вторник, 31 июля 2018 г.

Нидерланды-Бельгия. День 2-й: "Несколько часов в Волендаме" (Нидерланды)


Утро второго дня началось с ароматного кофе и легкого дождя за окном. Марианне убежала на работу, а мы погрузились в машину и отправились исследовать пригороды Амстердама. Я хотела в Харлем и Делфт, но поехали мы совсем в другую сторону - в рыбацко-туристический поселок Волендам... и, о счастье! сделав огромный крюк, проехали по той самой бегущей через море дороге, которую я вчера увидела с неба. Это чудо инженерной мысли оказалось 28-километровой плотиной-дамбой Хаутрибдейк, которая соединяет два прибрежных города - Лелистад и Энкхёйзен и разделяет бывший морской залив Зёйдерзе на два пресноводных озера - Маркермер и Эйсселмер. Хаутрибдейк - это вторая из двух рукотворных дамб, построенных в XX веке (1920-1975гг)  в рамках проекта Зёйдерзе. Благодаря этим дамбам, отделившим залив Зёйдерзе от Северного моря и превратившим его в пресноводное озеро, голландцы не только защитили "нижние земли" от постоянных разрушительных наводнений, но и значительно увеличили площадь сельскохозяйственных угодий. Но даже, если бы эти уникальные дамбы никак не повлияли на благополучие и процветание родных Нидерландов, по ним стоило бы проехать просто ради того, чтобы своими глазами увидеть "одно из Семи чудес света современного мира". Синие небо, парусники на горизонте, сотни знакомых и малознакомых птиц, воспоминание о том, как эта узенькая дорога (ширина 50 м) выглядела с неба - все это вместе и по отдельности произвело на меня очень сильное впечатление! А в довершение всего, выехав с дамбы, мы углубились в какой-то подводный туннель... и это как раз в тот самый момент, когда над нашей головой по каналу проходила красивая белая яхта! От неожиданности я даже забыла ее сфотографировать!

И еще несколько слов нужно сказать о прибрежном городе Лелистад, в котором начинается (или заканчивается, как кому больше нравится) дамба Хаутрибдейк. Этот небольшой городок оказался  столицей самой молодой провинции Нидерландов - Флеволенд, образованной в 1986 году на так называемом польдере, а, проще говоря, отнятом у водоема Эйсселмер огромном участке осушенной земли. Кроме того, что в Лелистаде начинается моя любимая дамба, эта провинция может похвастаться авиационным музеем-парком, рыбацкой деревушкой-музеем на острове Схокланд и природным заповедником Оствардерсплассе (56 га), болотистая часть которого расположена вдоль озера Маркермер в зарослях камыша. Здесь обитают дикие гуси, колпицы, выпи, белые цапли, бакланы, орланы-белохвосты...  Большую часть из них я увидела в виде рисунков на "художественном заборе" установленном на берегу, а остальных - живьем, когда проезжала по дамбе. Правда, из всего списка я с уверенностью могу идентифицировать только цапель и гусей, но птиц там и правда огромное множество, жаль на дороге нет специальных площадок для остановки любопытных фотографов. 
Только посередине дороги в районе шлюзов есть небольшой участок с парковкой и симпатичным утопающем в зелени ресторанчиком. Кстати о зелени, проезжая по дорогам Флеволенда с его зелеными лугами, холеными коровами и ухоженными полями, даже не задумываешься о том, что все эта территория  еще недавно было дном одного из заливов Северного моря. А потом еще сомневаются, что человек - венец природы! Иногда нам все-таки удается сделать что-то полезное!
Миновав дамбу, мы оказались на твердой совершенно "натуральной" суше и мимо очередных коров, городка с говорящим названием Эдам, живописных мельниц и тюльпановых полей по нереального гладкой и чистой дороге отправились в Волендам. Там оставили на парковке машину и пошли знакомиться с туристической версией традиционной жизни голландской рыбацкой деревни. Вышли на очень людную набережную, нашли свободный столик и, нежась в лучах осеннего солнца, принялись наблюдать за туристической круговертью на фоне рыбацких лодок, парусников, катеров и яхт. 
Вот на "сцене" появился псевдо рыбак в старинном национальном костюме - точная копия бронзового памятника, который стоит прямо напротив кафе. Оценив ситуацию, он выбрал наиболее подходящий антураж и в эффектной позе замер в ожидании проходящей жертвы. Его заработок - фотографирование за умеренную плату. Далее по курсу аналогичным бизнесом были заняты несколько девушек в хорошо узнаваемой волендамской национальной одежде (ее ошибочно считают "национальной голландской"). Одни кломпы (деревянные башмаки) и высокие чепцы чего стоят. Не знаю как на счет совместных фотографий, но само присутствие местных жителей в красочной одежде придает этому месту особенный колорит. 
Фото из интернета
А ведь каких-то сто с лишним лет назад это была самая обычная рыбацкая деревушка, где мужчины занимались ловлей рыбы и креветок,  коптили угря и делали лучшую в королевстве селедку. Эти деликатесы, наравне с соседским сыром "Эдам", и сейчас продаются на каждом углу и считаются самыми популярными местными сувенирами. 
Что же касается развития туристической индустрии, то эта статья дохода появилась здесь вовсе не вдруг. Замечательная мысль превратить Волендам в туристический аттракцион под названием "традиционная нидерландская деревня" пришла в голову местному бизнесмену Леендерту Спаандеру. С этой целью он сначала открыл в деревне паб, а потом и гостиницу со скидками для молодых художников-импрессионистов. В отсутствие рекламы и интернета, именно эти художники стали первыми популяризаторами местных красот. А когда, в 1906 году сюда пустили паровой трамвай - вслед за импрессионистами в Волендам потянулись другие горожане и дело пошло. Ну, а старинный Art Hotel Sрaander (1881 г) процветает и по сей день, и, конечно же, его стены густо увешены теми самыми работами, которые в счет оплаты оставляли гостеприимному хозяину благодарные художники. Гениев среди них, к сожалению, не случилось, но "седина веков" все же придает картинам определенную ценность и шарм.
Кофе был уже выпит, нахальные воробьи, которые отважно разгуливали по ногам, столам и стульям, накормлены, а идти никуда не хотелось... Мой приятель вообще за то, чтобы никуда не спешить, а меня, за ежедневные марш-броски и перманентное желание все сфотографировать, называет "китайской туристкой"! Короче говоря, взяли еще по чашке капучино (не сидеть же без дела) и продолжили наблюдать. В это время за соседний столик сели две американки. При этом одна из них взяла стул и поставила его с другой стороны стола, чтобы сидеть визави. Буквально через несколько минут к ней подошел официант и вежливо попросил поставить стул на место, т.к. она вышла за виртуальную границу летней террасы. Очевидно, эти ограничения связаны с движением по довольно узкой набережной. Но дело не в том, что у них есть такие правила, а в том, что их соблюдают... даже, когда в этом нет никакой необходимости (набережная в этот момент была полупустой)!
В Волендаме есть несколько музеев, которые рассказывают туристам о том, как жили их далекие предки, но самый интересный из них, музей Experience Volendam с 3D эффектом - полное погружение в историю простой рыбацкой деревушки. Говорят, очень захватывающее зрелище, но... не в этот раз. Мы пойдем изучать настоящее! 
Если в двух словах - все нереально чисто, ровно и максимально открыто. Игрушечные дома с малюсенькими "двориками"  выстроились по линеечке, каждая  лакированная дверь (раньше двери покрывали исключительно зеленым лаком, сейчас гамма значительно расширилась, но фактура осталась) - маленькое произведение искусства, а натертые до зеркального блеска окна напоминают витрины интерьерных магазинов. 
При этом шторы в большинстве случаев тоже используются только как элемент декора, в результате вся квартира видна, как на ладони. Да что там квартира, еще и озеро, которое плещется где-то с другой стороны дома или, например, соседняя улица. В деревне, где на расстоянии полуметра от их незанавешенных окон толпами перемещаются туристы, волендамцы живут как-будто рыбки в огромных аквариумах и это давным давно нисколько не смущает. Это вообще в Нидерландах никого не смущает... кроме туристов... Привыкли за последние четыреста лет. Еще с тех самых времен испанской оккупации XVI века, когда жестокий герцог Альба, боясь народных волнений, запретил голландцам зашторивать окна. Запрет продлился около четырех лет, испанцев потом прогнали, а окна не стали завешивать в знак протеста. Ведь, честным и высокоморальным людям скрывать от общественности нечего! Не знаю как для кого, но эти большие "голые" окна-витрины и лежащие в кроватях, готовящие ужин или смотрящие телевизор обычные люди стали для меня одним из самых ярких нидерландских впечатлений... Хотя, "голые" - это не совсем правильное определение. В Волендаме они очень дизайнерские и нарядные. С красиво драпированными открытыми шторами, большими вазами, статуетками, вазонами, букетами. Если окон несколько, то они могут быть украшены симметрично или в унисон, а на некоторых есть даже жалюзи..., правда, все равно открытые.... 
А последней каплей стала входная дверь, которая была закрыта только наполовину... то есть только ее нижняя часть... при этом хозяев и близко нигде не было видно...
Еще в аккуратной, чистенькой и ужасно правильной рыбацкой деревне Волендам есть четыре небольших католических церкви, потому что в отличие от всех остальных Нидерландов, местное население здесь всегда было и остается исключительно католическим. 
И это не единственное отличие волендамской общины, которая даже для большинства голландцев до сих пор остается большой загадкой. При кажущейся открытости местных жителей, на самом деле живут они  в своем тщательно оберегаемом закрытом мире. Говорят на собственном волендамском диалекте; целыми улицами одновременно уезжают в отпуск  в один и тот же кемпинг, чтобы и на отдыхе не менять соседей; до ненормального много работают, потому что панически боятся былой нищеты (до 1860 года в деревне не было даже церкви); бесконечно трут окна и метут улицы, чтобы не прослыть плохими хозяевами; женятся на местных девушках и выходят замуж за местных парней (браки вне общины случаются, но не приветствуются)...  Все остальные для них чужаки или просто "пальто" (так сто лет назад начали называть приезжих, которые в отличие от местных не носили традиционные рыбацкие куртки). А еще в городе практически невозможно приобрести жилье. Если каким-либо дом и выставляется на продажу, то его сразу выкупают родственники или сама община. При этом малюсенький 22-тысячный Волендам широко знаменит своими футболистами, певцами, всемирно известным национальным костюмом и конечно же селедкой, которую тоже едят по-особому, по-волендамски. Для этого нужно высоко закинуть голову и опустить длинное селедочное филе прямо в рот. Никакой тебе селедки под шубой или прочих глупостей. Купить такой деликатес можно во многих рыбных магазинчиках и, при желании,  тут же съесть "не отходя от кассы".
Нагулявшись по пропылесошенным улицам (в Волендаме болезненный культ чистоты, и некоторые хозяйки действительно пылесосят улицу возле дома и ножичком вычищают травку проросшую между камней) образцово-выставочного городка (рука не поднимается назвать все это деревней) мы еще раз вернулись на набережную, где в витрине сувенирного магазина я присмотрела замечательную дельфтскую тарелку. Вслед за тарелкой прицепом пошли сувениры для подружек и чудесный комплект соль-перец в виде парочки типичных волендамцев (это мне в коллекцию). 
Увидев канал с позеленевшей водой, я даже не поверила своим глазам! Как это они допустили такое "безобразие" 
Итак, сувениры куплены, фотографии сделаны, селедка съедена - визит в туристическую деревню Волендам можно считать успешно выполненным! Ставим галочку и отправляемся назад в Амстердам! Вечером нас еще ждет Квартал красных фонарей!

Спасибо Софье Корниенко за интересную информацию

Смотрите продолжение:

Еще немного по теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий