понедельник, 26 февраля 2018 г.

Украина: "Прогулка по Киево-Печерской лавре"


Сейчас даже не припомню, когда я попала в Лавру в первый раз, но мне повезло, я еще застала то время, когда это был по настоящему древний монастырь, несущий на себе всю тяжесть прожитых лет... когда старое кладбище у дальних пещер еще не сверкало мрамором и гранитом, когда не было современной плитки и стальных перил, когда подворье не было заполнено мерседесами? и на каждом углу не размещалась очередная иконная лавка. Тогда еще не было разделения на заповедник и монастырь и никто не считал тебя врагом народа, за то что ты достал камеру или не надел косынку.... Хорошие были времена... Нет, я не против реставрации и двумя руками за ухоженность и чистоту, но в таких исторических местах нужно делать это максимально деликатно. Нельзя же начисто сметать весь дух старины...
Итак, по порядку. Начнем с того, что киевская лавра, территория которой занимает более двадцати гектаров, теперь очень четко разделена на две самостоятельные части — Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник и Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру.
Первая часть — это собрание музеев, колокольня и несколько церквей. Еще на ее территории расположена трапезная и новый Свято-Успенский собор, но они принадлежат монастырю. Это верхняя светская лавра и вход в нее платный (исключение составляют верующие в дни религиозных праздников). Нижняя часть, где расположено множество церквей и пещеры — это мужской монастырь. Сюда приезжает множество паломников, вход бесплатный, но действуют все монастырские ограничения.
В разные периоды своего существования Печерский монастырь считался средоточием просвещенной мысли и внес неоценимый вклад в развитие нашей культуры. Так, в 1113 году Нестором летописцем была написана «Повесть временных лет», наиболее ранний дошедший до нас летописный свод, а  в 1661 г. в лаврской типографии был напечатан "Патерик Печерский", который содержал сведения об истории монастыря, жизни монахов и строительстве обители в период с ХІ по ХІІІ вв. Печерский монастырь был еще и центром подготовки православного духовенства. В начале ХІІІ в. в разные регионы Киевской Руси было назначено около 50 епископов из числа монастырской братии. В 1159 году в знак признания значимости Киево-Печерского монастыря в делах укрепления веры, ему был присвоен статус "Лавра" (название крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение). Правда, Константинополь подтвердил это право только в 1481 году.
История Киево-Печерской лавры начинается с того, что в первой половине XI века – священник из села Берестово Иларион выкопал в одном из покрытых густым лесом киевских холмов пещеру для молитв. В 1051 году в этой пещерке Иллариона поселился миссионер из Афона преподобный Антоний, к нему постепенно стали присоединяться и другие подвижники, каждый из которых вырыл себе по пещерке. Когда их стало 12 они выкопали одну большую пещеру, церковь и кельи, а маленькие со временем соединили между собой. Так был основан нынешний комплекс Дальних или Феодосиевых пещер. На следующем этапе была воздвигнута наземная церковь Успения Богородицы и фактически был основан "ветхий" Печерский монастырь. Однако, преподобный Антоний монастырской жизни опять предпочел уединение и с несколькими учениками вырыл себе пещеры на соседнем холме. Так появились Ближние или Антониевы пещеры. Где-то там под толщей земли он сейчас и покоится. По легенде перед смертью он попрощался с учениками и удалился в сою келью, которую тут же завалило землей. С тех пор откопать его останки так и не смогли. В середине 70-х годов XI в. монастырь, который за свое благочестие пользовался большим уважением у киевских князей, получил во владение гору над пещерами и переместился на территорию современной Верхней лавры. В центре нового монастыря в 1073 году был заложен и в 1089 году освящен Свято-Успенский собор, в 1106 году над въездными воротами построена дошедшая до наших дней лишь с небольшими изменениями Троицкая (надвратная) церковь, в 1108 году было завершено строительство каменной Трапезной, а монастырь все продолжал обустраиваться и расширяться. Пещерные комплексы к тому времени постепенно превратились в место уединения подвижников и погребения умершей братии.
Однако, все эти положительные изменения в жизни монастыря проходили на фоне постоянных междоусобных войн, набегов и разорений. Кто его только не грабил: и ханы, и половцы, и местные князья. Если прибавить к этому землетрясения и пожары, то удивительно, что от него вообще хоть что-то сохранилось. К счастью, монастырь был так крепок духом, что после окончания очередной полосы разрушений и смут, он каждый раз не только возрождался вновь, но даже смог сохранить родную веру долгие годы находясь под властью Литвы и Польши.
 
 
Период истинного расцвета для Киево-Печерской лавры начался в XVII веке с приходом Митрополита Петра Могилы. В это время восстанавливаются и строятся новые церкви, процветает издательское дело, открывается высшее училище. Но в 1718 году в Лавре вновь случился пожар, уничтоживший большое количество монастырских построек, и в 1720 году пришлось начинать все сначала. Новый монастырский комплекс был возведен в стиле украинское барокко. Появилась новая типография и Большая Лаврская колокольня, был восстановлен Успенский собор, построены иконописные мастерские и колокольня над Ближними пещерами. В средине XIX века нижняя часть монастыря обзавелась каменной стеной и Лавра приняла современные очертания. В этот же период была построена новая Трапезная церковь и под руководством В. П. Верещагина расписан Успенский собор. А потом пришел XX век, который ничего хорошего с собой не принес. Все ценности были изъяты, монахи выселены, монастырь превращен в музей, в 1941 году партизаны взорвали Успенский собор, а то, что не разграбили революционеры, дограбили фашисты...
Еще до окончания войны в 1944 году Киево-Печерский заповедник открылся вновь. Заработали музеи. Открылись для просмотра Ближние и Дальние пещеры, в которых покоятся мощи 120 святых , в том числе Нестора Летописца и Ильи Муромца. Кстати о пещерах. Это сложная система взаимосвязанных рукотворных подземных ходов, проходящих на глубине от 5 до 15 метров и соединяющих между собою отдельные помещения. Общая длина Ближних и Дальних пещер более 800 метров. Свой современный внешний вид они приобрели только в XIX веке, хотя уже в XVII и XVIII подвергались неоднократной реконструкции. Дело в том, что пещеры всегда были святыней этого монастыря, и с увеличением числа паломников пришлось выдолбить арки для размещения рак с мощами и расширить извилистые коридоры, чтобы увеличить их пропускную способность. В XIX веке пол в пещерах был выложен чугунной плитами, были изготовлены новые кипарисовые, дубовые и липовые гробницы, а мощи святых накрыли шелковыми, парчовыми и бархатными покрывалами, расшитыми жемчугом, бисером и драгоценными нитями.
В 1988 году в Нижнюю лавру стал постепенно возвращаться монастырь. В 1995 году заработала типография, а в 2000 был построен Успенский собор (писать восстановлен, думаю, не корректно, потому что фактически от него осталось чуть больше, чем фундамент), увеличилось и количество братии. Сейчас в монастыре несут послушание более 200 человек. Территория ухожена, все блестит и сверкает, и чувствуется, что это уже далеко не музей...
Все музеи остались в Верхней Лавре: музей книги и книгопечатания, украинского народного декоративного искусства, исторических драгоценностей и постоянно действующая выставка «Микроминиатюр Николая Сядристого». За отдельную плату можно подняться на 96,5 метровую Большую Лаврскую колокольню, которую построили на средства гетьмана Мазепы. Преодолев всего 374 ступеньки, вы получаете вид на миллион. Поскольку Лавра стоит на днепровских холмах, с ее смотровых площадок тоже открываются потрясающие виды на просторы Левого берега. Ну, а на саму красавицу Лавру лучше всего смотреть с Русановки или моста Патона.

Адрес:
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник: г. Киев, ул.Лаврская, 9
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра: г. Киев, ул. Лаврская , 15, корп. №42 
Телефон: +38 044 406 63 75 и +38(044)255-11-75
kplavra.kiev.ua 

lavra.ua

2 комментария:

  1. Спасибо за рассказ и обилие хороших фото! После посещения лавры надолго было чувство благодати.Намоленные места- как говорит мой муж, с которым мы именно в Киеве и встретились впервые.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да! Место знаковое! Сто раз там бывала и каждый раз восхищаюсь!

      Удалить