вторник, 10 января 2023 г.

Мадрид: "Королевский парк El Retiro" (Испания, март-июль 2022, часть 2)

Прямой противоположностью уютному романтичному парку Капричо, о котором я рассказала в предыдущем посте, является одна из главных достопримечательностей Мадрида, бывший придворный парк испанских королей, огромный и пафосный Буэн Ретиро. В 2021 году совместно с Пасео дель Прадо (Paseo del Prado, один из главных бульваров города, на котором расположены музеи Прадо и Тиссен-Борнемиса, фонтаны Нептун и Сибелес, Королевский ботанический сад, знаменитые дворцы и отели) этот парк получил статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
Парк Эль Ретиро с высоты птичьего полета
Вид на Большой пруд и колоннаду с конной статуей короля Альфонсо XII
Французский партер
Основанный в 1630 году Парк Буэн Ретиро (Parque del Buen Retiro, "благое уединение") расположен в самом центре испанской столицы на площади 120 гектаров. На его территории расположено множество прудов, памятников, фонтанов и "капризов", аллеи украшены многочисленными скульптурами, есть розарий, фруктовый сад и традиционный французский партер, по Большому пруду можно покататься на катере или лодках, во дворцах проходят художественные выставки, а в тени деревьев расположены летние кафе. Днем парк заполнен молодежью и туристами, а после работы сюда подтягиваются мадридцы, которые любят прогуляться или побегать по его широким аллеям.
Парк Эль Ретиро с высоты птичьего полета
Схема парка Эль Ретиро
На территории парка произрастает более 19 000 деревьев 167 видов, в том числе шесть экземпляров, включенных в список единичных деревьев Мадридского сообщества. С целью ознакомления с богатой флорой парка Эль Ретиро на его карте "проложена" 8-ми километровая "ботаническая тропа" из 7 фрагментов различной тематики. Один из них посвящен самым старым дорожкам парка, другой проходит по саду Сесилио Родригеса, третий знакомит с Розарием и садом Вивасес, а четвертый приводит к миндальным деревьям во французском саду. Обо всех тропах можно прочитать здесь.
Ботаническая тропа парка Эль Ретиро позволяет увидеть 80 видов деревьев
Схема парка Эль Ретиро
Немного истории:
В 1505 году по приказу королевы Изабеллы I (годы правления 1474–1504) на окраине Мадрида был построен монастырь Святого Иеронима с пристройкой для отдыха и молитв королевской четы. Эта пристройка с прилегающей к ней зеленой зоной получила название Буэн Ретиро, что означает "благое уединение". Пол века спустя правнук Изабеллы I, Филипп II (годы правления 1556–1598), перенес испанский двор в Мадрид и поручил своему архитектору Хуану Баутиста де Толедо расширить Эль Ретиро, проложив в нем удобные аллеи для прогулок. Следующий этап в строительстве парка пришелся на время правления Филиппа IV (1621–1665). В 1620-х годах могущественный фаворит короля граф-герцог Оливарес, подарил ему несколько участков земли в окрестностях Эль Ретиро, и в 1630-х годах там началось строительство загородного дворца Реал Ситио-дель-Буэн-Ретиро с большим садом, ставшим популярным центром отдыха и развлечений испанского королевского двора.
Дворец и сад Буэн Ретиро в XVII веке
Вид на фруктовый сад со скитом Сан-Хуан (правый верхний угол)
В левом углу видны старые ворота Алькалы
Планировка парка, который считается последним великим творением эпохи Возрождения в Испании, была поручена итальянскому инженеру, сценографу и ландшафтному дизайнеру Козимо Лотти, который прославился своей работой над знаменитыми садами Боболи во Флоренции. По задумке автора, главной отличительной чертой нового королевского парка должна была стать вода. И вскоре на его территории появился Большой пруд (El Estanque Grande del Retiro), позволявший "разыгрывать морские сражения и давать грандиозные водные представления" (автором спецэффектов был Лотти), множество "впечатляющих фонтанов в итальянском стиле", а также каналы разной протяженности и ширины.
Королевская лодка на Большом пруду (1820)
Большой пруд был спроектирован в 1634 году Кристобалем де Агилерой
В 1665 году на смену Филиппу IV пришел последний король из рода Габсбургов, болезненный Карл II. Золотой век испанской культуры подошел к концу, страна находилась в глубоком кризисе и уже было не до садов. Правда, именно при Карле II парк Эль Ретиро обзавелся парадными Воротами Филипа IV (названы по имени соседней улицы), построенными в честь прибытия ко двору его первой жены - Марии Луизы Орлеанской.
Барочные Ворота Филипа IV (1680, архитектор Мельчор де Буэрас)
Кстати, первоначально Ворота Филиппа IV находилась на месте нынешнего фонтана Нептун (площадь Canovas del Castillo), поскольку во времена их строительства именно там начинался парк Эль-Ретиро. А вот на свое нынешнее место напротив Касон-дель-Буэн-Ретиро (одно из двух уцелевших зданий дворца Буэн Ретиро) они были перенесены только в 1922 году. Теперь они служат входом во французский партер.
Фонтан Нептун на фоне роскошного отеля Ritz Madrid
 (1786, Вентура Родригес и Хуан Паскуаль де Мена)
Рядом с этим фонтаном громко отмечает свои победы ФК Атлетико Мадрид
Ворота Филипа IV на своем нынешнем месте (вид со стороны партера)
В 1700 году на троне Испании воцарился родоначальник нынешнего испанского королевского дома, правнук Филиппа IV и внук Людовика XIV - французский герцог Филипп Анжуйский, ставший королем Филиппом V (время правления 1700-1724). В это время парк Эль Ретиро, вполне логично, обзавелся классическим французским партером в стиле садов Версаля. 
Традиционный французский партер 
После Филиппа V каждый следующий испанский монарх вносил в обустройство парка Буэн Ретиро свой посильный королевский вклад: во времена правления Фердинанда VI (1746—1759) была создана широкая аллея со статуями королей (Paseo de la Argentina); при Карле III (1759–1788) старый каменный забор заменили на изящную кованную ограду, а при Карле IV (1788–1808) построили Мадридскую астрономическую обсерваторию (1790, архитектор Хуан де Вильянуэва).
Paseo de la Argentina (Пасео-де-ла-Архентина) со статуями королей
Мадридская астрономическая обсерватория (1790, арх. Хуан де Вильянуэва)
В 1808 году главные архитектурные сооружения, беседки и хозяйственные постройки дворца Буэн-Ретиро были почти полностью разрушены французами, которые не пощадили даже эксклюзивные зеленые насаждения. Впоследствии дворец реконструировать не стали (от исторических построек остались только Casón del Buen Retiro - бальный зал, теперь один из филиалов музея Прадо, и Salon de la Reynos - зал для церемоний, теперь Музей армии Испании), чего не скажешь о дворцовом парке, возрождением которого мы обязаны королю Фердинанду VII (годы правления 1808, 1813-1833). При нем на территории появились новые мощеные дорожки, павильоны для отдыха, шикарные цветники и ажурные беседки. 
В Розарии (La Rosaleda) растет около 4000 кустов роз
Последней королевой Испании, владевшей Буэн Ретиро, стала Изабелла II (годы правления 1833-1868), после отречения которой парк был национализирован и открыт для публичного посещения (1869). В 1881-87 годах для проведения выставок на его территории были построены Дворец Веласкеса и Хрустальный дворец с небольшим прудом перед фасадом (архитектор Рикардо Веласкес). Теперь они являются самыми популярными достопримечательностями знаменитого парка.
Хрустальный дворец и пруд перед ним
В первой половине ХХ века на берегу Большого пруда появилось одно из самых узнаваемых сооружений парка Буэн Ретиро - грандиозная колоннада с конной скульптурой короля Альфонсо XII (архитектор Хосе Грасес Риера). К этому же времени относится создание великолепного сада и розария, разбитых по инициативе главного городского садовника Сесилио Родригеса.
Сад Сесилио Родригеса
Розарий
Наш поход в парк Буэн-Ретиро 1 апреля 
К сожалению, за пять месяцев, проведенных в Мадриде, я смогла побывать в этом парке только два раза. Виной всему стала накрывшая город жара (в начале мая уже было за 40) и катастрофическая мадридская парковка. Не буду рассказывать все правила зеленых и синих линий, скажу только, что стоять по периметру парка можно не более четырех часов, и это только в том счастливом случае, если вам повезет найти просвет, огражденный синей линией, где-нибудь у боковых ворот. Нам, как правило, не везло...
Вид на Ворота Филиппа IV с улицы Alfonso XII (западная сторона)
Ворота Алькала (угол улиц Alfonso XII и Alcala)
Одни из пяти сохранившихся ворот Мадрида
Улицa Alcala (южная сторона парка)
Всего по периметру парка (4,5 км) расположено 17 ворот (открыто - 12) и в нашем случае оба раза это были Ворота королевы Мерседес (Puerta de la Reina Mercedes) со стороны Avenida de Menéndez Pelayo (восточная сторона).
Схема ворот парка Буэн Ретиро
Обо всех воротах можно прочитать здесь
Летняя терраса с видом на парк (Avenida de Menéndez Pelayo)
Парковка на Avenida de Menéndez Pelayo (восточная сторона)
Ворота королевы Мерседес (Пуэрта-де-ла-Рейна Мерседес)
Королева-консорт Мария де лас Мерседес была любимой женой Альфонсо XII 

У каждого входа установлены стенды с планом парка
Очень нужная вещь для такой огромной территории
Сразу за Воротами королевы Мерседес начинается аллея Доминиканской республики, которая приводит к площади Гватемалы с памятником генералу Мартинесу Кампосу по середине. Рядом расположена площадь Колумбии, а далее следуют аллеи Чили и Перу. Есть в парке также аллеи Кубы, Аргентины, Сальвадора, Уругвая, Венесуэлы и Парагвая, площади Коста-Рики и Республики Гондурас. Короче, в центре Мадрида собралась практически вся Латинская Америка. Причину такого повышенного интереса к бывшим колониям я так и не нашла. Возможно, это легкая ностальгия по имперскому прошлому.
Памятник генералу Мартинесу Кампосу (1907, скульптор Мариано Бенлиуре)
Он сыграл ключевую роль в восстановлении Бурбонов на испанском престоле в 1874 году
Пасео-де-Чиле (аллея Чили) ведет к колоннаде и Большому пруду
Вид на колоннаду и памятник Альфонсо XII с аллеи Чили
В конце ХIХ века во многих европейских столицах появились пафосные монументы во славу выдающихся местных монархов. Мадрид тоже решил не отставать от модных трендов, и в 1887 году кортесы одобрили возведение памятника умершему двумя годами ранее весьма уважаемому королю Альфонсо XII Умиротворителю. Идею поддержала его вдова, королева-регент Мария Кристина Австрийская, но, как это часто бывает, вскоре проект был положен на полку. Вспомнили о нем только в 1901 году, решив приурочить закладку памятника к шестнадцатилетию нового монарха. В апреле был объявлен национальный конкурс на лучший проект, который выиграл известный испанский архитектор Хосе Грасес Риера, и уже 18 мая 1902 года на следующий день после своей коронации юный король Альфонсо XIII заложил первый камень в основание грандиозного памятника своему отцу. На строительство амбициозного архитектурно-скульптурного комплекса ушло целых двадцать лет, и 6 июня 1922 года все тот же Альфонсо XIII в присутствии всей королевской семьи, наконец, открыл долгожданный Памятник испанской родине в лице Альфонсо XII (официальное название).
Вид на памятник Альфонсо XII со стороны "Большого пруда"
Новый памятник королю Альфонсо XII (Monumento a Alfonso XII) состоял из двух полукруглых мраморных колоннад, очень высокого центрального постамента с конной статуей короля Альфонсо XII и широкой мраморной лестницы, спускающейся к Большому пруду. При этом лестница, постамент и колоннада были украшены многочисленными декоративными элементами и бронзовыми скульптурами, созданными трудами более 20 известных испанских мастеров, включая Мариано Бенллиуре, Хосепа Клара и Матео Инуррию. К сожалению, архитектор Грасес Риера скончался за три года до окончания работ, и после его смерти в 1919 году проект курировал архитектор Теодоро Анасагасти. Этот монумент стал первым в ряду многочисленных памятников, появившихся в парке Буэн Ретиро в течение XX века.
Памятник Альфонсо XII является самым грандиозным объектом Эль Ретиро
Грандиозный комплекс имеет длину 86 метров, высоту 30 метров и ширину 58 метров. В его центре на очень высоком постаменте находится бронзовая конная статуя короля Альфонсо XII, созданная величайшим испанским скульптором Мариано Бенллиуром в 1904 году. Постамент в стиле неоклассицизма украшен многочисленными барельефами и горельефами, восьмью спаренными коринфскими колоннами и скульптурными группами "Мир" (в центре), "Свобода" (слева) и "Прогресс" (справа). 
Высокий постамент венчает конная статуя Альфонсо XII
(1904, скульптор Мариано Бенллиур)  
Постамент украшают скульптурные группы "Мир", "Свобода" и "Прогресс"
Мраморная колоннада из 38 парных колонн (архитектор Педро Эстани)
Полукруглая мраморная колоннада, состоящая из двух галерей по 19 парных ионических колонн, богато украшена многочисленными барельефами и бронзовыми скульптурами: "Армия", "Флот", "Наука", "Искусство", "Сельское хозяйство" и "Промышленность". По бокам от нее установлены парные бронзовые скульптуры "Путти со львом". Кстати, первоначально памятник имел гораздо более пышное убранство в стиле необарокко, но исчезнувшие во время Гражданской войны скульптуры и вазы впоследствии решено было не восстанавливать.
Со стороны парка колоннада также украшена барельефами и скульптурами 
Вид на Пасео-де-Чиле со стороны памятника Альфонсо XII
Скульптура "Искусство" украшает фасад колоннады 
Скульптура "Путти со львом" с левой стороны колоннады
Скульптура "Путти со львом" с правой стороны колоннады
Перед фасадом центрального памятника размещена терраса с балюстрадой и широкая лестница, украшенная четырьмя скульптурами львов. Композицию завершают бронзовые русалки-фонтаны у самой воды. 
Лестницу, идущую к воде, охраняют львы и русалки
Одна из четырех бронзовых русалок
В этот теплый солнечный день вокруг памятника было очень много молодежи. Кто-то сидел на круговой скамейке вокруг колоннады, кто-то у пьедестала, а кто-то на ступеньках мраморной лестницы. Мы тоже поддались искушению и немного понаблюдали за лодками на "Большом пруду". Вики рассказала, что в юности они с друзьями часто приезжали сюда покататься на лодках и обязательно брали с собой пакетики с семечками. Вроде бы это такая веселая мадридская традиция. 
Лодочные прогулки пользуется большой популярностью у мадридцев
Для тех, кто не хочет работать веслами, есть небольшой прогулочный катер
На фото он стоит у пристани, построенной в 1926 году
После Большого пруда мы отправились в сторону Хрустального дворца, а по дороге увидели памятник Сантьяго Рамону-и-Кахалю, один из каналов, фонтан Артишок и Дворец Веласкеса, в который вернемся на обратном пути.
Памятник лауреату Нобелевской премии Сантьяго Рамону-и-Кахалю
На Пасео-де-Венесуэла расположен памятник  из бронзы и гранита, созданный скульптором Викторио Мачо в 1926 году. Он посвящен памяти лауреата Нобелевской премии Сантьяго Рамона-и-Кахаля и известен как один из самых красивых испанских памятников ХХ века. Хотя сам Кахаль этих восторгов не разделял. Все дело в том, что автор изобразил его с полуобнаженным торсом и, увидев себя в таком виде, ученый иронично заметил, что ни перед одним мужчиной никогда не раздевался. С тех пор Кахаль в парк Ретиро больше не приходил.
Кахаль изображен, как античный мыслитель
Один из парковых каналов
Площадь Республики Гондурас у Большого пруда
Фонтан Артишок (1782, проект скульптора Вентуры Родригеса)
Он был перенесен в парк Буэн Ретиро в 1847 году
В основании фонтана расположены Тритон и Нереида со щитом Мадрида
Дворец Веласкеса (1883, архитектор Рикардо Веласкес Боско)
Вдохновлен лондонским Хрустальным дворцом (1851) его мадридский аналог был создан в 1887 году знаменитым испанским архитектором Рикардо Веласкесом Боско в качестве оранжереи для размещения экзотических видов растений, привезенных на Выставку Филиппинских островов. Мадридский Хрустальный дворец считается шедевром испанской архитектуры из стекла и металла.
А вот и знаменитый Хрустальный дворец! 
Цоколь и арки дворца украшены керамической плиткой
Над антрвольтом из майолики размещен очень красивый водосток
Детали фриза из майолики (керамист и художник Даниэль Сулоага) 
Даниэль Сулоага был новатором керамического искусства Испании
Изготовленный ​​в Бильбао чугунный каркас был сконструирован таким образом, чтобы сразу после выставки здание было демонтировано и собрано где-то в другом месте. Однако, Хрустальный дворец оставили в парке Эль Ретиро. Правда, с тех пор он больше никогда не использовался в качестве оранжереи. Теперь дворец принадлежит "Центру искусств королевы Софии" и служит залом для проведения временных выставок.
Интерьер Хрустального дворца - много металла, стекла и света
Высота центрального купола - 22,6 м, боковых нефов - 14,6 м
Для того, чтобы подчеркнуть красоту и изящество Хрустального дворца архитектор Рикардо Веласкес создал перед его фасадом искусственный пруд неправильной формы и небольшой грот на его берегу. Вместе с ныне не существующим Арабским павильоном они образовывали "панорамную ось", которая считалась одним из самых примечательных ландшафтных произведений второй половины XIX века в Испании.
Между двумя террасами расположена лестница, уходящая в воду
Присев на ступеньки, мы с удовольствием покормили уток и огромных рыб
(хлебом любезно поделился мужчина, сидевший по соседству)
Одна из двух симметричных террас с балюстрадой и барочными вазами
Такие фонтаны всегда создают праздничную атмосферу
Болотные кипарисы - главная достопримечательность этого пруда
Вокруг пруда идет живописная дорожка
Вид на пруд с дорожки, идущей через грот 
Еще одной местной достопримечательностью являются черепахи
Их очень любят кормить мадридские дети
Магония падуболистная
Пока еще ласковое апрельское солнце 
С противоположной стороны пруда дворец выглядит особенно эффектно
"Дичи" в испанских парках намного меньше, чем в Голландии
Дорожки парка Буэн Ретиро
Дворец Веласкеса (1881, архитектор Рикардо Веласкес Боско)
В 1881 году министр общественных работ поручил архитектору Рикардо Веласкесу Боско построить центральный павильон для Национальной горной выставки, которая была запланирована на 1883 год. В результате в парке появилось украшенное керамической плиткой здание, получившее название Паласио де Веласкес (Дворец Веласкеса). Во время выставки в нем демонстрировались "технологические инновации горнодобывающей промышленности", а сейчас он также принадлежит "Центру искусств королевы Софии" и служит удобной площадкой для проведения временных выставок современного искусства.  
Оформление Дворца Веласкеса принадлежит братьям Сулоага 
Керамические фризы и панно стали визитной карточкой этого дворца
Подпись авторов керамического декора Дворца Веласкеса -
братьев Диего и Гильермо Сулоага
Неоклассическое здание построено из красного кирпича
Во дворец ведет мраморная лестница, охраняемая крылатыми львами
Во Дворце Веласкеса проходила довольно странная и, к счастью, бесплатная выставка, которая повергла в легкий шок даже такую любительницу современного искусства, как моя подруга. Нас поразили не столько работы из разряда "я художник, я так вижу", сколько весьма необычный способ их презентации - большая часть огромных ярких холстов стопками свисали с мобильных кронштейнов, как ковры в магазине, а некоторые дорожками лежали на полу.... Оказалось, что это фирменный стиль подачи от Вивиан Сутер, в котором заложен глубокий смысл... Какой? Об этом нам растолковали искусствоведы в абзаце ниже.
"Очень плодовитая и самобытная художница Вивиан Сутер (Vivian Suter) работает в студии под открытым небом. В своих картинах она использует всевозможные нетрадиционные материалы: рыбий клей, землю, растительные вещества, вулканический материал, домашнюю краску. Ее картины - это память о пережитом, фиксация очень специфического момента творческого «большого взрыва», понять который можно, только если учесть все особенности ее очень специфического жизненного и креативного контекста. Собранные вместе в едином пространстве, картины Вивиан Сутер заставляют вас чувствовать себя так, словно вы путешествуете где-то в чаще тропического леса, где художница черпает свою энергию и вдохновение. Находясь буквально внутри ее работ, вы словно неизменно скользите от природы к культуре..."
Честно просмотрев все развешанные и разложенные по трем залам полотна, я так и не "попала в тропический лес", и не "проскользила от природы к культуре". На мой субъективный взгляд, нетрадиционное творчество самобытной швейцарско-аргентинской художницы Вивиан Сутер - это бессмысленная грубая мазня, а вот ажурный залитый естественным светом Дворец Веласкеса - это настоящее произведение искусства!
Четыре часа парковки подходили к концу, и нам пора было возвращаться к машине с заходом в кафе на короткий "пит-стоп". Конечно, за столь короткое время я смогла посмотреть только малую часть огромного парка, и впереди у меня непочатый край работы. Ну, что ж! Тем интереснее будет приехать сюда еще не один раз!
Одно из парковых кафе
Все достопримечательности парка снабжены информационными стендами
Апрель - время цветения ирисов
На заднем плане виден Египетский фонтан и терраса "нашего" кафе
Пикники с видом на Большой пруд
Мы опять идем по аллее Чили, но теперь в обратную сторону
 Paseo de Fernan Nuñez - самая широкая аллея парка
Она идет от Мадридских ворот до фонтана Падший ангел возле розария
Платан - одно из самых популярных деревьев Европы
Слева - платаны, справа - огромные магнолии
Дорога домой (Av. de Menéndez Pelayo)
Дорога домой (C. de Alcalá)
Наш поход в парк Буэн-Ретиро 30 мая
В следующий раз мы приехали в Буэн Ретиро два месяца спустя. В Мадриде уже стояла адская жара, и мы наивно надеялись найти там хоть немного желанной прохлады. Но, как говорится, не с нашим счастьем! Широкие аллеи, открытые площади и террасы кафе были похожи на одну большую сковородку, а о тени можно было только мечтать. Зато мы попали на ежегодную Мадридскую книжную ярмарку, где Вики купила долгожданную книгу; дошли до партера; посмотрели на самое старое дерево Мадрида и, несмотря на жару, выпили по холодному коктейлю на террасе у Большого пруда. В таком экстриме это тоже неплохо!
Парковая скульптура в море герани
Начиная с 1967 года в парке Эль Ретиро проводится Мадридская книжная ярмарка (Feria del Libro de Madrid) , которая  становится одним из главных культурных событий весны. Она начинается в последнюю пятницу мая с торжественного открытия в присутствии члена королевской семьи и длится 17 дней, в течении которых в парк Эль Ретиро приезжают тысячи людей, чтобы пройтись среди сотен книжных киосков, подписать книги у любимых писателей или найти самые ожидаемые новинки. 
Первая мадридская книжная ярмарка состоялась в 1933 году 
В 1967 году она переехала в парк Буэн Ретиро
В 2022 году состоялась 81-я Мадридская книжная ярмарка
В 2022 году на ярмарке было представлено 378 киосков и 423 участника
Большой пруд и памятник Альфонсо XII за два месяца не изменились
Тоже самое можно сказать и фонтане Артишок
В такую жару струи фонтана - это самая желанная роскошь
Под листьями артишока спрятались очаровательные путти
За фонтаном Артишок начинается аллея Парагвай
Широкая аллея Парагвай ведет французскому партеру
Подготовка смотровой площадки к летнему сезону
Внизу виден партер, а за ним - сохранившееся здание дворца Буэн Ретиро
Спуск в партер и Фонтан тритонов (1841)
Фонтан тритонов или Фонтан-ракушка (Fuente de la Concha) был построен в 1841 году во время реконструкции парка, проведенной новым садовником Франсиско Вьетом Байесом. 17-ти метровый фонтан встроен в стену смотровой площадки и обрамлен крыльями пандусов, спускающихся с аллеи Парагвай к французскому партеру. Он завершает центральную ось парка Эль Ретиро и составляет ансамбль с двумя симметричными фонтанами Дельфин, встроенными в подпорную стену с двух сторон.
Фонтан тритонов (Франсиско Вьет Байес, 1841)
Партер парка Буэн Ретиро стал первым в Испании садом во французском стиле и единственным реализованным проектом преобразования Королевского сада, порученного королем Филиппом V (1683–1743) французскому архитектору Роберу де Котту (декоратор короля Людовика XIV) и его ученику Рене Карлье. Новый французский партер заменил существовавший на этом месте в XVII веке "итальянский сад" Очавадо, состоявший из 8 покрытых перголами аллей, сходившихся к небольшой центральной площади (от него осталась лишь одноименная площадь недалеко от партера). Дизайн нового партера принадлежал Рене Карлье. Работы над его обустройством начались в 1713 году и продлились два года.
В центре газона видна одна из партерных ваз времен Филиппа V
После того как в 1808-1814 годах французские войска практически полностью уничтожили парк Эль Ретиро, на месте бывшего французского партера решено было разбить фруктовый сад. Но от этой идеи пришлось отказались из-за высоких расходов на его охрану. В результате ограничились "цветущими кустарниками, конскими каштанами и подобными им деревьями для создания приятного внешнего вида без чрезмерных затрат".
Рисунок партера был восстановлен садовником Франсиско Вьета
Исторический рисунок партера был восстановлен в середине XIX века французским садовником Франсиско Вьета по распоряжению королевы Изабеллы II. Ему же принадлежит идея возведения смотровой площадки и подпорной стены с Фонтаном тритонов. А вот свой современный рисунок партер приобрел уже в середине прошлого века, когда были добавлены, лавр, бирючина и другие вечнозеленые растения.
Так выглядят отросшие за весну "кипарисы вечнозеленые"
А так они выглядят после фигурной стрижки
Главными украшениями партера являются симметричные пруды с фонтами Артишок, памятник Хасинто Бенавенте (аллегория театра, 1962, скульптор Викторио Мачо), причудливо постриженные кипарисы и самое старое дерево Мадрида (около 400 лет).
Вид на партер с боковой аллеи
Вид на фонтан Артишок в партере (Fuentes de la Alcachofa del Parterre)
Симметричные фонтаны Артишок относятся ко времени создания партера
Вид на памятник Хасинто Бенавенте в центре партера
Памятник драматургу Хасинто Бенавенте (1962, скульптор Викторио Мачо) 
Боковая аллея партера
Атласский кедр
Считается, что мексиканский кипарис - самое старое дерево Мадрида,
которое было посажено, примерно, в 1632 году

справа и слева - шишки атласского кедра, в центре - самое старое дерево Мадрида
.
После партера мы опять наведались в кафе с видом на Большой пруд
На этом мои прогулки по парку Буэн Ретиро завершились. В планах было еще посещение розария и других красивых уголков, но летом Мадрид накрыла такая жара, что стало уже не до прогулок под открытым небом. Так что пришлось отложить все до "как-нибудь потом"...

Некоторые источники
Схема парка Эль Ретиро
 
Plaza de la Independencia, 7, 28001 Madrid, Испания 
Официальный веб-сайт: madrid.es 
+(34) 914 00 87 40 
Апрель - сентябрь: 06:00 - 00:00 
Октябрь - март: 06:00 - 22:00
Стоимость посещения: бесплатно.

6 комментариев:

  1. Beautiful, thanks for sharing your photos and story.

    ОтветитьУдалить
  2. Столько красоты! Мы совсем немного по этому парку прогулялись, времени было совсем мало.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня планы были грандиозные, но подкосила жуткая жара. Вместо того, чтобы пользоваться моментом и гулять по паркам, сидела дома под кондиционером.

      Удалить
    2. Ну мы-то к жаре привычные, нам было даже немного прохладно :))) Но это была граница между августом и сентябрем :)

      Удалить
    3. Просто в этом году в Испании была аномальная жара. В мае на солнце уже было 45 и ни ветерка. А я вообще не переношу жару ни в каком виде. Становлюсь цвета вареного рака или в испанском варианте - креветки. Меня так Вики называла.

      Удалить