понедельник, 11 июня 2018 г.

Польша-Германия: "Два дня в Берлине. День 2-й"

Утро, подъем, завтрак в соседнем кафе, метро. Погода великолепная. Настроение -  еще лучше! По совету берлинской Анны решили прокатится по городу на двухэтажном автобусе №100. Он вполне может заменить экскурсионный, а стоит как обычный городской. Это первая автобусная линия, которая объединила западную и восточную части города сразу после падения Берлинской стены. Маршрут проходит через центр Берлина и стартует на Александрплатц (Alexanderplatz) на востоке и на остановке Зоологический сад (Zoologischer Garden) на западе. Интервал между автобусами 10 минут. Можно выйти и вернуться на любой остановке. Билет действителен в течение 2-х часов с момента его компостирования. Стоимость - 2,70 евро.
Поскольку мы жили в восточной части города, то, доехав до станции метро "Alexanderplatz", прошли метров 200 до одноименной остановки и, дождавшись автобуса, очень удобно разместились на совершенно пустом втором этаже. Конечно, никакой сопроводительной экскурсии в этом автобусе нет, но нам она не особо была и нужна. Что-то рассказывала Анна, что-то я, а что-то вовремя прихваченный с собой путеводитель.
Итак, поехали!
За время маршрута мы увидели Берлинский кафедральный собор, Музейный остров, бульвар Унтер ден Линден, главное здание университета, Бранденбургские ворота, Рейхстаг, Тиргартен, колонну Победы (Siegesäule), дворец Бельвю, и много чего другого красивого и интересного. Я как всегда много фотографировала и  теперь могу показать наш маршрут в фотографиях с небольшими комментариями к каждой из них.  Первым на нашем пути оказался Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom), который был построен на Музейном острове (парк Lustgarten) в 1894-1905 годах. Он является самым большим и важнейшим евангелическим храмом Германии. На обратном пути мы еще заглянем в него, и я покажу его потрясающий интерьер.
Берлинский кафедральный собор

Дальше достопримечательности посыпались как из рога изобилия.
Бывшая королевская гауптвахта Нойе-Вахе (Neue Wache) была построена в начале XIX века в качестве караульного помещения для охраны дворца. Сейчас это главный немецкий мемориал, посвященный жертвам войн и тирании.
Старый музей (Altes Museum) в глубине парка Люстгартен (Музейный остров). Здание было построено в 1825-1830 годах по проекту Карла Фридриха Шинкеля в стиле неоклассицизма. Сейчас в нем располагается собрание античных произведений искусства.
Берлинский университет носит имя его основателей Вильгельма и Александра фон Гумбольдтов (Humboldt-Universität). Дворец был возведен в 1748-1766 годах для принца Генриха Прусского и передан  Университету в 1810 году. Среди его выпускников - почти тридцать нобелевских лауреатов.
1. Нойе-Вахе 2. Фасад Старого музея и парк Люстгартен.
3. Здание университета и памятникАлександру фон Гумбольдту

Дворцовый мост через реку Шпрее был построен 1821-1824 гг. по проекту Карла Фридриха Шинкеля. Он сменил старый деревянный Собачий мост. Во время войны мост уцелел, но скульптуры с него были сняты еще в 1943 году и находились в Западной Германии вплоть до 1981 года. В 1984 году скульптуры вернулись в Восточный Берлин и были установлены на прежние места. В послевоенное время мост носил имя Маркса и Энгельса, а в 1991 году после объединения двух Германий вновь стал называться Дворцовым. От этого моста начинается одна из самых известных улиц немецкой столицы - бульвар Унтер-ден-Линден, что с немецкого переводится как "под липами". Название бульвару дали липы, которые появились здесь еще в середине XVII века по приказу Великого курфюрста Фридриха Вильгельма I.
Дворцовый мост

А дело было так. Собственно дорога от берлинской крепости (Собачьего моста) до лесо-парка Тиргартен была проложена по приказу курфюрста Иоганна Георга Бранденбургского еще в 1573 году, а семьдесят лет спустя по ней часто ездил поохотиться другой курфюрст Бранденбургский - Фридрих Вильгельм I. Ему то и пришла в голову прекрасная мысль, что проезжать эти полтора километра по тенистой аллее куда приятнее, чем под лучами палящего солнца. В связи с этим был отдан приказ посадить в шесть рядов 1000 лип и 1000 ореховых деревьев от Королевского Замка до Тиргартена. Сказано - сделано! Деревья собирали до 1647 года и весной высадили первые 250. Так было положено начало знаменитого липового бульвара. А сто лет спустя, когда в 1770 году Фридрих II приказал застроить липовую аллею 33 дворцами и домами для зажиточных горожан (для чего было снесено 44 здания), улица преобразилась в элегантный бульвар и получила название Унтер-ден-Линден. Сейчас длина бульвара составляет около 1390 метров, а максимальная ширина - 60 метров.
Липовая аллея, Иоганн Стридбек Младший, 1691 год
Сохранение исторического липового бульвара городские власти считают делом первостепенной важности, поэтому за драгоценными растениями ведется постоянный  кропотливый уход. К корневой системе деревьев проложено много датчиков и труб, которые позволяют считывать состояние растений и поддерживать их в оптимальной здоровой форме. К каждому из них подведена система индивидуальной подкормки и полива. Это связано с тем, что на бульваре высажены липы пяти видов, требующих своего варианта удобрений, лекарств и ухода.
Бульвар Унтер-ден-Линден

Вот мы добрались и до Рейхстага (Reichstag), здание которого было возведено в 1884-1894 годах. Сегодня здесь заседает немецкий парламент. Новый стеклянный купол Рейхстага, созданный во время реконструкции здания после воссоединения Германии по проекту британского архитектора Нормана Фостера, ежедневно посещает до 8 тысяч человек. Прогуливаясь по его окружности можно "с неба" посмотреть на работу немецких слуг народа. Попасть туда можно бесплатно по предварительной записи и при наличии документов. Желающие могут также пообедать в панорамном ресторане Kafer, откуда открывается потрясающий вид на Берлин.
Рейхстаг
Рейхстаг и очередь из желающих подняться на купол

Обогнув знаковые Бранденбургские ворота, о которых я расскажу позднее, мы оказались в западной части Берлина и попали в огромный парк Большой Тиргартен, существующий с XVI века и тоже переполненный достопримечательностями разного вида и значения. Здесь расположены: дворец президента, резиденция канцлера, мемориал погибшим воинам, колонная победы, конгресс-холл, зоопарк и это далеко не все.
Итак, сразу за Бранденбургскими воротами находится Мемориал погибшим советским воинам в Тиргартене (скульпторы Л.Кербель и В.Цигаль). Памятник был торжественно открыт парадом союзнических войск 11 ноября 1945 года. До 1994 года возле памятника стоял торжественный караул,  но после вывода советских войск из Германии, охрану и уход за памятником осуществляют городские власти. Его не видно из окна 100 автобуса, так как он скрыт за деревьями, но при желании, можно спешиться и прогуляться к нему через парк (фотографию я сделала накануне).
Мемориал погибшим советским воинам в Тиргартене

Дальше по курсу была так называемая Беременная устрица ("Schwangere Auster") - конгресс-центр, который был возведен в 1957-1958 годах в традициях стиля "новой вещественности" в рамках международной строительной выставки Interbau. Архитектурный замысел предполагал крышу, имитирующую птицу, расправляющую крылья — как символ свободы (архитектор из Нью-Йорка Хью Стуббинс). Сейчас в нем работает Дом культур мира (Haus der Kulturen der Welt) - центр современного неевропейского искусства в Германии, основанный в 1989 году. На фотографии здание закрыто строительными лесами, а бронзовое нечто в бассейне на переднем плане - это 9-тонная бабочка архитектора Генри Мура... по-моему, эта штука также похожа на бабочку, как крыша - на птицу...
Дом культур мира (Haus der Kulturen der Welt)

Далее мы проехали мимо моста Lutherbrücke, который был построен в 1891-1892 гг., с 1893 года носит имя великого немецкого реформатора Мартина Лютера и расположен рядом с Дворцом Бельвю (Schloss Bellevue) - официальной резиденцией федерального президента Германии. Этот дворец в стиле раннего классицизма был построен на берегу реки Шпрее в 1786 году для одного из прусских принцев. Во время Второй мировой войны он сильно пострадал от пожара, но был восстановлен в 1959 году.
Lutherbrücke

Дворец Бельвю (Schloss Bellevue)

В центе площади Большая Звезда, к которой сходятся пять главных дорог Большого Тиргартена расположена Колонна Победы (Siegessäule, высота 66,89 м) - национальный памятник объединительным войнам Германии (архитектор Генрих Штрак). Он был установлен в 1873 году в память о прусских военных успехах. Скульптуру богини Виктории на вершине триумфальной колонны жители Берлина называют "Золотой Эльзой" (Goldelse). На высоте 50 метров есть смотровая площадка, на которую ведет винтовая лестница из 285 ступенек. Рядом с колонной расположен памятник графу Хельмуту Джеймсу фон Мольтке - немецкому юристу и участнику движения Сопротивления, погибшему в 1945 году.
Мозаики Колонны Победы, фото с сайта holidaygid.ru
Винтовая лестница Колонны Победы, фото с сайта holidaygid.ru

Конечной остановкой маршрута был знаменитый Берлинский зоопарк. Zoologischer Garten Berlin (Зоологический сад Берлина, стоимость билета - 13 евро) - это старейший и крупнейший в Германии, один из крупнейших Европе и 9-й в мире зоопарк, который был открыт в 1844 году на обширной территории парка Тиргартен (35 га) и обладает самой разнообразной коллекцией видов в мире (приблизительно 15 000 животных, 1500 видов). Во время Второй мировой войны большая часть зоопарка была разрушена. Из 3715 животных выжили только 91. После воссоединения Германии началось объединение и двух берлинских зоопарков. Второй его частью стал Tierpark в восточном Берлине, считающийся самым большим ландшафтным зоопарком Европы. Я несколько раз в детстве бывала в Tierpark и до сих пор помню его "необъятные просторы", целые поляны розовых фламинго и крокодилов в павильоне "Тропики", которые сыто лежали на дне засыпанного монетами водоема... Жаль, в этот раз на зоопарк у нас точно не было времени и, ограничившись фотографией хорошо узнаваемого входа - ворот «Элефантентор» (Слоновьи ворота, копия ворот 1899 г), мы пошли в сторону мемориальной церкви Кайзера Вильгельма по прозванию «Полый зуб»... Берлинцы вообще любят давать  всему собственные названия...
Берлинский зоопарк, ворота «Элефантентор»
Берлинский зоопарк

Протестантская Мемориальная церковь (Гедехтнискирхе, архитектор Франц Швехтен, 1891-1895гг) была построена на Breitscheidplatz в неороманском стиле в честь первого германского кайзера Вильгельма I по поручению Вильгельма II  - его внука и по совместительству кайзера... третьего и последнего.
Долгое время она считалась самой высокой церковью Берлина (высота 113 м), но была практически разрушена в результате бомбардировки союзников 23 ноября 1943 года. После войны руины храма хотели снести, но затем решили сохранить, как напоминание об ужасах войны. Остатки 68-метровой башни с колоколом (он звучит каждый час) были сохранены на специально сконструированной платформе. Внутри башни частично сохранились великолепные мозаики, рассказывающие о династии Гогенцоллернов.
В 1961 году архитектор Эгон Айерманн пристроил рядом с руинами новую Гедехтнискирхе прозванную "Синей церковь" за синие стены, состоящие из тысяч специально подсвеченных витражных стекол. Она представляет собой огромный и очень высокий зал, в центре которого над алтарем парит фигура Христа высотой 4,6 метров (автор Карл Хемметер), и если бы я любила хай-тек, всё это меня бы очень впечатлило... но я консерватор, и мне больше по душе остатки мозаик в соседней башне...
Выйдя из церкви, мы отправились на метро Bahnhof Wittenbergplatz, но по дороге притормозили у киоска с аппетитно пахнущими сосисками. Я, как "истинная немка", съела "дежурной набор" (разрезанная по середине мягкая белая булочка, сосиска на выбор, европейская легкая горчица) и получила массу удовольствия, а мои подруги потребовали тарелочки, ножи, вилки и просто поели...
Подкрепившись, мы приступили к реализации следующего пункта культурно-познавательной программы - катанию на прогулочном катере по завиткам реки Шпрее. Для этого спустились в метро, переехали на станцию Berlin Friedrichstraße Station (Вокзал Фридрихштрассе), там взбодрились кофейком и двинули на расположенный в двух шагах речной причал (Am Weidendamm, 1).
Памятник депортированным еврейским детям возле вокзала Фридрихштрассе, точно такой же как в Гданьске

Несмотря на то, что это туристический район, в окрестностях вокзала был перебор грязных, а самое главное агрессивных бомжей... Если честно, я вообще ни в одном европейском городе не видела такого количества совершенно неадекватных бездомных...  Свободный и раскованный город Берлин теперь очень похож на скопище неформалов всех мастей. Не каждая неокрепшая психика выдержит... моя иногда была на грани...
С катером нам повезло. То ли они ходят очень часто, то ли мы вовремя пришли, но буквально через несколько минут мы уже надели наушники и начали знакомиться с городом "с воды" (часовая экскурсия 15 евро, www.sternundkreis.de). Благодаря тому, что Шпрее река не очень широкая, достопримечательности обоих берегов открываются как на ладони. А посмотреть там есть на что. В течение следующего часа мы увидели Кафедральный собор, Музейный остров (остров, на котором собрано 5 главных художественных музеев Берлина), музей ГДР, Рейхстаг с тыльной стороны, новые правительственные здания, супер современный и дорогой Центральный вокзал, резиденцию канцлера, памятники, набережные... Да! Забыла про мосты! Их в Берлине больше, чем в Венеции, и на пути следования катера тоже встречается немало, а некоторые из них такие низкие, что можно буквально дотянуться рукой. А еще было интересно посмотреть, как проводят воскресенье местные жители и "гости столицы". Особенно мне понравились поляны густо уставленные шезлонгами... они разглядывали нас - мы их... и все были очень довольны!
Музей Боде (основан в 1904 году, сейчас собрание скульптуры, византийского искусства и монетный кабинет)
На заднем плане берлинская телевышка

Кафе на набережной

Музей ГДР

Памятник "Три девочки и мальчик" (автор Вилфрид Фитценрайтер, 1988)
Раньше они украшали фонтан, а после его демонтажа - парапет набережной Шпрее (2007)

Набережная Monbijoupark

Для того, чтобы проходить под такими низкими мостами на некоторых катерах капитанскую рубку "складывают", а потом возвращают в исходное положение.
Под мостом Friedrichsbrücke

Дом с мозаикой

Надпись напоминает, что район Николаифиртель известен с 1237 года, а Берлин - город мира

Рейхстаг с тыльной стороны

Архив и здание комиссий Бундестага.
В стеклянном фасаде здания Архива отражается другое знаковое здание, которое находится напротив и соединено с ним изящным мостом. Это Дом Мари Элизабет Людерс - депутата трёх немецких парламентов: в 1919 году – учредительного национального собрания, в 1920-1930 гг. – рейхстага, а в 1953-1961 гг. – бундестага. Здание представляет собой восточное окончание «федеральной ленты», а так как сама «лента» олицетворяет собой воссоединение Западной и Восточной Германии, то это – олицетворение ГДР. Здание построено в 1998-2003 гг. В его нижнем ярусе находится большой зал, в котором сохранена часть проходившей на этом месте берлинской стены. У меня это здание получилось на одной фотографии в виде зеркального отражения, а на другой - небольшого фрагмента (справа). Sorry!
Мост между парламентскими зданиями и кусочек Дома Мари Элизабет Людерс

Здание федеральной службы пресс-конференций
Новое здание Центрального ж/д вокзала
Под мостом "Мольтке" (1891 год)

Мост "Мольтке" (1891 год)

Парк Тиргартен

Набережная перед Домом культур мира

Резиденция канцлера Германии

Солярий напротив Центрального вокзала

Через час в прекрасном настроении и под впечатлением от увиденного мы  выгрузились на сушу и опять оказали на станции Berlin Friedrichstraße. Странная тяга обеих Ань к вокзальным кафе мне была не очень понятна, но спорить было неудобно. В конце концов, сосиска - она и в Африке сосиска! Да, и, справедливости ради, нужно сказать, что ассортимент и обслуживание в этих кафешках были вполне приличные.

Вокзал Фридрихштрассе, бывший КПП на транспорте между Восточным и Западным Берлином.

Передохнув за бутербродом и очередной чашкой кофе, мы отправились дальше. Впереди еще был непочатый край работы. Пора было проведать центральный бульвар Унтер-ден-Линден - это всего три квартала по Фридрихштрассе, а там и до Бранденбургских ворот рукой подать!
Историческое здание "Польская аптека"(1899 г)

Как я уже рассказывала, Унтер-ден-Линден - это один из главных туристических бульваров города, на котором расположена большая часть ключевых достопримечательностей Берлина - Арсенал, Бранденбургские ворота, Берлинская государственная опера, университет имени Гумбольтов, Берлинский кафедральный собор, Дворец Вильгельма I, а также Посольства США, Великобритании и России. Часть из них мы уже видели со второго этажа автобуса, а теперь прогуляемся под липами и рассмотрим их поближе.

Фешенебельный и ужасно дорогой отель «Адло́н Кемпи́нски» — один из самых знаменитых отелей Германии
расположен на Парижской площади рядом с Бранденбургскими воротами

Ну, наконец! Вот и Бранденбургские ворота! Приятно встретиться через 40 лет!!! Теперь я свободно гуляю по площади, а в прошлый раз с замиранием сердца подбежала к шлагбауму, сфотографировалась и назад... а потом еще от папы попало!

1975-2015

Украшенные колесницей богини Победы Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor) безусловно являются одним из главных символов Берлина. Они были построены по приказу немецкого короля Фридриха Вильгельма II в 1789-1791 годах в стиле берлинского классицизма. Высота 26 метров. Архитектор Карл Готтгард Лангганс. Образцом послужили парадные ворота Афинского акрополя.  Это единственные сохранившиеся из 18-ти существовавших городских ворот Берлина, которые к тому же находились точно на берлинской стене образца 1961 года. В 1989 году во время ее разрушения они были частично повреждены - пострадала их знаменитая Квадрига, о которой нужно сказать отдельно. Главным украшением ворот, конечно же, считается установленная наверху шестиметровая Квадрига скульптора Иоганна Готфрида ШадоваЗавоевав Берлин, Наполеон приказал демонтировать колесницу и перевезти её в Париж (1806), но после победы над французами колесницу вернули обратно (1814), а площадь, на которую смотрит Богиня переименовали в Парижскую. После возвращения на родину новое имя получила и сама Богиня.  Первоначально ворота назывались Воротами Мира, так как по задумке автора должны были этот самый мир символизировать. Следовательно, колесницей управляла греческая богиня мира - Ирина (по-немецки Ирэна) с оливковой ветвью в руках, но когда похищенную девушку вернули на родину, решили что отныне она будет символизировать Победу, переименовали ее в Викторию и дали в руки железный крест! Во время Второй мировой войны статуя Ирины-Виктории была полностью уничтожена, но затем восстановлена в первозданном виде по сохранившимся образцам.

Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота и Парижская площадь
Парижская площадь

Погуляв недолго по Парижской площади мы вновь вернулись на бульвар Унтер-ден-Линден и пошли в обратную сторону в направлении Кафедрального собора.

Где-то на Унтер-ден-Линден

Посольство Великобритании охраняется как бункер Гитлера

Посольство России находится на историческом месте со времен Николая I, но первоначальное здание было уничтожено в годы войны. Посольство охранял одинокий скучающий полицейский.

Большой сувенирный магазин. Здесь я приобрела себе брелок-мишку в королевской короне - символ Берлина с 1280 года

Главный берлинский сувенир

На этой повозке мы покататься не успели...
... и на этих дырчиках тоже (на фоне Берлинского университета)

Старая (ранее Королевская) библиотека (1775-1780) на площади Бебеля.

На этой площади 10 мая 1933 года произошло печально известное сожжение 20 тысяч книг.

Напротив площади Бебеля расположена конная статуя короля Пруссии Фридриха Великого (автор Кристиан Даниэль Раух). Он установлен в 1851 году в начале «липовой» части Унтер-ден-Линден. После войны памятник был перенесен в парк Дворца Сан-Суси и вернулся на прежнее место после воссоединения двух Германий. У берлинцев памятник носит ироническое прозвище «Старый Фриц». Рядом с ним перед фасадом Берлинского университета установлен  памятник одному из братьев фон Гумбольдтов - Александру  (скульптор Рейнгольд Бегас, 1883). Именем братьев Александра и Вильгельма фон Гумбольдтов назван старейший из четырех университетов Берлина (1809).

Далее по курсу рядом с Цейхгаузом на набережной Шпрее разместился небольшой художественный рынок с рисунками на асфальте, разным хэндмэйдом и очаровательными шляпками с претензией.

Цейхгауз (арсенал) - старейшее здание на бульваре Унтер-ден-Линден (1695). Сейчас - исторический музей

Воскресный арт-рынок возле Цейхгауза

Оригинальный выставочный зал

Шляпник

А на другом берегу за деревьями парка Люстгартен показался купол Берлинского кафедрального собора. Осталось перейти через небольшой Железный мост (Eiserne Brücke) и вот уже мы на знаменитом Музейном острове. Кстати, этот мост самый старый из сохранившихся в Берлине. Это уже четвертый вариант на этом месте и теперь он вовсе не железный. Название досталось ему от второго предшественника 1796 года издания.
Вид на Берлинский кафедральный собор и парк Люстгартен

Украшение "Железного моста" с вездесущими замками

Музейный остров - рай для любителей искусства во всех его проявлениях. В пяти здешних музеях собраны великолепные коллекции живописи, скульптуры, античных раритетов, нумизматики. Он расположен в северной части острова Шпреинзель на реке Шпрее, и несколько часов назад мы уже восхищались грандиозным видом некоторых его музеев  во время замечательной прогулки на катере. Не буду утомлять пересказыванием путеводителя, скажу только, что давным давно здесь были болота, потом дворец и оранжереи, а их сменили торговые склады. Что же касается музеев, то начало было положено в 1810 году, когда кайзер Фридрих Вильгельм II, памятник которому мы только что видели, повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства». Первым музеем на Музейном острове и одновременно первым публичным музеем Пруссии стал построенный в 1830 году Старый музей. В 1859 году открылся Новый (ранее Прусский королевский) музей, в 1876 году - Старая национальная галерея, в 1904 году - музей Боде (ранее кайзера Фридриха), в  1930 - Пергамский музей. Во время Второй мировой войны все они были разрушены на 70% и полноценно заработали только после объединения двух Германий.
Старый музей (архитектор Карл Фридрих Шинкель, 1830 г), Античное собрание

Старый музей

Старая национальная галерея (1876 г) Собрание скульптуры и живописи XIX века

Кроме созвездия из пяти богатейших музеев на Острове расположен главный собор Берлина - Berliner Dom. Он был построен в 1894-1905 гг по проекту архитектора Юлиуса Рошдорфа как придворная церковь правящего дома Гогенцоллернов и главная церковь прусских протестантов. Стиль барокко... и это видно и во внешнем облике, и отделке интерьера. До войны высота собора составляла 114 метров, но после реконструкции его обрезали до 98-ми. Его "современное" торжественное открытие состоялось в 1993 году. В соборе можно посетить склеп династии Гогенцоллернов и послушать один из лучших органов Германии работы Вильгельма Зауэра. Мы в склеп не спускались, а вот орган и хор послушали. Потрясающие ощущения!!!

Орган работы Вильгельма Зауэра

Еще очень хотелось поваляться на траве парка Люстгартен ("Парк утех"), но... как-нибудь в следующий раз!!! В том или ином виде парк существовал на этом месте с XVI века и к началу XX века выглядел очень помпезно - с двумя фонтанами и конной статей "старого Фрица" посередине, но сейчас ему вернули тот вид, который задумывал первый застройщик Музейного острова архитектор Шенкель - много зелени и фонтан посередине!
Парк Люстгартен, 1900 год
Парк Люстгартен, 2015 год

Наша прогулка по Берлину подошла к концу. Мы опять возвращаемся на Александрплатц, где возле отеля Park inn нас уже ждет автобус в Щецин. По дороге прощаемся с кафедральным собором и корабликами на реке Шпрее. Впереди Красная ратуша и Фонтан "Нептун". Проходим под Телебашней. Над головой на фоне синего неба парит ее огромный шар. Вид сногсшибательный! А у меня окончательно сел не только телефон, но и зарядное! Знаменитые "Часы мирового времени" тоже сфотографировать не удалось. И вот мы на Александрплатц, а там - воскресная ярмарка. Всё вокруг бурлит и веселится, но нам пора выдвигаться домой.

Прогулочные катера на реке Шпрее

Красная ратуша (1861-1869) и какие-то трубы

Фонтан "Нептун" (скульптор Рейнгольд Бегас, 1891 г) напротив красной ратуши - один из красивейших в Берлине

Фонтан "Нептун" (скульптор Рейнгольд Бегас, 1891 г) на фоне церкви Святой Марии (XIII) - самой старой действующей церкви Берлина

Фонтаны у подножья телебашни

Анна уже загрузила наши вещи в автобус, а я подзарядила телефон, чтобы сделать последнее фото... Прощаемся. Обещаем скоро приехать, хотя точно знаем, что вряд ли... Грузимся... По дороге вспоминаем замечательный день... Конечно, два дня в таком городе, как Берлин, это совсем мало... но при желании все-таки кое-что увидеть можно!!! Думаю, мы с задачей справились на все сто!!!
До свидания, Берлин! Спасибо за праздник!

Ветряные мельницы где-то в пути
Вот и закончилось наше двухнедельное путешествие. Мы поздравили подругу с юбилеем, оценили ее дизайнерскую квартиру, побывали в прекрасных польских городах, увидели море, провели два дня в Берлине, получили море удовольствия и в потрясающем настроении завтра полетим домой!

Смотрите продолжение:

Еще немного по теме:

1. Спасибо огромное! С удовольствием попутешествовала с Вами и Вашей компанией! особенное спасибо за Берлин - не была там тысячу лет,столько нового увиделось и столько старого вспомнилось! От всей души желаю Вам новых путешествий!

1. Да! Берлин был прекрасным завершением нашего путешествия Я увидела его совсем новыми глазами!