Сваровски".
Отличное завершение дня
Вечерня улица Грабен
Бутик Dolce & Gabbana
Магазин электромобилей Tesla
Стефансдом и витрины соседних магазинов
Почти сокровищница Габсбургов
В трехэтажном "Сваровски" (SWAROVSKI Kristallwelten Wien, Kärntner Str. 24) все привычно сверкало и  блестело, но купить так ничего и не захотелось. Не беда! Зайдем еще в Зальцбурге!
Стильный магазин "Сваровски"
Самые милые изделия
Кристаллов много не бывает!
Пока мы шли в отель, из всех щелей начала выползать всякая "нечисть". Начинался Хэллоуин, но нам было уже не до него! Чертовски хотелось спать! Так что, спокойной ночи и до встречи на завтрашних "баррикадах"!
Подготовка к празднику

4 дня в Вене (Австрия):


2. День 2-й (часть 1): Наш поход во дворец Шенбрунн (Вена, Schönbrunn)
    День 2-й (часть 2): Национальная библиотека, вечерние витрины и кафе (Вена)


3. День 3-й (часть 1): Два часа в Шёнау-ам-Кёнигзее (Германия)
    День 3-й (часть 2): Два часа в Берхтесгадене (Германия)
    День 3-й (часть 3): Три часа в Зальцбурге: нокерльн, конфеты "Моцарт" и прогулка (Австрия)

4. День 4-й (часть 1): Поход на блошиный рынок (Вена)
    День 4-й (часть 2): Прогулка по рынку Нашмаркт - много интересного и кулинарный рецепт (Вена)
    День 4-й (часть 3): Испанская школа верховой езды - история, липицианы и шоу в манеже (Вена)
    День 4-й (часть 4): Десерт кайзершмаррн и Серебряная кладовая Хофбурга (Вена)
    День 4-й (часть 5): Уникальная выставка Питера Брейгеля Старшего, 2018 (Вена)

  Императорская сокровищница Вены (Kaiserliche Schatzkammer Wien)
*   Собор Святого Стефана, Stephansdom или просто Steffi (Вена)
*   Штрудель-шоу в ресторане Residenz (Вена, Шенбрунн)

*   Музей истории искусств в Вене, часть 1: "История создания" (Kunsthistorisches Museum)
*   Музей истории искусств в Вене, часть 2: "Картинная галерея: фламандцы и немцы"
*   Музей истории искусств в Вене, часть 3: "Картинная галерея: итальянцы, испанцы и французы"
*   Венская "Кунсткамера", часть 1:
"Залы XXXII-XXXVII" (Музей истории искусств, часть 4)
*   Венская "Кунсткамера", часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)

2 комментария:

  1. Твоей крестнице очень повезло: правильное знакомство с Европой - это такая основа, как фундамент будущего дома :).
    Кстати, я тоже составляю план дня по часам :) Всегда хочется успеть всё по-максимуму :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да! Она уже тоже влюблена в Вену и с удовольствием поехала бы со мной еще куда-нибудь! Бог даст еще съездим! А без плана никак нельзя, иначе не успеть!

      Удалить