понедельник, 12 августа 2024 г.

Сеговия: "Кафедральный собор" (Catedral de Segovia, Испания, март-июль 2022, часть 15)

"Любой из испанских соборов по древности превосходит собор Сеговии,
многие из них более прославлены и богаты, но нет ни одного столь же прекрасного!
(историк испанского искусства, маркиз Лозоя) 
Вид на кафедральный собор Сеговии с высоты птичьего полета
Если коротко, то кафедральный собор Сеговии (Catedral de Segovia), прозванный за свою элегантность "Дамой соборов" (Dama de las Catedrales), - это последний кафедральный собор в Испании и один из последних в Европе, построенных в стиле поздней (пламенеющей) готики. Он был открыт для богослужения 15 августа 1558 года, но освящен в честь Успения Богородицы и Святого Фрутоса (Catedral de Nuestra Señora de la Asunción y de San Frutos) только в 1789 году. 
Catedral de Segovia был построен в одной из самых высоких точек города
Начиная с XVI века его очертания доминируют в силуэте города Сеговия
Вид на город Сеговия и его кафедральный собор в наши дни
фото с сайта facebook.com кафедрального собора Сеговии
Заложенный в 1525 году по приказу короля Карла I Новый кафедральный собор Сеговии был возведен взамен уничтоженного в 1520 году во время восстания комунерос Старого романского собора Санта-Мария-де-Сеговия (XII век), располагавшегося на месте нынешней площади королевы Виктории Евгении перед Алькасаром. 
Макет Старого собора Санта-Мария-де-Сеговия (XII век), разрушенного в 1520 году 
До 1520 года Старый романский собор (XII век) располагался перед Алькасаром
Для воплощения в жизнь масштабного проекта знаменитого испанского архитектора Хуана Хиля де Онтаньона была выбрана территория старого монастыря Санта-Клара и части еврейского квартала. Строительство проходило в три этапа (1525-1557, 1578-1607 и 1607-1685) под руководством таких известных архитекторов, как Хуан Хиль де Онтаньон, его сын Родриго Хиль де Онтаньон,  Гарсиа де Кубильяс, Родриго де Солар, Диего де Сисниега, Хуан Пескадор, Педро де Брисуэла и Франсиско де Виадеро. Несмотря на то, что Новый кафедральный собор был построен в стиле поздней готики с чертами платереско, в оформлении его многочисленных часовен активно присутствуют элементы неоклассики, эрререско, рококо и барокко.
Вид на кафедральный собор Сеговии с Пласа-Майор (Plaza Mayor)
Кафедральный собор Сеговии имеет три нефа и деамбулаторий, в которых расположена одна Главная и 18 боковых часовен. При этом Главный неф имеет длину 105 м, ширину - 50 м и высоту - 33 м. Интерьер собора украшают: Главный алтарь работы Сабатини с подаренной королем Кастилии Энрике IV скульптурой Богоматери Мира (XIII век); величественный алтарь из мрамора, яшмы и бронзы с ракой Святого Фрутоса; средневековые хоры из Старого романского собора (XV); уникальные "иберийские органы" в стиле барокко (XVIII); выдающийся набор витражей XVI века и богатый декор боковых часовен.
Величественный алтарь из мрамора, яшмы и бронзы с ракой Святого Фрутоса
Первоначально башню собора венчал самый высокий в Испании XVII века (108 метров) готический шпиль из привезенного из Нового Света красного дерева и позолоченного свинца. Он был разрушен молнией в 1614 году и сразу заменен на каменное сооружение в стиле эрререско с полукруглым куполом и эффектными контрфорсами на углах (высота 88 м). 
Так выглядел кафедральный собор Сеговии до 1614 года
Его башня высотой 108 метров была в то время самой высокой в Испании
Этапы трансформации кафедральной башни от 108 до 88 метров
Каменная башня кафедрального собора Сеговии была построена в 1614 году
Вид на кафедральный собор Сеговии и его главный вход Puerta de San Frutos
Моя прогулка под высокими сводами кафедрального собора Сеговии
Главный неф Catedral de Segovia имеет длину 105, ширину - 50 и высоту - 33 метра
Моя экскурсия по кафедральному собору Сеговии началась, как водится, с главного (северного) входа, Puerta de San Frutos (A). Он носит имя покровителя города Сеговия, Святого Фрутоса (отшельник VIII века), фигура которого украшает готический портал XVII века. 
Главный вход - "Ворота Святого Фрутоса" (Puerta de San Frutos, XVII)
Войдя с раскаленной испанским солнцем улицы в прохладу огромного каменного собора, я ощутила себя совершенно счастливой, купила за 4 евро входной билет, изучила висящую у входа схему и, повернув направо, пошла по Евангелийскому нефу (левый неф католических церквей) исследовать его боковые часовни (на плане 1-5). 
Свой рассказ я построю согласно этого плана кафедрального собора Сеговии
Вид на Евангелийский (левый) неф кафедрального собора Сеговии
Первой на моем пути оказалась часовня "Оплакивание Христа" (La Piedad1), которая в 1559 году была пожалована в частную собственность каноннику собора Хуану Родригесу. К сожалению, технические возможности моего телефона не безграничны, поэтому сфотографировать интерьер боковых часовен во всей красе, мне не удалось. Так что буду показывать это богатство по частям или воспользуюсь фотографиями с официального сайта собора. Кстати, перейдя по ссылке под такими фотографиями, можно узнать много интересного о показанных на них достопримечательностях.  
Часовня "Оплакивание Христа" (La Piedad), 1559
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Часовня "Оплакивание Христа" (La Piedad), 1559
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Часовня "Оплакивание Христа" (La Piedad), 1559
Фреска с изображением ангелов и деревянного креста, Сантос Педрилла, 1571
Верхняя часть деревянного резного алтаря, Хуан де Хуни, 1571
Алтарь "Оплакивание Христа", Хуан де Хуни, 1571, часовня La Piedad
Шедевр испанской скульптуры из полихромного дерева
Фрагмент алтаря "Оплакивание Христа", Хуан де Хуни, 1571, часовня La Piedad
Решетку часовни La Piedad венчает изображение Голгофы и четырех апостолов
Она была выкована в 1506 году для Главной часовни Старого романского собора
мастер - брат Франсиско де Саламанка
Следующая по курсу - часовня "Святого Андрея" (La capilla de San Andrés, 2) - была основана в 1620 году канонником и казначеем собора, Андресом де Мадригалом. Украшающий ее высокий трехуровневый алтарь был выполнен по проекту скульптора Педро де Брисуэлы резчиком по дереву Хуаном Имберто в период с 1621 по 1623 год. Золотое покрытие нанесено в 1703 году.
Верхние уровни алтаря часовни "Святого Андрея" (La capilla de San Andrés)
скульптор Педро де Брисуэла, резчик Хуан Имберто, 1621-1623
Фрагмент центральной скульптурной группы "Мученичество Андрея"
резчик по дереву Филипе де Арагон, 1623
Деревянный алтарь часовни "Святого Андрея" (La capilla de San Andrés)
скульптор Педро де Брисуэла, резчики Хуан Имберто и Филипе де Арагон, 1621-1623
золотое покрытие нанесено в 1703 году
Практически все алтари кафедрального собора Сеговии отличаются не только великолепной резьбой, но и богатством парчовых одеяний на скульптурах разнообразных святых. Очень реалистичная имитация внешнего вида роскошной золотой парчи была выполнена в популярной в Испании в период барокко художественной полихромной технике эстофадо (от итальянского слова «stoffa», обозначающего изысканный текстиль). Процесс создания дорогого рисунка происходил следующим образом. Деревянная поверхность статуи покрывалась красной глиной, на которую наносился слой чистого сусального золота. Затем сусальное золото покрывалось краской зеленого, синего, красного, черного и белого цветов, которая после высыхания соскабливалась специальным инструментом в тех местах, где золото должно было снова появиться на поверхности (на фото ниже фигуры святых из разных часовен). 

Нижний уровень алтаря часовни "Святого Андрея" (La capilla de San Andrés)
резчик по дереву Хуан Имберто, 1621-1623
В центральной нише установлена фигура Святого Андрея
резчик по дереву Филипе де Арагон, 1623
Фрагмент алтаря часовни "Святого Андрея" (La capilla de San Andrés)
резчик по дереву Хуан Имберто, 1621-1623
окраска одежды святого выполнена в технике эстофадо
За часовней "Святого Андрея" следует не менее величественная часовня "Святых Космы и Дамиана" (La capilla de San Cosme y San Damián, 3), которая была завершена в 1539 году и первоначально называлась часовней "Распятия". В 1603 году капитул предоставил эту часовню для захоронения протоиерея города Педраса, Дамиана Алонсо дель Беррокаля. По его завещанию часовня была переименована в честь Святых Космы и Дамиана. 
Часовня "Святых Космы и Дамиана" (La capilla de San Cosme y San Damián), 1539
фото с официального сайта Catedral de Segovia 
Установленный в часовне "Святых Космы и Дамиана" позолоченный алтарь с элементами классицизма был создан сеговским мастером Доминго Фернандесом в 1631 году. В том же году другой местный скульптор, Грегорио Фернандес, получил заказ на выполнение двух скульптурных групп - "Святые Косме и Дамиан" и "Непорочное зачатие". Они были установлены в центральных нишах в 1837 году (через год после смерти мастера).
Средний и верхний уровни алтаря часовни "Святых Космы и Дамиана"
В 1687 году 
алтарь был позолочен мастером Диего Лопесом де Монтальво
Фрагмент алтаря часовни "Святых Космы и Дамиана"
В нише второго уровня установлена скульптура "Непорочное зачатие"
мастерская Грегорио Фернандеса, 1637
 Скульптура "Непорочное зачатие", алтарь часовни "Святых Космы и Дамиана"
мастерская Грегорио Фернандеса, 1637
Фрагмент алтаря часовни "Святых Космы и Дамиана"
В центре нижнего уровня установлены фигуры Святых Космы и Дамиана
мастерская Грегорио Фернандеса, 1637
В 1623 году часовня "Святого Григория" (La capilla de San Gregorio, 4) была куплена супругами Аной Мартинес и Алонсо Ньето, которые теперь покоятся в ней. Создание роскошного деревянного алтаря конца XVIII века в стиле барокко приписывается мастеру Хосе Вальехо Виванко. 
 Верхний уровень алтаря в часовне "Святого Григория" (La capilla de San Gregorio)
предположительный резчик по дереву 
Хосе Вальехо Виванко, конец XVIII века
Фрагмент алтаря в часовне "Святого Григория" (La capilla de San Gregorio)
предположительный резчик по дереву 
Хосе Вальехо Виванко, конец XVIII века
Центральная часть алтаря в часовне "Святого Григория" (La capilla de San Gregorio)
предположительный резчик по дереву 
Хосе Вальехо Виванко, конец XVIII века
На центральном полотне изображена "Месса Святого Григория"
Кстати, это тот самый Григорий, который в 1582 году ввел григорианский календарь
Детали резьбы алтаря в часовне "Святого Григория" (La capilla de San Gregorio)
предположительный резчик по дереву Хосе Вальехо Виванко, конец XVIII века
Боковой Евангелийский неф (слева-направо: часовни 4-1)
Одной из самых впечатляющих, на мой взгляд, часовен кафедрального собора Сеговии является часовня "Непорочного зачатия" (La capilla de la Inmaculada Concepción, 5). Она была построена в 1527 году, а богатым декором начала обзаводиться 100 лет спустя, когда Капитул собора заказал ее реконструкцию Хуану дель Рио. 
Часовня "Непорочного зачатия" (Capilla de la Inmaculada Concepción)
фото с официального сайта Catedral de Segovia

Из-за высокой популярности этой часовни ее ограждение имеет сразу три двери
В 1645 году эта часовня была продана губернатору Кадиса и адмиралу флота Ла-Платы на службе короля Фелипе IV, дону Педро Фернандесу де Миньяно-и-Контрерасу, который приобретет ее для семейного пантеона за тысячу серебряных дукатов. В 1647 году для ограждения часовни он заказал уникальную решетку с тремя дверями. Она была изготовлена в мастерской Франсиско Хименеса в Херес-де-ла-Фронтера (Кадис) из красного дерева, привезенного из Нового Света. 
Часовня "Непорочного зачатия" (Capilla de la Inmaculada Concepción)
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Часовня "Непорочного зачатия" (Capilla de la Inmaculada Concepción)
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Верх решетки из красного дерева с геральдическими знаками заказчика
мастер 
Франсиско Хименес, Херес-де-ла-Фронтера / Кадис, 1647
Стены часовни украшает 21 живописное произведение, повествующее о Непорочном зачатии Девы Марии. В трех остроконечных люнетах расположены пары симметричных фресок, написанных темперой. Ряд под ними занимают 9 картин маслом, созданных неизвестным автором в период с 1622 по 1645 год. Нижний ряд составляют 6 больших картин маслом, заказанных Д. Педро Фернандесом в мастерской Сурбарана в Севилье в 1653 году.  Они обрамлены позолоченными гипсовыми рамами в стиле барокко и разделены фресками с растительным рисунком.
Часовня "Непорочного зачатия" (Capilla de la Inmaculada Concepción)
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Фрагмент фрески между картинами нижнего яруса часовни "Непорочного зачатия"
Фрагмент гипсовой рамы, обрамляющей картину нижнего яруса
Часовня "Непорочного зачатия" 
(Capilla de la Inmaculada Concepción)
В 1621 году скульптор короля Филиппа IV, Антонио де Эррера, получил заказ на создание статуи "Непорочного зачатия", и год спустя она была установлена в центральную нишу полихромного деревянного алтаря. Эта скульптура полностью соответствовала модному на тот момент оригиналу, подаренному королевой Маргаритой Австрийской монастырю Дескальсас Реалес в Мадриде, а также наглядно иллюстрировала слова из Откровений Иоанна Богослова: "Великое знамение явилось на небе: жена, окутанная солнцем, под ногами ее луна и на главе ее венец из двенадцати звезд" (12:1-2). 
Центральная скульптура алтаря "Непорочное зачатие", Антонио де Эррера, 1622
«Великое знамение явилось на небе: жена, окутанная солнцем, под ногами ее луна
и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1-2)
Фрагмент скульптуры алтаря "Непорочное зачатие", Антонио де Эррера, 1622
Дракон под ногами Богородицы символизирует царя Ирода
Нижняя часть алтаря часовни "Непорочного зачатия", 1622
Сегодняшнее состояние часовни "Непорочного зачатия" является результатом комплексной реставрации, проведенной в 2001-2002 годах. Стоимость работ, которые включали очистку, фиксацию полихромии и нанесение защитных лаков, составила 195 208,73 евро.
Потолок часовни "Непорочного зачатия" (Capilla de la Inmaculada Concepción), XVI 
Я очень люблю архитектуру готических соборов. Меня восхищает их грандиозный масштаб, уходящие куда-то в небо огромные колонны, высоченные своды, горящие на солнце яркие витражи и резьба средневековых деревянных алтарей. Но больше всего в таких храмах меня восхищают причудливо "сложенные" из множества "ребер" ажурные готические потолки. 
Потолок украшен сложным рисунком из нервюр, "скрепленных" розетками
Скрепленные розетками нервюры (каркасные ребра) были известны в арабской архитектуре с X века, но стилеобразующее значение приобрели в европейской готической архитектуре XII-XVI веков. Со временем они стали не только "самостоятельным конструктивным элементом, служащим для дополнительного укрепления тяжелого свода", но и очень эффектным декоративным элементом, придающим каменным сводам особую легкость и красоту.  
План потолка кафедрального собора Сеговии, Хуан Хиль де Онтаньон, 1525
Оригинальный пергамент хранится в Архиве кафедрального собора
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia  
Нервюрный или веерный свод кафедрального собора Сеговии
Потолок часовни "Оплакивание Христа" (La Piedad)
Схема оригинального плиточного пола, Хуан Хиль де Онтаньон, 1525
Оригинальный пергамент хранится в Архиве кафедрального собора
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia  
Trascoro (6) - пространство центрального нефа, расположенное за хором
 На фотографии виден оригинальный плиточный пол XVI века
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia  
Trascoro (6) - пространство центрального нефа, расположенное за хором  
Вид на часовни San Blas (7) и Cristo Yacente (8)
Напротив часовни "Непорочного зачатия" расположена первая часовня Апостольского нефа (правая сторона католических церквей), посвященная Святому Власию Севастийскому (La capilla de San-Blas, 7), имеющему "особую благодать Божью при врачевании болезней горла". Поскольку она находится рядом с Башней собора (Torre, C), в ней расположен выход на колокольню, а также касса, где можно приобрести необходимый билет (7 евро). При этом следует помнить, что подъем на башню осуществляется только с гидом один раз в полтора часа. Экскурсия, которая включает посещение выставочного зала, квартиры звонаря и колокольни с круговым обзором длится 60 минут. 
Часовня Святого Власия (San Blas)
Справа от алтаря расположен выход на лестницу, ведущую на колокольню
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Ну, и самое главное! Чтобы увидеть все красоты города с высоты птичьего полета нужно, отстояв длинную очередь (в туристический сезон), преодолеть 190 ступенек по узкой винтовой лестнице... да, еще и в ритме группы! Я очень люблю красивые виды со всяких колоколен, но еще больше я не люблю крутые узкие лестницы, поэтому совсем не расстроилась, что опоздала на экскурсию на несколько минут. Ну, а если вы все же планируете осилить этот подъем, советую сразу купить комбинированный билет за 10 евро и внимательно изучить расписание в кассе у входа.
Колокольню кафедрального собора Сеговии можно посетить только с гидом
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia   
Часовня Святого Власия (San Blas), 
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Верхние уровни деревянного алтаря часовни Святого Власия (San Blas)
автор неизвестен, XVI век
В центральной нише установлена фигура Святого Власия в епископском облачении
Нижний уровень алтаря часовни Святого Власия (San Blas), XVI век
В центре изображен распятый евреями 7-летний певчий Санто-Доминго-де-Валь
Он является покровителем детей, имеющих голос для пения в церковных хорах
Над картиной висят вотивные приношения (дары с просьбой об исцелении) 
Вид на хоры (19) со стороны Transcoro (6) и часовни San Blas (7) 
 Часовня "Снятие с креста" (La capilla del Descendimiento) 
или часовня "Лежащего Христа" (La capilla del Cristo Yacente) 
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Открытие часовни "Снятие с креста" после реставрации (фото segoviaudaz.es)
Ее реставрация обошлась в 129 800 евро  
На фотографии хорошо виден масштаб великолепного позолоченного алтаря 
В 1661 году часовня "Снятие с креста" или "Лежащего Христа" (La capilla del Descendimiento/La capilla del Cristo Yacente, 8) была приобретена каноником доном Кристобалем Бернардо де Киросом, герб которого до сих пор украшает настенную роспись напротив алтаря. 
Позолоченный алтарь в стиле барокко в часовне "Снятие с креста"
неизвестный мастер, середина XVII века
По бокам от полотна "Голгофа" расположены фигуры Святых Петра и  Павла
художник Франсиско Камило  
Грандиозный позолоченный алтарь в стиле барокко был выполнен неизвестным сеговийским мастером в середине XVII века. Центральное место на нем занимает полотно "Снятие с креста" (художник Франсиско Камило), по бокам от которого расположены фигуры двух ангелов: один с терновом венцом, другой с платком Вероники.
Позолоченный алтарь в стиле барокко в часовне "Снятие с креста"
неизвестный мастер, середина XVII века
По бокам от полотна "Снятие с креста" расположены фигуры двух ангелов
художник Франсиско Камило 
Полихромная скульптура "Лежащий Христос" (1628 по 1631) - это одно из четырнадцати "абсолютно реалистичных изображений Христа", созданных в мастерской знаменитого испанского скульптора Грегорио Фернандеса "в соответствии с идеологией Контрреформации, предполагавшей максимальное воздействие на чувства истинно верующих католиков". Она была подарена собору епископом Мельчором де Москосо-и-Сандовалем. 
Скульптура "Лежащий Христос", скульптор Грегорио Фернандес, 1628-1631
 Часовня "Снятие с креста" (La capilla del Descendimiento) 
"Перед нами стройное тело длиной 1,91 см и шириной 75 см, выполненное с большим реализмом из полихромного дерева. Для большей достоверности автор использовал стеклянные вставки для глаз, слоновую кость для зубов, бычьи рога для ногтей, смолу для вытекающей из раны крови и кожу для стигматов". Ранее фигура Христа располагалась на нижнем уровне алтаря и являлась логическим завершением его повествования. 
Скульптура "Лежащий Христос", Грегорио Фернандес, 1628-1631
На пьедестале написано: "
Его раны нас исцелили"
 Часовня "Снятие с креста" (La capilla del Descendimiento) 
Скульптура "Лежащий Христос", Грегорио Фернандес, 1628-1631
 Часовня "Снятие с креста" (La capilla del Descendimiento) 
Скульптура "Лежащий Христос", Грегорио Фернандес, 1628-1631
 Часовня "Снятие с креста" (La capilla del Descendimiento) 
Свод часовни "Снятие с креста" (Capilla del Descendimiento) имеет высоту 15 метров
Золотые ключи украшены цветами, а центральный - анаграммой Девы Марии
Часовня "Святой Варвары" (La capilla de Santa Barbara)
Ограждение часовни работы Грегорио де Агирре было установлено ​​в 1741 году 
"Каменный" алтарь часовни "Святой Варвары" (La capilla de Santa Barbara, 9) был изготовлен в XVII веке сеговийским мастером Педро де Брисуэла и в 1788 году покрыт искусственным мрамором "для придания ему вида классического барокко". В центральной нише этого алтаря установлена деревянная полихромная фигура Святой Варвары, изготовленная в конце XVIII века. 
Центральная фигура алтаря часовни "Святой Варвары" (La capilla de Santa Barbara)
Рядом со святой Варварой изображена башня, в которой она была закрыта отцом
Справа от алтаря установлена алебастровая крестильная купель XV века, которую перенесли из Старого романского собора. Восьмигранная чаша на высоком постаменте выполнена неизвестным мастером в стиле  испано-фламандской готики. На ее поверхности расположены фигуры животных, растительные рельефы и герб Кастилии и Леона в окружении гранатов (символ короля Кастилии Энрике IV). С другой стороны от алтаря находится скульптура "Иисус на осле", которая символизирует "Вход Господень в Иерусалим" и участвует в религиозных процессиях в Вербное (пальмовое) воскресенье. Согласно Евангелию, в этот день восседавший на осле Иисус триумфально въехал в Иерусалим под восторженные крики толпы, которая приветствовала его, размахивая пальмовыми ветвями.
Участие скульптуры "Иисус на осле" в процессии в честь Вербного воскресенья
фото со страницы  facebook.com Catedral de Segovia
Купель из часовни "Святой Варвары", мастерская Хуана Гуаса, алебастр, 1472-1474
"Особо ценная чаша" была перевезена из Старого романского собора
Часовня "Святого Иакова" (La capilla de Santiago, 10) была приобретена в 1575 году рыцарем Ордена Сантьяго, казначеем Филиппа II ,Франсиско Гутьерресом де Куэльяром и его женой Томе Бернардо де Кирос. Главный алтарь этой часовни был создан Педро де Болдуке в 1580 году. 
Часовня "Святого Иакова" (La capilla de Santiago), XVI век
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Верхний уровень алтаря часовни "Святого Иакова", Педро де Болдуке, 1580
В центре барочного алтаря находится деревянная фигура Святого Иакова (Сантьяго), выполненная в XVI веке скульптором Орацио Кастеллино и расписанная сусальным золотом в технике эстофадо мастером Антонио Трента. Скульптор Хуан Хименес отвечал за повторное изготовление шляпы, которая пострадала во время транспортировки. По обеим сторонам от фигуры Святого Иакова расположены две картины, приписываемые Алонсо де Эррере: «Призвание Сантьяго» (слева) и «Мученичество Сантьяго» (справа).
Средний уровень алтаря часовни "Святого Иакова", Педро де Болдуке, 1580
Фигура Святого Иакова (Сантьяго), Орацио Кастеллино, XVI век
Роспись сусальным золотом в технике эстофадо, мастер Антонио Трента
Скульптура Святого Иакова (Сантьяго),  Орацио Кастеллино, XVI век
 Роспись сусальным золотом в технике эстофадо, мастер Антонио Трента
Алтарь часовни "Святого Иакова" (La capilla de Santiago)
На барельефе в нижней части алтаря изображен момент перевозки тела апостола Сантьяго на телеге, запряженной волами. Слева от барельефа находится портрет дона Франсиско Гутьерреса де Куэльяра, приписываемый Алонсо Санчесу Коэльо, а справа - его герб.
Нижний уровень алтаря часовни "Святого Иакова, Педро де Болдуке, 1580
Барельеф нижний уровня алтаря часовни "Святого Иакова", Педро де Болдуке, 1580
"Перенос тела апостола Сантьяго на телеге, запряженной волами"
Владелец часовни "Святого Иакова", дон Франсиско Гутьерреса де Куэльяра
Портрет приписывается Алонсо Санчесу Коэльо
Герб владельца часовни "Святого Иакова", дона Франсиско Гутьерреса де Куэльяра
Часовню завершают два других алтаря меньшего размера. Один из них посвящен покровительнице города Сеговия, Деве Фуэнсисле (Virgen de la Fuencisla), фигура которой изображена на центральном картине. Он был создан в XVIII веке и увенчан двумя деревянными скульптурами, олицетворяющими "Надежду" и "Милосердие". Снизу алтарь дополняет обрамленное полотно с вышитым гербом.
Вышитый герб в основании алтаря "Девы Фуэнсислы" (Virgen de la Fuencisla)
Алтарь часовни "Святого Иакова" (La capilla de Santiago)
Второй алтарь приписывается мастеру Вальсека и датируется XVI веком. Он представляет собой трехуровневый аттик, в верхнем ряду которого расположено "Распятие" в обрамлении двух полотен с фигурами Святых Петра и Павла. В отсутствии центрального изображения средний уровень состоит только из двух полотен, посвященных жизни Святых Иокима и Анны. А в нижнем ряду размещены три частично отреставрированных картины с изображениями Святых Люсии, Агеды и Аполонии. Снизу алтарь дополняет обрамленное полотно с вышитым изображением "Агнец Божий на книге с семью печатями".
"Святая Люсия", приписывается мастеру Вальсека, XVI век
Алтарь часовни "Святого Иакова" (La capilla de Santiago)
Вышитое изображение "Агнец Божий на книге с семью печатями"
Дополнение к 
алтарю, который приписывается мастеру Вальсека, XVI век
Алтарь часовни "Святого Иакова" (La capilla de Santiago)
Вышитое изображение "Агнец Божий на книге с семью печатями"
Дополнение к 
алтарю, который приписывается мастеру Вальсека, XVI век
Алтарь часовни "Святого Иакова" (La capilla de Santiago)
 Один из трех витражей, перенесенных из Старого собора, 1484 
Мотив с 12-конечной звездой - символов апостола Иакова
Часовня "Святого Иакова" (La capilla de Santiago), XVI век
Часовня "Святого Иакова" (La capilla de Santiago), XVI век. Процесс реставрации
фото с сайта facebook.com Catedral de Segovia
Великолепный потолок часовни "Святого Иакова" (La capilla de Santiago), XVI век
Самая близкая к Главному алтарю и последняя часовня Апостольского нефа носит название "Кристо-дель-Консуэло" (La capilla del Cristo del Consuelo, 11). В этой часовне находится вход в старинный монастырь, в котором расположены: великолепная галерея, зал Санта-Каталина, зал Капитула, музей гобеленов и литургических украшений, а также недавно открытая экспозиция живописи.
Вид на часовню "Кристо-дель-Консуэло" и вход в монастырь
С левой стороны часовни расположен большой алтарь в стиле барокко. В его центральной нише на фоне пейзажа города-крепости установлено "Распятие Христа", которое было изготовлено в XVII веке и ранее находилось в Иезуитском колледже Сеговии. 
Часовня "Кристо дель Консуэло" (La capilla del Cristo del Consuelo)
Решетка часовни ранее располагалась в хорах Старого романского собора
мастер фра Франсиско де Саламанка, 1508 год 
"Распятие Христа" на фоне города-крепости, XVII век
Скульптура была перенесена из Иезуитского колледжа Сеговии
Часовня "Кристо дель Консуэло" (La capilla del Cristo del Consuelo)
Ведущий в монастырь готический портал из полихромного камня был перенесен в часовню "Кристо-дель-Консуэло" из Старого романского собора. Он был заказан и оплачен королевой Кастилии Изабеллой I в 1483 году. Работу выполнил любимый архитектор королевы, Хуан Гуас. Архитектурная часть портала была завершена в 1486 году. Затем арки были украшены многочисленными фигурами святых работы одного из лучших скульпторов того времени Себастьяна де Альмонасида из Торрихоса. В последний раз оригинальная полихромия ретушировалась Мануэлем де Кинтанилья в 1764 году.
Вход в монастырь. Портал из полихромного камня, Хуан Гуас, 1483
Главным украшением готического портала является скульптура "Пьета"
Часовня "Кристо дель Консуэло" (La capilla del Cristo del Consuelo)
Две стороны полихромного готического портала, Хуан Гуас, 1486
слева - вид со стороны собора, справа - вид со стороны монастыря
Часовня "Кристо дель Консуэло" (La capilla del Cristo del Consuelo)
Вход в монастырь. Готический портал работы Хуана Гуаса, 1483
Он был перенесен из Старого романского собора
Часовня "Кристо дель Консуэло" (La capilla del Cristo del Consuelo) 
Саркофаг епископа Сеговии дона Диего де Коваррубиаса
Часовня "Кристо дель Консуэло" (La capilla del Cristo del Consuelo)
Поскольку возведение Нового кафедрального собора обходилось городской казне в немалые деньги, для сокращения расходов на его строительство решено было использовать пригодные материалы из Старого разрушенного собора. А что до пристроенного к нему монастыря, возведенного в 1471 году архитектором Хуаном Гуасом на деньги короля Кастилии Энрике IV и епископа Сеговии Хуана Ариаса Давилы, то в 1530 году он был "камень за камнем" полностью перенесен на новое место. Грандиозная работа, которой руководил мастер-каменщик Хуан Камперо, до сих пор считается "подвигом, достойным восхищения". 
Монастырь (Claustro, 12) представляет собой квадрат размером 36 на 36 метров с зеленым патио посередине и великолепной галереей из тесаного камня (ширина 5,25 м) по периметру. От внутреннего дворика ее отделяют стены из разделенных колоннами арочных окон (ширина 3,55 м, в одном из них расположена дверь в патио). Особенно эффектно эти окна смотрятся в солнечный день, когда проходящие сквозь них яркие лучи, отпечатывают ажурные узоры на древних каменных стенах и полу. Скажу честно, именно эта галерея в солнечных рисунках всегда первой приходила мне на ум при воспоминании о кафедральном соборе Сеговии (на фотографиях ниже мы с подругой в этой галерее в 2004 году).
Ажурные окна галереи в солнечных лучах
Монастырь кафедрального собора Сеговии
Солнечные лучи отпечатывают красивые узоры на стенах и полу галереи
Монастырь кафедрального собора Сеговии 
В галерее расположено несколько часовен и выставлена всевозможная утварь
Монастырь кафедрального собора Сеговии 
Старинная лавочка в галерее монастыря кафедрального собора Сеговии
Фрагмент старинной лавочки в галерее монастыря кафедрального собора Сеговии
Внутренний двор (патио) монастыря кафедрального собора Сеговии
Фрагмент потолка в галерее монастыря кафедрального собора Сеговии
Замок потолка в галерее монастыря кафедрального собора Сеговии
В настоящее время в монастырской зоне собора расположено четыре публичных экспозиции. Они размещены в зале "Санта-Каталина"  (Sala de Santa Catalina, 13), зале "Капитула" (Sala Capitular, 14), "Зале гобеленов и литургических украшений" (Sala de Tapices y Ornamentos Litúrgicos, 15) и галерее живописи, открытой в 2018 году в помещениях под монастырем (Sala de Pintura Bajo Claustro, D).
Открытие "Галереи живописи под монастырем" (Sala de Pintura Bajo Claustro)
фото с сайта segoviaaldia.es
Часовня "Санта-Каталина" (La capilla de Santa Catalina) - это нижняя часть башни (колокольни) собора. Она была задумана как погребальная часовня и, несмотря на то что спустя пять столетий превратилась в небольшой выставочный зал "Санта-Каталина" (Sala de Santa Catalina13), до сих пор соответствует оригинальному проекту первого архитектора собора Хуана Хиля де Онтаньона (1530). До начала ХХ века эта часовня использовалась для богослужений, но в 1924 году при епископе Сеговии Мануэле Кастро Алонсо превратилась в первый музей собора. До 2016 года в ней экспонировался ценный набор картин, гобеленов, скульптур, литургических украшений, изделий из металла и музыкальных инструментов. После открытия других выставочных помещений в 2019 году, в зале "Санта-Каталина" остались только литургические украшения, шесть фламандских гобеленов из серии "Вердура" (XVII век, мануфактура города Ауденарде), драгоценные инкунабулы (книги, напечатанные до 1501 года) и одежда сына Энрике II, найденная в 2019 году во время проведения реставрационных работ.
Зал "Санта-Каталина"  (Sala de Santa Catalin a)
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Одежда сына короля Энрике II, инфанта дона Педро, погибшего в 1366 году 
Витрина з
ала "Санта-Каталина"  (Sala de Santa Catalina)
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Могила инфанта дона Педро, трагически погибшего в 1366 году в возрасте 10-12 лет
В 1520/22 годах она была перенесена на нынешнее место из Старого собора
фото с сайта  segoviaunbuenplan.com
В центре зала "Санта-Каталина" расположена могила инфанта дона Педро
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Так выглядит первая книга, напечатанная в Испании, и первая - на испанском языке
"Синодал де Агилафуэнте" (Хуан Парикс, 1472 ) хранится в архиве собора Сеговии 
фото со страницы  facebook.com Catedral de Segovia
Первая книга напечатанная в Испании и первая - на испанском языке в закрытом виде
"Синодал де Агилафуэнте" ( Хуан Парикс, 1472) хранится в архиве собора Сеговии
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia
Архив кафедрального собора Сеговии был основан в 1120 году
В нем хранится множество редких документов, книг и партитур
фото со страницы facebook.com 
Catedral de Segovia  
Богатое убранство зала "Капитула" (Sala Capitular, 14), где начиная с XVI века проходили общие собрания членов монашеского ордена, свидетельствует о важности этого помещения в жизни монастыря. Его нарядный кессонный потолок работы Франсиско Лопеса (конец XVI века) покрыт первым золотом, привезенным из Нового Света. На стене напротив двери висит большой балдахин, под которым расположены епископское креслом XVI века и "Распятие", завещанное монастырю епископом Сеговии доном Андресом Пачеко (приписывается скульптору Хуану де Солису, XVI век). В простенке между входными дверями расположен алтарь в стиле классического барокко работы Хосе Ортего (1743) с фигурой Девы Марии работы валенсийского скульптора Хосе Эстеве-и-Боне (1774). 
Над епископским креслом (XVI) висит "Распятие" работы Хуана де Солиса (?), XVI
На полу зала "Капитула" лежит турецкий ковер ручной работы (9 х 6 м) 
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Алтарь (Хосе Ортего, 1743) с фигурой Девы Марии (Хосе Эстеве-и-Боне, 1774)  
З
ал "Капитула" (Sala Capitular) монастыря кафедрального собора Сеговии
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia 
Изящные серебряные информационные таблички, XVIII век
Зал "Капитула" (Sala Capitular) монастыря кафедрального собора Сеговии 
Позолоченный кессонный потолок, мастер Франсиско Лопес, XVI век
Зал "Капитула" (Sala Capitular) монастыря кафедрального собора Сеговии
Позолоченный кессонный потолок, мастер Франсиско Лопес, XVI век
Зал "Капитула" (Sala Capitular) монастыря кафедрального собора Сеговии
По периметру зала "Капитула" размещены одиннадцать прекрасно сохранившихся гобеленов из серии "Зенобия, царица Пальмиры" (ткач Герарт Пиманс, Брюссель, XVII век, длина 43,53 м). Она повествует о жизни царицы Зенобии, получившей широкую популярность благодаря роману Кальдерона "Великая Зенобия" (1636). Эта серия, созданная на основе картонов фламандского художника Юстуса Ван Эгмонта (ученик Рубенса), была заказана купцом Анверсом Франко Мендесом де Кастро 23 января 1676 года. При этом ткач Герарт Пиманс пообещал заказчику использовать в работе "самый дорогой шелк и шерсть" и "самые яркие, самые блестящие цвета". В собрание монастыря драгоценные фламандские гобелены попали благодаря завещанию каноника собора Д. Антонио Айала Бергансы. 
Фламандские гобелены из серии "Зенобия, царица Пальмиры", XVII век
Все полотна обрамлены одинаковыми рамами - 54 см по бокам/сверху и 24 см снизу
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Первая часть этой серии посвящена Зенобии и ее супругу царю Оденату, который вопреки традициям того времени завещал трон своей жене. Во второй части, которая повествует о противостоянии Зенобии Римской империи, на гобеленах появляется император Аврелиан. Здесь воссоздана осада Пальмиры, взятие Зенобии в плен и разрушение города Пальмира (273 год н.э., вновь открыт в XVII веке).
Фламандский гобелен из серии "Зенобия, царица Пальмиры",
"Ранение Аврелиана", 
 Герарт Пиманс, XVII век, 5,2 м
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Фрагмент гобелена "Ранение Аврелиана", серия "Зенобия, царица Пальмиры"
Герарт Пиманс, Бельгия, 
XVII век
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Фрагмент гобелена "Ранение Аврелиана", серия "Зенобия, царица Пальмиры"
Герарт Пиманс, Бельгия, 
XVII век
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Два фамандских гобелена из серии "Зенобия, царица Пальмиры"
"Охота Зенобии" (3,82 х 3,93 м) и "Зенобия во главе своей армии"
Герарт Пиманс, Бельгия, XVII век
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Фламандские гобелены из серии "Зенобия, царица Пальмиры", XVII век
"Зенобия отдает Аврелиану ключи от города" или "Убийство собаки" (слева)
Герарт Пиманс, Бельгия, XVII век
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Фламандские гобелены из серии "Зенобия, царица Пальмиры"
"Свадебный пир Зенобии и Одената", 
Герарт Пиманс, Бельгия, XVII век, 6,21 м
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Фрагмент гобелена "Свадебный пир Зенобии и Одената"
Серия "Зенобия, царица Пальмиры", Герарт Пиманс, Бельгия, XVII век
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Фламандские гобелены из серии "Зенобия, царица Пальмиры" 
"Пленение Зенобии", 
Герарт Пиманс, Бельгия, XVII век
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
Фрагмент гобелена "Пленение Зенобии"
 Серия "Зенобия, царица Пальмиры", Герарт Пиманс, Бельгия, XVII век
Зал "Капитула" монастыря кафедрального собора Сеговии
В бывшей библиотеке над залом "Капитула" расположен "Зал гобеленов и литургических украшений" (Sala de Tapices y Ornamentos Litúrgicos, 15), открытый в 2017 году. Туда ведет красивая каменная лестница (1555), рядом с которой расположен интересный подсвечник - полихромный деревянный ствол обвитый змеей с головой женщины. Эта любопытная работа приписывается резчику Хуану Родригесу (1516).
Гобелен на лестнице, ведущей в бывшую библиотеку над залом "Капитула"
"Зенобия участвует в триумфе Аврелиана"
 Серия "Зенобия, царица Пальмиры", Герарт Пиманс, Бельгия, XVII век
Монастырь кафедрального собора Сеговии
"Зенобия участвует в триумфе Аврелиана", мануфактура Ван Зойнен, Брюссель 
 Серия "Зенобия, царица Пальмиры", Герарт Пиманс, Бельгия, XVII век, 6,41 м
Монастырь кафедрального собора Сеговии
Над залом "Капитула" расположено помещение бывшей библиотеки, построенное во второй половине XVI века под руководством мастера-каменщика Гарсии де Кубильяса. С 2017 года в нем расположен "Зал гобеленов и литургических украшений" (Sala de Tapices y Ornamentos Litúrgicos15), в котором экспонируется серия фламандских гобеленов "Планеты" и комплекты роскошного литургического облачения для торжественных церемоний (XV-XVI).
"Зал гобеленов и литургических украшений" (Sala de Tapices y Ornamentos Litúrgicos)
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Фрагменты епископского облачения Фадрике Португальского, XVI век
вышивка - шерсть, шелк и золотая нить 
"Зал гобеленов и литургических украшений" кафедрального собора Сеговии 
  
Облачение епископа Сеговии Хуана Ариаса Давила, XV век
Мантия украшена вертикальной вставкой с богатым золотым шитьем
"Зал гобеленов и литургических украшений" кафедрального собора Сеговии

Серия фламандских гобеленов "Планеты" состоит из семи относительно небольших шелково-шерстяных полотен ("Солнце", "Венера", "Марс", "Луна", "Юпитер", "Меркурий" и "Сатурн"), созданных во второй половине XVII века в Брюсселе на мануфактуре Якоба ван Зойнена по картонам Антона Саллаерта.   
Гобелены "Марс" и "Венера" из серии "Планеты", Брюссель, XVII век
"Зал гобеленов и литургических украшений" кафедрального собора Сеговии
Гобелены "Меркурий" и "Юпитер" из серии "Планеты", Брюссель, XVII век
"Зал гобеленов и литургических украшений" кафедрального собора Сеговии
Гобелены "Солнце" и "Луна" из серии "Планеты", Брюссель, XVII век
 "Зал гобеленов и литургических украшений" кафедрального собора Сеговии
Гобелен "Сатурн" из серии "Планеты", Брюссель, XVII век
"Зал гобеленов и литургических украшений" кафедрального собора Сеговии
Нервюрный потолок "Зала гобеленов и литургических украшений"
Ионастырь кафедрального собора Сеговии 
Большое подземное помещение с усиленным сводом было построено под монастырем в 1530 году для преодоления неровности рельефа. Спустя пять веков Капитул собора решил использовать это пространство для размещения художественной галереи. Правда, для этого понадобилось частично демонтировать древний фундамент. Работы начались в 1995 году и с переменным успехом длились до 2018 года, когда состоялось долгожданное открытие важнейшего выставочного зала собора - "Галереи живописи под монастырем" (Sala de Pintura Bajo Claustro, 16).
"Галерея живописи под монастырем" (Sala de Pintura Bajo Claustro)
фотография с официального сайта Catedral de Segovia
В нескольких залах общей площадью 405 м² экспонируется сорок два фламандских и кастильских живописных произведения, "имеющих высокую художественную и религиозную ценность". Фотографировать внутри нельзя, так что пришлось ограничиться фотографиями с официального сайта собора и найденными на просторах интернета.
"Галерея живописи под монастырем" (Sala de Pintura Bajo Claustro)
фотография с официального сайта Catedral de Segovia
Главный шедевр музея - триптих "Снятие с креста"
фламандский художник Амброзиус Бенсон, 1532-1536
"Христос и самаритянка", автор неизвестен, стекло, масло, конец XVII века
фото с сайта facebook.com Catedral de Segovia 
Триптих в технике гризайль "Непорочное зачатие", анонимный автор, ок. 1588 года
"
Галерея живописи под монастырем" (Sala de Pintura Bajo Claustro)
фотография с официального сайта Catedral de Segovia

"Галерея живописи под монастырем" (Sala de Pintura Bajo Claustro)
фотография с официального сайта Catedral de Segovia
"Не трогайте меня", Питер ван Линт, 1640, медь, масло
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia
Осмотрев все экспозиции монастыря и еще раз прогулявшись по залитой солнцем галерее, я вернулась в здание собора. Оставалось собрать все силы в кулак и осмотреть 9 часовен (21-29), хоры (19) и Главный алтарь (20)!!!
Вид на потолок Главного нефа кафедрального собора Сеговии
Вид на потолок Главного нефа кафедрального собора Сеговии
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia
В 1782 году Капитул собора Сеговии решил отремонтировать старые хоры и украсить их замечательным мраморным алтарем, спроектированным в 1758 году скульптором Юбером Думандре. После одобрения Карла III пространство с тыльной стороны хоров было расширено таким образом, чтобы алтарь из королевского дворца Риофрио идеально вписался между двумя достроенными крыльями работы Вентуры Родригеса и Хуана де ла Торре-и-Лопеса. За установку алтаря отвечал архитектор Хуан де Вильянуэва. На последнем этапе композицию украсили скульптурами четырех евангелистов работы Мануэля Адева Пачеко. Их разместили в нишах по бокам от хоров - в Апостольском и Евангельском нефах.
Мраморный алтарь работы скульптора Юбера Думандре, 1758 год
Вид на хоры со стороны Trascoro Главного нефа кафедрального собора Сеговии
В центральной нише мраморного алтаря в стиле барокко расположена серебряная рака с мощами покровителя Сеговии, Святого Фрутоса (Себастьян де Паредеса, 1633). Над ней установлены скульптуры Святого Петра, Святой Троицы и Святого Павла. В знак памяти о родителях короля Карла III (Филипп V и Изабелла Фарнезе) боковые крылья украшены фигурами Святого Филиппа и Святой Изабеллы. 
Мраморный алтарь в  стиле барокко, Юбер Думандре, 1758
Алтарь украшен скульптурами святых и закрыт бронзовой решеткой, 1793
Мраморный алтарь в  стиле барокко, Юбер Думандре, 1758
В нише установлена рака с мощами Святого Фрутоса, Себастьян де Паредеса, 1633
фото с сайта facebook.com Catedral de Segovia 
Большинство элементов хоров кафедрального собора Сеговии (El coro, 19) достались ему по наследству из Старого романского собора, для которого были созданы мастерами Педро де Паленсия и Хуаном в период с 1458 по 1463 год. 
Вид на хоры кафедрального собора Сеговии
Два яруса сидений насчитывают 116 мест, включая специально спроектированные кресла для короля Кастилии Энрике IV, его супруги Жуаны Португальской и епископа Сеговии  Хуана Ариаса Давилы. Стулья в готическом стиле богато украшены геометрическим рисунком на спинках и растительными мотивами на подлокотниках. За установку деревянных стульев после переезда из Старого собора  отвечали резчики Хуан Хиль и Херонимо из Антверпена. Они же вырезали восемь недостающих высоких и низких стульев (1558).
Два яруса кресел были перенесены из Старого романского собора в 1558 году
резчики Педро де Паленсия и Хуан, 1458-1463
Главное кресло верхнего яруса отмечено гербом епископа Хуана Ариаса Давилы 
Хоры кафедрального собора Сеговии насчитывают 116 кресел XV века
Кресла украшены геометрическими и растительными мотивами
В центре хоров располагается кафедра в стиле платереско на великолепном подножии эпохи Ренессанса. Она датируется 1516 годом и, возможно, была создана Хуаном Родригесом или Васко де ла Сарса. Размещенные с четырех сторон кафедры древние хоровые книги (канторали), придают этому месту особый колорит.
Старинная хоровая книга (кантораль) в хорах кафедрального собора Сеговии
Хоровые книги в тяжелом деревянном переплете высотой 80 см обычно хранятся в нотных фондах Архива Капитула. Все они изготовлены в двух экземплярах и сохранились со времен Средневековья. В настоящее время на аналое выставлено несколько примеров, "дающих представление о том значении, которое музыкальная иконография имела и продолжает иметь в испанских соборах".
Старинные хоровые книги (канторали) в хорах кафедрального собора Сеговии
Тяжелый деревянный переплет достигает 80 см в высоту
Старинная хоровая книга (кантораль) в хорах кафедрального собора Сеговии
Основание кафедры, скульптор Хуан Родригес (?), 1516
Хоры кафедрального собора Сеговии
Завершают картину два великолепных барочных органа XVIII века (по 2600 труб каждый) высотой 19 метров - "Апостольский" работы Педро де Либорна Эчеваррии (Órgano de la Epístola, 1702, золотые детали добавлены Сантьяго Касадо в 1766 году, оригинальная клавиатура и расположение регистров изменены Мануэлем Сансом в 1795 году) и "Евангелийский" работы его внука, Хосе де Эчеваррии (Órgano del Evangelio, 1769-1772, один из самых больших органов эпохи барокко, сохранившихся в Испании). В 1847 году для достижения большей гармонии племянник Хосе де Эчеваррии, Хосе Маригомес де Эчеваррия, повысил звучание "Апостольского" органа до "Евангелийского". Позолоченные деревянные короба, в которых находятся органы, представляют собой работу резчика Хуана Мората. Кстати, оба эти инструмента пришли на смену органам 1473 года, созданным мастером Йоханом Кортексо для Старого романского собора. После его разрушения они были перевезены в монастырь Санта-Клара, а в 1559 году установлены в хоры кафедрального собора. Здесь органы верой и правдой служили до начала XVIII века, пока не уступили место более совершенным произведениями знаменитого семейства Эчеваррия ("органисты короля" с 1648 по 1847 год). 
"Апостольский" орган работы Педро де Либорна Эчеваррия, 1702
Хоры кафедрального собора Сеговии
В XVII веке один из наиболее талантливых представителей семейства Эчиваррия, монах-францисканец Хосе де Эчиваррия, разработал технологию так называемого "иберийского органа" с двумя фасадами (испанский орган в стиле барокко, эхо-орган), позволяющую создать особенно богатый и мощный звук за счет эффекта эха и контрэха. Когда Organo Mayor (фасад хоров) звучит в направлении слушателей в хорах, Organo Respaldo (сторона, выходящая на боковой неф) звучит в противоположном направлении от хоров, "создавая драматический контраст с горизонтальными фасадными язычками" (уникальное изобретение Хосе де Эчеваррия, 1659). 
"Евангелийский" орган работы Хосе де Эчеваррия, 1769-1972
Впереди видны изобретенные Эчеваррия 
горизонтальные фасадные язычки
Хоры кафедрального собора Сеговии
В 1893 году капитальный ремонт "Евангелийского" органа провел мастер Хуан Оторель, который внес в его конструкцию значительные изменения. К счастью,  многие из удаленных оригинальных деталей не исчезли бесследно, а сохранились в соборе в отличном состоянии. Они были использованы Хоакином Лоисом при реставрации органа в 2021 году. Инструмент был восстановлен до первоначального состояния времен Эчеваррии и является уникальным творением XVIII века.
Вид на "Апостольский" и "Евангелийский органы хоров кафедрального собора 
Педро де Либорна и Хосе де Эчиваррия, Сеговия, XVIII век 
Потолок хоров кафедрального собора Сеговии
Главная часовня (La Capilla Mayor, 20) - это одно из самых важных помещений собора. В нем доминирует подаренный Карлом III Главный алтарь в неоклассическом стиле, созданный итальянским архитектором Франсиско де Сабатини в период с 1768 по 1775 год. В его центральной нише установлена фигура Богоматери Мира (Virgen de la Paz, XIII), подаренная Старому романскому собору королем Энрике IV в XV веке. В 1775 году постамент, трон и облачение Девы Марии были покрыты серебром (отец и сын Антонио и Фабио Вендетти). Короны Богородицы и Младенца были изготовлены Рафаэлем Гонсалесом. По бокам от центральной фигуры расположены две скульптуры из белого мрамора работы Адебы Пачеко - покровитель Сеговии, Сан-Фрутос, и первый епископ города, Сан-Геротео. На верхнем ярусе установлены фигуры брата и сестры Сан-Фрутоса - Святых Валентина и Энграсии, а также анаграмма Богородицы в окружении серафимов и облаков (все из белого мрамора). Закрывающая Главный алтарь барочная решётка работы Антонио де Элорса (1736) была позолочена Мигелем и Хосе Борбуа из Сеговии. Она украшена лилиями и медальонами с гербами. 
Главная часовня кафедрального собора Сеговии
Фигура Богоматери Мира (Virgen de la Paz) XIII, подарок короля Энрике IV 
Серебрение трона и облачения Девы Марии, Антонио и Фабио Вендетти, 1775
Короны Богородицы и Младенца, Рафаэль Гонсалес 
Вид на верхнюю часть решетки и потолок Главной часовни кафедрального собора
По поручению Карла III архитектор Сабатини разработал три проекта Главного алтаря кафедрального собора Сеговии. Выбрав из них самый величественный, король приказал изготовить его в мастерских Королевского дворца Мадрида в течение пяти лет. Для эффектного сочетания мрамора из карьеров Генуи и Испании, исполнителям понадобилось особое мастерство. Перевозка внушительных мраморных деталей из Мадрида в Сеговию тоже потребовала значительных усилий и была реализована в несколько приемов. Закончив установку мраморной конструкции в Главной часовне собора, Сабатини счел недостаточным уровень освещенности его шедевра и заменил нижний ряд старинных цветных витражей на куполе простыми стеклами.
Главная часовня кафедрального собора Сеговии
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia
Купол над Главным алтарем кафедрального собора Сеговии
Витражи нижнего яруса купола над Главной часовней были заменены стеклом
Это улучшило освещение Главного алтаря работы Сабатини
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia
Мраморная кафедра в стиле барокко с гербами герцога Альбукерке
Она украшена пятью барельефами (четыре евангелиста и Непорочное зачатие) 
Перевезена из старого монастыря Сан-Франциско-де-Куэльяр в 1845 году
Вид на верхнюю часть решетки и потолок Главной часовни
Кафедральный собор Сеговии
Самая большая в соборе часовня "Святого Причастия" (La capilla del Santísimo Sacramento, 12) состоит из двух "хорошо дифференцированных зон, разделенных веками и архитектурными стилями". Увенчанная нервюрным сводом первая часть - это готическая Старая ризница, построенная в 1562 году по проекту архитектора Родриго Хиля де Онтаньона, в то время как вторая часть - часовня "Айала Берганса" - является ярким образцом барочной архитектуры XVII века.
Нарядный вход и вид на часовню "Святого Причастия" через решетку в двери
кафедральный собор Сеговии
Старинный засов на двери, ведущей в часовню "Святого Причастия"
кафедральный собор Сеговии
Часовня "Святого Причастия" (La capilla del Santísimo Sacramento)
 Первая часть - часовня "Христос в агонии", Родриго Хиль де Онтаньон, 1562
слева - алтарь "Христос в агонии" (XVI), справа - барочный алтарь (XVII) 
Впереди расположена вторая часть - часовня 
"Айяла Берганса", 1686
Внутри Старой ризницы выделяется алтарь XVI века «Христос в агонии» работы скульптора Мануэля де Перейры, принадлежавший семье маркиза Лозоя. В 1897 году он был облицован керамической плиткой работы Даниэля Сулоаге, созданной на старой керамической фабрике «Ла Сеговиана». Снизу алтарь огражден железной решеткой в эстетике эпохи Возрождения, изготовленной сеговским кузнецом Анхелем Пулидо. На противоположной стене расположен алтарь XVII века в стиле барокко, перенесенный из старой церкви Святого Николая. В конце XIX века часовня была передана в дар кафедральному Капитулу. 
Верхняя часть алтаря "Христос в агонии", Мануэль де Перейра, XVI век
 В 1897 году алтарь был облицован керамической плиткой работы Даниэля Сулоаге
Часовня "Святого Причастия" (La capilla del Santísimo Sacramento)
Нижняя часть алтаря "Христос в агонии", Мануэль де Перейра, XVI век
Часовня "Святого Причастия" (La capilla del Santísimo Sacramento)
 В 1897 году алтарь был облицован керамической плиткой работы Даниэля Сулоаге
Барочная часовня "Айяла Берганса" (La capilla de los Ayala Berganza) ограждена от Старой ризницы тремя решетками, созданными кузнецом Мартином де Чоррагой в 1762 году. Строительство этой квадратной часовни с высоким полукруглым куполом было инициировано в 1684 году одним из последних представителей знатной династии Айала, архидьяконом Сеговии, каноником собора и членом инквизиции, Антонио де Айала Берганса. Часовня строилась с 1686 по 1700 год усилиями нескольких архитекторов. Так, основной проект создал Хуан де Феррарас; купол, фонарь и Главный алтарь возводил Хосе де Чурригера; Хуан де Сетьен Гуэмес работал над карнизом и завершал проекты Чурригеры, а декор интерьера спроектировал сам Антонио де Айяла Берганса. 
Часовня "Айяла Берганса" ограждена тремя решетками, Мартин де Чоррага, 1762  
Купол часовни "Айала Берганса" работы Хосе де Чурригеры, 1686-1700
Cамым значительным произведением этой часовни является огромный потрясающе красивый алтарь-реликварий в стиле барокко, созданный Хосе де Чурригерой и Хуаном де Феррерасом в 1686 году (золочение провели Сантьяго Касас и Лоренцо Вилла). Главным украшением этого великолепного алтаря является позолоченная скиния (дарохранительница) работы Антонио Томе. Она была установлена в центральной нише в 1718 году, но окончательно завершена Сантьяго Касасом и Лоренцо Виллой в 1766 году. Механизм скинии был спроектирован таким образом, что она может поворачиваться одной из четырех сторон во время празднования Благовещения, Пятидесятницы, дня Тела Христова и Великого четверга соответственно. В ее основании изображены четыре евангелиста, а весь ансамбль окружен десятками серафимов и ангелов среди золотых лучей. Верхнюю часть скинии венчает символ Веры с чашей в правой и крестом в левой руке.
Часовня "Айала Берганса" работы Хосе де Чурригеры, 1686-1700
Великолепный позолоченный алтарь увенчан гербом семьи Айала Берганса
Главный алтарь часовни "Айала Берганса", Хосе де Чурригера, 1686 
Между соломоновыми колоннами установлена скиния,  Антонио Томе, 1718
На одной из сторон скинии изображен "Агнец на книге с семью печатями"
Главный алтарь часовни "Айала Берганса", Хосе де Чурригера, 1686

Сторона скинии, посвященная Пятидесятнице, Антонио Томе, 1718
Главный алтарь часовни "Айала Берганса", Хосе де Чурригера, 1686

Сторона скинии, посвященная Благовещению, Антонио Томе, 1718
Главный алтарь часовни "Айала Берганса", Хосе де Чурригера, 1686
Сторона скинии, посвященная дню Тела Христова, Антонио Томе, 1718
Главный алтарь часовни "Айала Берганса", Хосе де Чурригера, 1686

 Скинию венчает фигура Веры с чашей в правой и крестом в левой руке
Главный алтарь часовни "Айала Берганса", Хосе де Чурригера, 1686
Очень эффектный пол часовни "Айала Берганса"
Моя прогулка по кафедральному собору Сеговии подходила к концу. По дороге к выходу мне осталось осмотреть 7 часовен деамбулатория (La Girola, пространство за Главным алтарем). Построенные архитектором Родриго Хилем де Онтаньоном в XVII веке небольшие часовни имеют одинаковую пятиугольную форму и высокий купольный потолок. При этом они богато украшены деревянными алтарями, произведениями живописи, фресками, скульптурами, витражами и красивыми решетками. 
 В зоне деамбулатория (La Girola) расположено 7 небольших часовен 
Потолки часовен деамбулатория кафедрального собора Сеговии
Семь часовен деамбулатория - это: часовня "Сан-Педро" (La capilla de San Pedro, 22) с алтарем работы Педро де Болдуке (1585); часовня "Сан-Ильдефонсо (La capilla de San Ildefonso, 23) с барочным алтарем XVIII века, украшенным горельефом "Дева Мария, налагающая ризу на Сан-Ильдефонсо" работы Мануэля Адебы Пачеко; часовня "Сан-Геротео" (La capilla de San Geroteo, 24) с алтарем XVIII века работы Хуана Мората; часовня "Сан-Фрутос" (La capilla de San Frutos, 25) в стиле рококо с тремя алтарями XVIII века; часовня "Сан-Антонио-де-Падуя" (La capilla de San Antonio, 26) с алтарем, подаренным в 1782 году; часовня "Богородицы Розария" (La capilla de Nuestra Señora del Rosario, 27) с алтарным полотном, созданным Рамоном Байе в 1789 году и, наконец, самая скромная в соборе часовня "Святого Иосифа" (Capilla de San José, 28) с алтарем XVIII века. 
Часовня "Сан-Педро" (La capilla de San Pedro
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Фрагмент алтаря часовни Сан-Педро (La capilla de San Pedro)
фото с сайта facebook.com Catedral de Segovia
Часовня "Сан-Ильдефонсо (La capilla de San Ildefonso)
Алтарь XVIII века c горельефом работы 
Мануэля Адебы Пачеко
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Часовня "Сан-Геротео" (La capilla de San Geroteo), 1560-1577
 Алтарь 
XVIII века работы Хуана Мората посвящен первому епископу Сеговии
Скульптуры, Адеба Пачеко, 1770. Золочение алтаря и решетки, Сантьяго Касадо, 1772
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Кроме позолоченного алтаря XVIII века в часовне "Сан-Геротео" (La capilla de San Geroteo, 24) расположено четыре витрины с торжественным церковным облачением. Здесь можно увидеть богато украшенные золотым шитьем епископские мантии и красивые белые "рубашки" с роскошным кружевом ручной работы. Оно сразило меня наповал.
Витрины с церковным облачением XVI века
часовня "Сан-Геротео" кафедрального собора Сеговии 
Детали вышитого церковного облачения XVI века  
часовня "Сан-Геротео" кафедрального собора Сеговии  
Витрины с церковным облачением XVI века
часовня "Сан-Геротео" кафедрального собора Сеговии 
Детали торжественного церковного облачения XVI века  
часовня "Сан-Геротео" кафедрального собора Сеговии 
Детали торжественного церковного облачения XVI века  
часовня "Сан-Геротео" кафедрального собора Сеговии 
Детали торжественного церковного облачения XVI века  
часовня "Сан-Геротео" кафедрального собора Сеговии 
Часовня "Сан-Фрутос" (La capilla de San Frutos), рококо, начало XVIII века
Три алтаря 
посвящены Сан-Фрутосу и его братьям - Валентину и Энграсии, 1747
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Часовня "Сан-Антонио-де-Падуя" (La capilla de San Antonio), 1560-1577
Это единственный алтарь Деамбулатории, декор которого имитирует мрамор
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Часовня "Богородицы Розария" (La capilla de Nuestra Señora del Rosario)
фото с официального сайта Catedral de Segovia
Часовня "Богородицы Розария" (La capilla de Nuestra Señora del Rosario)
Потолок часовни "Богородицы Розария" (La capilla de Nuestra Señora del Rosario)
Витрины с великолепным епископским облачением XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Витрины с великолепным епископским облачением XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Фрагмент золотого шитья епископского облачения XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Фрагмент золотого шитья епископского облачения XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Витрины с великолепным епископским облачением XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Фрагмент золотого шитья епископского облачения XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Фрагмент золотого шитья епископского облачения XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Витрины с великолепным епископским облачением XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Витрины с великолепным епископским облачением XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Фрагмент золотого шитья епископского облачения XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Фрагмент золотого шитья епископского облачения XVI века
часовня "Богородицы Розария" кафедрального собора Сеговии
Справа от выхода расположена большая часовня Святого Антония (La Capilla de San Antón, 29), закрытая барочной решеткой XVIII века работы мастерской Антонио Элорсы. Эта часовня была подарена Капитулом епископу Сеговии Антонио Идиакесу Манрике, умершему в 1615 году. Алтарь работы выдающегося мастера Хосе Вальехо Виванко был создан в период с 1696 по 1698 год. Четыре соломоновых колонны делят алтарь на три части. В центре установлена фигура Святого Антония работы Педро дель Валье (1706). Детали алтаря были позолочены и окрашены в полихромной технике эстофадо мастером Педро Гутьерресом. 
Часовня "Святого Антония" (La Capilla de San Antón), 1696-1698
кафедральный собор Сеговии
Верхняя часть алтаря часовни "Святого Антония"Хосе Вальехо Виванко, 1696-1698
Центральная часть алтаря часовни "Святого Антония"Хосе Вальехо Виванко, 1696-1698
Фигура Святого Антония работы Педро дель Валье, 1706
часовня "Святого Антония" кафедрального собора Сеговии
Слева от алтаря расположена одна из самых роскошных гробниц собора - могила епископа Антонио Идиакеса, построенная между 1712-1714 годами. Она представляет собой уникальный образец погребальной скульптуры в стиле барокко начала XVIII века. Ее образует высокий постамент с коленопреклоненной молящейся фигурой епископа в окружение путти (автор проекта Карлос де ла Колина, исполнитель Хосе Гальван).
Одна из самых роскошных гробниц собора - могила епископа Антонио Идиакеса
часовня "Святого Антония" кафедрального собора Сеговии
В часовне "Святого Антония" в ожидании торжественной процессии в честь дня Тела Христова стояла Триумфальная колесница из позолоченного дерева, возможно, построенная Педро де Рьесго в 1740-1745 годах. Ею управляют четыре евангелиста: Святой Матфей в образе человека, Святой Иоанн в образе орла, Святой Лука в образе быка и Святой Марк в образе льва. На ее крыше размещена великолепная серебряная Дароносица (реликварий), очевидно, созданная в XVII  веке мадридским ювелиром Рафаэлем Гонсалесом. 
Триумфальная колесница работы Педро де Рьесго, 1740-1745
часовня "Святого Антония" кафедрального собора Сеговии
Колесницей управляют четыре евангелиста:
 Св. Матфей  (человек), Св. Иоанн (орел), Св. Лука (бык) и Св. Марк (лев)
часовня "Святого Антония" кафедрального собора Сеговии
Деталь триумфальной колесницы работы Педро де Рьесго, 1740-1745
часовня "Святого Антония" кафедрального собора Сеговии
Колесница готова к торжественной процессии в честь дня Тела Христова
Торжественная процессия в честь дня Тела Христова
фото со страницы facebook.com Catedral de Segovia
В заключении нужно сказать пару слов о местной коллекции витражей "религиозной тематики в стиле маньеризма", которая считается одной из самых совершенных в Испании. Она насчитывает 157 библейских сцен, расположенных в нефах, деамбулатории и пресвитерии. Большинство из этих витражей были изготовлены в период с 1539 по 1547 год такими выдающимися испанскими и фламандскими мастерами, как Пьер де Голланд, Пьер де Чиберри, Николас де Голланд и Николас де Вергара. 
"Распятие Христа", Пьер де Голланд и Пьер де Чиберри, 1546, Центральный неф
"Сошествие Христа в ад", Пьер де Голланд и Пьер де Чиберри, 1547
Деамбулаторий имеет семь тройных витражей, изображающих чудеса Иисуса Христа
автор Франсиско де Эрранц, между 1679 и 1684 годами
"Благовещение", Николас де Вергара, 1544
"Искушение Иисуса в пустыне", Николас де Голланд, 1544
фото с сайта  facebook.com Catedral de Segovia

На этом, пожалуй, все! Надеюсь вы смогли получить представлением об этом красивом соборе.
Во всяком случае, я старалась сделать мой рассказ максимально наглядным и информативным.
Флайер, с помощью которого легко путешествовать по кафедральному собору Сеговии
Вид на кафедральный собор Сеговии с улицы Маркиза дель Арко
Вид на кафедральный собор Сеговии с улицы Маркиза дель Арко

Некоторые источники:
unaventanadesdemadrid.com  jdiezarnal.com  turismodesegovia.com  catedralsegovia.es
manuelblastres.blogspot.com  manuelblastres.blogspot.com  sonusparadisi.cz  facebook.com

2 комментария:

  1. Very beautiful church. When I see your beautiful photos I wish to go to Spain. Thanks for sharing, Lena.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Spain is truly a very beautiful country, but summer is a bad time for excursions.

      Удалить