среда, 2 июня 2021 г.

Наш поход в "Старую пинакотеку" (часть 2): "Итальянцы XIV-XVIII веков" (Alte Pinakothek, Мюнхен, Германия, день 2/7)

 
Итак, давайте продолжим нашу прогулку по залам "Старой пинакотеки" и из Северной Европы отправимся в солнечную Италию, живопись которой представлена здесь такими громкими именами, как Джотто, да Винчи, Рафаэль, Тициан, Филиппо Липпи, Боттичели, Гирландайо, Вазари, а также несколькими десятками менее известных художников разных школ, творивших в городах Италии в период с XIV по XVIII век.

Кабинеты 1-3: Итальянская живопись XIV-XVI веков
План-схема залов и кабинетов Верхнего этажа. Кабинеты 1-3
Джотто ди Блондоне (Giotto di Bondone, 1266-1337),
Бернардо Дадди (Bernardo Daddi, ок. 1280-1348),
Таддео Гадди (Taddeo Gaddi, 1290-1366),
Нардо ди Чоне (Nardo di Cione, ок. 1320-1366),
Ченни ди Франческо (Cenni di Francesco, работал с 1369-1414),
Никколо ди Пьетро Джерини (Niccolò di Pietro Gerini, 1340-1414),
Доменико ди Микелино (Domenico di Michelino, 1417-1491), 
Мастер Рождества Кастелло (Meister Natività di Castello, работал с 1445-1470),
Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio, 1448-1494),
Лоренцо Креди (Lorenzo di Credi, 1459-1537) и другие
Старинная флорентийская живопись в Кабинетах 1-3
(в центре - две панели Таддео Гадди)
В Кабинетах 1-3 представлены произведения флорентийских художников того периода, когда на смену "мрачному Средневековью" постепенно начала приходить эпоха Возрождения с ее "гуманизмом, интересом к античности и более светским характером культуры". Это было время Проторенессанса (XIII-XIV), основоположник которого флорентиец Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone, 1266-1337) первым "порвал с канонами византийской иконописи и стал родоначальником новой манеры, предопределившей классический стиль эпохи Возрождения". Он не только сделал первые попытки (пусть, не всегда удачные) придать своим персонажам живые эмоции и яркие индивидуальные черты, но и разработал новый подход к изображению пространства, постепенно уйдя от традиционного "плоского византийского письма на золотом фоне". 
Кабинет 1: итальянская живопись XIV века 
(слева - три работы Джотто ди Бондоне)
Конечно, Джотто еще не владел основами анатомии и законами перспективы, но он стал первым художником, который перенес сакральные сюжеты в земные реалии и стал использовать такой новаторский прием как свето-тени для изображения объемных предметов и фигур. Дальше в искусствоведческие дебри я углубляться не буду, скажу только, что его творчество оказало огромное влияние на таких столпов эпохи Возрождения, как Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а среди его непосредственных учеников были ведущие флорентийские  живописцы первой половины XIV века. 
Три панели работы Джотто ди Бондоне (фото anita_pravits)
Начнем с трех работ Джотто ди Бондоне - небольших квадратных картин "Распятие Христа" и "Сошествие Христа в ад", приобретенных в 1813 году королем Максимилианом I Иосифом у графа Луччези и "Тайная вечеря", подаренной кронпринцу Людвигу в 1805 году. Исследования в рентгеновских лучах подтвердили, что ранее они были частью единого рисунка алтарной панели, состоявшего из семи библейских сюжетов (остальные доски теперь находятся в Нью-Йорке, Бостоне, Лондоне и Сеттиньяно), и, судя по фигуре монаха-францисканца у ног распятого Христа, эта 3-х метровая панель была создана для какого-то францисканского храма. Возможно, церкви Сан Франческо в Римини.
Левая половина алтарной панели работы Джотто ди Бондоне
(примерная расстановка с центром "Распятие")
Правая половина алтарной панели работы Джотто ди Бондоне
(примерная расстановка с центром "Распятие")
На картине "Тайная вечеря" (Letztes Abendmahl, 1303-13) изображен момент, когда Иисус Христос объявляет о грядущем предательстве Иуды - "Один из вас предаст меня. (Иоанн 13,21).  Это тот, кому я окуну кусок и даю его. И он макнул кусок и отдал его Иуде, сыну Симона, Искариоту (Иоанн 21,27)". При этом ужин проходит в современной художнику повседневной обстановке, на столе разложены яства, а гости одеты в мантии, отороченные золотой тесьмой по моде XIII века. Ученики Христа оживленно беседуют и пьют вино. Их фигуры объемны, а лица впервые в европейском искусстве выражают различные эмоции. 
"Тайная вечеря", Джотто ди Бондоне
в период с 1303 по 1313 год, тополь, 47,6 х 46,1 см
Иуда - единственный ученик, изображенный без нимба
"Тайная вечеря", Джотто ди Бондоне (фрагмент)
Сцена "Распятия Христа" (Kreuzigung Christi, 1303-13) изначально располагалась ровно посередине алтарной панели и, таким образом, занимала центральное место композиции - "Но когда они подошли к Иисусу и увидели, что он уже мертв, они не сломали ему ног; но один из солдат ударил его копьем в бок, и тотчас потекли кровь и вода" (Ио 19, 33-34)
"Распятие Христа",  Джотто ди Бондоне
в период с 1303 по 1313 год, тополь, 42,7 х 43,2 см
"Распятие Христа",  Джотто ди Бондоне (фрагмент)
У ног Христа нарисован францисканский монах с донаторами (?) алтаря
Изображенный на третьей панели сюжет "Сошествие Христа в ад" (Christus in der Vorhölle, 1303-13) был очень популярен в Средние века, поскольку в то время считалось, что только после воскресения Христа на Пасху небеса откроются для добрых людей, а значит умершие должны были ждать в царстве смерти, пока за ними не придет воскресший Иисус.
"Сошествие Христа в ад", Джотто ди Бондоне
в период с 1303 по 1313 год, тополь, 45,6 х 44 см
Последователь Джотто и Лоренцетти, один из самых востребованных флорентийских художников своего поколения, Бернардо Дадди (Bernardo Daddi, ок. 1290-1348) специализировался исключительно на произведения религиозной тематики и создавал как отдельные панели и фрески, так и крылатые алтари, которые отличались "характерной декоративностью, сложностью рисунка и тонкой колористикой". В "Старой пинакотеке" этот мастер представлен двумя работами - "Свадебный пир Святой Цецилии" (Hochzeitsmahl der hl. Caecilia, 1333/35) и "Святой епископ с щеглом" (Hl. Bischofs mit einem Stieglitz, 1335/40).
"Свадебный пир Святой Цецилии", Бернардо Дадди, 1333/35
тополь, 18,1 x 42,9 cm, получена из коллекции Фрица Тиссена (1992)
 "Святой епископ с щеглом", Бернардо Дадди, 1335/40
тополь, 65,9 x 37,7 cм, приобретена в 1942 (!) году
Еще один флорентийский художник Таддео Гадди (Taddeo Gaddi, 1290-1366) также работал в мастерской великого Джотто и по словам основателя искусствознания Джорджо Вазари, "остался в живописи по рассудительности и таланту одним из первых в этом искусстве, превосходя всех своих сотоварищей". К наиболее значительным его произведениям относится цикл "Armadio di Santa Croce", состоящий из 28 панелей, написанных для ризницы базилики Санта-Кроче во Флоренции в период с 1335 по 1340 год. В настоящее время они разделены между Галереей Академии во Флоренции (24 панели), Берлинской картинной галереей (2 панели) и "Старой пинакотекой", в которой экспонируются "Смерть дворянина Челано" (Tod des Edlen von Celano, 1335/40) и "Испытание огнем перед султаном" (Feuerprobe vor dem Sultan, 1335/40).
2 панели из цикла "Armadio di Santa Croce", Таддео Гадди 1335/40 
"Смерть дворянина Челано", тополь, 34,8 x 30,7 cм 

"Испытание огнем перед султаном", 
тополь, 34,4 x 31,1 cм
поступила в 1940 году из собрания графа Ингенхайма в замке Reisewitz 
28 написанных темперой и золотом деревянных панелей цикла "Armadio di Santa Croce" были предназначены для украшения мебели церковной ризницы и рассказывали о жизни Иисуса Христа и Святого Франциска (флорентийская базилика Санта Кроче является самой большой францисканской церковью в мире). Картины были демонтированы в 1810 году и четыре года спустя в разобранном виде перенесены в Галерею академии. Тогда же они обзавелись деревянными рамками, в которых экспонируются до сих пор. Позднее 4 панели были выставлены на продажу. Таким образом 2 из них и попали в собрание "Старой пинакотеки".
Флорентийская базилика Санта Кроче
Цикл "Armadio di Santa Croce", Таддео Гадди 1335/40
24 панели из коллекции Галереи Академии во Флоренции
(оставшиеся 4 хранятся в Мюнхене и Берлине)
2 панели цикла "Armadio di Santa Croce" из музея в Берлине
и образец подобной двери из базилики Санта Кроче  
Диптих из двух "золотых" панелей с изображением десяти святых принадлежит кисти Нардо ди Чоне (Nardo di Cione, ок. 1320-1366) - представителя большой семьи флорентийских художников, которая имела ведущую мастерскую на художественном рынке Флоренции. Наиболее талантливым из всех братьев считался старший - Андреа ("Орканья"), но и три других без работы тоже не сидели, поскольку после страшной эпидемии чумы 1348 года конкурентов у них значительно поубавилось. Кстати, эта эпидемия повлияла и на весь ход развития новаторского искусства, вернув на какое-то время художников в доджоттовские времена "религиозной консервативности".
Диптих с десятью святыми, Нардо ди Чоне, 1363/65
тополь, 142,2 x 72,3 см (каждая панель)
куплены кронпринцем Людвигом во Флоренции (ок. 1815)
Дошедшее до нас наследие Нардо ди Чоне представляет собой набор фресок, несколько разного вида алтарей и отдельные панели, атрибуция которых представляется весьма трудным делом, поскольку ни одно из этих произведений не было подписано автором, а братья ди Чоне часто работали не только всей семьей, но и совместно с другими художниками.  
Эти панели все еще выполнены по канонам византийских икон,
поэтому все фигуры сосредоточены в одной плоскости
Лики святых размещены на традиционном золотом фоне
Диптих работы Нардо ди Чони  в зале музея
Художник Ченни ди Франческо (Cenni di Francesco, работал с 1369-1414) также работал во Флоренции и создал множество различных алтарей и фресок в окрестных церквях. Одна из них оказалась подписанной, и после изучения характерного стиля ее написания, искусствоведы смогли идентифицировать и другие работы этого мастера. В их числе люнет "Оплакивание Христа" (Beweinung Christi, 1375), который теперь экспонируется в "Старой пинакотеке".
Люнет "Оплакивание Христа", Ченни ди Франческо, 1375
тополь, 45,7 x 85,6 см, 
куплен королем Людвигом I в 1828 году
Одной из наиболее древних работ в собрании "Старой пинакотеки" является узкая "золотая" панель сиенского художника Липпо Мемми  (Lippo Memmi, работал с 1317 по 1350) "Успение Марии" (Die Himmelfahrt Mariae, ок. 1340). Необычайная важность этой доски объясняется не только ее высокой художественной ценностью, но и тем, каким образом показан на ней момент вознесения Марии - это самый ранний известный пример новаторского изображения Успения Богородицы, поднимающейся на небо не в привычной мандорле (овальный нимб, внутри которого помещалась фигура Христа и Богородицы), а за счет невидимой божественной силы. Во время вознесения Богородицу сопровождают ангелы-музыканты, а Христос и пророки ожидают ее вверху на открытом звездном небе. 
"Успение Марии", Липпо Мемми, ок.1340
тополь, 72,5 х 32,5 см, куплена кронпринцем Людвигом в 1825 году
Панно венчает сцена Коронации Марии
Картины Джотто и Липпо Мемми в зале музея
Кроме того в этих кабинетах можно увидеть две панели Никколо ди Пьетро Джерини (Niccolò di Pietro Gerini, 1340-1414) - "Христос на троне" (Thronender Christus, 1383/87) и "Благовещение Марии" (Maria der Verkündigung, 1385/90); одну очень красивую работу Доменико ди Микелино (Domenico di Michelino, 1417-1491) - "Мадонна на троне с младенцем и Святыми" (Thronende Madonna mit Kind und den hll., 1458); полукруглую картину Мастера Рождества Кастелло (Meister Natività di Castello, работал с 1445 по 1470) - "Бог отец в ангельской славе" (Gott-Vater mit Engelsglorie, 1460/62) и "Святую Марию Магдалину" (Die hl. Maria Magdalena, начало XIV века) работы Сенья ди Бонавентура.
Панель "Благовещение Марии", Никколо ди Пьетро Джерини 
1385/90, тополь, 80,2 х 45 см, куплена в 1808 году  
Панель "Христос на троне", Никколо ди Пьетро Джерини 
1383/87, тополь, 62,8 х 39,8 см, куплена в 1808 году  
"Святая Мария Магдалина", Сенья ди Бонавентура 
начало XIV века, тополь, 44 х 29 см, куплена в 1921 году
В 1458 году Доменико ди Микелино написал панель в стиле "Святого собеседования" (Sacra conversazione) - "Мадонна с младенцем и святыми", а в 1463 году она была встроена в алтарь, заказанный Козимо Медичи (основатель легендарной династии) для церкви Сан-Джироламо в Вольтерре. В 1818 году картина была куплена Баварским двором и теперь находится в "Старой пинакотеке", а обрамление алтаря находится в Епархиальном музее Вольтерры.
"Мадонна на троне с младенцем и святыми", Доменико ди Микелино
1458, тополь, 164,9 х 165,9 см, куплена во Флоренции в 1818 году
Мария с младенцем окружена шестью Святыми -
Лаврентием, Антонием Аббасом, Юлианом, Люсией, Кириком и Джованни Гуальберто
 
Люнет "Бог-отец в ангельской славе" принадлежит кисти анонимного художника, который, очевидно, работал в мастерской Филиппо Липпи и получил условное имя "Мастер Рождества Кастелло" по названию своей самой значительной работы "Поклонение волхвов", написанной для церкви Сан-Микеле-а-Кастелло в пригороде Флоренции. Он специализировался на всевозможных вариация сюжета "Мадонна с младенцем", так что экспонирующаяся в Мюнхене панель, считается очень редким исключением.
"Бог-отец в ангельской славе", Мастер Рождества Кастелло
1460/62, тополь, 34,2х 78,8 см, куплена в 1808 году
"Бог-отец в ангельской славе", Мастер Рождества Кастелло
Художник Раннего Возрождения и Святой католической церкви - Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico, 1400-1455) представлен в этом зале четырьмя из девяти небольших панелей, которые ранее были встроены в пределлу (горизонтальный пьедестал многостворчатого алтаря) "Алтаря Сан-Марко" во Флоренции, заказанного Козимо Медичи Старшим в 1438-43 годах. На одной из них изображено "Погребение Христа" (Grablegung Christi, 1438/40), а на трех других - сцены из жизни покровителей Флоренции и семьи Медичи Святых Космы и Домиана. Все панели были приобретены для коллекции кронпринца Людвига в 1818 и 1822 году.
"Алтарь Сан-Марко" работы Фра Анджелико в первоначальном виде
Центральная панель теперь находится в Соборе Сан-Марко (Флоренция)
"Погребение Христа", Фра Анджелико, 1438/40
тополь, 37,9 х 46,6 см, центральная сцена пределлы  
"Погребение Христа", Фра Анджелико (фрагмент)
Три панели со сценами из жизни Святых братьев Космы и Домиана
"Перед проконсулом Лисием", "Братья брошены в море" и "Казнь"
Доме́нико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio, настоящее имя Domenico di Tommaso Bigordi, 1448-1494) был ведущим флорентийским художником следующего этапа эпохи Возрождения, наступившего в XV веке и получившего название Кватроченто. Он был основателем художественной династии и главой мастерской, в которой познавал азы профессии юный Микеланджело. А еще он написал несколько фресковых циклов, в которых колоритно показал жизнь библейских персонажей (в их роли выступили знатные флорентийцы в модных богатых одеждах), и портрет "Старика с внуком" (сейчас "Лувр", Париж), который я помню с детства, благодаря любимому перекидному календарю. 
Дань моим детским воспоминаниям
"Старик с внуком", Доме́нико Гирландайо ("Лувр", Париж)
В "Старой пинакотеке" творчество Доме́нико Гирландайо представлено двумя алтарями. При этом один из них принадлежит кисти маэстро (он расположен в соседнем зале), а второй художникам его мастерской. Именно его и можно увидеть в этом зале. В 1816 году этот алтарь был превращен в диптих, состоящий из центральной панели с изображением "Девы Марии" (Maria mit Kind, 1495/1505) и соединенных в единую картину двух боковых крыльев с фигурами "Святого Георгия и Святого Себастьяна" (Die hll. Georg und Sebastian, 1495/1505). 
Автопортрет Доме́нико Гирландайо и
первоначальный вид алтаря, созданного в его мастерской 
"Дева Мария с младенцем" и "Святые Георгий и Себастьян", 1495/1505
Доме́нико Гирландайо (мастерская), тополь, 54,6 х 33,7 см и 54,8 x 34 см
куплены кронпринцем Людвигом в 1808 году 
Ну и вишенка на торте! "Мадонна с младенцем" (Maria mit Kind, 1515/1525) работы Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi, 1459-1537), мимо которой спокойно пройти я не смогла. Нет! Сюжет самый тривиальный, но вот младенец Иисус! Эти формы! А самое главное - это выражение лица! В интернете я пересмотрела с десяток "Мадонн" этого художника, и оказалось, что такие младенцы были, фактически, его фирменным почерком... а потом я решила посмотреть картины его сотоварищей по мастерской Андреа дель Верроккьо - Боттичелли, Перуджино и да Винчи. Пожалуй, их младенцы - это самая явная иллюстрация того, чем аскетичная Готика отличается от пышущего здоровьем Возрождения.
Лоренцо ди Креди и его "Мадонна с младенцем", 1515/25
тополь, 87,5 x 58,9 см, куплена королем Максом I Иосифом в 1808 году
"Мадонна с младенцем", Лоренцо ди Креди (фрагмент) 
Фрагменты "Мадонн" работы Лоренцо ди Креди
И еще один упитанный малыш работы Лоренцо ди Креди
"Мадонны" работы Боттичелли, да Винчи и Перуджино

Зал IV: Итальянская живопись XV-XVI веков 
План-схема залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал IV  
Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi, 1406-1469),
Филиппино Липпи (Filippino Lippi, 1457-1504),
Фра Карневале (Fra Carnevale, 1420/25—1484),
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452-1519),
Пьетро Перуджино  (Pietro Perugino, 1446-1524),
Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio, 1448-1494),
Сандро Боттичелли  (Sandro Botticelli, 1445-1510),
Рафаэль Санти (Raffaello Santi, 1483-1520)
Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 1511-1574) и другие
Зал IV: Итальянская живопись XV-XVI веков 
Ну, что сказать про этот зал. Концентрация великих имен на один квадратный метр просто зашкаливает. Глаза разбегаются, и даже не знаю с кого начать... Пожалуй, начну с тех имен, которые не очень на слуху - расширю свои знания в области итальянского Высокого Возрождения. Итак, монах-доминиканец и талантливый художник из Урбино - Фра Карневале (Fra Carnevale, ок. 1420/25-1484), наследие которого насчитывает всего девять идентифицированных работ. О его жизни известно крайне мало. Его настоящее имя - Bartolomeo di Giovanni Corradini; в 1445/46 годах он работал во флорентийской мастерской Филиппо Липпи; был отличным рисовальщиком и, возможно, обучал рисунку великого Браманте; интересовался классической архитектурой (это видно по его работам) и почти всю жизнь прожил в городе Урбино, где до сих пор сохранилась одна его фреска. А что до остальных восьми картин, то теперь они  входят в собрания самых престижных музеев мира. В их числе и "Старая пинакотека", которая в 1808 году обзавелась единственной работой этого мастера, изображающей библейскую сцену "Благовещение" ((Verkündigung Mariae, ок. 1445).
Фра Карневале и его "Благовещение", ок. 1445
тополь, 69,8 х 78 см, куплена во Флоренции в 1808 году
Следующее здешнее "Благовещение", и на сей раз очень внушительного размера, принадлежит кисти флорентийского художника Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi, 1406-1469), который стал для меня настоящим открытием. Благодаря проходившей в "Старой пинакотеке" выставке, "Флоренция и ее художники", я смогла увидеть не только две его "мюнхенские" работы, но и целую серию прекрасных Мадонн из собраний других музеев. Не впечатлиться ими было просто невозможно! Но об этом я расскажу в специальном посте, а пока "Благовещение" ((Verkündigung Mariae, 1443/45)  и "Мадонна с младенцем" (Maria mit Kind, 1460/65) из собрания "Старой пинакотеки".
Автопортрет Фра Филиппо Липпи и его "Благовещение"
ок. 1443/45, тополь, 205,8 x 187,9 см
"Благовещение", Фра Филиппо Липпи (фрагмент)
"Значение творчества Филиппо Липпи заключается в том, что он принес в живопись любовь к земным радостям, страстность, чувственность. В его фигурах так много искренности и тонкого понимания красоты, что производя неотразимое впечатление, они порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны - очаровательные невинные девушки и нежно любящие молодые матери; его младенцы - пышущие здоровьем и весельем реальные дети. При этом все они помещены на фоне прекрасных пейзажей или нарядных архитектурных построек, венчающих композицию картины". 
"Мария с младенцем", Филиппо Липпи, 1460/65
тополь, 76,9 х 54,1 см, куплена во Флоренции в 1808 году
"Мадонны" Филиппо Липпи на выставке в Мюнхене
(из коллекций музеев Флоренции, Пармы и Нью-Йорка)
Творчество флорентийской семьи Липпи представлено в этом зале еще одним впечатляющим произведением - алтарем "Явление Христа Мадонне" (Die Fürbitte Christi und Mariae, ок.1495), написанным сыном Филиппо Липпи - Филиппо Липпи младшим, которого для легкости идентификации принято называть Филиппино. "Яркие контрастные цвета и выразительные реалистичные фигуры делают этот алтарь почти уникальным в образной панораме Флоренции того времени". При этом Мария все же изображена в соответствии с популярными на тот момент проповедями "великого борца с пороками", а, по сути, мракобеса и религиозного фанатика монаха Савонаролы. Перед нами предстает "женщина в возрасте и с драматическим выражением лица". Кстати, по поводу возраста. А ведь художник был не так уж далек от правды, ведь Марии на тот момент было уже под 50!
Автопортрет Филиппинно Липпи и его алтарь "Явление Христа Марии"
куплен кронпринцем Людвигом во Флоренции в 1814/16 гг
Дева Мария изображена с "драматическим выражением лица"
Алтарь "Явление Христа Марии", Филиппинно Липпи 
ок 1495, тополь, 158,7 х 148,8 см, 
Пределла алтаря "Явление Христа Марии"
"Христос с ангелом и шестью святыми"
", Филиппинно Липпи 
ок 1495, тополь, 31,5 х 151,1 см
Зал IV: работы Липпи, Гирландайо и Рафаэля 
Рядом с алтарем работы Филиппино Липпи расположен крылатый "Алтарь Торнабуони" (Tornabuoni Altar или "Алтарь Санта-Мария-Новелла", Hochaltar von Santa Maria Novella, 1490/98) кисти Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio, 1448-1494), заказанный родственником Лоренцо Великолепного, главой банка Медичи в Риме и покровителем искусств Джованни Торнабуони для церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Этот большой складной алтарь стал дополнением к ранее созданному Гирландайо и его мастерской грандиозному циклу фресок (580 м², 1485/90), полностью покрывающих потолок и стены главной капеллы. Поскольку их заказчиками также выступила чета Торнабуони, оба супруга были увековечены рядом со святыми, а капеллу и алтарь теперь принято называть их фамилией.   
Капелла Торнабуони в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции и
Джованни Торнабуони, который заказал Гирландайо эту красоту 
Работа над большим крылатым "Алтарем Торнабуони" длилась восемь лет (1490-98) и была завершена уже учениками Доменико Гирландайо через четыре года после смерти художника. Следующие триста лет неповторимый алтарно-фресковый ансамбль был главным украшением храма, но во время реконструкции церкви, проведенной в 1804 году, средневековый алтарь был демонтирован, разделен и распродан по частям. Кронпринц Людвиг приобрел у семьи Медичи его переднюю центральную часть, "Мадонна во славе среди святых", и два внутренних крыла - "Святая Екатерина Сиенская" и "Святой Лаврентий", а другие части попали в музеи Берлина, Будапешта и Пармы, где и находятся до сих пор (за исключением 2-х панелей, сгоревших в Берлине в 1945 году).
Возможная реконструкция "Алтаря Торнабуони", Гирландайо, 1490/98
(открытый алтарь, вид спереди)
Возможная реконструкция "Алтаря Торнабуони", Гирландайо, 1490/98
(открытый алтарь, вид сзади)
"Алтарь Торнабуони", Доменико Гирландайо, 1490/98
(в собрании "Старой пинакотеки")
тополь, 223,9 х 201,4 см; 211,1 х 59,8 см и 212,8 х 60,3 см
Благодаря любви кронпринца Людвига к искусству итальянского Возрождения, "Старая пинакотека" постепенно обзавелась довольно разнообразной коллекцией итальянских мастеров, и среди них шесть картин выдающегося представителя умбрийской школы, главы крупнейшей художественной мастерской Перуджи, учителя Рафаэля Санти, участника росписи "Сикстинской капеллы" Ватикана и  одного из самых важных художников Высокого Возрождения - Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи по прозвищу Перуджино  (Pietro Perugino, 1446-1524). Правда, экспонируется из шести картин всего одна - центральная алтарная панель "Видение Святого Бернара" (Vision des hl. Bernhard, 1490/94), написанная для церкви Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци во Флоренции. 
Автопортрет Перуджино и одна из его алтарных панелей
"Видение Святого Бернара", 1490/94
тополь, масло, 173 х 179 см, куплена в 1829/30 годах
Еще две картины Пьетро Перуджино из запасников музея
"Воскресение Христа" и "Крещение Христа", конец XV века 
тополь, масло, 31,7 х 41,5 см (каждая), купены в 1818 году  
Во второй половине XV века в моду вошли изображения Мадонны в форме "тондо" (круглая картина) и в этом зале можно увидеть несколько таких картин кисти: Луки Синьорелли (Luca Signorelli, 1450-1523), Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo, 1472-1517), Доменико Беккафуми (Domenico Beccafumi, 1486-1551) и "Мастера Оплакивания Скандиччи" (Meister der Beweinung von Scandicci, 1490 - 1530).
Автопортрет Луки Синьорелли и его "Мадонна" в форме тондо
1495/98, масло, липа, 87 см, куплена в 1894 году
Автопортрет Фра Бартоломео и его Тондо "Поклонение младенцу"
Anbetung des Kindes, 1495, липа, масло, 99 см
Тондо "Поклонение младенцу" кисти Фра Бартоломео
было отреставрировано при содействии компании Bvlgari
(на этом фото хорошо видны его реальные размеры)

Доменико Беккафуми и его тондо "Святое семейство с мальчиком Иоанном"
Первая половина XVI века, каштан, масло, 113 см, куплена в 1816 году
А вот следующее потрясающее тондо "Мадонна с младенцем и мальчиком Иоанном" (Maria mit Kind und dem Johannesknaben, 1510/15) принадлежит кисти анонимного художнику по имени "Мастер Оплакивания Скандиччи", наследие которого было более или менее идентифицировано только во второй половине XX века. Никаких документальных сведений о его жизни и творчестве история не сохранила, кроме, пожалуй, того, что он принадлежал к флорентийской школе, очень любил форму "тондо", был приемником Перуджино и, судя по имени, написал картину "Оплакивание Христа" для церкви в Скандиччи.  При этом "все его работы характеризуются одним и тем же чрезвычайно наглядным типом фигуры с тщательно воспроизведенной анатомией, одинаковыми изящными извилистыми складками и сходной концепцией ландшафта". Ну, а от себя хочу добавить, что, глядя на его Мадонну, понимаешь, за что мы так любим итальянскую живопись эпохи Возрождения.
Тондо "Мария с младенцем и мальчиком Иоанном", 1510/15
"Мастер Оплакивания Скандиччи", тополь, масло, ок. 97 см
Тондо "Мария с младенцем и мальчиком Иоанном" (фрагмент)
Куплено 1826 году кронпринцем Людвигом
Кроме всех перечисленных выше, в Зале IV можно было познакомиться с творчеством еще около десятка мастеров, имена которых мне ни о чем не говорили. Но поскольку их картины меня не особо впечатлили, оставим их специалистам и перейдем, наконец, к главным местным тяжеловесам - Рафаэлю, да Винчи и Ботичели! 
"В центре внимания Рафаэль !"
Творчество гениального итальянского художника умбрийской и римской школ живописи Рафаэля Санти (Raffaello Santi, 1483-1520) представлено в "Старой пинакотеке" тремя его оригинальными работами и девятью копиями, написанными в боле поздние века. Так что фактически картин кисти Рафаэля в коллекции только три - "Святое семейство Каниджани", прибывшее в Мюнхен в 1806 году из Дюссельдорфской галереи, а также "Мадонна делла Тенда" и "Мадонна Темпи", приобретенные в 1819 и 1829 годах большим поклонником Рафаэля Людвигом Баварским. 
Мадонны Рафаэля в зале музея
Три работы Рафаэля Санти в собрании "Старой пинакотеки"
"Мадонна делла Тенда", 
"Святое семейство Каниджани" и "Мадонна Темпи" 
Сын придворного художника герцога Урбинского, свои первые опыты Рафаэль получил в мастерской отца, которого потерял в 11 лет. Потом было обучение в мастерской Перуджино, совместная работа с Пинтуриккье, написанная в 19 лет первая "Мадонна" (Мадонна Солли", 1502) и появившиеся спустя два года первые шедевры ("Обручение Девы Марии Иосифу" и "Коронование Марии", ок.1504). В 1504 году начинается его "флорентийский период". Он знакомится с Микеланджело, да Винчи и другими популярными художниками, пишет алтарные полотна и просто "штампует" ставших очень востребованными "рафаэлевских Мадонн" (20 картин в период с 1504 по 1508 год) . 
Рафаэль и его "Святое семейство Каниджани", 1505/06
тополь, масло,131 х 107 см
Картина "Святое семейство Каниджани" (Die Heilige Familie aus dem Hause Canigiani, 1505/06) была написана Рафаэлем для алтаря домашней молельни флорентийского купца Доменико Каниджани. Позднее она перешла в собственность семейства Медичи, и в 1691 году стала подарком Великого герцога Тосконы Козимо III по случаю бракосочетания курфюрста Иоганна Вильгельма фон дер Пфальца и его дочери Анны Марии Луизы. То есть той самой девушки, которой Флоренция обязана славой музейной столицы мира. Будучи последней да еще и бездетной представительницей флорентийской ветви семейства Медичи, она оставила все фамильные дворцы и сокровища родному городу без права их продажи. Так Флоренция и превратилась в большой музей! Ну, а "Старой пинакотеке" ее свадьба принесла одно из самых ценных полотен - "Святое семейство Каниджани" работы великого Рафаэля! 
"Святое семейство Каниджани" (фрагмент)
Кстати, в XVIII веке две группы путти, глядящие на Святое семейство с облаков, были закрашены голубой краской и появились обратно только в 1982 году после реставрации, осуществленной Юбером фон Зонненбургом.
"Святое семейство Каниджани" до и после реставрации 1982 года
Нежная и чувственная "Мадонна Темпи"  (Die Madonna Tempi, ок. 1507) была написана в конце пребывания Рафаэля во Флоренции, когда за плечами у художника было почти два десятка различных Мадонн, но именно эта считается "одним из самых красивых изображений Богоматери начала XVI века". Заказчиком картины стало флорентийское семейство Темпи, у потомков которого в 1829 году "после 20-ти лет настоятельных просьб и уговоров, а также повышения цены с 6000 до 16000 Scudi romani" ее, наконец, приобрел король Людвиг I Баварский.
"Мадонна Темпи", Рафаэль, 1507
тополь, масло, 
75,3 x 51,6 см
В 1508 году уже знаменитым художником Рафаэль приехал в Рим и, в том числе благодаря родству с великим архитектором Браманте, стал официальным художником папского двора. Здесь он пишет свои знаменитые станцы ("Станцы Рафаэля", 1508-1511) и шпалеры для "Сикстинской капеллы" (1514, сейчас экспонируются в "Музеях Ватикана"), строит собор Святого Петра, достраивает и расписывает с учениками "Лоджии Рафаэля", при этом не забывая и о своих Мадоннах. В "римский период" он написал около десяти различных вариантов "Богородицы", и среди них ту, что стала визитной карточкой художника - знаменитую "Сикстинскую мадонну" (1512/13, сейчас в "Дрезденской галерее"). Кроме того, Рафаэль был прекрасным портретистом, создателем алтарных полотен и умелым рисовальщиком, а на его надгробье в римском Пантеоне написаны следующие слова: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть".
"Мадонна в шатре" (Madonna della Tenda), Рафаэль, 1513/14
тополь, масло, 65,7 x 51,3 cm
Рядом с "Мадоннами" Рафаэля кураторы музея разместили работу величайшего художника всех времен и народов, знаменитого Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452-1519), который, кстати, оказал немалое влияние на творчество Рафаэля в период его проживания во Флоренции. Несмотря на то, что Людвиг I Баварский был поклонником итальянского Возрождения, он как-то странно обошел вниманием его самого главного представителя, и потому "Старая пинакотека" может похвастать только одной работой этого гениального флорентийца - "Мадонна с гвоздикой" (Madonna mit der Nelke, 1475), случайно купленной в 1889 году. 
Автопортрет Леонардо да Винчи и фрагмент "Мадонны с гвоздикой"
Картина "Мадонна с гвоздикой" была написана молодым Леонардо да Винчи, предположительно, во время обучения в мастерской Андреа Вероккьо и, в отличие от большинства других работ художника, имеет очень запутанную "биографию". Как и когда она попала в семью аптекарей Ветцлер из небольшого городка Гюнсцбург (Бавария) до сих пор точно не известно, но в 1889 году на распродаже имущества Терезы фон Август Ветцлер (сестра аптекаря), подняв цену с 5 до 47,50 марок, ее приобрел местный врач и большой ценитель искусства Альберт Хауг. Причем за эти деньги он купил ее в великолепной оригинальной раме эпохи Возрождения.
"Мадонна с гвоздикой", Леонардо да Винчи, ок. 1475
тополь, масло, 62 х 48,5 см
Понимая, что он приобрел некий итальянский раритет, доктор Хауг обратился за консультацией к профессионалам из "Старой пинакотеки". Там картину изучили и приписали кисти Андреа Вероккьо, после чего Хауг продал ее музею за 800 марок. Причем сделал это совершенно осознанно и добровольно, считая, что в музее полотно сохранится лучше, чем в частной коллекции. Получив средневековую доску, специалисты музея провели ее реставрацию и очистку - тут-то и оказалось, что это вовсе не Вероккьо, а его самый талантливый ученик по имени Леонардо. Ну, а что до Альберта Хауга, то после этого открытия он не изменил своего мнения о том, что картина должна находиться в музее, а музей ходатайствовал о присвоении ему рыцарского ордена Святого Михаила, который он получил из рук принца-регента Леопольда Баварского. Кстати, "Мадонна с гвоздикой" - это единственная картина Леонардо да Винчи в немецком музее, а ее окончательная атрибуция произошла только в 1937/38 годах.
Мадонны Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео и Рафаэля
Следующий на очереди у нас Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510), который тоже представлен в "Старой Пинакотеке" одной единственной, но очень впечатляющей работой - "Оплакивание Христа" (Beweinung Christi), написанной в 1490/95 годах. Автор знаменитых полотен "Весна" и "Рождение Венеры", Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи известный под именем Сандро Боттичелли (прозвище "бочонок" перешло от старшего брата-толстяка) также принадлежал к флорентийской школе. Около пяти лет он обучался живописи в мастерской Филиппо Липпи, а затем перешел в мастерскую Вероккьо, где познакомился с юным Леонардо да Винчи. 
Автопортрет Боттичелли и фрагмент картины "Оплакивание Христа"
К 25 годам он уже обзавелся собственной мастерской, а в 30 лет написал полотно "Поклонение волхвов", которое Вазари оценил, как "величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется". Конечно, мимо такого знаменитого мастера не мог пройти Ватикан, и уже в 1481 году вместе с другими великими флорентийцами Боттичелли приступил к росписи стен Сикстинской капеллы. В 1480-х годах, вернувшись во Флоренцию, Ботичелли проникся идеями неоплатонизма и под из влиянием написал два самых знаменитых своих произведения - "Весна" и "Рождение Венеры". Что же до картины "Оплакивание Христа", то она была написана в уже 1490-е годы, когда живопись Боттичелли резко изменился под влиянием проповедей борца с "флорентийскими пороками" - монаха Джироламо Савонаролы. "Его стиль стал аскетичным, гамма красок более сдержанная, с преобладанием тёмных тонов, а композиции лишены пейзажных или интерьерных фонов".
"Оплакивание Христа", Сандро Боттичелли, 1490/95
тополь, масло, 140 х 209 см, куплена кронпринцем Людвигом в 1814 году
Картины Сандро Боттичелли и Фра Филиппо Липпи в зале музея
На прощание с этим залом нельзя не упомянуть об художнике, который в своей книге "Жизнеописание прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов" (1550) не только впервые рассказал биографии 178 итальянских мастеров эпохи Возрождения и дал оценку некоторым их произведениям, но и определил основные черты известных тогда художественных стилей, заложив таким образом основы такой науки как "Искусствоведение". Речь идет о "ярком представителе тосканского маньеризма", архитекторе и писателе Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 1511-1574), который представлен в "Старой пинакотеке" всего двумя, практически, одинаковыми работами "Святое семейство с мальчиком Иоанном" (Heilige Familie mit dem Johannesknaben, 1540/50).
Джорджо Вазари и две его картины
"Святое семейство с мальчиком Иоанном", 1540/50
тополь, масло, 94 х 73 см и 139 х 106 см
слева - приобретена кронпринцем Людвигом в 1811 году
справа - прибыла из Дюссельдорфской галереи в 1806 году
Не обошлась "Старая пинакотека" и без собственной "Моны Лизы", оригинал которой кисти Леонардо да Винчи (1503/19) можно увидеть в парижском "Лувре". С этой картины в разные времена было написано так много копий, что ими может похвастать практически каждый крупный музей, но самая ценная из них теперь находится в "Прадо" в Мадриде. А вот приобретенная курфюрстом Карлом Теодором мюнхенская "Мона Лиза" (XVII-XVIII), несмотря на высокое качество исполнения, является просто одной из копий неизвестного художника, да еще и с баварским ландшафтом (горы в районе Баден-Вюртемберг) у девушки за спиной. 
"Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", Леонардо да Винчи, 1503/19
слева - оригинал ("Лувр"), справа - копия в "Старой пинакотеке"
XVII-XVIII век, холст, масло, 80,2 х 58,6 см
Кстати, о копии из музея "Прадо". Помню, как она скромно без всякой помпы висела среди других итальянских картин эпохи Возрождения, но все изменилось в 2005 году, когда "Лувр" решил собрать на одной выставке копии "Джоконд" из разных музеев мира. Поскольку "испанку" тоже пригласили на встречу, ее решили отреставрировать, а за одно и просветить рентгеновскими лучами. Тут-то и оказалось, что на ней присутствуют те же исправления, что и на оригинале да Винчи, а это значит, мадридская копия создавалась одновременно с картиной великого Леонардо!
"Джоконда" из музея "Прадо" до и после реставрации
Теперь "Джоконда" является центральным экспонатом "Прадо"!

Зал V: Венецианская живопись XVI века
План-схема залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал V 
Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto, 1480-1556),
Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco / Giorgione, 1477-1510),
Тинторетто (Jacopo Robusti/Jacopo Comin/Tintoretto, 1518-1594),
Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio, 1487/90-1576),
Паоло Веронезе (Paolo Caliari/Veronese, 1528-1588) и другие
Зал V: Венецианская живопись XVI века 
В Зале V можно увидеть картины Тициана, Тинторетто, Веронезе (vazha)
Начнем с крупнейшего художника эпохи Возрождения, чье имя стоит в одном ряду с такими гигантами, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи; самого известного представителя венецианской школы, которому заказывали картины короли, императоры и римские папы; придворного художника могущественного короля Карла V и его сына Филиппа II Габсбурга; графа и рыцаря Золотой шпоры - Божественного Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio, 1487/90-1576), который уже в 30 лет получил официальное звание первого художника Венецианской Республики.  
Картины Тициана в зале музея
Собрание "Старой пинакотеки" насчитывает 18 картин Тициана, при этом только 8 из них принадлежат кисти самого художника, а остальные 10 были написаны в его мастерской или позднее скопированы с его работ. Среди оригинальных картин есть несколько портретов, в том числе портрет "Императора Карла V" (Kaiser Karl V., 1548); авторские версии "Кающейся Марии Магдалены" (Hl. Magdalena als Büßerin) и "Венеры перед зеркалом" (Venus und Cupido mit Spiegel); одно из самых знаменитых его полотен - "Коронование терновым венцом" (Dornenkrönung Christi, ок.1570) и непременная "прекрасная рыжеволосая венецианка" (натурщица и любовница Тициана - Виоланта) на картине "Тщеславие" (Die Eitelkeit der Welt, ок. 1520). 
"Портрет императора Карла V в кресле", Тициан, 1548
(частный портрет, послан в подарок курфюрсту Баварии)
холст, масло, 203,5 х 102 см
Поскольку Тициан часто копировал свои самые популярные сюжеты, в различных музеях мира можно встретить его Данай, кающихся Магдален и Венер с амурами и зеркалами. Вот, например, сюжет с Марией Магдаленой, к которому Тициан впервые обратился в 1531 году, а затем вернулся в середине 1560-х, превратив обнаженную рыжеволосую блудницу в одетую раскаявшуюся грешницу. При этом второй вариант оказался настолько популярен, что с него Тициан написал еще несколько авторских копий, каждый раз меняя только какие-то мелкие детали фигуры девушки или пейзажа. Неизменной оставалась лишь любимая натурщица Виоланта (ранее считалось Джулия Фестина). В 1850 году первый вариант этого полотна, который остался в семье художника, был приобретен Николаем I для музейной коллекции "Эрмитажа", а вот его копии теперь находятся в частных коллекциях и музеях Италии, США и Германии. 
Тициан и две версии "Кающейся Марии Магдалены"
слева - оригинал из "Эрмитажа" (Санкт-Петербург, 1565)
в центре - авторская копия из "Старой пинакотеки"
дата не известна, масло, холст, 125,5 х 93,4 см
Три версии "Кающейся Марии Магдалены", Тициан
Палаццо Питти, Флоренция (1531), 
частная коллекция, 
Национальный музей, Неаполь (1567) 

Не менее популярной оказалась картина "Венера у зеркала" ("Туалет Венеры"), которую Тициан впервые написал, примерно, в 1555 году, а затем скопировал столько раз, что теперь своими "Венерами" могут похвастать музеи Лондона, Кельна, Вашингтона, Венеции, Дрездена и Мюнхена. Правда, считается, что только первая из них была полностью написана Тицианом, а все остальные, включая версию в "Старой пинакотеке", выполнены не без участия его учеников. Не знаю какой по счету была написана картина из Мюнхена (дата не известна), но выглядит она гораздо скромнее первой, которую царь Николай I когда-то купил вместе с "Кающейся Марией Магдалиной", а в 30-е годы большевики продали американскому коллекционеру Эндрю Меллону. Теперь она находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. 
"Венера у зеркала", Тициан
слева - первая версия, справа - картина из "Старой пинакотеки"
холст, масло, 116,5 х 101 см
А вот показанное в этом зале полотно "Коронование терновым венцом", которое Тициан написал спустя 30 лет после первого обращения к этой теме, считается одним из самых значительных произведений, не только в творчестве художника, но и в собрании "Старой пинакотеки". В отличие от находящегося в "Лувре" раннего варианта, в новой картине Тициан "придаёт сюжету больше трагической глубины и открывает красоту познавшей страдание, но несломленной человеческой души". Согласно источникам XVII века картина была найдена в имении Тициана и куплена у его наследников художником Тинторетто, а уже после его смерти в 1594 году продана курфюрсту Баварии Максимилиану I.
"Коронование терновым венцом", Тициан
слева - версия 1542 года, справа - картина из "Старой пинакотеки"
1576, полотно, масло, 280 х 182 см
Ну, и, конечно, коллекция картин Тициана была бы неполной без портрета венецианки Виоланты - "женщины идеальной красоты со светлыми вьющимися волосами нежного золотисто-медного тона, получившего название тициан". В 1515 году она была изображена на целой серии картин художника: "Женщина в зеркале" (Лувр), "Виоланта" и "Девушка в черном платье" (Музей истории искусств Вены), "Флора" (Уффици), "Саломея" (Галерея Дориа Памфили) и, наконец, "Тщеславие" (La Vanita) в "Старой пинакотеке". 
Виоланта на картинах Тициана
"Виоланта" (Вена), "Флора" (Флоренция) и "Тщеславие" (Мюнхен)
В коллекцию курфюрстов Баварии картина "Тщеславие" попала из галереи императора Рудольфа II в Праге и первоначально считалась полотном Сальвиати, потом Пальма-иль-Векьо, Джорджоне и Порденоне, а работой Тициана стала уже в XIX веке. Кстати, именно в зеркале, которое поначалу было пустым, а позднее дополнено монетами, украшениями и служанкой в глубине комнаты, кроется загадка названия этой картины. Как разъясняют всезнающие искусствоведы "чем дольше мы рассматриваем портрет, тем все больше и больше уходим от разглядывания лица красавицы в туманную слепоту зеркала. Там прячется зашифрованное послание Тициана потомкам: "Мы смертны. И никакие богатства и красоты мира не позволят нам купить вечную жизнь"". Надо же! А я вижу только замечательную работу великого мастера и красивую девушку с волосами цвета "тициан"... 
"Тщеславие", Тициан, ок. 1520
холст, масло, 97 х 81,2 см
Картины Джованни Кариани (слева) и Тициана в зале музея
Еще одним знаменитым венецианским художником эпохи Возрождения, чьи картины можно увидеть в Зале V, является Якопо Робусти, более известный под именем Тинторетто (Jacopo Robusti/Tintoretto, 1518-1594). Собрание "Старой пинакотеки" насчитывает довольно большую коллекцию его произведений разных периодов (22 картины, из них 13 кисти художника). При этом традиционно считается, что "самые замечательные картины этого мастера относятся к первой поре его творчества", а достигнув известности Тициана и Веронезе, он "нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени". Я не такой большой знаток Тинторетто, чтобы безошибочно отличить одни от других, так что воспользуюсь мнением специалистов и покажу те работы, которые наверняка составляют гордость его наследия.
Зал V: Картины Тинторетто, Веронезе и Тициана
Кстати, приклоняясь перед талантом Микеланджело и Тициана, Тинторетто написал на стене мастерской девиз своего творчества: "Рисунок — как у Микеланджело, колорит - как у Тициана" и до последних дней старался следовать этому принципу. 
Картины Тинторетто, Веронезе, Тициана и Бассано
Картина "Венера, Вулкан и Марс" (Vulkan überrascht Venus und Mars, ок. 1555) является одной из ранних работ художника, на которой изображен классический сюжет античной мифологии, описанный в "Одиссеи" Гомера. А именно тот момент, когда бог Вулкан уличил свою красавицу-жену Венеру в прелюбодеянии с богом войны Марсом. Традиционно застигнутых врасплох обнаженных любовников изображали лежащими на оскверненном супружеском ложе, а рядом стоял разъяренный Вулкан, но Тинторетто рассказал эту историю совсем по-другому.
Картина "Венера, Вулкан и Марс" работы Тинторетто в зале музея
"В трактовке Тинторетто традиционный мифологический сюжет приобретает новые оттенки, которые выражаются в полном драматизма сопоставлении юной красоты обнаженной Венеры, мирно дремлющего Амура, охваченного ревностью и вожделением разгневанного Вулкана и затаившего дыхание Марса (его голова выглядывает из-под стола), которого вот-вот выдаст собачка". Ну, а на мой взгляд, а я далеко не ханжа, вся эта сцена выглядит на грани пристойности и уж точно не вызывает у меня "улыбку, наталкивая на мысли о неравном браке", хотя искусствоведы считают, что точно должна...
"Венера, Вулкан и Марс", Тинторетто, ок. 1555
холст, масло, 135 х 198 см, куплена в 1925 году
 "Венера, Вулкан и Марс", Тинторетто (фрагмент)
По периметру всего зала в верхнем ряду расположены восемь довольно крупных и мрачных батальных полотен Тинторетто объединенных в так называемый "Цикл Гонзаго" (Der Gonzaga-Zyklus, 1579/80), который считается одним из самых важных исторических циклов XVI века. Инициатором создания этих картин стал герцог Гульельмо I Гонзага, который поручил Тинторетто написать серию из восьми картин для украшения двух залов в его Палаццо Дукале в Мантуе. При этом шесть картин рассказывали о победах различных графов Гонзага в исторических сражениях разных лет, а две остальные о визите в Мантую испанского инфанта (эту картину написал сын Тинторетто - Доменико Робусти) и получении Джованни Франческо I Гонзага титула маркиза Мантуанского. 
Картины из "Цикла Гонзаго" в зале музея
"Цикл Гонзага : Франческо II Гонзага в битве при Таро", Тинторетто
1578/79, холст, масло, 270 х 422 см
Картины из "Цикла Гонзаго" в зале музея
Кроме того собрание "Старой пинакотеки" может похвастать просто огромной (37 работ, в том числе 17 кисти художника) коллекцией еще одного выдающегося итальянского мастера - Паоло Кальяри по прозвищу Веронезе (Paolo Caliari/Veronese, 1528-1588), входившего вместе с Тицианом и Тинторетто в триумвират столпов венецианской живописи XVI века. 
Картины Паоло Веронезе, Якопо Бассано и Тициана
Паоло Веронезе и его "Портрет дамы", ок. 1570
холст, масло, 117,3 х 100,8 см
Картины Тициана и Паоло Веронезе
"Амур с двумя собаками" (Amor mit zwei Hunden), Паоло Веронезе
1575/80, холст, масло, 100 х 134 см
Пересказывать его биографию я не буду, скажу только, что Веронезе относится к важнейшим живописцам венецианской школы, что он известен масштабными полотнами на исторические и мифологические сюжеты, что его работы отличаются "легкостью рисунка и нежным, теплым колоритом", что "в своих изображениях евангельских сцен он своеобразно соединял духовность библейского с современной венецианской роскошью", что как портретист он был близок к манере Тинторетто, но сохранял при этом свой уникальный стиль и что его всегда ценили за "хроматическую красоту палитры, чувственную манеру письма, аристократическую элегантность фигур и великолепие показанных зрелищ". 
"Брак Святой Екатерины", Паоло Веронезе, 1560/65
холст, масло, 121,5 х 100 см, из дворца Шлейсхайм

"Дева Мария с младенцем и донатором", Паоло Веронезе
ок. 1550/1555, холст, масло, 109,5 х 82,7 см
На прощание с залом Венецианской живописи я хочу показать картины еще двух не менее талантливых представителей этой школы - Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto, 1480-1556) и Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco / Giorgione, 1477-1510), которые представлены в собрании "Старой пинакотеки" по одному произведению каждый.
Картины Тинторетто, Лоренцо Лотто и Джорджоне в зале музея
Лоренцо Лотто и фрагмент картины "Мистический брак Св. Екатерины"
Святая Екатерина была прекрасной египтянкой, которая родилась в Александрии в 287 году. Будучи дочерью царя, она была прекрасно образована, знала много языков и изучила творения мудрецов и философов. А когда она стала христианкой, во сне ей явился Иисус Христос, вручил обручальное кольцо и назвал своей невестой. Именно этот популярный у художников библейский сюжет и запечатлен на картине Лоренцо Лотто "Мистический брак Св. Екатерины" (Die mystische Vermählung der hl. Katharina, 1505/08). 
"Мистический брак Св. Екатерины", Лоренцо Лотто
ок. 1505/08, холст, масло, 71,3 х 91,2 см,
из резиденции князя-епископа Вюрцбурга (1804)
"Мистический брак Св. Екатерины" (фрагмент)
Великий Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco / Giorgione, 1477-1510) тоже представлен в экспозиции всего одной к тому же до сих пор окончательно не атрибутированной работой. Это "Портрет молодого человека" (Bildnis eines jungen Mannes, ок. 1510), который только приписывается авторству Джорджоне, а возможно принадлежит кисти Пальма иль Веккьо или Себастьяна дель Пьомбо. Зато доподлинно известно имя изображенного на портрете молодого человека. Это "князь купцов" и глава аугсбургского торгово-кредитного дома Фуггеров - Антон Фуггер, при котором богатство семьи достигло 5 миллионов гульденов (на 1546 год) и стало самым крупным в мире в эту эпоху. Правда, потом он связался с Габсбургами и в 1557 году потерял 4 миллиона из 5-ти... Юноша, конечно, выглядит очень харизматично, но гораздо больше меня восхищает фактура пушистого мягкого меха. Всегда удивляюсь тому, как реалистично мастера прошлого умели передавать фактуры меха, бархата или шелка...
"Портрет молодого человека", Джорджоне, ок. 1510
холст, масло, 69,4 х 53,6 см, из галереи Шлайсхайм
Это, конечно, не все картины большого "венецианского зала", но мы и не ставили цель объять необъятное, а поэтому с легкой душой можем распрощаться с Венецией и отправиться досматривать "итальянцев" в боковые кабинеты 4, 5 и 6.
Панорамное фото Зала V (фото Karl Schultz)

Кабинеты 4-6: Итальянская живопись XV-XVII веков
План-схема залов и кабинетов Верхнего этажа. Кабинеты 4-6
Мастер из Феррары (Ferraresischer Meister/Antonio da Crevalcore (?), 1438‐1525),
Либерале да Верона (Liberale da Verona, ок. 1445-1529),
Франческо Франча (Francesco Francia/Francesco Raibolini, 1450-1517),
Лудовико Маццолино (Ludovico Mazzolino, 1480-1528),
Бенвенуто Тизи "Гарофало" (Benvenuto Tisi Garofalo, 1481-1559),
  Доменико Робусти Тинторетто (Domenico Robusti Tintoretto, 1560-1635),
Содома (Sodoma/Giovanni Antonio Bazzi, 1477-1549) и другие
Кабинет 4: Итальянская живопись XV-XVI веков 
Скажу честно, большинство уведенных здесь картин и имен мне не о чем не говорили. Так что будем знакомиться с ними вместе. Обо всех представленных здесь художниках я, конечно, не расскажу. Их здесь более двух десятков. Так что остановимся на самых интересных и начнем с анонимного художника известного под именем Мастер из Феррары (Ferraresischer Meister), творчество которого представлено картиной "Мария с младенцем и четырьмя святыми" (Maria mit Kind und vier Heiligen, ок. 1480)
"Мария с младенцем и четырьмя святыми", Мастер из Ферарры
ок. 1480, тополь, 43,5 х 44,5 см, куплена королем 
Людвигом I (1842) 
Возможно, этому же мастеру принадлежит и следующее полотно, которое также приписывается художнику из Болоньи Антонио Леонелли или Антонио да Кревалькоре (Antonio da Crevalcore, 1438-1525), работавшему в Ферраре. На довольно скучном по цвету и довольно примитивном по исполнению портрете изображена семья представителя "новой знати" приближенного правителя Феррары - графа Уберто де Сакрати. 
"Семейный портрет" (Familienbildnis)Антонио да Кревалькоре (?)
ок. 1480, холст, масло, 112,3 х 90,8 см, куплен в 1913 году
А вот очень эмоциональная картина "Оплакивание Христа" (Beweinung Christi, ок. 1490) принадлежит кисти итальянского живописца и миниатюриста с очень необычным именем Либерале да Верона (Liberale da Verona, ок. 1445-1529). 
"Оплакивание Христа", Либерале да Верона, ок. 1490
каштан, 133 х 86,5 см, из флорентийских частных фондов (1891)
Наверное, самым распространенным сюжетом европейской живописи времен Средневековья и Возрождения были всевозможные сцены с участие Девы Марии и младенца Христа. В этих кабинетах их можно увидеть в исполнении Франческо Франча (Francesco Francia/Francesco Raibolini, 1450-1517), Пармиджанино (Girolamo Francesco Maria Mazzola/Parmigianino, 1503-1540), Джулио Чезаре Прокаччини (Giulio Cesare Procaccini, 1574-1625), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona/Berrettini, 1596-1669), Содома (Sodoma/Giovanni Antonio Bazzi, 1477-1549) и Людовико Маццолино (Ludovico Mazzolino, 1480 - ок.1530). 
Франческо Франча и две его Мадонны:
"Мария с младенцем и двумя ангелами", ок. 1495, каштан, 63,5 x 48,5 см
"Мария с младенцем и Святыми Себастьяном и Антонием", 71,7 х 55,7 см
Содома и его "Святое семейство", ок. 1510/13
тополь, 71 х 51 см, приобретена в 1836 году
Пьетро да Кортона и его "Отдых на пути в Египет", ок. 1643
медь, 47,7 х 38,9 см, из Мангеймской галереи (1799)
Мадонны одного из самых ярких представителей итальянского маньеризма художника и гравера Франческо Пармиджанино отличаются изяществом, элегантностью и идеальной красотой, а тонкая фактура почти невесомой ткани телесных тонов стала характерной чертой его стиля. Созданная в его характерной манере небольшая работа "Мадонна с младенцем и монахом" (Maria mit Kind und einem Mönch, ок. 1530), предположительно, была предназначена для кельи картезианского монаха, изображенного на заднем плане картины.
"Мадонна с младенцем и монахом", Пармиджанино
ок. 1530, тополь, 27,3 х 21,6 см, 
Людовико Маццолино и его "Святое семейство в пейзаже", 1516
тополь, 62,7 х 48,5 см, из частной коллекции короля Людвига I  
"Мария с младенцем и Святыми Рохом и Ауреей"
Якопо Пальма иль Веккьо, тополь, ок. 1515, 67,6х 92,6 см,
из Дюссельдорфской галереи (1806)
Все шесть картин художника и скульптора болонской школы Джулио Чезаре Прокаччини (Giulio Cesare Procaccini, 1574–1625) из собрания "Старой пинакотеки" тоже посвящены сюжету "Мадонна с младенцем" и выполнены в характерном для него "очень мягком, лиричном, но эмоциональном стиле, который содержит небольшие отголоски маньеризма, с явной тенденцией к раннему барокко". При этом увлеченный скульптурой, Прокаччини "отдавал предпочтение фигурам, которые занимали большую часть пространства его картин и казались монументальными, оставаясь при этом элегантными". 
Джулио Чезаре Прокаччини и две его Мадонны 
слева - "Мария с младенцем и маленьким Иоанном", 1610/13
справа - "Святое семейство", 195,7 х 144,3 см
Картины Прокаччини и да Кортона в Кабинете 6 
Но, как говорится, не мадоннами едиными. Есть в этих кабинетах еще и пара портретов, несколько картин на библейские сюжеты, натюрморт и два небольших тондо, повествующих о рыцаре Танкреде и влюбленной в него Эрминии работы неаполитанского художника Бернардо Каваллино (Bernardo Cavallino,1616-1656). На первом из них изображена встреча Эрминии с пастухами (Erminia bei den Hirten), а на втором - тот момент, когда Эрминия отрезает свои волосы, чтобы перевязать раны возлюбленного Танкреда (Erminia und der verwundete Tancred). 
Два тондо работы Бернардо Каваллино, ок. 1650
"Эрминия у пастухов" и "Эрминия и раненный Танкред"
холст, масло, диаметр 50,2 и 52 см, из Мангеймской галереи (1799) 
На прощание с коллекцией итальянской живописи XV-XVII веков хочу рассказать об истории, изображенной на картине "Святой Мартин делится плащом" (Die Mantel teilung des hl. Martin, 1517/20) художника из Феррары Бенвенуто Тизи  (Benvenuto Tisi Garofalo, 1481-1559) по прозвищу Гарофало ("гвоздика" - цветок на его гербе). Итак, суровой зимой 334 года восемнадцатилетний охранник Мартин встретил у городских ворот Амьена бездомного, который просил хоть какую-то одежду, чтобы согреться. Единственное, чем мог поделиться Мартин, был его плащ и он, не задумываясь, разделил его пополам. После этого он подвергся осмеянию окружающих и даже был арестован за порчу военного имущества, но зато во сне к нему явился Христос в половинке плаща и призвал принять христианство. Кстати, к этому популярному сюжету обращались очень многие известные художники, а Мартин Турский стал одним из самых почитаемых во Франции святых.
"Святой Мартин делится плащом", Гарофало, ок. 1517/20
тополь, масло, 57,2 см, 
из галереи Цвайбрюккен
Поскольку этот пост посвящен картинам итальянских художников XIV-XVIII веков, после боковых Кабинетов 4-6, мы сразу отправимся в Зал под номером Х, где экспонируется итальянская живопись XVII-XVIII веков. 

Зал Х: Итальянская живопись XVII-XVIII веков
План-схема залов и кабинетов Верхнего этажа. Зал Х
Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo, 1696-1770),
Лука Джордано (Luca Giordano, 1634-1705),
Бернардо Строцци (Bernardo Strozzi/il Cappuccino, ок.1581-1644),
Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi Lomi, 1563-1639),
Алессандро Турки (Alessandro Turchi, 1578-1649),
Гвидо Рени (Guido Reni, 1575-1642) и другие
Зал Х: Итальянская живопись XVII-XVIII веков 
Живописец, гравер, декоратор и мастер офорта Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo, 1696-1770) был ярким представителем живописной школы Венеции. Его художественный стиль - это "последний штрих радостного великолепия заката венецианской школы. В нём соединились традиции иллюзорных барочных росписей и утончённый аристократизм итальянского маньеризма, но вместе с этим и религиозная экстатичность, дух контрреформации, так мало подходящие беззаботным венецианцам".
Джованни Баттиста Тьеполо и две его картины:
"Поклонение волхвов" и "Поклонение Троице Святого папы Климента"
Картина на популярный библейский сюжет «Поклонение волхвов» (Die Anbetung der Könige, 1753) была написана Тьеполо для главного алтаря монастырской церкви в Шварцахе во время его пребывания во  Франконии.
Монастырь Шварцах и фрагмент картины "Поклонения волхвов"
1753, холст, масло, 408 х 210,5 см, приобретена в 1804 году
Алтарная картина "Поклонение волхвов" (Тьеполо) в зале музея
"Поклонение Троице Святого папы Климента", Тьеполо (фрагмент)
ок. 1739, холст, масло, 488 х 256 см, приобретена в 1938 году
"Поклонение Троице Святого папы Климента" в зале музея
Не знаю, кто из членов баварского королевского дома так любил живопись неаполитанца Луки Джордано (Luca Giordano, 1634-1705), но его творчество в "Старой пинакотеки" представлено аж 34 работами на исторические и мифологические сюжеты, и в том числе 14 очень колоритных портретов ученых, философов и разных святых. Хотя, если честно, он оставил такое большое наследие, что в мире вряд ли найдется хоть один крупный музей, в котором не нашлось бы десятка его работ.
Три портрета "Циничный философ" работы Луки Джордано, 1650/53
холст, масло, 131 х 103,4 см; 122 х 97 см; 131 х 103 см
из Дюссельдорфской (1806) и Менгеймской (1799) галерей 
Лука Джордано и одна из его картин
"Соломон и царица Савская", ок. 1697
медь, масло, 66,2 х 81,2 см, 
из Цвайбрюккенской галереи (1799)
Написанная на шелке алтарная картина "Успение Марии" (Die Himmelfahrt Mariae, 1638/39) была создана болонским художником Гвидо Рени (Guido Reni, 1575-1642) для главного алтаря церкви Санта-Мария-дельи-Анджоли (Спиламберто, Модена), но из-за финансовых трудностей спустя всего 19 лет после установки картину пришлось продать незнакомцу из Болоньи, а тот в свою очередь перепродал ее представителям Филиппа Вильгельма Пфальцского. Так полотно и попало в Дюссельдорфскую картинную галерею, а затем и в Мюнхен.
Гвидо Рени и его картина "Успение Марии", 1638/39
шелк, масло, 295 х 208 см, из Дюссельдорфской галереи (1806)
"Однажды фригийский сатир Марсий нашел проклятую Афиной флейту и, не зная о проклятии боги­ни, научился играть на ней так прекрасно, что счел себя равным самому Аполлону. Аполлон такой дерзости не стерпел и приказал повесить сатира, живьем содрав с него кожу. При звуках флейты подвешенная у входа в грот кожа Марсия  начинала двигаться, словно танцева­ла, а при звуках кифары, на которой играл Аполлон, замирала...". Хотя Гвидо Рени (Слава Богу!), изобразил самое начало процесса сдирания кожи, его картина "Аполлон сдирает шкуру с Марсия" (Apoll schindet Marsyas, ок. 1633) выглядит очень драматично. Если честно, сцена из двух во всех отношениях контрастных фигур - орущего от боли Марсия и изящно тыкающего в него ножом флегматичного бледнокожего Аполлона - выглядит странно и даже страшно.
"Аполлон сдирает шкуру с Марсия" , Гвидо Рени
 ок. 1633, холст, масло, 223,3 х 169,5 см 
Картины Тьеполо, Луки Джордано и Гвидо Рени в зале музея
А вот две женщины на полотне "Марфа упрекает сестру Марию" (Martha tadelt ihre Schwester Maria, ок.1620) кисти Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi Lomi, 1563-1639) - это не что иное, как популярное в живописи аллегорическое изображение скромности и тщеславия. При этом закутанная в платок Марфа - это воплощение целомудрия и скромности, а сидящая у зеркала Мария Магдалена - это, конечно, разврат и тщеславие, которое требует покаяния. Кстати, в руках у Марии Магдалены мы видим все тот же традиционный атрибут тщеславия, на который  с укором показывает Марфа.
Орацио Джентилески и его версия "Марты и Марии"
ок. 1620, холст, масло, 132,5 х 144,5 см
подарена в 1957 году 
Георгом и Отто Шефер из Швайнфурта
Еще два полотна в этом зале принадлежат кисти итальянского художник раннего Барокко, президента римской художественной академии Святого Луки и члена папской Академии виртуозов, произведения которого украшали коллекции кардиналов Ришельё и Мазарини, штатгальтера Нидерландов Вильгельма III Оранского и короля Франции Людовика XIV - Алессандро Турки по прозванию Л'Орбетто (Alessandro Turchi/L’Orbetto, 1578-1649). 
Алессандро Турки и два его Геракла (Геркулеса)
На первом полотне "Геркулес и Омфала" (Herkules und Omphale, ок. 1620) изображен эпизод из жизни легендарного героя, когда он был продан в рабство лидийской царице Омфале, а она  "по воле богов должна была унижать Геркулеса и, наряжая в женское платье, заставляла прясть со своими служанками. Сама же ходила в шкуре льва, снятой с Геркулеса, и носила его палицу". Закончилось все, конечно, мажорно - они полюбили друг друга и даже родили несколько детей. 
"Геркулес и Омфала", Алессандро Турки, ок. 1620
холст, масло, 
166 x 237 см, из галереи Шлейсхайм
На втором полотне "Геркулес в безумье" (Der rasende Herkules, ок. 1620) изображена сцена из одноименной трагедии Луция Аннея Сенеки Младшего. Если в двух словах, то Геркулес женился на дочери фиванского царя - Мегаре, но пока совершал очередной подвиг, Фивы захватил Лик и начал принуждать его жену к замужеству. Геркулес вернулся и убил его, за что Юнона наслала на него безумие, а он убил жену и детей. 
"Геркулес в безумье", Алессандро Турки, ок. 1620
холст, масло, 166 x 237 см, из галереи Шлейсхайм
На этом, пожалуй, все. Наша прогулка по залам итальянской живописи подошла к концу, и теперь я могу поделиться своими впечатлениями. Не претендуя на роль знатока этого предмета, все же скажу, что несмотря на наличие приличного списка знаменитых имен, в собрании "Старой пинакотеки" они представлены не самыми важными своими работами. Создается такое впечатление, что итальянская коллекция формировалась без особого энтузиазма и до короля Людвига I никого из Виттельсбахов особо не интересовала. Тем не менее в залах мюнхенской "Пинакотеки" можно увидеть и Рафаэля, и да Винчи, и Тициана, так что поклонники итальянской живописи тоже найдут для себя здесь очень много интересного. 
Зал Х: Итальянская живопись XVII-XVIII веков
(фото  fotocommunity.de)
Ну, а мы пока отправимся на небольшой перерыв, 
чтобы с новыми силами приступить к просмотру залов Рубенса и
других европейских художников XVII- XVIII веков

Официальный сайт:  www.pinakothek.de

Некоторые ссылки: 

Пять дней в конце ноября:

День 1-й:
"Прогулка по Нюрнбергу"

День 3-й:

День 4-й:

День 5-й:

Мюнхенские музеи:

2 комментария:

  1. Ирин, да, просматриваю частями, очень впечатляет :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Впереди еще очень много интересного. Пишу, конечно, долго, но хочется сделать компактно и интересно, с хорошими фотографиями, а это занимает много времени.

      Удалить