понедельник, 26 октября 2020 г.

Венская кунсткамера, часть 2: "Залы XXIX-XXXI" (Музей истории искусств, часть 5)

В предыдущем посте я уже рассказала об истории создания венской "Кунсткамеры" и познакомила с ее первыми шестью залами (XXXII-XXXVII) из двадцати. Теперь настало время двигаться дальше, и начнем мы с Зала XXXI.
Зал XXXI
Главным экспонатом небольшого Зала XXXI является великолепный набор для игры "Длинный пуф" (Langen Puff, Wurfzabel, Trictrac, Puff или нарды), который был создан в 1537 году и, возможно, принадлежал императору Священной Римской империи Фердинанду I (1503-1564).
Набор для игры "Длинный пуф" в витрине музея
Поскольку этот набор, в отличие от находящегося в Зале XXXVI, предназначался исключительно для игры "Длинный пуф" (нарды), внешняя сторона его складной деревянной доски не "расчерчена" на шахматные квадраты, а богато украшена искусной деревянной резьбой. Основную концепцию нарядного и очень многозначительного декора, прославляющего сыновей Филипа I Красивого - братьев-императоров Карла V и Фердинанда I, разработал немецкий патриций-интеллектуал Георг Хёрманн, а воплотили в жизнь баварцы Ганс Кельс Старший из Кауфбойрена и два Йорга Брея (Старший и Младший) из Аугсбурга.
Игра "Длинный пуф", 1537 год. Внешняя сторона доски
Основа скрепленной бронзовыми петлями коробки сделана из дуба и облицована орехом,
все рельефные украшения выполнены из самшита и палисандра, а рамки - из розового дерева.
Игра "Длинный пуф", 1537 год. Внутренняя сторона доски
Оба квадрата величиной 56 на 56 см с внешней стороны покрыты эффектной деревянной резьбой, включающей: подписанные медальоны с изображением монархов, геральдические символы династии Габсбургов и рамочный растительный орнамент. Но при внешней идентичности рисунков первого и второго квадрата они имеют совершенно разное наполнение.
На центральном большом медальоне переднего квадрата изображен император Карл V в окружении четырех медальонов меньшего размера с портретами: его прадеда - императора Фридриха III (правый вверху), деда - императора Максимилиана I (левый снизу),  отца - герцога Бургундии Филиппа I Красивого (правый снизу) и их предшественника из другой ветви Габсбургов - герцога Альбрехта II, объединившего под своей властью Австрию, Чехию, Венгрию и Германию (левый вверху). При этом центральный медальон увенчан бургундским рыцарским орденом "Золотого руна", кавалерами которого были все представленные здесь Габсбурги и их близкие родственники, за исключением Альбрехта II.
Передняя сторона набора "Длинный пуф" посвящена императору Карлу V
Портрет императора Карла V на центральном медальоне
Филипп I Красивый, герцог Бургундии с орденом "Золотого руна" -
отец Карла V и Фердинанда I
Император Максимилиан I - дед Карла V и Фердинанда I
Этот небольшой портрет императора также находится в Зале XXXI
 (художник Берхард Штригель, начало XVI века, 22 см х 16,2 см) 
 
В качестве символа и названия ордена "Золотого руна"
была выбрана мифологическая овечья шкура, похищенная аргонавтами из Колхиды

Рисунок реверса деревянной коробки является симметричным отображением главной страницы с той лишь разницей, что здесь главным героем выступает император Фердинанд I, о чем свидетельствуют его конный портрет в центральном медальоне и вензеля "AF" (Anna von Böhmen und Ungarn и Ferdinand I) по бокам от него. Медальон также увенчан династическим рыцарским орденом "Золотого руна", учрежденным прадедушкой Карла V и Фердинанда I - герцогом Бургундии Филиппом III Добрым в 1430 году.
Конное изображение императора Фердинанда I и вензеля "AF" по бокам от него
Под копытами коня лежит табличка с именем художника - "Ганс Кельс, Кауфбойрен"
Кстати, на обоих конных портретах братья-императоры изображены в "максимилиановских доспехах", названных так в честь их дедушки Максимилиана I (в названии обыгрывался также намек на "максимальную" защиту) и ставшими лебединой песней рыцарства эпохи Ренессанса. Баснословно дорогие, весом от 22 до 27 килограмм, такие доспехи были очень популярны в первой половине XVI века и активно использовались, как на турнирах, так и в сражениях.
Двойной гульдинер Максимилиана I на коронацию императорской короной, 1509 год
Полуторный шаугульдинер императора Фердинанда I, 1541 год
Конные портреты Карла V (слева) и Фердинанда I (справа)
(при всей похожести главных медальонов в них все же можно найти много отличий)
Большой центральный медальон со "стороны Фердинанда" окружен портретами: его деда - короля Арагона Фердинанда II (слева вверху), прадеда - Карла Смелого, герцога Бургундии (справа вверху), тестя - короля Польши Владислава II Ягеллона (слева внизу) и мужа сестры - короля Венгрии и Чехии Людовика II (справа внизу).
Реверс набора "Длинный пуф" посвящен императору Фердинанду I
Портрет Фердинанда I в полный рост находится в соседнем зале ХХХ
(Ганс Боксбергер Старший, середина XVI века, 203,2 см х 109,5 см)
Над каждым из центральных медальонов размещены геральдические орлы:
 со стороны Карла V - двуглавый орел, герб Священной Римской империи, 
а со стороны Фердинанда I - одноглавый орел австрийских Габсбургов
Карл Смелый, последний герцог Бургундии - прадед Карла V и Фердинанда I
Король Венгрии и Чехии Людовик II - муж сестры Марии Австрийской
(странный портрет, если учитывать, что он погиб в 20 лет)
Король Арагона Фердинанд II - дед Карла V и Фердинанда I
Это тот самый король, который вместе с Изабеллой Кастильской изгнал мавров,
объединил всю Испанию и отправил Колумба открывать Новый Свет
Границы обоих квадратов обрамляют  широкие бордюры, украшенные многочисленными гербами габсбургских владений, растительным рисунком и маленькими медальонами с портретами великих правителей древности (по углам). На стороне Карла V - это выдающиеся римские императоры: Цезарь, Август, Траян и Константин, а на стороне Фердинанда I -  великие полководцы-завоеватели: Александр Македонский, персидский царь Кир II Великий, мифический ассирийский царь Нин и основатель Рима Ромул. 
Нин -  персонаж древнегреческой мифологии, царь Вавилонии
Кир II Великий - основатель Первой Персидской империи
Полководец Александр Македонский - создатель мировой державы
Константин I Великий - римский император

Оформление внутренней части коробки состоит из игрального поля для «Длинного пуфа» (Tric-Trac, Toccadille или нарды) и широкого бордюра, на котором сцены охоты, животные и птицы чередуются с маленькими медальонами мифологической тематики. Они навеяны произведениями Джованни Боккаччо и логически связаны с 32 игровыми фишками, которые тоже украшены великолепной деревянной резьбой.
Игровое поле обрамлено рамкой со сценами охоты и медальонами мифологической тематики
Детали бордюра, обрамляющего игровое поле
Теперь пора рассказать об игровых фишках, сюжеты которых были заботливо подобраны патрицием Георгом Хёрманном, нарисованы Гансом Кельсом Старшим и изготовлены семейством Брей (Йорг Брей Старший и Младший). 
Каждая фишка тематически связана с бордюром, обрамляющим игровое поле
Все фишки украшены сценами мифологической тематики
Все 32 дубовые основы диаметром 6,5 см искусно украшены вырезанными из самшита сценами из древних мифов и легенд. А для тех, кто с первого взгляда не может отличить Орфея от Циклопа, а Эвридику от Дафны, на обратной стороне фишки есть подсказка с их именами. Таким образом, коротая время за нардами, монархи могли не только отвлечься от государственных дел, но и пополнить свои познания в мифологии.
Комплект фишек для игры "Длинный пуф" 
Фишка "Ясон и Медея" с двух сторон
Фишки: "Смерть Клеопатры" и "Венера и амур" (1537)
Фишки: "Орфей и Эвредика" и "Федра и Ипполит" (1537)
Сын афинского царя Тесея, Ипполит, презирал любовь и отверг домогательства второй жены отца 
Она оклеветала его перед Тесеем, тот проклял сына, и Ипполит погиб, а Федра покончила собой
Фишки: "Диана и Актеон" и "Смерть Лукреции" (1537)
Охотник Актеон преследовал в лесу 
богиню охоты Диану, а затем увидел ее обнаженной у водоема 
В наказание Диана превратила его в оленя, и он был растерзан собственными собаками 
Фишка "Самсон и Далила"
(на этой фишке сохранилось самое старое изображение города Кауфбойрен)

Ну, и в заключении осталось рассказать, почему одна из старейших настольных игр в мире в своей средневековой версии имела такое странное название - "Длинный пуф". Ну, тут никаких загадок - просто слово "пуф" (puff) имитировало звук падающих игральных костей. Было у этой игры и более экзотическое называние - "бордель". И здесь все ясно - эта игра была очень популярна в таких домах. И правда! Что еще можно было делать в борделе! Конечно играть с приятелем в нарды! Кстати, название нарды появилось только в 1650 году.
Фишки: "Похищение Елены" и "Ахилл и Деидамия" (1537)
Дабы уберечь Ахилла от гибели под стенами Трои, мать нарядила его в женское платье и отправила
во дворец царя Ликомеда, где он жил среди царских дочерей и одна из них - 
Деидамия стала его женой.
Фишки: "Смерть Софонисбы" и "Юдифь и Олоферн" (1537)
Не желая украсить собой триумф Сципиона в Риме, жена нумидийского царя Масиниссы,
Софонисба, предпочла яд рабству и бесчестию
Фишки: "Даная под золотым дождем" и "Дафна и Аполлон" (1537)
Аполлон преследовал целомудренную нимфу Дафну, пытаясь добиться ее любви, а она, убегая,
 попросила защиты у своего отца - Пенея (речной бог), и боги превратили ее в лавровое дерево
Зал XXX
В Зале ХХХ экспонируются деревянные и бронзовые скульптуры, великолепный алтарь, часы, гобелен, камеи, а также очередная порция медальонов, барельефов и плакеток, часть из которых посвящены представителям Дома Габсбургов - Карлу V, Фердинанду I и их тете Маргарите Австрийской. Короче, есть что посмотреть и показать. 
Зал ХХХ
Зал ХХХ
1. В эпоху Возрождения в Италии, а затем и Северной Европе, в моду вошли расписанные воском и минеральными красками рельефные медали и портретные бюсты из терракоты. Выглядели они очень реалистично. Примерно так, как созданный немецким скульптором Конрадом Мейтом терракотовый "Бюст молодого человека". Глаза, губы, кожа, родинка, кружево на воротничке. Кажется, что этот задумчивый юноша, имя которого так и осталось загадкой, может в любой момент прервать молчание и рассказать куда же он так выразительно смотрит последние пять сотен лет. 
"Бюст молодого человека"
Конрад Мейт, Нидерланды,1530/40, терракота, роспись, 48 см х 60 см х 25 см
Портретные бюсты стали популярны в Северной Европе в начале XVI века
2. В этом зале показано еще три работы Конрада Мейта: терракотовый "Медальон с портретом Маргариты Австрийской" и две обнаженные фигуры из самшита - "Адам" и "Ева". 
Несмотря на то, что этот скульптор создал немало великолепных скульптур и монументальных гробниц, почти все его масштабные работы пали жертвой Реформации и Французской революции. Уцелели, в основном, небольшие статуэтки и бюсты из различных материалов. Такие, как эти "Адам" и "Ева" - две небольшие самшитовые скульптуры, которые считаются одним из самых ярких образцов ренессансной скульптуры Северной Европы и явно навеяны творчеством Лукаса Кранаха Старшего, в мастерской которого Мейт проработал несколько лет. 
Деревянные скульптуры "Ада" и "Ева" рядом с картиной Лукаса Кранаха Старшего
Конрад Мейт, Антверпен или Мехелен, 1530/35, самшит, 25,5 см и 24 см
"Ева", Конрад Мейт, Антверпен или Мехелен, 1530/35, самшит, 24 см
Скульптуры Конрада Мейта отличались пластичностью форм
Альбрехт Дюрер о Мейте: "Превосходный скульптор... равного которому я никогда не видел"
Скульптуры Конрада Мейта обладали удивительной пластичностью, а "виртуозное обращение с обнаженным телом не имело себе равных в XVI века к северу от Альп". Его талант искусного резчика по дереву высоко ценили Альбрех Дюрер и Лукас Кранах Старший, а слава прекрасного портретиста привела ко двору наместницы Испанских Нидерландов - Маргариты Австрийской. Мейт стал ее придворным скульптором и создал целую галерею портретов семейства Габсбургов. К сожалению, все они теперь "разбросаны" по разным музея и частным коллекциям, а "Кунсткамере" пришлось довольствоваться одним единственным терракотовым медальоном с изображением Маргариты Австрийской.
"Медальон с портретом Маргариты Австрийской"
(надпись вокруг портрета напоминает, что перед нами дочь и тетя императоров)
Конрад Мейт, Мехелен или Броу, 1528, терракота, роспись, 9,2 см

3. Очарвательная группа из трех играющих купидонов (так называемая "Fürwitz-Gruppe") - это деревянная скульптура работы Даниэля Мауха, который стал последним великим представителем  "Ульмской школы". 
"Играющие амуры" на фоне алтаря Мёмпельгардера 
Такие вполне невинные скульптуры были очень популярны в период раннего итальянского Возрождения, но в данном случае художник добавил к ней весьма неожиданное толкование. Надпись на основании гласит, что игра этих милых карапузов ни что иное, как отражение взрослых эротических фантазий. Почему художник, который был широко известен изготовлением религиозных скульптур (большинство погибло в период иконоборчества), снабдил это безобидное "трио" такой пикантной надписью, истории не известно. Творцу, конечно, виднее, но, по-моему, дети как дети!
"Играющие амуры" (так называемая "Fürwitz-Gruppe")
Даниэль Маух, Ульм, 1520/30, груша, 26 см х 36 см х 22 см
"Играющие амуры": Красота в деталях
4. Во времена правления Карла V и Фердинанда I в их огромных владениях, "над которыми никогда не заходило солнце" (пол Европы + Новый свет), были очень популярны всевозможные изделия с портретами этих братьев-императоров и их прославленных предков. Таким образом вассалов держали в постоянном тонусе, ненавязчиво напоминая, о том кто тут самый легитимный властелин. 
Два золотых медальона с портретами императора Карла V:
Голландия или Испания, 1520, золото, эмаль
Медальон, 4,9 см и "Шляпный медальон", 5,72 см
Изображение императора Священной Римской империи Карла V представлено в этом зале в нескольких вариантах - на шляпных медальонах и кольце, на персональном гипсовом барельефе и барельефе вместе с дедом императором Максимилианом I, на бронзовой плакетке и самшитовом медальоне с профилями трех императоров (с дедом и братом). 
Портрет императора Карла V (1532) и кольцо с его изображением (ок.1530)
"Золотое кольцо с камеей" 
Южная Германия, оникс (белый на коричневом), золото, эмаль
Камея "Портрет Карла V" (лицевая и обратная сторона)
Нидерланды, 1556/58, оникс (белый на черном), золото, эмаль, 4 рубина
Рельеф "Император Карл V", Нидерланды, 1530/35, 14,2 см х 12,9 см х 2,8 см
алебастр с остатками оригинальной росписи цветным воском и позолотой, гранаты
"Печать императора Карла V", 2,84 см х 1,9 см х 2,98 см
Испания, 1519/30, золото, инталия на праземе (темно зеленый кварц) 
Бронзовый портрет Карла V в лавровом венке
Леоне Леони - один из самых известных мастеров эпохи маньеризма
Милан, 1555, бронза, 68 см × 59 см × 9 см
Еще одна работа знаменитого и очень дорогого итальянского скульптора Леоне Леони
Бронзовый бюст Маргариты Австрийской - тети Карла V и Фердинанда I
Милан, 1555, бронза, высота 72,5 см
Это один из серии бюстов великих Габсбургов, заказанных Маргаритой Австрийской
Не отставал от брата и император Фердинанд I, чьи изображения с той же частотой тиражировали в виде медальонов, рельефов и другой "рекламной продукции".
Рельеф "Император Фердинанд I"
Аугсбург, 1522/27, мрамор, деревянная основа, позолота, диаметр 20,5 см
5. Следующий объект нашего внимания - детали двух парных шкатулок курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого(1463-1525). Сейчас от них остались только дно и крышки, а раньше шкатулки скрывали пикантную тайну саксонского двора. Ведь, подняв крышку с кентавром, можно было увидеть дно с портретом Фридриха, в то время как под крышкой с сиреной скрывался портрет его возлюбленной (возможно тайной жены) Анны Веллер. При этом кентавр намекал на мужественность курфюрста, а сирена - на соблазнительные чары Анны, родившей ему четверых детей. Поскольку имя автора этих шкатулок в истории не сохранилось, ему придумали псевдоним "Meister der Dosenköpfe" (дословно "мастер по изготовлению крышек").
Кстати, Фридрих III Мудрый, придворным художником которого был сам Лукас Кранах Старший, вошел в историю как главный покровитель Мартина Лютера, без защиты которого лютеранство, возможно, никогда бы не состоялось. 
"Портрет Фридриха III Мудрого" (Лукас Кранах Старший, 1532)
"Дно шкатулки с портретом Фридриха III", основа - орех, портрет - груша
"Крышка с кентавром", дуб
"Meister der Dosenköpfe", Нюрнберг, 1525, диаметр 22 см
Слева и справа Анна Веллер(?) на картинах Лукаса Кранаха Старшего
"Венера и Амур" и "Мадонна с младенцем и гроздью винограда" (1509) 
(считается, что она была моделью более чем для 20 картин)
"Дно шкатулки с портретом Анны Веллер", орех/груша и "Крышка с сиреной", дуб
"Meister der Dosenköpfe", Нюрнберг, 1525, диаметр 22 см
6. Следующий набор из трех деревянных фигур - это всего лишь "технические" модели с пропорциями тела. Ювелиры заказывали такие для работы над статуэтками из драгоценных металлов. 
Фигуры из самшита, Германия, 1550
высота: мужчина - 13 см, мальчик - 6,2 см, женщина - 13 см
7. Небольшой "Фриз с аллегориями муз и добродетелей" является работой того самого Ганса Кельса Старшего, который украсил великолепной резьбой набор для игры "Длинный пуф". Скульптор соединил в одном барельефе 3 из семи античных добродетелей (вера, надежда, любовь) и 3 из 9 древнегреческих муз (Клио/история, Полигимния/торжественные гимны и Терпсихора/танцы).
"Фриз с аллегориями муз и добродетелей"
"Каритас" (Любовь), "Клио" (История), "Фидес" (Вера), "Spes" (Надежда),
"Полигимния" (Торжественные гимны) и "Терпсихора" (Танцы)
Ганс Кельс Старший, Южная Германия, 1545, липа, 30,6 см х 8,1 см
8. В предыдущем посте, рассказывая о плакетках (аналог современных медалей, значков), которые в XV веке сначала вошли в моду в Италии, а затем распространились по всей Европе, я упоминала имя самого яркого представителя этого жанра, уроженца Нюрнберга, ювелира, скульптора и медальера Петера Флетнера. Теперь у нас есть возможность познакомиться и с его работами. Покажу четыре плакетки, кокосовый кубок и три мемориальные таблички из серии "12 древних королей немецкой нации"
Две круглые плакетки Петера Флетнера, Нюрнберг, 1540/46, бронза, 7 см
"Пруденция" (Благоразумие,  одна из 7 добродетелей) 
"Каритас" (Любовь, одна из 7 добродетелей)
Две прямоугольные плакетки из серии "Девять муз"
Петер Флетнер, Нюрнберг, 1540, бронза, 11см х 7,4 см
"Каллиопа" (муза эпической поэзии) и "Мельпомена" (муза трагедии)
"Кокосовый кубок"
Петер Флетнер, Нюрнберг, 1535/40, кокос, серебро, позолота, высота 14,3 см
В 1543 году германские историографы решили добавить легендарности своим далеким предкам и придумали по королю каждому из двенадцати германских племен ("Происхождение первых двенадцати старых королей и князей германской нации", 1543), а для популяризации этой идеи Петер Флетнер изготовил 12 серебряных плакеток в деревянных рамах. Позже эти таблички многократно копировались в бронзе, свинце и серебре. Я только не поняла, почему в этот список попал Карл Великий, который существовал на самом деле... или правду говорят, что это всего лишь собирательный образ...  
Три мемориальные доски из серии "12 древних германских королей"
Петер Флетнер, Нюрнберг, ок. 1540, серебро, 
4,6 см х 3,1 см
"Карл Великий" (первый император Священной Римской империи), 
"Вигевон" (король нижних германцев) и "Херивон" (король средних германцев)
9. В этом зале экспонируется еще очень много красивых и искусных предметов, но обо всем рассказать невозможно. Покажу только солнечные часы, забавную бронзовую фигуру, мимо которой не пройдешь, и очень красивый гобелен в стиле Уильяма Морриса (фотография, к сожалению, не передает всей его красоты).  
"Солнечные часы", мастер Дунайской школы, 1545, медь, бронза, высота 47,6 см
Бронзовая статуэтка, так называемый "Prasser" (кутила)
Нюрнберг, XVI, бронза, 23,8 см 
Один из гобеленов с геральдическим орлом Карла V, Виллем де Паннемакер
Брюссель, XVI, шерсть, шелк, золотые и серебряные нити, 198,5 см x 472,5 см
10. Закончить прогулку по этому залу я хочу рассказом о самом главном его экспонате  - втором по величине складном алтаре Средневековой Германии, который называется Mömpelgarder Altar (первоначально я поместила его в зал XXXII, но теперь исправила ошибку).
Алтарь Мёмпельгардера в зале "Кунсткамеры"
История этого шедевра началась с того, что в 1538 году несмотря на реформаторское иконоборчество, регент графства Мёмпельгард, граф Георг фон Вюртемберг заказал художнику из Херренберга - Генриху Фюльмауреру (его авторство было окончательно подтверждено только в 1971 году) роспись двух гигантских складных алтарей под 2 метра высотой и три метра шириной. При этом каждый из них должен был содержать до 160 изображений с комментариями, рассказывающих о жизни Иисуса Христа.
Алтарь Мёмпельгардера, Генрих Фюльмаурер,1540 год
Центральная часть - 98 см х 91 см, целиком - 283 см х 101 см
Советником по богословию для заказанной работы стал теолог-реформатор пастор Каспар Гретер из Херренберга, который составил подборку текстов и сцен, основанных на переводе Нового Завета, сделанного Мартином Лютером в 1522 году. В результате самым большим стал Der Gothaer Tafelaltar (162 сцены), который каким-то образом оказался в городе Гота, а вторым по величине - Алтарь Мёмпельгардера (Mömpelgarder Altar, 157 сцен на центральной части и с двух сторон каждого из шести крыльев) в 1540 году установленный в приходской церкви Сен-Майенбёф в Мёмпельгарде (сегодня Монбельяр во Франции). Не буду пересказывать историю рода Вюртембергов, скажу только, что к 1600 году алтарь перекочевал в художественную галерею герцога Фридриха I в Штутгарте, а оттуда в венскую коллекцию Габсбургов, где и находится до сих пор. 
На двух сторонах каждого из шести крыльев нарисовано 144 фрагмента ,
которые рассказывают о деяниях и жизни Иисуса Христа (41 см х 28 см)
Каждый фрагмент снабжен соответствующими стихами из Библии
со ссылкой на конкретную главу Евангелие (в медальоне под текстом)
Кстати, большинство рисунков содержат не один, а несколько сюжетов.
поэтому на алтаре изображено не 157, а целых 250 библейских сцен
Кстати, в 2017 году Евангелистская церковь праздновала 500-летие Реформации, и к этому событию агентство Krauss выпустило точную печатную копию Алтаря Мёмпельгардера. Сейчас он находится на родине художника в коллегиальной церкви города Херренберг, евангелистский приход которого стал инициатором этого масштабного проекта (стоимость 26500 евро, из них 16500 - пожертвования прихожан, вес - 400 кг). В дополнение к алтарю в том же издательстве вышла иллюстрированная книга "Der Mömpelgarder Altar".
Копия Алтаря Мёмпельгардера и иллюстрированная книга о нем (2017)
Зал XXIX
В центральной витрине этого зала расположено одно из главных сокровищ венской "Кунсткамеры" - знаменитая "Сальера" Бенвенуто Челлини. Но, как говорится, не солонкой единой! Есть здесь и великолепные камеи, и очень эффектный набор лиможской эмалированной посуды, вырезанные из камня кувшины, вазы и кубки, большой красивый гобелен и две новинки XVI века - пенсне и держатель для цветов.
Зал XXIX. В витрине на переднем плане стоит знаменитая "Сальера"
1. Пожалуй, начну с роскошной "Сальеры" (солонка) - единственной ювелирной работы Бенвенуто Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. Частично покрытая эмалью золотая солонка, на создание которой ушла одна тысяча золотых монет (приблизительно 6 кг металла), была изготовлена в 1543 году по заказу французского короля Франциска I, и, по словам самого Бенвенуто Челлини, символизировала единение двух стихии - Воды (Нептун) и Земли (Теллус)
Заказчик солонки - король Франции Франциск I (1525, Лувр)
"Сальера", Бенвенуто Челлини, Париж, 1540/43
золото, эмаль, эбеновое дерево, слоновая кость, 28,5 см × 21,5 см × 26,3 см
"Чтобы показать, как море соединяется с землей, я сделал две фигуры, 
которые сидят напротив друг друга перемежаясь ногами, 
как иные заливы заходят внутрь земли, а земля внутрь сказанного моря"
При этом повелителя морей - Нептуна - несут морские кони гиппокампусы (мифические кони с ластами и рыбьим хвостом), а рядом с ним размещена большая емкость для соли в виде красивой ладьи. Его визави - богиня Матери-земли Теллус сидит на слоне, а рядом с ней размещен ионический храм с откидной крышей, предназначенный для перца.
"Я сделал Землю такой женственной и изящной, какую только мог себе представить"
"Рядом с ней я поставил богато украшенный храм, который должен служить для перца"
Перечница в открытом виде
У ног Теллус примостилась саламандра, которая олицетворяет стихию Огня и, являясь гербовым животным Франциска I, ненавязчиво напоминает о заказчике "Сальеры". В свою очередь все перечисленные фигуры покоятся на богато декорированном постаменте из эбенового дерева, по окружности которого расположено восемь золотых фигур. Четыре путти символизируют главные морские ветра и стихию Воздух, а идущие по очереди с ними четыре мужские фигуры являются аллегориями ночи, дня, сумерек и зари. В некоторых источниках написано, что для удобства перемещения в дно основания вмонтированы специальные "ролики". Сама я их не видела, но охотно верю, учитывая вес этого арт-объекта. 
«В углублении постамента я разместил четыре фигуры,
эти изображали день, ночь, сумерки и зарю"

 "Еще там были четыре другие фигуры такой же величины,
сделанные для четырех главных ветров"
В коллекцию "Кунсткамеры" этот бесценный шедевр попал благодаря эрцгерцогу Фердинанду II Тирольскому. Драгоценную дедушкину "солонку" подарил ему король Франции Карл IX в знак благодарности за то, что в 1570 году эрцгерцог представлял его на свадьбе с Елизаветой Австрийской - племянницей Фердинанда. 
Кстати, через два года после этой свадьбы произошла Варфоломеевская ночь, и, хотя о роли Карла IX историки спорят до сих пор, как говорится, из песни слова не выкинешь. Это я так, мысли вслух.
Эрцгерцог Фердинанд II Тирольский (слева) получил драгоценную "Сальеру"
в подарок от короля Франции Карла IX (справа)
Этот портрет Карла IX (Франсуа Клуэ, 1569) тоже находится в Зале XXIX 
"Морю по левую руку я поместил ладью тонко сработанную, в каковую клалась соль" 
(в ходе работы Челлини внес коррективы, и солонка расположена справа) 
"Под ним (Нептуном) я разместил четырех морских коней" 
С XVI по XIX век эта солонка была украшением коллекции замка Амбрас (Инсбрук, Тироль) и только в начале XIX века переехала в Вену. Долгое время авторство этого уникального шедевра было неизвестно, а идентифицировать его помог счастливый случай. Однажды Вену посетил герцог Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский, который к тому времени успел прочитать автобиографию Бенвенуто Челлини - "Жизнь" в вольном переводе великого Гете (1803). В Вене Карл Август осмотрел привезенные из замка Амбрас сокровища и узнал описанную в книге солонку! Бинго!
Портрет Бенвенуто Челлини (1500-1571) и его знаменитая "Сальера"
Авторство Бенвенуто Челлини было установлено только в начале XIX века
 

"Нептун". Красота в деталях
Безусловно, золотая "Сальера" всегда считалась одним из главных сокровищ "Кунсткамеры", но особую популярность она получила благодаря тому, что ночью 11 мая 2003 года за 47 секунд была похищена из зала музея. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что в конце концов преступник сдался и показал в каком месте закопал в лесу ящик с драгоценным шедевром. 31 января 2006 года солонка опять была показана публике, а похититель получил 5 лет из которых отсидел около 3-х.      
Несмотря на то что "Сальера" практически не пострадала,
после обнаружения ее отправили на реставрацию
Директор Музея Сабина Хааг возвращает "Сальеру" на место
С функциональной точки зрения солонка предназначалась для хранения соли и перца, 
а с художественной она является безусловным шедевром эпохи маньеризма.
В 2012 году "Сальера" была застрахована на 60 миллионов евро
2. Двигаемся дальше и переходим к потрясающему набору расписной медной (!!!) посуды из Лиможа (Франция), который в XVI веке стал главным европейским центром по производству "высокохудожественной эмалированной посуды достойной королей". 
Лиможскую эмалированную посуду никогда не использовали по назначению
Она служила исключительно для демонстрации статуса владельца
В витрине зала XXIX экспонируется несколько чаш на ножках разной высоты, большое блюдо, миска и дюжина тарелок "Труды месяцев" покрытых лиможской художественной эмалью. Все они расписаны "сложным многофигурным маньеристским орнаментом" в черно-белой гамме (техника гризайль) и эффектно отделаны золотым декором. 
Роспись фруктовницы на низкой ножке посвящена чудесам пророка Моисея
Пьер Реймон, Лимож, ок.1550, гризайль, медь, эмаль, высота 11 см, диаметр 27,8 см
Основным источником всевозможных мифологических и жанровых сюжетов, которыми расписывали посуду лиможские эмальеры, служили гравюры немецких, французских и итальянских художников. Так, дюжина тарелок с гризайлями на популярную в средневековом искусстве тему "Труды месяцев" (циклы изображений, где каждому из 12 месяцев соответствует определенный вид сельскохозяйственных работ) была создана в мастерской Пьера Реймона (одна из лучших в Лиможе) по мотивам офортов известного французского ювелира и гравера Этьена Делона опубликованных в 1568 году. 
Две тарелки (ноябрь, июнь) из серии "Работы месяцев", мастерская Пьера Реймона   
Лимож, вторая половина XVI века, 
гризайль, медь, эмаль, диаметр 19,7 см
Модные при французском дворе монохромные гризайли преобладали в Лиможе, примерно, с 1530 по 1560 год, а потом постепенно уступили место разноцветным (полихромным) изделиям. Некоторые искусствоведы считают, что их мрачность соответствовала времени и была "отражением пессимизма времен Реформации", но мне они вовсе не кажутся мрачными. Я, конечно, не знаток средневекового искусства, но, по-моему, оттененные золотым декором гризайли выглядят очень торжественно и эффектно. Недаром в XVI веке их использовали исключительно для демонстрации высокого статуса владельца, а владельцами были сплошь монархи и высшая знать.  Я бы от такого блюда тоже не отказалась.
 Блюдо, подставка под кувшин "Диана и ее спутники" (гризайль)
Пьер Реймон, Лимож, 1556/58, медь, эмаль, диаметр 45,2 см
3. "Каменная" посуда в этом зале представлена несколькими нарядными вазами из лазурита, богато декорированным кувшином из оникса и очень изящным кувшином из горного хрусталя.
Три вазы из лазурита конец XVI- начало XVII века, Париж, отделка из позолоченного серебра
(размер средней вазы - 9,6 см x 8,6 см x 12,6 см)
Богато декорированный в мавританском стиле двойной кувшин из оникса попал в венскую "Кунсткамеру" тем же путем, что и "Сальера" - в 1570 году его подарил эрцгерцогу Фердинанду II Тирольскому король Франции Карл IX. Он считается одним из самых ценных образцов ювелирного искусства периода последних королей из Дома Валуа (большая часть изделий была уничтожена в период Революции).
"Кувшин из оникса", 27,9 см х 18,4 см х 14,1 см
Ричард Тутен Старший, Париж, 1570,
оникс, сардоникс, агат, бриллианты, рубины, изумруды, жемчуг, эмаль
Кувшин из оникса делится на две, примерно, равные части -
кувшин, напоминающий чайник, и объемную чашу

"Кувшин из горного хрусталя"
сосуд -  Венеция (конец XV), отделка -  Париж (1550), основание - Милан (конец XVI)
горный хрусталь, стекло, золото, эмаль, рубины, изумруды  
4. А вот этот сосуд был вырезан из раковины красный ципрекассис (Cassi rufa). Чаще всего на раковинах моллюсков вырезали камеи, но из "свежих" раковин поднятых с большой глубины (они были более прочными) создавали и небольшие сосуды.
Техника резьбы по раковинам моллюсков, драгоценным и полудрагоценным камням
называется "глиптика" (от греческого "glypho" - "вырезаю")
"Сосуд с крышкой"
Париж, вторая четверть XVI века, серебро, позолота, высота 12 см
5. Теперь покажу два очень интересных предмета, появившиеся в XVI веке - пенсне и оригинальный держатель для цветов ("порт-букет"). Сколько же на свете есть красивых вещей, о существовании которых мы даже не подозреваем! Слава Богу есть музеи и интернет! Это так расширяет кругозор, я вам скажу!
"Порт-букет", высота 17,6 см
держатель в виде стебля с шестью "воронками" для цветов
Париж, ок.1560/70, золото, эмаль, бриллианты, рубины, гранаты, горный хрусталь
"Пенсне и футляр" - один из первых экземпляров (!), Париж, 1550/75
пенсне - золото, французская горячая эмаль, стекло, 8,4 см х 3,3 см
футляр - золото, французская горячая эмаль, 6,1 см х 3,9 см
6. Очередной роскошный подарок, полученный Фердинандом II Тирольским от французского короля Карла IX, еще раз подтверждает тезис о том, что дружить с королями, было весьма выгодным делом во все времена. 
"Кубок Михаила", Антверпен, 1532
золото, эмаль, бриллтанты, рубины, изумруды, жемчуг, высота 51,7 см
Кроме выдающейся ювелирной работы и россыпи драгоценных камней золотой "Кубок Михаила" славится необычным рисунком, идущим вокруг его узкой довольно длинной чаши. Многофигурный эротический барельеф "вакханского содержания", очевидно, рассказывает нам об одной из оргий Диониса. Все расписано как по учебнику - "употребив вина или других священных наркотических средств участники (Дионис и его спутницы вакханки) входили в экстатическое состояние под звуки музыки, исполняемой на тростниковых свирелях, барабанах и цимбалах". Короче, много обнаженных тел, вино, музыканты и Дионис на кровати. Все это "безобразие" обрамлено драгоценными камнями и жемчугом, по окружности чаши свисают затейливые гирлянды, а крышку венчает фигура уже убившего дракона Святого Михаила. Словом, дорого, затейливо и пикантно!
Украшенная бриллиантами золотая фигура Святого Михаила связывает кубок
с первым французским рыцарским "Орденом святого Михаила" 

7. Одну стену Зала XXIX почти полностью занимает гобелен из коллекции, созданной по заказу Франциска I. Это один из шести уникальных ковров, полностью копирующих оформление южной стены Галереи Франциска I в замке Фонтенбло. Отличительной чертой рисунка каждого такого гобелена стало изображение фрагмента "деревянного потолка" и "стеновой панели" Галереи, а также имитация расположенных вокруг соответствующей фрески скульптур и лепного декора. По-моему, получилось даже лучше оригинала. Ярче и наряднее. Восхититься талантом французских художников и ткачей можно, сравнив фотографии ниже.
Гобелен "Единство государства" из коллекции Франциска I, 1540/1547, Фонтенбло 
художники: Франческо Приматиччо и Россо Фьорентино, ткачи: Жан и Пьер Ле Бри  
шерсть, шелк, золотые и серебряные нити, 326,5 см x 620,5 см
А так фрагмент стены Галереи Франциска I (Фонтенбло) выглядит в оригинале
Поскольку старинные гобелены обычно занимают слишком много выставочного места, показать в зале больше одного изделия при всем желании просто невозможно. А их в коллекции больше 800! Поэтому кураторы музея идут на хитрость и периодически меняют экспозицию. Так, посещая Зал XXIX в разное время, можно по очереди увидеть все шесть гобеленов Франциска I. Мне, например, досталась "Смерть Адониса"... осталось посмотреть еще пять...
Гобелен "Даная" из коллекции Франциска I, 1540/1550, Фонтенбло
художники: Франческо Приматиччо и Россо Фьорентино, ткачи: Жан и Пьер Ле Бри  
шерсть, шелк, золотые и серебряные нити, 335 см x 634 см
А так фрагмент стены Галереи Франциска I (Фонтенбло) выглядит в оригинале
8. Теперь перейдем к малым формам. Здесь в моем списке лидирует заказанный в 1571 году Екатериной Медичи небольшой изящный кулон, который предназначался в качестве новогоднего подарка ее сыну - королю Франции Карлу IX. На задней стороне этого кулона в венке, символизирующем процветание французской короны, расположены два переплетенных вензеля "С" (Carl+Catherine), внутри кулона скрыты акварельные портреты Карла IX и Екатерины Медичи кисти Франсуа Клуэ (выдающийся придворный портретист), а переднюю сторону украшают фигуры Благочестия и Справедливости, которые иллюстрируют девиз короля - "Pietate et Iustitia", написанный на знамени между ними. 
Кулон с портретом Карла IX и Екатерины Медичи
Франсуа Клуэ (выдающийся портретист) и Франсуа Дюжарден (ювелир), 
Париж, 1571/72, акварель на пергаменте, золото, эмаль
кулон с передней и задней обложками - 6,1 х ​​4,7 см, миниатюры - 5 x 3,7 см
9. Закончим прогулку по XXIX залу обзором коллекции великолепных камей. Утомлять рассказами больше не буду. Просто полюбуемся вместе этой красотой.
Уникальные четки (розарий) из десяти бусин-медальонов с камеями 
Париж, начало XVI века, ракушка, оникс, золото, горный хрусталь, эмаль, длина - 45 см
В одиннадцатый медальон вставлены две эмали, 
но удивительно то, что на другой стороне нет креста, возможно он был утерян
Камея "Суд Соломона", 9 см х 6,3 см
Ричард Тутен Старший, Париж, ок. 1570, оникс, золото, эмаль, бриллианты, жемчуг  
Камея "Женский портрет", Париж, вторая половина XVI века, 
сама камея выглядит достаточно просто, чего не скажешь о необычном фоне
халцедон, золото, эмаль, 4 бриллианта, жемчуг, 4 рубина, 5,2 см х 4,2 см

Три камеи с портретами римских императоров:
Франция, вторая половина XVI века, оникс (коричневый на белом): 
"Антоний Пий" (золото, эмаль, 10,7 см х 6,5 см), "Цезарь" (золото, эмаль, 5,7 см х 3,9 см)
"Аттила"(серебро, позолота, 6,4 см х 4,3 см)
Две итальянские камеи из белого оникса в золотой оправе с эмалью:
 "Изобилие", 1550, 5,5 см х 4,4 см
"Марс Венера и амур", Джованни Бернарди, вторая половина XVI века, 5,7 см х 5,1 см
Две камеи из оникса в золотой оправе с эмалью и жемчугом:
Франция, третья половина XVI века 
"Лидийская царица Омфала", 18 рубинов, 4 бриллианта, 5,3 см х 4,7 см
"Омфала и Геракл", 5,5 см х 5,3 см
Две камеи с африканской тематикой в золотой рамке с эмалью:
"Диана в виде африканки", Андреас Осенбрюк, Франция/Прага, до 1560/1610
джаспер (яшма черная, красная, желтая), бриллианты, жемчуг, 6,4 см х 5,2 см
"Африканец", Франция, третья четверть XVI века, агат (серый), 3,5 см х 2,5 см

Две камеи из оникса в золотой оправе с эмалью и 8 бриллиантами:
"Женский портрет", Франция, вторая половина XVI века, 2,6 см х 1,6 см
"Королева Англии Елизавета I", Англия (Франция), ок.1575, жемчуг, 9,3 см х 6,6 см 
Две камеи в золотой праве с эмалью, ок. 1550:
"Леда и лебедь", Франция, кахолонг ("калмыцкий жемчуг"), 4 бриллианта, 4 рубина, 7,3 см х 7,9 см
"Женский портрет", Италия (Голландия), оникс (белый на сером), 6 см х 5,2 см 

Хотела заглянуть еще в один зал, но думаю, нужен перерыв.
Так что, до встречи в Зале XXVIII
Впереди еще столько всего интересного!


khm.at  kulturcheck.at  noseenprob.blogspot.com moempelgarder-altar.de wikipedia pinterest и другие источники

4 дня в Вене (Австрия):

Комментариев нет:

Отправить комментарий