пятница, 17 августа 2018 г.

Нидерланды-Бельгия. День 3-й: "Парк Вондела, Рейксмузеум и каналы Амстердама"


Сегодня мой третий и последний день в Амстердаме, а впереди еще непочатый край работы. В программу минимум входит Рембрандт со своим "Ночным дозором", да, и на других "голландцев" тоже хочется посмотреть; водная прогулка по каналам Амстердама, экскурсия в автосалон "Tesla" и посещение какой-нибудь протестантской церкви. Ну, а программа максимум - это как карта ляжет!
Хорошо жить возле парка. Солнце, фонтаны, цапли, зайцы... - короче, все для чудесного начала дня! Так и кормила бы уток до вечера, но... меня ждет Рембрандт, поэтому по красивому парку "Вондела" (Vondel) пришлось пройти, практические, транзитом. А жаль! 
Этот небольшой (47 га) уютный парк был открыт на краю Амстердама в 1865 году и первое время носил незатейливое название "Новый парк" (Nieuwe Park). Обустроила его группа энтузиастов, которая сначала создала "Ассоциацию строительства парка", затем выкупила участок земли и разбила на нем свой личный парк "для езды и прогулок". Все остальные жители и гости Амстердама могли попасть в него только за определенную плату. Век спустя в 1953 году "Ассоциация" пожертвовала парк Амстердаму, и теперь его ежегодно посещает до 10 миллионов человек.
В 1867 году в центре парка был установлен памятник поэту и драматургу XVII века Йосту ван ден Вонделу и вскоре у парка появилось новое название - Vondelpark (парк Вондела, официально с 1880 года). 
Кроме памятника и деревьев в парке Вондел есть еще много чего интересного - розовый сад (1936), несколько водоемов с утками и цаплями, открытый театр (1980-е), красивый ренессансный "Павильон Вондел" (1881), "Синяя чайная" (1937),  скульптура "Рыбы" (Пабло Пикассо, 1965), несколько детских площадок и море лужаек для приятного отдыха. В 1873 году основатель бренда Heinеken - Герард Адриан Хейнекен тоже хотел присоединиться к парковым достопримечательностям и открыть в нем свой фирменный пивной бар, но ему отказали...  пришлось довольствоваться "Пивной Вондела" (Bierhuis Vondel) на соседней улице (Vondelstraat 41). 

Если присмотреться, то на правой фотографии можно увидеть зайчика

Цапли там гуляют, как у себя дома...

... и сороки тоже

Еще одним немаловажным плюсом парка Вондела является тот факт, что он вплотную примыкает к знаменитому Музейному кварталу, где расположена огромная Музейная площадь и четыре самых знаменитых музея Амстердама - Рейксмузеум (Rijksmuseum, 1885 г. www.rijksmuseum.nl), музей Винсента ван Гога (Van Gogh museum, в экспозиции 200 картин, около 500 рисунков и 700 писем художника, www.vangoghmuseum.nl), Музей алмазов (Diamond Museum Аmsterdam www.diamantmuseum.nl) и музей современного искусства Стеделейк (Stedelijk, 1895 г., www.stedelijk.nl). Вчера ночью мы уже гуляли по этой площади, но сейчас она выглядела намного ярче и наряднее. На зеленой лужайке соревновались охотники. Сотни туристов штурмовали надпись "I love Amsterdam" (мы тоже сфотографировались на фоне). Молодой музыкант извлекал какие-то магические звуки из неведомого мне инструмента, а я, наконец, нашла кафе-мороженое и, слопав огромный рожок на фоне самой дорогой улицы города (здесь расположены "Музей алмазов" и старейшая в мире алмазная фабрика "Костер Даймондс"), в чудесном настроении отправилась на встречу с прекрасным. 
Надпись "Ilove Amstardam" на фоне Рейксмузем 

Если театр начинается с вешалки, то амстердамский Рейксмузеум - с небольшого ухоженного садика с фонтанами, скамейками, клумбами и скульптурами. Причем, вход в эту часть музея абсолютно бесплатный. 
В музей я пошла одна и была этому очень даже рада. Люблю бродить по залам в своем собственном ритме, да, и не буду испытывать чувство вины, за то что Мохсину приходится в сотый раз стоять возле "Ночного дозора", пока очередной гость пытается понять, почему эта картина считается "самой важной и таинственной картиной в истории искусства Нидерландов" и чем уж она настолько лучше остальных.
Центральные залы посвящены голландцам "Золотого века", а на заднем плане видна картина "Ночной дозор"
Итак, Национальный музей Rijksmuseum (Государственный музей www.rijksmuseum.nl) - это знаменитое собрание произведений искусства, входящее в первую 20-ку самых посещаемых художественных музеев мира. Это самый богатый и знаменитый музей страны, экспозиция которого насчитывает более 1 млн. 200 тыс. шедевров голландского и мирового искусства. Среди них великолепные картины, гравюры, фарфор, мебель, редкие книги и фотографии.
История музея началась в 1800 году, когда в Гааге открылась Национальная картинная галерея, собрание которой насчитывало около 200 работ. Со временем музей стал расти и пополняться новыми шедеврами и в 1808 году по указу короля Нидерландов Луи Бонапарта был перемещен в столичный Амстердам. С 1885 года экспозиция музея размещается в выстроенном для него просторном здании, чем-то напоминающем королевский дворец (архитектор Питер Кейперс).
За время своего существования знаменитый музей много раз достраивался и обновлялся. Последняя и самая масштабная реконструкция проходила с 2003 по 2013 год и обошлась стране почти в пол миллиарда евро. 
В самом центре музея собраны картины художников голландского Золотого века - Вермеера, Рембрандта, Хальса..., а венчает эту коллекцию всемирно известное полотно “Ночной дозор” (Рембрандт, 1642). Сейчас этот шедевр, который правильно называется «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Ройтенборга», считается "самой важной и таинственной картиной в истории искусства Нидерландов" и экспонируется под охраной в специально перестроенном для этого зале (с 1906 г). А вот в XVIII веке после распада заказавшего картину Стрелкового общества, ее отдали в городскую ратушу, где безжалостно обрезали, чтобы втиснуть в простенок между окнами (первоначальный вид сохранился только на копии художника Геррита Люнденса). Там в забвении и копоти от камина ныне всемирно известная картина провисела до тех пор, пока не попалась на глаза другому гениальному художнику - Ван Дейку. Он картину отреставрировал и тогда все с удивлением обнаружили, что действие на полотне, которое за темноту покрытых копотью и пылью красок привыкли называть "Ночной дозор", происходит вовсе не ночью, а ярким амстердамским днем... но название уже менять не стали... Ах, да! Еще поняли, что это бесценный шедевр и назначили его национальным достоянием страны!
Отдав должное Рембрандту, Рубенсу, Халсу и им подобным, а также делфтскому фарфору, изделиям из слоновой кости, потрясающему кукольному домику, инкрустированной мебели, впечатляющей библиотеке и много еще чему совершенно замечательному, я спустилась в местный сувенирный магазин, в котором тоже, поверьте, было на что "приятно посмотреть". Конечно, захотелось купить один из великолепно изданных художественных альбомов, но пришлось ограничиться небольшими подарочками для подруг и малюсенькой жестяной коробочкой с "холодком" для себя любимой...  зато коробочка с изображением "Ночного дозора" теперь всегда лежит у меня в сумке и напоминает о чудесном времени проведенном в Рейксмузеум.
Дальше по плану было посещение автосалона Tesla и небольшого магазина делфтского фарфора. Не то чтобы я была таким же фанатом электромобилей, как Мохсин, но Tesla - это действительно "космический автомобиль". Один дизайн чего стоит... особенно в темно-синем цвете! Не знаю, как у них, а на Toyota такой цвет когда-то назывался "синий бархат"...  
Автомобиль на уличной подзарядке
Кстати, о синем цвете. К своему стыду, я всегда считала, что фирменным знаком делфтского фарфора (также как и Гжели), считается исключительно бело-синяя гамма. Ан, нет! Оказывается, есть у них и глубоко мной любимые терракотово-зеленые тона. Именно такую тарелку в свою коллекция я купила вчера в Волендаме,  и что особенно приятно, стоила она почти в два раза меньше, чем ее амстердамские подруги!  
Ну, вот мы, наконец, добрались до причала прогулочных катеров "Blue Boat Company"(www.blueboat.nlStadhouderskade 30, 75 минут, 16 euro), где нас уже битый час ожидала Марианне. Вскоре подошел сине-красный катер, мы заняли места за столиком закрытого салона, надели наушники, и экскурсия началась. 
Итак, главные амстердамские каналы. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2010 года. Полукольца опоясывающие Старый город и веер связывающих их радиальных артерий. Набережные в частоколе узких средневековых домов "Золотого века" и роскошных особняках более поздней постройки. Плавучие дома, лодки-рестораны и, конечно же, мосты, мосты, мосты... Их в Амстердаме около полутора тысяч, а значит почти в четыре раза больше, чем в Венеции, где их чуть более 400.
Четыре кольцевых внутренних канала называются Сингел, Херенграхт, Кейзерсграхт, Принсенграхт, а самый извилистый внешний - Сингелграхт. Он отделяет старый город от Музейного квартала и новых районов и именно с него начался наш водный круиз. Первый из внутренних каналов - Сингел, появился еще в Средние века и с 1428 года служил защитным рвом на западной границе города, а остальные были вырыты в XVII веке по мере того как город рос и расширялся. 
 
Во время круиза прогулочный катер выходит на большую воду бывшей бухты Эй (Ij), что позволяет не только покачаться на больших волнах, но и увидеть некоторые образцы современной амстердамской архитектуры - Музей NEMO, EYE - Нидерландский институт кино, Башню A'DAM (22 этажа офисов, баров и ресторанов. На последнем этаже ресторан и смотровая площадка A’DAM Lookout с безумными качелями на краю) и Главный концертный зал Muziekgebouw aan 't IJ. Я не большой поклонник такой архитектуры, но отношусь к ней с должным уважением, когда она не уродует сложившуюся веками историческую застройку. Слава Богу! У амстердамских градоначальников хватает мозгов выносить такие здания "за скобки" исторического центра, чего не скажешь о горе властителях моего любимого Киева. 
EYE - Нидерландский институт кино и здание A'Dam Toren (Амстердамская башня)
Главный концертный зал Muziekgebouw aan 't IJ
Научно-художественно-познавательный музей NEMO

Вернувшись в тихое очарование канала Сингелграхт, мы десантировались на пристань и пошли гулять по вечернему Амстердаму. Я хотела в протестантскую церковь, но попали мы в Begijnhof, чтобы посмотреть на старейший амстердамский бегинаж - приют для "одиноких женщин, которые хотели жить праведной жизнью, не принимая постриг". Небольшие дома амстердамского Бегейнхофа начали строится в далеком XIV веке и до сих пор все его строения находятся на уровне средневекового Амстердама (примерно на 1 метр ниже нынешнго города). Сначала приют был со всех сторон окружен водой и имел лишь один вход с моста на аллее Beguines, но в XIX веке к нему добавился еще один вход со стороны площади Spui. Последнее истинная бегинка умерла здесь в 1970-е годы, но до сих пор приют принадлежит англиканской церкви и предоставляет кров только одиноким женщинам. Бегейнхоф и часовня открыты для бесплатного посещения с 9:00 до 17:00, но сестры-бегинки не очень любят многочисленных туристов, нарушающих их уединение. Здесь нельзя шуметь и фотографировать, а на зеленых лужайках внутреннего двора запрещено выгуливать собак и кататься на велосипедах. Поскольку мы попали в этот район уже после пяти часов вечера, то и спокойствие одиноких благочестивых женщин ничем нарушить не смогли. Просто прогулялись вокруг, сфотографировали старинные "бегинские" дома и пошли таки в сторону протестантской церкви.    
Бегейнхоф
Бегейнхоф
Бегейнхоф
Шли по тесным средневековым улочкам с вытянутыми к небу игрушечными домами, и я спросила почему каждый из них увенчан массивной балкой с подвесным крючком. Оказывается дело в том, что лестничные клетки амстердамских домов (независимо от года их постройки) всегда были до неприличия узкими из-за экономии места, поэтому подъем и спуск любого мало мальски объемного груза является здесь огромной проблемой. Именно поэтому до сих пор практически все дома в городе снабжены прошедшим проверку временем традиционным подъемным механизмом. Груз поднимают на веревках с помощью зацепленного за крючок блока, а потом втаскивают в квартиру через окно. Для этой же цели амстердамские дома часто слегка наклонены вперед, чтобы поднимаемые предметы не наносили урон фасаду. Говорят, что эта традиция зародилась в те далекие времена, когда грузы в Амстердаме перемещались в основном на кораблях и лодках и поднимались в стоящие вдоль каналов дома прямо с палуб. Справедливости ради, нужно сказать, что с годами этот экзотический способ подъема используется в Амстердаме все реже и реже, уступая дорогу современным подъемным механизмам. Все-таки прогресс берет свое!
Лестничная клетка амстердамского дома. Молодой человек поднимает по лестнице велосипед

Наконец я уговорила своих друзей, правоверных атеистов, зайти со мной в протестантскую церковь. Почему я туда так рвалась? Да, просто потому, что я никогда и нигде в них не была. Теоретически я имела представление об их устройстве, а вот увидеть собственными глазами степень "строгости убранства" пока не доводилось. Ну, вот, наконец, увидела. Минималистичненько. Во время службы уж точно отвлекаться не на что. Ни скульптур, не росписей, ни иконостаса... только одинокий орган и ряды кресел перед подобием амвона... Я, конечно, против ничего не имею, но мне больше нравятся нарядные храмы, которые радуют и душу и глаза...
Все! Нагулялись! Еще загляну в пару традиционно незашторенных голландских окон (об этой шокирующей меня традиции я рассказывала в посте про Волендам) и пойдем праздновать мой отъезд - я с грустью, а мои друзья с облегчением (шутка)!
Это не кафе, а обычная квартира в старом городе
Спасибо, друзья! Это было здорово!!!

2 комментария:

  1. Отличная прогулка! Я тоже лечу в Амстердам, люблю этот город, ощущение праздника, как будто находишься в сказке, а вокруг настоящие пряничные домики))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно! Мне город очень понравился! Собиралась в сентябре туда еще раз поехать, но, боюсь, не получится!

      Удалить