воскресенье, 5 января 2020 г.

Пять дней в Прибалтике. День 2-й: "Осень в Тракае"

Утро встретило нас запорошенным снегом окном, через которое пробивалось бледное солнце. На улице явно похолодало, но запланированную на этот день поездку мы отменять не стали. Утеплились, натянули капюшоны и пошли на Центральный автовокзал, оттуда в Тракай регулярно ходят автобусы разных компаний (расписание тут). Стоимость билета 2 евро, время в пути от 30 до 50 минут, расстояние - 27 километров.
Утро
Я люблю ездить в Тракай по двум причинам - из-за окружающих его озер (их около 200) и продающихся там караимских пирожков, которые в Литве называют кибинаи. Конечно, пирожки можно попробовать и в Вильнюсе (что я с удовольствием сделала вчера), но в Тракае - на родине литовских караимов, они мне кажутся намного вкуснее.
Итак, примерно через пол часа неутомительного путешествия вдоль густых литовских лесов мы спешились на автобусной остановке "Тракай" и сразу оказалась перед киоском с вожделенными пирожками! С каждой минутой поездка нравилась мне все больше!
Караимские пирожки (кибинаи)
Поскольку все дороги в Тракае ведут в сторону его главной достопримечательности - знаменитого Островного замка, то, прихватив по два теплых пирожка и стаканчику капучино, мы выдвинулись в его направлении. Это примерно километра три. Сначала довольно долго брели по центральной улице Vytauto, а в районе кондитерской AJ Šokoladas, в которую обязательно заглянем на обратном пути, свернули направо в сторону парка у озера Гальве. Такой маршрут я задумала еще в Киеве. Очень хотелось пошуршать осенней листвой с видом на одинокие яхты. Покормить местных уток. Полюбоваться на озера переходящие в высокое северное небо.
Карта достопримечательностей Тракая
Озеро Гальве
А пока мы брели по всей этой красоте, я опять стала добровольным экскурсоводом-просветителем и в двух словах рассказала Вике об истории этого малюсенького, но ужасно древнего и легендарного городка. Если коротко, то до 1940 года он назывался Троки или Новые Троки (Старые еще более древние Троки теперь превратились в соседнюю деревню). Его площадь немного не дотягивает до 12 км² (для сравнения площадь одного только озера Гальве составляет 74 км²), а численность - до 5 тысяч. Впервые он упоминается в летописях в 1377 году, а в 1409 году легендарный литовский князь Витовт предоставил ему Магдебургское право. Он же значительно укрепил местные замки, сделав Троки своей официальной резиденцией, в которой и скончался в 1430 году. Начало было очень многообещающим, но ограниченное озерами средневековое поселение с красивым островным замком объективно не могло вырасти в большой процветающий центр, и к концу XVI века Троки полностью утратили свое былое военно-политическое и экономическое значение. Окончательный крест на некогда процветающем городе был поставлен в середине XVII века во время русско-польской войны, когда разграбленные Троки были сожжены, а оба его замка разрушены. К началу ХХ века замки стояли в руинах, а в городе проживало всего около 3 тысяч человек, из них только 30 литовцев. Основу местного населения составляли поляки, русский и евреи. Следом за ними шли караимы и татары (ок 400 человек), которые переселились в этот озерный край еще в XIV веке и с тех пор сохраняют свои традиции, обычаи и язык. И хотя сейчас их осталось всего около 60 человек, Тракай до сих пор считается одним из важнейших религиозных и культурных центров этого очень малочисленного народа.
Тракай (фото из интернета)
Дорога, по которой мы все это время медленно брели с перерывами на фотографирование, шла по территории Тракайского исторического национального парка, учрежденного в 1991 году. В этот уникальный ансамбль культурного и природного наследия очень гармонично вошли не только местные природные богатства, но и все находящиеся на его территории исторические постройки. В том числе оба средневековых замка - Островной и Полуостровной. Если до Островного нам еще предстояло дойти, то остатки Полуостровного находились прямо здесь за деревьями, но углубляться в парк в поисках полуразваленных башен мы не стали. Ограничились фрагментами каменных стен, которые то и дело попадались по дороге.
Дорога проходит по Тракайскому историческому национальному парку
Дорога идет по самому берегу озера Гальве
Тракайский исторический национальный парк
Остатки древних стен в Тракайском историческом национальном парке
Осень в Тракайском историческом национальном парке
Я, конечно, отдаю должное историческому наследию литовского народа и понимаю, что в Тракае сосредоточено много памятников национального значения, но, как по мне, этот город прежде всего хорош своей природой - потрясающими видами, искрящейся гладью озер, высоченным небом, лодками у причала и, конечно же, замком с идущими к нему деревянными мостами. Причем, стоящий на острове ярко-терракотовый замок в обрамлении деревьев - это тоже неотъемлемая часть здешнего уникального пейзажа.
Лодки на озере Гальве
Яхты на озере Гальве
Вдали за деревьями уже виден Островной замок
Островной замок на озере Гальве
Местные утки
В ожидании вкусного
За деревьями уже показались крыши Островного замка, но тут я увидела машину с яркой рекламой караимских пирожков и поняла, что нам пора заглянуть куда-нибудь "на кофеек". Тем более, что на горизонте нарисовалось очень симпатичное кафе "Маркиз(“Markizas”) с большой открытой террасой. Было заманчиво посидеть за столиком с красивым видом на яхты и замок, но все же очень взяла свое, и мы спрятались во внутренний зал с большими панорамными окнами.
Фирменный автомобиль кафе "Senoji Kibininė"  возле первого моста к Островному замку
Летняя терраса кафе "Маркиз" на берегу озера Гальве
Кафе "Маркиз"
На десерт я взяла традиционный литовский (так мне объяснили) вариант яблочного пирога. Захотелось посмотреть, что в нем такого необычно-литовского, но он оказался очень сладким, малояблочным и каким-то "тяжелым". Картину усугублял шоколад с кокосовой стружкой. Короче говоря, это был самый невкусный яблочный пирог из десятков съеденных мной в разных уголках Европы. А жаль! Нужно было ограничиться беспроигрышными пирожками!
Яблочный пирог
Как-то незаметно прошла первая половина дня, а Островной Замок был все еще не охвачен! Поэтому после кафе мы сразу направились к первому из двух деревянных мостов, соединяющих его с большой землей. Несмотря на то, что мне совсем не хотелось бродить по его залам, мы все же решили посетить расположенный в нем музей истории Трокая и полюбоваться из его окон на окружающие пейзажи. Но не тут-то было. Как говориться - "человек предполагает, а Бог располагает!" Не успели мы подойти к заветному мосту, как получили предложение, которое поставило крест на благородном желании пойти в музей. "Девочки, хотите пройти под парусом в честь закрытия сезона!" "Всего 10 евро!" Слова "девочки, парус и 10 евро" звучали как музыка и уже через пять минут мы радостно натягивали спасательные жилеты и огромные фирменные куртки. Особенно радовалась я, потому что давно мечтала пройти под красивым белым парусом. В сентябре на мой день рождения поездка сорвалась, и вот спустя два месяца такая неожиданная компенсация!
К прогулке готовы!
Несмотря на яркое теплое солнце, прогулка на яхте оказалась слегка экстремальной из-за сильного ветра. Он дул с такой силой, что поднимал на озере довольно заметные волны, по которым парусник несся как бы вприпрыжку. Даже стало немного страшно (глубина озера достигает 14 метров). Но наш бравый капитан объяснил, что на озерах не бывает волн, которые бы могли перекинуть яхту. После этих слов я успокоилась, натянула капюшон поглубже и начала наслаждаться прогулкой.
Наш капитан
Просторы озера Гальве
Местный шторм
Экскурсия продлилась около часа, в течение которого мы лихо колесили между островами озера Гальве. Исследовали берега, любовались парусом и природой, обошли со всех сторон Островной замок и рассказали капитану о том что нового на Украине, потому что там у него  живет родня. В ответ он поведал нам, как живется в Литве, а между тем показал самые красивые ракурсы Островного замка, белоснежное неоклассическое имение графов Тышкевичей на полуострове Ужутракис (Užutrakis Tyszkiewicz Manor, 1895) и впечатляющие просторы озера Гальве. Все 74 км² мы, конечно, не обошли и все острова (их 21) не увидели, но представление о красоте здешних мест получили вполне.
Тракайская осень
Имение графов Тышкевичей на полуострове Ужутракис (Užutrakis Tyszkiewicz Manor, 1895)
Лестница идущая от имения Тышкевичей к озеру Гальве
Силуэт замка на одном из островов озера Гальве
Островной замок мы обошли со всех сторон
Тракайский Островной замок на озере Гальве
Спешились мы возле Островного замка (о нем я рассказывала после предыдущей поездки), но в музей уже не пошли. Просто заглянули во внутренний двор, прогулялись по острову, сделали дежурную фотографию на мосту на фоне замка и отправились в обратный путь.
Из запланированной культурной программы осталось показать Вике улицу с караимскими домами, пообедать в одном из местных ресторанов, заглянуть в сувенирный магазин и выпить кофе в кондитерской AJ Šokoladas. Начали мы с Suvenyra Shop Of Amber (Karaimų g. 43), который первым оказался на нашем пути. В нем было очень много традиционных литовских изделий из шерсти, дерева и янтаря, но поскольку я бродила по нему в гордом одиночестве, хозяйка от скуки зорко следила за каждым моим движением. В таких условиях фотографировать, ничего не покупая, было очень дискомфортно, поэтому я ограничилась только одной фотографией. А жаль! Там было много интересного!
После магазина мы вернулись на Караимскую улицу и буквально через 200 метров увидели очень колоритный ресторан Kybynlar (Karaimų g. 29), в который я хотела заглянуть еще в прошлый приезд. Это традиционный ресторан караимской кухни с соответствующим меню и интерьером. В результате Вика выбрала себе какой-то местный суп, а я опять налопалась пирожков с разными начинками! Ну, люблю я их! Что ж поделать!
Улица Karaimų с домами местных караимов
Дом на Караимской улице (Karaimų)
У входа в ресторан Kybynlar всегда стоит это трио, а еще иногда продается очень вкусный хлеб
Вот теперь кажется мы видели все, что задумали. Можно с чистой совестью идти пить кофе в любимую кондитерскую AJ Šokoladas, а по дороге досматривать культурную программу.

Возвращались домой мы уже на закате, а перед автобусом еще успели заскочить в продовольственный магазин за водичкой. А там такая вкуснота!!!
В Вильнюс мы вернулись уже вечером. Сделали еще один кружочек по центру, чтобы растрясти пирожки, и спать. Завтра у нас ранний автобус в Ригу!

1. Ира, ну очень интересно рассказали.Как будто бы сама там побывала. Я очень люблю Прибалтику, наш Российский северо-запад: Псков, Новгород, Калининград. Природа в этих регионах и странах похожа. Ну обожаю ее, наверно, потому, что родилась в Новгородской области, немножко жила там в детстве, потом приезжала в гости к бабушке и крестной. А сейчас вот ни бабушки, ни крестной... Но зов крови и родной земли неистребим.

2. Еще раз спасибо за интересный рассказ, с нетерпением жду продолжения.

1. Я очень рада, что Вам понравилась моя прогулка. Я тоже очень люблю такие места. Природа там потрясающая. Небо высоченное. Особенно летом. А еще Прибалтика мне напоминает Германию, в которой я родилась. Тоже своеобразный зов крови!