автор фотографии Wolfgang Guelcker |
Планируя поездку в Нюрнберг, я прочитала, что в полдень на фасаде Фрауэнкирхен под звон колоколов начинается, такое же представление, как на башне мюнхенской Ратуши. Но, в отличие от Мюнхена, посмотреть его можно только один раз в день. Было воскресенье и Рыночная площадь, на которой расположена церковь Девы Марии была отдана под пляжный волейбол. Гремела музыка, кричали болельщики и никому, кроме меня и еще двух-трех любопытных туристов, не было дела до часов «Мэннляйнлауфен» (Männleinlaufen) вместе с их пятисотлетней историей (часы были созданы мастером Йоргом Хойссом (Jörg Heuss) в 1506-1509 годах в память о принятии в 1356 году «Золотой Буллы»)!Ровно в полдень, безуспешно соревнуясь с мощными динамиками, зазвонили колокола, и представление началось! Сначала под циферблатом ожили герольды, трубачи, флейтист и барабанщик. Затем две фигуры в восточных одеждах начали поочередно отбивать время, открылись двери и вокруг фигуры императора Карла IV три раза прошли семь курфюрстов со знаками императорской власти в руках (отсылка к положениям "Буллы"). Все они изображают совершенно конкретных правителей того времени. Подняв скипетр, император приветствовал своих подданных, а те по очереди поворачивались лицом к суверену и как бы кланялись ему... когда-то давным-давно они, вроде бы, еще снимали головные уборы, но после того как металлические фигуры заменили деревянными, эта функция им стала недоступна. Примерно через пять минут представление заканчивается, двери закрываются и фигурки застывают до следующего полудня.
После представления я заглянула в саму церковь. Фрауэнкирхе или церковь Девы Марии (церковь Богоматери) была построена на фундаменте синагоги, снесенной во время еврейского погрома 1349 года. Евреев обвинили в распространении чумы, хотя на самом деле просто хотели расчистить место для будущей Рыночной площади и прикарманить все то, что те успели "нажить непосильным трудом". Инициировал погром (или закрыл на это глаза) сам император Карл IV, которому в результате достались все еврейские богатства, да еще и построенная в рекордно короткие сроки (1352-1362) новая придворная церковь. Первоначально в ней предполагалось разместить хранилище императорских регалий (корона, мантия, держава и т.п.), но позже Карл IV одумался и хранить такие ценности в столь ненадежном месте не стал. Руководил строительством, по всей вероятности, придворный архитектор Петер Парлер (автор Собора Святого Вита и Карлова моста в Праге). Выполняя заказ короля, он устроил на фасаде церкви императорскую ложу (Михаэльсхор), с которого Карл IV мог демонстрировать атрибуты королевской власти.
В годы Реформации собор стал лютеранским (1525 г), а когда вернулся в лоно католической церкви (1810 г), от его былого великолепия ничего не осталось. Протестанты демонтировали практически все, что смогли унести — алтари, скамьи, пол, орган и даже фигурки на механических часах. Правда, часы потом вернули на место, а вот все остальное пришлось собирать по окрестным монастырям и разрушенным церквям. Самая ценная вещь досталась Фрауэнкирхе после разрушения августинского монастыря Святого Вита. Алтарь Тухера (Tucheraltar) триптих работы неизвестного мастера считается одним из самых замечательных произведений немецкой готической живописи XV века.
автор фотографии Wolfgang Guelcker |
Кроме того, в церкви хранятся работы знаменитых немецких скульпторов Файта Штосса и Адама Крафта, тех самых, что создали "Благовещение" и дарохранительницу для церкви Святого Лаврентия. Несмотря на то, что церковь Богоматери входит в тройку главных соборов Нюрнберга, во внутреннем убранстве она значительно проигрывает и Лоренскирхе и церкви Святого Себальда... зато, у нее есть механические часы!!!
Спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЭто Вам спасибо!!!
Удалить